Содержание

Вертолет Ми-24 🔥 конструкция, технические характеристики, применение

Ударный вертолет Ми-24 является первой специализированной штурмовой машиной подобного типа в СССР. Вертолет был создан в ОКБ Миля в конце 60-х начале 70-х годов прошлого века. Он до сих пор стоит на вооружении множества стран.

Вертолет Ми-24 обладает большим потенциалом модернизации, он не теряет своей боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. Именно данная машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолета.

Содержание

  1. История создания вертолета Ми-24
  2. Конструкция вертолета Ми-24
  3. Технические характеристики Ми-24
  4. Описание основных модификаций
  5. Преимущества и недостатки
  6. Боевое применение Ми-24
  7. Интересные факты

История создания вертолета Ми-24

Первый экземпляр имел кабину, в которой было два места, он был оснащен двойным управлением. Для нормального полета экипаж должен состоять из пилота и оператора, а в дальнейшей разработке в состав экипажа был добавлен еще и бортмеханик. Что касается грузовой кабины, то в первой модели она была рассчитана только на 8 человек. Вертолет был оснащен двумя дверьми по бокам грузового отсека. На окнах были установлены шкворневые системы, которые позволяют десантникам вести огонь из личного оружия во время полета.

Первые опытные вертолеты этой модели имели мало брони, она в основном была представлена бронированным лобовым стеклом и бронированными капотами двигателей. Именно по этим причинам пилотов первых Ми-24 оснащали бронежилетами и бронированными шлемами.

Вовремя разработки вертолета еще неготовой была система «Штурм», поэтому на первые агрегаты была установлена система вооружения с вертолета Ми-4, которая имела ручную систему управления. Заводские испытания Ми-24 начались в сентябре 1969 года, причем сразу изготовлялось десять вертолетов. Уже на конец 1970 года опытные модели были доработаны на устойчивость, и удлинили кабину. Именно в таком виде первые машины Ми-24 были поставлены в войска. Данную модель вертолета изготовляли в Арсеньеве, было собрано около 250 вертолетов. Эти машины поступали в войска, их использовали в основном десантники.

Ми-24 получил новый пулемет, который производит 4500 выстрелов в минуту. Был установлен новый ракетный комплекс под названием «Фаланга-П». Окончательная доводка машины была остановлена для введения принципиально новых качественных изменений. Во-первых, была изменена кабина пилотов. Она теперь была тандемной. Для повышения летных характеристик и управления был использован рулевой винт с вертолета Ми-14. Рулевой винт был толкающим, а заменили его на тянущий. На полную доработку вертолета Ми-24 ушло около восьми лет. Только с 1976 года Ми-24 начал поступать на вооружение войск, но достаточно массово.

Конструкция вертолета Ми-24

Вертолет Ми-24 изготовлен в классической схеме для одновинтовой машины. Он оснащен главным винтом, который имеет пять лопастей, и рулевым винтом, который состоит из трех лопастей. Лопасти винта изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, которая оповещает о трещинах и неисправностях в лопастях. Главный винт вертолета имеет наклон вперед почти на 5%, но, кроме этого, он еще наклонен на правую сторону почти на 3%. Это сделано для улучшения устойчивости вертолета при прямолинейном полете.

Большой особенностью этого вертолета являются крылья, которые имеют площадь в 6,75 м² и отрицательное строение V-12. Такая конструкция крыла дает подъемную силу в 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех опор, которые убираются, а передней опорой можно управлять в наземных условиях.

Кабина экипажа расположена в носовой части машины, причем она является тандемной. Оператор находится спереди, в носовой кабине. За ним немного выше (для лучшего обзора при полете) расположена кабина пилота, а бортмеханик помещается в отсеке оборудования, в котором укреплено откидное кресло. Кабины экипажа полностью герметичны и имеют систему вентиляции и обогрева. Причем микроклимат кабины имеет давление немного выше, чем снаружи вертолета. Это сделано для того, чтобы на борт вертолета не смогла попасть пыль или зараженный воздух. Кабина и некоторые части фюзеляжа оснащены бронированными плитами. Из брони также изготовлены лобовые стекла экипажа и спинки кресел.

Силовая установка данной машины представлена двумя двигателями модели ТВЗ, они соединены в одну силовую установку с помощью редуктора. Два двигателя предоставляют мощность в 4,4 тысячи лошадиных сил. Данные модели двигателей позволяют дополнительную установку воздухозаборников, а также устройств, которые экранируют выхлоп.

Топливо поступает от четырех баков общей емкостью в 2130 литров. Возможно установить дополнительные баки в средине вертолета и на пилонах крыльев.

Трансмиссия точно такая же, как установлена на вертолете Ми-8. Трансмиссия и двигатель имеют бронированную защиту от вражеских снарядов. Работа гидросистемы направлена на обеспечение управления вертолетом. Но существует и вспомогательная система, которая отвечает за выпуск шасси и его уборку.

На вертолете данной модели существует и воздушная система, задачей которой является обеспечение кондиционирования салона вертолета и поддержка работы тормозной системы на колесах. За счет системы кондиционирования экипаж может производить полеты при температурах от минус 50 до плюс 37 градусов. С помощью кислородной системы вертолет может производить полет при низком содержании кислорода в воздухе на высотах больше трех километров.

Все электрооборудование на борту машины работает от постоянного тока в 27 вольт. Электроэнергия поступает от двух генераторов, которые расположены на силовой установке. Кроме этого, вертолет Ми-24 оснащен двумя аккумуляторами.

За счет качественного навигационного оборудования пилотирование можно проводить в любое время суток и в плохих метеорологических условиях. Вертолет оснащен автопилотом и автоматической системой управления модели САУ, которая производит автоматическое вычисление крена и тангажа. С помощью радиокомпасов, установленных на борту машины, можно определять высоту и угол сноса вертолета. Экипаж имеет аппаратуру для связи, которая представлена радиостанцией типа УКВ и системой «Карат». На вертолете также установлена система оповещения об опасности и неполадках, она основана на речевых сообщениях. Кроме того, каждый пилот имеет собственную поисковую радиостанцию.

Технические характеристики Ми-24

Масса, кг:
пустого8500
нормальная взлетная11200
максимальная взлетная11500
Длина полная, м21,35
Размах крыла, м6,66
Диаметр несущего винта, м17,3
Диаметр рулевого винта, м3,91
Мощность двигателя, л.с.2х2225
Скорость, км/ч:
максимальная320
крейсерская264
Статический потолок без учета влияния земли, м2000
Динамический потолок, м4600
Дальность полета, км:
практическая595
перегоночная1000
Масса груза, кг:
нормальная1500
максимальная2400
на внешней подвеске2000
Экипаж, чел3
Число десантников, чел8
Встроенное вооружениепулемет ЯкБ-12,7
ПТРК9К113 «Штурм-В»

Описание основных модификаций

Первой серийной модификацией вертолета был Ми-24А, вооруженный пулеметом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолет за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” — такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолета.

Уже в 1971 году пошел на испытания Ми-24Б с улучшенным вооружением.

Пулемет заменили на ЯкБ-12,7 — оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.

Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолетов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью измененной носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.

В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.

Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошел в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолета показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика — Ми-24К.

Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на зараженных территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.

Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолет установили стеклопластиковый несущий винт, четырехлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолетов.

Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегченную конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

На сегодняшний день устаревшей является концепция применения Ми-24. Грузовой отсек, в который должны были помещаться десантники, так никогда и не использовался по назначению, зато он здорово утяжелил машину.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Боевое применение Ми-24

Когда американцы создавали свою “Кобру”, вовсю шла война во Вьетнаме, так что конструкторы заранее знали, на какой театр военных действий их машина отправится, и с чем там столкнется. А вот Ми-24 проектировался не для тех войн, в которых ему пришлось участвовать. Первыми конфликтами для “крокодилов” стали война за Огаден, где они наносили удары по сомалийским силам, и война Ливии с Чадом.

С января 1980 года “двадцатьчетверки” начали применяться в Афганистане. Именно эта война стала тем полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолетов и совершенствовалось его вооружение.

Первоначально Ми-24 казался не очень приспособленным для местных условий, его считали слишком тяжелым и недостаточно маневренным. Однако с течением времени “универсальные” Ми-8 для выполнения ударных задач стали применяться все реже, а вот Ми-24 – все чаще. По транспортному назначению “крокодил” почти не применялся. С десантом на борту маневренность падала еще сильнее, а сама кабина была слишком тесной.

В Афганистане отработали следующую тактику применения: пускались неуправляемые ракеты, за ними следовал огонь из пулемета или пушки, и, наконец, сбрасывались бомбы.

НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили более мощными С-8 калибра.

Некоторое количество Ми-24 оставалось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они воевали на стороне правительственных войск, а затем принимали участие в новом витке гражданской войны и появились уже и у противников режима.

После развала СССР Ми-24 применялись в Нагорном Карабахе, причем обеими сторонами. Российские “двадцатьчетверки” активно использовались в ходе войны в Чечне.

Ирано-иракская война интересна тем, что в ее ходе Ми-24 неоднократно применялись для воздушных боев. При выполнении таких “непрофильные” заданий иракским вертолетам удавалось сбивать даже истребители.

Впрочем, чаще всего схватки проходили между вертолетами. Противником “двадцатьчетверок” выступала “Кобра”, тоже слабо (если не хуже) приспособленная для воздушных боев. Исход таких схваток определялся обычно уровнем подготовки летчиков, но список побед машин Миля в итоге оказался длиннее.

Воевали Ми-24 в Анголе, в Индокитае расстреливали лагеря “красных кхмеров”, в Перу помогали бороться наркомафией. А в ходе войны в Сьерра-Леоне в 90е годы Ми-24 имелись в распоряжении ЧВК “ExecutiveOutcomes”.

В ходе гражданской войны в Сирии Ми-24 применяются как ВВС Сирии, так и российской авиацией.

К сожалению, именно Ми-24 (конкретно Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолетом, потерянным Россией в этом конфликте.

Интересные факты

Первые макеты Ми-24 (тогда еще В-24) были окрашены традиционно для советских вертолетов – однотонный темно-зеленый цвет и светло-голубой из фюзеляжа. Но уже опытный образец в 1969 году имел двухцветный деформирующий камуфляж.

В 1984 году для съемок фильма “Красный рассвет” были изготовлены “фальшивые” Ми-24. На французские вертолеты “Пума” установили макеты крыльев с блоками НАР, а нос закрыли обтекателем из тонированного стекла.

В целом получилась довольно сносная имитация ранних “двадцатьчетверок”, но обтекатель слишком сильно ухудшал обзор пилотов. В результате, когда те же вертолеты в той же роли появились в фильмах “Рэмбо-2” и “Рэмбо-3”, от их грима остались только крылья с ракетными установками. И сходство с Ми-24 было совершенно утеряно.

В менее известных боевиках, например, в “Красном скорпионе”, роль Ми-24 исполнял S-62, которому декоративные крылья с блоками НАР не обеспечивали даже минимального сходства с “Крокодилом”. А вот в фильме “Огненный лис” использовали не настоящие вертолеты, а радиоуправляемые модели — зато достоверно передающие облик ранних “Стаканов”.

Уже более трех десятилетий “крокодилы” воюют в разных уголках земного шара.

Когда-то они предназначались для переброски в тыл противника десантно-штурмовых подразделений, поддерживая их огнем. А в итоге им пришлось даже участвовать в воздушных боях, которые раньше считались надуманным сценарием, малоосуществимым в реальности. И “двадцатьчетверка” выдержала все испытания с честью, ее репутация “классического” ударного вертолета полностью заслужена.

Возможно Ми-24 не был самым лучшим вертолетом в своем классе. Но результативность его боевого применения, популярность среди пилотов и у заказчиков говорят сами за себя – это выдающаяся боевая машина, грозный враг и достойный соперник.

Вертолет Ми-24 🔥 конструкция, технические характеристики, применение

Ударный вертолет Ми-24 является первой специализированной штурмовой машиной подобного типа в СССР. Вертолет был создан в ОКБ Миля в конце 60-х начале 70-х годов прошлого века. Он до сих пор стоит на вооружении множества стран.

Вертолет Ми-24 обладает большим потенциалом модернизации, он не теряет своей боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. Именно данная машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолета.

Содержание

  1. История создания вертолета Ми-24
  2. Конструкция вертолета Ми-24
  3. Технические характеристики Ми-24
  4. Описание основных модификаций
  5. Преимущества и недостатки
  6. Боевое применение Ми-24
  7. Интересные факты

История создания вертолета Ми-24

Первый экземпляр имел кабину, в которой было два места, он был оснащен двойным управлением. Для нормального полета экипаж должен состоять из пилота и оператора, а в дальнейшей разработке в состав экипажа был добавлен еще и бортмеханик. Что касается грузовой кабины, то в первой модели она была рассчитана только на 8 человек. Вертолет был оснащен двумя дверьми по бокам грузового отсека. На окнах были установлены шкворневые системы, которые позволяют десантникам вести огонь из личного оружия во время полета.

Первые опытные вертолеты этой модели имели мало брони, она в основном была представлена бронированным лобовым стеклом и бронированными капотами двигателей. Именно по этим причинам пилотов первых Ми-24 оснащали бронежилетами и бронированными шлемами.

Вовремя разработки вертолета еще неготовой была система «Штурм», поэтому на первые агрегаты была установлена система вооружения с вертолета Ми-4, которая имела ручную систему управления. Заводские испытания Ми-24 начались в сентябре 1969 года, причем сразу изготовлялось десять вертолетов. Уже на конец 1970 года опытные модели были доработаны на устойчивость, и удлинили кабину. Именно в таком виде первые машины Ми-24 были поставлены в войска. Данную модель вертолета изготовляли в Арсеньеве, было собрано около 250 вертолетов. Эти машины поступали в войска, их использовали в основном десантники.

Ми-24 получил новый пулемет, который производит 4500 выстрелов в минуту. Был установлен новый ракетный комплекс под названием «Фаланга-П». Окончательная доводка машины была остановлена для введения принципиально новых качественных изменений. Во-первых, была изменена кабина пилотов. Она теперь была тандемной. Для повышения летных характеристик и управления был использован рулевой винт с вертолета Ми-14. Рулевой винт был толкающим, а заменили его на тянущий. На полную доработку вертолета Ми-24 ушло около восьми лет. Только с 1976 года Ми-24 начал поступать на вооружение войск, но достаточно массово.

Конструкция вертолета Ми-24

Вертолет Ми-24 изготовлен в классической схеме для одновинтовой машины. Он оснащен главным винтом, который имеет пять лопастей, и рулевым винтом, который состоит из трех лопастей. Лопасти винта изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, которая оповещает о трещинах и неисправностях в лопастях. Главный винт вертолета имеет наклон вперед почти на 5%, но, кроме этого, он еще наклонен на правую сторону почти на 3%. Это сделано для улучшения устойчивости вертолета при прямолинейном полете.

Большой особенностью этого вертолета являются крылья, которые имеют площадь в 6,75 м² и отрицательное строение V-12. Такая конструкция крыла дает подъемную силу в 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех опор, которые убираются, а передней опорой можно управлять в наземных условиях.

Кабина экипажа расположена в носовой части машины, причем она является тандемной. Оператор находится спереди, в носовой кабине. За ним немного выше (для лучшего обзора при полете) расположена кабина пилота, а бортмеханик помещается в отсеке оборудования, в котором укреплено откидное кресло. Кабины экипажа полностью герметичны и имеют систему вентиляции и обогрева. Причем микроклимат кабины имеет давление немного выше, чем снаружи вертолета. Это сделано для того, чтобы на борт вертолета не смогла попасть пыль или зараженный воздух. Кабина и некоторые части фюзеляжа оснащены бронированными плитами. Из брони также изготовлены лобовые стекла экипажа и спинки кресел.

Силовая установка данной машины представлена двумя двигателями модели ТВЗ, они соединены в одну силовую установку с помощью редуктора. Два двигателя предоставляют мощность в 4,4 тысячи лошадиных сил. Данные модели двигателей позволяют дополнительную установку воздухозаборников, а также устройств, которые экранируют выхлоп.

Топливо поступает от четырех баков общей емкостью в 2130 литров. Возможно установить дополнительные баки в средине вертолета и на пилонах крыльев.

Трансмиссия точно такая же, как установлена на вертолете Ми-8. Трансмиссия и двигатель имеют бронированную защиту от вражеских снарядов. Работа гидросистемы направлена на обеспечение управления вертолетом. Но существует и вспомогательная система, которая отвечает за выпуск шасси и его уборку.

На вертолете данной модели существует и воздушная система, задачей которой является обеспечение кондиционирования салона вертолета и поддержка работы тормозной системы на колесах. За счет системы кондиционирования экипаж может производить полеты при температурах от минус 50 до плюс 37 градусов. С помощью кислородной системы вертолет может производить полет при низком содержании кислорода в воздухе на высотах больше трех километров.

Все электрооборудование на борту машины работает от постоянного тока в 27 вольт. Электроэнергия поступает от двух генераторов, которые расположены на силовой установке. Кроме этого, вертолет Ми-24 оснащен двумя аккумуляторами.

За счет качественного навигационного оборудования пилотирование можно проводить в любое время суток и в плохих метеорологических условиях. Вертолет оснащен автопилотом и автоматической системой управления модели САУ, которая производит автоматическое вычисление крена и тангажа. С помощью радиокомпасов, установленных на борту машины, можно определять высоту и угол сноса вертолета. Экипаж имеет аппаратуру для связи, которая представлена радиостанцией типа УКВ и системой «Карат». На вертолете также установлена система оповещения об опасности и неполадках, она основана на речевых сообщениях. Кроме того, каждый пилот имеет собственную поисковую радиостанцию.

Технические характеристики Ми-24

Масса, кг:
пустого8500
нормальная взлетная11200
максимальная взлетная11500
Длина полная, м21,35
Размах крыла, м6,66
Диаметр несущего винта, м17,3
Диаметр рулевого винта, м3,91
Мощность двигателя, л. с.2х2225
Скорость, км/ч:
максимальная320
крейсерская 264
Статический потолок без учета влияния земли, м2000
Динамический потолок, м4600
Дальность полета, км:
практическая595
перегоночная1000
Масса груза, кг:
нормальная1500
максимальная2400
на внешней подвеске2000
Экипаж, чел3
Число десантников, чел8
Встроенное вооружениепулемет ЯкБ-12,7
ПТРК9К113 «Штурм-В»

Описание основных модификаций

Первой серийной модификацией вертолета был Ми-24А, вооруженный пулеметом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолет за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” — такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолета.

Уже в 1971 году пошел на испытания Ми-24Б с улучшенным вооружением.

Пулемет заменили на ЯкБ-12,7 — оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.

Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолетов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью измененной носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.

В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.

Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошел в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолета показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика — Ми-24К.

Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на зараженных территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.

Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолет установили стеклопластиковый несущий винт, четырехлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолетов.

Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегченную конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

На сегодняшний день устаревшей является концепция применения Ми-24. Грузовой отсек, в который должны были помещаться десантники, так никогда и не использовался по назначению, зато он здорово утяжелил машину.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Боевое применение Ми-24

Когда американцы создавали свою “Кобру”, вовсю шла война во Вьетнаме, так что конструкторы заранее знали, на какой театр военных действий их машина отправится, и с чем там столкнется. А вот Ми-24 проектировался не для тех войн, в которых ему пришлось участвовать. Первыми конфликтами для “крокодилов” стали война за Огаден, где они наносили удары по сомалийским силам, и война Ливии с Чадом.

С января 1980 года “двадцатьчетверки” начали применяться в Афганистане. Именно эта война стала тем полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолетов и совершенствовалось его вооружение.

Первоначально Ми-24 казался не очень приспособленным для местных условий, его считали слишком тяжелым и недостаточно маневренным. Однако с течением времени “универсальные” Ми-8 для выполнения ударных задач стали применяться все реже, а вот Ми-24 – все чаще. По транспортному назначению “крокодил” почти не применялся. С десантом на борту маневренность падала еще сильнее, а сама кабина была слишком тесной.

В Афганистане отработали следующую тактику применения: пускались неуправляемые ракеты, за ними следовал огонь из пулемета или пушки, и, наконец, сбрасывались бомбы.

НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили более мощными С-8 калибра.

Некоторое количество Ми-24 оставалось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они воевали на стороне правительственных войск, а затем принимали участие в новом витке гражданской войны и появились уже и у противников режима.

После развала СССР Ми-24 применялись в Нагорном Карабахе, причем обеими сторонами. Российские “двадцатьчетверки” активно использовались в ходе войны в Чечне.

Ирано-иракская война интересна тем, что в ее ходе Ми-24 неоднократно применялись для воздушных боев. При выполнении таких “непрофильные” заданий иракским вертолетам удавалось сбивать даже истребители.

Впрочем, чаще всего схватки проходили между вертолетами. Противником “двадцатьчетверок” выступала “Кобра”, тоже слабо (если не хуже) приспособленная для воздушных боев. Исход таких схваток определялся обычно уровнем подготовки летчиков, но список побед машин Миля в итоге оказался длиннее.

Воевали Ми-24 в Анголе, в Индокитае расстреливали лагеря “красных кхмеров”, в Перу помогали бороться наркомафией. А в ходе войны в Сьерра-Леоне в 90е годы Ми-24 имелись в распоряжении ЧВК “ExecutiveOutcomes”.

В ходе гражданской войны в Сирии Ми-24 применяются как ВВС Сирии, так и российской авиацией.

К сожалению, именно Ми-24 (конкретно Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолетом, потерянным Россией в этом конфликте.

Интересные факты

Первые макеты Ми-24 (тогда еще В-24) были окрашены традиционно для советских вертолетов – однотонный темно-зеленый цвет и светло-голубой из фюзеляжа. Но уже опытный образец в 1969 году имел двухцветный деформирующий камуфляж.

В 1984 году для съемок фильма “Красный рассвет” были изготовлены “фальшивые” Ми-24. На французские вертолеты “Пума” установили макеты крыльев с блоками НАР, а нос закрыли обтекателем из тонированного стекла.

В целом получилась довольно сносная имитация ранних “двадцатьчетверок”, но обтекатель слишком сильно ухудшал обзор пилотов. В результате, когда те же вертолеты в той же роли появились в фильмах “Рэмбо-2” и “Рэмбо-3”, от их грима остались только крылья с ракетными установками. И сходство с Ми-24 было совершенно утеряно.

В менее известных боевиках, например, в “Красном скорпионе”, роль Ми-24 исполнял S-62, которому декоративные крылья с блоками НАР не обеспечивали даже минимального сходства с “Крокодилом”. А вот в фильме “Огненный лис” использовали не настоящие вертолеты, а радиоуправляемые модели — зато достоверно передающие облик ранних “Стаканов”.

Уже более трех десятилетий “крокодилы” воюют в разных уголках земного шара.

Когда-то они предназначались для переброски в тыл противника десантно-штурмовых подразделений, поддерживая их огнем. А в итоге им пришлось даже участвовать в воздушных боях, которые раньше считались надуманным сценарием, малоосуществимым в реальности. И “двадцатьчетверка” выдержала все испытания с честью, ее репутация “классического” ударного вертолета полностью заслужена.

Возможно Ми-24 не был самым лучшим вертолетом в своем классе. Но результативность его боевого применения, популярность среди пилотов и у заказчиков говорят сами за себя – это выдающаяся боевая машина, грозный враг и достойный соперник.

Ми-24 — код НАТО: HIND

Двухмоторный ударный вертолет, предназначенный для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск против бронированных целей и перевозки личного состава.

Имеет классическую конструкцию с пятилопастным несущим винтом и трехлопастным хвостовым винтом. Разработка самолета началась в первой половине 1960-х годов с использованием динамического комплекса, силовых установок и других узлов вертолета Ми-8. Первый прототип с поздними двигателями ТВ2-117 поднялся в воздух 19 сентября.69. Отличительной чертой Ми-24 является удлиненная до грузового отсека кабина длиной 2,83 м, шириной 1,46 м и высотой 1,2 м. До восьми десантников могут вести огонь из стрелкового оружия через отверстия в боковых окнах.

Вертикально открывающиеся двустворчатые двери по бокам фюзеляжа. Размах крыла составляет 6,536 метра. Крыло помогает вертикальному движению несущего винта до 30% на более высоких скоростях, а также является местом для подвесного вооружения. Вертолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с двухопорной передней опорой. На Ми-24 установлены два двигателя ТВ3-117 мощностью по 1638 кВт каждый.

Тип Ми-24А (код НАТО HIND-A) является первым серийным вариантом с 1972 года. Вертолет Ми-24Д (код НАТО HIND-D) введен в эксплуатацию в 1976 году и является модифицированный вариант типа Ми-24А. Полностью переделана двухместная кабина, место наводчика-пилота находится перед креслом пилота-командира вертолета. Кабина пилота имеет круглую обшивку типа «выпуклость». Под носовой частью вертолета установлена ​​револьверная турель с четырехствольным вращающимся 9 стволом.Пулемет А624 калибра 12,7 мм с запасом 1470 патронов. Дополнительное оборудование подвешивается под четырьмя креплениями. Он создается четырьмя блоками УБ-32 (в каждом по 32 штуки ракет С-5 калибра 57 мм), четырьмя авиабомбами по 100 или 250 кг, или двумя бомбами по 500 кг, или таким же количеством контейнеров с напалмом. Возможно также использование четырехствольных ракетных установок для 122-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля». На каждой законцовке крыла имеются крепления для двух противотанковых управляемых ракет типа 9М 17П системы FALANGA. Тип Ми-24ДУ является учебной модификацией Ми-24Д, но без носовой турели.

Тип Ми-24В (код НАТО HIND-E) — еще одна усовершенствованная версия, произошедшая от типа Ми-24Д. Основное изменение заключается в использовании прибора ШТУРМ-В, который представляет собой современную и более эффективную навигационную систему, а также в использовании противотанковых управляемых ракет 9М 114 (АТ-6 СПИРАЛЬ), которые запускаются из двух цилиндрических контейнеров, установленных на каждом конце крыла.

Оборудование вертолета дополнительно усилено блоками Б-8В для 20 реактивных снарядов типа С-8 калибра 80 мм, пушечными контейнерами УПК-23-250 с двухствольной пушкой ГШ-23Л с запасом 250 патронов, универсальные оружейные контейнеры ГУВ9А с установкой, подготовленной для установки автоматических гранатометов 9-А-800 калибра 30 мм, или одного четырехствольного пулемета 9-А-624 калибра 12,7 мм и двух четырехствольных пулеметов 9-А-622. калибра 7,62 мм. Он был оснащен двигателями ТВ3-117В с улучшенными эшелонированными характеристиками, а также узлами установки выпускных газоохладителей и дополнительных топливных баков емкостью 450 литров.

Основные тактико-технические данные

  • Крейсерская скорость: 310 км/ч
  • Типичная крейсерская скорость: 260 км/ч
  • Максимальная дальность полета: 750 км
  • Тактическая дальность действия: 160 км
  • Потолок полета: 4500 метров
  • Подъем близко к поверхности: 750 метров в минуту
  • Полезная нагрузка: 2400 кг
  • Вес пустого вертолета: 8 400 кг
  • Максимальный взлетный вес: 12 500 кг
  • Длина с вращающимися лопастями: 19,79 м
  • Длина фюзеляжа: 17,51 метра
  • Высота: 6,5 метра
  • Диаметр несущего винта: 17,3 метра
  • Диаметр хвостового винта: 3,908 метра

Приложение с изображением

миль Ми-24А | Weaponsystems.

net

НАТО: Hind-A


Обзор


Ми-24

Ми-24 Hind-A в музее. Обратите внимание на его большую стеклянную кабину.
Источник: www.airforceworld.com — © Copyright Lies с оригинальным владельцем

Origin

Советский Союз

Тип

Атака Helicopter

Внедренный сервис

1971

Статус

Остальная

.0003

Разработчик

Советский Союз — Мил

Производство

1969 — 1970 (10 прототипов)
1970 —

Производитель

Советский Союз — ААПО «Прогресс»

Произведено

Более 240 Ми-24А
Малое количество Ми-24У

10 или более прототипов

Обозначения

Hind-A, B и C (обозначение по классификации НАТО)
Изделие 245 (индекс артикулов Ми-24А)
Изделие 244 (указатель статей для Ми-24У)

Известные пользователи

Советский Союз

Вьетнам

Варианты


Ми-24А

Ми-24А (НАТО: Hind-A) ударный вертолет на выставке в музее в России. Обратите внимание, что в этом примере отсутствует пулемет А-12,7.
Источник: Альф ван Бим — © Public domain

Список прототипов

Ми-24

Первые 10 Ми-24 были произведены с 1969 по 1970 год. Пять — на ОКБ Миля в Москве, остальные пять — на ААПО «Прогресс» в Арсеньеве. Известен НАТО как Hind-B, несмотря на то, что это более ранняя модель, поскольку это была вторая версия, наблюдаемая на Западе.

Ми-24Б

Ми-24А с улучшенным вооружением. Известен в СССР как «Изделие 241». В него входят носовой барбет УСПУ-24 с четырехствольным 12,7-мм Як-Б и противотанковая ракета «Фаланга-ПВ», которая является версией SACLOS. Кроме того, были установлены стабилизированный дневной прицел и датчик FLIR. Был изготовлен как минимум один прототип. Этот комплекс вооружения был объединен с улучшенной конструкцией кабины и стал наиболее производимым вариантом Hind: Ми-24Д Hind-D.

Ми-24БМТ

Единичный прототип 1973 года выпуска для использования в качестве морского тральщика. Ми-14 оказался лучшей платформой, и ни один из них не производился серийно.

Список серийных моделей

Ми-24А (ранний)

Первая модель Ми-24, поставленная в ВВС СССР в 1971 году. Выпускалась с 1970 по 1972 год. Эти ранние модели имеют рулевой винт с правого борта. Некоторые ранние серийные версии могли быть оснащены более ранним двигателем Изотов ТВ2. Он имеет отчетное название НАТО Hind-A и указатель статей « Изделие 245» .

Ми-24А (поздний)

Более поздняя серийная модель Ми-24А, выпускавшаяся с конца 1972 по 1974 год. У этой обновленной модели рулевой винт расположен по левому борту. Указатель статьи и название отчетности НАТО остаются без изменений.

Ми-24У

Учебно-тренировочный вариант Ми-24А с двойной установкой управления. Инструктор сидит впереди и имеет полный набор органов управления, чтобы при необходимости взять на себя управление учеником. Пулемет А-12,7 и аппаратура наведения ракет отсутствуют. Эта версия была построена в 1972 в ограниченном количестве. Он имеет отчетное название НАТО Hind-C и индекс статей « Советское Изделие 244» .

Ми-24

Один из прототипов Ми-24 (НАТО: Hind-B) в полете. Обратите внимание на отсутствие пулемета А-12,7, отсутствие планок пуска ракет на законцовках крыла, более короткую кабину и другой угол наклона коротких крыльев.
Источник: www.airwar.ru — © Авторские права принадлежат первоначальному владельцу

Детали


Факты Ми-24А

Общий

Происхождение

Советский Союз

Тип

Атакующий вертолет

Экипа Fuselage

21 М роторы. РОООН ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Ширина

6,66 м крыльев

Высота

6,5 м

Пустое вес

7,7 T

Весовой вес

10,5 T

7,7 T

.0003

Макс. Веса взлета

11,0 T

Propulsion

Силовая установка

2x Klimov TV3-117 Turboshaft

2,200 Shp каждый взлет

1. 700 Shp каждый в полете

2,200. Несущий винт

Трехлопастный рулевой винт

Диаметр

Несущий винт 17,3 м

Рулевой винт 3,91 м

Площадь диска

235 м² Несущий винт

12 м²3 хвостовой винт

Fuel

1,840 L Внутренний

Дополнительный 500 L Drop Tank на каждой жесткой точке

Производительность

Скорость

320 км/ч. С вспомогательным топливом

Потолок

5 км в полете

1,4 км. Напоривание

Скорость подъема

15 м/с

Armament

Hardpoints

4 Hard Spoints

4. Точки

4.0002 2 законцовки крыла с 2 пусковыми планками для 9М17М «Фаланга-М»

Стационарная пушка

1 носовая установка НУВ-1 с 12,7-мм Афанасьев А-12,7

900 выстрелов в боевой готовности

3 9003

Медиа

  • Ми-24У


    Вертолет Ми-24 ВВС Вьетнама, замеченный в 2006 г.
    Сообщается, что это редкий учебно-тренировочный Ми-24У (НАТО: Hind-C).

    Источник: M Radzi Desa

    Авторские права: GNU Free Documentation License

    Ми-24А


    Бывший советский ударный вертолет Ми-24А (НАТО: Hind-A) выставлен на всеобщее обозрение в музее в Украине.

    Источник: Дэвид Холт

    Авторское право: GNU Attribution — Share Alike license

    Ми-24А


    Крупный план кабины ударного вертолета Ми-24А (НАТО: Hind-A). Обратите внимание, что в этом примере отсутствует пулемет А-12,7.

    Источник: Alf van Beem

    Авторское право: общественное достояние

    Вооружение Ми-24А


    Крупный план вооружения на коротком крыле Ми-24А. Ракетные блоки УБ-32 используются для пуска 57-мм воздушной ракеты С-5. На законцовках крыла установлены противотанковые ракеты 9М17М «Фаланга-М» (НАТО: AT-2 Swatter) с ручным наведением.

    Источник: Maarten

    Авторское право: GNU Attribution — Share Alike license

    Ми-24Б


    Прототип Ми-24Б.
    Он оснащен четырехствольным миниганом Як-Б в носовой части и вариантом наведения SACLOS противотанковой ракеты 9М17П «Фаланга-П».

    Источник: www.airwar.ru

    Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу

    < Предыдущий > Следующий

    Варианты вооружения


    Примечание: неполный список
    Афанасьев А-12,7

    На Ми-24А установлен крупнокалиберный пулемет А-12,7 в носовой установке НУВ-1.

    Чтение подробнее о Афанасьев А-12.7

    2К8 Фаланга

    Ми-24А с подсистемой вооружения К-4В мог быть оснащен двумя пусковыми направляющими на каждом внешнем пилоне для наведения MCLOS 9М17 Фаланга-М (НАТО: AT-2B Swatter-B ) противотанковая управляемая ракета.