МС-21 полетит с российским двигателем только в 2024 году

Евгений Разумный / Ведомости

Первые поставки российского пассажирского лайнера МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 намечены на 2024 г., сертифицировать модель планируется до конца 2022 г., рассказал «Ведомостям» первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут» (производитель МС-21), генеральный директор «Аэрокомпозита» Анатолий Гайданский. 

«В первую очередь мы сертифицируем машину с американскими и канадскими двигателями.  В следующем [году] идет двигатель ПД-14. До конца следующего года будем сертифицировать [МС-21 с этим двигателем. – «Ведомости»]. А дальше будем обсуждать с нашими заказчиками [поставки] – 2024 год, я думаю», – ответил Гайданский на вопрос о поставках МС-21 с российским двигателем.  

Первые экземпляры МС-21 для авиакомпании «Россия» («дочка» «Аэрофлота»), поставки которых намечены на III квартал 2022 г., будут комплектоваться двигателями Pratt & Whitney, уточнил Гайданский. Эта компания получит самолеты с российским композитным крылом, хотя первый сертификат типа на МС-21 (ожидается до конца 2021 г.) «будет с американским [композитным] материалом». «До конца I квартала 2022 г. рассчитываем получить так называемое главное изменение, которое позволит использовать уже российские материалы», – объяснил Гайданский. 

МС-21 – главный проект российского авиапрома, потенциальный конкурент самых распространенных в мире реактивных пассажирских самолетов – среднемагистральных Boeing 737 и Airbus 320/321. НИОКР по самолету стартовали в 2008 г., поднять самолет в воздух должны были впервые в 2017 г. Но тогда начались только первые летные испытания самолета. 

В конце 2018 г. на производителя композитных материалов («черного крыла») для МС-21 – входящую в ОАК компанию «Аэрокомпозит» – были наложены санкции США, компания лишилась возможности покупать импортное сырье для крыла и стала ждать разработки российского аналога «Росатомом». Сертификация МС-21 была передвинута на конец 2020 г. , а старт поставок «Аэрофлоту» – на начало 2021 г. Теперь завершение сертификации ожидается в декабре этого года. 

В понедельник, 22 ноября, на территории особой экономической зоны «Алабуга» (Татарстан) было открыто первое в России производство сырья для углеродного волокна — ПАН-прекурсора. Им занимается Umatex – управляющая компания дивизиона «Композитные материалы» «Росатома». Мощность нового завода составляет 5000 т полиакрилонитрильного волокна в год. Это второй завод Umatex по производству углеродного волокна, первый — «Алабуга-Волокно» — был открыт в 2015 г там же, в Елабуге. Но ранее для создания волокна использовалось импортное сырье, пояснил представитель завода.

Как рассказывал в октябре в интервью «Ведомостям» гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, МС-21 совершают порядка 40 сертификационных полетов в месяц. В испытаниях участвуют четыре опытных экземпляра, еще два самолета – ресурсный и статический, кроме того, еще один опытный самолет с двигателем ПД-14. В понедельник, 22 ноября, Гайданский сообщил, что самолет совершил около 700 испытательных полетов, для завершения сертификации осталось менее 50 полетов.   

Серийное производство МС-21 с российскими двигателем и крылом начнется в 2024 году

5 января, 08:11,

обновлено 5 января, 09:05

МОСКВА, 5 января. /ТАСС/. Серийное производство самолетов МС-21 с двигателем ПД-14 и крылом российской разработки начнется в 2024 году. Об этом сообщил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Также Чемезов сообщил, что объем производства самолета планируется ежегодно увеличивать, постепенно нарастив темп до 76 в год к 2027 году.

«Если говорить о МС-21, то в прошлом году в декабре мы впервые подняли наш самолет <…> с нашим композитным крылом. И начиная с 2022-го, в 2023 году мы будем проводить испытания этого самолета уже с нашим крылом и с нашим двигателем. И в 2024 году уже начнется серийное производство самолетов полностью российского производства и двигателей российского производства», — сказал он.

Чемезов отметил, что первый серийный МС-21 будет выпущен в 2022 году с американским двигателем, но российским крылом. «Четыре машины — первые серийные — мы уже выпустим и передадим их эксплуатантам, нашим авиакомпаниям», — сказал он.

По словам главы Ростеха, в 2023 году госкорпорация выпустит шесть самолетов МС-21, в 2024 году — 12, к 2025 году — 32 машины, в 2027 году — 76 машин. Он поблагодарил Мишустина за поручение Минпромторгу подготовить на ближайшее десятилетие дорожную карту по поставке самолетов МС-21 авиакомпаниям РФ, отметив принятое на совещании у президента РФ решение о субсидировании из ФНБ лизинговых ставок авиакомпаниям, которые приобретают российские самолеты.

МС-21 — разрабатываемый гражданский самолет среднемагистрального класса вместимостью от 163 до 211 пассажиров. В конце 2021 года получил базовый сертификат типа, в декабре совершил первый полет самолет с российским композитным крылом.

Чемезов отметил, что в 2024 году Ростех начнет серийный выпуск двигателя ПД-8 для самолетов SSJ-100 и Бе-200, таким образом, к 2024 году SSJ может стать полностью российского производства. «Планируется завершить его сертификацию в 2023 году, и в 2024-м мы также начнем его серийно производить и устанавливать на «Сухой Суперджет». То есть у нас к 2024 году «Сухой Суперджет» будет полностью российский. Я не говорю, что мы совсем откажемся от SaM146, нет, мы будем в зависимости от пожеланий авиакомпаний, которые будут приобретать эти самолеты, предлагать разные варианты — либо с двигателем SaM146, либо с нашим двигателем», — пояснил он.

По словам главы Ростеха, РФ всего произвела около 200 самолетов SSJ-100, в ближайшее время передаст авиакомпаниям около 20 новых машин. «У нас более 170 машин в эксплуатации и чуть более 20 произведено, в ближайшее время мы будем уже передавать в авиакомпании, такие как «Россия», Red Wings и «Азимут», — сказал он.

Чемезов отметил, что авиакомпания «Азимут» эксплуатирует только самолеты SSJ-100 с хорошими результатами и налетом до восьми-девяти часов в сутки. «Надеюсь, что положительный опыт этой компании будет способствовать расширению использования данного самолета и другими российскими авиакомпаниями», — сказал он.

SSJ-100 — первый гражданский самолет, разработанный в РФ. Относится к семейству региональных судов. Дальность полета базовой версии — 4,4 тыс. км, вместимость — 98 пассажиров. Его использование началось в 2011 году. 

Теги:

РоссияЧемезов, Сергей Викторович

Зачем Россия создала двигатель ПД-14 для МС-21

Автор Сумит Сингх

Три десятилетия в процессе создания

Авиадвигатель ПД-14 — первый турбовентиляторный реактивный двигатель, созданный в современной России. На этот продукт возлагаются большие надежды, поскольку в этом десятилетии он готовится подняться в небо вместе с «Иркут МС-21». Однако для чего был построен двигатель? Давайте взглянем.

Три десятилетия в процессе создания

МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1400G уже проходят испытания по программе сертификации по российским и европейским стандартам. Однако самолет также начал испытываться с двигателями ПД-14, которые прошли тесты на выбросы, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) ранее в этом году.

Принимая во внимание этот импульс, Ростех, ведущая российская авиастроительная компания, стремится подчеркнуть возможности собственного двигателя. Примечательно, что последним в своем роде проектом стал двигатель четвертого поколения ПС-90А, построенный в Советском Союзе в 1980-х годах.

Вдохновение для создания двигателя нового поколения появилось в 1990-х годах. Уже тогда Россия стремилась связать свою промышленность с отечественной продукцией.

После многолетних предварительных исследований, инициированных отечественными двигателестроительными группами, в 2008 году было подписано соглашение о создании ПД-14. Это название представляет собой русское слово перспективный двигатель и тягу 14 тонн. Таким образом, «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермский мотор» объединились, чтобы возглавить разработку и производство двигателя.

Первый запуск ПД-14 состоялся в 2014 году. Фото: Сумит Сингх | Простой полет Наземные испытания

начались девять лет назад, прежде чем в 2015 году начались летные испытания. Затем в 2018 году произошел серьезный прорыв, когда Росавиация выдала ему сертификат типа. Вслед за этим ПД-14 прошел дополнительные испытания в отношении ограничений по задымлению и выбросу «нелетучих частиц».

Ожидается, что МС-21-300 будет развивать крейсерскую скорость полета 870 км/ч (540 миль/ч) и максимальную высоту полета 12 200 м (40 026 футов). Фото: Сумит Сингх | Простой полет

Возможности средней дальности

Вокруг двигателя много ажиотажа. Примечательно, что российская авиационная промышленность полностью доверяет ему, чтобы установить его на свои основные будущие узкофюзеляжные самолеты.

«Двигатель ПД-14 разработан для российского авиалайнера нового поколения МС-21-310, «магистрального самолета 21 века». Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов: ближне-среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам.

МС-21 — самолет будущего поколения, сочетающий в себе передовую аэродинамику, современные материалы, высокоэффективную силовую установку и передовые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров», Ростех констатирует.

«Проектирование самолета велось параллельно с разработкой двигателя. Как и другие перспективные модели отечественного и совместного производства, такие как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолеты МС-21 могут обеспечить российскому авиапрому всестороннее присутствие на мировом рынке гражданской авиации. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте».

Хвост самолета. Фото: Сумит Сингх | Простой полет

Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

Предложение баланса

В целом, MC-21 стремится составить конкуренцию семействам Airbus A320 и Boeing 737 на ближне- и среднемагистральных рейсах. Выпуская его с двумя вариантами двигателей, Ростех может диверсифицировать свои рынки.

Что вы думаете о двигателе ПД-14? Как, по вашему мнению, он отличается от своих конкурентов по всему миру? Дайте нам знать, что вы думаете о продукте и его перспективах в разделе комментариев.

Россия будет использовать только отечественные двигатели для своего самолета «Иркут МС-21»

Россия намерена использовать только отечественные двигатели для своего самолета «Иркут МС-21» из-за международных санкций, введенных против страны после вторжения в Украину.

«Иркут», производитель двухреактивного МС-21, теперь будет использовать только отечественный ТРДД большой двухконтурности ПД-14, разработанный российской компанией «ОДК-Авиадвигатель», вице-премьером РФ по обороне и Космическая промышленность Юрий Борисов заявил российскому государственному информационному агентству РИА Новости 31 марта 2022 г.

  

В 2009 году корпорация «Иркут» первоначально выбрала американского производителя аэрокосмической техники Pratt & Whitney для поставки самолетов МС-21 с турбовентиляторными двигателями PW1000G-JM. Позже в том же году страна решила иметь как внутренних, так и внешних поставщиков двигателя, чтобы обеспечить гибкость в контроле скорости и цены. Так, «ОДК-Авиадвигатель» подключилась к проекту МС-21 и приступила к разработке ПД-14.

Столкнувшись с самыми жесткими международными санкциями в своей истории из-за вторжения в Украину, Россия решила ускорить разработку отечественного коммерческого узкофюзеляжного самолета «Иркут МС-21».

Теперь, когда и Соединенные Штаты, и Европейский Союз применяют санкции против России из-за ее военных действий на Украине, двигатели американского производства больше не доступны для российских производителей самолетов. Следовательно, «ОДК-Авиадвигатель» необходимо будет расширить свои мощности, чтобы иметь возможность увеличить объемы производства ПД-14, сказал Борисов.

МС-21 — среднемагистральный самолет, программа разработки которого была начата в 2007 году и в 2017 году совершил первый полет. В декабре 2020 года самолет впервые поднялся в воздух с отечественными двигателями ПД-14.

По данным корпорации «Иркут», двухтактный самолет МС-21-300 может перевозить до 163 пассажиров в двухклассной конфигурации или до 211 пассажиров в одноклассовой конфигурации с дальностью полета до 6400 километров (3500 морских миль). без остановки на дозаправку. Самолет является конкурентом таких моделей российского производства, как европейское семейство Airbus A320neo, американский Boeing 737 MAX и даже бразильское Embraer E-Jet E2.

До того, как Россия начала войну на Украине, «Иркут» рассчитывал поставить первые МС-21 своим отечественным клиентам в 2022 году и начать первые поставки международным авиакомпаниям в 2025 году.