МС-21-300: рождение звезды — Официальный сайт международного авиационно-космического салона

МС-21-300: рождение звезды

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода (ИАЗ) состоялся первый полет МС-21-300 — первого узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского лайнера, разработанного в постсоветской России. Этот самолет, способный составить конкуренцию лучшим американским и европейским образцам, с нетерпением ждали на авиасалоне в Жуковском. Когда он выполнил свой первый публичный демонстрационный полет на МАКС-2019, зрители разразились овациями. Мировая премьера нового самолета была впечатляющей: посетителям авиасалона были представлены сразу три опытных МС-21-300, один из которых принял участие в летной программе МАКС, а два других демонстрировались на статической стоянке.

Программа МС-21 стартовала в «нулевые» годы, когда в Инженерном центре им. А.С. Яковлева, являющемся основным конструкторским подразделением корпорации «Иркут», приступили к разработке нового семейства среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров.

Создатели МС-21 поставили перед собой амбициозную задачу — построить самолет, который займет достойное место на мировом рынке. Это можно было сделать только создав по-настоящему инновационный продукт, обладающий характеристиками, которые позволят ему превзойти своих «одноклассников». Ключевыми направлениями инновационного поиска были выбраны передовая аэродинамика, мощная и эффективная силовая установка, соответствующая международным экологическим нормам, широкое применение композитов в силовой конструкции, новейшие системы управления, улучшенная эргономика кабины и повышенный комфорт для пассажиров.

Торжественная церемония выкатки МС-21 состоялась 8 июня 2016 года в Иркутске. После «появления на свет» нового самолета начались следующие этапы жизни проекта. Ведущие отраслевые институты дали разрешение на первый полет МС-21, цель которого — проверка работы всех систем самолета, его устойчивости и управляемости. Полет продолжительностью 30 минут, выполненный 28 мая 2017 года с аэродрома ИАЗ, прошел в штатном режиме, системы самолета отработали без сбоев.

Испытания показали, что принятые конструкторами решения были верными. Дальнейшие испытания авиалайнера продолжились на базе Летно-испытательного и доводочного комплекса ОКБ имени А.С. Яковлева в Жуковском. Со временем к первой машине присоединились еще три летных опытных образца.

Увы, без сложностей программа создания нового самолета не обошлась. Проблемы пришли откуда не ждали: от вчерашних партнеров. В результате введения санкций поставщики композиционных материалов отказываются от сотрудничества с Россией. Но сорвать проект недоброжелателям не удалось. Возникшие трудности послужили мощным стимулом к развитию компетенций по композитам в России, хотя работы по отечественным материалам несколько затянули сроки реализации программы. Россия сумела заместить импортные материалы, создав их отечественные аналоги, всего за два года.

Без преувеличения можно сказать, что этот проект стал локомотивом для всего отечественного авиапрома. Воплощение в жизнь программы МС-21 в условиях импортозамещения потребовало глубокой модернизации производства и внедрения новейших технологий не только на Иркутском авиационном заводе, но и на других российских предприятиях — участниках проекта. Были созданы высокотехнологичные компании в области производства новейших полимерных композиционных материалов, сформирована кооперация для изготовления по новой технологии силовых конструкций крыла из композитов, проведена масштабная работа по импортозамещению целого ряда важнейших компонентов самолета, прежде всего — двигателя. Проведено комплексное внедрение цифровых технологий, охватывающих разработку, производство и эксплуатацию авиатехники. Работы над проектом МС-21 сформировали современную научно-производственную среду для дальнейшего развития гражданской авиации России.

МС-21 на МАКС

Весь авиационный мир пристально следит за ходом реализации программы МС-21, и авиасалон МАКС остается главной площадкой, на которой авиационное сообщество знакомится с основными вехами развития проекта. Презентация проекта разработки двигателя ПД-14 прошла на авиасалоне МАКС-2009. Пилотажный процедурный тренажер экипажа самолета МС-21 был впервые представлен на МАКС-2013, а в 2015 году посетители салона увидели его обновленную версию. Мировая премьера МС-21-300 состоялась на МАКС-2019 и без преувеличения стала главным событием салона. Опытный лайнер с бортовым номером «002» выполнил демонстрационные полеты, а еще две машины были показаны на статической стоянке. Один из самолетов был представлен с отделкой пассажирского салона, дающей возможность оценить высокий уровень комфорта лайнера. На МАКС-2021 будет представлено сразу четыре опытных самолета. Ожидается очередная главная премьера салона, когда в небо над Жуковским поднимется с МС-21-310 с российским двигателем ПД-14.

В мае 2021 года композитное крыло из отечественных материалов доставлено на Иркутский авиационный завод. Ожидается, что МС-21 с новым композитным крылом поднимется в небо до конца этого года. Ну а мы будем с нетерпением ждать появления МС-21 с отечественным «черным» крылом в ливрее российской авиакомпании на МАКС-2023!

Все новости
МАКС

Самолет МС-21 опоздал на 6 лет

Среднемагистральный узкофюзеляжный самолет МС-21 – главный проект современного российского авиапрома, потенциальный конкурент самых распространенных в мире Boeing 737 и Airbus 320/321 / Евгений Разумный / Ведомости

Новейший российский самолет МС-21 получил базовый сертификат типа, сообщил журналистам 28 декабря глава Минпромторга России Денис Мантуров. Но, по его словам, полеты для расширения сертификата продолжатся вплоть до 2024 г. 

Сертификат типа – это основополагающий документ в гражданской авиации, означающий возможность безопасной эксплуатации воздушного судна, двигателя и возможность его коммерческих продаж.

Внесение в сертификат типа изменений, позволяющих использовать российские двигатели и отечественное композитное крыло, запланировано на 2022 г. Сейчас самолет сертифицирован с импортными двигателями Pratt & Whitney и крыльями из зарубежных композитов, уточнили в Минпромторге. 

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21 – главный проект современного российского авиапрома, потенциальный конкурент самых распространенных в мире Boeing 737 и Airbus 320/321. Исследования и конструкторские работы по проекту стартовали в 2008 г. Первый МС-21 поднялся в воздух в мае 2017 г. Затем начались летные испытания самолета. Он был оснащен двигателями Pratt & Whitney, крылья делались из иностранных композитных материалов.

Поставщиком композитов для проекта является холдинг «Аэрокомпозит», входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию. Но в конце 2018 г. на «Аэрокомпозит» были наложены санкции США, и компания лишилась возможности покупать импортное сырье для крыла. Из-за этого потребовались отечественные материалы, их разработка была поручена структурам «Росатома». Сертификация МС-21 была передвинута на конец 2020 г., а старт поставок «Аэрофлоту» – на начало 2021 г. В итоге первый опытный полет МС-21 с крылом из российских материалов состоялся только 25 декабря 2021 г. Кроме того, в дальнейшем самолет должен снабжаться отечественными двигателями ПД-14.

«Росавиация готова продолжить работу по расширению условий эксплуатации самолета и оптимизации конструкций, в том числе ремоторизации на двигатель ПД-14», – отметил в пресс-релизе ведомства руководитель Росавиации Александр Нерадько.

В декабре недавно назначенный гендиректор корпорации «Иркут» (производитель МС-21) Андрей Богинский рассказал, что «дочка» «Аэрофлота» — авиакомпания «Россия» получит первые МС-21 во второй половине 2022 г. По данным источника «Интерфакса», в следующем году в парк «России» поставят четыре таких лайнера: первый из них ожидают только в сентябре, второй – в ноябре, еще два – в декабре 2022 г. Ранее «Россия» сообщала о начале приемки МС-21 уже весной 2022 г.

Самолеты «Россия» получит в двухклассной компоновке – 16 кресел бизнес-класса и 153 кресла экономкласса. По словам Богинского, все серийные самолеты будут поставляться с крылом из российских композитных материалов. «Россия» также заказала новую светодиодную систему освещения салона самолета, которая позволит имитировать любое время суток.

По словам главного редактора отраслевого портала avia.ru Романа Гусарова, создание нового самолета с нуля сейчас занимает около 10 лет с учетом разработки, производства опытных образцов, заводских летных и сертификационных испытаний, а также подготовки к серийному производству. Учитывая, что первый полет МС-21 совершил в мае 2017 г., четыре года для сертификации – это хороший срок, сказал эксперт «Ведомостям».

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напомнил, что в начале проекта МС-21 первые поставки были запланированы на 2016 г. Таким образом, предполагаемый срок от запуска программы до начала поставок МС-21 составит 15 лет, а отставание по срокам – шесть лет. За прошедшее время изменилась и базовая версия самолета: сначала в качестве таковой рассматривался МС-21-200, потом «Иркут» переключился на более вместительную версию МС-21-300, подчеркнул Пантелеев.

«История авиапрома показывает, что западные авиастроители, имеющие большой и непрерывный опыт создания новых самолетов, быстрее создавали и выводили на рынок свои продукты, чем российские или китайские самолетостроители. Но также надо отметить, что американские и канадские авиастроители сталкивались с проблемами», – считает Пантелеев.

В беседе с «Ведомостями» эксперт отметил, что производителю еще предстоит сертифицировать МС-21 с российскими материалами крыла и тут авиастроители находятся в зоне непознанного – материал новый и на других воздушных судах не применялся. «А пока самолет не сертифицирован, передавать его эксплуатанту смысла нет. Так что к началу поставок сертификат будет в любом случае. Другое дело, что к сентябрю (2022 г. – «Ведомости») «Иркут» должен успеть собрать уже не один самолет, а несколько», – подчеркивает Пантелеев.

Россия Ditches MC-21-300, чтобы сосредоточиться на отечественной версии ТРДД ПД-14 Авиадвигателя вместо Pratt & Whitney PW1431G (PW1400G-JM) как единственный вариант для авиакомпаний.

«Ранее промышленность обещала самолет с двумя вариантами двигателей. Сейчас мы запускаем этот тип в серийное производство только с ПД-14», — заявил 19 апреля журналистам Юрий Борисов, заместитель руководителя государственного органа России, ответственного за оборонно-промышленный комплекс.. «Кроме того, ряд критически важных элементов в комплексе авионики будет заменен местными заменителями». Необходимость использования российской авионики задержит первую поставку либо на конец 2024, либо на 2025 год.

«Вскоре после начала военной операции на Украине Запад прекратил поставки авионики и авиационных двигателей для наших новейших типов самолетов», — сказал он. объяснил». В результате нам необходимо ускорить работу по импортозамещению , чтобы производить основные товары поставщиков на месте». Альтернативы, найденные в странах, продолжающих торговлю с Россией, таких как Китай, Индия, Бразилия и несколько арабских государств, могли бы заменить некоторые западные товары. «Конечно, мы ищем поставщиков в этих странах», — добавил он.

Доля импортного контента в списке товаров поставщиков MC-21-300 составляет от 40 до 50 процентов. Для МС-21-310 доля составляет около 20 процентов.

На парламентских слушаниях в начале этого месяца премьер-министр России Михаил Мишустин подтвердил свое намерение выделить дополнительно 60 миллиардов рублей (740 миллионов долларов) на закупку отечественных товаров для МС-21. «На эти цели мы уже потратили от шести до десяти миллиардов рублей», — сказал он, добавив, что дополнительное финансирование позволит местной промышленности завершить работы по импортозамещению этого типа самолета примерно за два-три года.

Разработка российского комплекта авионики для МС-21 началась два года назад с намерением завершить задачу в конце 2023 года. Изделия российского производства заменят текущий комплект, состоящий из элементов Thales, Honeywell и Rockwell Collins.

МС-21-300 впервые поднялся в воздух в 2017 году, а его версия с крылом российского производства — в декабре 2021 года, но этот тип неоднократно переносил ввод в эксплуатацию. В прошлом году отрасль пообещала к сентябрю 2022 года предоставить первому заказчику авиакомпании «Россия» четыре самолета МС-21-300 для коммерческих операций9.0003

Однако в этом месяце Объединенная авиастроительная корпорация опубликовала заявление о том, что перевозчику будут предоставлены только два самолета «для эксплуатации под надзором производителя».

Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь пояснил, что пара не будет выполнять коммерческие рейсы, «потому что они не имеют экономического смысла». Отказ Запада поставлять запасные части к МС-21-300 сделал бы ремонт самолета в случае технических отказов импортных систем крайне затруднительным. Таким образом, два самолета будут летать вне центрального расписания «России» для типовой подготовки летного состава и бортпроводников. Они бесплатно возят на борт несколько человек и собирают оперативные данные.

«В какой-то момент мы начнем некоторые перевозки, потому что в нынешних условиях каждый боеспособный самолет дорог», — добавил Слюсарь. «Эти два самолета, я уверен, найдут свое место на рынке перевозок».

Тем временем Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) сообщил о завершении очередного «важного этапа» статических испытаний кессона крыла МС-21 из отечественных композиционных материалов на предприятии «АэроКомпозит». Испытанный на прочность образец раскололся под действием усилий, «намного превышающих достижимые в реальном полете». Инженеры провели стресс-тестирование крыльев до 150-процентной нагрузки в искусственных климатических условиях с дополнительным подогревом крыла.

«Успешное завершение этих испытаний подтвердило правильность наших методов расчета составных деталей», — сказал Слюсарь. «Эксперимент показал, что основной элемент конструкции крыла обладает достаточной прочностью, а значит, обеспечивает безопасность даже в самых неблагоприятных условиях полета. Все вновь построенные планеры будут поставляться с крыльями, изготовленными из местных материалов».

МС-21-300 успешно завершил программу сертификационных испытаний в условиях естественного обледенения

Главная Производители Ростех МС-21-300 успешно завершил программу сертификационных испытаний в условиях естественного обледенения

ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростех) успешно завершил сертификационные испытания авиалайнера МС-21-300 в условиях естественного обледенения условия. Самолет вышел на нормальные характеристики даже при покрытии слоем льда толщиной 8 см. Это полностью соответствует российским и европейским авиационным стандартам: согласно правилам сертификации, летно-технические характеристики должны сохраняться при толщине слоя льда 7,6 см.

Самолет совершил 14 испытательных полетов продолжительностью от 3 до 5 часов над побережьем Белого моря, Печорской губой Баренцева моря, югом Новой Земли, а также в районе Приполярного Урала. Самолет сегодня вернулся из аэропорта Архангельска на аэродром Раменское в Жуковский.

Весенние условия в Белом и Баренцевом морях создают многослойную облачность, постоянные осадки и резкие перепады давления, что создает постоянную опасность обледенения самолетов. Основная опасность, создаваемая гололедицей, заключается в искажении ажурной формы крыла и других поверхностей самолета, в результате чего его летно-технические характеристики могут значительно ухудшиться.

Испытательные полеты МС-21-300 из аэропорта Архангельска были организованы в несколько этапов. На первом этапе экипаж воздушного судна по данным метеорологической службы проводил поиск облачности, способной вызвать обледенение, сравнимое с условиями сертификации воздушного судна. При полете в этих облаках экипаж с помощью специальных приборов следил за образованием льда на поверхностях самолета. При достижении необходимой толщины льда самолет поднимался на заданную высоту, на которой можно было наблюдать за его поведением в условиях естественного обледенения. Толщина ледяного слоя увеличивалась от полета к полету.

Помимо устойчивости и управляемости самолета, также проверялась работа противообледенительных систем самолета МС-21-300. Согласно действующему регламенту, испытания также должны подтвердить способность самолета продолжать полет даже при неработающей противообледенительной системе. В этих условиях были испытаны несколько отдельных систем самолета, в частности, наружное светотехническое оборудование, средства радиосвязи и шасси.

Полеты выполнял экипаж корпорации «Иркут» в составе летчика-испытателя Василия Севастьянова, штурмана-испытателя Сергея Кудряшова, инженеров-испытателей Николая Фонурина и Александра Попова. В состав экипажа также входил Николай Григорьев, пилот, работающий с сертификационным процессом Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.

В дальнейшем в обработке материалов, полученных в ходе полетов, принимали участие представители уполномоченных удостоверяющих центров и Авиарегистра России.

8 апреля 2021 г. Пресс-релиз

Предыдущая статьяМеждународные авиалинии Пакистана прошли аудит эксплуатационной безопасности IATA, первый шаг к возобновлению полетов в Европу

Следующая статьяИсландия расширяет аэропорт Акюрейри, чтобы получить второй международный аэропорт

Андре Орбан

http://andreorban.tripod.com/

M. Sc. Engineering

Aviation24.be последние

Aviation24.be тренды

Facebook
Aviation24.be

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставлять статистику, которая помогает нам сделать наш сайт максимально удобным.