КОКОРИН Николай Кириллович
КОКОРИН Николай Кириллович (8.05.1889 год, поч.Ломовский Хлебниковская волость Уржумский уезд Вятская губ./ныне Мари-Турекский район РМЭ – 16.05.1917 год, м.Подгайцы Австро-Венгрия/ ныне г. Подгайцы Тернопольская область Украина).
Военный деятель, младший офицер Русской Императорской армии, прапорщик, летчик 4-го корпусного авиационного отряда. Участник и герой 1-й Мировой войны. Полный Георгиевский Кавалер. Воздушный ас, один из лучших военных летчиков России.
Выходец из крестьян, родился семье Кирилла Яковлевича и Агриппины Матвеевны Кокориных, в небольшой деревеньке починке Ломовский недалеко от села Хлебниково. 9-го мая 1899 года его крестили священник Рождество-Богородского храма Сергей Федорович УВИЦКИЙ и Николай СОФРОНИЦКИЙ. В роли крестного новорожденного выступил родной брат матери новорожденного, крестьянин села Хлебниково Адриан Матвеевич Игумнов. Николай не был единственным ребенком в семье: были еще сестра Екатерина и брат Георгий (12. 04.1895 год рождения).
Сельские дети взрослеют рано. Вот и Николай, окончил Хлебниковскую церковно-приходскую школу, до призыва в армию перепробовал несколько профессий – научился кузнечному делу, помогал отцу делать кирпичи. Увлекался техническими науками, что в большей степени и повлияло на его дальнейший выбор жизненного пути. Семнадцатилетним пареньком он уехал на Дальний Восток на заработки. Здесь в конце декабря 1910 года его призвали в армию. Так, несколько позже, сельский житель, видевший летательные аппараты только на картинках, оказался в авиационной школе. Сначала 10.12.1910 года он вступил в службу рядовым солдатом в Вислинскую речную минную роту. Через год, 23.10.1911 года, КОКОРИН был направлен на учебу в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота.
Российское командование в это время всерьез занялось подготовкой летных кадров, но число офицеров, поступавших в авиационные училища, было недостаточным, поэтому в ряде случаев стали набирать желающих из числа нижних чинов. Одним из них и стал наш земляк. 5 ноября 1911 года он был направлен на учебу в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. Вначале его отправили на курсы мотористов, но после настойчивых рапортов он в качестве пилота-стажера был причислен к только что сформированному 5-му Сибирскому корпусному авиаотряду, а позднее откомандирован в Севастопольскую авиашколу. Экзамен он держал на самолете «Ньюпор» и назначен во 2-ю авиационную роту. 29.09.1912 года переведен во 2-й авиационный отряд. Здесь, 20.07.1913 года, стал младшим унтер-офицером. С 8.02.1914 года Николай КОКОРИН — в 5-м Сибирском корпусном авиационном отряде. 11.02.1914 года ему было присвоено звание старшего унтер-офицера.
Вскоре после начала Первой Мировой войны, 20.09.1914 года, Николай сдал экзамен на звание летчика и получил диплом пилота-авиатора. 16.11.1914 года переведен в 15-й авиационный отряд, с прикомандированием ко 2-й авиационной роте. С декабря 1914 года — летчик-солдат 4-го корпусного авиационного отряда сражавшегося на Северо-Западном фронте. В течение первого полугодия 1915 года КОКОРИН не раз выполнял рискованные разведывательные полеты над позициями противника.
28.06.1915 года он был направлен в Школу авиации военного времени Императорского Московского общества воздухоплавания, где прошел подготовку на новых быстроходных аппаратах типа «Моран» и «Ньюпор». После учебы, 22.08.1915 года, возвратился в 4-й корпусной авиационный отряд. В августе 1915 года его отряд вошел в первую боевую группу Юго-Западного фронта, и Николай стал лихим летчиком истребителем.
Об отваге и упорстве летчика свидетельствует документ, приложенный к послужному списку КОКОРИНА:
«14 Апреля 1916 года летчик — наблюдатель 4-го корпусного авиаотряда Подпоручик Белокуров с летчиком Унтер — офицером Кокориным, производя на аппарате «Моран – Парасоль» разведку глубокого тыла противника и будучи вооруженными только револьверами, при встрече с неприятельским «Альбатросом», направляющимся в нашу сторону, вступили с ним в бой, вынудили его повернуть в свое расположение и, несмотря на рану в лицо, полученную Подпоручиком Белокуровым, продолжали полет до тех пор, пока не выполнили задание до конца. За проявленную выдающуюся беззаветную удаль и бесповоротную решимость, несмотря ни на какие препятствия, выполнили поставленную задачу, от лица службы благодарю подпоручика Белокурова и унтер-офицера Кокорина. Приказываю представить их к награде…».
(Николай Кокорин — первый слева)
В Августе 1916 года авиационный отряд, в котором служил КОКОРИН, был отправлен на Юго-Западный фронт в район города Луцка. Некоторое время пилоты летали на французских двухместных самолетах SPAD A.2, затем освоили «Ньюпоры». 12 Ноября 1916 года КОКОРИН был награжден Георгиевским оружием за сбитие неприятельского самолета. Вскоре последовал ряд новых побед.
Командир отряда штабс-капитан Казаков так отзывался о нем: «Отличный, неустрашимый летчик-истребитель, летает на всех системах самолетов, прекрасный офицер. Дело свое любит и знает». 14 Ноября Николай, атакуя сверху немецкий аэроплан, заставил его приземлиться. 20 Декабря точной очередью из пулемета летчик поразил экипаж еще одного немецкого самолета, вылетевшего на перехват русской авиагруппы. За этот бой он получил уже офицерский орден Святого Георгия IV степени. Спустя 2 дня, пилотируя истребитель «Моран», вновь сбил «Альбатрос». Приказом по армиям Западного фронта № 275 от 25.08.1916 года за боевые отличия (производство утверждено ВП от 28.09.1916 годаа) КОКОРИНУ присвоено звание прапорщика.
2 января 1917 года, управляя аппаратом «Моран-монокок», Николай КОКОРИН сумел неожиданно подобраться и атаковать австрийский самолет-разведчик, поразив его пулеметными очередями. Вражеская машина перевернулась в воздухе и рухнула на землю.
В Марте 1917 года Николай КОКОРИН получил новейший французский истребитель «Спад». На этой машине он продолжил счет своих побед. 2 Апреля на новом «Моране-монококе» КОКОРИН вылетел на очередное задание командования. Вот как он докладывает о произошедшем бое в своем рапорте: «В районе Козова на высоте 3500 метров встретил 2 самолета противника. Один из них… сделал поворот и пошел встречно мне на закат. Я, находясь выше, пошел с большим снижением на него. Он сделал поворот на 90 градусов, снижаясь. Стал обстреливать меня с борта. Но я все время нападал на него сверху, чем заставил его спуститься под моим обстрелом до самой земли. Самолет спустился в 2-х верстах западнее деревни Увсе. При посадке скапотировал. Я спустился рядом с ним. При осмотре оказалось следующее: в аппарате противника много пулевых пробоин и ранен 3-мя пулями летчик».
Пилот и наблюдатель попали в плен, а трофейный германский «Альбатрос С.III» позднее был отремонтирован.
С 7 апреля Николай КОКОРИН был отпущен в отпуск и к месту службы прибыл только через месяц. 11 мая, буквально на следующий день после возвращения, отважный авиатор атаковал двухместный вражеский самолет над деревней Шибалин. Схватка была короткой, но яростной. Из нек наш земляк вышел победителем. Летчик и наблюдатель были убиты в воздухе очередью русского аса. Асами в Первой Мировой войны называли пилотов , одержавших в воздушных боях пять и более побед.
Свой последний бой Николай КОКОРИН провел 16 мая 1917 года. К тому времени тактика боевых действий истребительной авиации уже значительно изменилась. Так, немецкие самолеты нередко вступали в схватки в составе целых эскадрилий, имея четко отработанные приемы взаимодействия в воздушном бою. При этом немецкое командование для борьбы с русским летчиком вызвало с французского фронта своего аса. В тот день КОКОРИН вылетел вместе со своим постоянным напарником унтер-офицером Михаилом Земблевичем и вскоре был атакован сразу 5-ю машинами (из состава подразделения FFA 242), которые внезапно обрушилась на его самолет. В критическую минуту боя Зембелевич оставил КОКОРИНА одного. Тот во время боя получил смертельное сквозное ранение в грудь, после чего самолет «Ньюпор» пилотируемый КОКОРИНым потерял управление, перешел в штопор и упал возле городка Подгайцы, принадлежавшего тогда Австро-Венгрии (ныне Тернопольская область Украины).
К тому времени на счету Н. КОКОРИНА было 5 официально сбитых самолетов противника (но говорят о 8-ми самолетах). В специальной телеграмме командующего авиацией русской армии В. М.Ткачева по поводу этого события говорилось: «С грустью узнал о незаменимой потере для всей русской авиации – героической гибели в честном неравном бою прапорщика Кокорина – грозы немцев». «Сдержанный, скромный и лишенный какой-либо бравады, он был одним из тех скромных героев, на которых держалась Русская Императорская Армия, и которые скорее были готовы умереть, нежели хоть в малейшей степени изменить тому, что они считали своим долгом», – таково мнение современников о нашем земляке – одном из первых летчиков России Николае Кирилловиче КОКОРИНЕ. Командир русских летчиков Александр Казаков назвал смерть своего подчиненного героической и обратился к соратникам с призывом: «Погибший летчик прапорщик Кокорин оставил свою крестьянскую семью в крайне тяжелом материальном положении. При жизни прапорщик Кокорин помогал своим родителям, давая возможность сестре учиться на курсах. Беру на себя смелость предложить офицерам отрядов… оказать денежную помощь семье погибшего героя». Его призыв не остался без отклика.
Русские офицеры не бросали в беде ни своих товарищей, ни их близких.
Посмертно 22.07.1917 года ему было присвоено звание подпоручика. Офицерский чин дал ему право быть захороненным на своей родине — гроб с телом героя доставили в село Хлебниково и погребли на церковном кладбище. В годы Советской власти могила пребывала в забвении, но затем земляки привели ее в порядок и установили новый памятник. Богатый материал об асе Первой мировой войны собран в краеведческом музее села Хлебниково. Сестра Николая КОКОРИНА поздние годы жизни провела в селе Лазарево Уржумского района Кировской области.
НАГРАДЫ:
Георгиевские кресты:
4-й степени № 192070 — Приказом по 6-му Сибирскому корпусу № 66 от 17.04.1915 года «за отличие во время воздушной разведки 12 марта 1915 года в районе Сохачев, Лович, Скерневицы»;
3-й степени №4204 — Приказом по 2-й армии № 805 от 15.11.1915 года «за самоотверженные разведки в апреле, мае, июне месяце 1915 года, и за то, что смело и отважно производил полеты над позицией противника и в его тылу, произведя разведку, доставлял ценные сведения о противнике, метал бомбы в различного рода цели, каждый раз летая под беспрерывным и ожесточенным огнем противника; два раза возвращался с пробитым осколками снарядов самолетом»;
2-й степени №21452 — Приказом по 2-й армии № 49 от 13. 01.1916 года «за разведки и бомбометания в течение августа, сентября и октября месяца 1915 года, и за то, что… во время своих разведок, находясь в тылу противника и держась в воздухе до 5 часов непрерывно, старший унтер-офицер Кокорин давал возможность наблюдателю детально расследовать наблюдаемый район и отметить скопление и передвижения противника. Кроме того, за свои разведки сбросил с самолета 13 бомб и одна из них 19 сентября 1915 года, по сведениям пленных, попала в походную кухню противника»;
1-й степени № 10114 — Приказом по 2-й армии №463 от 06.06.1916 года «за боевые разведки тыла противника и бои с немецкими самолетами в течение апреля месяца 1916 года, и за то, что 20-го марта сего года летчиком Кокориным был совершен полет в м.Свенцяны для обследования тыла противника. Во время всего полета над расположением противника (более 100 верст) был обстреливаем сосредоточенным огнем его артиллерии, снарядами которой сделано 7 пробоин в аппарате и сломан лонжерон крыла, но несмотря на это, мужественно выполнил свою задачу, дал возможность своему наблюдателю подробно обследовать тыл противника и кроме того сам лично, несмотря на особенно сильный огонь над Свенцянами, заметил узкоколейную железную дорогу противника, снизился и убедившись в этом точно, определил ее направление».
ОРДЕНА:
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 111 от 26.01.1917 года;
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 454 от 13.04.1917 года;
Орден Святого Георгия 4-й степени — ПАФ от 31.07.1917 года «за то, что, будучи в чине прапорщика, в воздушном бою 20-го декабря 1916 года, встретив над нашими позициями самолет противника, атаковал его и сбил. Самолет противника упал в нашем расположении».
Георгиевское оружие — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, 12-го ноября 1916 года, взлетев на самолете системы «Ньюпор», встретил в нашем расположении немецкий самолет и решительно двинулся на него в атаку. Заметив это, с немецкого самолета был открыт пулеметный огонь, но, невзирая на явную опасность быть сбитым, подпоручик Кокорин подошел к самолету противника на весьма короткое расстояние и только тогда, в свою очередь, открыл пулеметный огонь, ранил немецкого летчика и заставил самолет противника опуститься в нашем расположении».
О нем:
М.Л.Дольников, М.Л.Дольникова. «Икары российского неба».- Ногинск: — 2005. 251 с.; Р.А. Бушков. «Турекская сторона». — Казань: ЦОП АБАК, 2000. — 185 с.; Джесси Расселл «Кокорин, Николай Кириллович». — VSD. 2013. — 202 с.; В.Сорокина. Славный сын земли Мари-Турекской // «Отчина» №2. Йошкар-Ола, 2010. С. 10; Д.Митюрин, Ю. Медведько «Летающие тузы. Российские асы Первой Мировой войны». Издательство: ГИЦ «Новое культурное пространство», Санкт — Петербург, 2006. 432 с.
Активисты «Царьграда» побывали на родине Николая Кокорина, героя Великой войны
Активисты «Царьград» в Марий Эл провели встречи с общественностью на родине героя Первой мировой войны Николая Кокорина
18 марта 2021 года делегация регионального отделения «Царьград» в Республике Марий Эл посетила родные места нашего героического земляка, первого лётчика Марийского края, героя Первой мировой войны, верного сына Отечества Николая Кирилловича Кокорина (1889 — 1917). Программа нашего рабочего визита была очень насыщенной. Теперь обо всём по порядку.
Деревня Лом
Деревня Лом Мари-Турекского района РМЭ. Основана в XVIII веке. Основана была тремя русскими мужиками, одним из которых был Осип Кокорин. Именно здесь, 8 мая 1889 года, в крестьянской семье родился будущий лётчик-ас, герой Отечества Николай Кириллович Кокорин.
Нас встретил его родственник Сергей Иванович Кокорин — скромный, доброжелательный, гостеприимный труженик села, уже пенсионер, но продолжает трудиться. Сергей Иванович показал нам место, на котором стоял добротный двухэтажный кирпичный дом семьи Николая Кирилловича, рассказал, что дом строил отец Николая, крепкий хозяин Кирилл Яковлевич. Строил вместе с односельчанами из кирпича, который сам и изготовил. Традиции взаимопомощи в те времена были крепки. В семье Сергея Ивановича бережно хранят память о своём героическом предке, аккуратно сложены вырезки из старых газет и уникальные семейные фотографии маленького Николая, его отца и матери. Вспоминая рассказы деда, Сергей Иванович поведал нам о судьбе родителей Николая Кирилловича. Кирилл Яковлевич и Агриппина Матвеевна Кокорины во второй половине 1920-х были раскулачены и отправлены в так называемые спецпоселения, дальнейшая их судьба неизвестна.
Закончив беседу с Сергеем Ивановичем мы поблагодарили его за радушный приём и заботу о сохранении памяти героя и отправились в село Хлебниково.
Село Хлебниково
От деревни Лом до села Хлебниково 5 километров. В Хлебниково Николай Кириллович Кокорин, погибший в бою за Отечество, был похоронен в мае 1917 года на церковном кладбище. На могиле был установлен винт от его самолёта. В годы Советской власти могила пребывала в забвении, но затем земляки привели её в порядок и установили новый памятник. Побывали на могиле, возложили цветы, почтили память героя-лётчика.
Посетили Хлебниковскую Рождество-Богородскую церковь постройки 1882 года. Церковь постепенно ремонтируется. Работы идут медленно, но идут. В церкви до недавнего времени было овощехранилище, а потом клуб. Пол из розового мрамора царских времён разрушен, несколько кусков валяются в углу. Его уничтожили, когда на тракторах заезжали в хранилище.
В Хлебниковской модельной библиотеке мы провели встречу с молодёжью и общественностью села, посвящённую Кокорину Николаю Кирилловичу, имя которого выдвинуто на присвоение аэропорту города Йошкар-Олы. О биографии, военной службе и подвигах героя собравшимся рассказал историк-краевед Александр Владимирович Соколов. Также речь шла о необходимости активного участия жителей села в официальном голосовании, которое будет проходить с 1 по 31 мая 2021 года на ресурсах Общественной палаты Республики Марий Эл. Собравшиеся на встречу заверили, что разделяют нашу позицию и будут активно участвовать в голосовании. А с директором библиотеки мы обменялись ценными подарками — книгами. После чего отправились в районный центр Мари-Турекского района — посёлок Мари-Турек.
Мари-Турек
На встречу в Мари-Турекский краеведческий музей им. В. П. Мосолова собрались активисты-общественники посёлка. Встреча прошла оживлённо и продуктивно, собравшиеся выразили своё желание увековечить память своего земляка-героя в названии аэропорта и готовность активно участвовать в донесении до жителей посёлка информации о Николае Кокорине и общественном голосовании. А работники музея, по крупицам собиравшие материал о нём, представили нам толстую папку с уникальными фотографиями Николая Кирилловича, его родственников и друзей. Все эти материалы они согласны предоставить для труда над книгой о нашем первом лётчике, идея написания которой уже есть.
Вот такой плодотворной получилась наша поездка на малую родину лётчика-героя. Аэропорту Йошкар-Олы — имя Николая Кокорина !
Региональное отделение «Двуглавого Орла» («Царьград») в Республике Марий Эл сердечно благодарит Сергея Ивановича Кокорина, сотрудников администрации и библиотеки села Хлебниково, сотрудников администрации и музея посёлка Мари-Турек за тёплый приём и отличную организацию бесед с молодёжью и общественностью.
Поделиться ссылкой:
Коллекция фильмов Bain Graffy: DVD-2374
МОРОЗ Юрий
Братья Карамазовы [Братья Карамазовы]
«Студия Колибри» для «Централ Партнершип», 2008 г.; первая трансляция 27 мая 2009, Первый канал, Россия
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз
Сценарий: Александр Червинский, по роману Федора Достоевского «
».
Художник-постановщик: Екатерина Кожевникова, Марат Ким
Музыка: Энри Лолашвили
Федор Павлович Карамазов Сергей Колтаков Дмитрий Карамазов Сергей Горобченко Иван Карамазов Анатолий Белый Алеша Карамазов Александр Голубев Смердяков Павел Деревянко Катерина Ивановна Виктория Исакова Грушенька Елена Лядова Григорий Васильев Александр Парфенович Катерина Осиповна Хохлакова Дина Корзун Лиза Хохлакова Мария Шалаева Старец, Зосима Евгений Меркурьев Михаил Ракитин Иван Кокорин Помещик Максимов Виктор Перевалов Петр Ильич Перхотин Сергей Баталов Штабс-капитан Николай Ильич Снегирев Леонид Окунев Арина Петровна Снегирева Наталья Суркова Актер в роли Иисуса Христа Кирилл Гребенщиков Лягавый (Горсткин) Виталий Хаев Трифон Борисович Александр Бранкевич Пан Муссилович Федор Добронравов Капитан полиции Михаил Макарович Николай Парфенович Нелюдов, следователь Владимир Большов Ипполит Кириллович, прокурор Андрей Ильин Агафья Ивановна Елена Подкаминская Кучер Андрей Петр Томашевский Незнакомец Тимофей Трибунцев Фетюкович Михаил Владимиров Председатель суда Борис Невзоров Марфа Ольга Хохлова Отец Иосиф Владимир Егоров Отец Паисий Владимир Антоник Обдорский монах Кирилл Малов Молодой монах Сергий Бидный Второй монах Роман Кузнецов Новичок Алексей Фурсенко Монах с посохом Игорь Потемкин Петр Александрович Миусов Владимир Лаптев Илюша Снегирев Николай Акашкин Варвара Николаевна Снегирева Анастасия Ричи Нина Николаевна Снегирева Елизавета Арзамасова Мария Кондратьевна Наталья Лесниковская Великий инквизитор Юрий Орлов Феня Мария Бушмелева Прохор Сергей Жарков Повар Матрена Валентина Курчатова Священник в Ильинском Александр Беспалый Дровосек Дмитрий Глазырев Старый купец Александр Комов Фома Андрей Андреев Пан Врубельский Дмитрий Мухамадеев Врач, Варвинский Николай Стоцкий Маврикий Маврикеевич Становой Сергей Новиков Помощник констебля Геннадий Атянин Митя Карамазов в детстве Глеб Горобченко Алеша Карамазов в детстве Леонид Смирнов Иван Карамазов в детстве Иван Цвелев Смердяков в детстве Федор Мерзликин Смердяков в детстве Влад Демидов Красоткин Федор Бавтриков Смуров Илья Громовиков Первый мальчик Корней Макаров Второй мальчик Илья Попов Мессенджеры Денис Петропавлов, Глеб Петропавлов Слепой старик Дмитрий Глазырев Испанские дворяне Денис Макаров, Александр Лаптий, Виктор Флиер, Семен Штейнберг, Кирилл Соленов, Евгений Трубецкой, Владимир Никифоров, Дмитрий Андреев Надзиратели Артем Миронов, Левон Саркисян Крестьянин Игорь Сухов Маленький дворянин Максим Громов Пожилой мужчина Александр Воеводин Первый официальный Евгений Савинков Второй официальный представитель Дмитрий Грачев Смердящая Лизавета Екатерина Дятловская Юлия Нина Ракова Аделаида Ивановна Ирина Усок Старшая тетя Катерины Елена Финогеева Жена генерала Надежда Маркина Мальчик Миша Арсений Постнов Старший бортпроводник Игорь Григорьев Второй стюард Игорь Бондаренко Стюард Валерий Валь Первый игрок Эдуард Гладкий Второй игрок Михаил Хомченко Девушки в Мокрое Анна Уколова, Ольга Дегтярева Музыканты в Мокрое Борис Базуров, Георгий Осмоловский, Михаил Шмуров, Роман Ломов, Нина Александрова, Оксана Горшкова, Екатерина Бережнова, Ксения Гапошкина Истеричка Елена Полякова Официант Сергей Курапин Пьяный крестьянин Игорь Денисов Противник Иван Лакшин Горничная Елена Гончарова Купец Самсонов Александр Комов Судьи Геннадий Атянин, Юрий Тузов Секретарь суда Александр Числов Судебный пристав Юрий Воробьев Рисовальщик Федор Усачев Официальные лица Сергей Качурин, Игорь Петрусенко, Ростислав Крохин, Владимир Гелейн Адвокаты Артем Григорьев, Юрий Квятковский Дамы в галерее Екатерина Приморская, Снежана Симкина, Луиза Мосендз, Анна Копалева Кавалер в галерее Михаил Слесарев Рассказчик Александр Клюквин
528 минут
На русском языке с необязательными английскими субтитрами
На 2 DVD
Это DVD 1, содержащий эпизоды 1-6, 6 x 44 = 264 минуты
DVD | |
---|---|
Код региона | 1 |
Соотношение сторон | 4:3 |
Языки | Дополнительные английские субтитры |
Особенности | Выбор эпизода и главы |
Источник | SR Digital, РБК |
Назад к коллекции фильмов Bain Graffy
Перейти на главную страницу Школы славяноведения и востока
Европейский
Исследования, Университетский колледж Лондона.
Вопросы по адресу ssees-library@ucl.ac.uk
Последняя редакция этой страницы — пятница, 7 мая 2010 г.
Домашняя страница Air Aces
Домашняя страница Air Aces Создана страница: 15 ноября 2000 г.
составлено Алланом Магнусом
Каталожные номера:
- Сталинские соколы: тузы Красной звезды, Томас Полак и Кристофер Шорс, Граб-стрит, Лондон, 1998
- Над фронтами войны, Норман Л. Р. Фрэнкс, Рассел Гест и Грегори Алеги, Граб-стрит, Лондон, 1997
- Императорская российская воздушная служба, Знаменитые пилоты и самолеты Первой мировой войны, Алан Дуркота, Томас Дарси и Виктор Куликов, Flying Machines Press, Mountain View, Ca 1995
last name | given name | airforce | victories | comments |
---|---|---|---|---|
Argeyev | Pavel Victorovitch | FFC | 9 | SPA 124 |
Аргеев | Павел Викторович | Imperial Russian Air Service | 6 | 19кв.![]() |
de Seversky | Alexander Nikolaevich Prokoffiev | Imperial Russian Air Service | 6 | 2nd Baltic |
Federov | Victor Georgiyevitch | FFC | 5 | C.42 & Spa.89 |
Гильшер | Юрий Владимирович | Imperial Russian Air Service | 5 | 7кв.; Погиб 20.07.1917 |
Кокорин | Николай Кириллович | Imperial Russian Air Service | 5 | 4 кв.; KIA 28.05.1917 |
Козаков | Александр Александрович | Imperial Russian Air Service | 20 | 19кв. |
Kruten | Yevgraph Nikolaevich | FFC | 1 | N.3 |
Kruten | Yevgraph Nikolaevich | Imperial Russian Air Service | 6 | 2Sq.; КИА 19/Jun/1917 |
Leman | Ernest Krislanovich | Imperial Russian Air Service | 5 | 19Sq |
Loiko | Ivan Alexandrovich | Imperial Russian Air Service | 6 | 9Sq |
Макеенок | Донат Адуйович | Imperial Russian Air Service | 8 | 7Sq |
Орлов | Иван Александрович | ФФК | 1 | N3 |
Орлов | Иван Александрович | Imperial Russian Air Service | 4 | 7кв.![]() |
Pishvanov | Alexander Mikhailovich | Imperial Russian Air Service | 5 | 10Sq |
Pulpe | Eduard Martynovich | FFC | 4 | M.S.23 & N.23 |
Пульпа | Эдуард Мартынович | Imperial Russian Air Service | 1 | 10кв; KIA 1/Aug/1916 |
Safonov | Mikhail Ivanovich | Imperial Russian Air Service | 5 | Naval pilot, Baltic with Glagol |
Shirinkin | Alexei Dmitriyevich | Imperial Russian Air Service | 4 | |
Смирнов | Иван Васильевич | Imperial Russian Air Service | 11 | 19 кв. |
Стижевский | Владимир Иванович | Imperial Russian Air Service | 7 | 9кв. |
Сук | Григорий Эдуардович | Imperial Russian Air Service | 9 | 9 кв.![]() |