Содержание

ГАЗ-69 и все его модификации

В СССР автомобили повышенной проходимости строить любили и умели. В стране освоили производство множество машин подобного класса, и самым заслуженным из них является ГАЗ-69. Он работал в колхозах и служил в армии, лазал в тропических джунглях и пустынных барханах. Простой и надежный, ГАЗ-69 словно автомобильный автомат Калашникова, стал одним из символов Советского Союза.

ГАЗ-69, ГАЗ-69А

Первый прототип ГАЗ-69 Труженик

В 1946 году на замену ветерану ГАЗ-67, Горьковский автозавод приступил к разработке нового легкого универсального вездехода. Ведущим конструктором назначили Вассермана Григория Моисеевича. Перед ним поставили задачу разработать машину, которая бы на голову превосходила как отечественный 67-й, так и ленд-лизовский Willys. При этом если перед началом войны ГАЗ-64 и ГАЗ-67 разрабатывались как тягачи противотанковых орудий и транспортировщики боеприпасов, то в послевоенное время надобность в этом отпала сама собой. Интенсивный прогресс противотанкового вооружения не оставлял возможности их буксировки для легкого транспортера класса ГАЗ-67. Так что будущему внедорожнику была уготована роль штабной, разведывательной и хозяйственной машины.

Шасси с посадочным макетом ГАЗ-69А

Первый прототип собрали в начале 1948 года. Автомобиль получивший название ГАЗ-69 Труженик, отличался в общем-то незамысловатой конструкцией. Рама штампованная с лонжеронами закрытого сечения, двигатель от Победы мощностью 52 л.с., от нее же трехступенчатая КПП. Раздаточная коробка двухскоростная, мосты ведущие, подвески зависимые рессорные, тормоза всех колес барабанные, привод гидравлический. Проходимость не хуже ГАЗ-67, грузоподъемность 500 кг, масса буксируемого прицепа — 800. Кроме того 69-й имел восемь мест — вдове больше чем у предшественника, и это при том что колесная база увеличилась всего на 200, а общая длина на 500 мм.

Весной того же года ГАЗ-69 в качестве машины поддержки, отправился на государственные испытания ЗИМ ГАЗ-12. Еще спустя год автомобиль сам успешно прошел все госиспытания и рекомендован к производству. 25 августа 1953 года Горьковский автозавод освоил серийный выпуск вездехода. Автомобиль выпускался в двух исполнениях: двухдверный восьмиместный ГАЗ-69 (двое спереди, шестеро на продольных лавках) и четырехдверный ГАЗ-69А с пятиместным салоном легкового типа. Также выпускались модификации с экранированным электрооборудованием. Обозначались они ГАЗ-69Э и ГАЗ-69АЭ соответственно. Существовали также экспортные модификации ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ с 65-сильным двигателем увеличенного 2432 см3 объема.

Серийный 69А первых годов выпуска

В декабре 1954 года из поставляемых с ГАЗа машинокомплектов, сборка внедорожников была организована на Ульяновском автозаводе. А в еще спустя два года, производство автомобиля полностью перенесли на УАЗ. Всего же ГАЗ выпустил 68125, а УАЗ 597360 машин. Автомобиль экспортировался в 56 стран мира. Кроме того по лицензии ГАЗ-69 выпускали в Румынии под маркой ARO и Северной Корее под маркой Kaengsaeng.

Для Советского Союза ГАЗ-69 стал машиной знаковой. Будь то уборка картофеля, военный парад, геологоразведка или лесничество, да и во многих других сферах жизни огромной страны, нет-нет да мелькал короткобазный вездеход под лаконичным индексом ГАЗ-69.

ГАЗ-19, ГАЗ-19А

ГАЗ-19А

В 1955 году построены экспериментальные фургоны ГАЗ-19 и ГАЗ-19А. Они имели полностью цельнометаллический кузов, грузоподъемность 600 кг и привод только на заднюю ось. Автомобиль с литерой А отличался наличием боковых окон. Предполагалось, что машины будут использоваться в качестве развозных или почтовых фургонов, но в серию они так и не пошли.

ГАЗ-50

После миграции 69-го в Ульяновск, из задела деталей на ГАЗе собрали несколько десятков укороченных внутризаводских тягачей ГАЗ-50. Колесную базу укоротили до 1800 мм вырезав из рамы полутораметровый фрагмент в районе раздаточной коробки. Двигатель остался стандартный, а вот коробку заменили на четырехступенчатую от ГАЗ-63. Задний мост, сцепление и переднюю балку позаимствовали у ГАЗ-51А. Попутно до 1345 мм укоротили колею, получив тем самым весьма маневренный тягач.

Снегоходы ГАЗ-69

ГАЗ-69 с гусеницами НеждановскогоГАЗ-69 на арочных колесах и редукторных мостахВездеход с колесами-фрезами

На рубеже 50-х — 60-х по инициативе Н.С.Хрущева горьковцы проводили эксперименты примеря различные движители, способные значительно увеличить проходимость по снегу. На ГАЗ-69 в разное время устанавливали гусеницы Неждановского, сверхширокие арочные шины и экзотические колеса-фрезы с опорными лыжами и без них. Серийной реализации эти эксперименты не нашли.

Многоцелевой джип ГАЗ-69 и варианты ГАЗ-69А, ГАЗ-69-68, история

В 1946 году Горьковский автозавод под руководством конструктора Г. М. Вассермана приступил к разработке легкого армейского многоцелевого полноприводного автомобиля ГАЗ-69, на котором широко применялись агрегаты и узлы от серийно выпускавшихся впоследствии легковых машин «Победа» и ЗИМ, а также от грузовиков ГАЗ-51.

Многоцелевой джип ГАЗ-69 и его модификации ГАЗ-69А, ГАЗ-69-68, история создания, основные характеристики и особенности конструкции.

В целях конспирации официально завод работал над конструкцией легкого вездехода для сельского хозяйства, и потому вся тема первоначально носила наименование «Труженик». Правда, в секретном техническом задании автомобиль изначально имел совершенно другое обозначение – «тягач батальонных орудий и минометов».

В октябре 1947 года был собран первый «гражданский» прототип «ГАЗ-69 Труженик» (4×4), который после удачных испытаний был принят за основу нового поколения и получил военный индекс АТК-Л-69 – артиллерийский тягач колесный легкий. В 1948–1949 годах появились еще четыре опытные машины, которые так же успешно завершили цикл приемочных испытаний, показав высокую проходимость, достаточную экономичность и хорошую управляемость.

Они могли преодолевать снежную целину глубиной до 0,4 метра. Рвы или канавы шириной до полуметра. Автомобили снабжались двигателями М-20 мощностью 52–55 л.с, новыми открытыми металлическими кузовами модели 76 и потому официально носили индекс 69-76.

В отличие от будущего серийного автомобиля ГАЗ-69 прототипы ГАЗ-69-76 «Труженик» имели иную форму оперения, лобового стекла и капота без боковых вентиляционных окон. Традиционной для ГАЗ-69 выемки (подштамповки) в левом заднем крыле для установки бокового запасного колеса здесь не было.

Машины испытывались на вездеходных шинах с глубоким протектором типа «елочка» в сцепе с легкими пушками или одноосными прицепами ГАЗ-704. В процессе последующих доработок прототипы получили:

— Усиленную систему охлаждения.
— Масляный радиатор.
— Синхронизированную коробку передач.
— Круглые приборы.
— Вентилятор.
— Отопитель салона.

Их государственные испытания провели в 1951 году. Через год была собрана пробная партия ГАЗ-69. А осенью 1953 года на Горьковском автозаводе развернулось серийное производство последнего доработанного варианта под упрощенным индексом ГАЗ-69.

Базовая версия многоцелевого джипа ГАЗ-69, 1952–1972 года.

ГАЗ-69 – это базовый серийный полноприводный грузопассажирский автомобиль для замены военного поколения ГАЗ-64/67. Являвшихся в течение нескольких десятков лет основной легкой многоцелевой машиной Советской Армии, государств Варшавского договора и многих стран третьего мира.

Армейский грузопассажирский автомобиль ГАЗ-69 серийного производства. 1952 год.

ГАЗ-69 (4×4) снабжался:

— Новой усиленной лонжеронной рамой.
— Нижнеклапанным 4-цилиндровым двигателем М-20 (2,1 л, 55 л.с.) с предпусковым подогревателем.
— Новым шестилопастным вентилятором.
— 3-ступенчатой коробкой передач от легковой машины «Победа».
— Новой двухступенчатой раздаточной коробкой.
— Вездеходными шинами размером 6,50–16.

Карданные валы имели игольчатые подшипники. Конические главные передачи – спиральные зубья. Оба неразрезных ведущих моста от ГАЗ-67Б с дифференциалами с двумя сателлитами от автомобиля ЗИМ и шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, подвешивались на продольных полуэллиптических рессорах с креплениями на резиновых втулках и гидроамортизаторами двойного действия. Рабочие тормоза остались барабанными с гидроприводом. Стояночный тормоз и приборы были заимствованы у грузовика ГАЗ-51.

По сравнению с предшественником ГАЗ-67Б, новый автомобиль получил:

— Новое 12-вольтовое электрооборудование.
— Удлиненную на 200 мм колесную базу (2300 мм).
— Увеличенный дорожный просвет.
— Возросшую на 205 кг снаряженную массу.
— Повышенные тягово-сцепные качества и более высокую проходимость.
— Отличался простой конструкцией и надежностью.

С начала 1960-х годов выпускался вариант ГАЗ-69М с новым 4-цилиндровым двигателем М-21Г (2,4 л, 65 л.с.) от легкого грузовика УАЗ-450 с новым карбюратором и радиатором для охлаждения масла.

Важной новинкой на автомобилях ГАЗ-69 был открытый грузопассажирский цельнометаллический кузов многоцелевого назначения на сварной штампованной раме с двумя короткими боковыми дверями и задним откидным бортом. А также съемным брезентовым верхом с прямоугольной задней частью и боковой установкой запасного колеса на задней левой боковине кузова.

На двух индивидуальных съемных передних сиденьях и двух задних продольных откидных скамьях размещалось 8–9 человек. Причем задний отсек мог использоваться для доставки мелких грузов массой до 500 кг. Или установки легкого оборудования, носилок и вооружения. Рама лобового стекла откидывалась вперед и закреплялась на капоте. Для сложенного тента и съемных остекленных секций боковых дверей имелись особые отсеки.

ГАЗ-69 с задними продольными сиденьями и прицепом ГАЗ-704 на испытаниях 1951 года.

Снаружи кузова со стороны водителя монтировалась поисковая фара. В комплектацию входил простейший шанцевый инструмент – лопата и топор. Впервые для советских автомобилей такого рода, ГАЗ-69 получил:

— Системы отопления и принудительной вентиляции.
— Обдув лобового стекла с двумя стеклоочистителями.
— Противосолнечные козырьки.
— В распоряжении командира экипажа имелся откидной столик для военных карт.

Базовая машина ГАЗ-69 оснащалась двумя топливными баками вместимостью 48 и 27 литра. Варианты ГАЗ-69Э и ГАЗ-69МЭ снабжались экранированным электрооборудованием и служили в основном в Войсках связи. На экспорт поступали доработанные машины, приспособленные к эксплуатации в регионах с различными климатическими условиями. Для всех версий дорожный просвет под обоими мостами составлял 210 мм. Габаритные размеры – 3850x1750x1920 мм. Снаряженная масса базовой машины – 1525 кг. Полная – 2175 кг.

Автомобили ГАЗ-69 развивали по шоссе максимальную скорость 90 км/ч. Имели контрольный расход топлива 15 литров на 100 км и запас хода – 530 км. Они преодолевали подъемы крутизной до 34° и брод глубиной 0,7 метра. Для работы с ними служил штатный одноосный бортовой прицеп ГАЗ-704 (1-АП-0,5) грузоподъемностью 500 кг и полной массой 840 кг. Впервые созданный в соответствии с требованиями Минобороны СССР и принятый на вооружение в 1952 году вместе с машинами 69-го семейства.

Автомобиль ГАЗ-69 впервые был представлен на параде 7 ноября 1953 года. На Горьковском автозаводе его серийно выпускали с 1 сентября 1953 года. В конце 1954 года первая пробная партия машин ГАЗ-69 была собрана на Ульяновском автозаводе, который по окончании реконструкции в 1955 году приступил к их серийной сборке из узлов, поставлявшихся из Горького.

В 1956 году УАЗ перешел на агрегаты и детали собственного изготовления, а ГАЗ прекратил сборку этой модели. Одновременно в Ульяновске выпускали и прицеп ГАЗ-704. Горьковский автозавод успел выпустить 16 382 автомобиля ГАЗ-69. А затем до 1972 года Ульяновский завод изготовил 356 624 единицы этой серии.

Многоцелевой джип ГАЗ-69-68 (1969–1972 года).

Это серийный вариант базового армейского автомобиля ГАЗ-69, выпускавшегося в Ульяновске и оснащенного более надежными и прочными ведущими мостами от легкой грузовой машины УАЗ-452 с четырьмя сателлитами в мостовых дифференциалах. К другим существенным отличиям относились механизм отключения привода передних колес и усиленные передние тормоза с двумя гидроцилиндрами.

Модернизированный вариант ГАЗ-69-68Э в штабном исполнении Р-104АМ.
1970 год.

Внешне вариант ГАЗ-69-68 отличался установкой нового тента с встроенными в него двумя небольшими боковыми окнами и увеличенным задним стеклом. Новых вариантов надстроек на этой версии не выпускалось. В серии ГАЗ-69-68 имелся экранированный вариант ГАЗ-69-68Э для Вооруженных сил СССР. А также две экспортные машины ГАЗ-69-68МЭ и ГАЗ-69-68МТЭ для поставки в страны с умеренным и тропическим климатом соответственно.

Многоцелевой автомобиль ГАЗ-69А (1953–1972 года).

Это базовый серийный 5-местный полноприводный многоцелевой автомобиль, применявшийся в основном в сельском хозяйстве и в гражданских отраслях экономики. От армейского варианта, ГАЗ-69А отличался:

— Измененным открытым 4-дверным кузовом с двумя рядами сидений.
— Задним багажным отсеком с запасным колесом для перевозки грузов до 500 кг.
— Скошенной задней частью откидывавшегося брезентового верха.
— Установкой только одного 60-литрового топливного бака.

Серийный многоцелевой легковой автомобиль ГАЗ-69А с двумя рядами сидений.
1953 год.

Передние и задние двери каждой стороны были взаимозаменяемыми. ГАЗ-69А имел практически ту же снаряженную массу (1535 кг). Но его полная масса была сокращена до 1960 кг, а габаритная высота возросла до 2030 мм. С начала 1960-х выпускался вариант ГАЗ-69АМ с 65-сильным мотором М-21Г. В небольших количествах автомобили ГАЗ-69А/АМ состояли на вооружении армий СССР и братских стран как многоцелевые и штабные машины, а также применялись для фельдъегерской связи.

В общей сложности с 1952-го по 1972 год Горьковский и Ульяновский автозаводы вместе собрали 634 285 машин семейства ГАЗ-69. Включая ГАЗ-69А и все их варианты. Автомобили семейства ГАЗ-69 экспортировали в 56 стран мира и собирали в Румынии и КНДР. В СССР они были сняты с вооружения только в 1998 году.

По материалам книги «Автомобили Советской Армии 1946-1991».
Евгений Кочнев

Подойдет ли топливный бак 1969 года к баку 1968 года?

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.

1 — 20 из 21 сообщений

Май Тай
·
Премиум-участник

Шек44
·
Зарегистрировано

джта
·
Зарегистрировано

желтый69RS
·
Премиум-участник

КевинВ
·
Модератор

Май Тай
·
Премиум-участник

NH69Z28RS
·
Зарегистрировано

DJD
·
Пенсионер

Фред Мерц
·
Премиум-участник

68 Рэгтоп
·
Зарегистрировано

NH69Z28RS
·
Зарегистрировано

ларрих56
·
Премиум-участник

b17Брайан
·
Зарегистрировано

ЛюкТеплый
·
Зарегистрировано

Май Тай
·
Премиум-участник

Май Тай
·
Премиум-участник

Гбауэр
·
Премиум-участник

Шек44
·
Зарегистрировано

Гбауэр
·
Премиум-участник

Май Тай
·
Премиум-участник

1 — 20 из 21 Сообщений

Это старая тема, возможно, вы не получили ответа и, возможно, старая тема возрождается. Пожалуйста, рассмотрите возможность создания новой темы.