210-мм мортира Mrs 18. Артиллерия Вермахта

210-мм мортира Mrs 18

С 1910 г. на вооружение кайзеровской армии поступала 210-мм мортира разработки фирмы «Крупп». К началу Первой мировой войны имелось уже 256 таких орудий — 112 в строевых частях, 112 в резерве и 32 в крепостях. В 1916 г. на вооружение приняли усовершенствованный вариант артсистемы, отличавшийся, главным образом, увеличенной с 12 до 14,5 калибров длиной ствола. Благодаря этому дальность стрельбы 120-кг снарядом возросла с 9400 до 10 200 м. Вес в боевом положении увеличился незначительно — с 7378 до 7555 кг. Орудие именовалось «длинной мортирой» — 21 cm langen Mцrser (21 cm lg Mrs). О масштабах применения 210-мм мортир может свидетельствовать тот факт, что в октябре 1918 г. кайзеровская армия располагала 73 батареями «коротких» мортир (219 орудий) и 163 батареями «длинных» (489 орудий). Но после поражения Германии большинство этих артсистем было уничтожено.

На вооружении вермахта исходных «коротких» мортир не сохранилось, а вот «длинные» имелись, правда, в незначительном количестве — 28 единиц, из них на 1 сентября 1939 г.

г 18 (21 cm Mrs 18). К 1 сентября 1939 г. вермахт располагал 27 такими орудиями.

Наличие весьма длинного ствола позволило некоторым авторам именовать Mrs 18 пушкой. Но это в принципе неверно, поскольку стрелять под углом, близким к 0° орудие могло лишь малыми зарядами (с № 1 по № 4). А при большом заряде (№№ 5 и 6) угол возвышения должен был быть не менее 8°, иначе орудие могло попросту опрокинуться. В конструктивном отношении ствол представлял собой моноблок, вставленный в кожух. Затвор горизонтальный клиновой. Пневматический уравновешивающий механизм толкающего типа состоял из двух колонок.

Характерной особенностью Mrs 18 был двойной откат — ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком — по нижнему станку лафета. такое решение позволило несколько повысить устойчивость мортиры при стрельбе. В боевом положении орудие опиралось на плиту и хоботовую опору. Колеса при этом вывешивались. В походном положении ствол снимался с лафета и укладывался на специальную ствольную повозку.

Возка производилась раздельно со скоростью, не превышавшей 20 км/ч. В исключительных случаях допускалось перемещение на небольшие расстояния собранного орудия со скоростью 4–6 км/ч. Штатное средство буксировки — полугусеничный тягач Sd.Kfz.8. С февраля 1941 г. применялись также тягачи, переделанные из французских легких танков R 35 со снятыми башнями (110 единиц).

Расчет мортиры состоял из 12–15 чел. Приведение орудия в боевое положение занимало около 30 мин.

Диапазон углов вертикальной наводки составлял от 0° до +70° Угол горизонтальной наводки без перестановки хобота составлял 16°, а благодаря возможности перестановки хобота обеспечивался круговой обстрел. Для производства заряжания орудие приводилось к углу заряжания 0° посредством механизма грубой наводки. Снаряд подавался к орудию на специальном кокоре, поднимаемом к казенной части мортиры четырьмя номерами расчета. Сложность процедуры заряжания и большой вес боеприпасов обусловили относительно небольшую скорострельность — 0,5 выстр.

/мин.

Боекомплект Mrs 18 состоял из снарядов трех типов:

— 21 cm Gr. 18 — осколочно-фугасный снаряд весом 113 кг. Вес ВВ — 17,35 кг. При ударе снаряда о грунт под углом менее 25°осколки разлетались на 30 м вперед и на 80 в стороны, а при большем угле — на 75 м вперед и на 50 м в стороны. Наибольшим же поражающим действием снаряд обладал при подрыве на всоте ок. 10 м — в этом случае осколки летели вперед на 80 м и в стороны на 90 м. Поэтому снаряды комплектовались дистанционными механическими взрывателями;

— 21 cm Gr. 18 Stg. — осколочно-фугасный снаряд с литым корпусом. Весил столько же, как и предыдущий, но заряд ВВ уменьшен до 15,34 кг;

— 21 cm Gr. 18 Be. — бетонобойный снаряд весом 121,4 кг. Вес ВВ — 12 кг. такой снаряд пробивал бетонную стену толщиной 60 см и кирпичную толщиной до 4 м. При попадании, близком к нормали, глубина проникновения в грунт составляла от 7,2 до 14,6 м — в зависимости от типа грунта.

В боекомплект входило шесть зарядов весом от 2,48 до 15,8 кг для дигликолевого пороха либо от 2,195 до 14,05 кг — для нитроглицеринового.

Таблица стрельб 210-мм мортиры Mrs 18

Как уже упоминалось, к 1 сентября 1939 г. в вермахте насчитывалось 27 орудий Mrs 18. В последующие полтора года их производство велось высоким темпом, что позволило к 1 июня 1941 г. довести их численность до 388 единиц, а 1 февраля следующего года их численность достигла пика — 409 орудий. Но во второй половине 1941 г. по указанию Гитлера, находившегося под впечетлением успехов вермахта на начальном этапе войны против СССР, производство ряда артсистем начали сворачивать. Если в 1939 г. выпустили 58 мортир, в 1940-м — 275, а в 1941-м — 167, то в 1942 г. не было изготовлено ни одной мортиры! Лишь в 1943 г. производство Mrs 18 возобновили, выпустив ровно 100 орудий. Чуть больше — 103 мортиры — изготовили в

1944 г., а в 1945-м было выпущено 8 таких орудий. Со второй половины 1944 г. выпуск Mrs 18 перестал покрывать потери: с сентября 1944 г. по февраль 1945 г. включительно было потеряно 72 мортиры, а промышленность сумела дать лишь 17 таких орудий. Тем не менее, по состоянию на 1 марта 1945 г. вермахт все ещё располагал 218 орудиями Mrs 18.

Мортиры Mrs 18 применялись в составе трехорудийных батарей. Батареи сводились в моторизованные дивизионы. По состоянию на 1 мая 1940 г. артиллерия РГК насчитывала 15 таких дивизионов, а ещё два (604-й и 607-й) имели смешанный состав — по две батареи Mrs 18 и одной — 150-мм пушек. Наконец, по одной батарее Mrs 18 имелось в составе дивизионов 305-мм мортир (624-м и 641-м). Впоследствии с принятием на вооружение 170-мм пушки K Mrs Laf распространение получили смешанные дивизионы с двумя батареями мортир и одной — 170-мм пушек.

ТТХ 210-мм мортир см. приложение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Мортира Маллет (mallet’s Mortar)

Мортира Маллет (mallet’s Mortar) К началу Крымской войны (1853–1856) в 1854 году самая тяжелая мортира Британии была калибром 13 дюймов, стрелявшая снарядами весом 167 фунтов.

Условия Крыма[95] требовали нечто большее, и вскоре талантливый инженер Роберт Маллет (Robert Mallet) выполнил это

420-мм мортира «Большая Берта»

420-мм мортира «Большая Берта» Желая угодить владельцу крупнейшего немецкого концерна Адольфу Круппу, заводы которого выпускали самые мощные артсистемы в мире, конструктор профессор Раушенбергер назвал свое новое 420-мм орудие «Толстушка Берта» в честь внучки Круппа,

420-мм мортира «Гамма»

420-мм мортира «Гамма» 420-мм мортира «Гамма» была создана в годы Первой мировой войны для разрушения особо прочных оборонительных сооружений противника на Западном и Восточном фронтах. Ее обслуживающий персонал состоял из 250 человек, а сборка и установка орудия

Самоходная мортира «ХА-ТО»

Самоходная мортира «ХА-ТО» В 1944 году малым числом была выпущена самоходная полубронированная 300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то»), построенная на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним — отделение

210-мм гаубица 210/22, модель 35.

Артиллерия и минометы XX века 210-мм гаубица 210/22, модель 35. Артиллерия и минометы XX века

ВикиЧтение

Артиллерия и минометы XX века
Исмагилов Р. С.

Содержание

210-мм гаубица 210/22, модель 35

Накануне Второй мировой войны Италия, также как и Германия, СССР, Англия, Франция и Чехословакия, решила обновить свой парк тяжелых орудий, чтобы сохранить за собой статус военной державы. Проект гаубицы калибра 210 мм был полностью завершен к 1935 году, но развернуть производство орудия на заводах фирмы «Ансальдо» удалось только через год. В 1938 году гаубица поступила на вооружение итальянской армии. Конструкция артсистемы содержала в себе много новшеств, таких как тумбовый лафет с мощной опорной плитой, раздвижные станины с развитыми сошниками, подъемная тележка колесного хода на балансирной подвеске. Колесный ход позволял перевозить орудие только на небольшое расстояние и по дорогам с твердым покрытием.

При транспортировке на дальнее расстояние гаубица разбиралась на две части, и последующая ее сборка занимала много времени.

Поскольку итальянская промышленность так и не смогла наладить массовый выпуск 210-мм орудия, его производство началось также и в Венгрии, где гаубицу неоднократно модернизировали и соответственно обозначили 21-см 39М, 21-см 40М и 21-см 40а. М. С сентября 1943 года эти орудия под наименованием 21-см гаубицы 520 (i) поступили на вооружение и немецких войск. Всего их было изготовлено 346 единиц. 210-мм гаубицы применялись на всех фронтах Второй мировой войны и неоднократно становились трофеями Красной Армии.

После окончания войны, в процессе демилитаризации Италии, все ее тяжелое вооружение было поделено между странами-победителями. Однако, в отличие от кораблей, гаубицы не вызвали интереса у государств-союзников, и все пошли на слом, несмотря на мало выработанный ресурс.

Тактико-технические данные

Обозначение: гаубица 210/22, модель 35

Тип: тяжелая гаубица

Калибр, мм: 210

Длина ствола, мм: 5000

Вес в боевом положении, кг: 15885

Угол ГН, град: 75

Угол ВН, град: 0; +70

Начальная скорость снаряда, м/с: 560

Макс. дальность стрельбы, м: 15400

Вес снаряда, кг: 101 или 133

Модель 377 Стратокрузер

Модель 377 Стратокрузер «Модель 377» появилась на базе самолета С-97. Это был первый пассажирский самолет, разработанный фирмой «Боинг» после войны. 56 «Стратокрузеров» собирались в Сиэтле с 1947 по 1949 гг. параллельно с В-50. Самолеты отличались значительной дальностью полета

Модель Вальтер

Модель Вальтер Германский военный деятель Модель (Model) Вальтер (24.01.1891, Гентин, близ Магдебурга, — 21.04.1945, Линторф, близ Дуйсбурга), генерал-фельдмаршал (1944). Сын учителя музыки.Детство провел в бедности. На военной службе с 1909 года. Как соискатель офицерского звания

МОДЕЛЬ ШТАЙНЕРА

МОДЕЛЬ ШТАЙНЕРА Наряду с освоением техники боя тактическая подготовка является важнейшей предпосылкой выработки гибкости командного стиля и воспитания думающего бойца-одиночки. Ф. Штайнер. Приказ по моторизованной дивизии Ваффен СС «Викинг» от 13.5.1941 Феликс Штайнер и

Модель II Ко, поздняя модификация

Модель II Ко, поздняя модификация Главное отличие самолетов Модель II Ко поздней модификации заключалось в замене маслорадиатора, расположенного возле главной передачи, на другой, расположенный возле отдельного воздухозаборника под двигателем, где раньше располагался

Модель II Оцу, ранний выпуск

Модель II Оцу, ранний выпуск Эта модификация отличалась небольшими внутренними изменениями конструкции. От предыдущей модификации ее можно отличить по измененной форме выхлопных труб, направленных назад. В кабине всех самолетов появилась бронеспинка толщиной 12-мм и

Модель II Оцу, поздний выпуск

Модель II Оцу, поздний выпуск Самолет получил узлы для крепления подвесных топливных баков или бомб. Узлы располагались снаружи от стоек шасси. Это может свидетельствовать о том, что изменилась конструкция силовых элементов крыльев. Однако точной информацией на этот счет

Модель II Каи

Модель II Каи Боевой опыт показал, что скорость самолета недостаточна. Пока шли работы над новым мотором, совершенствовалась конструкция двигателя Ха-115. Летом 1942 года изготовили три прототипа Модель II Каи (их иногда ошибочно называют IIс или II Хей). Прототипы имели новую

Кугишо «Ока» модель 43 Ко

Кугишо «Ока» модель 43 Ко Не взирая на неудачу с самолетами для камикадзе «Ока» модель 11 и «Ока» модель 22, конструкторы из Кугишо не прекратили разработки подобных летательных аппаратов. На основе модели 22 было создано еще два варианта – модель 33 и модель 43.Проектирование

Модель 7

Модель 7 Американским авиаконструкторам, проектирующим самолеты для предстоящей войны, приходилось во многом действовать на свой страх и риск. Среди таких конструкторов оказался Джек Нортроп из фирмы «Нортроп Корпорейшн», тогда еще входившей в состав «Дуглас Эйркрафт

Он Марк модель 450

Он Марк модель 450 В некоторых случаях при конверсии бомбардировщиков в гражданские самолеты. их внешний облик менялся не сильно. Основные изменения «происходили» внутри. В других случаях блик и конструкция самолета менялись самым радикальным образом, как на Он Марк

75-мм горная гаубица, модель 35

75-мм горная гаубица, модель 35 В силу своих географических условий Италия специализировалась на производстве горных пушек и добилась на этом поприще немалых успехов, особенно когда использовала опыт австрийских оружейников, которые, в свою очередь, брали за основу

203-мм гаубица Б-4

203-мм гаубица Б-4 Во время «зимней войны» с Финляндией в 1940 году советские войска впервые использовали крупнокалиберную артиллерию для прорыва сильно укрепленной обороны противника. «Линия Маннергейма» представляла собой сплошные ряды железобетонных сооружений, в

305-мм гаубица Бр-18

305-мм гаубица Бр-18 В 1937 году советская военная делегация посетила завод фирмы «Шкода» в Чехословакии. Целью визита было приобретение документации и опытных образцов артиллерийских систем большой мощности для их последующего производства на советских заводах. Внимание

Модель V – прототип

Модель V – прототип Прототип Bf 109V.3 (третий опытный экземпляр), пилотируемый д-ром Германном Вурстером во время демонстрационного полета над Баварией в июне 1936 г. Этот экземпляр вместе с двумя другими опытными машинами была частью первой партии Bf 109, испытанной в боевых

Модель М4Е6

Модель М4Е6 На том же заседании Артиллерийско-технического комитета 3 мая (кстати, оно вынесло рекомендацию о применении «мокрого» хранения боекомплекта), которое «похоронило» танк М4А1(7бМ1), было рекомендовано построить два опытных образца усовершенствованной модели.

210-мм минометные снаряды и патроны

Наведите курсор на изображение, чтобы увеличить его

210-мм минометные снаряды и патроны 

Точеная латунь, 14 предметов в наборе, масштаб HO Немецкие тяжелые артиллерийские снаряды времен Второй мировой войны и гильзы.

AmazonAmerican ExpressApple PayDiners ClubDiscoverMeta PayGoogle PayMastercardPayPalShop PayVenmoVisa

Ваша платежная информация надежно обрабатывается. Мы не храним данные кредитной карты и не имеем доступа к информации о вашей кредитной карте.

Страна

США—АфганистанАландские островаАлбанияАлжирАндорраАнголаАнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаОстров Вознесения АвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБосния и ее страны зеговинаБотсванаБразилияБританская территория в Индийском океанеБританские Виргинские островаБрунейБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамерунКанадаКабо-ВердеКарибы НидерландыКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (Килинг)КолумбияКоморские островаКонго-БраззавильКонго-КиншасаОстрова КукаКоста-РикаХорватияКюрасаоКипр СШАЧехияКот-д’ИвуарДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭсватиниЭфиопияФолклендские островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузский Южный ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиГондурасСАР ГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиЙорданияКазахстанКенияКирибатиКосово КувейтКыргызстанЛаосЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакао ЮАРМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМолдоваМонакоМонголияЧерногорияМонтсерратМароккоМозамбикМьянма (Бирма)НамибияНауруНепалN эфирыНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигеригерияНиуэ Остров НорфолкСеверная МакедонияНорвегияОманПакистанПалестинские территорииПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияКатарРеюньонРумынияРоссияРуандаСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСей chellesСьерра-ЛеонеСингапурСинт-МартенСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Джорджия и Южные Сандвичевы островаЮжная КореяЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаSt. Бартелеми Св. ЕленаСв. Китс и НевисСент. Люсия Св. МартинСт. Пьер и МикелонСв. Винсент и ГренадиныСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТристан-да-КуньяТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуСША. Отдаленные островаУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные ШтатыУругвайУзбекистанВануатуВатиканВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Почтовый индекс

Если вы по какой-либо причине не удовлетворены своим продуктом Fidelis Models, немедленно сообщите нам об этом и верните нераспечатанный комплект модели (в оригинальной упаковке) с почтовым штемпелем в течение тридцати (30) дней после получения вашего продукта для полного возмещения покупной цены. Клиент оплачивает обратную доставку. Мы не возмещаем ваши первоначальные сборы за доставку. Товары, которые были открыты или использовались каким-либо образом, облагаются комиссией за пополнение запасов в размере 50% от первоначальной цены. Для заказов, оплаченных кредитной картой, возврат средств будет произведен на исходную кредитную карту.


Чтобы начать возврат, вы можете связаться с нами по адресу [email protected]. Если ваше возвращение будет принято, мы предоставим инструкции о том, как и куда отправить вашу посылку. Товары, отправленные обратно к нам без предварительного запроса на возврат, не будут приняты.

Вы всегда можете связаться с нами по любому вопросу о возврате по адресу [email protected].

Повреждения и проблемы
Пожалуйста, проверьте свой заказ при получении и немедленно свяжитесь с нами, если товар неисправен, поврежден или если вы получили не тот товар, чтобы мы могли оценить проблему и исправить ее.

 

Возврат
Мы сообщим вам, как только получим и проверим ваш возврат, и сообщим, был ли одобрен возврат или нет. В случае одобрения вам будет автоматически возвращен ваш первоначальный способ оплаты. Пожалуйста, помните, что вашему банку или компании-эмитенту кредитной карты может потребоваться некоторое время для обработки и отправки возврата.

Немецкая артиллерия Второй мировой войны: 75-210-мм орудия и ракетные установки

Идет загрузка…

Следующая статья о немецкой артиллерии Второй мировой войны является выдержкой из «Энциклопедии Дня Д» Барретта Тиллмана. Его уже можно заказать на Amazon и Barnes & Noble.


75 мм

Загружается…

Загружается…

7,5-сантиметровый Feld Kanone 38 был трехдюймовым полевым орудием весом 3136 фунтов. способный стрелять калибрами от двенадцати до тринадцати фунтов. разрывные снаряды со скоростью почти 2000 кадров в секунду. Максимальная высота составляла сорок пять градусов, что позволяло дальность полета 12 500 ярдов. Часть была отбуксирована трактором.

85 мм

Самым известным артиллерийским орудием Второй мировой войны была пушка Flak 88, 8,8-сантиметровое высокоскоростное орудие, одинаково применимое как для противовоздушной обороны, так и для противотанкового применения. Дизайн, адаптированный в 1938, весил около 9600 фунтов и буксировался тягачом. Его обслуживал экипаж из одиннадцати человек, который иногда мог выдержать двадцать выстрелов в минуту. При начальной скорости 3700 футов в секунду снаряд мог пробить броню толщиной 130 мм (5,07 дюйма) на расстоянии 1500 ярдов.

105-мм

Стандартным орудием полевой артиллерии Германии был 10,5-см LFH.18/40 конструкции времен Первой мировой войны с дульным тормозом, который увеличил дальность до 13 400 ярдов. Четырехдюймовые гаубицы обычно находились в составе трех дивизионов (по три батареи в каждом) артиллерийского полка пехотной дивизии. Еще одним 105-мм орудием была средняя пушка К.18 с дальностью стрельбы более двадцати тысяч ярдов.

150-мм

15 cm FH.18 — немецкая средняя гаубица дивизионного уровня. При полной массе шесть тонн он стрелял осколочно-фугасными, бронебойными и дымовыми снарядами весом около девяноста пяти фунтов на расстояние 14 600 ярдов. В пехотной дивизии «Тип 1944» шестидюймовки размещались в одном из четырех артиллерийских дивизионов.

Другим 150-мм орудием были 15-см орудия К.18 и К.39 с дальностью стрельбы до двадцати семи тысяч ярдов.

170-мм

Одной из самых грозных немецких мобильных артиллерийских орудий была 17-сантиметровая пушка Kanone 18 в гаубичном лафете. Чрезвычайно хорошо спроектированный, он быстро приводился в действие и позволял одному солдату поворачивать девятнадцатитонное орудие на 360 градусов с помощью шпильки. На высоте пятьдесят градусов он выстрелил 6,7-дюймовым 140-фунтовым снарядом со скоростью 3000 футов в секунду на дальность тридцать две тысячи ярдов или восемнадцать миль.

210 мм

Тяжелым боевым орудием немецкой армии была 21-сантиметровая гаубица Morser 18. Его 250-фунтовые снаряды имели диаметр 8,27 дюйма — размер главной батареи тяжелого крейсера — с максимальной дальностью 18 300 ярдов. Орудие и лафет были настолько велики, что при транспортировке двадцатиоднофутовый ствол поддерживался дорожным лафетом, а трак опирался на двухколесный прицеп. Вес гаубицы в бою составлял почти тридцать семь тысяч фунтов. Более тяжелая береговая версия K.39/40 имела еще большую дальность полета.

Береговая артиллерия использовала многие из тех же орудий, установленных в казематах, обычно укомплектованных армейскими подразделениями под командованием флота. В секторе Юта-Бич, например, было выстроено 110 орудий калибром от 75 до 210 мм, способных уничтожать десантные корабли или бронетехнику. На тридцати участках вдоль берегов Нормандии батареи береговой обороны в бетонных бункерах насчитывали 128 «труб» калибром от 100 до 210 мм, наиболее распространенными были 105 и 155 мм. Другие были 122, 150 и 170 мм.

Во время кампании в Нормандии солдаты союзников часто называли немецкую многоствольную ракетную установку самым страшным оружием, с которым им приходилось сталкиваться. Жуткий визг ракет в полете породил прозвище «Кричащие мими»9.0003

В начале 1930-х годов Германия начала разработку тактических реактивных снарядов (обычно называемых Nebelwerfers или дымовыми излучателями) и в конечном итоге произвела их размером от 100 до 300 мм. Наиболее распространенными были Nebelwerfer 41, 150-мм орудие с шестью стволами, установленными на 37-мм противотанковом лафете, и 42 с пятью 210-мм стволами. Позже во время войны Nebelwerfers устанавливали на транспортные средства, в основном полугусеничные. Оружие стреляло электронным способом, выпуская ракеты десятисекундным залпом, чтобы избежать чрезмерной отдачи. Снаряды со стабилизатором вращения были оснащены взрывчаткой, газом или дымом с типичной дальностью около семи тысяч метров.

Небельверферы были впервые задействованы в боевых действиях в России в 1941 году, но ко дню «Д» они широко использовались во Франции. Были встречены батареи или полки как Heer (армия), так и Waffen SS — только 35 позиций на фронте 352-й пехотной дивизии.