| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тяжелый истребительMesserschmitt Острая необходимость замены в боевых эскадрах Люфтваффе устаревших Ме-110 и неудачных Ме-210 послужила для фирмы «Мессершмитт» поводом для создания нового двухмоторного тяжелого истребителя. Этот самолет было решено разрабатывать на базе Ме-210 с тем, чтобы можно было использовать уже имеющуюся технологическую оснастку и заготовленные детали и комлектующие. Истребитель Ме-210 был использован для разработки Ме-410 в буквальном смысле слова: были взяты шесть серийных Ме-210 вариантов А-1 и А-2 и переделаны в новый самолет; при этом были изменены длина и мидель фюзеляжа, внесены значительны изменения в конструкцию крыла и предусмотрена установка форсированных 12-мм цилиндровых двигателей DB-603А-1 мощностью 1850 л.с. (опытные экземпляры Ме-410 летали с двигателями DB-601). Испытания Ме-410 проводились осенью 1942 года и уже в декабре этого же года на заводах фирмы «Мессершмитт» в Германии и на Дунайском самолетостроительном заводе в Венгрии началось серийное производство первой модификации Ме-410А «Хорниссе» (Hornisse — шершень). При этом производство Ме-110 было сохранено не только из нежелания рисковать, но и в связи с тем, что Ме-410 не имел принципиальных преимуществ перед этим устаревшим самолетом. Главными отличиями Me 410 от Me 210 V17 были новые мощные моторы DB 603 в 1850 л. Управляемость нового «охотника» теперь вошла в норму, хотя из-за более мощных моторов она стала хуже, чем у Me 210 с удлиненным фюзеляжем, и, самое главное, летные данные Me 410 наконец-то оказались выше, чем у Bf 110 (в основном за счет новых моторов). Внутренняя подвеска бомб на Me 410 позволяла сохранять ему более высокую скорость при выполнении задач бомбардировщика по сравнению со «сто-десятым» — последний к тому времени (1942-43 гг) использовался на фронтах войны уже практически только в качестве «скоростного бомбардировщика». Силовая установка На Me 210 устанавливалась пара 12-цилиндровых перевернутых V-образных рядных двигателей DB 601F мощностью по 1005 кВт (1350 л. с.), а на Me 410 более сильные и доработанные силовые установки DB 603A мощностью по 1300 кВт (1750 л. с.). Для Me 410В применялся DB 603G, чей высокоскоростной нагнетатель и увеличенная степень сжатия позволили довести мощность до 1415 кВт (1900 л. с.). Основные проблемы Me 210 решили до момента начала серийного производства, поэтому Me 410 оказался намного удачнее, поскольку в основном он был модификацией Me 210 с усовершенствованными двигателями и всеми необходимыми доработками. Улучшилась управляемость, улучшился взлет, исчезли тенденции внезапному сваливанию самолета в штопор. Вооружение В стандартном варианте вооружение Ме-410 не отличалось от вооружения Ме-210. Бомбоотсек размещался внизу носовой части под кабиной. Самолет мог нести две бомбы весом до 500 кг, которые подвешивались на нижнем держателе, а затем втягивались в бомбоотсек. Ме-410 находился в серийном производстве до сентября 1944 года, когда выпускающие его предприятия были окончательно разрушены бомбардировочной авиацией союзников. Всего было выпущено 1160 (по другим данным — 1013) самолетов этого типа. За неполных два года немецким конструкторам удалось разработать четыре основных модификации (А, В, С и D) и около тридцати различных вариантов. Me-410B-2 на испытаниях в НИИ ВВС. Еще в июне 1944 г. наши специалисты изучали турельные установки, которые использовались в авиации Италии, Великобритании. Пейсахович считал, что самым удачным решением стало создание в Германии дистанционных бортовых пулеметов FDSL-B131, обеспечивающих наводку в вертикальной плоскости с углами ±72° и с горизонтальной наводкой от -3° до +48° от оси самолета Me 210. Подобная установка обеспечивала лучшую защиту машины, чем подвижный пулемет на Bf 110. Агрегат управления представлял собой трубу, на которой было смонтировано управление наводкой оружия, с электропневмопере-зарядкой и с электроспуском. Me 210 не применялся немцами на Восточном фронте и, следовательно, советские оружейники не имели возможности проверить эффективность дистанционной установки. Когда после войны был захвачен Me 410B-2 из группы II/ZG26 (заводской № 130379), самолет всесторонне испытали (ведущий инженер -инженер-подполковник В.Я.Магон, летчик — майор И.П.Пискунов). Действительно, конструкция дистанционной бортовой пулеметной установки FDSL-B131 оказалась весьма удачной: удобной и безотказной в эксплуатации. Сформулированная руководством НИИ ВВС в отчете по испытаниям фраза: «Отдельные конструктивные элементы и агрегаты винтомоторной группы, вооружения и спецоборудования представляют технический интерес и должны стать предметом изучения конструкторскими бюро Народного Комиссариата Авиационной Промышленности», — может считаться типичной при оценке трофейной авиационной техники на завершающем этапе войны. Спецоборудование «мессершмитта» принципиально не отличалось от применявшегося на других немецких машинах и к 1945 г. было в целом хорошо изучено. Его размещение, как отмечалось в отчете по испытаниям Me 410, обеспечивало удобный подход к отдельным агрегатам и облегчало эксплуатацию самолета. Качество монтажа приборов, электромеханизмов, электропроводки оставалось высоким до конца войны, что в значительной степени способствовало безотказной работе спецоборудования. Очень удачные тахометры постоянного тока, кислородные приборы и легочные автоматы были рекомендованы для воспроизведения отечественными заводами аналогичного профиля. При тактической оценке Me 410 инженер-подполковник Магон отмечал, что, уступая в скорости и маневренности современным советским истребителям Як-3, Як-9У, Ла-7, «мессер» не может вести с ними наступательный воздушный бой иначе, как атакуя на встречных курсах. Немецкие конструкторы продумали способы наилучшего использования огневой мощи Me 410B-2. Для этого двухмоторный истребитель оборудовали комбинированным прицелом, состоящим из телескопической трубы, дающей увеличение видимых через нее предметов почти в четыре раза, и коллиматора. Это позволяло вести прицельную стрельбу на дистанциях 1000 м и больше, где 50-мм осколочно-фугасные снаряды могли наносить разрушающие поражения элементам конструкции «пешек», «илов», «Бостонов» и других машин. Немецкий летчик теоретически мог сбивать самолеты противника, сам оставаясь вне досягаемости оборонительного огня (хотя, конечно, попасть с расстояния 800-1000 м в современный бомбардировщик можно было только случайно).
Подробно
Модификации самолета
Источники
|
Немецкий истребитель Messerschmitt Me 410 «Hornisse» – Военное оружие и армии Мира
Истребитель Messerschmitt Me 410 «Hornisse» спроектирован на фирме Messerschmitt AG на основе конструкции самолёта Me 210 в 1942 году. Первый полёт прототип самолёта, получивший обозначение Messerschmitt Me 410 V-1 совершил осенью 1942 года. За время серийного производства в 1943-1944 годах было изготовлено 1160 самолётов.
По конструкции самолёта Me 410 отличался от Me 210:
- уменьшенной на 5° стреловидностью передней кромки консолей крыла;
- установкой на передней кромке консолей крыла автоматических предкрылков типа Хендли-Пейдж;
- изменённой формой элеронов и закрылков;
- изменённым, за счёт удлинения хвостовой части, фюзеляжем;
- механизм открывания створок бомболюка оснастили гидроприводом:
- использованием в винтомоторной установке самолёта двух двигателей Daimler-Benz DB 603 А взлётной мощностью по 1750 л. с:
- облагороженной аэродинамикой масляных радиаторов двигателей:
Основные модификации самолёта Messerschmitt Me 410 Hornisse
- Me-410А-1 — серийный истребитель-бомбардировщик (Schnellbomber — скоростной бомбардировщик), выпускавшийся с января 1943 года, с двигателями DB-603 А, бомбардировочным прицелом Stuvi-5B и подкрыльевыми держателями.
- Me-410А-1/U-1 — серийный истребитель-разведчик с фотокамерами Rb-20/30, Rb- 50/30, Rb-75/30.
- Me-410A-1/U2 — серийный тяжелый истребитель (Zerstorer — воздушный крейсер) с контейнером df-151 для двух 20-мм пушек MG-151/20. который монтировался вместо бомбоотсека.
- Me-410A-2 — серийный тяжелый истребитель (Zerstorer-воздушный крейсер), выпускавшийся паралельно с Me 410 А-1 с января 1943 года. Конструктивно отличался только отсутствием бомбрадировочного прицела.
- Ме-410А-2/U4 — серийный тяжелый истребитель, выпускавшийся с августа 1943 года оснащённый 50-мм пушкой ВК 5 и телескопическим прицелом ZFR 4а.
- Ме-410А-3 – серийный истребитель-разведчик с двумя фотокамерами Rb-20/30, Rb-50/30, Rb-75/30, размещенными в бомбоотсеке.
- Ме-410В-1 – серийный истребитель-бомбардировщик (Schnellbomber — скоростной бомбардировщик), выпускавшийся с апреля 1944 года,по конструкции аналогичный Ме 410 А-1, оснащенный двигателями DB-603 G взлетной мощностью 1900 л. с.
- Ме-410В-1/U1 – серийный истребитель-разведчик по конструкции аналогичный Ме 410 А-1/U1 , оснащенный двигателями DB-603 G.
- Ме-410В-1/U2 – серийный тяжелый истребитель (Zerstorer – воздушный крейсер), по конструкции аналогичный Ме 410 А-1/U2,оснащенный двигателями DB-603 G.
- Ме-410В-2 – серийный тяжелый истребитель (Zerstorer – воздушный крейсер), выпускался параллельно с Ме 410 В-1, на котором использовались полевые комплекты: R2 (две 30-мм пушки MK-108), R3 (две 30-мм пушки MK-103), R4 (две 20-мм пушки MG-151/20) и R5 (четыре 20-мм пушки MG-151/20).
- Ме-410B-2/U4 – серийный тяжелый истребитель (Zerstorer) с 50-мм пушкой BK 5 и прицелом ZFR 4a.
- Ме-410В-3 – серийный истребитель-разведчик по конструкции аналогичный Ме 410 А-3, но с двигателями DB-603G.
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики
Пожертвовать сейчас
Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса.

Национальный музей авиации и космонавтики
6-я улица и проспект Независимости SW
Вашингтон, округ Колумбия 20560
202-633-2214
10:00 — 17:30
Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи
14390 Музей авиации и космонавтики, бульвар
Шантильи, Вирджиния 20151
703-572-4118
10:00 — 17:30
Messerschmitt ME 410 — Mechtraveller
Я всегда знал о Messerschmitt 410, но «припарковал» его в своей голове как в основном экспериментальный самолет с небольшим количеством серийных самолетов, выпускаемых для специальных целей, и именно так я все еще думал о нем. когда я нашел его несколько лет назад в музее RAF Cosford.
Но недавно я читал отчет «Джимми» Ронсли¹ о его годах Второй мировой войны в качестве оператора/навигатора радара с искусственным интеллектом (воздушный перехват) на ночных истребителях; Сначала Бленхеймы, потом Бофайтеры, потом Москиты. ME 410 поступил на вооружение в январе 1943 года. Ронсли и его коллеги были предупреждены о них в начале лета.
«Разведка предупредила нас, что мы можем ожидать, что немцы начнут использовать новый, быстрый, маневренный двухместный истребитель-бомбардировщик. Это был Messerschmitt 210, или, в более позднем варианте, 410. Он нес пилота и стрелка-штурмана, сидящих тандемом, а последний управлялся дистанционно двумя тяжелыми пулеметами, стреляющими назад, установленными в блистерах по обеим сторонам. тонкий фюзеляж. Это должен был быть ответ немца на Москито»
… как ясно из немецкого названия Me 410, Hornisse (Шершень).
Всего через неделю после их разведывательного брифинга эскадрилья Ронсли встретилась со своим первым ME 410. Лейтенант Найджел Бантинг и его оператор-радар/навигатор Фредди Френч летели на высоте 20 000 футов над Дуврским проливом, когда они были направлены. наземным управлением на рейдер.
«В течение нескольких минут Фредди внезапно получил два контакта на ИИ, оба на расстоянии трех миль, один значительно ниже, а другой выше. Глядя вниз, Найджел увидел красный свет, но он был слишком опытным человеком, чтобы его можно было привлечь. Этот красный свет был слишком похож на приманку, и он решил попробовать тот, что повыше, неосвещенный.
Они медленно поднялись позади врага и подошли достаточно близко, чтобы четко распознать «два двигателя, за которыми тянулись ярко-желтые языки пламени выхлопных газов, с узким фюзеляжем и двойными барбетами, выпирающими по бокам».
Messerschmitt ME 410A — обратите внимание на барбетную пушку с дистанционным управлением. «Найджел приблизился, пока не оказался в двухстах ярдах позади, и направил свое орудие на цель. Затем он попал в слипстрим и полностью потерял цель. Он нырнул, чтобы прийти в себя, и снова начал занимать позицию. «Мессершмитт» летел легко и устойчиво, как авиалайнер, и немецкий стрелок упустил свой последний шанс. Вторая цель Найджела была верной, и из фюзеляжа вырвалось пламя, и вражеский рейдер перевернулся на спину и нырнул вертикально в море в пяти милях от Феликстоу.