Руководство по установке и тонкой настройке авиа-симулятора Microsoft Flight Simulator X (FSX) / Хабр
На данный момент в мире существует всего два авиа-симулятора, которые способны приблизить виртуальный полёт к реальности — это Microsoft Flight Simulator и X-Plane. В данной статье речь пойдёт о FSX, десятой, и, к сожалению, последней версии линейки авиа-симуляторов от Microsoft, т.к. в январе этого года вся команда, занимавшаяся линейкой FS, была распущена. Так что 11ую версию мы вряд ли дождёмся, хотя и ходят слухи, что команда разработчиков основала свою собственную студию. А также не дремлет Aerosoft, и в октябре анонсировала Aerosoft Flight Simulator 2012! Проект развивается в зародыше.А пока остаётся только ждать, я решил задокументировать весь набранный опыт установки и использования FSX, выбор необходимых аддонов для увеличения реализма, твикинг FSX для увеличения FPS, и вообще, постараться выжать максимум из того, что осталось от этого замечательного авиа-симулятора. Всем, кому интересна эта тема — прошу под кат (осторожно, 10Мб картинок!).
Перед тем, как начать статью, хочу сразу отметить, что FSX и почти все аддоны, о которых пойдёт речь ниже — платные. Поэтому всё, что понравится, нужно купить, ведь симуляторной индустрии и так приходится не легко. Однако, если вы по какой-либо уважительной причине не можете себе позволить приобрести тот или иной продукт, или просто хотите для начала оценить его возможности — всё здесь описанное (и еще вагон и тележку) можно найти вот здесь. И еще. Практически все советы по оптимизации FSX уже были описаны там и сям по кусочкам в сети. Я лишь разложил всё по полочкам. Если вы с чем-либо не согласны или хотите что-то добавить — пожалуйста, комментарии только приветствуются! Итак:
Оглавление
- Системные требования для комфортной игры в FSX
- Установка FSX
- Настройка опций внутри FSX
- Установка nHancer для тонкой настройки видеокарт nVidia
- Настройка версии шейдеров
- Установка аддонов, которые ЗАМЕТНО улучшат графику и реалистичность симулятора
- Итог и скриншоты
- Ссылки
Системные требования для комфортной игры в FSX
FSX достаточно требователен к ресурсам компьютера. И какой бы компьютер у вас не был, в конечном счете, всё упрётся в компромисс «реалистичность или FPS». Математика здесь простая: чем больше аддонов вы ставите и чем лучше модель летательного аппарата (ЛА) вы используете, тем меньше FPS вы получаете. Поэтому я хочу сразу озвучить минимальные (на мой взгляд) системные требования, которые могут дать качественную и приятную картинку при разумных FPS:
- ОС: Windows XP, Windows Vista или Windows 7 (рекомендую последнюю)
- Процессор: Intel Core Duo / Quad (или лучше), 2ГГц и выше. Чем больше ГГц, тем лучше, количество ядер на FPS в FSX практически не влияет. AMD, разумеется, тоже потянет, но с их процессорами я плохо знаком.
- Память: 2Гб и выше. Скорость памяти влияет на FPS, поэтому лучше позаботиться о частоте и таймингах.
- Жесткий диск: любой современный винчестер со свободным объемом не менее 100 Гб.
- Видеокарта: предпочтительно от nVidia, т. к. у пользователей радеона иногда возникают проблемы. GeForce 8800 GT или лучше. Также, предпочтительнее иметь более высокую частоту GPU и побольше памяти (256Мб — минимум, 512Мб — хорошо, 1024Мб — отлично), нежели делать SLI или покупать крутые многоядерные видеокарты.
- Джойстик: джойстик для игры обязателен! Какой именно — дело ваше, я лично пользуюсь Logitech Extreme 3D Pro и очень им доволен. В идеале можно приобрести даже штурвал 🙂
Для примера, могу привести свою конфигурацию, которая по нынешним временам достаточно скромна: Core Duo E6750 (2.6ГГц), 2GB RAM (OCZ), GeForce 8800GT, Hitachi 500GB. На этой конфигурации FSX выдает: на земле от 10 до 40 FPS в зависимости от аэропорта, ЛА и погодных условий; в полёте от 15 до 60 FPS. Для тех, кто испугался 10-15 FPS, могу добавить, что это происходит достаточно редко, и ниже 20 FPS я вижу лишь в 2-5% от всего времени полёта. Плюс ко всему, 15 FPS в авиа-симуляторе это далеко не то же самое, что 15 FPS в каком-нибудь NFS или GTA 🙂 А качество графики можно оценить по представленным в конце статьи скриншотам. Если ваш компьютер удовлетворяет вышеописанным системным требованиям, тогда можно приступить к установке игры.
Установка FSX
Установка симулятора состоит из двух этапов:
- Установка базовой версии Flight Simulator X (идёт на двух DVD дисках). После установки желательно запустить симулятор, зайти в игру и выйти, чтобы инициировать создание конфигурационных файлов.
- Установка дополнения «Разгон» (еще один DVD). Это очень ВАЖНЫЙ этап, т.к. дополнение включает в себя необходимый сервис пак с кучей решенных проблем. После установки рекомендуется перезагрузить компьютер, после чего для верности разок запустить симулятор.
Настройка опций внутри FSX
В игре довольно много различных настроек. Я коснусь лишь тех, что могут повлиять на качество графики и FPS. Я не утверждаю, что приведённые настройки САМЫЕ оптимальные. Таких не бывает. Для одного компьютера они одни, для другого другие. Данный вариант рекомендуется использовать в качестве точки отсчета, чтобы потом можно было подкрутить, если у вас оказался запас FPS, либо наоборот, нехватка.
Ниже я привожу скриншоты всех вкладок с настройками.Основные настройки:
DirectX 10 лучше выключить, этот режим, к сожалению, так и не был доработан до конца, из-за чего сулит одни проблемы.Настройки ЛА:
Пейзаж:
Погода:
Воздушное движение. Здесь всё индивидуально и зависит от того, какой у вас трафик, дефолтный или отдельный аддон. Но в любом случае, правило стандартное: чем больше объектов в игре — тем меньше FPS. Уровень реалистичности вы оцениваете сами.
После применения всех настроек, общее окно настроек в FSX должно выглядеть следующим образом:
Для большего реализма очень рекомендую зайти в раздел «Реализм» и подправить там несколько ползунков, т.к. дефолтные никуда не годятся:
Главное, чтобы ползунок «Общие» был на максимуме, как того требуют многие производители моделей ЛА.Теперь выйдете из симулятора, чтобы настройки сохранились в файл. Потом запустите его снова, чтобы убедиться, что настройки успешно загружены. Теперь опять закрывайте симулятор, т.
notepad %APPDATA%/Microsoft/FSX/fsx.cfg
Конфиг автоматически откроется в блокноте в любой версии Windows. Не забудьте на всякий случай сохранить копию файла, вдруг где ошибётесь. Нам требуется поменять (если параметр уже присутствует в файле) либо добавить следующие параметры:
[Display]<br/>TEXTURE_BANDWIDTH_MULT=70<br/>[GRAPHICS]<br/>TEXTURE_MAX_LOAD=4096<br/>[Main]<br/>DisablePreload=1<br/>FIBER_FRAME_TIME_FRACTION=0.33<br/>[TERRAIN]<br/>TERRAIN_MAX_AUTOGEN_TREES_PER_CELL=1200<br/>TERRAIN_MAX_AUTOGEN_BUILDINGS_PER_CELL=1000<br/>[BUFFERPOOLS]<br/>PoolSize=12000000<br/><br/>
Поясню, что означает каждый:
TEXTURE_BANDWIDTH_MULT | Управляет «скоростью» загрузки текстур в память. Рекомендуемое значение 70-80 (по-умолчанию 30). Если симулятор подтормаживает при поворотах камеры — попробуйте выставить значение побольше (максимум 400). |
TEXTURE_MAX_LOAD | Максимальный размер поддерживаемых текстур. Параметр необходим для аддона REX и (возможно) других аддонов. 4096 — максимум. |
DisablePreload | Симулятор не будет подгружать полёт по-умолчанию каждый раз при запуске, что позволяет слегка увеличить скорость загрузки игры. |
FIBER_FRAME_TIME_FRACTION | Параметр определяет соотношение процессорного времени, требуемого на подгрузку сцены и рендеринга. Например, 0.33 в данном случае означает, что на подгрузку сцены будет тратиться около 30% процессорного времени, а оставшиеся 70% уйдут на рендеринг. Рекомендуемые значения для пробы в районе 0.05 — 0.66 |
TERRAIN_MAX_AUTOGEN_TREES_PER_CELL | Количество деревьев для автогенерации пейзажа. Большие значения заметно уменьшают FPS. Можете поэкспериментировать, диапазон оптимальных значений варьируется от 800 до 3000. |
TERRAIN_MAX_AUTOGEN_BUILDINGS_PER_CELL | То же самое, только определяет количество 3D зданий при автогенерации пейзажа. |
PoolSize | Этот параметр определяет размер буфера для текстурной памяти, чтобы потом вовремя «вытащить» оттуда необходимую текстуру. Некоторые пишут, что он значительно влияет на качество рендеринга, объекты и текстуры появляются более плавно, без рывков, если выставить значение 12000000 или даже больше (в байтах). Если у вас видеокарта с 512+ мегабайтами памяти — можете попробовать поиграться в поисках оптимального значения. |
После сохранения изменений запустите симулятор, чтобы оценить влияние подправленных настроек. Для измерения качества графики и FPS я всегда использовал аэропорт Брисбена — Австралия (ICAO код: YBBN). Выберете какой-нибудь один ЛА и загружайтесь в этом аэропорту (Свободный полёт -> Местоположение -> Изменить -> По коду аэропорта -> YBBN).
Чтобы выжать максимум процессорного времени для FSX, можно запускать его с повышенным приоритетом. Для этого создайте .bat файл и вставьте туда следующую строчку, подставив полный путь к файлу fsx.exe:
start /HIGH J:\GAMES\FSX\fsx.exe
Установка nHancer для тонкой настройки видеокарт nVidia
Если вы являетесь обладателем какого-либо GeForce, утилитка nHancer даст вам гораздо больше возможностей для тонкой настройки графики, нежели их стандартная панель в панели управления Windows. Утилита совершенно бесплатна и может быть использована для настройки графики в любой другой игре. Скачать её можно вот здесь (я использовал версию 2.5.7). Также, советую скачать самые последние драйвера с сайта nVidia.После запуска программы найдите в списке профайл «MS Flight Simulator X», выделите его, убедитесь, что пункт «Profile» активен и настройте графику согласно следующим рекомендуемым значениям (изменения вносите в правой части окна):
В разделе «Global» тоже необходимо подправить несколько значений:
После всех манипуляций можете закрывать программу, она больше не нужна, ни в трее, нигде. Настройки уже сохранены глобально. Хотя, конечно, никто вам не запрещает поиграться с параметрами самому, особенно с уровнем сглаживания, может для вашей видеокарты есть и более оптимальные параметры. Перезагрузите компьютер и опробуйте новые настройки в действии.
Настройка версии шейдеров
Для настройки версии шейдеров нам нужно подправить еще один конфигурационный файл FSX — display.cfg, который находится В КОРНЕВОЙ директории симулятора. У меня это «J:\GAMES\FSX». Но сначала нам понадобится утилита dxdiag, входящая в Windows. Для её запуска просто наберите «dxdiag» в «Пуск->Выполнить». В появившемся окне нажмите на кнопку «Save all information…» и сохраните полученный dxdiag.txt файл в любую папку.Теперь откройте оба файла (dxdiag.txt и display.cfg) в блокноте для редактирования и создайте (если похожего еще нет) раздел [xxxx:yyyy] в следующем формате:Пример приведён для карты GF 8800 GT, но должен сработать и для ATI карт. После этих манипуляций вы можете заметить небольшой прирост в FPS и качестве рендеринга воды.
Установка аддонов, которые ЗАМЕТНО улучшат графику и реалистичность симулятора
FSX — очень хороший симулятор, но до реальности ему всё равно далеко 🙂 Поэтому в сети можно найти сотни аддонов, которые могут добавить в игру новые фотореалистичные пейзажи (фактически, текстуры земли в виде фотографий со спутника), реальные облака, реальные погодные условия, модели чуть ли не всех реальных самолётов, большинство из которых выполнены на все 100%, т.е. любой рычажок или переключатель будет работать так, как на настоящей машине, авиа трафик и еще много других интересных вещей. Ниже я привожу список самых необходимых аддонов (на мой взгляд), которые существенно преображают симулятор. Устанавливать рекомендую по порядку, запуская симулятор после окончания установки каждого аддона:
- FS Global 2010 — заменяет дефолтную сетку (меш) поверхности земли на более детализированную с разрешением вплоть до 9 метров!.. Вот скриншоты для сравнения:
FSX по-умолчанию:
FS Global 2010:
Фотография:
Размер аддона: около 24Гб! Хочу добавить, что FS Global 2010 заметно лучше предыдущей версии — FS Global 2008, поэтому ищите именно последнюю версию. - Ultimate Terrain X Europe — делает европейскую часть более детализированной. Добавляет текстуры, разметку дорог и прочее. Размер аддона: 1.5Гб. Также есть версии для США и Канады.
- Ground Environment X Europe/USA/Canada — Лучший аддон для замены стандартных текстур земли для Европы, США и Канады. Можно использовать совместно с Ultimate Terrain X, т.к. в нём только лэнд классы (дороги, озера, мосты, жилые зоны и проч.). Размер аддона: ~3.0Гб.
- ORBX Australia — отличный аддон, который сделает весь австралийский материк фотореалистичным. Аддон состоит из четырех частей (северная, южная, центральная и западные части). Размер аддона: 3.5Гб.
- Другие сцены — Есть еще ОЧЕНЬ много различных сценариев для разных частей света и стран. Например, сценарий Hawaii от Megascenery. Также можно найти тучу детализированных аэропортов, список вы можете продолжить сами, просто зайдите на симмаркет и поищите то, что нравится лично вам.
- Real Environment Extreme (REX) — пожалуй самый лучший аддон для добавления фотореалистичных облаков и погодных условий, а также сногсшибательной воды! При этом FPS сильно не просаживает. Размер аддона: версия 1.0 — 4Гб, плюс апдейт до 2.0 — 100Мб. Имеет встроенный погодный движок, который может загружать реальную погоду в выбранном вами аэропорту и его окрестностях.
- MyTraffic 5.2 — создаёт более реалистичный траффик в аэропортах и в небе (выглядит приблизительно вот так). FPS сильно не просаживает. Включает в себя кучу различный моделей самолётов с ливреями реальных авиакомпаний. Хочу отметить, что существуют и другие варианты траффика для FSX, например, «World of AI Traffic», «Morten’s AI Traffic v2.2» и проч. Лично для меня, траффик не играет такой уж важной роли, поэтому я не сравнивал все эти продукты, просто остановил свой выбор на MyTraffic. Размер около 1Гб.
- FsPassengers — аддон позволяет вам создать виртуальную авиакомпанию, покупать виртуальные самолёты, перевозить виртуальных пассажиров и зарабатывать на этом виртуальные деньги 🙂 Выполнен достаточно качественно, на борт самолёта можно нанять экипаж, кормить пассажиров в полёте и еще много всего интересного. С этим аддоном в оффлайне летать станет гораздо интереснее.
- FSUIPC — небольшое дополнение для FSX SDK, которое является обязательным для некоторых аддонов, чтобы те смогли подключиться к симулятору для обмена данными (даже по сети на отдельном компьютере).
- FlightSim Commander 8.5 — программа для планирования маршрута полёта. Конечно, планировать маршрут можно и во встроенном планировщике в самом симуляторе, но в FSC, на мой взгляд, это делается гораздо удобнее. Здесь легко можно проложить маршрут по VOR маякам, посмотреть карту аэропорта (рулёжки, гейты) и прочее:
Планируете маршрут, сохраняете в файл .pln, открываете его в FSX и летите. Если вам захочется еще большей реалистичности, можете воспользоваться настоящими картами Jeppesen (программа Jeppview), которыми пользуются реальные пилоты. Карты содержат всю необходимую информацию: схемы SID/STAR, схемы захода по ILS, VOR, DME, GPS, разметку рулёжек и так далее. Программа выглядит вот так:
- Дополнительные летательные аппараты — для FSX создано очень много моделей самолётов и вертолётов. Есть даже космические шаттлы 🙂 Из легких самолётов особенно хочу отметить следующие:
RealAir Beechcraft Duke B60 — мой фаворит 🙂
Carenado C172n
IRIS Pro Christen Eagle
Список на этом не заканчивается! Аэробусы, боинги, Ту-шки — всё в вашем распоряжении.
Итог и скриншоты
В итоге, после установки и настройки FSX и всех вышеописанных аддонов, можно получить вот такие скриншоты (полноразмерные 1280х1024), которые в динамике еще симпатичнее 🙂
Аэрошоу на Ибице
Перелёт по маршруту «Гонолулу — Гавайи»
Полёт через горы в Чили
Южная Америка, Бразилия
Полёт ночью
Ну и на закуску:
1. Небольшой видеоролик (не мой), в котором можно сравнить процесс посадки самолёта с видом из кабины пилота в реале и в симуляторе:
2. Интересная статья о сравнении полёта на реальной Цессне и Цессне из FSX.
Ссылки
Несколько ссылок на самые интересные сайты, касающиеся тематики симуляторов:
- Не забывайте про встроенный учебник в самом FSX. Перевод на русский выполнен достойно, и знакомство с симулятором следует начинать именно с него. А учебные миссии с инструктором помогут проверить знания на практике.
- AVSIM.SU — самый большой форум об авиа-симуляторах и всему, что с ними связано: навигация, полёты в онлайн сетях и прочее. Ответы на 99.99% вопросов вы сможете найти именно здесь.
- Как правильно читать схемы Jeppesen?
- База данных аэропортов мира — удобный сайт, в котором вы можете найти практически любой аэропорт (по коду) и посмотреть как он выглядит в картах Google.
Удачных вам полётов!
PS. Это моя первая статья на хабре, прошу не судить строго…
PPS. Хабраэффект сильно нагружает сервер с картинками, поэтому если что не загрузилось, попробуйте чуток попозже… Спасибо 🙂
UPD. Последнее обновление статьи: 26.11.2009г.
учимся управлять самолетом — Гайды на DTF
Всем привет! В связи выходом нового Microsoft Flight Simulator я и мои друзья решили написать для вас гайд по обучению полетам в симуляторе.
76 288 просмотров
Учиться мы будем на Cessna 152 — одном из самых востребованных самолетов. Он прост в управлении, прощает многие ошибки и весьма популярен в летных школах — сам автор учился летать именно на нем. Что немаловажно, встроенное в Microsoft Flight Simulator обучение также использует его.
Мы не будем грузиться теорией (поначалу), а перейдем сразу к практике. Статьи будут дополнять встроенные в MFS уроки.
Дисклеймер: данная статья предназначена исключительно для полетов в симуляторе и не покрывает многие аспекты реальных полетов, намеренно упрощая некоторые определения и процедуры. Автор хоть и является частным пилотом, но не имеет квалификации летного инструктора. Если вы учитесь летать или уже летаете на реальном самолете, используйте только сертифицированную литературу, одобренную вашим клубом, школой или инструктором.
А теперь вперед, за штурвал! Загружайте первый урок.
Основы управления самолетом
В полете самолет управляется по трем осям.
Изменение наклона вверх/вниз называется управлением по тангажу (pitch). Основной способ изменить тангаж самолета — дать штурвал от себя (нос вниз) или на себя (нос вверх). На тангаж также влияет множество других параметров, некоторые из которых мы разберем ниже.
Wikimedia
Наклон самолета на крыло называется управлением по крену (bank/roll). Основной способ создания крена — поворот штурвала влево или вправо. Крен будет расти до тех пор, пока штурвал не будет возвращен в нейтральное положение, после чего большая часть самолетов будет стремиться удержать заданный крен.
Для нейтрализации крена обычно выполняют обратное движение штурвалом. Как и в случае с тангажом, крен также зависит от множества других параметров.
Wikimedia
Рыскание (yaw) — это движение носа вправо/влево. Как и крен, рыскание зависит от многих внешних факторов. Основной способ управления рысканием в самолете это педали.
Wikimedia
Обратите внимание, что педали в самолете имеют двойную функцию. Их можно нажимать (это работает как тормоз), а можно толкать вперед (как руль, на земле и в воздухе).
Помимо штурвала и педалей, самолет имеет несколько других важных органов управления:
- Ручка управления дроссельной заслонкой (throttle), далее «газ» — эквивалентна педали газа и управляет количеством поступающей в двигатель топливно-воздушной смеси. На большей части самолетов она имеет закругленную форму и окрашена в черный цвет.
Ручка управления закрылками (flaps) управляет, как несложно догадаться, закрылками — специальными поверхностями на внутренней стороне крыла. Они позволяют самолету получать необходимую подъемную силу на более низких скоростях, что активно используется во время взлета и посадки. В полете закрылки убираются, так как они создают дополнительное аэродинамическое сопротивление.
- Колесо управления триммером руля высоты (trim wheel), далее «триммер”. Как мы выясним далее, изменение параметров полета требует от пилота приложения разного давления на штурвал. Поворот этого колеса изменяет положение “нейтральной точки» штурвала — то есть вы сможете сделать так, чтобы штурвал сам поддерживал это давление без вашего участия.
Контролируем тангаж
Пройдите начальное обучение и «попросите» инструктора дать вам немного полетать в свободном режиме. В центре приборной панели расположен авиагоризонт (artificial horizon, attitude indicator, AI). Его легко узнать по характерному синему и коричневому цвету, которые обозначают соответственно небо и землю. По центру прибора расположена точка, которая показывает нос вашего самолета, а по бокам — риски (чёрточки), символизирующие крыло.
Слева от него расположен указатель воздушной скорости (airspeed indicator, ASI). Читается примерно так же, как спидометр в наземном транспорте, но скорость измеряет в узлах — морских милях (1852 м) в час.
Мы учимся летать по правилам визуальных полетов, поэтому сам авиагоризонт нам использовать необязательно. Тем не менее, наш полет это хорошая возможность ознакомиться с принципами его работы.
За изменение тангажа отвечает руль высоты (elevator), расположенный, как правило, на хвосте самолета. Настало время им воспользоваться.
Убедитесь, что стрелка скорости расположена выше белой зоны на указателе скорости. Запомните значение скорости, а затем слегка (слегка!) возьмите штурвал на себя.
Обратите внимание на то, как изменяется картина на окном. Мы стали меньше видеть землю и больше неба. Взгляните на авиагоризонт и сопоставьте картину на нем с картиной за окном.
Проверьте скорость. Вы увидите, что она упала.
Нос направлен вверх
Отпустите штурвал. Самолет начнет сам выводить нос в горизонт. Снова проверьте скорость — она должна вернуться к исходному значению.
Повторите ту же процедуру, но наклонив нос вниз. Теперь землю видно больше, чем небо, а скорость растет. При отпускании штурвала нос возвращается в прежнее положение.
Вот вам простая аналогия — представьте, что вы катитесь на машине с горки. Что будет происходить с вашей скоростью, если газ и передача останутся неизменными?
Подытожим. Первичный эффект руля высоты это изменение тангажа самолета. Вторичный же это изменение скорости.
Создаем крен
За управление креном обычно отвечают элероны (ailerons) — специальные рулевые поверхности, расположенные ближе к законцовкам крыла. Они контролируются поворотом штурвала.
Выведите нос самолета в горизонт и убедитесь, что скорость находится за пределами белой шкалы. Поверните штурвал вправо, дайте самолету слегка наклониться (10 градусов хватит), а затем — отпустите штурвал.
Мы можем увидеть, что картинка за окном снова поменялась — теперь мы видим все под углом. Взгляните на авиагоризонт — вы обнаружите, что риски находится горизонтально, а сама линия горизонта наклонилась. Авиагоризонт отражает ту же картину, что мы видим за окном.
Самолет в крене
Заметьте, что самолет сохраняет данный вами крен и без всякого давления на штурвал.
Снизу от авиагоризонта вы увидите указатель курса (direction indicator) — прибор, показывающий направление, в сторону которого смотрит нос самолета. Обратите внимание на то, что наш курс меняется — то есть самолет поворачивает (совершает рыскание).
Поверните штурвал влево и удерживайте до тех пор, пока линия горизонта снова не станет ровной. Крен исчезнет, и самолет будет лететь прямо.
Первичным эффектом элеронов является создание крена, а вторичным — рыскание.
Управляем рысканием
За рыскание отвечает руль направления (rudder), расположенный на хвосте самолета. Самое время познакомиться с ним.
Выровняйте самолет и проверьте скорость. Снизу от указателя скорости расположен другой прибор, координатор разворотов (turn coordinator). Нас интересует черный шарик, плавающей в специальной дужке снизу. Как правило, в обычном полете он находится в центральной области.
Слегка толкните правую педаль и удерживайте ее. Вы увидите, что нос самолета уходит вправо. Помимо этого, будет развиваться правый крен.
Взгляните на шарик — он уйдет влево. Прямо сейчас он нам говорит, что мы летим немного «боком», со скольжением (slip), и чтобы его исправить, нужно «наступить на шарик» — дать педаль со стороны шарика. Выровняйте педали, и вы увидите, как самолет возвращается в нормальное положение.
Первичным эффектом руля направления является рыскание, а вторичным — крен.
Даем газку
Взгляните на приборную панель справа от себя. Там вы найдете тахометр, показывающий обороты двигателя. Запомните текущее значение (оно должно быть в районе 2300).
Не касаясь штурвала и педалей, полностью дайте газ.
Вы увидите, что обороты двигателя (и, следовательно, создаваемая им тяга) выросли. Вслед на ними начнет расти скорость, а затем нос самолета сам собой поднимется наверх.
Полностью уберите газ, и вы увидите противоположную картину — обороты и скорость упадут, а нос самолета опустится вниз. Будьте внимательны и не давайте стрелке указателя скорости войти в белую или желтую зону. Верните режим в прежнее положение.
Обратите внимание также на то, что в момент изменения режима самолет слегка рыскает вправо/влево, в зависимости от того, увеличили или уменьшили вы режим.
Первичным эффектом от изменения газа является изменение оборотов и скорости. Вторичным же эффектом является изменение тангажа и рыскания.
Выпускаем закрылки
В зависимости от конструкции самолета, выпуск закрылок может создавать тенденцию как и поднятию носа, так и опусканию его. Тем не менее, практически всегда выпуск закрылок приводит к небольшому «взмыванию» самолета из-за увеличения подъемной силы крыла, а также к уменьшению скорости из-за увеличения аэродинамического сопротивления.
При работе с закрылками важно удерживать нос в желаемом положении и следить за изменениями скорости. Закрылками можно пользоваться лишь тогда, когда скорость находится в пределах белой шкалы.
Давайте попробуем это. В полете слегка приберите режим и удерживайте нос самолета горизонтально. Подберите режим таком образом, чтобы скорость держалась в районе 70.
Выпустите закрылки (первый слот). Самолет немного взмоет. Обратите внимание, как изменится скорость самолета и положение его носа.
Теперь уберите их. Произойдет противоположное, самолет немного «провалится», а скорость начнет расти. Верните самолет в нормальный полет.
Солнечные батареи в южной Англии
Учимся триммировать
К этому моменту мы уже узнали, что изменения конфигурации полета (режима двигателя, закрылков) требуют удержания носа в какой-то одной позиции — и это позиция далеко не всегда соответствует нейтральному положению штурвала. Можно лететь, постоянно оказывая давление на штурвал — но это не очень удобно и безопасно. Постоянная «борьба» с штурвалом приведет к усталости рук и невозможности точно контролировать параметры полета.
К счастью, мы можем перенести положение «нейтральной точки» нашего штурвала так, чтобы он создавал нужное давление сам. Этот процесс называется триммированием (trimming).
Восстановите обычный режим полета (обороты, тангаж, крен, рыскание, закрылки). Отпустите штурвал и посмотрите, что произойдет с самолетом.
Если он опускает нос вниз, выведите самолет в горизонт и попробуйте снять усилия со штурвала путем поворота колеса сверху вниз. Если же задирает нос вверх, крутите в противоположную сторону. Для проверки точности триммирования приотпустите штурвал. Повторяйте процедуру до тех пор, пока самолет не будет удерживать нос горизонтально в нейтральном положении штурвала.
Мы только что выполнили триммирование самолета. Давайте обобщим эффект от триммера: поворот колеса триммера руля высоты меняет усилия на штурвале по оси тангажа.
Общие советы по пилотированию
Несколько советов по правильному пилотированию самолета и самым частым ошибкам.
В первую очередь — не держите штурвал двумя руками! В авиалайнерах в некоторых ситуациях от пилота требуется использовать обе руки, но к нам это не применимо — для управления вам хватит и одной. Вторая пригодится для всего остального, начиная от контроля газа и заканчивая ведением вашего штурманского журнала.
Второе. Не надо вцепляться в штурвал. Держите его спокойно, уверенно и нежно. Вам хватит всего трех пальцев на руке, чтобы надежно управлять им.
Окрестности Рима
Плавные движения штурвалом это ключ к точному выдерживанию параметров полета, минимизации ошибок и довольным пассажирам. Избегайте резких изменений тангажа, крена и рыскания. Выполняйте движения аккуратно, плавно, но уверенно.
Не стесняйтесь триммировать самолет, но не стремитесь контролировать тангаж триммером. Правильная последовательность действий: изменение конфигурации, удержание носа штурвалом, снятие усилий со штурвала триммером. Не надо использовать триммер вместо штурвала.
На правильно стриммированном самолете вы можете поворачивать и контролировать крен педалями. Это позволит держать обе руки свободными и, например, параллельно строить маршрут на карте. При этом нажимайте педали очень плавно, сильное скольжение может быть опасным в некоторых обстоятельствах (низкая скорость, выпущенные закрылки, сильный крен и прочее). В реальных полетах не делайте этого без прохождения соответствующего инструктажа (это применимо ко всей статье).
Не задерживайте свой взгляд на авиагоризонте и приборной панели. Вы учитесь летать по правилам визуальных полетов. По ним вы обязаны большую часть времени смотреть наружу — для избежания других самолетов и ориентировки на местности. Запомните, на каком обычно расстоянии находится капот от линии горизонта, и используйте это как референс для горизонтального полета.
Не превышайте крен в 15 градусов, особенно на низкой скорости. На первых порах не превышайте его вообще.
Эффективность рулевых поверхностей зависит от их обдувания воздухом. Чем сильнее воздушный поток, тем меньшее отклонение рулевой поверхности потребуется для достижения нужного результата. Обдув хвостовых рулевых поверхностей (рулей высоты и направления) производится встречным потоком и струей от винта. Обдув элеронов производится только встречным потоком. На меньших скоростях потребуется большее отклонение рулевых поверхностей.
Итоги
Сегодня мы научились контролировать самолет во всех осях, триммировать его, пользоваться закрылками и менять режим работы двигателя. В нашем следующем занятии мы разберем, как менять скорость полета, выполнять набор высоты и снижение, а также правильно совершать развороты.
Я буду очень рад, если кого-то из вас статья вдохновит попробовать полетать в симуляторе, и буду ещё больше рад, если после этого вы придете на настоящий аэродром. Главное — не используйте эту статью для реального обучения, всегда слушайте инструктора и читайте сертифицированную литературу.
Хоть эту статью и ревьюили два коммерческих пилота, она может не покрывать некоторых интересных вам аспектов. Если так, обязательно дайте мне знать об этом в комментариях. Увидимся в небе!
Если вам интересна тема полетов в целом и вы хотите получать больше вдохновения, то можете подписаться на мой Telegam-канал, в котором я подробнее разбираю теорию и рассказываю о своих полетах в Англии, а также на YouTube-каналы “Записки пилота” и kudri_fm.
Microsoft Flight Simulator — новое поколение одной из самых любимых серий симуляторов
. Ваш браузер не поддерживает видео HTML5.Microsoft Flight Simulator
Издание, посвященное 40-летию, уже доступно на ПК, Xbox Series X|S, а также через Xbox Cloud Gaming для Xbox One и других поддерживаемых устройств!
Играйте сегодня с Xbox Game Pass
Узнать больше
Посмотреть трейлер
| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
Публичное тестирование Sim Update 12 продолжается с новой предварительной бета-версией (1. 31.21.0), доступной сегодня. Журнал изменений для этой версии можно посмотреть на нашем форуме
.| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
В течение семи дней, начиная с 3 марта, сэкономьте до 33% на следующих предметах: Набор аварийного реагирования — Oceania King Air Landmarks Cairns Набор ливрей Oceania A320 YBDG Аэропорт Бендиго YCFS Аэропорт Кофс-Харбор YPAD Аэропорт Аделаиды YSBK Аэропорт Бэнкстаун Чтобы приобрести эти товары со скидкой, посетите Microsoft Flight Simulator Marketplace, выберите «Избранное», прокрутите… Продолжение
| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
На прошлой неделе мы выпустили World Update 12: New Zealand, Local Legend VIII: De Havilland Canada DHC-4 Caribou и Famous Flyer IV: Антонов Ан-225 Мрия. Мы в восторге от реакции сообщества на все три выпуска, и команда внимательно следит за вашими отзывами и сообщениями об ошибках.
| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
В рамках постоянных усилий Microsoft Flight Simulator по сохранению цифровых данных мы рады представить самый большой в мире самолет — построенный в Украине Антонов Ан-225 «Мрия».
| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
Скриншот JohnStarp (Forum) Киа ора! Мы очень рады выпустить World Update XII: New Zealand, которое теперь доступно для бесплатной загрузки всем игрокам на торговой площадке внутри симулятора. Вы можете прочитать все о новом контенте, включенном в это обновление здесь. Вместе с WU12 запускается последний самолет в нашей серии самолетов Local Legend. На этот раз … Продолжение
Содержимое загружается…
Новости сообщества
| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
DHC-4 Caribou, один из самых способных самолетов для суровых полетов, является восьмым в серии Local Legend.
| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
Во время космической гонки «холодной войны» 1960-х годов об американских астронавтах существовало три истины: каждый астронавт был крупной знаменитостью, окруженной толпой средств массовой информации и обожающей публикой, куда бы он ни пошел. Каждый космонавт набирался в космическую программу исключительно из рядов военных летчиков-испытателей. Каждый космонавт был белым… Продолжение
| Автор: Microsoft Flight Simulator Team
На следующей неделе мы проведем несколько юбилейных стримов! Каждый поток будет проходить в 20:00 по Гринвичу / 12:00 по тихоокеанскому времени, за исключением наших вопросов и ответов разработчиков, которые будут проходить в 18:30 по Гринвичу.