Содержание

Сочинение Описание Картины Александр Невский Корина

Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием «Александр Невский»

На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси, и художник не спроста его изобразил в свое творчестве. В связи с изменениями в самосознании человечества в лучшую сторону, идеализация полководца достигла высочайшей грани. Изменения в самоходные народа происходили перед началом Великой Отечественной Войны. На протяжении многих лет, при опасности ,люди возвращается имён к этому полководцу.

Художник создаёт три картины объединенные одной идеей «Александр Невский». По оттенкам красок мы наблюдаем тревожность, которая веет от картины, это проявляется ещё в грубых, неаккуратных мазках.

Множество картин создавалось именно таким способом, поэтому эта картина, написанная таким способом, не вызывает чувства удивления.

Если верить истории, то Александр Невский не проиграл полного сражения. В этом отчётливо проявляется его дар, как полководца. В своем молодом возрасте Александр успел прославить и завоевать уважение людей. Два знаменитых сражения, которые знают все: Ледовое побоище и Невская битва.

На картине он изображён высоким, статным, мужественным, крупным мужчиной, а на его плеча развивается красное полотно. Его  гордый взгляд направлен куда-то в даль. Он смотрит вдаль убегающим врагам.

На картине он не молод, видны морщины. Через полотно художник смог передать его лучшие качества, такие как: нерушимый характер, решимость, хладнокровие, спокойствие. За его спиной развивается полотно, обозначающую победу. Он благородно спас русские земли от врагов.

Так же мы наблюдаем в могущественных руках Александра Невского тяжёлый стальной меч, который воткнут в землю. Это не малая часть рисунка говорит на о многом. Об умиротворённости, о вере в хорошее будущее.

Русь под надёжно защитой своего правителя. Все жители стоят за надёжной, сильной и волевой спиной Александра Невского. Все чувствуют себя защищёнными, пока стоит и ждёт приказа русская дружина «Александровых мужей». Александр Невский оставил большой след не только в истории России, но и в каждом сердце русского, любящего свою страну.

Александр Невский однажды сказал фразу, которая по сей день знаменита, «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Эта фраза характеризует русский народ в течение многих столетий, доказывающая свою правоту.

Другие сочинения:

Описание Картины Александр Невский Корина

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение В чем причина подростковой жестокости

    Разобраться в причинах подростковой жестокости довольно сложно. Юноши и девушки на пороге взрослой жизни, по причине отсутствия жизненного опыта, не понимают, как с достоинством выйти из того или иного положения

  • Сочинение по рассказу Тургенева Бежин луг 6 класс

    В Чернском уезде Тульской губернии главный герой охотился на тетеревов. Он заблудился, и только под вечер вышел к месту, которое называется Бежин луг. Часто в своих рассказах И.С. Тургенев описывает

  • Сочинение Левша народный герой 6 класс

    Левша – живет в городе Тула и не представляет своей жизни без своего любимого дела. На щеке у него имеется родимое пятнышко, косит, кое, где выдраны волосы. Носит старую потрепанную одежду

  • Платонов
  • Главная мысль сказки Конек-горбунок Ершова

    П. Ершов сказку «конёк-горбунок» написал в юмористической манере. Как и во многих литературных произведениях высмеиваются некоторые неприглядные качества человека.

Новгородская областная универсальная научная библиотека

  Антонова, В. И. / В. И. Антонова ; с биогр. справкой Н. А. Гейнике. – Москва : Изд-во Гос. Третьяковской Галереи, 1946. – 74 с. : 14 л. ил. – (Образы великих русских полководцев в искусстве ; вып. 1).
Статья «Александр Невский в изобразительном искусстве»; на иллюстрациях – образ князя в живописи: картины, миниатюры летописных сводов, детали фресок.
. Колыбель государства российского : К 1150-летию зарождения российской государственности / авт.-сост. В. Г. Смирнов ; фот. М. В. Яшиной. – Москва : Вече, 2012. – 319 с. : ил.
Роль Великого Новгорода в защите северо-западных рубежей русского государства, образ князя Александра Невского, защитника Отечества, в изобразительном искусстве: с. 90-91 – картины Н. Рериха «Александр Невский», С. Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», миниатюры Летописного лицевого свода XVI в.
: Здесь начиналась Россия / авт.-сост. В. Г. Смирнов ; фот. В. Е. Гиппенрейтер [и др.]. – Москва : Вече, 2009. – 255 с. : ил.
Роль князя Александра Невского, как защитника русской земли, отражены в искусстве: на с. 77 – икона XIX в. «Святой благоверный князь Александр Невский»; с. 78 – миниатюры Лицевого летописного свода: «Александр Невский молится накануне Невской битвы», «Александр Ярославович выступает в поход», «Ледовое побоище. Помощь небесных сил»; с. 80 – картина П. Д. Корина «Александр Невский» (1943 г.), с. 81 – памятник Александру Невскому, установленный в 1985 г. на набережной, носящей его имя (автор проекта – Ю. Чернов).
Житие св. Александра Невского в древнерусской миниатюре и иконописи / Н. В. Квливидзе ; М-во культуры и туризма Российской Федерации, Российский ин-т переподготовки работников искусства, культуры и туризма. – Москва : [б. и.], 1993. – 11 л. ; 31 см.
Образ Александра Невского на иконах и миниатюрах летописных сводов.
: памятники лит. Древ. Руси XI – XV вв.: сб. / сост., авт. вступ. статьи, коммент. Ю. К. Бегунова, худож. В. Носков. – Москва : Советская Россия, 1981. – 518 с. : ил. – Библиогр.: с. 514-516.
На с. 198-219 иллюстрации Жития Александра Невского – графика, миниатюры.
/ Новгор. гос. объединенный музей – заповедник , Новгор. епархия Русской православной церкви ; авт. вступ. ст. и каталога Е. В. Гладышева [и др.]. – Москва : Северный паломник, 2008. – 550 с. : цв. ил. – (Древнерусская живопись в музеях России).
В т. ч. иконы с изображением князя Александра Невского.
Коняев, Н. М. : От Крещения до наших дней / Н. М. Коняев. – Москва : Вече, 2011. – 495 с. : 12 л. ил.
Статья о святом благоверном великом князе Александре Невском (с. 83-125), на иллюстрациях: образ князя на картине В. А. Серова «Ледовое побоище», миниатюрах XVI в., иконах, фресках.
Корин, П. Д. Александр Невский / П. Д. Корин. – Москва : Советский художник, 1965. – 10 с. : репр. – (Выдающиеся произведения сов. изобразит. искусства).
Образ князя Александра Невского в творчестве советского художника П. Д. Корина.
Костомаров, Н. И. в жизнеописаниях её главнейших деятелей : более 500 иллюстраций из архива Российской Национальной Библиотеки / Н.
И. Костомаров ; под общ. ред. А. А. Кононова ; авт. примеч. И. В. Осипова. – Санкт-Петербург : Весь, 2005. – 976 с. : ил., цв. ил. 24 л.
На с. 81-91 – жизнеописание князя Александра Невского, образ князя на картинах русских художников – А. Д. Кившенко, В. М. Васнецова, В. П. Верещагина и др.
Лазарев, В. Н. Новгородской живописи : Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде / В. Н. Лазарев. – Москва : Искусство, 1977. – 168 с. : ил. Загл. корешка: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде.
Двусторонняя икона-таблетка с изображением Александра Невского: Исцеление слепого / Иоанн, Авраам Ростовский, Александр Невский.
/ О-во любителей древней письменности. – Москва : [б. и.], 2014 (2022 от В. Х.). – . Кн. 5 : Русь (1225 – 1248 гг. от В. Х.). – [Факс. изд.]. – [2014]. – 538 с. : цв. ил. – Загл. в конце кн. : Лицевой летописный свод Царя Ивана Грозного.

Книжные миниатюры лицевого свода передают летописные сведения, на с. 233, 239, 319, 420, 422 и др. – миниатюры с изображением сюжетов из жизни молодого новгородского князя Александра (Невского): в году 6736-м (1228) князь переяславский и новгородский Ярослав Всеволодович оставил своих сыновей Федора и Александра править в Новгороде; «в 6744 году (1236) в Новгороде стал княжить князь Александр»; «в том же 6747-м (1239) женился князь Александр Ярославич Новгородский, взял у Полоцкого князя у Брячислава дочь и венчался в Торопце» и др.

/ О-во любителей древней письменности. – Москва : [б. и.], 2014 (2022 от В. Х.) . – Кн. 6 : Русь (1248 – 1297 гг. от В. Х.). – [Факс. изд.]. – [2014]. – 542 с. : цв. ил. – Загл. в конце кн. : Лицевой летописный свод Царя Ивана Грозного.

На книжных миниатюрах летописного свода изображены сцены из жизни князя Александра Невского, раскрывающие летописные сведения.

Новгородские святые XI-XVI вв. : открытки. – Новгород; Санкт-Петербург : ТОО «Литейный Двор», 1995. – 12 с. : ил.
Образ Александра Невского в иконографии.
Петинова, Е. Ф. Петр Васильевич Басин, 1793 – 1877 / Е. Ф. Петинова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1984. – 271 с. : ил.
П. В. Басин, русский художник, автор росписи храмов, в Исаакиевском соборе в приделе Александра Невского сюжетами росписи стали ключевые моменты из жизни князя и полководца.
Плугарь, А. Ф. : роман / А. Ф. Плугарь ; сост. А. Астахов. – Москва : Белый город, 2010. – 427 с. : ил., 16 л. цв. ил., портр. – (Русский исторический роман).
Образ князя Александра Невского в книге раскрывают в т. ч. репродукции миниатюр и картин художников П. Корин «Александр Невский», К. Разумов «Александр Невский. За веру православную», Ф. Моллер «Александр Невский побеждает Ярла Биргера на реке Ижоре», Н. Дмитриев «Меч Александра разрубил наличник Биргера» и др.
Разгонов С. . Жизнь и дела Павла Корина / С. Разгонов. – Москва : Советский художник, 1978. – 159 с.
П. Корин – автор триптиха «Александр Невский» (1942), щит с копией центральной части картины был установлен при въезде в Новгород в 1944 г. сразу после освобождения города. Среди бойцов, освобождавших город, оказалось несколько художников, которые создали копию полотна почти в размер подлинника (документальная фотография). Имена художников не установлены.
Регинская, Н. В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский : по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла : посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 790-летию со дня рождения святого Благоверного князя Александра Невского, 770-летию победы в Невской битве / Н. В. Регинская, С. В. Цветков ; науч. ред. А. Л. Казин ; Рос. ин-т культурологии, СПб. отд-ние. – Санкт-Петербург : БЛИЦ, 2010. – 430 с. : ил. – (Александр Невский – имя России). – Иконограф. указ.: с. 428 – 429.
В первой части книги освещена история жизни А. Невского, вторая часть посвящена исследованию визуального образа князя в изобразительном искусстве XIV-XXI вв.
Смирнов, В. Г. / Виктор Смирнов ; фот., ил. М. В. Яшиной. – Москва : Вече, 2015. – 494 с. : фот. цв., цв. ил.
Образ Александра Невского на иллюстрациях: «Александр Невский» – роспись собора Успения Пресвятой Богородицы Валдайского Святоозерского Иверского монастыря, «Невская битва» – фрагмент иконы «Александр Невский со сценами жития», картина С. Рубцова «Ледовое побоище».
Смирнова, Э. С. : тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси / Э. С. Смирнова ; Гос. ин-т искусствознания. – Москва : Северный паломник, 2007. – 383 с. : цв. ил.
На с. 259 икона «Князь Александр Невский, с житием» (перв. пол. XVII в. Москва, музей «Покровский собор»), на 262-263 – о клеймах иконы «Св. Александр Невский, с житием» – приезд князя Александра в Новгород, чудо у гробницы князя Александра и его надгробного образа (вторая половина XVII в., Москва, музей «Покровский собор»).
Трифонова, А. Н. / А. Н. Трифонова ; фот.: Л. Богданов, Ю. Николаев, Е. Гордюшенков ; Новгор. гос. объединенный музей-заповедник. – Великий Новгород : Печатный двор «Великий Новгород», 2013. – 157 с. : цв. ил.
На иконе 15 в. «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» в нижнем регистре иконы в ряду святых, возглавивших небесную дружину, помогающую новгородцам победить суздальскую рать изображен князь Александр Невский, молодым воином в доспехах, юное лицо без бороды – это первый известный иконографический образ князя.

Мастер класс «Александр Невский в иконописи, русской живописи и советском кинематографе»

  • Главная
  • Новости
  • Мастер класс «Александр Невский в иконописи, русской живописи и советском кинематографе»
21. 04.2020
В рамках подготовки к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского 21 апреля 2020 г. на платформе ZOOM руководитель Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» Лариса Болдырева провела он лайн мастер класс «Александр Невский в иконописи, русской живописи и советском кинематографе».

Александр Невский, сын переяславль-залесского и новгородского князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1236–1251 — князь новгородский, с 1252 — великий князь владимирский. Одержал победу над шведами в 1240 году (Невская битва) и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году (Ледовое побоище), приостановив католическую экспансию на Русь. В противостоянии с Западом опирался, в частности, на поддержку Золотой Орды, в отношении которой проводил осторожную и по-своему дальновидную политику подчинения. За этот, по сути, союз с монголо-татарами он нередко подвергался критике в историографии. Официально канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного на Соборе в 1547 году.

Александр Невский является покровителем Петербурга наряду с Петром и Павлом. Традиция освящать новый город именно покровительством, заступничеством святого и его мощами — это очень древняя традиция. Вспомним Рим: апостол Петр — покровитель, строится собор святого Петра.

В Петербурге в 1710 году по приказу Петра I был заложен монастырь в честь Живоначальной Троицы и Александра Невского «для того, что сей великий князь здешних пределов Российских от нападения шведов был всегдашний охранитель».   30 августа 1724 г. в годовщину завершения Северной войны и заключения Ништадского мира по указу императора состоялось перенесение мощей Александра Невского  из Владимира в Благовещенскую церковь, а позже в Троицкий собор монастыря Александра Невского. 

Александр Невский покровительствует и семье Романовых, а именно трем российским императорам: Александру I, Александру II и Александру  III,  что отражено в мозаике большого кокошника на южном фасаде храма Спаса на Крови, выполненного по эскизу Н. А. Кошелева «Христос во славе». Центральное место в композиции занимает четко вписавшийся в академический треугольник образ Христа. Справа  от него – св. Николай Мирликийский, соименный императору Николаю II, при котором храм был освящен. Слева – св. Александр Невский, покровитель города и императоров.

На встрече онлайн мы рассмотрели свод изображений святого Александра Невского: сначала — мы видим его в монашеских одеяниях, так как на смертном одре принял схиму под именем Алексий, после указа Петра I —  только в виде прекрасного воина, в рыцарских доспехах и императорской мантии. В монашеских одеяниях он остается только на иконах староверов.

Самые первые иконы, к сожалению,  не сохранились.

Мы увидели Александра Невского на миниатюре лицевого летописного свода XVI века,  созданного по распоряжению Иоанна Грозного в единственном экземпляре для его детей. Затем ознакомились с иконами середины XVI века из собора Святой Софии в Новгороде и XVI I века из придела храма Василия Блаженного в Москве. В коллекции Русского музея проследили иконографию Александра Невского как воина на иконе «Чудо от иконы «Знамение» (битва новгородцев с суздальцами)», а также рассмотрели покров на гробницу Александра Невского (золотое шитье).

 Затем мы рассмотрели ряд картин, отражающих исторические события:

  • Первыми свои агрессивные намерения в отношении Руси, ослабленной татаро-монгольским нашествием, заявили шведы. В 1240 году шведский король прислал в новгородские земли отряд под водительством своего зятя, ярла (князя) Биргера. Перед Невской битвой князь Александр Ярославич долго и горячо молился в храме Святой Софии Новгородской. Картина М.В. Нестерова «Благоверный князь А.Н., молящийся в храме Святой Софии Новгородской перед Невской битвой» была эскизом для мозаики в храме Спаса на Крови. Работая над образом благоверного князя-полководца, Нестеров стремился вложить в него свое понимание «доброй силы», осознающей свое высокое предназначение, покорной ему и бесстрашно выступающей на защиту веры и Отечества.

 

  • Выйдя из храма Святой Софии после молитвы, князь Александр Ярославич вдохновил своих боевых товарищей словами: «Не в силе Бог, а в правде! Иные — с оружием, иные — на конях,  а мы Имя Господа нашего призовем!». Князя и дружину на битву благословил новгородский архиепископ Спиридон.  Ф.Г. Солнцев «Александр, князь Новгородский выходит из храма Святой Софии и его благословляет митрополит на битву».

Для Солнцева, посвятившего свою жизнь  изучению русских древностей, здесь было важно исторически точное воспроизведение деталей — доспехов, оружия. Рамка в «русском стиле» также весьма типична для творчества художника.

  • Николай Рерих: эскиз для мозаики, который представляет само сражение. Александр поражает копьем Биргера. 15 июля 1240 года возле места впадения Усть-Ижоры в Неву состоялась Невская битва, где успех сопутствовал новгородскому войску. Как свидетельствуют летописи, князь Александр Ярославич, прозванный за эту победу Невским, в пылу сражения сумел дотянуться своим копьем до шведского предводителя Биргера, наложив на его лицо «печать».  Впрочем, участие в этой битве ярла (князя) Биргера, будущего правителя Швеции, регента при малолетнем сыне-короле, прослеживается только по русским летописным источникам. Работа, решенная Рерихом в плоскостной декоративной манере, является эскизом к одному из мозаичных панно, которые художник создавал в эти годы для архитектурных построек. Это панно осуществлено не было.
  • В 1242 г.  на Чудском озере  состоялось  Ледовое побоище. Вл. А. Серов «Въезд Александра Невского после ледового побоища в Псков».

5 апреля 1242 года дружина Александра Невского разбила на льду Чудского озера войско немецких крестоносцев Ливонского ордена. По своим масштабам Ледовое побоище уступало не только Невской битве, но и другим сражениям той эпохи, где Русь и Литва громили крестоносцев (Раковорскому, под Шауляем). Однако участие святого Александра Невского придало этой победе, одержанной православным воинством над немцами-католиками, важное символическое значение. В годы Великой Отечественной войны тема в очередной раз приобрела актуальность. В картине Серова, написанной в 1945 году, Александр Невский и его дружина ассоциируются с победоносной Советской Армией и ее маршалами.

В 1877 году Г.И. Семирадский исполнил на стенах храма Христа Спасителя в Москве четыре композиции из жития благоверного князя Александра Невского. Обычное для произведений художника обилие исторического антуража, создающего богатство и роскошь обстановки, звучность колорита ставили эти произведения в число главных украшений величественного церковного интерьера.

«Александр Невский в Золотой орде». Великий князь Александр Невский неоднократно посещал Орду, проведя там в общей сложности четыре с половиной года. В этих длительных поездках раскрылся его дар дипломата, столь необычный для воина. Мирная деятельность также требовала известного героизма. Как гласит «Житие…» благоверного князя, однажды золотоордынский хан Батый повелел ему исполнить языческий обряд поклонения солнцу и идолам, употребляемый при приеме иностранцев. На это великий князь ответил категорическим отказом, завоевав своим мужественным поступком уважение монголов, отличавшихся, впрочем, веротерпимостью. Данный факт, если он действительно имел место, подтверждает благосклонное отношение к Александру со стороны Батыя, казнившего при тех же обстоятельствах Михаила Черниговского.

«Посланники Папы Римского приезжают в Новгород». Несмотря на решительное противодействие Александра Невского католическому наступлению, папа Иннокентий IV не терял надежды подчинить Русь римскому престолу. В 1248 году он направил к Александру своих послов-кардиналов с довольно льстивым письменным посланием в адрес русского великого князя. Оставаясь твердым приверженцем православия, Александр Невский недвусмысленно ответил, имея в виду учение Семи вселенских соборов: «сие все сведаем добре, а от вас учения не принимаем».

«Александр Невский на смертном одре принимает схиму». Зиму и лето 1263 года Александр Невский провел в Золотой Орде. Туда он прибыл с дарами, которыми пытался загладить последствия прошлогодних бунтов против ханских баскаков в городах суздальской земли. Осенью он получил возможность выехать на родину, но по пути занемог и скончался 14 ноября в Городце (ныне — Нижегородская область). Перед смертью Александр Невский принял монашескую схиму. Когда Александр Невский умирает, митрополит Кирилл, проводящий службу во Владимире, увидел, как возносится его душа на небо. Он произнес: «Зашло солнце русской земли».

— «Погребение Александра Невского». При погребении Александра Невского в Рождественском монастыре во Владимире, как гласит житийное предание, свершилось чудо. Когда митрополит Кирилл возливал елей на усопшего схимника, а эконом Севастьян приблизился к гробу, чтобы вложить в руку «грамоту душевную», рука князя приподнялась и приняла грамоту.

Александра Невского стали почитать как святого и записывать чудеса. Одно из великих чудес:  8 сентября 1380 г. он пришел на помощь Дмитрию Донскому во время битвы на Куликовом поле.

21 мая (1 июня) 1725 г. по завещанию Петра I высочайшим указом императрицы Екатерины I была учреждена одна из высших наград Российской империи — Орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Орден Святого Александра Невского был задуман Петром I как исключительно военная награда, однако при жизни император не успел осуществить своё намерение.

При Екатерине I орден Александра Невского был выдан шестидесяти трём лицам (не считая самой императрицы). Во второй четверти и середине XVIII в., до правления Екатерины II, орден Александра Невского был выдан около трёхсот раз. Его кавалерами стали: генерал-майор П. А. Румянцев, за отличие в сражении при Кунерсдорфе, генерал-аншеф А. П. Ганнибал, генерал-поручик В. И. Суворов, бывший генерал-губернатором Пруссии во время Семилетней войны, президент Академии наук К. Г. Разумовский, один из учредителей Московского университета И. И. Шувалов, просветитель и общественный деятель И. И. Бецкой и другие.

В царствование императрицы Екатерины II кавалерами ордена Александра Невского стали более 250 человек. Среди них генерал-майор А. В. Суворов, генерал от инфантерии М. И. Кутузов, вице-адмиралы Ф. Ф. Ушаков и де Рибас; тайный советник, известный историк и собиратель древних рукописей — А. И. Мусин-Пушкин.

При Павле I орденом  Святого Александра Невского было награждено 80 человек. Высокой награды был удостоен государственный и общественный деятель, адмирал, президент Российской Академии Наук, министр народного просвещения А. С. Шишков.

Как государственная награда орден Александра Невского был упразднён в 1917 г.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. был учреждён советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. До конца войны этим орденом было награждено 40 тыс. 217 офицеров Советской Армии. Кстати, на ордене мы видим профиль артиста Николая Черкасова в главной роли фильма С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», вышедшего в 1938 году.

В 2008 г. возобновили награждение орденом Александра Невского.

Студентами первого и третьего курсов направления подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» Дианой Магола, Анной Машкара, Анитой Братусь и Георгием Мерзоевым  была представлена презентация  «Александр Невский  — небесный  покровитель Санкт-Петербурга» (руководитель —  зав. кафедрой предпринимательства и туризма Инга Георгиевна Фмлиппова), подготовленная к  первому отборочному туру IX Международного конкурса мультимедийных ресурсов «Юность России в русском искусстве».

как победы Александра Невского помогли становлению русской государственности — РТ на русском

780 лет назад произошла Невская битва — бой между русской ратью под командованием князя Александра Ярославовича и шведским отрядом, высадившимся на реке Неве. Это противостояние стало одним из важнейших сражений, выигранных князем, наряду с Ледовым побоищем и боями с литовскими войсками в 1245 году. По словам историков, благодаря сочетанию успешных боевых действий и дипломатии Александру Невскому удалось предотвратить экспансию на русские земли западных рыцарей и уберечь жителей Северо-восточной Руси от массового уничтожения ордынцами во времена его нахождения на великокняжеском престоле. Какую роль в становлении русской государственности сыграла деятельность князя Александра Невского — в материале RT.

15 июля 1240 года русская рать под командованием князя Александра Ярославича вступила в бой с большим отрядом шведов в месте, где Ижора впадает в Неву. Сражение получило название «Невская битва».

Тяжёлое время

«Точная дата и даже год рождения Александра Ярославича неизвестны. Появился на свет он в районе 1220-го. Но мы можем уверенно констатировать, что его молодость пришлась на крайне тяжёлое для Руси время», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

Александр родился в семье князя переяславль-залесского Ярослава Всеволодовича, который некоторое время спустя занял великокняжеский престол.

В то время положение Руси было крайне непростым: страна находилась в состоянии политической раздробленности, к тому же сразу с нескольких направлений ей угрожали внешние враги.

В 1224 году представители ордена меченосцев (немецкий католический духовно-рыцарский орден) захватили город Юрьев и казнили всех его защитников. Кроме того, немецкие рыцари начали набеги на псковские и новгородские земли. В 1237 году на основе ордена меченосцев был создан Ливонский орден, вошедший в состав Тевтонского ордена. По словам историков, объединённые орденские силы представляли серьёзную угрозу для Северо-западной Руси.

  • «Взятие Владимира монголами». Миниатюра из русской летописи, 1237—1241

В том же 1237 году на земли Северо-восточной Руси вторглись монгольские войска, захватившие и уничтожившие целый ряд русских городов.

К этому времени судьба Александра Ярославича была тесно связана с Новгородом. Ещё в 1228 году Ярослав Всеволодович, отправляясь в поход на Ригу, оставил двоих из своих сыновей — Александра и Фёдора — в Новгороде. А в 1230 году он посадил их на княжение в Новгородской земле. В 1233 году Фёдор Ярославич умер, а три года спустя Ярослав Всеволодович утвердил свою власть в Киеве. Александр, будучи совсем ещё молодым человеком (ему было около 15—16 лет), начал вести самостоятельную военно-политическую деятельность.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жёны дочь полоцкого князя Брячислава. Примерно в это же время он занялся возведением укреплений в районе Новгорода.

Защитник Руси

В 1240 году немецкие и скандинавские рыцари с одобрения папской курии решили нанести мощный скоординированный удар по русским землям. На Западе считали, что после монгольского нашествия Русь не сможет оказать серьёзного сопротивления. Немецкие рыцари двинулись на Псковщину, а скандинавы решили нанести удар со стороны Финского залива.

В июле 1240 года крупный шведский отряд на кораблях зашёл в устье Невы. Если верить летописным источникам, шведский предводитель отправил Александру Ярославичу следующее послание: «Если можешь — сопротивляйся. Знай, что я уже здесь и пленю землю твою».

Также по теме

Собиратель земель русских: почему фигура Ивана III столетиями была недооценена потомками

580 лет назад родился великий князь Московский, государь всея Руси Иван III. Историки называют его одним из наиболее недооценённых в…

У Александра не было под рукой серьёзных военных сил, но он решил не тянуть время, а нанести удар по шведам, пока они не углубились в русские земли. С отрядом примерно из 300 княжеских дружинников, 500 новгородских конников и стольких же пеших ополченцев он двинулся навстречу врагу. По пути к нему присоединились около полутора сотен воинов из Ладоги.

Шведы разбили лагерь на берегу Невы, чуть выше впадения в неё Ижоры. Согласно свидетельствам средневековых источников, пешая русская дружина должна была отсечь шведов от их кораблей, а конница — завершить окружение врага. И этот план князю Александру удалось успешно реализовать.

«В наши дни некоторые историки предпринимают попытки переписать историю Руси, утверждая, что Невской битвы и Ледового побоища то ли не было, то ли они не имели никакого военного значения. Подобные утверждения звучат сегодня часто, но они не имеют ничего общего с действительностью. Сражения, вне всяких сомнений, были», — подчеркнул в беседе с RT советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

Новгородцы скрытно подобрались к расположению неприятеля и молниеносно атаковали, тем самым полностью его деморализовав. Дружинник Савва пробился к центру шведского лагеря и подрубил столб, поддерживавший шатёр предводителя. Князь Александр лично находился в гуще боя, сражаясь плечом к плечу со своими воинами.

  • «Невская битва. Святой Александр Невский наносит рану в лицо шведскому предводителю». 1240 год. Художник А.Д. Кившенко

Численность шведского десанта, согласно некоторым источникам, могла достигать 5 тыс. воинов, однако он был полностью разгромлен. По мнению историков, шведы потеряли убитыми несколько сотен человек, русские — несколько десятков.

«Значение победы в Невской битве было очень велико. Князь Александр сохранил для Новгорода выход на Балтику и важнейший торговый путь, предотвратил масштабную экспансию шведов на русские земли и не дал немцам получить поддержку с севера. Считается, что именно за эту победу Александр и получил прозвище Невский», — отметил Евгений Спицын.

После Невской битвы политический вес князя вырос, и это вызвало опасения у бояр. Из-за ухудшения отношений с ними Александру пришлось на время покинуть Новгород. Но на фоне экспансии немецких рыцарей его вскоре призвали вновь. Просить князя вернуться отправился новгородский архиепископ Спиридон, и Александр согласился.

В 1241 году Александр Ярославич с княжеской дружиной и войском из новгородцев, ладожан, ижоров и карелов штурмом взял крепость Копорье и освободил от влияния ордена Водскую землю. После этого он позвал на помощь своего брата Андрея и представителей ряда княжеств Северо-восточной Руси. Объединённое войско освободило от крестоносцев города Псков и Изборск.

Также по теме

«Злой город»: как защитники Козельска сдержали нашествие Батыя

25 марта 1238 года войска монгольского хана Батыя напали на Козельск, расположенный на одной из важнейших дорог Древней Руси. Однако…

В 1242 году на Русь двинулось войско рыцарей-крестоносцев, в которое, по некоторым оценкам, входило до 12 тыс. человек (некоторое количество рыцарской конницы и пехота из числа покорённых орденцами народов). Князь Александр решил дать генеральное сражение врагу на Чудском озере.

Точное место битвы до сих пор не установлено, но, согласно наиболее распространённой версии, она произошла возле острова Вороньего. По данным историков, Александр ослабил центр боевого построения русского войска и усилил полки правой и левой руки. Конницу князь разделил на два отряда и расположил их на флангах позади пехоты.

5 апреля 1242 года крестоносцы атаковали войско Александра Невского. Они потеснили передовые отряды лучников и врубились в строй новгородской пешей рати. Однако, прорвав ряды русских пехотинцев, они упёрлись в крутой лесистый берег озера. Тогда с флангов по рыцарям ударили полки правой и левой руки, а с тыла — совершившая обходной манёвр отборная дружина князя Александра.

По словам Евгения Спицына, точные потери сторон в битве на Чудском озере сегодня оценить сложно, но сражение закончилось полным разгромом орденского войска.

Ещё через три года, в 1245 году, Александр Ярославич разгромил вторгшиеся на русские земли литовские войска.

Великий князь

В 1249 году Александр Невский официально стал великим князем киевским, а в 1252 году — великим князем владимирским. В 1250-е годы он путём переговоров добился улучшения отношений между Русью и Норвегией и совершил ещё один успешный поход против шведов, обеспечив устойчивость северо-западных границ Руси.

По словам историков, папа римский Иннокентий IV неоднократно пытался склонить Александра к принятию католицизма, но князь ответил ему решительным отказом.

  • Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов», 1876

«В последнее время в адрес Александра Невского со стороны некоторых историков звучат обвинения в том, что он якобы был предателем-коллаборационистом из-за сотрудничества с монголами. Но такая оценка не имеет никакого отношения к реальности. Если внимательно читать летописи, то мы увидим, что князь всю жизнь положил на то, чтобы оберегать Русскую землю от любых бед. При этом нужно иметь в виду исторические условия: у князя не было достаточных сил для сопротивления Орде, любые подобные попытки могли привести лишь к чудовищным разорениям и массовой гибели людей. Поэтому, общаясь с монголами, ему приходилось прибегать к дипломатии», — рассказал Сергей Перевезенцев.

По его словам, во время нахождения Александра на великокняжеском престоле крупные походы монголов на Русь прекратились, князю даже удалось уклониться от отправки русских воинов в монгольские войска.

«Александр Ярославич остановил экспансию с Запада и отстоял православие. Тем самым он сохранил духовное единство, создав основание для будущего единства государственного», — подчеркнул историк.

Скончался Александр Невский 27 ноября 1263 года. Перед смертью он принял монашеский постриг под именем Алексий. Князь Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью на Московском соборе 1547 года. В честь великого русского воина и стратега в СССР и России были учреждены ордена его имени. Жизни Александра Невского посвящены многие литературные и кинематографические произведения.

  • Артист Николай Черкасов в главной роли князя Александра Ярославича Невского в фильме режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»
  • РИА Новости

«Александр Невский выбрал путь духовной и в перспективе государственной самостоятельности Руси. А в дальнейшем Северо-восточная Русь стала основой для формирования Московского государства. Его потомки занялись собиранием земель русских. Можно сказать, что благодаря Александру Невскому мы живём сегодня в независимом государстве», — подытожил Сергей Перевезенцев.

Александр. Невская битва — отзывы и рецензии — Кинопоиск

К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

показывать: 102550

1—10 из 34

Deatema

Полтовара за полцены

Досадно, что такая тема и так провалена. Поскольку потенциал время от времени ощущался, но так и не ощутился, никак не поставить больше трояка, и приходится мурыжить аргументы.

Во-первых, чего хотели начальники… Если прославить имя одного из самых уважаемых князей, то нефиг было жадничать. Это чудо, как много удалось сделать с таким скромным бюджетом!

Второе: чего хотели сценаристы с режиссёром и что получили. Похоже, пожелали смешать мелодраму, детектив, скрепный призыв чтить веру предков, воспеть воинское и полководческое искусство и распределить харизмы, добавить геополитики и обозначить военно-политический и торговый кризис княжеств, зажатых между двумя основными силами северной части Евразии. Получили рваные штаны при слишком широком шаге. Досадно.

В-третьих, название фильма фиксирует внимание зрителя на невской битве, а зритель не испытал бы такой облом, если бы её показали современными средствами, а не по старинке.

Пусть битва была бы показано за то же время, что и заняла в 110-минутной ленте, но она фактически не стала кульминацией, оставила ощущение любительского изображения схватки реконструкторов. Это в фильме главный косяк.

Если бы вложились в съёмку по полной, за такую битву зритель бы простил другие косяки, которые накапливались после драки в лесу с разбойниками, когда князь выручил шпона и пошла завязка.

Последнее: про политика-князя-воина в коротком фильме снять пополам с матримониями — не грех, но хорошо это может получиться только у самых лучших мастеров кино.

От сценария Вардунаса ожидалось большего, поскольку в активе у него такие шедевры, как «Окно в Париж» и «Фонтан», но… От Каленова ожидалось бы что-то сатирическое, ему так здорово удавалось состыковывать философию со стёбом, но в этом фильме нужного уровня мастерства оба они явно не показали.

3 из 10

прямая ссылка

11 мая 2020 | 01:43

Evgeny Minchenko

Начало славного пути или Весьма годная предыстория картины Эйзенштейна

Историческая драма. Давно хотел написать о данной картине, особенно после очередного просмотра культовой картины Сергея Эйзенштейна ‘Александр Невский’, но как то отвлекли другие дела, и вот, выцепил свободную минутку, спешу заполнить данный пробел.Помниться, смотрел я данную картину еще в год выхода и даже запомнил сколько критики было, как цеплялись к любой мелочи и прочие прелести жизни. Тогда я не придал этому особого значения, но сейчас, поднабравшись опыта, хотелось бы разобраться поподробнее. А пока вот мое краткое мнение — весьма годная предыстория картины Эйзенштейна. Тут есть как плюсы, так и минусы, и давайте же разберем их поподробнее.

Итак, плюсы:

1. Декорации и костюмы — видно, что у картины был ограниченный бюджет, и снимали, по большей части, на чистом энтузиазме — и сняли, даже очень хорошо. При всей дешевизне смогли показать быт и нравы русичей, а так же наших воинственных соседей. Мне особенно пришлись по нраву доспехи, особенно русских воинов, а особенно — доспех самого князя Александра.

2. Тяжелое время — помимо того, что картина повествует о неспокойном времени, так она это еще подробно поясняет для людей, совершенно не сведущих в истории. Мне то эти события были известны. И вправду, тринадцатый век для Руси был очень тяжким временем: c Востока пришли монгольские орды, буквально за несколько лет подмявшие под себя все раздробленные русские княжества, и только по счастливой случайности не дошедшие до Новгорода, а с Запада наступают католические рыцари, мечтающие ‘крестить’ Русь огнем и мечом, и юному князю Александру нужно что то делать, ведь и в Новгороде не все спокойно… В общем создателям удалось передать дух этого периода истории России, когда решалась ее судьба.

3. Интриги, заговоры — так же удались и они. Чего чего, а интриганов и заговорщиков на Руси всегда было в достатке. Именно поэтому я всегда был, всегда есть, и всегда буду только за монархическую форму правления, когда сильная, и при этом справедливая рука управляет государством, и, если понадобиться, то и на поле брани потребуется доказать свои силу и свою веру. И в данной картине это показано правильно. И что же — проходят века, а человеческая подлость по прежнему не знает границ.

4. Сражения — даже, несмотря на небольшую массовку, удалось показать хорошие, а главное зрелищные бои. Войны дерутся как львы, рубя захватчиков и супостатов, но и враги так же опытны, и разят русских воинов. Есть даже замедленная съемка, что бы зрители могли все рассмотреть.

5. Хорошая предыстория ‘Александра Невского’ — всем было ясно, что эту картину будут сравнивать с картиной Эйзенштейна, и создатели решили рассказать о первой великой победе молодого Александра, от которой и получил свое прозвище Невский — и им это удалось. Поэтому тут я критиков я абсолютно не поддерживаю.

Итак, минусы:

1. Масштаб — в битве мне не хватило масштаба, хотя в ней по хроникам участвовало несколько тысяч человек, причем перевес был не на нашей стороне, но победа все же была одержана. В картине же участвует всего то несколько десятков человек, да и то не факт, поскольку подсчитать их помешал следующий минус.

2. Дерганная камера — почему то в сценах сражений камера то стоит на месте, то дергается, когда что то интересное происходит. Вот зачем так было делать? Самый сок не показывать? Нехорошо, очень нехорошо. Ведь мы смотрим исторические картины ради битв.

Немного о главных героях:

1. Князь Александр в исполнении Антона Пампушного — юный правитель свободолюбивого Новгорода, на которого свалился целый лист проблем. Другой бы бросил это дело, но только не он. Умудренный не по годам, смелый, православный князь Новгородский. Ему еще предстоит превратиться в легенду. Конечно же сравнивать Антона с великим Николаем Черкасовым я не буду, но Антон был достоин этой роли. Его Александр получился справедливым, мудрым, искренним, добрым, но беспощадным к врагам Руси и веры православной. Тут Антона я могу только похвалить! Роль ему однозначно удалась!

2. Ратмир в исполнении Игоря Ботвина — славный воин и лучший друг князя, его опора и советчик. Типичная правая рука, но со своей харизмой. Игорь был неплох.

3. Андреас фон Вельвен в исполнении Александра Степина (Орлова) — рыцарь католического ордена, который мутит воду и поглядывает хищным взглядом на изможденную, и надломленную Русь. Фанатик до мозга костей, для которого жизни людей, как своих, так и чужих — просто ничто. Александру удалось воплотить образ этого мерзкого труса и подлеца.

В итоге имеем хорошую историческую драму о превращении юного новгородского князя Александра Ярославовича в святого благоверного Александра Невского, защитника земли русской от западных ‘крестителей’ с хорошими декорациями и зрелищными битвами.

8 из 10

прямая ссылка

14 марта 2019 | 22:24

Перед нами, пожалуй, далеко не шедевр, но и ругать фильм особо не за что, у неизвестной команды получился крепкий середнячок на историческую тематику, думаю, можно было и не ждать большего от команды, в которой ни одного знакомого лица. Эта команда распорядилась солидным бюджетом вполне разумно, позволив себе всего две батальные сцены, в начале и конце фильма, снятые для русского кино на высшем уровне (по крайней мере, для русского кино до ‘десятых’ годов), а между этими двумя экшн-сценами показав не самый захватывающий, но более-менее интересный сюжет, представляющий собой то, что я вывел в название своей рецензии. Фильм не покажет вам значимых исторических событий, то есть, ‘уроком истории’ его не назовёшь, но продемонстрирует вполне серьёзные события, которые могли иметь место в эпоху правления князя Александра Невского, причисленного Православной Церковью к лику святых.

Всё действие в фильме вращается вокруг несостоявшегося отравления князя Александра, и большая часть сюжета посвящена поискам убийц, которые метили на князя, а отравили придворного шута, который, хоть и не мог говорить, но смог ценой своей жизни спасти князя. Все остальные события отходят на второй план, когда князю угрожает опасность, и под подозрением каждый первый. Вот, собственно, и все значимые события фильма, помимо двух батальных сцен, вторая из которых и показывает ту самую знаменитую Невскую битву — то есть, весь фильм представляет собой как бы предысторию к этому сражению, чем напоминает ‘Сталинград’, в котором все события были предысторией к знаменитой Сталинградской битве. Фильм нельзя обвинить в какой-либо лжи, а разве что в пассивности сюжета. Фильм не такой динамичный, как ‘Тарас Бульба’ и ‘1612. Хроники смутного времени’, а диалоги не такие красноречивые, как в ‘Царе’ Павла Лунгина. Фильм далёк от совершенства, но его стоит посмотреть, не просто ‘для разнообразия’, а как добротный исторический фильм, пусть и со своими недочётами, но радующий и красивой картинкой, и оригинальной историей.

7 из 10

прямая ссылка

29 февраля 2016 | 10:57

lunateg

А князь — ненастоящий…

Исторические фильмы пожалуй самый сложный жанр, здесь тебе и актёров надо подобрать, которые не будут фальшивить и диалоги органичные прописать и действие в этом не технологичном времени задать. А уж о декорациях достоверных, костюмах и речи нет — целая морока.

В историческом фильме всё должно быть продумано до деталей, выверено до мелочей, проштудировано до последней летописной загогулинки, только тогда есть шанс получить интересную и правдоподобную картину.

Иначе получается реконструкция с однозначной идеологической подоплёкой, плоской и не атмосферной. К костюмам в данной картине претензий нет, но сама съемочная группа творчески эту глыбу не осилила. Да и могла ли? Снять исторический фильм особенно про времена Древней Руси, в который можно будет поверить, архисложно.

Посему, данному продукту, предпочту старого лубочного Эзенштейновского Невского, в величественный пафос которого органически веришь, особенно учитывая то время, когда фильм был создан.

Если говорить о том, что особенно покоробило в современной интерпритации, так это множество планов статичных, где действие провисает и затягивается почти на два часа. Диалоги, где современная речь перемешана с архаизмами из разных времён зачастую корявы и по своему построению и по актёрскому наполнению. Ну и конечно, наш главный герой…

Начнём с того, что у Невского есть осетинские и половецкие корни — это исторический факт и это должно было как-то отразиться во внешности князя, который вряд ли был похож на типичного ‘русского Ивана’. Антона Пампушного такое ощущение и взяли на роль за ‘каноническую’ внешность. Похоже создатели фильма не углублялись в родословную князя. Был Ярославич довольно хитрым и властолюбивым правителем, у брата руками татар власть отнял, казнил ослушников. В общем, был героем гораздо менее идеальным, чем нам его преподносят, но с актёрской точки зрения гораздо более сложным. В этом же фильме Невский традиционно идеализированный.

Конечно, на то чтобы попытаться раскрыть личность исторического Александра денег в ближайшем будущем не дадут и в прокат такой крамольный фильм не пустят. Вот и получается, что пытаясь создать на экране совершенных героев поступаем патриотичненько, но результат навевает скуку.

прямая ссылка

29 ноября 2015 | 13:11

jorj252

‘Государственная граница’ средневековья

Посмотрев на рейтинг и количество отрицательных отзывов фильма ‘Александр Невская битва’ не мог не внести свои 5 копеек, чтобы хоть как-то попытаться реабилитировать это кино в глазах общественности. А причин в столь большом количестве негативных рецензий на мой взгляд две. Во-первых любой фильм, снятый на историческую или около историческую тему, невольно подвергается сравнению с оригинальными событиями со стороны историков и псевдориков (людей которые только считают что они хорошо разбираются в истории). Во-вторых трейлер нам обещает масштабное кино с эпичными битвами, в то время как сюжет фильма сосредотачивается скорее на предыстории, чем на самой битве. Отсюда негатив никаких масштабных боевых сцен в фильме нет.

Для начала разберемся с исторической составляющей. Не считаю себя человеком досконально знающим историю, но есть некоторые моменты, показанные в фильме, с которыми я абсолютно согласен. Великий князь действительно дружил с ордынцами для того, чтобы иметь возможность разобраться с нашими западными… ‘партнерами’ ((с) Путин). Аргумент: ‘кочевники враги нам, но веру свою не навязывают’. Второй момент жители древнего Новгорода в фильме показаны в не лучшем свете, что также является абсолютной истинной: эти ребята два раза призывали Александра княжить, а после того как он успешно разруливал их проблемы, два раза его выгоняли. Разве так дела делаются? Всё остальное, показанное в фильме (кроме самой битвы), может быть и выдумкой. Но на этом строится достаточно интересный сюжет, о котором позже.

Теперь по поводу трейлера. Он действительно обманывает своего зрителя. Эпичности, масштабности в данном творении, как я уже говорил, нет. А что же вместо этого? И вот тут мы плавно подходим к понятию сюжета фильма. В общем я бы отнёс кино к жанру политического детектива, с весьма оригинальными ходами, шпионами и диссидентами. В фильме перед князем стоит задача раскрыть внутриполитический заговор, а также разоблачить планы своего внешнего врага и предотвратить вторжение неприятеля. Всё. На этом строится сюжет. Кино можно сравнить с сериалом ‘Государственная граница’. Если бы не время (средневековье), то легко можно было бы принять за некое продолжение этой ленты ‘Беларусьфильма’. И вот с этой точки зрения фильм сделан очень качественно и хорошо. Есть историческая подоплека (фундамент на котором строится сюжет), есть хорошая завязка, есть шпионский детектив, и есть неминуемая развязка, которая пробуждает интерес к истории и заставляет гордится своей Родиной и предками.

В итоге фильм справился со своей задачей на отлично. Можно сказать, что очередная серия ‘Государственной границы’ удалась. А ситуация с трейлером фильма доказывает лишь тот факт, что иногда неправильная реклама может испортить впечатление о продукте. Ожидаешь, что в упаковке окажется шампунь для волос, а там стиральный порошок, но хороший стиральный порошок.

8 из 10

прямая ссылка

26 октября 2015 | 10:24

Александр Невский – национальный герой, реальная историческая личность, одержавший славную победу в битвах со шведами в 1240 г. и с немцами в 1242 г. Сегодня его роль и значение в истории России спорно. Но в сознании большинства граждан он, прежде всего полководец-освободитель.

Однако, как бы то ни было, в кинематографе Александр Невский не такая яркая историческая личность, как Петр Первый, или Сталин, например. Возможно, это связано с тем образом Невского, которого сыграл Николай Черкасов в фильме Сергея Эйзенштейна. Учитывая, что картина Эйзенштейна была признана шедевром кинематографа, снимать фильмы о Невском просто не хотели (дабы не сравнивать с советским фильмом). Однако в 2008 году вышел фильм Игоря Каленова «Александр. Невская битва», который был воспринят мной неоднозначно.

Конечно, таких современных историко-патриотических картин не так уж и много (по сравнению с советским временем). Поэтому такие кинопроекты я уважаю хотя бы за то, что они есть. Но здесь проблема стоит в качестве кинопродукции. «Александр. Невская битва», к сожалению, довольно средненький фильм. Любителям «Трои», «Александра», «Царствия Небесного» и прочих голливудских фильмов, эта картина вряд ли пришлась бы по душе. Ведь что касается батальных сцен, то в этом фильме они не такие уж и захватывающие, как там. Но и в истории сама Невская битва не такая уж и великая – обычная стычка русских и шведских воинов у истоков Невы. Так что доля правды в фильме все же есть.

Что мне сразу не понравилось в фильме, так это игра актеров. Какие-то они все были ненатуральные, а образы – шаблонными. К тому же фильм портила современная русская речь (а тогда, в XIII веке, так не разговаривали).

Работа оператора тоже была не на высоте. Особенно это касалось в сценах битвы, где мельтешение камеры утомляло глаз.

А что касается доспехов и вооружения, то здесь я не силен, и критиковать создателей за какие-то неточности в элементах снаряжения рыцарей, я не буду. Но что сразу бросалось в глаза – то, что летом многие ходили в шапках и шубах. По-моему, это какой-то стереотип в кинематографе (как у американцев одевать в кино любого советского солдата в шапку-ушанку).

Так что, «Александр. Невская битва» не самый худший современный российский фильм, но и сказать, что я им восхищен, тоже не могу. Вроде, и тема интересная, и костюмы красивые, и реконструкторы поработали неплохо. Но вот ощущение эпохи я не почувствовал. Как не почувствовал какой-то глубины в фильме. Конечно, детективная и мелодраматическая составляющие хоть как-то держали картину. Но для такого пафосного историко-патриотического фильма, мне это показалось маловато.

А так, посмотреть разок «Александр. Невская битва» стоит. Хотя до фильма Эйзенштейна ему далеко.

6 из 10

прямая ссылка

22 февраля 2014 | 21:18

Очень странное впечатление производит фильм. То ли хотели снять блокбастер под американцев – Не получилось. То ли хотели снять исторический фильм – Не получилось не фильма, ни истории. Скорее всего потому, что режиссер не знает ни классической истории, ни новых версий, которые были выдвинуты недавно. Может быть он сделан фильм по какому – то заказу, как это в свое время сделал Эйзенштейн. Но тот фильм на самом высоком уровне. А если считать, что это заказ, то вдвойне на высоком. Но заказ у нынешнего фильма по – моему провалился. Если костюмы еще на каком – то уровне, то декорации просто «валятся». Смешно смотреть. Со сражением также не заладилось. Что – то не пошло. Конечно, режиссеру далеко до Бондарчука. Тот умел сделать. Война в «войне и мире» — что надо! И последнее по истории. Быть может стоило бы режиссеру обратить внимание на новые версии этой битвы. А они таковы.

Правители Новгорода Великого очень ревностно относились к тому, что власть соседских городов усиливается. Один из таких прецедентов заставил новгородцев принять серьезные меры. Усиление одного небольшого торгового города сильно озадачило Новгород. Этот городок согласно договору должен был подчиняться Великому Новгороду.

Решено отправить на соседей — выскочек, как их называли правители Новгорода, дружину, дабы усмирить и показать, что на этой земле, все должны подчиняться только одному хозяину – Новгороду. Был выбран начальник дружины – Александр Ярославович.

Александр Ярославович со своей задачей справился. И ему дали какие – то знаки отличия. Но возвратившись в Новгород, Александр заявил, что ему не нравится такая нелицеприятная роль. «Отцам» великого города не понравилось, какой – то начальник дружины, даже и князь, им смеет перечить. Не гоже ему так делать. И хоть он и смелый, но такой им не нужен. Молодой князь был изгнан из города. И его вновь позвали, лишь когда немецкие рыцари стали угрожать городу.

Быть может эта оригинальная версия и спасла бы фильм. А так он утонул в …Неве.

1 из 10

прямая ссылка

09 апреля 2013 | 01:59

‘Александр. Невская битва’ кино об одной из самых выдающихся личностей в истории Руси. Как уже было много раз сказано, что начало фильма настраивает на просмотр фильма с большим количеством битв, но получили на выходе историю любви, интриг, настоящей дружбы и тяжелых решений, которые должен принимать человек обладающей большой властью.

Фильм во многом повторяет судьбу фильма Оливера Стоуна ‘Александр’, где ожидали увидеть историю великого полководца, покорившего половину Азии и уничтожившего сильнейшую империю того времени. Но в этом фильме есть одно большое отличие, история рассказана ровно, красиво, достоверно, особенно сама битва на Неве, в красивых декорациях и костюмах, красивыми и харизматичными актерами. К сожалению сейчас снимают очень много сериалов или про советское время, или про ментов и бандитов, но совсем ничего нет про Древнюю Русь, поэтому когда проскальзывают подобные проекты они очень интересны и всегда привлекают внимание. Зачастую у современного российского зрителя глаза и ум замылены дорогостоящими голливудскими блокбастерами, которые качественны в визуальном плане, в плане игры актеров, постановке боевых сцен, я не могу не признать, что сам люблю такое кино, я не отрицаю этого, поэтому когда зритель приходит в кино он хочет увидеть что-нибудь подобное, такой же размах, но при этом забывает, какой там бюджет и какой бюджет у наших картин и совершенно не видит плюсы, ругает, потому что так надо.

Чем мне понравился этот фильм? Красивыми пейзажами, декорациями, игрой актеров и финальной битве, которая была показана со всей исторической достоверностью. Кто-то сказал, что это псевдосторическая картина, при этом признавая существование такого князя как Александр Невский, кто-то сказал, что вооружение русских воинов больше похоже на вооружение западных рыцарей. На мой взгляд говорить подобное, все равно что называть польских крылатых гусар индейцами. Видно эти люди также разбираются в истории как я в квантовой физике.

Мой вердикт фильм немного не оправдал ожидания, но все равно доставил огромное удовольствие просто от созерцания красивой картинкой

6 из 10

прямая ссылка

17 октября 2010 | 23:06

568555

Герой нашей Родины

‘Александр. Невская битва’ — исторический фильм 2008 года режиссера Игоря Каленова. Сюжет повествует нам о молодом князе Александре правящего в Новгороде. В двадцатилетнем возрасте ему придется сразится со шведскими рыцарями. Он должен спасти свою родину от иноземных захватчиков и состоится главная битва-Невская битва. Конечно фильм неплохой, но меня он огорчил. Фильм действительно снят на исторических событиях, которые произошли в 1240 году. Сценарист фантазер хороший, он показал, что отец Александра жил в Швецие и был одним из рыцарей. Однако Ярослав Всеволодович был владимирским князем. Сценаристу надо было почитать историю России, а уж потом писать сценарий. Сама Русь показана красиво, пейзажи природы просто завораживают своей красотой. Очень хорошо подобраны костюмы. Создатели не смогли показать образ великого князя, я думал он будет харизматичным, умным, сильным правителем, но его показали вялым и скучным. Диалогов мало, а игра актеров мне вообще не понравилась. Конечно актеры старались играть профессионально, но к сожалению не получилось это у них. Сцены битвы поставленны отвратительно, а главный финальный бой это не битва, а ‘мочилово’.

В итоге хочу сказать, что Игорь Каленов хотел снять хороший исторический фильм, но к сожалению у него это не получилось.

5 из 10

прямая ссылка

15 июня 2010 | 21:06

Не знаю кто там что говорит, но мне фильм очень понравился и стал одним из моих самых любимых.

Начнем с внешнего вида. Многие тут кричат, что у них оружие на западный манер. Не согласна, это во-первых. А во-вторых, в наших фильмах хотя бы нет этих эротических нарядов, когда они среди зимы бегают с вырезом до пупка и спина на распашку. Привыкли к американским откровниям? В таком случае надо ходить на ‘ Американские пироги ‘ и тому подобное.

Актеры тоже справились со своими ролями хорошо. Актеры внешне были действительно подобраны на роли просто идеально. Это уже не мало. И их игра тоже по-моему заслуживает похвалы.

Кто-то тут ещё возмущался по поводу несоответствия названия фильма содержанию. Якобы: где же сама битва? Где реки крови, крики, стону умирающих солдат? Опять, за этим вам прямиком на голливудские ‘ хиты ‘. ‘ Александр. Невская битва ‘ — биография Александра описана хорошо, перед битвой вроде как и причины её должны сказать. А об этом рассказанно тоже просто прекрасно.

Смысл та не в кровавой битве, а в благородстве русского князя и всего русского народа. В патриотизме, в чистоте и высокодуховности.

10 из 10

прямая ссылка

17 апреля 2010 | 16:36

показывать: 102550

1—10 из 34

Невская битва — результаты сражения, факты

Невская битва – сражение, произошедшее 15 июля 1240 г. на реке Неве, вблизи поселка Усть-Ижора, между Новгородской республикой и карелами против шведской, норвежской, финской и тавастийской армий.

Очевидно, целью вторжения, являлось установление контроля над устьем Невы и городом Ладогой, что позволяло овладеть главным регионом торгового пути из варяг в греки, который находился в руках Новгорода уже больше 100 лет.

Перед битвой

В то время Русь переживала не самые лучшие времена, поскольку была под гнетом татаро-монголов. Летом 1240 г. шведские корабли причалили к берегам устья Невы, где высадились со своими союзниками и католическими священнослужителями. Они расположились в месте слияния Ижоры и Невы.

Границы Новгородской территории охранялись воинами из финно-угорского племени ижора. Именно они сообщили князю Александру Ярославовичу о прибытии вражеских кораблей.

Как только Александр узнал о приближении шведов он решил самостоятельно дать отпор противнику, не прося помощи у своего отца Ярослава Всеволодовича. Когда дружина князя двинулась на защиту своих земель, по пути к ней примыкали повстанцы из Ладоги.

Согласно традициям того времени все войско Александра собралось у собора Святой Софии, где получило благословение на войну от архиепископа Спиридона. Затем русские отправились в свой знаменитый поход против шведов.

Ход битвы

Невская битва произошла 15 июля 1240 г. Согласно летописям русская дружина состояла из 1300-1400 воинов, тогда как в шведской армии было около 5000 солдат.

Александр намеревался провести молниеносный двойной удар вдоль Невы и Ижоры, чтобы отрезать рыцарям путь к отступлению и лишить их кораблей.

Бой Александра Невского с ярлом Биргером (картина Рериха)

Невская битва началась примерно в 11:00. Русский князь приказал напасть на вражеские полки, которые находились на побережье. Он преследовал цель ударить в центр шведского войска таким образом, чтобы к нему на помощь не подоспели воины, оставшиеся на кораблях.

Вскоре князь оказался в эпицентре битвы. В ходе сражения, русская пехота и кавалерия должны были соединиться, чтобы совместными усилиями сбросить рыцарей в воду. Именно тогда и случился знаковый поединок князя Александра с шведским правителем ярлом Биргером.

Биргер мчался на лошади с занесенным мечем, а князь с выставленным вперед копьем. Ярл полагал, что копье либо скользнет по его доспехам, либо сломится о них.

Александр же на полном скаку поразил шведа в переносье под забралом шлема. Забрало слетело с головы и копье вонзилось в щеку рыцаря. Биргер пал на руки оруженосцев.

А в это время, вдоль побережья Невы, дружина князя уничтожала мостки, оттесняя шведов, захватывая и топя их шнеки. Рыцари были расчленены на отдельные части, которые русичи крушили, и по одиночке загоняли к берегу. В панике шведы пускались вплавь, но тяжелые латы тянули их на дно.

Нескольким отрядам противника удалось добраться до своих кораблей, на которых они стали спешно уплывать прочь. Другие бежали в лес, в надежде скрыться от русских воинов. Стремительно проведенная Невская битва принесла блестящую победу Александру и его армии.

Результат битвы

Благодаря победе над шведами русской дружине удалось пресечь их поход на Ладогу и Новгород и тем самым предупредить опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.

Потери новгородцев составили несколько десятков человек, включая до 20 знатных воинов. Шведы в Невской битве потеряли несколько десятков или сотен человек.

Князь Александр Ярославич получил прозвище «Невский» за первую значительную победу. Спустя 2 года он остановит вторжение ливонских рыцарей во время знаменитой битвы на Чудском озере, более известной, как – Ледовое побоище.

Стоит заметить, что упоминания о Невской битве встречаются только в русских источниках, тогда как ни в шведских, на в каких-либо других документах о ней ничего не говорится.

Фото Невской битвы

Генрих Семирадский «Князь Александр Невский принимает папских легатов»Картина Чорикова «Победа Александра Невского над шведами»Невская битва (Лицевой летописный свод)

Карта 1239-1245 гг.

Теперь вы знаете, что представляет собой Невская битва. Если вам понравилась данная статья или вы вообще любите историю, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

как победы александра невского помогли становлению русской государственности

Замысел главной картины

В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие — прощание с патриархом — олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.

С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.

Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси

В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.

Иеромонах Пимен (на переднем плане)

Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.

«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад

Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.

А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».

Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.

Павел Корин. Реквием. Русь уходящая

Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.

Митрополит Трифон (фрагмент)

Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.

Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.

На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».

И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:

Александр Невский — интересные факты

Почитание и канонизация Александра Невского

Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины. На гробнице Александра Невского происходят чудесные исцеления. Чувствуется невидимое участие святого в становлении государственности Руси.

Неслучайным выглядит и обретение его мощей в 1380 году, именно в год свершения Куликовской битвы. Сам святой предстал перед многими участниками данного сражения. Укрепляя их, как когда-то святые страстотерпцы Борис и Глеб укрепили его воинство перед битвой со шведским войском.

В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра.Святые мощи князя до 1723 года находились во Владимировской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал под небесное заступничество благоверного князя Санкт-Петербург, то и его мощи тоже были перенесены в столицу.

Значение

Идеи Александра Невского легли в основу политики российской государственности на многие столетия. Договариваться с Востоком, вызывать уважение Запада своей воинской доблестью – вот те векторы, которые легко просматриваются даже во внешних отношениях современной России с другими державами.

Стараниями благоверного князя на наших землях сохранилась православная вера как основа русской государственности. Как выверенный веками путь спасения души.Наконец, своим благочестием он задал высокую духовную планку для любого начальствующего над народом.

Дни памяти Александра Невского:

  • 5 июня;
  • 12 сентября;
  • 6 декабря.