Содержание

Артефакты культур тюркского времени Большого Алтая. V-XI вв. н.э.

Меч представляет собой уникальный образец – предмета наступательного вооружения. Сохранившиеся детали ножен являются яркими образцами декоративно-прикладного искусства. Это изделие ярко иллюстрирует картину внешнего облика воина тюркского времени – представленную на каменных изваяниях, где часто присутствуют именно такие предметы, подвешенные за петли-скобы ножен к поясу.

Рис. 1. Сросткинский меч «со львами».По: Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., 2017, рис. 1.

Ниже приводим описание  меча представленное в статье В.В. Горбунова, А.Л. Кунгурова и А.А. Тишкина «Детали рукояти и ножен меча из могильника Сростки- I (по материалам раскопок М.Д. Копытова в предгорьях Алтая)» (Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., 2017, с. 100-104).

Железный меч представляет собой прямой и однолезвийный клинок, который в поперечном сечении имеет килевидный абрис. Его длина составляет 83 см. Ширина в районе основания оказалась 4 см, в середине – 3,4 см, перед закруглением к острию – 3 см. Толщина у основания 1 см, а в середине 0,6 см. Черен меча (также железный и прямой) в поперечном сечении имеет прямоугольный абрис. Его длина около 12 см, ширина ближе к основанию 2,5 см, толщина там же 0,8 см. Переход черена в клинок, к сожалению, разрушен (рис. 2, 1). Навершие рукояти в виде «колпачка» состоит из двух половинок. Его основу в продольной плоскости составляет овально-прямоугольная фигура с прямым нижним краем и закругленным верхним. Этот край выражен двумя уступами. Со стороны спинки меча навершие снабжено сложнофигурным отростком, напоминающим растительные завитки. Наибольшая длина изделия 8,2 см, длина основной части 5 см, ширина 4 см, толщина 1,5 см. Обе половины навершия выполнены в технике ажурного литья и имеют небольшие повреждения боковых сторон со стороны лезвия меча. Первая (лицевая) половина отлита более качественно. В ее центральной части изображен «грифолев», стоящий на трех лапах, с поднятой правой передней лапой.

У него загнутый назад и раздвоенный хвост (пропущенный между лап), к которому примыкает лист растения. Видна косматая грива, глаз, открытая пасть, напоминающая клюв грифа. Вокруг фигуры располагаются десять отверстий. Сама она заключена в два ряда валиков, ближний из которых образует своеобразный геральдический щиток. Внутренняя часть отростка этой половины заполнена растительным побегом с листьями. Вторая (тыльная) половина отлита менее качественно и сильно затерта. На ней изображен такой же «грифолев» с обломанным или недолитым окончанием хвоста. Вокруг фигуры 12 отверстий. Орнамент на отростке отсутствует, но есть круглое отверстие (рис. 2, 2). Для изготовления рассмотренных деталей использовался сплав, основу которого составляла медь. Рентгенофлюресцентным спектрометром зафиксировано присутствие в нем цинка, свинца и олова, а также золочение внешней поверхности изделий. Две бляхи-накладки под пальцы руки крепились в торце рукояти со стороны лезвия меча (рис. 2, 1). В фондах музея сохранился только один такой предмет (длина 3,3 см, наибольшая ширина и высота по 1,4 см).
Бляха имеет фигурно-ромбовидную форму с сильно выступающей центральной частью, заканчивающейся полусферой. От нее отходят четыре растительных завитка, направленных друг к другу. На боковых сторонах изделия находятся треугольные лопасти, резко опущенные вниз (рис. 2, 3). С тыльной стороны у сохранившейся бляхи имеются два штыря длиной 0,7–0,8 см. Перекрестие меча в продольной плоскости имеет крестовидный абрис. Его основу составляет прямоугольник с двумя треугольными выступами по центру и расширенными фигурными прорезными окончаниями. В поперечной плоскости абрис перекрестия напоминает вытянутый ромб. Его длина 14 см, ширина (по центру) 2,4 см, толщина (по центру) 2,3 см. Наибольшая ширина окончаний 2,5 см, ширина ровных участков в среднем 1,2 см. Перекрестие состоит из двух половинок, когда-то соединенных между собой пайкой. В средней части они имеют выемки, образующие подовальное отверстие. Со стороны клинка его размеры 4,5 х 1 см, со стороны черена – 3,4 х 1,3 см. Обе половинки сделаны в технике литья.
Первая более рельефна. Она являлась лицевой (парадной) стороной. В центре изображена пальметта с двумя пятиконечными звездами по бокам, которые разделяют прыгающих навстречу друг другу двух львов. У животных показаны одна передняя и две задние лапы, распластанный хвост, подчеркнуты открытые пасти с рядом верхних зубов, завитками переданы гривы. Рельеф второй половины перекрестия более заглажен, но изображения на ней полностью аналогичны. Это свидетельствует о ношении меча на левом боку и постоянном соприкосновении данной части с одеждой воина. Одно из окончаний этой половинки частично обломано, но недостающий фрагмент сохранился припаянным к лицевой половине (рис. 2, 4). Зафиксированный сплав может характеризоваться как сложная латунь. Отмечена позолота на внешней поверхности, в том числе на бортиках. Первая скоба с двумя обоймами крепилась ближе к устью ножен (основанию клинка). Наибольшая длина изделия (между обоймами) 12,3 см, ширина (включая скобу и обоймы) 8,2 см. Лицевые части изделия демонстрируют ажурное рельефное литье, тыльные – плоское литье.
Скоба состоит из лицевой и тыльной пластин фигурно-скобчатой формы. Размеры лицевой пластины – 12,1 х 3,6 х 0,2 см. На ее поверхности проходит три линии валиков, две из которых повторяют абрис внешней боковой стороны, а третья (более тонкая) смыкается с рельефной пальметтой в центре изделия. По бокам пальметты изображены два льва, прыгающих навстречу друг другу. У них показаны все четыре лапы с пальцами, два глаза, нос, открытая пасть с верхним рядом зубов. Гривы животных переданы завитками, а на брюхе полосками обозначена шерсть. Хвосты львов загнуты к спине, но их окончания отведены назад и раздвоены, напоминая растительный лист. Фигуры львов оконтуривают по три отверстия. У верхнего и нижнего края пластины есть два отверстия с расклепанными штифтами, соединяющими ее с обоймами. Тыльная пластина имеет размеры 12 х 3 х 0,1 см. Ее центральная часть у ровной боковой стороны либо повреждена, либо не долита. У верхнего и нижнего края есть два отверстия (одно повреждено) для крепления с обоймами.
Кроме этого в пластине пробиты еще три мелких отверстия, возможно, связанных с креплением портупейного ремня. Обе обоймы от первой скобы имеют одинаковую конструкцию и декор. Каждая из них собрана из двух выгнутых пластинок, образующих овал. Пустое пространство внутри составляет 4,7 х 1,5 см. Лицевые пластины прямоугольные, размерами 5,7–6 х 1,4–1,7 х 0,2 см. Для крепления к скобе у них плечиками выделены язычки с отверстиями. На поверхности пластин изображено по льву, которые полностью идентичны львам на скобе. Их фигуры оконтуривают по три и четыре (одно обломано) отверстия. Тыльные пластины менее массивны, их размеры 6 х 1,5 х 0,1 см. Они соединяются с лицевыми частями парными расклепанными штырями и в этих местах сильнее загнуты. Свободные окончания их заужены срезами и снабжены отверстиями под скобу. Вероятнее всего, первоначальная сборка пластин скобы с обоймами подразумевала крепление одним штифтом сразу четырех отверстий, но сейчас это соединение разрушено (рис. 2, 5). Вторая скоба с двумя обоймами крепилась ближе к середине ножен.
Расстояние между ближними обоймами обеих скоб составляло около 10 см. Наибольшая длина изделия 12,2 см, ширина 7,8 см. По конструкции, технике литья и декору это изделие полностью аналогично предыдущему, но имеет худшую сохранность. Размеры лицевой пластины скобы 11,6 х 3,5 х 0,2 см. Отличается круглым углублением в пальметте. От тыльной пластины скобы сохранилось меньше половины изделия (размерами 5,6 х 3 х 0,1 см). Она соединена с обоймой штифтом и имеет одно мелкое отверстие. Параметры лицевых частей обойм 5,7 х 1,5–1,7 х 0,2–0,3 см, тыльных частей 6 х 1,4 х 0,1 см. Пустое пространство внутри обойм 4,7 х 1,5 см (рис. 2, 6). Рентгенофлюоресцентный анализ показал наличие позолоты на лицевых пластинах скоб и обойм, которые сделаны из сложной латуни. Все тыльные пластины оказались медными. (Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., 2017, с. 100-104). 

Рис. 2. Меч из могильника Сростки-I. Реконструкция А.Л. Кунгурова.

В.В. Горбунов, А. А. Тишкин и А.Л. Кунгуров  считают, что рассмотренные детали рукояти и ножен сросткинского меча достаточно оригинальны и не находят точных аналогий  и  отмечают лишь наиболее близкие им изделия: «колпачок» — навершие рукояти и две бляхи-накладки из могильника Сростки-I (раскопки М.Н. Комаровой), скобу с обоймами из могильника Шабаново‑3 в Кузнецкой котловине и похожие вещи из кимакских памятников Восточного Казахстана. Все эти предметы  датируются в пределах 2-й половины IX – 1-й половины XI в. (Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., 2017, с. 104).

Как отмечают В.В. Горбунов, А.А. Тишкин и А.Л. Кунгуров непрямые аналогии изображениям львов, помимо прототипов в сасанидской и согдийской торевтике, можно найти в поясной гарнитуре кимаков и кыпчаков, на рукоятях и ножнах хазаро-мадьярского длинноклинкового оружия (Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., 2017, с. 104).

Место обнаружения
Изделие происходит из материалов полученных М.Д. Копытовым в 1925 году на могильнике Сростки-I.

Всего М.Д. Копытов раскопал на памятнике 39 курганов, но поскольку никакой документации работ не велось, установить точное местонахождение предмета в погребении не представляется возможным (Горбунов В.В., 2010, с. 16). В 2014 г. при раскопках крупного кургана со рвом на могильнике Сростки-I рядом с мелкими обломками меча был найден бронзовый наконечник ремня с похожим по стилю изображением прыгающего льва (рис. 2, 7). Не исключено, что наконечник происходит из могилы, раскопанной ранее М.Д. Копытовым, и составляет один комплекс с мечом, являясь деталью портупейного ремешка от его ножен (Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., 2017, с. 104).

Литература

  • Горбунов, В.В. Военное дело населения Алтая в III–XIV вв. Ч. 2. Наступательное вооружение (оружие). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006.
  • Горбунов В.В. Антропоморфные подвески из могильника Сростки-I // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул : Азбука, 2010. С.
    16–19.
  • Горбунов В. В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А. Детали рукояти и ножен меча из могильника Сростки-I (по материалам раскопок М.Д. Копытова в предгорьях Алтая) // Между Востоком и Западом: движение культур, технологий и империй. Владивосток: Издательство Дальнаука, 2017. С. 100-104.
  • Горбунов В.В., Тишкин, А.А. Курганный могильник Сростки-I: история изучения и современные исследования. Изв. Алтайского гос. ун-та. 2014. № 4/2 (84): 54–67. 

    большой, короткий, одноручный, полуторный и двуручный, применение в бою, история создания

    Меч. Безусловно, он является самым известным и почитаемым видом холодного оружия. На протяжении нескольких тысячелетий меч не только верой и правдой служил многим поколениям воинов, но и выполнял важнейшие символические функции. С помощью меча воина посвящали в рыцари, он обязательно входил в число предметов, используемых при коронации европейских венценосных особ. Старый добрый меч до сих пор широко используется в различных военных церемониях и никому даже в голову не приходит заменить его чем-нибудь более современным.

    Меч широко представлен в мифологии различных народов мира. Его можно найти в славянских былинах, скандинавских сагах, в Коране и Библии. В Европе меч был символом статуса его владельца, отличая благородного человека от простолюдина или раба.

    Однако, несмотря на весь символизм и романтический ореол, меч в первую очередь был оружием ближнего боя, основная функция которого – уничтожение противника в бою.

    Средневековый рыцарский меч напоминал христианский крест, дужки крестовины образовывали прямой угол, хотя особого практического значения это не имело. Скорее, это был символический жест, который приравнивал главное оружие рыцаря к основному атрибуту христианства. Перед обрядом посвящения в рыцари меч держали в церковном алтаре, очищая это орудие убийства от скверны. Во время самого ритуала меч подавал воину священник. В рукояти боевых мечей нередко вкладывали частички священных мощей.

    Вопреки распространенному мнению, меч не был самым распространенным оружием ни в античные времена, ни в эпоху Средневековья. И причин этому несколько. Во-первых, хороший боевой меч всегда был дорог. Качественного металла было мало, и стоил он дорого. Изготовление этого оружия занимало много времени и требовало от кузнеца высокой квалификации. Во-вторых, владение мечом на высоком уровне требовало многолетних упорных тренировок, научиться орудовать топором или копьем было гораздо проще и быстрее. Будущего рыцаря начинали тренировать с раннего детства…

    Разные авторы приводят отличные данные о стоимости боевого меча. Однако одно можно сказать точно: цена его была высока. В раннем Средневековье за средний клинок давали сумму, равную стоимости четырех коров. Обычный одноручный меч, изготовленный известным мастером, обходился еще дороже. Оружие высшей знати, изготовленное из дамасской стали и богато украшенное, стоило баснословных денег.

    В данном материале будет дана история развития меча, от древнейших времен до позднего Средневековья. Однако в основном наш рассказ коснется европейского оружия, ибо тема клинкового оружия слишком обширна. Но прежде чем перейти к описанию основных вех развития меча, следует несколько слов сказать о его конструкции, а также дать классификацию этого оружия.

    Анатомия меча: из чего состоит оружие

    Меч – это вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком, предназначенный для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов. Клинок занимает большую часть оружия, он может быть больше приспособлен для нанесения рубящих или, наоборот, колющих ударов.

    Для классификации клинкового оружия очень важна форма клинка и способ его заточки. Если клинок имеет изгиб, то такое оружие, как правило, относят к саблям. Так, например, всем известные японские катаны и вакидзаси – это двуручные сабли. Оружие с прямым клинком и односторонней заточкой относят к палашам, тесакам, гросс-мессерам и др. В отдельные группы обычно выделяют шпаги и рапиры.

    Любой меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая часть клинка – это лезвие, а заканчивается он острием. Клинок может иметь ребро жесткости и дол, который делает оружие легче и придает ему дополнительную жесткость.  Незаточенная часть клинка около эфеса называется рикассо или пяткой.

    Эфес меча состоит из гарды, рукояти и навершия или яблока. Гарда защищает руку бойца от ударов о вражеский щит, а также препятствует ее соскальзыванию после удара. Кроме того, крестовиной также можно наносить удары, ее активно использовали в некоторых фехтовальных техниках. Навершие необходимо для правильной балансировки меча, и оно также препятствует выскальзыванию оружия.

    Еще одной характеристикой меч является поперечное сечение клинка. Оно может быть разным: ромбическим, линзообразным и др. Любой меча имеет две конусности: по толщине клинка и его длине.

    Центр тяжести меча (точка равновесия), как правило, находится немного выше гарды. Хотя, этот параметр также может меняться.

    Несколько слов следует сказать о таком важном аксессуаре, как ножны для меча – футляре, в котором оружие хранилось и транспортировалось. Их верхняя часть называется устьем, а нижняя – наконечником. Ножны для меча изготавливались из дерева, кожи, металла. Крепились они к ремню, седлу, одежде. Кстати, вопреки распространенному мнению, за спиной меч не носили, потому что это неудобно.

    Масса оружия колебалась в весьма широких пределах: короткий меч гладиус весил 700-750 гр, а тяжелый двуручный эспадон – 5-6 кг. Однако, как правило, одноручный меч имел массу не более 1,5 кг.

    Классификация боевых мечей

    Боевые мечи можно разделить на несколько групп в зависимости от длины клинка, хотя подобная классификация несколько условна. В соответствии с этой характеристикой выделяют следующие группы мечей:

    • Короткий меч с длиной клинка примерно 60-70 см;
    • Длинный меч с клинком от 70 до 90 см. Подобное оружие мог использовать и пеший и конный воин;
    • Мечи с длиной клинка выше 90 см. Чаще всего подобное оружие использовалось кавалеристами, хотя, встречались и исключения – например, знаменитые двуручные мечи позднего Средневековья.

    По используемому хвату мечи можно разделить на одноручные, полуторные и двуручные.  Одноручный меч имел размеры, вес и баланс, которые позволяли фехтовать одной рукой, во второй руке боец, как правило, держал щит. Полутораручный или полуторный меч допускал удержание как одной, так и двумя руками. Следует отметить, что этот термин был введен оружиеведами только в конце XIX века, современники эти мечи так не называли. Полуторный меч появился в позднем Средневековье и был в ходу вплоть до середины XVI столетия. Двуручный меч допускал удержание только двумя руками, широкое распространение подобное оружие получило после появления тяжелых пластинчатых и латных доспехов. Самые большие из боевых двуручных мечей имели вес до 5-6 кг и размеры, превышающие 2 метра.

    Самую известную и популярную классификацию средневековых мечей создал английский исследователь Эварт Оукшотт. Она основывается на форме и конструкции клинка оружия. Кроме того, Оукшотт разработал схемы крестовин и наверший. Используя эти три характеристики, можно описать любой средневековый меч, приведя его к удобной формуле. Типология Оукшотта охватывает период с 1050 по 1550 год.

    Как уже было сказано выше, научиться достойно владеть мечом было очень непросто. Это требовало долгих лет тренировки, постоянной практики и прекрасной физической подготовки. Меч – это оружие профессионального воина, который посвятил свою жизнь ратному делу. Он имеет как серьёзные достоинства, так и значительные недостатки.

    Меч хорош своей универсальностью. Им можно колоть, рубить, резать, отражать удары противника. Он подходит и для оборонительного, и для наступательного боя. Удары можно наносить не только клинком, но и крестовиной, и даже навершием. Однако, как и любой другой универсальный инструмент, каждую из своих функций он выполняет хуже, чем узкоспециализированное орудие. Мечом действительно можно колоть, но копье (на большой дистанции) или кинжал (на ближней) сделают это куда лучше. А топор больше подходит для нанесения рубящих ударов.

    Боевой меч прекрасно сбалансирован и имеет низкое расположение центра тяжести. Благодаря этому меч – это маневренное и быстрое оружие, им легко фехтовать, можно быстро менять направление атаки, делать ложные выпады и т. д. Однако подобная конструкция значительно уменьшает «бронебойные» возможности меча: прорубить им даже простую кольчугу довольно сложно. А против латных или пластинчатых доспехов меч вообще малоэффективен. То есть против одоспешенного противника практически можно применять только колющие удары.

    К несомненным достоинствам меча следует отнести его относительно небольшие размеры. Это оружие можно было постоянно иметь при себе и в случае необходимости мгновенно применить.

    Как уже было сказано выше, изготовление меча было процессом очень сложным и трудоемким. Оно требовало высокой квалификации от мастера. Средневековый меч – это не просто полоска прокованного железа, а сложное композитное изделие, как правило, состоящее из нескольких частей стали с разными характеристиками. Поэтому массовое производство мечей удалось наладить лишь в период позднего Средневековья.

    Рождение меча: древнейшие времена и Античность

    Мы не знаем, когда и где появился первый меч. Вероятно, что это случилось уже после того, как человек научился делать бронзу. Самый древний меч был найден на территории нашей страны, при раскопках гробницы в Адыгее. Короткий меч из бронзы, найденный там, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время он экспонируется в Эрмитаже.

    Бронза – довольно прочный материал, позволяющий делать мечи приличного размера. Этот металл не поддается закалке, зато при серьезных нагрузках он гнется, не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи часто имели внушительные ребра жесткости. Также следует отметить высокую стойкость бронзы к коррозии, благодаря которой мы сегодня имеем возможность исследовать аутентичные древние мечи, дошедшие до нас в довольно неплохом состоянии.

    Бронзовое оружие изготавливалось методом литья, поэтому ему можно было придавать самые сложные и замысловатые формы. Как правило, длина клинка мечей из бронзы не превышала 60 см, но известны образцы и более внушительных размеров. Так, например, во время раскопок на Крите археологи обнаружили мечи с клинком метровой длины. Ученые считают, что этот большой меч, вероятно, использовался в ритуальных целях.

    Наиболее известными клинками Древнего мира являются египетский хопеш, греческая махайра и копис. Следует отметить, что из-за односторонней заточки и изогнутой формы клинка по современной классификации все они не относятся к мечам, а являются скорее тесаками или саблями.

    Примерно в VII веке мечи стали изготавливать из железа, и эта революционная технология очень быстро распространилась в Европе и на Ближнем Востоке. Самыми известными железными мечами Античности были греческий ксифос, скифский акинак и, конечно же, римские гладиус и спата. Любопытно, но уже в IV столетии кузнецы-оружейники знали основные «секреты» производства мечей, которые останутся актуальными вплоть до конца Средневековья: изготовление клинка из пакета стальных и железных пластин, наварка стальных пластин-лезвий на мягкое железное основание и науглероживание мягкой железной заготовки.

    Ксифос – это короткий меч с клинком характерной листообразной формы. Сначала им были вооружены пехотинцы-гоплиты, а позже воины знаменитой македонской фаланги.

    Еще одним знаменитым железным мечом Античности является акинак. Первыми его стали использовать персы, у них акинак был позаимствован скифами, мидянами, массагетами и другими народами. Акинак – это короткий меч с характерным перекрестьем и навершием. Позже большой меч (до 130 см) похожей конструкции использовали другие обитатели Северного Причерноморья – сарматы.

    Однако самым известным клинком Античности, без сомнения, является гладиус. Не особо кривя душой, можно сказать, что с его помощью была создана огромная Римская империя. Гладиус имел длину клинка около 60 см и широкую режущую кромку, которая позволяла наносить мощные и акцентированные колющие удары. Этим мечом можно было и резать, но подобные удары считались дополнительными. Еще одной отличительной чертой гладиуса было массивное навершие, предназначенное для лучшей балансировки оружия. Короткие колющие удары гладиуса в сомкнутом римском строю были по-настоящему убийственны.

    Еще большее влияние на дальнейшую эволюцию клинкового оружия оказал другой римский меч – кавалерийская спата. На самом деле этот меч придумали кельты, римляне просто позаимствовали его. Этот большой меч куда лучше подходил для вооружения всадников, чем «коротыш» гладиус. Любопытно, что сначала спата не имела острия, то есть ею можно было только рубить, но впоследствии этот недостаток был исправлен, и меч обрел универсальность. Для нашего рассказа спата очень важна, потому что именно от нее произошел меч меровингского типа, а значит и все последующие европейские клинки.

    Средневековье: от римской спаты до рыцарского меча

    После падения Римской империи Европа на несколько столетий погрузилась в темные времена. Они сопровождались упадком ремесел, утратой многих навыков и технологий. Упростилась сама тактика ведения войны, на смену спаянным железной дисциплиной римским легионам пришли многочисленные варварские орды. Континент погрузился в хаос раздробленности и междоусобных войн…

    Несколько столетий подряд доспехи в Европе почти не использовались, только самые богатые воины могли позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Аналогично ситуация обстояла и с распространением клинкового оружия – меч из оружия рядового пехотинца или всадника превратился в дорогую и статусную вещь, которую себе могли позволить немногие.

    В VIII веке широкое распространение в Европе получает меровингский меч, который является дальнейшим развитием римской спаты. Он получил свое название в честь французской королевской династии Меровингов. Это было оружие, предназначенное в первую очередь для нанесения рубящих ударов. Меровингский меч имел клинок длиной от 60 до 80 см, толстую и короткую крестовину и массивное навершие. Клинок практически не сужался к острию, которое имело плоскую или закругленную форму. По всей длине клинка тянулся широкий и неглубокий дол, облегчающий оружие. Если легендарный король Артур действительно существовал, – о чем до сих пор спорят историки – то его знаменитый Экскалибур должен был выглядеть именно так.

    В начале IX столетия «меровинги» начали вытесняться мечом каролингского типа, который нередко называют мечом викингов. Хотя, производили эти мечи в основном на континенте, а на скандинавские земли они попадали в качестве товара или военной добычи. Меч викингов похож на меровингский, но он более изящен и тонок, благодаря чему обладает лучшим балансом. У каролингского меча лучше выражено острие, им удобно наносить колющие удары. Также можно добавить, что на рубеже первого и второго тысячелетия металлургия и металлообработка шагнули далеко вперед. Сталь стала лучше, значительно увеличилось ее количество, хотя мечи все еще оставались дорогим и сравнительно редким оружием.

    Начиная со второй половины XI века, каролингский меч постепенно превращается в романский или рыцарский меч. Такая метаморфоза связана с изменениями в защитном снаряжении воинов эпохи – все большим распространением кольчуги и пластинчатого доспеха. Пробить такую защиту рубящим ударом было довольно проблематично, поэтому нужно было оружие, способное эффективно колоть.

    На самом деле, романский меч – это огромная группа клинкового оружия, которая была в ходу в период высокого и позднего Средневековья. По сравнению с меровингским мечом, романский меч имел более длинный и узкий клинок с узким и глубоким долом, заметно сужающийся к острию. Длиннее становится и рукоять оружия, а размеры навершия уменьшаются. Романские мечи имеют развитую рукоять, которая обеспечивала надежную защиту руки бойца – бесспорный признак развития искусства фехтования той эпохи. На самом деле, разнообразие мечей романской группы огромно: оружие различных периодов отличалось по форме и размеру клинка, рукояти, навершия.

    Эпоха гигантов: от бастарда до пламенеющего фламберга

    Примерно с середины XIII столетия пластинчатые латы становятся повсеместной формой защитной экипировки воина. Это привело к дальнейшему изменению романского меча: он стал уже, клинок получил дополнительные ребра жесткости и еще более выраженное острие. К XIV веку развитие металлургии и кузнечного дела позволило превратить меч в оружие, доступное даже рядовым пехотинцам. Так, например, во время Столетней войны меч не слишком высокого качества стоил всего лишь несколько пенсов, что равнялось дневному заработку лучника.

    В это же время развитие доспеха позволило значительно уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Соответственно, теперь меч можно было взять двумя руками и нанести более сильный и акцентированный удар. Так появился полуторный меч. Современники называли его «длинным или боевым мечом» (war sword), подразумевая, что оружие такой длины и массы не носят с собой просто так, а берут исключительно на войну. Полуторный меч имел и еще одно название – «бастард». Длина этого оружия могла достигать 1,1 метра, а масса – 2,5 кг, хотя, в большинстве своем полуторный меч весил примерно 1,5 кг.

    В XIII столетии на европейских полях сражений появляется двуручный меч, который можно назвать настоящим великанам среди клинкового оружия. Его длина достигала двух метров, а вес мог превышать пять килограммов. Этот большой меч использовался исключительно пехотой, их основным назначением был сокрушительный рубящий удар. Для подобного оружия не изготавливали ножен, и носили их на плече, как копье или пику.

    Самыми известными двуручными мечами являются клеймор, цвайхендер, эспадон и фламберг, который еще носит название пламенеющий или изогнутый двуручный меч.

    Клеймор. В переводе с гэльского это название означает «большой меч». Хотя, из всех двуручных мечей он считается самым маленьким. Длина клеймора составляет от 135 до 150 см, а вес – 2,5-3 кг. Особенностью меча является характерная форма крестовины с дужками, направленными к острию клинка. Клеймор, вместе с килтом и палашом, считается одним из самых узнаваемых символов Шотландии.

    Эспадон. Это еще один великий двуручный меч, который считается «классикой» этого вида оружия. Его длина могла достигать 1,8 м, а вес колебался от 3 до 5 кг. Наиболее популярен эспадон был в Швейцарии и Германии. Особенностью этого меча было выраженное рикассо, которое нередко покрывали кожей или тканью. В бою эта часть использовалась для дополнительного хвата клинка.

    Цвайхендер. Знаменитый меч немецких наемников – ландскнехтов. Им вооружались самые опытные и сильные воины, получавшие двойное жалованье – доппельсолднеры. Длина этого меча могла достигать двух метров, а вес – 5 кг. Он имел широкий клинок, почти треть которого приходилась на незаточенное рикассо. От заточенной части оно отделялось малой гардой («кабаньи клыки»). Историки до сих пор спорят о том, как именно использовали цвайхендер. По мнению одних авторов, с его помощью перерубывались древки пик, другие считают, что меч использовали против вражеских всадников. В любом случае этот великий двуручный меч можно назвать настоящим символом знаменитых средневековых наемников – ландскнехтов.

    Фламберг. Волнистый, пламенеющий или изогнутый двуручный меч, прозванный так за клинок характерной «волнообразной» формы. Фламберг был особенно популярен в Германии и Швейцарии в XV—XVII веках.

    Этот меч имел длину около 1,5 м и весил 3-3,5 кг. Как и цвайхендер, он имел широкое рикассо и дополнительную гарду, но главной его особенностью были изгибы, которые покрывали до двух третей клинка. Изогнутый двуручный меч – это весьма удачная и хитроумная попытка европейских мастеров-оружейников соединить в одном оружии основные достоинства меча и сабли. Выгнутые кромки лезвия значительно усиливали эффект рубящего удара, а их большое количество создавало эффект пилы, нанося противнику страшные незаживающие раны. При этом конец клинка оставался прямым, и фламбергом можно было наносить колющие удары.

    Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием и был запрещен церковью. Впрочем, немецких и швейцарских наемников это мало волновало. Правда, воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их убивала сразу.

    Этот великий двуручный меч до сих пор находится на вооружении гвардии Ватикана.

    Закат меча в Европе

    В XVI столетии начинается постепенный отказ от тяжелых металлических доспехов. Причиной этому стало широкое распространение и значительное улучшение огнестрельного оружия. «Nomen certe novum» («Вижу новое имя»), – так об аркебузе сказал Франческо да Карпи, очевидец разгрома французской армии при Павии. Можно добавить, что в этой битве испанские стрелки «вынесли» цвет французской тяжелой кавалерии…

    В это же время клинковое оружие становится популярным у горожан и вскоре превращается в неотъемлемую часть костюма. Меч становится легче и постепенно превращается в шпагу. Однако это уже другая история, достойная отдельного рассказа…

    большой, короткий, одноручный, полуторный и двуручный, применение в бою, история создания

    Меч. Безусловно, он является самым известным и почитаемым видом холодного оружия. На протяжении нескольких тысячелетий меч не только верой и правдой служил многим поколениям воинов, но и выполнял важнейшие символические функции. С помощью меча воина посвящали в рыцари, он обязательно входил в число предметов, используемых при коронации европейских венценосных особ. Старый добрый меч до сих пор широко используется в различных военных церемониях и никому даже в голову не приходит заменить его чем-нибудь более современным.

    Меч широко представлен в мифологии различных народов мира. Его можно найти в славянских былинах, скандинавских сагах, в Коране и Библии. В Европе меч был символом статуса его владельца, отличая благородного человека от простолюдина или раба.

    Однако, несмотря на весь символизм и романтический ореол, меч в первую очередь был оружием ближнего боя, основная функция которого – уничтожение противника в бою.

    Средневековый рыцарский меч напоминал христианский крест, дужки крестовины образовывали прямой угол, хотя особого практического значения это не имело. Скорее, это был символический жест, который приравнивал главное оружие рыцаря к основному атрибуту христианства. Перед обрядом посвящения в рыцари меч держали в церковном алтаре, очищая это орудие убийства от скверны. Во время самого ритуала меч подавал воину священник. В рукояти боевых мечей нередко вкладывали частички священных мощей.

    Вопреки распространенному мнению, меч не был самым распространенным оружием ни в античные времена, ни в эпоху Средневековья. И причин этому несколько. Во-первых, хороший боевой меч всегда был дорог. Качественного металла было мало, и стоил он дорого. Изготовление этого оружия занимало много времени и требовало от кузнеца высокой квалификации. Во-вторых, владение мечом на высоком уровне требовало многолетних упорных тренировок, научиться орудовать топором или копьем было гораздо проще и быстрее. Будущего рыцаря начинали тренировать с раннего детства…

    Разные авторы приводят отличные данные о стоимости боевого меча. Однако одно можно сказать точно: цена его была высока. В раннем Средневековье за средний клинок давали сумму, равную стоимости четырех коров. Обычный одноручный меч, изготовленный известным мастером, обходился еще дороже. Оружие высшей знати, изготовленное из дамасской стали и богато украшенное, стоило баснословных денег.

    В данном материале будет дана история развития меча, от древнейших времен до позднего Средневековья. Однако в основном наш рассказ коснется европейского оружия, ибо тема клинкового оружия слишком обширна. Но прежде чем перейти к описанию основных вех развития меча, следует несколько слов сказать о его конструкции, а также дать классификацию этого оружия.

    Анатомия меча: из чего состоит оружие

    Меч – это вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком, предназначенный для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов. Клинок занимает большую часть оружия, он может быть больше приспособлен для нанесения рубящих или, наоборот, колющих ударов.

    Для классификации клинкового оружия очень важна форма клинка и способ его заточки. Если клинок имеет изгиб, то такое оружие, как правило, относят к саблям. Так, например, всем известные японские катаны и вакидзаси – это двуручные сабли. Оружие с прямым клинком и односторонней заточкой относят к палашам, тесакам, гросс-мессерам и др. В отдельные группы обычно выделяют шпаги и рапиры.

    Любой меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая часть клинка – это лезвие, а заканчивается он острием. Клинок может иметь ребро жесткости и дол, который делает оружие легче и придает ему дополнительную жесткость. Незаточенная часть клинка около эфеса называется рикассо или пяткой.

    Эфес меча состоит из гарды, рукояти и навершия или яблока. Гарда защищает руку бойца от ударов о вражеский щит, а также препятствует ее соскальзыванию после удара. Кроме того, крестовиной также можно наносить удары, ее активно использовали в некоторых фехтовальных техниках. Навершие необходимо для правильной балансировки меча, и оно также препятствует выскальзыванию оружия.

    Еще одной характеристикой меч является поперечное сечение клинка. Оно может быть разным: ромбическим, линзообразным и др. Любой меча имеет две конусности: по толщине клинка и его длине.

    Центр тяжести меча (точка равновесия), как правило, находится немного выше гарды. Хотя, этот параметр также может меняться.

    Несколько слов следует сказать о таком важном аксессуаре, как ножны для меча – футляре, в котором оружие хранилось и транспортировалось. Их верхняя часть называется устьем, а нижняя – наконечником. Ножны для меча изготавливались из дерева, кожи, металла. Крепились они к ремню, седлу, одежде. Кстати, вопреки распространенному мнению, за спиной меч не носили, потому что это неудобно.

    Масса оружия колебалась в весьма широких пределах: короткий меч гладиус весил 700-750 гр, а тяжелый двуручный эспадон – 5-6 кг. Однако, как правило, одноручный меч имел массу не более 1,5 кг.

    Как сделать нож из рессоры с помощью ковки

    Все рессорно-пружинные стали, в том числе 65Г, объединяет одно качество: они прекрасно поддаются ковке. Ножи из рессорной стали, изготовленные ковкой, будут более надёжными и долговечными, потому что в процессе обработки происходит упрочнение металла за счёт пластической деформации и изменения макроструктуры.

    Прежде чем проковать рессору, необходимо вырезать из неё профиль будущего клинка. Затем заготовку надёжно крепят, и нагревают до красна. Ковкой создаётся остриё и лезвие. Этим способом легко придать клинку требуемую форму, а также задать его ширину. Ковкой из рессоры хорошо удается изготавливать топоры и различные экзотические вещи, такие как мачете или меч.

    Лезвию дают остыть до температуры окружающей среды после того как работа закончена.

    Классификация боевых мечей

    Боевые мечи можно разделить на несколько групп в зависимости от длины клинка, хотя подобная классификация несколько условна. В соответствии с этой характеристикой выделяют следующие группы мечей:

    • Короткий меч с длиной клинка примерно 60-70 см;
    • Длинный меч с клинком от 70 до 90 см. Подобное оружие мог использовать и пеший и конный воин;
    • Мечи с длиной клинка выше 90 см. Чаще всего подобное оружие использовалось кавалеристами, хотя, встречались и исключения – например, знаменитые двуручные мечи позднего Средневековья.

    По используемому хвату мечи можно разделить на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч имел размеры, вес и баланс, которые позволяли фехтовать одной рукой, во второй руке боец, как правило, держал щит. Полутораручный или полуторный меч допускал удержание как одной, так и двумя руками. Следует отметить, что этот термин был введен оружиеведами только в конце XIX века, современники эти мечи так не называли. Полуторный меч появился в позднем Средневековье и был в ходу вплоть до середины XVI столетия. Двуручный меч допускал удержание только двумя руками, широкое распространение подобное оружие получило после появления тяжелых пластинчатых и латных доспехов. Самые большие из боевых двуручных мечей имели вес до 5-6 кг и размеры, превышающие 2 метра.

    Самую известную и популярную классификацию средневековых мечей создал английский исследователь Эварт Оукшотт. Она основывается на форме и конструкции клинка оружия. Кроме того, Оукшотт разработал схемы крестовин и наверший. Используя эти три характеристики, можно описать любой средневековый меч, приведя его к удобной формуле. Типология Оукшотта охватывает период с 1050 по 1550 год.

    Ошибочное написание

    Путать два этих варианта написания – большое заблуждение, поскольку они употребляются в разных условиях:

    1. Кованый руками мастера забор потихоньку начал ржаветь.
    2. Они разложили всё на большом кованном столе.

    Писать вот так – ошибка. Наоборот, в первом предложении должно быть написание с двумя «н», во втором – с одной.

    О таких «шедеврах» правописания, как «ковоный» или «ковонный», говорить нечего: так пишут совсем уж неграмотные люди.

    Преимущества и недостатки меча

    Как уже было сказано выше, научиться достойно владеть мечом было очень непросто. Это требовало долгих лет тренировки, постоянной практики и прекрасной физической подготовки. Меч – это оружие профессионального воина, который посвятил свою жизнь ратному делу. Он имеет как серьёзные достоинства, так и значительные недостатки.

    Меч хорош своей универсальностью. Им можно колоть, рубить, резать, отражать удары противника. Он подходит и для оборонительного, и для наступательного боя. Удары можно наносить не только клинком, но и крестовиной, и даже навершием. Однако, как и любой другой универсальный инструмент, каждую из своих функций он выполняет хуже, чем узкоспециализированное орудие. Мечом действительно можно колоть, но копье (на большой дистанции) или кинжал (на ближней) сделают это куда лучше. А топор больше подходит для нанесения рубящих ударов.

    Боевой меч прекрасно сбалансирован и имеет низкое расположение центра тяжести. Благодаря этому меч – это маневренное и быстрое оружие, им легко фехтовать, можно быстро менять направление атаки, делать ложные выпады и т. д. Однако подобная конструкция значительно уменьшает «бронебойные» возможности меча: прорубить им даже простую кольчугу довольно сложно. А против латных или пластинчатых доспехов меч вообще малоэффективен. То есть против одоспешенного противника практически можно применять только колющие удары.

    К несомненным достоинствам меча следует отнести его относительно небольшие размеры. Это оружие можно было постоянно иметь при себе и в случае необходимости мгновенно применить.

    Как уже было сказано выше, изготовление меча было процессом очень сложным и трудоемким. Оно требовало высокой квалификации от мастера. Средневековый меч – это не просто полоска прокованного железа, а сложное композитное изделие, как правило, состоящее из нескольких частей стали с разными характеристиками. Поэтому массовое производство мечей удалось наладить лишь в период позднего Средневековья.

    Простая философия кузнеца

    Что в жизни Вы сейчас хотите больше всего?

    Сейчас моя цель – жить простой, скромной жизнью, славя Господа, вознося ему благодарность за то, что он благословил меня и дал мне жизнь, дыхание и возможность заниматься тем, что я люблю. Служить своей семье, любить мою невесту, и создавать произведения искусства своими руками.

    В будущем я надеюсь сделать еще много мечей; эти мечи зреют во мне, как зерна в земле. У меня есть еще много историй и идей, которыми я хочу поделиться посредством стали, железа, дерева и кожи, и я надеюсь, что моя работа вдохновит и порадует людей, которые будут держать мои мечи в руках или рассматривать их.

    Я надеюсь, что мои мечи будут рассказывать о том, что надо жить ради справедливости, чистоты, жертвенной любви к другим, а не ради выгоды и себялюбия.

    Меч может стать символом зла, но может стать и символом добра, с ним можно положить жизнь за други своя, точно так же, как положил жизнь свою за нас наш Спаситель.

    Рождение меча: древнейшие времена и Античность

    Мы не знаем, когда и где появился первый меч. Вероятно, что это случилось уже после того, как человек научился делать бронзу. Самый древний меч был найден на территории нашей страны, при раскопках гробницы в Адыгее. Короткий меч из бронзы, найденный там, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время он экспонируется в Эрмитаже.

    Бронза – довольно прочный материал, позволяющий делать мечи приличного размера. Этот металл не поддается закалке, зато при серьезных нагрузках он гнется, не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи часто имели внушительные ребра жесткости. Также следует отметить высокую стойкость бронзы к коррозии, благодаря которой мы сегодня имеем возможность исследовать аутентичные древние мечи, дошедшие до нас в довольно неплохом состоянии.

    Бронзовое оружие изготавливалось методом литья, поэтому ему можно было придавать самые сложные и замысловатые формы. Как правило, длина клинка мечей из бронзы не превышала 60 см, но известны образцы и более внушительных размеров. Так, например, во время раскопок на Крите археологи обнаружили мечи с клинком метровой длины. Ученые считают, что этот большой меч, вероятно, использовался в ритуальных целях.

    Наиболее известными клинками Древнего мира являются египетский хопеш, греческая махайра и копис. Следует отметить, что из-за односторонней заточки и изогнутой формы клинка по современной классификации все они не относятся к мечам, а являются скорее тесаками или саблями.

    Примерно в VII веке мечи стали изготавливать из железа, и эта революционная технология очень быстро распространилась в Европе и на Ближнем Востоке. Самыми известными железными мечами Античности были греческий ксифос, скифский акинак и, конечно же, римские гладиус и спата. Любопытно, но уже в IV столетии кузнецы-оружейники знали основные «секреты» производства мечей, которые останутся актуальными вплоть до конца Средневековья: изготовление клинка из пакета стальных и железных пластин, наварка стальных пластин-лезвий на мягкое железное основание и науглероживание мягкой железной заготовки.

    Ксифос – это короткий меч с клинком характерной листообразной формы. Сначала им были вооружены пехотинцы-гоплиты, а позже воины знаменитой македонской фаланги.

    Еще одним знаменитым железным мечом Античности является акинак. Первыми его стали использовать персы, у них акинак был позаимствован скифами, мидянами, массагетами и другими народами. Акинак – это короткий меч с характерным перекрестьем и навершием. Позже большой меч (до 130 см) похожей конструкции использовали другие обитатели Северного Причерноморья – сарматы.

    Однако самым известным клинком Античности, без сомнения, является гладиус. Не особо кривя душой, можно сказать, что с его помощью была создана огромная Римская империя. Гладиус имел длину клинка около 60 см и широкую режущую кромку, которая позволяла наносить мощные и акцентированные колющие удары. Этим мечом можно было и резать, но подобные удары считались дополнительными. Еще одной отличительной чертой гладиуса было массивное навершие, предназначенное для лучшей балансировки оружия. Короткие колющие удары гладиуса в сомкнутом римском строю были по-настоящему убийственны.

    Еще большее влияние на дальнейшую эволюцию клинкового оружия оказал другой римский меч – кавалерийская спата. На самом деле этот меч придумали кельты, римляне просто позаимствовали его. Этот большой меч куда лучше подходил для вооружения всадников, чем «коротыш» гладиус. Любопытно, что сначала спата не имела острия, то есть ею можно было только рубить, но впоследствии этот недостаток был исправлен, и меч обрел универсальность. Для нашего рассказа спата очень важна, потому что именно от нее произошел меч меровингского типа, а значит и все последующие европейские клинки.

    Важный проект

    Расскажите о проекте «The Narrow Road». Что это за фильм и какой у него сюжет? Кто в нем снимается, кто его режиссирует и где можно его посмотреть?

    «The Narrow Road» (Узкая дорога) – амбициозный кинопроект, который сейчас находится в производстве. Я сотрудничаю с проектом последние 2 года. Мы все еще находимся на стадии подготовки к производству, поэтому дата выхода фильма на экраны еще не известна.

    Я работаю в проекте ведущим художником-конструктором, кузнецом-оружейником, консультантом и техником-оружейником, а также графическим веб-дизайнером.

    Фильм основан на классической книге Джона Баньяна «Путешествия Пилигрима». Эта книга была впервые опубликована в 1678 году (она оказала большое влияние на таких авторов, как Толкиен, Льюис, Честертон), и ее считают величайшим аллегорическим произведением всех времен.

    Роман считается английской классикой, и уже на протяжении многих поколений расходится по всему миру миллионными тиражами и переведен на десятки языков. Это эпическое произведение описывает путешествие пилигрима в поисках спасения от надвигающегося рока.

    Кристиан, главный герой книги, пилигрим, должен одолеть на своем пути много препятствий и повстречать самых разных персонажей – странных, необузданных и даже злых – по дороге в прекрасный Небесный Град.

    Эта книга – прекрасная аллегория жизни верующего человека, борьбы с грехами, и спасения в Боге, который только и может дать нам избавление от грехов и страданий. Она излагает глубокие вопросы теологии простым, доступным, но ярким языком. Читатели, полюбившие книгу за ее идейный посыл, простоту и интересные приключения, я думаю, примут и полюбят и этот фильм, который следует букве и духу романа Баньяна.

    Идут съемки «Узкой дороги»

    В фильме будут использоваться современные технологии кинематографии, чтобы действие развивалось в мире, похожем на сон, как у Баньяна, а художественное оформление, хоть и будет фантастичным, будет напоминать средневековый мир.

    Средневековье: от римской спаты до рыцарского меча

    После падения Римской империи Европа на несколько столетий погрузилась в темные времена. Они сопровождались упадком ремесел, утратой многих навыков и технологий. Упростилась сама тактика ведения войны, на смену спаянным железной дисциплиной римским легионам пришли многочисленные варварские орды. Континент погрузился в хаос раздробленности и междоусобных войн…

    Несколько столетий подряд доспехи в Европе почти не использовались, только самые богатые воины могли позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Аналогично ситуация обстояла и с распространением клинкового оружия – меч из оружия рядового пехотинца или всадника превратился в дорогую и статусную вещь, которую себе могли позволить немногие.

    В VIII веке широкое распространение в Европе получает меровингский меч, который является дальнейшим развитием римской спаты. Он получил свое название в честь французской королевской династии Меровингов. Это было оружие, предназначенное в первую очередь для нанесения рубящих ударов. Меровингский меч имел клинок длиной от 60 до 80 см, толстую и короткую крестовину и массивное навершие. Клинок практически не сужался к острию, которое имело плоскую или закругленную форму. По всей длине клинка тянулся широкий и неглубокий дол, облегчающий оружие. Если легендарный король Артур действительно существовал, – о чем до сих пор спорят историки – то его знаменитый Экскалибур должен был выглядеть именно так.

    В начале IX столетия «меровинги» начали вытесняться мечом каролингского типа, который нередко называют мечом викингов. Хотя, производили эти мечи в основном на континенте, а на скандинавские земли они попадали в качестве товара или военной добычи. Меч викингов похож на меровингский, но он более изящен и тонок, благодаря чему обладает лучшим балансом. У каролингского меча лучше выражено острие, им удобно наносить колющие удары. Также можно добавить, что на рубеже первого и второго тысячелетия металлургия и металлообработка шагнули далеко вперед. Сталь стала лучше, значительно увеличилось ее количество, хотя мечи все еще оставались дорогим и сравнительно редким оружием.

    Начиная со второй половины XI века, каролингский меч постепенно превращается в романский или рыцарский меч. Такая метаморфоза связана с изменениями в защитном снаряжении воинов эпохи – все большим распространением кольчуги и пластинчатого доспеха. Пробить такую защиту рубящим ударом было довольно проблематично, поэтому нужно было оружие, способное эффективно колоть.

    На самом деле, романский меч – это огромная группа клинкового оружия, которая была в ходу в период высокого и позднего Средневековья. По сравнению с меровингским мечом, романский меч имел более длинный и узкий клинок с узким и глубоким долом, заметно сужающийся к острию. Длиннее становится и рукоять оружия, а размеры навершия уменьшаются. Романские мечи имеют развитую рукоять, которая обеспечивала надежную защиту руки бойца – бесспорный признак развития искусства фехтования той эпохи. На самом деле, разнообразие мечей романской группы огромно: оружие различных периодов отличалось по форме и размеру клинка, рукояти, навершия.

    Индийский субконтинент

    Регион Индии и смежных областей богат разнообразными типами мечей. В Индии изготавливали лучшие в мире стальные клинки с роскошными украшениями. В некоторых случаях трудно дать верное название некоторым образцам клинков, определить время и место их изготовления, так что основательное их изучение еще впереди. Указанные даты относятся только к изображенным экземплярам.

    1. Чора (хайбер), тяжелый однолезвийный меч племен афганцев и пуштунов. Афгано-пакистанское пограничье.
    2. Тулвар (тальвар). Меч с изогнутым клинком и рукоятью с дисковидным навершием, Индия. Данный экземпляр обнаружен в Северной Индии, XVII в.
    3. Тулвар (тальвар) с широким клинком. Был оружием палача. Данный экземпляр имеет происхождение Северная Индия, XVIII-XIX вв.
    4. Тулвар (талвар).Стальная рукоять в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
    5. Кханда, стальная рукоять с позолотой в «староиндийском» стиле. Обоюдоострый прямой клинок. Непал. XVIII в.
    6. Кханда. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
    7. Сосун паттах. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок с одним лезвием. Центральная Индия. XVIII в.
    8. Южноиндийский меч. Стальная рукоять, квадратное деревянное навершие. Клинок изогнут вперед. Мадрас. XVI в.
    9. Меч из храма народа наяр. Латунная рукоять, обоюдоострый стальной клинок. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
    10. Южноиндийский меч. Рукоять стальная, обоюдоострый волнистый клинок. Мадрас. XVIII в.
    11. Пата. Индийский меч с латной рукавицей — стальной гардой, защищавшей руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (в настоящее время штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
    12. Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять выполнена из серебра. Кург, Юго-Западная Индия.
    13. Зафар такех, Индия. Атрибут властителя на аудиенциях. Навершие рукояти выполнено в форме подлокотника.
    14. Фиранги («чужой»). Данное название применялось индийцами для европейских клинков, имеющих индийские рукояти. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
    15. Обоюдоострый двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
    16. Кора. Клинок изогнут вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
    17. Кукри. Длинный узкий клинок. Имел распространение в XIX в. Непал, около 1850 г.
    18. Кукри. Железной рукоять, изящный клинок. Непал, приблизительно XIX в.
    19. Кукри. Был на вооружении индийской армии во II Мировой войне. Изготовлен подрядчиком в Северной Индии. 1943 г.
    20. Рам дао. Меч, применяемый для жертвоприношения животных в Непале и Северной Индии.

    Эпоха гигантов: от бастарда до пламенеющего фламберга

    Примерно с середины XIII столетия пластинчатые латы становятся повсеместной формой защитной экипировки воина. Это привело к дальнейшему изменению романского меча: он стал уже, клинок получил дополнительные ребра жесткости и еще более выраженное острие. К XIV веку развитие металлургии и кузнечного дела позволило превратить меч в оружие, доступное даже рядовым пехотинцам. Так, например, во время Столетней войны меч не слишком высокого качества стоил всего лишь несколько пенсов, что равнялось дневному заработку лучника.

    В это же время развитие доспеха позволило значительно уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Соответственно, теперь меч можно было взять двумя руками и нанести более сильный и акцентированный удар. Так появился полуторный меч. Современники называли его «длинным или боевым мечом» (war sword), подразумевая, что оружие такой длины и массы не носят с собой просто так, а берут исключительно на войну. Полуторный меч имел и еще одно название – «бастард». Длина этого оружия могла достигать 1,1 метра, а масса – 2,5 кг, хотя, в большинстве своем полуторный меч весил примерно 1,5 кг.

    В XIII столетии на европейских полях сражений появляется двуручный меч, который можно назвать настоящим великанам среди клинкового оружия. Его длина достигала двух метров, а вес мог превышать пять килограммов. Этот большой меч использовался исключительно пехотой, их основным назначением был сокрушительный рубящий удар. Для подобного оружия не изготавливали ножен, и носили их на плече, как копье или пику.

    Самыми известными двуручными мечами являются клеймор, цвайхендер, эспадон и фламберг, который еще носит название пламенеющий или изогнутый двуручный меч.

    Клеймор. В переводе с гэльского это название означает «большой меч». Хотя, из всех двуручных мечей он считается самым маленьким. Длина клеймора составляет от 135 до 150 см, а вес – 2,5-3 кг. Особенностью меча является характерная форма крестовины с дужками, направленными к острию клинка. Клеймор, вместе с килтом и палашом, считается одним из самых узнаваемых символов Шотландии.

    Эспадон. Это еще один великий двуручный меч, который считается «классикой» этого вида оружия. Его длина могла достигать 1,8 м, а вес колебался от 3 до 5 кг. Наиболее популярен эспадон был в Швейцарии и Германии. Особенностью этого меча было выраженное рикассо, которое нередко покрывали кожей или тканью. В бою эта часть использовалась для дополнительного хвата клинка.

    Цвайхендер. Знаменитый меч немецких наемников – ландскнехтов. Им вооружались самые опытные и сильные воины, получавшие двойное жалованье – доппельсолднеры. Длина этого меча могла достигать двух метров, а вес – 5 кг. Он имел широкий клинок, почти треть которого приходилась на незаточенное рикассо. От заточенной части оно отделялось малой гардой («кабаньи клыки»). Историки до сих пор спорят о том, как именно использовали цвайхендер. По мнению одних авторов, с его помощью перерубывались древки пик, другие считают, что меч использовали против вражеских всадников. В любом случае этот великий двуручный меч можно назвать настоящим символом знаменитых средневековых наемников – ландскнехтов.

    Фламберг. Волнистый, пламенеющий или изогнутый двуручный меч, прозванный так за клинок характерной «волнообразной» формы. Фламберг был особенно популярен в Германии и Швейцарии в XV—XVII веках.

    Этот меч имел длину около 1,5 м и весил 3-3,5 кг. Как и цвайхендер, он имел широкое рикассо и дополнительную гарду, но главной его особенностью были изгибы, которые покрывали до двух третей клинка. Изогнутый двуручный меч – это весьма удачная и хитроумная попытка европейских мастеров-оружейников соединить в одном оружии основные достоинства меча и сабли. Выгнутые кромки лезвия значительно усиливали эффект рубящего удара, а их большое количество создавало эффект пилы, нанося противнику страшные незаживающие раны. При этом конец клинка оставался прямым, и фламбергом можно было наносить колющие удары.

    Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием и был запрещен церковью. Впрочем, немецких и швейцарских наемников это мало волновало. Правда, воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их убивала сразу.

    Этот великий двуручный меч до сих пор находится на вооружении гвардии Ватикана.

    Кузнечных дел мастера

    Особого внимания заслуживают мастера, производившие в своих кузницах всё холодное оружие Древней Руси, от кинжала до меча. Известно, что их профессия считалась почётной, а те, кто специализировался на производстве мечей, были вообще окружены мистическим ореолом. Летопись сохранила для нас имя одного из таких умельцев ─ Людоты, ковавшего булатные мечи ещё в IX веке и весьма прославившегося их исключительным качеством.

    В Древней Руси, а особенно в дохристианский период её истории, покровителем кузнецов считался языческий бог Сварог ─ хранитель неких сакральных знаний. Прежде чём приступить к ковке очередного меча, мастер обязательно совершал ему жертвоприношение и лишь после этого начинал работу. Жрецы при этом выполняли ряд магических действий, обращая тем самым обыденный труд ремесленника в некое таинство, за что и получали причитающийся гонорар.

    Известно, что булатная сталь при всех её достоинствах очень капризна и сложна в обработке, поэтому от кузнеца требовалось особое умение и навык. Учитывая же её крайнюю дороговизну, понятно, что ковать булатные мечи могли лишь истинные мастера, составлявшие определённую, крайне замкнутую корпорацию.

    Закат меча в Европе

    В XVI столетии начинается постепенный отказ от тяжелых металлических доспехов. Причиной этому стало широкое распространение и значительное улучшение огнестрельного оружия. «Nomen certe novum» («Вижу новое имя»), – так об аркебузе сказал Франческо да Карпи, очевидец разгрома французской армии при Павии. Можно добавить, что в этой битве испанские стрелки «вынесли» цвет французской тяжелой кавалерии…

    В это же время клинковое оружие становится популярным у горожан и вскоре превращается в неотъемлемую часть костюма. Меч становится легче и постепенно превращается в шпагу. Однако это уже другая история, достойная отдельного рассказа…

    Закалка лезвия

    Основной вид термической обработки – это закалка. Она нужна, чтобы лезвие было прочным, и могло оставаться острым долгое время после заточки. Существуют разные приёмы:

    — закалка, с нагревом только режущей кромки;

    — закалка режущей кромки нагревом изделия целиком;

    — закалка с отпуском;

    В первом случае только крайняя часть лезвия нагревается до немагнитного состояния, после чего его помещают в масло и выдерживают, пока масло не перестанет пузыриться. Второй способ сложнее: нагревается нож целиком, но погружать его в масло требуется только на треть – чтобы режущий край был покрыт жидкостью.

    Закалка с отпуском – это метод, при котором остывание заготовки проводится в два этапа: сначала в при повышенной температуре, но ниже температуры закалки, затем при комнатной температуре.

    Самый простой способ закалки – это полная закалка клинка, но при этом способе есть вероятность, что лезвие поведёт. Тогда надо провести рихтовку испорченной заготовки. Это можно сделать как предварительно разогрев лезвие, так и в холодном состоянии.

    Меч Определение и значение | Dictionary.com

    • Лучшие определения
    • Викторина
    • Связанный контент
    • Примеры
    • Британский
    • Идиомы и фразы

    Показывает уровень сложности слова.

    [sawrd, sohrd]

    / sɔrd, soʊrd /

    Сохрани это слово!

    См. синонимы для: меч / мечи на Thesaurus.com

    Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


    Определение меча

    сущ.

    оружие, имеющее различные формы, но обычно состоящее из длинного, прямого или слегка изогнутого лезвия, острого с одной или обеих сторон, с одним концом, заостренным, а другим закрепленным на эфесе или справиться.

    это оружие как символ военной мощи, карательной справедливости, авторитета и т. д.: Перо сильнее меча.

    причиной смерти или разрушения.

    война, бой, резня или насилие, особенно военная сила или агрессия: погибнуть от меча.

    Меч. Военный. кодовое название одного из пяти пляжей вторжения в день «Д» на французском побережье Нормандии, подвергшихся нападению британских войск.

    ВИКТОРИНА

    Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

    Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

    Вопрос 1 из 6

    Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

    Идиомы о мече

      на острие шпаги, взаимно антагонистические или враждебные; Противоположное: Отец и сын постоянно на острие мечей.

      скрещенные мечи,

      1. для участия в бою; Борьба.
      2. яростно не соглашаться; утверждают: Члены правления скрестили мечи при выборе президента.

      предать мечу, убить; выполнить: Все население города было предано мечу.

    Происхождение меча

    Впервые записано до 900; Средний английский; Старый английский меч; родственно голландскому zwaard , немецкому Schwert , древнескандинавскому sverth

    ДРУГИЕ СЛОВА ОТ Sword

    безмечевой , прилагательноеwordlike , прилагательное

    Слова рядом меч

    swonken , обморок , налет , swoosh , swop , меч , меч , штык , меч боб , меч боб , меч -носитель, портупея, меченосец

    Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022

    Слова, относящиеся к мечу

    лезвие, кинжал, оружие, сабля, счет, бренд, кортик, шпага, фольга, рапира, ятаган, шпага, палаш, клеймор, криз, кортик, фальшион, вешалка, крис, сабля

    Как использовать меч в предложении

    • Если критики все еще хотят скрестить шпаги и требовать от людей более высоких стандартов, они будут требовать такой же подлинности от институтов, которые когда-то определяли так много нашей культурной жизни.

      Преобразованная кризисом художественная критика уже никогда не будет прежней. И это хорошо.|Филип Кенникотт|29 ноября, 2020|Washington Post

    • Конечно, некоторые покупатели считают этот последний факт своего рода обоюдоострым мечом — правда, процентные ставки могут быть низкими — но часто стоимость домов высока.

      Высокие цены на жилье и низкие ставки по ипотеке|Джефф Хаммерберг|22 ноября 2020 г.|Washington Blade

    • Ее работы отражают то, что женское агентство — это палка о двух концах.

      Почему важно видеть женщин способными… на ужасные зверства|ЛГБТК-редактор|21 ноября 2020 г.|No Straight News

    • Конечно, вы привыкли к грохоту контроллера, когда ваш персонаж падает со скалистого холма или получает удар от вражеского меча.

      Обзор PlayStation 5: PS5 меняет правила игры|Элиз Фэвис|6 ноября 2020 г.|Washington Post за побег со своим мечом и доспехами.

      История Мулан, от баллады 6-го века до игрового фильма Диснея|Констанс Грейди|4 сентября 2020 г. |Голос

    • Но затем меч чудесным образом возвращается к нему, и он снова готовится к бою.

      Знакомьтесь, Моисей-удалец-израильтянин|Джеймс Ромм|14 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

    • Джонатан Грубер, экономист, принимавший участие в разработке Romneycare и Закона о доступном медицинском обслуживании, пал на меч перед Конгрессом.

      Архитектор Obamacare: я хотел звучать умно|Бен Джейкобс|9 декабря 2014|DAILY BEAST

    • В отличие от всех трейлеров и скриншотов к фильму, в Библии Моисей никогда не держит меч и не носит доспехов.

      Кристиан Бэйл: Моисей одного человека — террорист другого человека|Кандида Мосс, Джоэл Баден|7 декабря 2014|DAILY BEAST

    • Джошуа предает мечу женщин, младенцев и животных в Иерихоне.

      Кристиан Бэйл: Моисей одного человека — террорист другого человека|Кандида Мосс, Джоэл Баден|7 декабря 2014|DAILY BEAST

    • На Таутон-Филд, 29 марта 1461 года, 33 000 человек погибли от меча и были там похоронены .

      Кровь на песке: когда Джеймс Джонс написал хрюкающий взгляд на день «Д»|Джеймс Джонс|15 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

    • Люди, чьи кинжалы парировались его мечом, прибегли к огнестрельному оружию, и в него выстрелили из двух пистолетов.

      The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер

    • Что бы ты ни делал, не пиши ни слова своему другу Карру; он острый, как обоюдоострый меч.

      Причуда Эльстера|Миссис. Генри Вуд

    • Он ударил ее снизу и пронзил ее тело половиной меча, и бедняжка упала.

      Филиппинские острова, 1493-1898, том XX, 1621-1624|Разное

    • Поскольку слова имеют разные значения, иногда мы можем обнаружить, что пара слов олицетворяет все три Закона, например, плуг и меч.

      Ассимиляционная память|Маркус Дуайт Ларроу (также известный как профессор А. Луазетт)

    • Зубы зверей, скорпионов, змей и меч, мстящий нечестивым в погибель.

      Библия, Версия Дуэ-Реймса|Разное

    Определения меча в Британском словаре

    меч

    / (sɔːd) /


    сущ. или гарда

    такое оружие, которое носят в церемониальных случаях как символ власти

    нечто, напоминающее меч, например, морду рыбы-меч

    скрещенные мечи, чтобы спорить или сражаться

    меч

    1. насилие или сила, особенно военная мощь
    2. смерть; разрушениепредать мечу

    Производные формы меча

    без меча, прилагательныемечеподобные, прилагательные

    Происхождение слова меч

    Древнеанглийское sweord; связанные с древнесаксонским swerd , древнескандинавским sverth , древневерхненемецким swert

    Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

    Другие идиомы и фразы с мечом


    В дополнение к идиоме, начиная с мечей

    • Меч Дамоклс

    . острие меча

  • скрещенные мечи

Словарь идиом Американского наследия® Авторские права © 2002, 2001, 1995, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company.

Части меча

Если вы хотите говорить о мечах, вы должны знать жаргон. Стремясь быть как можно более конкретными, мы используем технические термины в описаниях наших продуктов, поэтому эта статья призвана помочь вам разобраться в некоторых основах меча, в частности, в функциях и структуре каждой из его частей.

Возможно, вы столкнулись с незнакомой вам лексикой, связанной с мечом. Например, знаете ли вы, что означают «рикассо» или «чапе»? Если нет, то вы в хорошей компании, так как большинство людей в недоумении от таких технических деталей. Если вы знаете, что это такое, то вы на шаг впереди игры. В любом случае, не помешает взглянуть на наши иллюстрации, чтобы понять, что такое мечи.

Как показано на первом рисунке, меч разделен на две основные части: рукоять (1) и лезвие (2).

Эфес (1) состоит из рукояти и навершия, а лезвие (2, 4) и хвостовик (3) образуют единый стальной кусок требуемой формы. Рукоятка, например, в виде рукоятки, крепится к хвостовику (3) болтами или заклепками.

1 | Эфес
Эфес состоит из рукояти, навершия и иногда гарды, крестовины или корзины.

2 + 4 | Клинок
Клинок — это то, что делает меч оружием. Он обычно имеет две боковые грани с острым краем и заднюю кромку. Многие мечи обоюдоострые, то есть имеют два острых лезвия.

3 | Хвостовик
Обычно эта часть лезвия не видна. В отличие от клинка, хвостовик прикрыт крестовиной, рукоятью и навершием. Хорошо сложенный хвостовик необходим для общей стабильности меча.

5 | Лук
Навершие необходимо для более равномерного распределения веса и хорошей управляемости.

Если меч тяжелый, вес навершия уравновешивает его. Навершие навинчивается на хвостовик или приклепывается к нему. Заклепки более стабильны, чем болты, но при заклепке навершие сложнее заменить.

6 | Захваты
Захваты бывают различных конструкций. В большинстве случаев деревянные рукоятки обматываются кожей и проволокой. Хватка чрезвычайно важна, так как именно здесь меч становится продолжением человеческой руки. Надежный хват влияет на общую управляемость меча.

7 | Крестовина
Крестовина защищает руки от травм. Он возник из более коротких ручных щитков, обычных для римских гладиусов или спат (см. ниже).

8 | Рикассо
Рикассо – это основание клинка с гладкими краями, расположенное непосредственно над крестовиной. Это позволяет использовать двуручные техники, в которых одна рука находится на рукоятке, а другая на рикассо.

9 | Дол
Дол – это канавка вдоль лезвия, которая делает меч легче и более устойчивым. От одного, плоского и широкого дола до нескольких глубоких и узких, долы охватывают всю гамму — или отсутствуют вообще, поскольку многие мечи не имеют дола.

10 | Острая кромка
В отличие от задней кромки, острая кромка — это заостренная сторона меча, используемая для рубки. Когда обе стороны острые, меч обоюдоострый.

11 | Центральный гребень
Лезвия с ромбовидным поперечным сечением имеют центральный гребень, который проходит вдоль середины лезвия до острия.

12 | Острие
Острие отмечает конец лезвия и может быть закруглено.

13 | Накидка
Накидка — это металлическая пластина у входа в ножны, куда впервые вставляется меч.

14 | Горло
Горло представляет собой металлическую пластину в нижней части ножен, где находится острие меча.

15 | Ножны

Ножны обычно изготавливаются из кожи, иногда из металла и служат держателем для хранения и транспортировки меча.

Очень краткая история мечей от античности до раннего Нового времени

Галерея ниже показывает, как мечи менялись на протяжении веков. В то время как их основная конструкция (лезвие, рукоять) осталась прежней, они стали более сложными в своем дизайне, в частности, эволюция гарды от крестовины до хитроумной рапирной корзины. Многие разработки следовали не моде своих поколений, а меняющимся требованиям ведения войны в каждую эпоху.

Эта серия фотографий показывает продвижение к более совершенному колющему мечу, рапире. С появлением пластинчатых доспехов в 14-м и 15-м веках лезвия мечей, использовавшиеся до сих пор, пришли в упадок, поскольку их колющая способность больше не представляла большой опасности для бронированных противников. Длинное, тонкое и, самое главное, заостренное лезвие было необходимо, чтобы точно пронзать пластины. Это обстоятельство в сочетании с распространением пороха в то время привело к тому, что громоздкие пластинчатые доспехи вышли из моды. Вместо этого фехтование стало стандартным боевым порядком, за исключением, конечно, тех случаев, когда использовался порох.


наверх

Самые смертоносные мечи в истории | Sky HISTORY TV Channel

Если вы еще не поймали Forged in Fire, вы многое упускаете. Смертельные клинки, динамичная конкуренция и мастерство кузнечного дела в одном лице: Forged in Fire — это шоу, которое возвращает к жизни историческое оружие.

Благодаря недавнему буму фэнтезийных блокбастеров страсти к боям на мечах и кузнечному делу возросли. От копий верного длинного меча персонажа до снаряжения, используемого в боевой хореографии: мечи, переосмысленные в современной популярной культуре, вдохновлены реальными клинками из истории. Вот три исторических лезвия, которые спустя столетия все еще захватывают воображение.

Шотландский клеймор (в переводе с шотландского гэльского означает «большой меч») — двуручный обоюдоострый меч, который чаще всего использовался в период позднего средневековья и в период раннего Нового времени. Используемый для клановых войн в высокогорье и пограничных стычек с англичанами, клейморовый меч является более поздней вариацией традиционного шотландского длинного меча. Клеймор, который чаще всего ассоциируется с шотландским борцом за свободу Уильямом Уоллесом, впервые упоминается как используемый в 15 веке, хотя считается, что впервые он использовался в 1200-х годах.

Подробнее о: Британская история

Уильям Уоллес

Клеймор был смертоносным оружием и разрушительным орудием на поле боя. Средняя длина клеймора упала примерно до 130 см, поэтому клеймор предлагал боевой стиль на средней дистанции, а комбинированная длина, владение двумя руками и вес означали, что клеймор мог легко отрубить конечности или даже обезглавить одним ударом.

До сих пор часто ведутся споры о том, использовал ли Уильям Уоллес клеймор или более раннюю версию двуручного двуручного меча. Меч Уоллеса (в настоящее время выставленный в Национальном памятнике Уоллесу в Стерлинге) представляет собой двуручный меч впечатляющей высоты 1,63 метра и, хотя и похож, не является клеймором. Тем не менее, до сих пор ведутся споры об истинном владельце меча, поскольку он не был зарегистрирован как меч Уоллеса до 200 лет после его смерти.

В любом случае, наследие клеймора продолжает жить в современной войне с миной A18 Claymore (названной в честь культового лезвия), которая до сих пор используется военными.

Подробнее о: Загадки

Величайшая победа Шотландии над англичанами

Известная своим тонким изгибом, изящным дизайном и решительным ударом, катана более широко известна как культовый однолезвийный клинок воина-самурая. Погруженные в традиции и легенды, многие часто удивляются, узнав, что катана не всегда может похвастаться своим характерным изгибом.

Первый известный клинок катаны был вдохновлен китайским обоюдоострым стальным лезвием. Происхождение его изгиба связано с легендой об Амакуни. История гласит, что Амакуни (японский кузнец) заметил, что многие мечи, возвращавшиеся из боя, были сломаны. Это вдохновило Амакуни на создание практически неразрушимого меча (однолезвийная изогнутая катана, которую мы чаще всего узнаём сегодня), идеально подходящего для точных рубящих ударов и боя. Замысел Амакуни был настолько смертоносным, что в его легенде говорится, что он обрел бессмертие благодаря всей крови, пролитой его мечами.

Подробнее о: История Японии

Традиционные японские ножи и их применение

Масамунэ был еще одним средневековым японским мастером меча и по сей день считается величайшим мастером меча в истории Японии. Обладая мастерством точности, Масамунэ был известен тем, что создавал клинки, которые были не только смертоносными, но и считались произведениями искусства. Работая в конце 1200-х — начале 1300-х годов, когда сталь славилась своим низким качеством, Масамунэ разработал стиль для своих творений, в результате которого лезвия были острыми как бритва и в равной степени потрясающе красивыми.

Клинки Масамунэ существуют до сих пор, самым печально известным из которых является катана Хондзё Масамунэ. На протяжении столетий переходя от сёгуна к сёгуну, клинок в конце концов оказался в руках его последнего владельца Токугавы Иемаса. Меч был назван национальным достоянием Японии в 1939 году, но исчез менее чем через десять лет, когда его владелец сдал его местному полицейскому участку в соответствии с новыми законами, введенными американской оккупацией. По сей день его местонахождение остается неизвестным.

Часто, когда мы думаем о ятаганах, образ, который приходит на ум, — это сцена из «Индианы Джонса», где Инди находится в противостоянии с опытным фехтовальщиком лицом к лицу — только для того, чтобы стрелять от бедра. Этот культовый вид «восточного» клинка — первое, что приходит на ум людям, когда они слышат слово «скимитар».