Содержание

Что нужно знать о конфликте в Нагорном Карабахе – Мир – Коммерсантъ

169K 36 5 мин. …

27 сентября в зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с июля 2020 года. Минобороны Азербайджана заявило, что вооруженные силы Армении обстреляли позиции азербайджанской армии «вдоль всей линии фронта». В ответ премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что атаку начали азербайджанские военные.

Фото: Reuters

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля — начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.


Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств—членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств—членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.


Обострение конфликта

В ноябре 2014 года отношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Последнее обострение конфликта было летом 2020 года. Обстрелы на армяно-азербайджанской границе продолжались с 12 по 16 июля. С обеих сторон были погибшие. В эскалации конфликта Баку и Ереван обвинили друг друга.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Баку заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжил поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

Нагорный Карабах — история конфликта. Причины вечной войны между Арменией и Азербайджаном в Чёрном саду

27 сентября в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение ситуации. Впервые за последние четыре года конфликтующие стороны возобновили боевые действия. Нагорный Карабах исторически является одной из главных горячих точек на карте мира. Веками населявшие Чёрный сад (именно так переводится с тюркского название Карабах) народы очень быстро переходили от шаткого мира к войне, поскольку и те и другие считали край своим и только своим. За один лишь XX век Карабах пережил три волны кровавых межэтнических столкновений и две полномасштабные войны.

Кому принадлежит Нагорный Карабах

Вопрос об исторической принадлежности региона является предметом острых споров между армянскими и азербайджанскими историками. Первые со ссылками на античные источники доказывают, что исторически Карабах входил в состав Армянского царства, в то время как вторые утверждают, что он был частью Кавказской Албании и является прародиной азербайджанцев.

Фото © ТАСС / Яшар Халилов

Позднее Карабах попал под власть Сефевидов. После этого территория равнинного Карабаха была исламизирована, но в нагорной части региона преобладало армянское население. В середине XVIII века возникло Карабахское ханство — протекторат Персии. Жёсткое давление тюркских элит вынудило армянское население покинуть родные края. В результате к началу XIX века большую часть жителей ханства составляли уже тюркские народы.

В начале XIX века ханство перешло под протекцию России, а в 1926 году было окончательно включено в её состав. После этого в Карабах устремились миграционные потоки армян из исламских Ирана и Османской империи (и аналогичные потоки тюрок в обратном направлении), благодаря чему в конце XIX века их численность в регионе превысила 40%.

Фото © ТАСС / Геннадий Хамельянин

Накопившиеся к началу XX века национальные, религиозные и классовые противоречия вылились в кровавую резню, охватившую не только Карабах, но и крупные города Закавказья одновременно с началом революции 1905 года. Успокоить конфликт удалось только после подавления революции, но спокойствие было недолгим.

Обострение конфликта в Нагорном Карабахе в начале XX века

В 1918 году, после Октябрьской революции, от России одна за другой начали отпадать национальные окраины. Армения и Азербайджан провозгласили независимость и сразу же начали активно выяснять отношения друг с другом. Конфликт из-за спорных территорий перерос в очередную кровавую резню и завершился победой Азербайджана, который воспользовался имевшимся козырем — поддержкой Османской империи. Та сформировала азербайджано-турецкую исламскую армию и вторглась на Кавказ, силой заняв спорные территории. Нагорный Карабах заявил о своей независимости в надежде на объединение с остальной частью Армении, однако вскоре его крупнейшие населённые пункты были заняты исламской армией, хотя в регионе сохранилось сильное повстанческое движение.

Но уже через несколько месяцев всё полностью переменилось. Германия и Османская империя капитулировали в Первой мировой, турки ушли с Кавказа, взамен туда прибыли англичане. Осознавая непрочность своего положения и не имея желания вникать в сложнейшие хитросплетения местной истории, они решили оставить всё как есть и отложили окончательное решение вопроса о территориальном размежевании до Парижской мирной конференции. Карабах де-юре остался частью Азербайджанской Демократической Республики.

Фото © ТАСС / В. Пащенко

Это решение привело к возобновлению кровавой межнациональной вражды в спорных регионах. Попытки мирного урегулирования ситуации, предпринятые членами Антанты, не принесли никаких результатов.

Спорные территории — Карабах, Нахичевань и Зангезур

К 1920 году большевики наконец разобрались с внутренними противниками — и их внимание переключилось на отпавшие окраины. При непосредственном участии местных коммунистов были советизированы и Армения, и Азербайджан, что привело к пусть и шаткому, но миру в регионе. Теперь решать сложнейший вопрос урегулирования территориальных споров в регионе предстояло большевикам.

И армянские, и азербайджанские лидеры сразу же попытались решить вопрос в свою пользу при помощи Москвы. И те и другие заваливали ЦК письмами с требованиями передать именно им спорные территории, в противном случае угрожая тем, что население республик воспримет отказ как предательство и отвернётся от новой власти.

Самые горячие споры разгорелись вокруг трёх регионов: Карабаха, Зангезура и Нахичевани. Все три имели смешанное армяно-азербайджанское население в разных пропорциях. До революции Нахичеванский уезд входил в состав Эриванской губернии, большинство которой составляли армяне. Однако непосредственно в этом уезде азербайджанцев проживало вдвое больше. В Зангезурском уезде до революции число проживавших армян и азербайджанцев было примерно равным. В Карабахе существовало разделение: в Равнинном Карабахе жили преимущественно азербайджанцы, а Нагорный почти целиком был населён армянами.

Для урегулирования спорных вопросов было создано специальное Кавбюро ЦК, которое возглавили Орджоникидзе и Киров. Кавбюро предложило компромиссный вариант: Нахичевань переходит к Армении, а Зангезур и Карабах — к Азербайджану. Но тут в спор вмешалась новая сторона.

Турецкий лидер Мустафа Кемаль предложил Ленину заключить договор о дружбе. Ленин воспринял это как шанс на прорыв дипломатической блокады и охотно согласился на не самый выгодный договор. Согласно его условиям, часть бывших российских территорий переходила Турции, кроме того, Нахичевань на правах автономии присоединялась к Азербайджану. Взамен турки давали добро на существование Советского Азербайджана.

Фото © Wikipedia, © ТАСС

После вмешательства Турции вопрос с Нахичеванью был урегулирован и главным камнем преткновения стал Карабах. Из восьми членов Кавбюро трое однозначно выступали за его передачу Армении, а трое других — Азербайджану. Всё зависело от позиции непосредственных руководителей — Орджоникидзе и Кирова, которые колебались в этом вопросе.

Историческое решение

4 июля 1921 года состоялось заседание Кавбюро, посвящённое окончательному решению карабахского вопроса. По результатам голосования большинство решило передать его Армении, в поддержку этого решения выступили оба руководителя бюро. Однако глава Азербайджана Нариманов настоял на том, чтобы окончательное решение осталось за ЦК. После голосования состоялись консультации Орджоникидзе и Кирова со Сталиным, который в то время курировал национальную политику. Неизвестно, о чём именно шёл разговор и какие аргументы выдвигались (вероятно, это были какие-то стратегические соображения, связанные с Турцией), но руководители Кавбюро неожиданно передумали за одну ночь. На следующий день состоялось новое голосование, на котором они высказались в пользу передачи Карабаха Азербайджану с условием создания в Нагорной части региона армянской автономии. Что касается третьего спорного региона, то Зангезур передали Армении в качестве компенсации за утрату остальных спорных территорий.

Шаткий мир

Решение большевиков, принятое как максимально компромиссное, на деле стало лишь прологом к новым конфликтам. Азербайджанские коммунисты хотели Карабах, но без армян и уж тем более без навязанной в качестве компромисса автономии. Армяне же не желали мириться с решением о передаче этнически однородного региона другой республике. После территориального размежевания установился хрупкий мир, скорее похожий на холодную войну. Руководство Армянской ССР каждые несколько лет пыталось пролоббировать через союзную столицу вопрос о передаче ей карабахской автономии. После окончания Второй мировой ему едва не удалось это сделать. Политбюро поручило Маленкову проконсультироваться с главой Азербайджанской ССР Багировым по этому вопросу. Багиров ответил, что уступит Нагорный Карабах, если взамен Азербайджану передадут территории Дагестана и Грузии, где компактно проживало азербайджанское меньшинство. Устраивать масштабное перекраивание карты тогда не стали.

В ответ на попытки руководства Армянской Республики вернуть контроль над автономией азербайджанские власти начали стимулировать переселение азербайджанцев в спорный регион. За время существования советской власти национальный баланс в регионе существенно изменился. Если на момент создания автономии Нагорного Карабаха армяне составляли там 90% населения, то к моменту распада СССР уже 76%.

Кроме того, руководство азербайджанской компартии тщательно подбирало кадры для руководства автономией, стараясь выдвигать на эти должности бакинских армян, лояльных непосредственно Баку, а не уроженцев Карабаха или выходцев из Армянской ССР.

Возобновление войны между Арменией и Азербайджаном

Фото © ТАСС / Сергей Мамонтов, Геннадий Хамельянин

С началом перестройки в национальных республиках всё пришло в движение, а временное ослабление союзного центра возбудило старые обиды и тлевшие конфликты. Карабахские органы власти снова попытались добиться передачи региона Армении, заручившись поддержкой академика Сахарова — одного из самых влиятельных общественных деятелей того времени. Это очень не понравилось жившим в автономии азербайджанцам, которые за последние несколько десятилетий стали внушительным меньшинством. Уличные шествия и митинги соперников быстро переросли в драки, избиения, а затем и погромы. Насилие выплеснулось за пределы автономии, кровавые погромы прошли и в Армении, и в Азербайджане, из обеих республик в поисках спасения устремились сотни тысяч беженцев «нетитульных» национальностей.

Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашённой Республикой Арцах (Карабах), поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась полномасштабная война. Она продлилась два года и четыре месяца и, по примерным подсчётам, унесла жизни 20–25 тысяч человек. По итогам войны Арцах/Карабах де-факто остался независимой, хоть и непризнанной даже самой Арменией республикой. Азербайджанской армии не удалось установить контроль над регионом.

Заморозка конфликта в Нагорном Карабахе

В 1994 году при посредничестве России конфликт был заморожен, но не решён. Активные боевые действия прекратились, но периодически на линии соприкосновения случаются столкновения. В 2016 году произошло самое масштабное со времён войны обострение, бои продолжались на протяжении четырёх дней.

Ситуация вокруг Карабаха превратилась в «вечный» конфликт, не имеющий устраивающего всех решения. И армяне, и азербайджанцы исторически связаны с Карабахом, но ужиться вместе, как показало время, у них не получилось. Однако решение в пользу одних непременно приведёт к недовольству других. Найти компромисс не удалось даже сто лет назад — при более благоприятных для этого условиях. А сейчас, после стольких войн и конфликтов, это представляется почти невозможным. Все переговоры по карабахскому вопросу, начинавшиеся за последние 20 с лишним лет, неизменно заходили в тупик.

  • Нагорный Карабах. Седьмой день противостояния. Онлайн

    29 сентября 2020, 21:00

  • «Смешные формулировки». Армения назвала неумелыми опровержения Азербайджана о сбитом штурмовике

    29 сентября 2020, 20:11

  • Посол Армении в РФ: Народ Нагорного Карабаха выбрал свою судьбу

    29 сентября 2020, 17:45

Нагорный Карабах: 30 лет противостояния

Во время конфликта в регионе погибли 30 тысяч человек, более миллиона вынуждены были бежать. Хронология конфликта

30 лет назад армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха перешел в открытую фазу. Он стал первым этнополитическим конфликтом на территории СССР.

В 1987 – начале 1988 года в Нагорном Карабахе усилилось недовольство армянского населения, которое составляло здесь большинство.

В августе 1987 года руководству СССР были направлены обращения с предложениями пересмотреть статус области.

Осенью 1987 года в регионе прошли студенческие забастовки с требованием отделения Карабаха. На митинге в Ереване, изначально посвященном экологии, впервые прозвучало требование передачи НКАО в состав Армянской ССР. Местная пресса стала обвинять руководство Азербайджанской ССР в экономической отсталости региона и ущемлении армянского населения.

20 февраля 1988 сессия областного совета НКАО обратилась в Верховный совет СССР и Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении.

21 февраля ЦК Компартии СССР выносит решение, в котором постановление облсовета названо акцией, спровоцированной «националистическими элементами».

В заявлении политбюро отмечалось, что это «противоречит интересам трудящихся Азербайджанской и Армянской ССР». Постановление ограничилось общими призывами к нормализации обстановки.

Призывы к отделению Нагорного Карабаха от Азербайджана раздавались в Степанакерте, где проживали преимущественно армяне. Они привели к ответной реакции азербайджанцев в Шушинском районе и азербайджанском городе Агдам, расположенном у границ области.

Первая кровь пролилась 22 февраля. Столкновение с использованием огнестрельного оружия произошло возле районного центра Аскеран. В нем принимали участие азербайджанцы из города Агдам, которые направлялись в Степанакерт для «наведения порядка», кордоны милиции, выставленные на их пути, и местное население. В результате столкновения погибли два азербайджанца.

22-23 февраля в Баку и других городах Азербайджанской ССР состоялись первые митинги в поддержку решения политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра существующей структуры.

27-29 февраля в Сумгаите, за 30 километров от Баку, произошел армянский погром, в ходе которого, по данным Генпрокуратуры СССР, погибли 26 армян и шесть азербайджанцев. Это событие считают поворотным пунктом в развитии конфликта.

В марте 1988 года Михаил Горбачев исключил возможность любых изменений границ между республиками. Москва заявила о помощи Нагорно-Карабахской автономной области.

Летом 1988 года Верховный совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР и обратился в связи с этим к Верховному совету АзССР. В ответ азербайджанская сторона заявила, что решение этого вопроса «не может входить в компетенцию Армянской ССР, а целиком и полностью относится к неотъемлемому суверенному праву» АзССР.

Из-за многочисленных столкновений азербайджанцы начали бежать из Нагорного Карабаха и Армении.

Тогда же армяне начали бежать из Баку, других городов и сел Азербайджана и переселяться в Армению и другие республики СССР.

В январе 1989 года Москва вводит прямое правление в Нагорном Карабахе, которое действует до ноября этого же года.

В июне-июле 1989 года в Баку начинаются массовые демонстрации. Конфликт в Нагорном Карабахе приводит к возрастанию популярности оппозиционной партии «Народный фронт Азербайджана», активисты которой заявляли, что нынешнее руководство не может обеспечить целостность республики.

В августе 1989 года Азербайджан начал блокировать железнодорожное сообщение с Арменией и Нагорным Карабахом.

В декабре 1989 года Верховный совет Армении, вопреки позиции Москвы, поддержал включение Нагорного Карабаха в состав республики.

В январе 1990 года в Нагорном Карабахе и прилегающих районах Армянской и Азербайджанской ССР было введено чрезвычайное положение.

Также в январе этого года в Баку вошли союзные войска для предотвращения захвата власти оппозиционным «Народным фронтом Азербайджана». Это привело к многочисленным жертвам среди азербайджанцев.

Погибшими в Баку считаются более 130 человек, 800 были ранены. Эти события вошли в историю Азербайджана как «Черный январь».

В это же время произошло изгнание оставшихся в Баку армян.

В конце апреля 1991 года началась так называемая операция «Кольцо» по указу президента СССР. Она проводилась в НКАО и прилегающих районах Азербайджана силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии.

Провозглашенная цель – разоружение армянских «незаконных вооруженных формирований» и проверка паспортного режима в Карабахе. Это привело к вооруженным столкновениям и жертвам среди гражданского населения. В ходе операции было депортировано несколько армянских сел.

В сентябре начинается 120-суточный обстрел Степанакерта. Военные действия разворачиваются практически на всей территории Нагорного Карабаха.

В сентябре Армения провела референдум, по результатам которого заявила о выходе из состава СССР. В октябре независимость провозгласил Азербайджан.

После этого Верховный совет Азербайджана ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. В ответ местные власти провели референдум, на котором большинство оставшихся жителей региона проголосовали за отделение от Азербайджана.

20 ноября 1991 года в трех километрах от села Каракенд Мартунинского района НКАО потерпел крушение вертолет внутренних войск МВД СССР Ми-8. На его борту находилось 22 человека. Среди погибших были высшие чиновники Азербайджана, журналисты, а также члены российско-казахстанской миротворческой миссии.

После распада СССР и вывода союзных войск в Карабахе начались уже полномасштабные военные действия.

В феврале 1992 года армянские боевые подразделения атаковали населенный азербайджанцами город Ходжалы в Нагорном Карабахе. По утверждению Азербайджана, были убиты несколько сотен людей. Армения заявляет, что число убитых остается неустановленным.

В мае 1992 года армянские боевые подразделения атаковали город Шуши (армянское название)/Шуша (азербайджанское), взяв под контроль Лачинский коридор, который связывал Нагорный Карабах с Арменией.

Бывший президент Азербайджана Аяз Муталибов был вынужден бежать в Россию. К власти в Азербайджане пришел «Народный фронт».

В июне 1992-го Азербайджан начал наступление в Мартакерте, на востоке Карабаха, и в соседнем Шаумяновском районе Азербайджана. В результате около 40 тысяч армян вынуждены были бежать.

В результате полномасштабных боевых действий в Нагорном Карабахе в 1993 году регулярные армянские войска полностью или частично взяли под контроль семь азербайджанских районов. После этого боевые действия перекинулись во внутрь Азербайджана и на армяно-азербайджанскую границу.

До 1994 года армянские войска взяли под контроль около 20% территории Азербайджана, в том числе и за пределами Нагорного Карабаха – Лачин, Кельбаджар, Агдам, Физули, Джебраил, Губадлы, Зангелан.

В 1993 году ООН приняла четыре резолюции с признанием территориальной целостность Азербайджана и требованием прекратить боевые действия. Для разрешения конфликта была создана так называемая «Минская группа», в состав которой вошли представители 11 стран. В 1994 году Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан подписали в Бишкеке протокол, на основании которого была достигнута договоренность о прекращении огня.

Но дипломатическими усилиями и переговорами в рамках Минской группы полностью разрешить конфликт за все эти годы так и не удалось.

За период вооруженного конфликта 1988-94 года в регионе погибли 30 тысяч человек, более миллиона людей стали беженцами и вынужденными переселенцами.

История насилия в Нагорном Карабахе

27 сентября в горном районе Нагорного Карабаха, также известного как Республика Арцах или Нагорно-Карабахская Республика (НКР), началась война. В этом регионе, размером не больше штата Делавэр, проживает около 150 000 человек, почти все из которых являются этническими армянами. Международно признано, что она находится в пределах границ Азербайджана, но считает себя де-факто независимой республикой со своим парламентом, президентом и армией.

Однако конфликт выходит за рамки внутренней борьбы между Азербайджаном и самопровозглашенной республикой. Армения не претендует на принадлежность Нагорного Карабаха, но считает себя гарантом безопасности проживающих в регионе этнических армян и спасательным кругом НКР для внешнего мира. Турция также является участником конфликта: она пообещала поддержать Азербайджан, закрыв границу с Арменией и подтвердив претензии Азербайджана на территориальную целостность. В условиях нынешнего кризиса президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал «как всегда поддерживать наших азербайджанских братьев всеми средствами», включая военную помощь. Наконец, Россия считает Кавказ своим «ближним зарубежьем», выступая посредником в прекращении огня каждый раз, когда конфликт обостряется, но также продавая оружие обеим сторонам.

Хотя спорадический снайперский огонь через границу был обычным явлением с тех пор, как карабахская война была «приостановлена» прекращением огня в 1994 году, было два крупных пожара, когда войска пытались пересечь линию соприкосновения, которая проходит в горах Муровдаг диапазон между Азербайджаном и НКР и разделяет вооруженные силы Азербайджана и Армию обороны НКР. Первая — это четырехдневная война в апреле 2016 года, а вторая — нынешний конфликт. Нынешнее насилие достигло наибольшей эскалации, которую регион видел за последние десятилетия. И Армения, и Азербайджан объявили военное положение. А в Азербайджане введен комендантский час, большая часть интернета заблокирована, а другие гражданские свободы ограничены. Чтобы понять конкурирующие территориальные претензии, разжигающие конфликт, важно сначала понять историю региона.

Историческая справка

Этот регион известен под разными названиями. До 2017 года республика попеременно называлась Нагорно-Карабахской Республикой или Республикой Арцах; однако в 2017 году он принял новую конституцию, основанную на последнем прозвище. Название Арцах восходит к классическому периоду, когда регион был одной из провинций армянских царств. На протяжении большей части Средневековья, хотя формально этот регион находился в составе Персидской империи, регион сохранял автономию под управлением Хаченского княжества, которым управляли армянские владыки. В конце 1700-х годов Карабахское ханство было основано под персидским правлением, но было упразднено после того, как Российская империя взяла под свой контроль этот район в начале 1800-х годов.

Проблемы со статусом Нагорного Карабаха начались после русской революции 1917 года и отступления русских войск с Кавказа. И Армения, и Азербайджан объявили этот регион своим, когда они стали независимыми в мае 1918 года. В июле 1918 года съезд, избранный жителями региона, единогласно проголосовал за вхождение в состав Армянской Республики. Тем не менее, когда Советский Союз взял под свой контроль Кавказ, Нагорный Карабах в конечном итоге был помещен в границы Советского Азербайджана, хотя ему был предоставлен автономный статус Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). Границы области были проведены таким образом, что они не соприкасались с Армянской Советской Социалистической Республикой (ССР).

После образования области в качестве автономной области правительство НКАО упорно стремилось присоединиться к Армянской ССР. НКАО ставила этот вопрос перед центральными органами СССР в 1930-е годы, а также в 1945, 1965, 1967 и 1977 годах, но все попытки были безуспешными; часто основные защитники были заключены в тюрьму. НКАО сохраняла свой автономный статус на протяжении всего периода существования СССР. В эпоху перестройки и гласности Михаила Горбачева к концу «холодной войны» в конце XIX в.В 80-е годы региональное правительство вновь потребовало перевода в Армению, приняв постановление в своем представительном органе в 1988 году. В феврале 1988 года во время сумгаитской резни сотни армянских мирных жителей были без разбора убиты, изнасилованы, покалечены и сожжены заживо. В 1990 году погром в Баку привел к избиениям, убийствам и иным образом изгнанию всех армян из столицы Азербайджана. Этническое насилие напоминало массовые убийства, имевшие место до советской гегемонии над территорией, в том числе 1920 Шушинская резня. Помимо прямого насилия, карабахским армянам было отказано в армяноязычных учебниках в школах и телевизионных передачах на их родном языке, среди целого ряда культурных и языковых свобод Азербайджанской ССР. Армянские лидеры жаловались, что это было результатом попытки «азерифицировать» регион и сократить его армянское население.

Переписи населения СССР показали, что в 1926 году 89,1% жителей НКАО были армянами и 10% азербайджанцами. К 1989, согласно переписи, население составляло 76,9 процента армян и 21,5 процента азербайджанцев. В интервью 2002 года Гейдар Алиев, тогдашний президент Азербайджана и отец нынешнего президента, сказал, что он пытался увеличить количество азербайджанцев и сократить количество армян, проживающих в регионе, когда он был руководителем Коммунистической партии СССР.

В 1991 году НКАО приняла декларацию о провозглашении себя независимой Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) в соответствии с соответствующим Законом СССР. В декабре 19На референдуме 91 99 процентов участников проголосовали за независимость Нагорного Карабаха, хотя азербайджанское меньшинство Нагорного Карабаха бойкотировало голосование. НКР утверждает, что является свободным, суверенным государством; однако он решил не подавать заявку на членство в ООН до окончательного урегулирования путем переговоров. Страны всего мира считают Азербайджан правопреемником Азербайджанской ССР, в состав которой входила НКАО (ныне НКР), и ни одна страна не признает НКР в качестве независимой.

Азербайджанские войска фактически вели войну против вооруженных армянских формирований с 1988. После отделения НКР обострились боевые действия в регионе, которые продолжались три года и привели к гибели около 30 000 человек. В результате боевых действий также имело место крупномасштабное перемещение: по оценкам, было перемещено около 1 миллиона человек, включая азербайджанцев и армян. Многие этнические азербайджанцы бежали из районов вокруг Нагорного Карабаха, которые стали «буферной зоной» для новой независимой НКР. В этот период также произошла крупнейшая резня современного конфликта, когда армянские силы убили «целые колонны граждан Азербайджана, бегущих из осажденного города Ходжалы» 26, 19 февраля.92.

Боевые действия окончательно завершились в мае 1994 года прекращением огня, известным как Бишкекский протокол, подписанным министрами обороны Армении и Азербайджана вместе с главнокомандующим Армией обороны Арцаха. Помимо НКАО, этнические армянские силы также установили контроль над прилегающими районами, обеспечив примыкание к Республике Армения и буферную зону безопасности.

Однако мир не всегда был стабильным, и нынешние боевые действия частично связаны с неэффективностью механизмов разрешения конфликтов. Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (сопредседатели России, Франции и США) была образована в 1919 г.92 для поощрения урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе путем переговоров. Группа, однако, изо всех сил пыталась выполнить свой мандат по деэскалации конфликта и надзору за урегулированием путем переговоров — отчасти из-за неспособности Минской группы независимо контролировать линию соприкосновения. Мониторинговые миссии ОБСЕ в Нагорном Карабахе состоят всего из шести наблюдателей, которые не находятся там постоянно, а совершают временные визиты. Наблюдатели должны объявить о своем посещении линии соприкосновения, но они не могут делать это последовательно из-за отсутствия сотрудничества со стороны Азербайджана. ОБСЕ вывела сотрудников из этого района во время вспышки коронавируса, и когда организация потребовала, чтобы ее сотрудники вернулись в сентябре 2020 года, Азербайджан отказал в разрешении. Для сравнения, у ОБСЕ есть 700 наблюдателей на востоке Украины (территория меньше, чем НКР), в то время как у Европейского Союза около 200 наблюдателей, которые наблюдают за спорными территориями в Абхазии и Южной Осетии.

Минскую группу преследовали и другие трудности. Наряду с Арменией и Азербайджаном правительство НКР подписало Бишкекский протокол, который стремится соблюдать Минская группа ОБСЕ. Но гражданские власти НКР не участвовали в переговорах как отдельная сторона после того, как в 1998 году президентом Армении стал Роберт Кочарян, бывший президент НКР. механизма принуждения и возможности сторон налагать вето на процесс мониторинга — и то, и другое затрудняет для Минской группы определение вины или осуждение нарушений режима прекращения огня.

В дополнение к Бишкекскому протоколу были согласованы другие соглашения о прекращении огня с целью прекращения возобновления боевых действий. Россия выступила посредником в прекращении огня, положившем конец четырехдневной войне в 2016 году. Однако 18 мая 2017 года сопредседатели Минской группы ОБСЕ впервые обвинили Азербайджан в подстрекательстве к нарушению режима прекращения огня. С тех пор имели место новые нарушения режима прекращения огня, хотя четких обвинений не было установлено из-за трудностей с наблюдением за линией соприкосновения. Азербайджан, как правило, не решается установить оборудование для мониторинга на линии соприкосновения, и посол Азербайджана в США Элин Сулейманов сказал: «Что нам не нравится, так это попытки установить стационарное оборудование вдоль линии соприкосновения, потому что линия соприкосновения линия соприкосновения двух вооруженных сил». Таким образом, окончательное определение вины является сложной задачей.

Текущая эскалация

В июле 2020 года в течение нескольких дней на границе с Арменией вспыхивали боевые действия, которые вновь разожгли конфликт и спровоцировали текущую эскалацию. Азербайджан пригрозил атаковать атомную электростанцию ​​за пределами Еревана, столицы Армении, а армянские новостные агентства опубликовали изображения разрушенной инфраструктуры и обвинили азербайджанские силы в бомбардировке детского сада в Тавушской области Армении и текстильной фабрики, производящей маски для пандемии коронавируса.

Когда в перестрелке погиб высокопоставленный азербайджанский генерал, в Азербайджане усилилась антиармянская риторика. Десятки тысяч азербайджанцев вышли на улицы Баку с лозунгами «Смерть армянам» и прошли маршем к зданию парламента, требуя войны с Арменией. Президент Алиев осудил марш как «еще одну картину, демонстрирующую единство и силу народа». Насилие также распространилось по всему миру: армянская школа в Сан-Франциско была осквернена граффити с угрозами; в Берлине сожжен автомобиль посольства Армении; а в Москве азербайджанские мужчины устроили массовую драку с нападениями как на армян, так и на азербайджанцев. Между тем, Турция твердо стояла за Азербайджан: министр обороны Турции Хулуси Акар прокомментировал, что Армения будет «погребена под своим собственным заговором, утонет в нем и полностью заплатит за то, что они сделали». Вмешался и президент Турции Эрдоган, заявив: «[Мы] продолжим выполнять миссию, которую наши деды веками выполняли на Кавказе» — косвенная ссылка на Геноцид армян, осуществленный основателями Турецкой Республики.

Конец лета был более спокойным после июльского всплеска насилия, но тревожные признаки остались. Турция провела военные учения с Азербайджаном, на которых выступили с угрозами возобновления войны. Президент Азербайджана Алиев также уволил своего министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, обвинив министра в «ведении бесполезных переговоров» с целью предоставить Всемирной организации здравоохранения доступ в НКР, чтобы помочь ее жителям справиться с пандемией. Мамедъярова, который 16 лет вел мирные переговоры с Арменией, сменил министр образования страны.

Тем временем НКР объявила о планах перенести свой парламент из Степанакерта в Шуши. Известный азербайджанцам как «Шуша», в советский период город был преимущественно азербайджанским и имеет большое историческое значение для Азербайджана. В ответ на заявление НКР Министерство иностранных дел Азербайджана опубликовало заявление, в котором этот шаг осудил как «попытку усиления политики этнических чисток на оккупированных территориях Азербайджана».

Кроме этого, жизнь в НКР и вдоль линии соприкосновения была относительно мирной до двух недель назад. Затем 27 сентября в НКР вспыхнули боевые действия. С тех пор азербайджанские силы обстреливали гражданские города вдали от линии соприкосновения в НКР, в том числе столицу Степанакерт, убивая и ранив мирных жителей и журналистов. Азербайджанские силы также бомбили места отправления культа и культурное наследие. Видео показывает обстрел ключевых мостов, позволяющих въезжать в горный регион и выезжать из него, что может серьезно помешать гуманитарным усилиям добраться до населения. Между тем, Азербайджан утверждает, что Армения и НКР также нацелены на компактное гражданское население. Минобороны Азербайджана обвинило армянские силы в обстрелах городов Тертер, Барда и Бейлаган.

Боевые действия последних недель, по-видимому, были преднамеренным нападением Азербайджана при решительной поддержке Турции. Продажи турецкого оружия Азербайджану выросли с менее чем 1 миллиона долларов в июле до 33 миллионов долларов в августе и 77 миллионов долларов в сентябре, и Турция направила в Азербайджан истребители F-16. Хотя соглашение между Баку и Анкарой отдает приоритет военному сотрудничеству между Турцией и Азербайджаном, Турция также перебросила сирийских иностранных боевиков. До того, как вспыхнуло насилие, командиры Сирийской национальной армии в конце сентября были переброшены на юг Турции, а затем 25 сентября переброшены в Азербайджан. Это произошло за два дня до начала насилия в НКР.

За последние 16 дней каждый игрок реагировал по-разному. Турция предоставила Азербайджану оружие, наемников и дипломатическую поддержку, а Россия пригласила на переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана. И у Армении, и у Азербайджана были предпосылки для возвращения за стол переговоров: армяне хотели вывода иностранных наемников из региона, а Азербайджан хотел, чтобы армяне покинули всю территорию. Тем не менее стороны приняли приглашение России и отправились в Москву для мирных переговоров, что привело к временному прекращению огня, чтобы позволить Красному Кресту организовать обмен телами. Режим прекращения огня был нарушен практически сразу. Новое гуманитарное прекращение огня было согласовано в субботу, 17 октября, после того, как не удалось договориться о прекращении огня недельной давности при посредничестве России, но оно тоже было нарушено, и боевые действия продолжаются.

Нарушения международного права

Недавнее насилие поднимает множество вопросов о возможных нарушениях международного права. Из-за нападений Азербайджана на собственно Армению в июле 2020 года, которые нарушили территориальный суверенитет Армении, боевые действия будут представлять собой международный вооруженный конфликт. Аналогичным образом любые нарушения Арменией международного гуманитарного права (МГП) в ходе ее нападений на территорию Азербайджана также будут представлять собой международный вооруженный конфликт: Азербайджан утверждает, что Армения нарушила территориальный суверенитет Азербайджана, нанеся удары по целям там.

Помимо вопроса о территориальном суверенитете, конфликт породил призрак неизбирательных нападений. Эти нападения нарушают основные принципы международного гуманитарного права, различения и соразмерности, поскольку они привели к случайным жертвам среди гражданского населения и ущербу гражданским объектам, которые являются чрезмерными по сравнению с ожидаемым непосредственным военным преимуществом.

Ограничения на СМИ в Азербайджане затрудняют проверку того, нарушила ли Армения международное право. Однако во время этой последней эскалации заслуживающие доверия международные источники, сообщающие из НКР, зафиксировали ряд нарушений международного права, совершенных Азербайджаном.

Имеются заслуживающие доверия утверждения о том, что Азербайджан совершает нападения на гражданских лиц или наносит им неизбирательные ранения, что противоречит запретам МГП на применение силы против гражданских лиц. Атаки Азербайджана на ключевые проходы — одни из немногих в регионе — наносят чрезмерный ущерб гражданскому населению и нарушают как принципы пропорциональности, так и принципы различия. Нанесение ударов по объектам двойного назначения, таким как мосты и дороги, может считаться нарушением МГП, если они являются основными путями выхода гражданских лиц из города и получения гуманитарной или медицинской помощи. В настоящее время нет никаких доказательств того, что Азербайджан принял меры предосторожности, чтобы избежать какого-либо сопутствующего ущерба, вызванного их атаками.

Кроме того, открытие Азербайджаном огня по гражданским лицам было бы нарушением общей статьи 3 Женевских конвенций, которая призывает к минимальным стандартам обращения с гражданскими лицами, оказавшимися в центре немеждународных вооруженных конфликтов на своей родине. Поскольку НКР де-юре признана находящейся в пределах границ Азербайджана, нападения Азербайджана на гражданские города нарушили бы общую статью 3 законов войны. Удары по гражданским городам и объектам, вероятно, не оправдывались бы военной необходимостью, поскольку они не давали военного преимущества, но убивали и ранили мирных жителей и вынуждали их укрываться в подвалах и убежищах.

Кроме того, последние видеодоказательства показывают, что азербайджанские солдаты захватывают и казнят двух армянских солдат в селе Гадрут в Нагорном Карабахе. В соответствии с Третьей Женевской конвенцией жестокое обращение с военнопленными и их убийство запрещено и считается военным преступлением.

Имеющиеся данные также указывают на то, что Азербайджан применяет осуждаемое международным сообществом оружие, в том числе кассетные боеприпасы, развернутые против гражданских целей. Хотя ни Азербайджан, ни Турция не подписали Конвенцию по кассетным боеприпасам, применение таких боеприпасов запрещено международным обычным правом из-за их неизбирательного характера. Наконец, неопровержимые доказательства в настоящее время демонстрируют, что Турция направила сирийских иностранных боевиков против Армении, в том числе смесь идеологически мотивированных боевиков и обедневших сирийских граждан, которые утверждают, что их ввели в заблуждение и заставили участвовать в войне.

Использование Турцией наемников, которым, как сообщается, платят по 1500 долларов за каждого, добавляет еще один элемент. Наемники, развернутые Турцией, были достоверно обвинены в военных преступлениях и преступлениях против человечности на севере Сирии, а также связаны с известными террористическими организациями, такими как Бригада Хамза, Исламское государство, Аль-Каида и Фронт ан-Нусра. Даже глава Службы внешней разведки СВР заявил, что конфликт привлекал людей, которых он назвал наемниками и террористами с Ближнего Востока: «Речь идет о сотнях и уже даже тысячах радикалов, надеющихся заработать на новой карабахской войне».

Это поднимает вопрос о том, может ли Турция нарушить свои обязательства по Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, участником которой она является. В частности, действия Турции вызывают вопросы в соответствии со статьей 2(1)(b) Конвенции, которая запрещает предоставление средств с осознанием того, что они будут использованы для причинения смерти или серьезных телесных повреждений гражданскому населению, а также для принуждения правительства воздерживаться от бороться или осуществлять свои усилия по самоопределению. Более того, Азербайджан и Сирия — хотя и не Турция — также присоединились к Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, поставив под сомнение использование наемников на их территории. В статье 2 Конвенции утверждается, что «любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников… совершает преступление для целей Конвенции», а в статье 5 утверждается, что «государства-участники не должны вербовать, использовать, финансировать или обучать наемников и запрещает такую ​​деятельность в соответствии с положениями настоящей Конвенции». Статья 6 требует, чтобы Азербайджан сообщил об этом генеральному секретарю ООН, а статья 12 также требует, чтобы Азербайджан выдал предполагаемого преступника или передал дело в компетентные органы для целей судебного преследования.

Армению также обвиняют в нарушении международного права. Заголовки новостей утверждают, что Армения без разбора атаковала и наносила удары по гражданским объектам. Кроме того, хотя у них могут быть веские аргументы в пользу военной необходимости, в сообщениях указывается, что НКР нацелилась на военный аэропорт в Азербайджане, который принимал и размещал иностранные боевики и припасы, прибывающие из Турции. В Азербайджане нет свободных СМИ, ограничивается свобода слова и запрещается въезд иностранным журналистам, что затрудняет проверку этих утверждений. Но мирные жители почти наверняка были убиты, и турецкие источники сообщают, что по меньшей мере девять мирных жителей были убиты в результате нападения на аэропорт Гянджи. Кроме того, достоверные сообщения указывают на то, что мирные жители были убиты армянскими ударами по кладбищу в Тертере, Азербайджан.

Хьюман Райтс Вотч призвала обе стороны соблюдать абсолютный запрет на обстрел гражданских лиц и гражданских объектов, а Россия призвала обе стороны соблюдать режим прекращения огня в НКР. Европейский суд по правам человека также вмешался, применив Правило 39 Регламента Суда (обеспечительные меры), заявив, что суд «теперь призывает все государства, прямо или косвенно вовлеченные в конфликт, включая Турцию, воздерживаться от действий, которые могут способствовать нарушению прав гражданских лиц, предусмотренных Конвенцией, и соблюдать их обязательства в соответствии с Конвенцией». Похоже, этот совет не был услышан.

Заключение

Неясно, как долго еще могут продолжаться боевые действия с такими неравномерными ресурсами. Вместе в Армении и Арцахе проживает чуть более 3 миллионов человек, что в соотношении 30 к 1 превышает совокупное население Азербайджана (10 миллионов) и Турции (83 миллиона). У Азербайджана также более высокая покупательная способность — при поддержке казначейства Турции и помощи США в области безопасности в размере 100 миллионов долларов богатый нефтью Азербайджан имеет превосходный наземный и воздушный арсенал, изобилующий большим ассортиментом беспилотников. У Азербайджана есть поддержка в виде оружия из Израиля, иностранных боевиков из Турции и военного бюджета в размере 4,8 миллиарда долларов, в то время как военный бюджет Армении составляет 447 миллионов долларов и небольшая иностранная поддержка.

Ряд международных органов призвали к прекращению боевых действий, в том числе Минская группа ОБСЕ, Европейский суд по правам человека и Совет Безопасности ООН. Заместитель госсекретаря США и министр иностранных дел России также осудили насилие. Организация американских государств, президент Франции Эммануэль Макрон и члены Конгресса США входят в число тех, кто выступил с заявлениями, конкретно осуждающими Турцию и Азербайджан. В последние дни Израиль заявил, что потенциально может остановить продажу израильского оружия, в том числе беспилотников, Азербайджану; члены Конгресса призвали Государственный департамент США сократить военную помощь Азербайджану и ввести санкции против Турции; и ЕС указал, что может ввести санкции против Турции.

Что будет дальше, пока неясно. Еще в марте 2020 года 43 процента армян считали вероятным или очень вероятным решение конфликта путем мирных переговоров. Последний опрос азербайджанцев, проведенный в 2013 году, показывает, что 81 процент населения страны заявили, что они «никогда не примут» независимый Нагорный Карабах. На данный момент насилие продолжается уже 16 дней, дольше, чем любая вспышка с начала 1990-х годов.

Нагорно-карабахский конфликт | Экспертный анализ

  • Одри Альтштадт, профессор истории Массачусетского университета в Амхерсте


    Image Credit

    The Wilson Center

    В настоящее время Азербайджан может выиграть больше, чем Армения, сражаясь. Как и другие нефтедобывающие государства, Азербайджан столкнулся с потерей доходов из-за низких цен на нефть, а дефицит бюджета подорвет социальные расходы, в том числе на здравоохранение в эпоху COVID-19.. Несмотря на подавление оппозиционных партий, президент Ильхам Алиев по-прежнему опасается народных восстаний, подобных восстаниям в Грузии, Украине и Беларуси.

    В июле в Баку прошли испытания нового оружия из Турции, в том числе беспилотников TB2, эффективных в гористой местности. В августе Турция и Азербайджан провели совместные военные учения. Алиев использовал новые ограничения, введенные в связи с коронавирусом, для задержания критиков режима, однако в июле он похвалил, казалось бы, спонтанную демонстрацию в поддержку войны в Карабахе, которая стала злободневной темой. По мере того, как Алиев укреплял свою власть, единственной наградой, которая ускользнула от него, стал Нагорный Карабах и прилегающие территории, которые остаются оккупированными армянскими войсками. Более того, региональные державы, заинтересованные в сдерживании этого конфликта, отвлекаются на пандемию, а для производителей нефти — Россию и Иран — на низкие цены на нефть. Другими отвлекающими факторами являются ситуация с Беларусью для России, санкции США в отношении Ирана, уход США от глобальных дел и ноябрьские выборы для всех. Турция является исключением, несмотря на ее COVID-19проблемы, потому что он продолжает безнаказанно проецировать власть в Сирии и Ливии. Риторика Анкары о поддержке Азербайджана была агрессивной. Итак, силы, которые могли бы стать тормозом для Баку, заняты, а его главный сторонник заряжен.


    Успех выглядит очень по-разному с точки зрения каждого принципа. Для премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который, как сообщается, работает над укреплением своей администрации и устранением остатков предшественников, война сейчас, вероятно, нежелательна. Ереван и самопровозглашенная республика в Степанакерте одержали победу в 19-м90-е годы — армянские силы удерживают советскую Нагорно-Карабахскую автономную область и семь районов вокруг нее, де-факто связывая ее с Арменией и расширяя коридор в Иран, торгового партнера и когда-то поддерживавшего Армению. Успехом для обоих армянских образований в краткосрочной перспективе является восстановление их владений после прекращения огня 1994 года. В долгосрочной перспективе армянские группировки претендуют на другие территории в Азербайджане, восточной Турции и Грузии, но сейчас эти земли не обсуждаются.

    В Баку Ильхам Алиев задал высокую планку. Он пообещал вернуть себе все земли, занятые «за последние 30 лет». Он должен дать это максималистское обещание — «Вернуть две области!» вряд ли можно назвать боевым кличем! Он мог бы заявить о своей победе, если бы азербайджанские силы вернули себе значимую территорию — а они, похоже, сосредоточены на Джебраиле и Физули на юге, — а затем предложит возобновить переговоры с более сильной позиции. Это может быть его краткосрочной целью. Достижимо ли это — другой вопрос. Если обе стороны будут сражаться достаточно долго, чтобы привлечь ресурсы армянской диаспоры или региональных властей, война будет гораздо более смертоносной и может выйти из-под контроля и охватить весь регион. Этого исхода следует избегать любой ценой.


    Драка здесь всегда рискует втянуть соседей. Россия является ключевым игроком в качестве бывшей (и до сих пор желанной) имперской державы в регионе, которая продает оружие обеим сторонам и выступает посредником в мирных сделках. Армения и Россия заключили договор об обороне, и в Армении находится российская авиабаза. Азербайджан является торговым партнером России и местом стратегически важного транзитного коридора Север-Юг, который связывает Иран и Южную Азию с Россией. Учитывая текущий список проблем, Россия хочет мира на южном фронте. Москва будет работать за кулисами, то успокаивая, то угрожая сторонам. Зная нестабильность региона, Россия будет избегать прямого военного вмешательства, даже если Армения воспользуется своим оборонным пактом.

    Турция, кажется, не обременена опасениями по поводу пандемии или угроз со стороны других держав. Его недавние заявления о силе в сочетании с риторикой делать «все необходимое» для поддержки стремления Азербайджана вернуть себе Карабах звучат как реальная угроза. Бывшие президенты и премьер-министры Турции проявляли сдержанность, но президент Эрдоган, возможно, нет. Особую тревогу вызывает опровергнутое Анкарой сообщение о вербовке сирийских боевиков для Азербайджана. Введение внешних боевиков придаст конфликту новое измерение и создаст опасный прецедент. Нестабильность здесь привлекает экстремистов со своими собственными планами, угрожающими тому, что осталось от стабильности на Ближнем Востоке, и это приведет к еще одному гуманитарному кризису, включая поток беженцев, с которым никто не готов справиться.


    Лучший способ урегулировать конфликт — избежать серьезной эскалации и немедленно прекратить боевые действия. Это требует сдержанности, к которой, похоже, не готова ни одна из сторон. Прекращение боевых действий было бы важным шагом к урегулированию, а урегулирование может быть только политическим, а не военным.

    Минская группа ОБСЕ в ее нынешнем виде оказалась неэффективной — и это относится и к другим дипломатическим усилиям — не из-за собственных недостатков, а из-за того, что стороны не вели содержательных переговоров. Все стороны ужесточили свою позицию и продолжают очернять своих противников. Каждый хочет, чтобы все его требования были выполнены полностью. О компромиссе речи не идет. Даже двигаться к урегулированию означает подготовить население к компромиссу, что является необходимым следующим шагом. Этого шага никто не делал 30 лет, а тех, кто пытался, называли предателями.

    Как выйти из такого тупика? Есть ли достаточно большие кнуты или пряники, чтобы добиться компромисса? Потребность в региональном мире требует, чтобы мы искали средства для урегулирования. Однако в эпоху национального суверенитета внешние державы или международные организации не могут вводить необходимые ограничения на приток оружия и боевиков или на демилитаризацию оккупированных регионов. В конечном счете, стороны должны принять решение о прекращении боевых действий и взвесить важность удержания земли с учетом жизней, которые будут потеряны, если боевые действия продолжатся.

  • Оксана Антоненко, Директор по анализу глобальных рисков, Группа контроля рисков; Global Fellow, Wilson Center


    Изображение предоставлено

    Оксана Антоненко

    Трудно точно установить, как начались боевые действия, поскольку вдоль линии соприкосновения нет ни международных наблюдателей, ни миротворцев. Как всегда, и Армения, и Азербайджан обвиняют друг друга. Некоторые международные лидеры, в том числе президент Франции Эммануэль Макрон, заявили, что эту эскалацию начал Азербайджан. Другие, такие как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, обвиняют Армению. Независимо от того, какая сторона произвела первый выстрел, теперь ясно, что нынешние боевые действия представляют собой наиболее значительную военную эскалацию с момента подписания первоначального соглашения о прекращении огня 19 мая. 94. Эта эскалация отличается от предыдущих вспышек, поскольку она представляется преднамеренной, а не случайной эскалацией. Обе стороны объявили мобилизацию, сигнализирующую о готовности к затяжной войне, а использование тяжелого вооружения, беспилотников и авиации делает эту эскалацию особенно опасной. Однако в некотором смысле текущая эскалация похожа на предыдущие значительные эскалации. Как и в случае 1996 года, это было вызвано утратой доверия к мирному процессу, отсутствием у международного сообщества имущественных обязательств по продвижению мира в регионе и использованием конфликта лидерами обеих стран для отвлечения внимания внимание от домашних проблем — на этот раз связанных с COVID-19пандемия.


    Сценарий этой эскалации похож на предыдущие. Азербайджан стремится силой вернуть себе часть Нагорного Карабаха, чтобы заставить Армению отказаться от части своих оккупированных территорий. Эту тактику часто называют «нарезкой салями» — имея в виду, что Азербайджан, несмотря на свои преимущества в живой силе и вооружении, не может вернуть себе всю территорию Нагорного Карабаха и прилегающие оккупированные районы, но может постепенно возвращать территории по крупицам путем частых вторжений. На этот раз цена этого территориального пересмотра будет очень высокой для обеих сторон, поскольку уже поступили сообщения о больших потерях и, вероятно, еще какое-то время будут продолжаться ожесточенные бои. Хотя Азербайджан считает, что его демонстрация военной силы может заставить Армению пойти на компромисс за столом переговоров, история других конфликтов показывает, что для достижения прочного мирного соглашения доверие между двумя сторонами важнее военного баланса. Когда прекращение огня будет восстановлено, потребуется много времени, чтобы преодолеть наследие нынешней эскалации. Существуют также серьезные опасения по поводу внутриполитических последствий нынешней эскалации для правительств обеих стран, поскольку ожидания обеих сторон были завышены, в то время как военные реалии на местах не способствуют однозначной победе ни одной из сторон. В то же время конфликт уже привел к значительным затратам для каждой стороны в плане их людей и сокровищ.


    С 1994 года роль внешних сил в этом конфликте была на удивление ограничена по сравнению с другими постсоветскими конфликтами. Отчасти это связано с тем, что Россия сохраняла относительный нейтралитет, поставляя оружие обеим сторонам. Хотя Россия сохраняет формальные гарантии безопасности Армении в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), они не распространяются на территорию Нагорного Карабаха, который Россия до сих пор признает частью Азербайджана. Во время предыдущих эскалаций, как и в последние дни, Россия не вмешивалась ни с одной, ни с другой стороны. Однако позиция России может измениться, если Турция продолжит оказывать значительную военную поддержку Азербайджану. Президент Эрдоган всегда был решительным сторонником Азербайджана и считает, что он имеет законное право навязать Армении военное решение, чтобы вернуть территорию. Турция оказывала помощь в обучении и оснащении азербайджанских сил, но до самого последнего периода она никогда открыто не вмешивалась на этапе эскалации конфликта. И Россия, и Франция обвинили Турцию в предоставлении оружия и наемников для поддержки текущего наступления Азербайджана. Если Турция не перестанет раздувать пламя конфликта, поощряя Азербайджан к продолжению боевых действий, Анкара может значительно испортить свои отношения как с Москвой, так и с Брюсселем. В последнем случае эти отношения уже обострились из-за недавней политики Турции в Ливии, Сирии и восточном Средиземноморье.


    Урегулирование конфликта теперь более отдалено, чем до начала текущей эскалации. Во-первых, сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны работать с обеими сторонами (и с Турцией) для восстановления устойчивого прекращения огня и наблюдения за его выполнением. Затем обеим сторонам необходимо принять некоторые меры по укреплению доверия, чтобы восстановить доверие, прежде чем можно будет возобновить крупные переговоры. Соединенные Штаты могут сыграть роль в содействии стабилизации в зоне конфликта; однако предыдущие неудачи мирных инициатив США по Нагорному Карабаху, включая саммит в Ки-Уэсте в 2001 году, демонстрируют, насколько неразрешимым и сложным является этот конфликт, и он останется в обозримом будущем.

  • Криста Гофф, доцент истории Университета Майами; Название VIII Краткосрочный научный сотрудник, Институт Кеннана


    Изображение предоставлено

    Центром Уилсона

    В данном случае не было немедленного триггера, и эскалация не была полностью неожиданной. После прекращения огня в мае 1994 г. происходили неоднократные четырех-пятидневные столкновения вдоль 200-километровой линии конфликта, в том числе четырехдневная война в апреле 2016 г., в результате которой погибло около 200 человек. После избрания премьер-министра Никола Пашиняна в 2018 году был временный медовый месяц, но вспышка в июле прошлого года спровоцировала ухудшение риторики и военного планирования на случай непредвиденных обстоятельств с обеих сторон.

    Есть еще несколько факторов, которые следует учитывать. Это гористая местность, поэтому с ухудшением погоды местность становится более сложной для ведения боя. Многие традиционные посредники также отвлеклись: США — на предстоящие президентские выборы и продолжающуюся пандемию, Европу — на переходный период Brexit и возрождение COVID-19, Россию — на ситуацию в Беларуси, а ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничество в Европе) с кризисом лидерства. Баку также, вероятно, принял во внимание внутренние проблемы. В контексте экономических и социальных проблем, связанных с COVID-19вспышки и репрессий против оппозиции, Баку может попытаться заручиться поддержкой посредством возобновления конфликта с армянами.

    Ситуация по-прежнему быстро развивается, но ясно, что эти бои, вероятно, продлятся дольше, чем обычно, и что это самое масштабное наступление, которое мы видели за долгое время. Это вызывает беспокойство, учитывая, что многие люди в регионе уже сталкиваются с трудностями и отсутствием безопасности из-за пандемии. Армения и Азербайджан находятся на пороге новой полномасштабной войны, и 300 000 человек живут вблизи линии фронта этого нарастающего противостояния.


    Трудно сказать, как далеко каждая из сторон готова зайти на данный момент. Будет ли это более затяжной версией столкновений, которые были раньше, или станет поворотным моментом в этом затянувшемся конфликте? Это все еще последние новости.

    Азербайджан больше выиграет от военной эскалации конфликта, чем Армения. После прекращения огня в 1994 году Нагорный Карабах был де-факто независимым, и армяне также контролировали семь прилегающих азербайджанских территорий. Ереван не заинтересован в нарушении статус-кво. В Баку другая история. Военный потенциал Азербайджана и геостратегические отношения улучшились с 19-го века.90-е. Похоже, что Баку, возможно, пытается развить ранее достигнутое, чтобы вернуть Джебраил и Физули, два азербайджанских района, которые в настоящее время полностью или частично контролируются армянскими силами. По сравнению с другими оспариваемыми районами, это более равнинная территория с меньшим количеством армянских поселений, хотя ходили слухи, что карабахские армяне стремились это изменить.

    Однако для президента Ильхама Алиева это может быть рискованной авантюрой. Он столкнется с большой критикой дома, если боевые действия не пойдут хорошо для Азербайджана. Это не просто территориальный спор, а фундаментальный конфликт, лежащий в основе национальной идентичности Азербайджана. Война с Арменией может объединить недовольных граждан и оппозиционеров вокруг правительства, но азербайджанская общественность не настроена на компромисс или новые потери. Смерть азербайджанского генерала в ходе июльских столкновений возобновила общественное давление на Баку с целью вернуть азербайджанские территории, находящиеся под контролем Армении, и позволить внутренне перемещенным лицам вернуться в свои дома, но что произойдет, если Баку снова не оправдает ожиданий?


    Возможно, дело не столько в том, рискует ли эта вспышка привлечь другие силы, сколько в том, добровольно ли некоторые из этих внешних акторов вмешались в нее. В регионе наблюдается многополярная динамика, и Эрдоган в последнее время проводит более напористую внешнюю политику. Турция ранее поддерживала Азербайджан политически, но также призывала к сдержанности. Теперь Турция стремится к большей роли в регионе и изменила свой подход, проведя свои крупнейшие в истории совместные военные учения с Азербайджаном после июльского конфликта и призвав Армению покинуть земли, которые она «оккупировала» в Азербайджане. Также поступали сообщения (подтвержденные заслуживающими доверия журналистами и исследователями, но категорически опровергаемые в Анкаре и Баку), что Анкара способствовала прибытию поддерживаемых Турцией бойцов Сирийской национальной армии на линию фронта в Азербайджане.

    Россия и Армения, несомненно, хотят избежать дальнейшего ухудшения ситуации до точки, которая может привести к подписанию договора об обороне между Россией и Арменией. Россия поддерживает отношения с обеими странами — продает оружие Азербайджану, одновременно выполняя договорные обязательства с Арменией и поддерживая там военную базу, — и Армения не хочет уступать больше влияния России. Президент Владимир Путин, вероятно, имеет наилучшие возможности для переговоров о прекращении огня здесь, но какие обещания он может дать Алиеву, что новые переговоры будут более продуктивными, чем те, которые последовали за перемирием 2016 года?


    Обе стороны объявили военное положение и готовятся к новому конфликту, но в настоящее время глобальное лидерство отсутствует. В последние годы существовала некоторая надежда на то, что путем переговоров можно будет добиться прогресса, но никаких заметных успехов достигнуто не было, а отношение Баку к зашедшему в тупик дипломатическому процессу ужесточилось. Несмотря на июльские столкновения, прошел почти год с тех пор, как Минская группа ОБСЕ в последний раз находилась в регионе, и из-за COVID-19 почти столько же времени прошло с тех пор, как министры иностранных дел Армении и Азербайджана встретились лицом к лицу. Пока никаких предметных действий с этой стороны не было, только безрезультатные призывы сопредседателей и канцлера Германии Ангелы Меркель к Армении и Азербайджану прекратить боевые действия и возобновить дипломатические переговоры.

    Это вопрос не только дипломатических переговоров, но и подготовки общественности с обеих сторон к миру и компромиссу. В этом участвует международное сообщество, но это конфликт местного характера. Руководители Армении и Азербайджана объединили свои стороны вокруг противоречивых решений этого конфликта: что Армения добьется формального объединения с Карабахом и что Азербайджан восстановит контроль над всеми своими оккупированными Арменией территориями, включая Нагорный Карабах. Если какая-либо из сторон увидит быстрые военные или территориальные успехи, то у России или другого партнера по переговорам будет возможность попытаться навязать прекращение огня, но более затяжной конфликт будет сложнее остановить, если эскалация потерь не настроит общественность против войны с обеих сторон. Это динамичная ситуация, но в данный момент такой сценарий кажется маловероятным.

  • Уильям Х. Хилл, глобальный научный сотрудник, Институт Кеннана


    Изображение предоставлено

    Уильям Хилл

    Этнические войны между Арменией и Азербайджаном закончились в 1994 году, из-за Азербайджана и Нагорного Карабаха. После 26 лет напряженного вооруженного противостояния и безуспешных международных усилий по посредничеству и урегулированию может снова разразиться полномасштабная война.

    Хотя никогда не было надежного международного присутствия для контроля или обеспечения соблюдения 1994 прекращения огня боевые столкновения вдоль линии противостояния сторон, как правило, носили ограниченный характер и продолжительность. Самым последним исключением из этой закономерности стало многодневное столкновение значительных воинских частей в 2016 году. События 2020 года говорят о том, что эта четвертьвековая непростая вооруженная война может закончиться.

    В июле 2020 года между Арменией и Азербайджаном вспыхнули боевые действия на участке их границы на значительном удалении от Нагорного Карабаха и прилегающих оккупированных Арменией территорий. Общедоступная военная информация о текущих боевых действиях пока неоднородна, но, похоже, задействованные силы с обеих сторон являются самыми крупными с 1994, а нападения и столкновения происходят на гораздо более широком фронте.

    Отношения между Арменией и Азербайджаном уже несколько лет находятся на спаде. Этническая враждебность, которая в той или иной степени всегда присутствовала на протяжении всей истории карабахского спора, углубилась. Открытые бои между группами армянской и азербайджанской диаспор в Москве иллюстрируют это явление. Лидеры обеих стран еще больше разочаровались в том, что посредникам Минской группы ОБСЕ не удалось добиться компромисса или уступок с другой стороны.

    Премьер-министр Армении Никол Пашинян, назначенный в 2018 году, в последнее время занял несколько более жесткую позицию в карабахском вопросе. Во время визита в Карабах в августе прошлого года он заявил, что «Арцах [армянское название Карабаха] — это Армения», что, по-видимому, отходит от общих принципов урегулирования, выдвинутых посредниками. Президент Азербайджана Ильхам Алиев прямо заявил, что целью военных действий является восстановление территориальной целостности Азербайджана путем возвращения Карабаха и прилегающих к нему оккупированных районов.

    Другим важным отличием нынешнего кризиса являются международные обстоятельства, в частности расстановка сил и действия основных международных игроков. В прошлом Россия поддерживала тесные отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном и продавала оружие обоим государствам. В последнее время отношения Москвы с Ереваном стали намного ближе, о чем свидетельствует членство Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и частое участие в российских военных учениях в регионе. Как член ОДКБ, Армения теоретически имеет право обратиться к России за поддержкой, если нынешний конфликт будет угрожать ее безопасности, что может заставить Москву выбирать между ролью союзника или посредника.

    Азербайджан диверсифицировал свои источники вооружений и военной техники и получает все большую поддержку от Турции. Сообщается, что недавно президент Алиев жаловался на поставки российского оружия в Армению. В своем выступлении на прошлой неделе перед Генеральной Ассамблеей ООН президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган осудил Армению и выразил твердую поддержку Азербайджану. Этим летом турецкие и азербайджанские войска провели двухнедельные совместные учения, и некоторые источники утверждают, что Турция либо участвует, либо оказывает прямую военную поддержку Азербайджану в нынешних боевых действиях.

    Роль Турции как члена Минской группы и сторонника заявленных целей ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) явно изменилась. Россия и Турция уже расходятся во мнениях, поддерживая разные стороны в Сирии и Ливии. Отношения Москвы и Анкары станут еще более серьезными и непредсказуемыми, если они в конечном итоге открыто поддержат противоборствующие стороны в армяно-азербайджанской войне. Как один из сопредседателей Минской группы, Франция по-прежнему пытается выступить посредником, но неясно, будет ли президент Эммануэль Макрон добиваться большей роли Европейского Союза в этом конфликте. Президент США Дональд Трамп присоединился к призыву сопредседателей Минской группы к прекращению огня, но в остальном Соединенные Штаты, похоже, далеки от событий на Южном Кавказе, отвлекаясь на собственные внутренние неурядицы. Наконец, Иран остается дикой картой: региональная держава, граничащая с обоими государствами, имеющая давние связи с обоими, но на сегодняшний день относительно мало вовлеченная в карабахский вопрос и процесс урегулирования. Хотя Иран, похоже, больше озабочен другими насущными проблемами, за ним стоит понаблюдать.

    Прочное урегулирование кажется еще более отдаленным, и не только из-за текущих боевых действий. Хотя ОБСЕ и ее Минская группа продолжают действовать, этот вопрос поднимался и в ООН. Это может стимулировать «поиск форумов» как Азербайджаном, так и Арменией. Между тем, обе стороны отказались от принципов, принятых в качестве основы для урегулирования сначала в Мадриде в 2007 году: возвращение некарабахских территорий Азербайджану; международные миротворческие силы; возвращение беженцев; временная администрация Нагорного Карабаха в составе Азербайджана; и окончательное определение статуса Карабаха всенародным волеизъявлением, а именно путем референдума.

    Маловероятно, что Армения или Азербайджан смогут добиться военной победы, достаточной для того, чтобы навязать свою волю. Вмешательство любой внешней силы, чтобы склонить чашу весов в пользу одной из воюющих сторон, скорее всего, вызовет вмешательство других держав, тем самым расширив войну. На данный момент не существует общепризнанного международного плана урегулирования, который заменил бы «Мадридские принципы» ОБСЕ. Это рецепт затянувшегося тупика, неопределенности и нестабильности без четкого пути к прочному политическому урегулированию.

  • Майкл Кофман, директор Программы изучения России, CNA Corporation; Всемирный научный сотрудник Института Кеннана

    На этот раз не было никакого инцидента, который спровоцировал конфликт, скорее, это было заранее спланированное наступление Азербайджана при открытой поддержке Турции с целью отвоевать часть Нагорного Карабаха. Баку, похоже, разочарован кажущимся отсутствием интереса Армении к переговорам, а националистические настроения усилились после серии июльских столкновений.


    Азербайджан стремится прорвать линию фронта армян в Нагорном Карабахе и захватить достаточно территории, чтобы объявить о своей победе. Его цели, несомненно, максималистские, но, тем не менее, боевые действия ведутся в глубине армянских позиций и вдоль границы, что делает их более серьезными, чем что-либо с 1994 года. обе стороны.


    Турция активно поддерживает Азербайджан, предоставляя дронов, наемников и советников. Турецкие самолеты остались в стране после июльских учений. Россия вооружила обе стороны, но в основном является союзником Армении. Однако Москва видит свою роль в поддержании стабильности в регионе, которая будет нарушена крупным наступлением любой из сторон. Следовательно, Россия, вероятно, будет работать над тем, чтобы как можно скорее установить прекращение огня, чтобы предотвратить возможность получения Азербайджаном значительных успехов. Турцию, кажется, больше интересует перспектива захвата территории Азербайджаном, и ее не волнует сбалансированная или «миротворческая» роль. Обе страны, вероятно, решили, что внимание Москвы поглощено Беларусью, и будут стремиться урегулировать войну, а не вмешиваться в нее.


    Чтобы урегулировать конфликт, азербайджанцам сначала нужно выдыхаться, что обязательно произойдет через несколько дней. Местность гористая, и, несмотря на большую пиар-кампанию, их силы понесли потери. Армяне, скорее всего, оправятся от наступления и вернут себе большую часть утраченной территории. Это создаст условия на местах, побуждающие все стороны искать мира, в идеале в течение нескольких дней. Однако на этот раз боевые действия могут затянуться гораздо дольше.

  • Нагорно-карабахский конфликт в центре внимания

    Поиск

    Этот нагорно-карабахский конфликт длится уже почти три десятилетия, что привело к войне, массовому перемещению и состоянию постоянной нестабильности, затрагивающему весь регион.

    История Нагорно-Карабахского конфликта

    Проницательность

    Армяно-азербайджанский конфликт – это спор о суверенитете в Нагорном Карабахе, горной местности площадью около 4400 квадратных километров. Территория населена местным этническим армянским большинством, но входила в состав Советского Азербайджана. В 1987 Армянское население Нагорного Карабаха начало кампанию по отделению от Азербайджана и объединению с Арменией. К моменту распада Советского Союза в 1991 году спор все еще оставался нерешенным, а двухлетняя война в начале 1990-х закончилась решающей военной победой Армении.

    К моменту прекращения огня в мае 1994 года более 25 000 человек погибли, более миллиона были насильственно перемещены из своих домов. Почти вся территория Нагорного Карабаха вышла из-под контроля Азербайджана. Было создано новое образование, де-факто Нагорно-Карабахская Республика, которая до сих пор официально не признана ни одним государством, в том числе Арменией. Армянские силы также оккупировали семь районов, прилегающих к бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, азербайджанское население которых было перемещено внутри страны.

    С 1992 года Совещание (впоследствии Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ) выступало посредником в переговорах под эгидой «Минской группы», возглавляемой с 1997 года Францией, Россией и США. Однако с конца 2000-х годов переговоры все более и более маргинализировались из-за роста военных расходов и ухудшения условий безопасности вдоль примерно 200-километровой «линии соприкосновения». С 2014 г. нарушения режима прекращения огня участились, кульминацией чего стала «четырехдневная война» в апреле 2016 г., в результате которой погибли сотни человек. Впервые с 1994, территории перешли из рук в руки, поскольку Азербайджан вновь захватил несколько небольших территорий.

    В 2018 году к власти пришло новое правительство Армении под руководством Никола Пашиняна. Затем последовало расширение дипломатических контактов с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, что привело к предварительным обязательствам лидеров «подготовить население к миру». Однако на них не последовало никаких действий, и в 2020 году возобновились крупномасштабные столкновения. В июле вспыхнули столкновения вдоль международно признанной армяно-азербайджанской границы, а затем, в сентябре-ноябре, полномасштабная война вдоль линии соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха. При значительной поддержке Турции Азербайджан восстановил контроль над большей частью территорий, утраченных армянскими войсками в начале 19 века.90-х годов, в том числе примерно треть территории, изначально оспариваемой в самом Нагорном Карабахе. Всего за 44 дня погибло не менее 5300, а возможно, и 7000 комбатантов, а также 174 гражданских лица.

    «Вторая карабахская война» завершилась 10 ноября принятием при посредничестве России декларации о прекращении огня, предписывающей развертывание российской миротворческой миссии численностью 2000 человек сроком на пять лет в тех частях Нагорного Карабаха, которые не были отвоеваны Азербайджаном, и узкий коридор, соединяющий с Арменией через азербайджанский Лачинский район. Декларация также предусматривала возвращение всех территорий, оккупированных армянскими войсками в 1990-х годов и строительство нового транзитного коридора, соединяющего Азербайджан с его эксклавом Нахичевань, а далее с Турцией, через южную Армению. В то время как декларация о прекращении огня положила конец еще одному разрушительному эпизоду армяно-азербайджанского насилия и заложила основу для драматического переустройства региона Южного Кавказа, заключенное путем переговоров армяно-азербайджанское мирное соглашение, похоже, остается таким же труднодостижимым, как и прежде.
     

    Наша работа по Нагорно-Карабахскому конфликту

    Мы занимаемся Нагорно-Карабахским конфликтом с 2003 года. Мы поддерживали специалистов местных СМИ в совместной работе над документальным кино. В период с 2012 по 2019 годмы поддержали армянских и азербайджанских партнеров в совместном производстве серии документальных фильмов « Части круга », документирующих историю конфликта с противоположных точек зрения. Управляемые показы фильмов направлены на то, чтобы помочь зрителям лучше понять точку зрения другой стороны на конфликт.

    Мы также поддерживаем сети армян и азербайджанцев для сбора и записи материалов, касающихся насилия периода 1988-94 годов. Эта работа, являющаяся частью усилий по лучшему пониманию и «работе» с прошлым, направлена ​​на каталогизацию исходных материалов, которые дают людям сегодня окно в прошлое и поддерживают более информированное и содержательное обсуждение конфликта.

    Созывая экспертов, аналитиков и представителей гражданского общества, мы также ведем беседы о проблемах переговоров по армяно-азербайджанскому миру.