Карл (мортира) | это… Что такое Карл (мортира)?
Самоходная мортира «Карл» во дворе завода Райнметалл-Борзиг, 1940 год. | |
Самоходная мортира «Карл» (Gerät 040) | |
---|---|
Классификация | САУ, самоходная мортира |
Боевая масса, т | 126 |
Экипаж, чел. | 16 |
История | |
Год(ы) производства | 1940—1941 |
Год(ы) эксплуатации | 1940—1945 |
Количество выпущенных, шт | 6 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 11370 |
Ширина корпуса, мм | 3160 |
Высота, мм | 4780 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град.![]() | 10 |
Борт корпуса, мм/град. | 10 |
Корма корпуса, мм/град. | 10 |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 600-мм (на ряде машин — 540-мм) |
Тип пушки | мортира |
Длина ствола, калибров | 8,44 (600-мм) 11,5 (540-мм) |
Боекомплект пушки | 4 выстрела |
Углы ВН, град. | +70°/0° |
Углы ГН, град. | 4° |
Дальность стрельбы, км | 4500 м (бетонобойный снаряд) 6700 м (фугасный снаряд) |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 |
Мощность двигателя, л.![]() | 750 |
~ 10 | |
Тип подвески | торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт |
Самоходная мортира «Карл» (нем. Gerät 040, «установка 040») — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Одна из самых мощных САУ своего периода. Всего было построено 6 мортир. Использовались при штурме крепостей и сильно укрепленных позиций противника.
Содержание
|
История создания
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой Рейнметалл-Борзиг нарезного миномета калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м.
Всего фирмой Райнметалл-Борзиг было изготовлено 6 самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена:
- I — «Adam» («Адам») (позднее переименована в «Baldur» («Бальдр»),
- II — «Eva» («Ева») (позднее переименована в «Wotan» («Вотан»),
- III — «Odin» («Один»),
- IV — «Thor» («Тор»),
- V — «Loki» («Локи»),
- VI — «Ziu» («Циу», «Тюр»).
В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 г. были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».
По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Fenrir» («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.
Описание конструкции
Ходовая часть
Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным ребрами жесткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л.с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 квадратных метров.
Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действия от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Артиллерийская часть
Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъемных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (из которых 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (из которых 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/сек и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 метров или стальную плиту толщиной 450 милиметров. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/сек, стрельба им велась на дальность в 6700 метров. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.
Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм
Скорострельность орудия составляла 1 выстрел в 10 минут.
Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортерах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортер имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда.
В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041».
Транспортировка
Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:
- повозка ствола весом 42 т;
- верхний лафет весом 41,8 т;
- мост и ходовая часть весом 21,6 т;
- самоходный лафет весом 82,3 т.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырехосных платформы.
Служба и боевое применение
Самоходная мортира «Карл» ведёт огонь по воставшей Варшаве, август 1944 года
Самоходная мортира «Карл» в Кубинке
Самоходная мортира «Карл» в Кубинке
Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности Вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании, машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.
В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 году. Мортиры «Адам» и «Ева», из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф.
2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина» находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины[1]).
В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.
В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной Армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.
Примечания
- ↑ http://deutschewaffe.
narod.ru/rgk.htm
Литература
- В.Н.Шнуков Вермахт. — Минск: ООО «Харвест», 2004. — С. 239. — 448 с. — 5000 экз.
- Статья «Сверхпушки для сверхустрашения», журнал «Вокруг Света», №2 (2785), Февраль 2006, рубрика «Арсенал».
Ссылки
- Германская артиллерия особой мощности на сайте deutschewaffe.narod.ru
- Статья о самоходной мортре «Карл» на сайте ww2.kulichki.ru
Новая страница (1)
Военная история России XVIII века все спецпроекты |
Войны и вооруженные конфликты | Аналитические материалы Северная война 1700 – 1721 гг. |
Территория военных действийЛевобережная Украина (Россия), Польша, западная Лифляндия. Силы сторонРусские: Левобережная Украина – армия царя Петра I Алексеевича – около 60 000 человек; Польша – войска под командованием фельдмаршала барона Генриха фон дер Гольца и генерала Михаила Михайловича Голицына – 22 000 человек; в Лифляндии – войско под командованием фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева – 30 000 человек. Шведы и их малороссийские союзники: Левобережная Украина – армия короля Карла XII – 35 000 человек; сторонники гетмана Ивана Степановича Мазепы – около 30 000 человек; Лифляндия – гарнизон Риги во главе с генерал-лейтенантом графом Нильсом Штромбергом (Nils Stromberg) – 13 400 человек. Датчане: Датская армия под командованием генерала Юргена Ранцау (Jorgen Rantzau) – 15 000 человек, датский флот – 30 линейный кораблей, 10 фрегатов, 3471 орудие. Саксонцы: в Польше – войско короля Августа II Сильного – 14 000 человек. Суть кампанииШведские войска пытаются начать наступление с Левобережной Украины в Центральную Россию через Полтаву, Харьков, Белгород. Русские войска, проводя на Левобережной Украине тактику «выжженной земли», стремятся изнурить шведские войска, лишить поддержки части малороссийского казачества и навязать шведам генеральное сражение за пределами Центральной России. Ход кампанииЛевобережная УкраинаВ начале января 1709 г. 15 марта к гетману Ивану Мазепе присоединился запорожский кошевой атаман Константин Гордеевич Гордиенко с 8000 казаков. В районе между Денпром, Орелью и Воркслой против русских войск действовало 15 000 малороссийских ополченцев. 12 апреля у села Соколки русский отряд (7000 человек) во главе с генерал-лейтенантом бароном Карлом Рённе нанес поражение малороссийско-шведскому отряд (2730 шведских драгун и 3500 малороссийских казаков) во главе с генерал-майором бароном Карлом Густавом Крейцем (Carl Gustaf Creutz), (потери шведов и мазепинцев – 800 убитых, четыре орудия, потери русских – 60 убитых). 16 апреля русский отряд (2000 человек) полковника Петра Яковлева взял Переволочну (гарнизон – 3000 человек), (потери мазепинцев – 1000 малороссийских казаков). Также убито 3000 мирных жителей. 26 апреля отряд под командованием генерал-поручика Александра Даниловича Меншикова атаковал шведскую армию под Опошней (потери шведов – 600 убитых, два орудия и 178 пленных; потери русских – 600 убитых). 30 апреля шведская армия (35 000 человек) осадила Полтаву (комендант – полковник Алексей Степанович Келен, гарнизон – 6500 человек, из них 2500 человек городского ополчения). В течение мая – июня гарнизон отбил 20 штурмов (потери шведов – около 6000 убитых). 10 мая русский отряд (2000 человек) полковника Петра Яковлева осадил Запорожскую Сечь. Штурм укреплений Сечи был отбит (потери русских – 288 убитых). 11 мая Запорожская Сечь была взята (в бою убито несколько тысяч запорожцев; в плен попало 278 казаков, 150 из них казнено). В конце мая к Полтаве подошли русские войска (42 000 человек, 102 орудие) под командованием царя Петра I. Остатки шведской армии в панике отступили к Переволочне, где основная их часть (около 14 000 человек, 34 орудия, 264 знамени) 30 июня сдалась в плен отряду (9000 драгун и калмыков) под командованием генерал-поручика Александра Даниловича Меншикова. Король Карл XII и гетман Иван Мазепа с отрядом из 1300 шведов и 2000 малороссийских казаков бежали к границе Турции. На переправе через Южный Буг их настиг отряд генерала Волконского, который взял в плен 900 шведов. Король Карл XII, гетман Иван Мазепа и кошевой атаман Константин Гордиенко с малороссийскими казаками укрылись в турецкой крепости Очаков. Польша12 апреля 1709 г. у Подкамня (130 верст от Люблина) русский отряд (12 000 человек) во главе с генералом Михаилом Михайловичем Голицыным нанес поражение шведско-польскому отряду (потери поляков и шведов – 400 убитых, 14 знамен; потери русских – 25 убитых). В июле войско (14 000 человек) короля Августа II Сильного вступило в Польшу. 26 сентября царь Петр I и король Август II Сильный встретились в Торуне. 9 октября был подписан новый русско-саксонский договор, направленный против Швеции. Король Станислав I Лещинский бежал из страны в шведскую Померанию, куда отошли и шведские войска (9000 человек). Дания11 октября 1709 г. в Копенгагене был восстановлен русско-датский союз, направленный против Швеции. Датский флот (30 линейный кораблей и 10 фрегатов) начал блокаду шведского побережья. 1 ноября датская армия (15 000 человек) под командованием генерала Юргена Ранцау (Jorgen Rantzau) высадилась в Швеции и к концу декабря, почти не встречая сопротивления, заняла провинцию Скания. Западная Лифляндия15 октября 1709 г. русские вторглись в западную Лифляндию. 7 ноября русская армия под командованием фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева (30 000 человек) осадила Ригу (комендант – генерал-лейтенант граф Нильс Штромберг (Nils Stromberg), гарнизон – 13 400 человек, 641 орудие) 14 ноября начался артиллерийский обстрел города и строительство осадных сооружений. В начале декабря основная часть войск была отведена на зимние квартиры в Курляндию и Литву. Осаду держал отряд (6000 человек) во главе с генералом Аникитой Ивановичем Репниным. Итоги кампанииРусская армия уничтожила шведскую армию в битве под Полтавой, предварительно измотав ее малой войной. Полтавская победа вернула в антишведский союз с Россией Саксонию и Данию. Саксония и Россия восстановила свой контроль над всей территорией Польши. Россия начала завоевание западной Лифляндии. Адрианов П. М. Эпоха Петра Великого // История русской армии и флота. М., 1911. Вып. 1. С. |
Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков
- Немецкий StuG III Второй мировой войны
Марко Пантелич / 22 октября 2022 г.
Немецкий рейх (1941 г.) Штурмовое орудие — построено 50 Ausf.C и 150 Ausf.D.
- Прототипы США времен Первой мировой войны
Эндрю Хиллс
/ 19 октября 2022 г.
Соединенные Штаты Америки (1916) Сухопутный корабль — не построен «Предположим, что гигантский флот Великобритании мог бы выйти из…
Подробнее
- Прототипы итальянских танков времен Второй мировой войны
Артуро Джусти / 17 октября 2022 г.
Королевство Италия (1943 г.) Бронетранспортер — Бумажный проект Semicingolato da 8 t (англ.: 8 tonne Half-track), короткий…
Подробнее
- Немецкие истребители танков Второй мировой войны
Марко Пантелич / 15 октября 2022 г.
Германский рейх (1943 г.) Самоходная противотанковая машина — 750-800 Построен В ходе Второй мировой войны немецкая армия столкнулась с…
Подробнее
- Современная итальянская броня
Артуро Джусти / 12 октября 2022 г.
Италия (с 2010 г. по настоящее время) Транспортер для перевозки личного состава — измененный номер неизвестен IVECO Daily Homeland Security — итальянский небронированный транспортер для. ..
Подробнее
- Британские прототипы времен Первой мировой войны
Эндрю Хиллс / 10 октября 2022 г.
Великобритания (1915-1918) Прототип — 1 Частично достроен Полковник Рукс Эвелин Белл Кромптон присутствовал при рождении…
Подробнее
- Легкие танки США времен Второй мировой войны
Кристофер Янусас / 8 октября 2022 г.
Соединенные Штаты Америки (1935-1938 гг.) Легкий танк – построено 237 (M2A2), построено 73 (M2A3) Введение: «Имитация – лучшая форма…
Подробнее
Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетехнику, которая когда-либо бороздила поле боя, от «сухопутных линкоров» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.
Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!
Товарищи на гусеницах
Четыре эпохи, которые мы освещаем:
Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.
Вторая мировая война: испытательный полигон для боевых бронированных машин: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.
Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.
Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.
С участием (уже десять лет!)
Партнерские сайты
Сообщество
Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанные авторы.
Удивительный материал
Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.
Для всех
Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.
Социальные сети
Присоединяйтесь к нам на Facebook!
Твиты от tankenc Follow @tankcenc
Большие увлечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|