Содержание

F-18 исполняет фигуру высшего пилотажа «кобра» в боевой конфигурации

Существует достаточно распространенный миф, гласящий, что одну из самых известных и зрелищных фигур высшего пилотажа — «Кобру Пугачева» — могут выполнить только отечественные истребители. На самом деле, это не совсем так: например, американский палубный многоцелевой истребитель McDonnell Douglas F/A-18 Hornet способен показать очень похожий маневр с полутора тоннами ракет, расположенными под крылом.

Василий Парфенов

youtube

Нажми и смотри

Приведенное выше видео — достаточно старое, это запись демонстрационных полетов, где показывалась высочайшая маневренность проверенного временем «Шершня» в боевых условиях. Отечественные самолеты почти на каждом авиашоу демонстрируют «кобру», но делают это без ракет или иных боеприпасов на подвеске. И это при том, что зачастую необходимость столь необычного маневра объясняется возможностью так уклониться от огня противника в ближнем бою или не дать ему нацелить ракеты.

Ранее упоминалась и возможность «увернуться» от ракет, однако данная версия несостоятельна, так как пилот, скорее всего, не успеет среагировать на подлет боеприпаса вовремя, а даже если и заметит его приближение, то из радиуса поражения боеголовки выйти не успеет.

Тем не менее, справедливым будет заметить, что выполняемые F-18 на записи трюки — не совсем «кобра» в том виде, как ее показывают российские истребители семейства Су-27. Дело в том, что школы высшего пилотажа сильно отличаются между странами. Чтобы понять эти различия, обратимся к истории «Кобры Пугачева».

Впервые публика увидела это зрелищное представление на Авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 в исполнении советского пилота Виктора Пугачева. Несмотря на то, что он не был первым летчиком, сделавшим «кобру», фигуру высшего пилотажа назвали его именем. На самом деле, ее «открывали» трижды и лишь раз намеренно. В конце 1970-х, в СССР пионером стал Игорь Волк, когда из-за его ошибки Су-27 вышел на закритические углы атаки и электродистанционная система управления (ЭДСУ) самолета перестала функционировать.

Чтобы спасти машину, Волк отключил автоматику управления рулями и обнаружил, что истребитель самостоятельно вернулся к горизонтальному полету. Позднее, маневр не раз совершался намеренно и появилась инструкция для его выполнения.

В 1967 году «кобру» случайно исполнил сирийский летчик Мухаммад Мансур во время обкатки советских Миг-21. «Маневр нулевой скорости» пытались применять в воздушном бою в ходе арабо-израильской войны 1973 года, однако данных по его эффективности в открытых источниках нет.

Судя по всему, раньше всех эту фигуру высшего пилотажа именно придумали, а не обнаружили случайно, шведские летчики в конце 1950-х. Они пытались обуздать сложный в управлении неустойчивый в полете истребитель Saab 35. Эта машина во многом опередила свое время, а ее испытания были омрачены несколькими смертями. Чтобы как-то противостоять падению подъемной силы крыла самолета при больших углах атаки, пилоты разработали ряд действий, которые со стороны выглядели как постановка самолета вертикально носом вверх на короткое время.

От этого и пошло шведское название — kort parad («короткий парад», ведь машина будто встает по стойке «смирно»).

В силу секретности и в обстановке холодной войны об изобретении шведов никто и не мог узнать, так что неудивительна ассоциация «Кобры Пугачева» с советскими истребителями, которые первыми показали этот маневр на публике. Описание фигуры высшего пилотажа не содержит строгих требований к максимальному углу атаки, главное, чтобы он был 90 градусов и больше. Экспериментальный Су-37 с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением может фактически лететь хвостом вперед некоторое время (угол атаки 150-180 градусов). В целом, «стоять на хвосте без набора высоты» может большое количество современных самолетов, включая F-35 и F-22, а также разработанный на пару лет раньше чем Су-27 многоцелевой истребитель-штурмовик F/A-18.

Вопрос боевого применения «кобры» не раз обсуждался и единого мнения нет. Некоторые эксперты и летчики утверждают, что такой резкий сброс скорости может быть полезен в реальном бою и есть положительные примеры. Однако Петр Денейкин, бывший главком ВВС СССР и России, заявлял, что эта информация сильно преувеличена и кроме как для шоу, данный фокус не подходит. Американские военные специалисты крайне сдержанно относятся к идее использования фигур высшего пилотажа в реальном бою.

Стиль ведения военных действий ВВС США предполагает уничтожение авиации противника на дальней дистанции, как наиболее безопасный. Для реализации этого истребители никогда не сражаются без поддержки самолетами ДРЛО и тщательной всесторонней разведки. А с точки зрения ухода от преследователя и попытки атаковать его, гораздо более практичным является маневр Хербста — J-образный разворот с небольшим набором высоты.

До последнего микрона — Конструкторское бюро радиоаппаратуры КОБРА

Отечественная тонкопленочная пьезоэлектроника выходит на лидирующие позиции

Предназначенная для бортового оборудования новейших истребителей МиГ-29КР/КУБР и Су-35, а также вертолетов Ка-52 пьезоэлектрическая наклонная платформа ПНП-10 превосходит многие мировые аналоги. Она разработана и запущена в производство зеленоградским научно-исследовательским институтом «Элпа».

Российский экспорт вооружений активно растет уже несколько лет подряд, свидетельствует Стокгольмский институт исследований проблем мира (SIPRI). Истребители МиГ-29 и Су-30, вертолеты Ми-35М и Ми-28, танки Т-90А, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А – далеко не полный перечень хитов отечественного ОПК на мировом рынке. Но как справедливо отмечают эксперты, методика, используемая SIPRI, – подсчет так называемых платформ, то есть поставленных заказчикам готовых изделий, не дает достоверной картины, ведь многие страны поставляют за рубеж в первую очередь микроэлектронику, высокотехнологичные элементы, узлы и агрегаты.

Следует признать, что до недавнего времени проблема создания собственной элементной базы, а также разработка и серийный выпуск на ее основе узлов и агрегатов для различных образцов вооружения и военной техники стояли перед отечественной промышленностью достаточно остро. Программа импортозамещения пусть и с трудом, но смогла развернуть ситуацию, и сейчас нам уже есть чем гордиться.

Секрет сверхточности

Если сравнивать фото и видео современных российских истребителей с их западными «конкурентами», на наших машинах сразу бросается в глаза характерный каплевидный выступ, расположенный перед кабиной пилота, – так называемая оптико-локационная станция (ОЛС). Раньше она предназначалась исключительно для поиска летательных аппаратов противника по их инфракрасному излучению. Новейшие ОЛС-У (для истребителей МиГ-29К/КУБ), ОЛС-35 (Су-35) и другие способны обнаруживать, захватывать и сопровождать воздушные, наземные и надводные цели, подсвечивать их лазерным излучением и т. д.

Понятно, что для выполняющих полеты на сверхзвуковых скоростях истребителей в условиях воздушного боя и при нанесении ударов по наземным объектам точность перемещения оптических и лазерных систем, составляющих основу оптико-локационных станций, должна измеряться не сантиметрами и даже не миллиметрами, а микрометрами.

Но как добиться такой точности?

В настоящее время для управления прецизионными и адаптивными оптическими системами используются устройства, в основе которых лежат так называемые актюаторы из тонкопленочной пьезокерамики.

«Делается слой толщиной от 10 до 100 микрон, а из таких слоев формируется пьезопакет, достигающий толщины от 2 до 100 миллиметров. При приложении определенного потенциала к структуре пьезопакета он может осуществлять достаточно большие перемещения, в некоторых случаях до 100 микрон. Если для управления твердой керамикой требуется напряжение до одного киловольта, то для тонкослойной – от 90 до 150 вольт», – раскрывает преимущества разработки генеральный директор ОАО «НИИ «Элпа» Сергей Нерсесов.

Интересно, что для управления зеркалами, установленными в новейших оптико-локационных станциях ОЛС-УЭ закупленных военно-морскими силами Индии палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, использовался блок с пьезоприводами семейства S-330 немецкой фирмы «Физик инструментс» (Physik Instruments).

ПДо последнего микронаьезонаклонная платформа S-330 – высокотехнологичное изделие с углами наклона до 10 мрад (миллирадиан), в основе которого лежат две пары дифференциально-управляемых актюаторов. Следует отметить, что данные платформы не только стоят в российских ОЛС, но и активно закупаются американскими, французскими, израильскими фирмами – изготовителями высокоточных авиационных оптико-электронных систем.

Но для наших МиГ-29К/КУБР, которые в ближайшее время пополнят авиационный парк палубной авиации ВМФ России, инженеры-разработчики НИИ «Элпа» смогли создать свою пьезоплатформу ПНП-10, не только не уступающую S-330, но и по определенным характеристикам превосходящую ее.

«Наша пьезоплатформа состоит из четырех актюаторов, расширяющихся на 40 микрон при подаче напряжения. Система управления ПНП обеспечивает перемещение актюаторов по специальной программе. Сами актюаторы воздействуют на платформу, на которой расположено поворотное зеркало, отклоняющееся в двух плоскостях (оси Х и У. – А.Р.) на 10 мрад. На дальности до пяти километров наши платформы обеспечивают точность наведения до одного метра», – рассказывает разработчик уникальной пьезоплатформы Анатолий Гриценко.

В ПНП-10 специалисты из Зеленограда внедрили собственное ноу-хау – тензорезисторы, используемые для обратной связи и устранения так называемого увода. «На наших актюаторах размещаются специальные тензорезисторы, использующиеся для обратной связи, за счет чего увеличивается разрешение (минимально возможное перемещение рабочего тела актюатора на единицу подаваемого напряжения. – А.Р.). Чтобы было понятно: без тензорезисторов точность работы актюаторов – 10–15 нанометров, а с использованием тензорезисторов этот показатель достигает одного нанометра! Соответственно увеличивается точность наведения», – объясняет суть новшества Андрей Дайнеко, директор центра управления проектами НИИ «Элпа».

Но точность актюатора зависит не только от использования тензорезисторов. Важнейшую роль играет источник питания, который непосредственно подает ток на несколько пьезоплатформ. Сам ИП – это фактически мини-компьютер, в основе которого лежит программируемый блок, подающий в зависимости от полученной команды электрические импульсы на актюаторы платформ по сложным алгоритмам.

«Наш источник питания – отдельная оригинальная разработка, выполненная НПК «СПП» из Великого Новгорода. Он обеспечивает точность подачи напряжения до десятка нановольт, за счет этого многократно увеличивается разрешение позиционирования самого зеркала. Ведь актюатор отслеживает любые колебания напряжения, что серьезно влияет на его точность», – комментирует Андрей Дайнеко.

Но не только высокая точность отличает российское изделие от зарубежных аналогов. В частности, в электронно-оптических системах, где используются немецкие S-330, зачастую бывают отказы, так как актюаторы не всегда выдерживают слишком большие боковые изгибы и разваливаются при возникающих перегрузках. «Разрабатывая ПНП-10, мы сразу обратили внимание на проблему живучести актюаторов и увеличили площадь их сечения в полтора раза. Возросла прочность, а значит, стала выше ресурсная наработка. Провели испытание на долговечность и достигли показателя 30 тысяч часов. Ставили три актюатора, подавали на них напряжение и непрерывно «долбили» их при температуре +85 градусов. В процессе испытания через каждую тысячу часов замеряли физические свойства. 30 тысяч часов – имеется в виду непрерывная работа. Если измерять в импульсах, то этот показатель многократно увеличится. Самолет столько не живет!», – отмечает Виктор Никифоров, заместитель руководителя научно-производственного комплекса по науке.

В настоящее время ПНП-10 проходят испытания в составе оптико-локационных станций, предназначенных для истребителей МиГ-29КР/КУБР, Су-35, и в составе системы лазерной подсветки цели новейших разведывательно-ударных вертолетов Ка-52.

Круг возможного применения ПНП-10 – для прицельного комплекса «Аллигатор», а также подвесного прицельного контейнера, который планируется для использования на таких машинах, как Су-35, МиГ-29 и Т-50.

Взгляд в будущее

Конструкторы и инженеры НИИ «Элпа» не стоят на месте. Сейчас, когда ПНП-10 доведена до серийного производства, на ее базе планируется создать линейку пьезоплатформ, различающихся разрешением, величиной перемещения и т. д. Кстати, благодаря уникальной технологии самой тонкопленочной пьезокерамики, разработанной в НИИ «Элпа» за несколько лет фактически с нуля, актюаторы получаются дешевле, чем у иностранных конкурентов.

«Актюатор многослойный, а значит, на нем много контактов. При изготовлении слои спекаются при очень высоких температурах, поэтому для контактных площадок используется палладий – не самое дешевое сырье. Мы же нашли способ уменьшить температуры спекания, что привело к сокращению потребности в палладии более чем на 30 процентов. Соответственно упала и себестоимость. Чтобы читателям было понятно: актюатор набирается из так называемых кубиков. К примеру, в одном 70-миллиметровом актюаторе ПНП-10 их 30. На мировом рынке стандартная цена одного 40–50-слойного кубика порядка четырех евро. Наш обойдется примерно на четверть дешевле. А линия по производству тонкопленочной пьезокерамики уже сейчас готова выпускать до миллиона таких кубиков в год», – констатирует Андрей Дайнеко.

На базе ПНП-10 также создается пьезоплатформа линейного перемещения, то есть двигающаяся в плоскостях не только Х и У, но и Z. Такое изделие востребовано и в авиации, и для космических программ, необходимо для разведывательных систем, а также высокоточного оружия. По словам представителей НИИ «Элпа», институт ведет в этом направлении совместные работы с несколькими предприятиями, но говорить о конкретных результатах пока рано.

Еще одно важное применение тонкопленочной пьезокерамики – системы виброгашения. «Первыми их испытали американские авиапроизводители на самолете F-16. Для гашения вибраций хвостового оперения использовались специальные панели из ленточных актюаторов. Принцип работы достаточно простой. У нас есть элемент конструкции самолета, который колеблется, а мы в противофазе ставим актюатор, который давит с противоположной стороны. Наш институт предлагает более интересный вариант – использовать пьезоплатформы как своего рода амортизаторы. В частности, это очень важно для узлов и агрегатов атомных подводных лодок. Мы проводили совместные исследования с институтом механики РАН и пришли к выводу: если на некоторые узлы и механизмы АПЛ установить ПНП, то можно свести вибрацию практически к нулю!» – резюмирует Андрей Дайнеко.

НИИ «Элпа» – предприятие, создавшее за считаные годы не только собственную пьезоплатформу, но и уникальную технологию тонкопленочной пьезокерамики, позволяющую серийно выпускать новые, во многом не имеющие в мире аналогов изделия, которые находят применение во многих отраслях ОПК.

Автор: Алексей Рамм

Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/28609

Источник: topwar.ru

Системы защиты авиации от современных средств поражения

Истребитель МиГ-29 выбрасывает тепловые цели. Изучается возможность установки на воздушные суда новых радиочастотных ловушек

Относительно недавние воздушные операции во время ливийского кризиса вновь заострили внимание на системах защиты средствами радиоэлектронной борьбы, также известных как подсистемы защитных средств или Dass (defensive aids sub system). С угрозой, исходящей от современной интегрированной системы ПВО, оснащенной российскими С-300 и С-400 или китайскими комплексами ПВО, НАТО никогда прежде не сталкивалась в военных операциях.

Лишь электромагнитный сигнал, неправильно показавший во время ливийских операций наличие «двузначного» российского ракетного комплекса ПВО, смог временно приостановить воздушные операции. Чтобы справляться с этими угрозами западные ВВС взяли на вооружение самое передовое сочетание технологий живучести, например это радиочастотные глушители, малая заметность, наведение на цель на дистанции вне досягаемости средств поражения и высокоточные боеприпасы. Однако, против современных ракет с радиолокационным наведением, которые при поиске цели могут переключаться в режим самонаведения на источник помех, решением являются активные внешние ловушки.

Компании и правительственные организации в сфере радиоэлектронной борьбы совсем недавно показали разработки активных, развертываемых радиочастотных ловушек, знаменующие возврат к концепции, которая была начата в конце Холодной войны, но уже на новом уровне. Это так называемые волоконно-оптические буксируемые ловушки FOTD (fiber-optic towed decoy) к которым относятся ALE-55 от BAE Systems и X-Guard от Rafale, Ariel от Selex ES, Sky Buzzer от Cassidian и, наконец, ALE-70 FTOD от BAE Systems. Но как мы увидим далее, наилучшие возможности самозащиты определяются комбинацией систем, способных справиться с радиочастотными, инфракрасными и лазерными угрозами.

В воздушных операциях над Ливией были проверены возможности комплекта радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Praetorian для истребителя Eurofighter Typhoon, производимого четырьмя компаниями консорциума EuroDASS. Это Selex ES, Elettronica, Indra и Cassidian, две первые фирмы отвечают за состав комплекта. Praetorian имеет в своем составе полностью интегрированный комплект радиотехнической разведки/радиоэлектронного подавления всеракурсного покрытия на 360° с высокочувствительным приемником предупреждения о радиолокационном облучении с широкополосными супергетеродинными приемниками, соединенный с активным импульсно-доплеровским устройством предупреждения о ракетной атаке, а также подсистему радиоэлектронного подавления с технологией цифровой памяти высоких частот Digital RF Memory (DRFM). Весь комплекс предоставляет полный набор когерентных и некогерентных средств радиоэлектронной борьбы с трансляцией сигнала с борта воздушного судна и с внешних устройств, к последним относятся две активные волоконно-оптические буксируемые ловушки FOTD от Selex ES. Комплект радиоэлектронной борьбы Praetorian вместе с компьютером Defensive Aids Computer (DAC), системой сбрасывания средств РЭП (CMDS) на базе автомата сбрасывания дипольных отражателей и ложных тепловых целей от Saab BOL и системой предупреждения о лазерном облучении Selex ES (самолеты только Великобритании и Саудовской Аравии) образует подсистему защитных средств DASS истребителя Eurofighter Typhoon, которая обеспечивает пилота ситуационной осведомленностью и активными средствами борьбы с радиоуправляемыми угрозами.

Усовершенствования авиационных средств радиотехнической разведки и радиоэлектронного подавления (обозначение Tranche 3) были сосредоточены на улучшении излучающей мощности глушения за счет модификации антенн, но в тоже время консорциум EuroDASS предлагает новые возможности для экспортных кампаний, включая добавление цифрового приемника, расширенное покрытие в низкочастотном спектре и добавление интерферометрического приемника с функциями геолокации. В сфере глушения консорциум EuroDASS ориентирован на узкополосное глушение, более мощные антенны, новые методики РЭП, тогда как система противоракетной защиты должна быть улучшена за счет установки нового пассивного приёмника предупреждения об обнаружении ракеты дополнительно к тем активным устройствам, которые уже имеются на борту самолета.


Консорциум EuroDASS, включая Selex ES и Elettronica, ответственные за интеграцию комплекта, совместно с компаниями Indra и Cassidian предлагает современный комплект РЭБ для воздушных судов

Изображение с новой системы предупреждения о ракетной атаке DDM-NG от MBDA, являющейся частью комплекта РЭБ, который установлен на борту новейшего истребителя Rafale французских ВВС и авиации ВМС

Впрочем, самым новейшим компонентом защиты бортовыми средствами, который должен заменить систему Captor, является новый радар с активной антенной решеткой с электронным сканированием, поэтапно получивший пассивные, активные радиочастотные возможности.

Другой платформой успешно применявшейся в ливийском кризисе был боевой самолет Dassault Rafale. В сентябре 2013 года французское агентство оборонных закупок приняло поставки первого Rafale из четвертой партии, который в настоящее время оборудован радаром с активной фазированной антенной решеткой Thales RBE 2 и усовершенствованной версией комплекта РЭБ Spectra, разработанного Thales Airborne Systems и MBDA France. Он включает пассивное устройство предупреждения о ракетном нападении нового поколения DDM NG от MBDA со значительно улучшенным полем зрения, дальностями обнаружения и низкой частотой ложных срабатываний по сравнению с прежним вариантом. Система Rafale Spectra – это комплексный и полностью интегрированный комплект, который гарантирует даже в самых сложных условиях с множеством угроз электромагнитное обнаружение, предупреждение о лазерном облучении, предупреждение о ракетной атаке с использованием технологии пассивного инфракрасного обнаружения от компании MBDA, глушение множественных угроз с помощью управляемого луча и сбрасывания дипольных отражателей и ложных тепловых целей также от MBDA.

Eurofighter Typhoon – это один из немногих боевых самолетов, оборудуемый с самого начала разработки волоконно-оптическими буксируемыми ловушками. Самолет также является кандидатом на установку сбрасываемых радиочастотных ловушек BriteCloud

Как часть варианта интегрированного комплекта авионики для F-35 система AN/ASQ-239 Barracuda от BAE Systems ведет свое начало от комплекта AN/ALR-94 EW истребителя F-22 Raptor. Она обеспечивает меры обеспечения РЭБ и высокочувствительное электронное наблюдение вдобавок к полноспектральной ситуационной осведомленности и многоспектральным средствам борьбы с ракетами

Selex ES заканчивает разработку сбрасываемой ловушки DRFM (Digital Radio Frequency Memory), которая поступит на рынок в середине 2014 года. Brite Cloud позволит оборудовать старые и новые самолеты новейшей технологией стоимостью значительно ниже по сравнению с буксируемыми радиочастотными ловушками

Несколькими месяцами ранее (февраль 2013 года) было объявлено о работах по снижению рисков для версии F-3R Rafale, которые завершатся в 2018 году. В рамках этих работ будут установлены подвесной контейнер целеобнаружения Thales PDL-NG и ракета «воздух-воздух» MBDA Meteor дальнего действия, а также проведены усовершенствования системы Spectra. Эта часть поэтапной программы модернизации, последний этап НИОКР которой в также известен как Incas (INtegration de nouvelles CApacitеs a Spectra), предусматривает улучшение обнаружения и глушения и установку новейшего варианта передающих модулей не только в радар RBE2, но также в комплект Spectra. Вдобавок к общим вычислительным ресурсам радар с активной антенной решеткой может в отдаленной перспективе использоваться как часть возможностей самозащиты.

Быстрое распространение «двузначных» российских и китайских активных и полуактивных ракет класса «земля-воздух» и радиоуправляемых ракет класса «воздух-воздух» подтолкнуло специалистов РЭБ к разработке нового поколения сбрасываемых радиочастотных средств борьбы.

Компания Selex ES разработала автономную сбрасываемую ловушку с технологией Digital Radio Frequency Memory (DRFM – цифровая память высоких частот) для реактивных самолетов и дала ей имя BriteCloud; она будет доступна на рынке с середины 2014 года. Она обеспечит внешние (забортовые) возможности быстрого реагирования, которые позволят обмануть радиочастотные головки самонаведения ракет и радаров управления огнем за счет большой дистанции промаха и срыва захвата цели благодаря автономной когерентной выработке частот и мощным аккумуляторам, которые позволяют, по меньшей мере, ловушке «прожить» десять секунд после активации.

BriteCloud разбрасывается в начальном формате из стандартного 55-мм пиропатрона; в компании Selex ES заявляют, что система будет установлена, по крайне мере, на три платформы (Eurofighter Typhoon, Saab Gripen и Panavia Tornado). Она позволит оборудовать различные существующие и новые платформы новейшей технологией радиочастотного глушения по значительно меньшей стоимости по сравнению с буксируемыми ловушками с минимальным или нулевым уровнем интеграции, при этом стоимость новой системы будет весьма конкурентной по сравнению со стоимостью технологии TRD. По данным компании Selex, автомат сбрасывания BriteCloud, по меньшей мере, вдвое эффективнее внебортовых изделий прежнего поколения, как например, простые активные ловушки на базе репитера, которые способны бороться только с источниками непрерывного излучения. Система длиной 200 — 375 мм подходит для установки на различные платформы, масса соответствует стандартной массе тепловой ловушки 0,7 – 0,85 кг, срок хранения составляет примерно пять лет.

Как часть уже упомянутого поэтапного подхода Incas по совершенствованию комплекта для Rafale французское агентство оборонных закупок начало научно-исследовательскую программу по сбрасываемой радиочастотной ловушке, которая впервые была представлена на парижском авиашоу в 2013 году. Новая радиочастотная ловушка, разработанная компанией MBDA, получила обозначение LEA (leurre еlectromagnеtique actif). «Воздушное средство» в настоящее время проходит испытания, а компания Thales, как ожидается, примет участие в этом проекте, хотя пока не представлено официального подтверждения.

Для того, чтобы справиться с перспективными требованиями к РЭБ и преодолеть проблему морального старения командование авиационных систем флота недавно выдало компании Lockheed Martin контракт предусматривающий «перекомпоновку и квалификацию замены компонентов системы РЭБ для единого ударного истребителя F-35 Lightning II Joint Strike Fighter».

Система AN/ASQ-239 Barracuda от компании BAE Systems является доработанным вариантом комплекта РЭБ AN/ALR-94 для F-22 Raptor и предоставляет радиоэлектронное обеспечение и возможности высокочувствительного электронного наблюдения, ситуационную осведомленность и многоспектральные противоракетные средства. По данным некоторых источников, Barracuda предлагает точную геолокацию и позиционирование потенциальных вражеских излучателей без необходимости триангуляции и таким образом участия другого воздушного судна. Система Barracuda также интегрирована с каналами данных системы связи навигации и сбора информации Communications, Navigation and Intelligence (CNI) от Northrop Grumman с целью распределения данных в реальном времени, а также радаром APG-81 AESA, который проводит радионаблюдение и глушение и имеет возможности по ведению кибервойны.

Сообщается, что программа технологического обновления связана только с аппаратными модулями и не затронет системы противодействия и антенны. Усовершенствования, которые должны быть проведены, относятся к самолетам так называемой начальной партии 7, на базе базового программного обеспечения и возможностей самолета в варианте Block 3. Ожидается, что работы на всех самолетах ВВС США и иностранных заказчиков завершатся к марту 2018 года.

Впрочем, президентский бюджетный запрос на 2014 год предоставляет больше информации по комплекту F-35 EW, особенно по сбрасываемым средствам защиты для самолетов с малозаметными признаками. В описании к запросу ВМС США по сбрасываемым средствам защиты группируются вместе «все уникальные меры противодействия для единого истребителя, особенно ALE-70, MJU-68, MJU-69 и CCU-168». В то время как контракты по специально доработанным тепловым ловушкам MJU-68/69 и пиропатронам CCU-168 для истребителя F-35 уже были выданы компании BAE Systems, министерство обороны впервые сообщило о существовании сбрасываемых средств противодействия ALE-70. Исходя из собранных по этой системе данных, ALE-70 представляет собой радиочастотную буксируемую ловушку. В последнем случае ловушка FOTD должна работать от бортового генератора F-35, что могло бы подразумевать использование радиочастотного глушителя.


Схема всех установленных сенсоров на борту истребителя F-35 Lightning II. По данным из бюджетных документов США, на F-35 будут установлены радиочастотные буксируемые ловушки

Исходя из своего опыта и ноу-хау по системам Dircm для самолетов и вертолетов, компания Northrop Grumman недавно представила низкопрофильную Dircm для реактивной авиации, первым ее приложением должен стать истребитель F-35

Недавно компания Northrop Grumman объявила о разработке системы направленного противодействия ИК-системам наведения dircm (directional infrared countermeasures system) для реактивных самолетов, первым применением которой, как ожидается, будет F-35. По данным Northrop Grumman, вскоре должно быть выпущено требование к подобному оборудованию. Основываясь на опыте, полученном с прежними системами, включая программу американской армии по системе противодействия ИК-системам наведения Common infrared Countermeasures (circm), компания Northrop Grumman в сентябре 2012 года представила прототип системы Threat Nullification Defensive Resource (ThNDR), испытания которой завершились к концу 2013 года. Хотя до сих пор не было выпущено ни одного требования, компания работает на опережение с целью готовности к неизбежному запросу на обновление программного обеспечения F-35 Block 5, намеченного на начало 2020-х годов. ThNDR отличается малозаметным компактным блоком с уменьшенными размерами, в котором заключены устройство указания и слежения и лазер; исходя из этих данных, блок должен иметь меньший по размерам, более мощный лазер, требующий жидкостного охлаждения. Для того, чтобы на F-35 можно было установить две головки глушения для обеспечения сферического покрытия, ThNDR будет соединен с РЛС с распределенной апертурой AN/AAQ-37 той же компании, которая имеет шесть инфракрасных датчиков для всеракурсного покрытия 360° вокруг самолета, обеспечивая предупреждение о ракетной атаке и точное ориентирование, что поддержит работу головок глушения системы направленного противодействия ИК-системам наведения. Кроме того, по данным компании Northrop Grumman, кроме ракет «земля-воздух» ThNDR должна справляться с угрозами «воздух-воздух» с ИК-наведением, что предусматривает поставку системы во внутреннем и внешнем (контейнерном) исполнении для других платформ, например F-22, F-15 и F-16.

В рамках соглашения, подписанного в феврале 2013 года, между шведским управлением оборонных закупок и компанией Saab, последняя разрабатывает вариант Gripen E, до которого будут модернизированы 60 самолетов Gripen C. Новейшая модель, которую как ожидается, закупит Швейцария, будет иметь современный комплект РЭБ, который по задумке должен справляться с угрозами 2020-х годов, обеспечивая эффективное обнаружение, идентификацию и подавление известных и будущих угроз, одновременно содействуя слиянию сенсоров с целью повышения уровня осведомленности пилотов.

Самолет Gripen E будет иметь интегрированный комплект РЭБ, включая приемник радиолокационного облучения/радиотехнической разведки с широким частотным диапазоном, интерферометрические пеленгаторы и широкополосные цифровые приемники, подсистемы радиоэлектронного подавления на базе широкополосного покрытия и трансмиттеры с активной антенной решеткой. Система сбрасывания средств РЭП CMDS будет базироваться на автоматах сбрасывания: 4 (плюс 2 опционально) пиротехнических Bop и 4 (плюс 2 опционально) электромеханических Bol. В соответствии с графиком программы разработка продлится до 2019 года, первые поставки начнутся в конце 2017 года. Начальный срок поступления в войска запланирован во второй половине 2018 года, тогда как полная эксплуатационная готовность самолета будет достигнута к середине 2023 года.

Компания ELISRA и дроны

Уменьшенные размеры и энергоснабжение заставили компанию Elisra, входящую в Elbit Systems group, начать перекомпоновку своих самых продвинутых мультиспектральных систем DAS и ESM в единый быстросъемный блок. Elisra пошла по пути концепции «всё в одном» и адаптации к определенной платформе тем самым, упростив и снизив опорную площадь для установки и стоимость обслуживания. Spectrolite SPS-65V-5 состоит из четырех подсистем, включая широкополосные цифровые приемники SPS-20, которые определяют импульсные радары и радары с непрерывным излучением от низких частот 64 МГц до 18 ГГц, узкополосный цифровой приемник NBDR-25 для обнаружения радаров с непрерывным излучением с высокой частотой повторения импульсов и низкой эффективной мощностью излучения, систему предупреждения о лазерном облучении LWS-20 и контроллер, который управляет компонентами системы с соответствующими мерами противодействия. Стоит отметить, что одна из специальных конфигураций, упомянутая выше, включает конфигурацию, созданную специально для дронов, как правило, это дрон Hermes 900. Считается, что система станет «первой» в своем роде.

Eurofighter Typhoon имеет комплект ESM/ECM, включающий внутреннюю систему электронного радиопротиводействия и буксируемые волоконно-оптические ловушки

Компания ELETTRONICA

Итальянская компания Elettronica разработала концепцию «всё в одном» создав интегрированную систему РЭБ, в которой цифровые и радиочастотные ресурсы распределяются между различными основными функциональностями в соответствии с критерием интеллектуального приоритета. По данным компании Elettronica, Virgilius, разработанная на собственные средства, представляет собой полностью цифровую сетевую, модульную и интегрированную систему, характеризующаяся инновационным элементами, включая так называемую методику Multi-Domain DOA Estimation с целью получения необходимой точности в существующем размере/объеме и установленной чувствительности для эмиттеров с малой вероятностью перехвата, независимо от их сигнальных характеристик. Отличаясь инновационной архитектурой и компонентами, которые, как заявляют в компании Elettronica, значительно снижают стоимость блока, легко устанавливающийся внутри или снаружи в контейнер благодаря компоновке «всё в одном», Virgilius представляет собой систему, управляющую комплектом РЭБ, где три основных функции (информированность об угрозе, наблюдение и глушение) выполняются ресурсами, разделяемыми между этими функциями, что позволяет получить программируемую, легкую и с меньшим энергопотреблением систему. Способная принять полный диапазон нынешних и перспективных нерадиочастотных сенсоров и исполнительных элементов, система Virgilius включает технологию полупроводниковых глушителей DRFM. На сегодняшний день единственным применением этой системы является самолет итальянских ВВС AgustaWestland CSAR AW101.

Итальянская компания Elettronica разработала концепцию «всё в одном», создав интегрированную систему РЭБ Virgilius

В США промышленность и государственные структуры активно работают над технологиями РЭБ, включая различные программы, например адаптивные меры противодействия радарам ARC (adaptive radar countermeasures). Целью программы ARC, финансируемой Управлением перспективных исследований и разработок министерства обороны США Darpa и возложенной на компанию BAE Systems, является разработка технологии комплекта РЭБ следующего поколения, которая позволит бортовым системам автоматически генерировать меры противодействия против новых, неизвестных и самонастраивающихся радаров в реальном времени и в реальных условиях. Параллельно американские компании в области РЭБ работают над новыми решениями для существующих и перспективных воздушных судов. Цифровая система РЭБ Dews от BAE Systems была установлена на истребитель Boeing F-15S Strike Eagle для Саудовской Аравии, заменив систему ALQ-135 от Northrop Grumman. Dews – это целиком цифровая система с технологией цифрового запоминания радиочастот (DRFM). Цели, определяемые системой Dews, соединяются с поисково-следящими данными от радара и ИК-устройств и выводятся на дисплеи в кабине F-15SA. ВВС США еще не решили, начинать ли программу замены ALQ-135 для своих самолетов F- 15.

Компания Exelis успешно завершила в середине сентября 2013 года финальные поставки командованию авиационных систем ВМС интегрированных систем электронных мер противодействия AN/ALQ-214(V)3. Система радиочастотных мер противодействия AN/ALQ-214(V)3 RF Countermeasures System (RFCM) установлена на самолеты F/A-18E/F Super Hornet американских ВВС, она является основной подсистемой внутри общего комплекта IDECM, который также включает Raytheon ALR-67(V)3 RWR, Raytheon AN/ALE-50 или BAE Systems AN/ALE-55 FOTD в дополнение к автомату сбрасывания ALE-47. Компания Exelis в настоящее время сосредоточена на поставке системы ALQ-214(V)4/5, которая усилит защиту палубных F/A-18C/D Hornet и самолетов F/A-18E/F, заменив систему ALQ-126B по контракту, выданному в 2012 году. ВВС США собираются модернизировать новейший парк самолетов F-16 Flight Falcon Block 40-52 с целью поддержания технологического уровня вплоть до момента замены на перспективный F-35 JSF. В тоже время, компания Exelis поставляет для иностранных заказчиков перспективную интегрированную систему РЭБ Advanced Integrated Defensive Electronic Warfare System (AIDEWS) для их самолетов F-16. Эта система конкурирует с комплектом РЭБ Advanced Countermeasures Electronic (ACE) от Raytheon, который базируется на прежних комплектах самозащиты Advanced Self-Protection Integrated Suite (ASPIS и ASPIS II).

Использованы материалы:
www.monch.com
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.cassidian.com
www.dassault-aviation.com
www.northropgrumman.com

Автор: Alex Alexeev

Источник: topwar.ru

«Что делает маневр «Кобра» возможным?» — Lockheed Paper с 1993 года

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.