Содержание

Ф-1 (граната) | это… Что такое Ф-1 (граната)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ф-1 (значения).

Ф-1 (индекс ГРАУ — 57-Г-721) — ручная противопехотная оборонительная граната. Предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за значительного радиуса разлёта осколков метать её можно только из-за укрытия, из бронетранспортёра или из танка.

Названия «Ф-1» и сленговое «лимонка» произошли от французской осколочной гранаты F-1 модели 1915 года массой 572 граммов и английской гранаты системы Лемона, которые поставлялись в Россию во время Первой мировой войны. Другой вариант происхождения жаргонного названия — её форма, напоминающая лимон.

Первоначально гранаты Ф-1 снаряжались запалом Ф. В. Ковешникова. В 1941 году Е. М. Вицени и А. А. Бедняков разработали универсальный запал УЗРГ, после войны он был доработан и служит по сей день под названием УЗРГМ (универсальный запал ручных гранат модернизированный).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
  • 3 Использование
  • 4 Маркировка и хранение
  • 5 Боевое применение
    • 5.1 Тактические особенности боевого применения
    • 5.2 Тактические особенности диверсионного применения
    • 5.3 Применение в военных конфликтах
    • 5.4 Состоит на вооружении
  • 6 Ф-1 в кино
  • 7 Ф-1 в компьютерных играх
  • 8 Обучение бойцов
  • 9 Криминальная роль
  • 10 Оценка проекта
    • 10.1 Достоинства
    • 10.2 Недостатки
  • 11 Литература
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки

История

французская граната F-1 модели 1915 года

В связи со сложностью в изготовлении и использовании состоявшей на то время на вооружении в Советском Союзе гранаты РГД-33 было принято решение о разработке надёжной и технологичной оборонительной пехотной гранаты. Разработка данного устройства была поручена конструктору Храмееву Ф.

И. В 1939 году, через два месяца после получения технического задания, им была разработана граната Ф-1. По словам самого конструктора, наибольшую сложность для него при разработке данной модели гранаты представили подборка материала оболочки и обеспечение надёжности работы запала[1].

Предварительные испытания данного образца оружия были минимальны, было изготовлено 10 опытных образцов, которые были вскоре испытаны, а затем конструкция была запущена в серийное производство. Вот что говорил в интервью журналистам по этому поводу сам Храмеев Ф. И.:

— Была создана какая-то приёмная комиссия? — Да нет! Опять же я один. Дал мне начальник завода майор Будкин бричку-пароконку и послал на наш полигон. Бросаю гранаты одну за другой в овраг. И на тебе — девять взорвались, а одна — нет. Возвращаюсь, докладываю. Будкин на меня с криком: мол, секретный образец без присмотра оставил! Еду обратно, снова один.

— Боязно было? — Не без того. Лёг я на край оврага, увидел, где граната в глине лежит. Взял длинную проволоку, сделал на конце петлю и аккуратно зацепил ею гранату. Подёргал. Не взорвалась. Оказалось, запал подвёл. Так и вытащил её, разрядил, привез, зашёл к Будкину и положил ему на стол. Он заорал и из кабинета выскочил пулей. А дальше мы передали чертежи в Главное артиллерийское управление (ГАУ), и гранату пустили в массовое производство. Без всяких опытных серий[1].

Наиболее распространено мнение, что граната Ф-1 произошла от английской гранаты времен Первой мировой войны, известной в России под названием «граната Мильса». Для тех времён это была самая разрушительная граната. Формой и принципом запала они схожи. Ф. Леонидов в журнале «Оружие» (№ 8, 1999 г.) в статье «Подготовить гранаты» утверждает, что основой для разработки Ф-1 послужили французская F-1 модели 1915 года и английская системы Лемона. Так ли это, установить не удалось.

Храмеев в интервью журналу «Коммерсантъ» признал происхождение гранаты от французского образца F-1. Ниже приведена выдержка из данного интервью[1].

В феврале 1939 года я получил задание на разработку оборонительной гранаты… в Москве я видел альбом, выпущенный российским Генштабом в 1916 году, где были представлены изображения всех применявшихся в первую мировую войну гранат. Немецкие и французские были рифлёные, яйцеобразной формы. Особенно мне понравилась французская F-1. Она точно соответствовала полученному заданию: удобная в бросании, безопасный запал, достаточное количество осколков. В альбоме был только рисунок. Я разработал все рабочие чертежи. Пришлось помучиться. Заменил простой чугун, из которого была сделана F-1, на сталистый — для увеличения убойной силы осколков.

Британские аналоги «лимонки» — гранаты Милса

Также слова конструктора подтверждает сравнительный анализ конструкции французской гранаты F-1, английской гранаты системы Лемона и современной гранаты Ф-1. Конструктивно ранние варианты Ф-1 фактически идентичны французскому аналогу, и отличия только в массе гранаты, конструкции запала и материале металлической оболочки. Взаимное расположение узлов и форма гранат идентичны. Граната Лемона имеет шарообразную или, в более позднем варианте, овоидную форму, без оребрения оболочки, и с несколько другим расположением взрывателя в корпусе гранаты. Считается, что граната Лемона образца 1906/1913 года, действительно несколько похожая на Ф-1, была создана как раз под влиянием французской гранаты F-1. Также связь происхождения советской гранаты с французской F-1 подтверждается в учебном пособии Артиллерийской академии Красной Армии, вышедшем в 1943 году под названием «Ручные гранаты»

[2].

Показана французская ручная граната Ф-1 обр. 1915 г. весом 550гр… Граната марки Ф-1 у нас в СССР употребляется с 1926 г. с запалом Ковешникова, обеспечивающем более надёжное действие, безопасность при метании и удобство в обращении.

Это является ещё одним подтверждением версии о происхождении советской гранаты от французской F-1.

При создании граната Ф-1 имела запал Ковешникова, затем он был заменен стандартным унифицированным запалом УЗРГ, после окончания Великой Отечественной войны запал был усовершенствован, повышена надёжность срабатывания, и он получил обозначение УЗРГМ.

Конструкция

Граната Ф-1 с запалом УЗРГ

Граната Ф-1 с запалом УЗРГ

Принципиальная схема гранаты Ф-1 с запалом УЗРГ

Принципиальная схема устройства запала УЗРГ

Граната Ф-1 обладает следующими тактико-техническими характеристиками.

  • Дальность броска: 35-40 м
  • Радиус поражения осколками: 5 м[3] 200 м — безопасное расстояние[4]
  • Время замедления запала: 3,2-4,5 сек[5][6]
  • Количество осколков до 300 шт.[7]

Граната Ф-1 относится к ручным противопехотным осколочным оборонительным гранатам дистанционного действия. Конструкция её оказалось настолько удачной, что без принципиальных изменений просуществовала до настоящего времени. Несколько изменялась и дорабатывалась с целью повышения надёжности эксплуатирования конструкция запала.

  • Ручная — доставляется к цели за счёт броска рукой солдата.
  • Противопехотная — предназначена для поражения живой силы противника.
  • Осколочная — поражение производится преимущественно с помощью осколков металлического корпуса гранаты.
  • Оборонительная — радиус разлёта осколков превышает среднюю дальность броска гранаты с помощью мышечной силы бойца, что обуславливает необходимость броска гранаты из укрытия во избежание поражения осколками своей же гранаты.
  • Дистанционного действия — подрыв гранаты происходит через некоторое время после броска (от 3.2 до 4.2 секунды)[5].

Подобно большинству противопехотных гранат, Ф-1 состоит из 3 основных частей[8].

  • Запал. Граната имеет универсальный запал УЗРГМ (или УЗРГ), подходящий также к гранатам РГ-41, РГ-42, РГД-5. Запал УЗРГМ отличается от УЗРГ изменениями в форме пусковой скобы и конструкции ударника, позволившими снизить частоту отказов оружия.
  • Взрывчатое вещество. Заряд взрывчатого вещества — 60 г тротила. Возможно снаряжение тринитрофенолом. Такие гранаты имеют увеличенную поражающую способность, но и срок хранения на складах жестко ограничен, по истечению граната представляет собой значительную опасность. Шашка ВВ изолируется от металла корпуса лаком, парафином или бумагой. Известны случаи снаряжения гранат пироксилиновыми смесями.
  • Металлическая оболочка. Внешне граната имеет овальный ребристый корпус из сталистого чугуна, профиль напоминает букву «Ж». Корпус — сложная отливка, льется в землю, возможно и кокильное литье (отсюда и форма). Изначально оребрение создавалось для образования при взрыве осколков определённого размера и массы, также оребрение выполняет эргономическую функцию, способствуя лучшему удержанию гранаты в руке. Впоследствии некоторыми исследователями были высказаны сомнения в эффективности подобной системы формирования осколков (чугун дробится на мелкие осколки независимо от формы корпуса). Нарезка корпуса облегчает привязывание гранаты к колышку. Общий вес гранаты с запалом — 600 г.

В состав запала УЗРГ входят, помимо непосредственно корпуса, следующие элементы:

  • Предохранительная чека, представляющая собой кольцо с двумя отрезками проволоки, которые, проходя через отверстия в корпусе запала, закрепляются разгибанием в отверстии с противоположной стороны запала и защищают чеку от случайного выпадения. При этом чека блокирует боёк, не давая ему ударить по капсюль-детонатору.
  • Ударник представляет собой металлический стержень, заострённый со стороны, направленной на капсюль, и имеющий выступ с противоположной стороны, которым он держится за спусковую скобу. Также к бойку крепится ударная пружина, обеспечивающая его удар по капсюлю.
  • Спусковой рычаг — изогнутая металлическая пластина, которая после удаления предохранительной чеки блокирует боёк в исходном положении. После того, как граната брошена, спусковая скоба выталкивается давлением пружины бойка, и тот бьёт по капсюлю, активируя его.
  • Капсюль-воспламенитель поджигает замедляющий фитиль, который, прогорая некоторое время, активирует непосредственно детонирующую смесь — происходит подрыв гранаты.
  • Замедлитель создаёт временной интервал между началом броска (момент высвобождения ударника) и подрывом гранаты. Данная особенность позволяла сократить дистанцию замедления до минимума и практически исключить обратный переброс гранаты противником в отличие от германских, например, образцов. В то же время в отличие от гранат с ударным взрывателем граната весьма безопасна в производстве и хранении, поставляется заводами в готовом к бою состоянии, чем выгодно отличается от последних, снаряжаемых обычно в войсковых мастерских.
  • Детонирующая смесь подрывает взрывчатое вещество гранаты[5].

Использование

Для применения гранаты необходимо разогнуть усики предохранительной чеки, взять гранату в правую руку так, чтобы пальцы прижимали рычаг к корпусу. Перед метанием гранаты, продев указательный палец левой руки в кольцо чеки, выдернуть её. Граната может продолжать оставаться в руке сколько угодно долго, пока не отпущен рычаг, ударник запала не может разбить капсюль (в принципе, если потребность в броске гранаты пропала, а чека не выброшена, ее можно (не отпуская рычаг!) вставить обратно; после загибания усиков чеки граната пригодна к нормальному хранению). После выбора момента броска и цели — бросить в цель гранату. В этот момент рычаг под воздействием пружины ударника повернётся, освобождая ударник, и отлетит в сторону. Ударник наколет капсюль и через 3,2 — 4,2 сек произойдет взрыв.

Граната предназначена для поражения живой силы и небронированной техники. Поражающими факторами являются непосредственное фугасное действие взрывчатки и осколки, формирующиеся при разрушении металлической оболочки гранаты[5][9].

Маркировка и хранение

Боевая граната окрашивается в зелёный цвет (от хаки до тёмно-зелёного). Учебно-имитационная граната окрашивается в чёрный цвет с двумя белыми (вертикальная и горизонтальная) полосами. Кроме того, она имеет в нижней части отверстие. Боевой запал окраски не имеет. У учебно-имитационного запала кольцо чеки и нижняя часть прижимного рычага окрашены в алый цвет.

Гранаты Ф-1 упаковываются в деревянные ящики по 20 штук. Запалы УЗРГМ хранятся в этом же ящике отдельно в двух металлических герметично запаянных банках (по 10 штук в банке). Вес ящика — 20 кг. Ящик комплектуется консервным ножом, предназначенным для открытия банки с запалами. Гранаты снаряжаются запалами непосредственно перед боем, при переводе из боевого положения запал изымается из гранаты и хранится отдельно.

Целью упаковки запалов в герметичную тару является обеспечение максимальной сохранности в течение всего времени хранения, предотвращение коррозии и окисления компонентов детонирующей смеси.

Боевое применение

Тактические особенности боевого применения

В условиях открытой местности эффективная дальность поражения противника при взрыве гранаты непосредственно фугасным действием боеприпаса составляет 3-5 метров. Радиус сплошного поражения живой силы осколками — 7 метров. Шансы на ранение осколками гранаты сохраняются на дистанции до 70-100 метров, но это утверждение верно только для крупных фрагментов оболочки. Чем более крупным является осколок, тем выше его потенциальная дальность поражения. Начальная скорость осколков гранаты составляет 700-720 метров в секунду; масса осколков в среднем 1-2 грамма, хотя встречаются как более крупные, так и более мелкие[9].

Особенности поражающих факторов гранат закономерно определяют области применения в современных конфликтах. Наибольшим эффектом гранаты обладают в помещениях и замкнутых пространствах. Это связано со следующими факторами. Во-первых, в относительно небольшом помещении, размерами до 30 метров, всё пространство находится в зоне поражения осколков, также осколки могут рикошетить от стен, потолка и пола, что опять же увеличивает шансы поражения противника, даже если он находится в укрытии. Во-вторых, фугасное действие гранаты в замкнутом помещении многократно усиливается, вызывая контузии, баротравму, дезориентируя противника, что позволяет, воспользовавшись моментом, проникнуть в помещение и воспользоваться другим оружием для его уничтожения[5][9].

Граната Ф-1 более эффективна по сравнению с наступательными гранатами при штурме замкнутых пространств и помещений, из-за более высокой массы она даёт больше количество осколков и обладает более выраженным фугасным действием, всё это позволяет с большей вероятностью выводить противника из строя[5][9].

Тактические особенности диверсионного применения

Также гранаты Ф-1 часто используются при постановке растяжек, это обусловлено количеством осколков, повышающим шансы на поражение противника, и надёжным запалом, которому не повредит длительное нахождение в неблагоприятных условиях перед тем, как ловушка сработает. В спецподразделениях гранату Ф-1 «дорабатывают», перед установкой в качестве растяжки, спиливают детонирующий заряд и убирают фитиль. Тем самым добиваясь практически мгновенного взрыва и лишая противника 3,2 — 4,5 сек. на спасение.

Применение в военных конфликтах

В начале Второй мировой войны корпуса гранат снаряжали вместо тротила имевшимися под рукой взрывчатыми веществами; поисковики находят в районе Санкт-Петербурга гранаты, снаряженные дымным порохом. Граната с такой начинкой вполне эффективна, хотя и менее надёжна.

Во время Великой Отечественной войны Ф-1 широко применялась на всех фронтах[10].

В конце 30-х и в начале 40-х годов XX века тактические наставления для пехотных частей рекомендовали Ф-1 в том числе и в качестве противотанкового средства. Несколько гранат плотно увязывались в мешок так, чтобы детонатор одной из них оставался снаружи, мешок бросался под гусеницы или колёса вражеской бронетехники с целью вывода из строя ходовой части. Впоследствии данный метод не получил широкого распространения из-за своей относительно низкой эффективности[11].

Состоит на вооружении

Граната Ф-1 состоит на вооружении во всех армиях стран СНГ, также она получила широкое распространение в странах Африки и Латинской Америки. Также существуют китайская и иранская копии.

Ф-1 в кино

В боевиках можно часто увидеть гранаты, подвешенные за кольцо предохранительной чеки на поясе или жилете. В реальности здравомыслящий человек так поступать не будет: во время боя приходится передвигаться по пересечённой местности, где высок риск зацепиться чем-нибудь за гранату и выдернуть из неё предохранительную чеку. После этого граната вполне закономерно взорвётся, скорее всего уничтожив бойца или как минимум демаскировав его. Во время боя гранаты находятся в гранатном подсумке или разгрузочном жилете, а при их отсутствии — в карманах одежды[8].

В художественных фильмах часто можно увидеть главного героя, эффектно выдёргивающего чеку гранаты зубами. В реальности в большинстве случаев подобное действие приведет к потере зубов. Это связано с тем, что для удаления предохранительной чеки требуется значительное физическое усилие: это сделано намеренно для предотвращения случайных подрывов гранат[8].

Во многих голливудских боевиках можно увидеть сопровождающие взрыв гранаты вспышку пламени и клубы дыма и услышать грохот взрыва. На самом деле подрыв гранаты на открытой местности — это резкий отрывистый хлопок, после которого остаётся редкое облачко серого дыма. Наблюдаемые в фильмах пиротехнические эффекты достигаются взрывом горючей смеси: например, дизельного топлива и небольшого заряда взрывчатки; это гораздо более безопасно и зрелищно[8].

Также во многих фильмах можно увидеть, как граната, падающая в группу людей, разбрасывает их в разные стороны, убивая большую их часть. На практике это далеко не так. При подрыве гранаты не образуется мощной взрывной волны: действительно, люди, находящиеся в радиусе 2-3 метров от места подрыва, получают баротравмы, контузии, зачастую они падают на землю, но никого не отбрасывает от места взрыва на десяток метров. Осколки же поражают только непосредственно близко стоящих к месту подрыва. Обладая небольшой массой и низкой проникающей способностью, подавляющее большинство осколков не способно пробить тело человека насквозь. На этом и основан принцип спасения товарищей путём накрытия гранаты своим телом[5][8].

В некоторых фильмах и многих иллюстрациях граната Ф-1 — чёрного цвета, что создает мнение о стандартности чёрной окраски гранаты. На самом же деле чёрная окраска означает что граната учебная или является муляжом, боевые гранаты окрашены в зелёный цвет.

Ф-1 в компьютерных играх

Благодаря своей многолетней истории и популярности по всему миру граната Ф-1 получила широкое распространение в игровой индустрии. В частности, её можно встретить в следующих играх.

  • Battlefield 2 Project Reality
  • Передовая
  • Вторая мировая (игра)
  • Бригада E5: Новый Альянс
  • Jagged Alliance
  • 7.62
  • Operation Flashpoint: Cold War Crisis
  • S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
  • S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо
  • S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
  • Call of Duty
  • Call of Duty 2
  • Операция Silent Storm
  • Red Orchestra: Ostfront 41-45
  • Черные бушлаты
  • GanjaWars
  • Xenus 2: Белое золото
  • Xenus: Точка кипения
  • Half-life
  • Return to Castle Wolfenstein
  • Метро-2 (игра)

Обучение бойцов

При поражении осколками гранаты велика доля случая: так, подрыв гранаты в непосредственной близости от бойца может только оглушить его; также известны случаи, когда одиночный осколок гранаты поражал бойца, находящегося в укрытии на дистанции 70-80 метров от места подрыва гранаты[5].

Для новобранцев метание гранаты часто представляет психологическую проблему: основываясь на представлениях, полученных из боевиков, они считают гранату оружием чудовищной разрушительной силы и испытывают панический страх, что приводит к глупым и абсурдным действиям, которые действительно могут представлять угрозу их жизни. Так, например, они могут метнуть вместо гранаты чеку, а гранату оставить в окопе; уронить активированную гранату себе под ноги и, будучи парализованными страхом, стоять, дожидаясь взрыва, вместо того, чтобы отбежать и залечь. Также важно соблюдать технику безопасности при метании гранат в зимнее время: граната при броске может зацепиться за торчащие части одежды и полететь в опасном для бойца направлении, или даже закатиться в рукав[5].

Криминальная роль

В 90-е годы «лимонка» использовалась наряду со всеми видами пехотного оружия в разборках многих ОПГ. Известен случай, когда в Тольятти во время очередной бандитской разборки одна из конфликтующих сторон при помощи четырёх «лимонок» полностью уничтожила другую.

Оценка проекта

В целом, данный образец противопехотной гранаты следует считать удачным. Ф-1 прошла проверку временем, имеет простое, надёжное устройство, технологична и проста в изготовлении, эффективно справляется с поставленными перед данным типом оружия задачами. Закономерно, что недостатки проекта вытекают из его достоинств.

Достоинства

Благодаря своей простой и надёжной конструкции граната Ф-1 состоит на вооружении уже около 70 лет без существенных изменений и, вероятно, ещё долго не будет снята с вооружения. Достоинства, обеспечивающие такой долгий срок службы, следующие:[12]

  • Корпус естественного дробления, из которого успешно формируются поражающие элементы даже при повреждениях металлической рубашки.
  • Дистанционный запал обладает относительно простой конструкцией и отличается высокой надежностью.
  • Цельнометаллический монолитный корпус прост в изготовлении и может быть изготовлен практически на любом промышленном предприятии, даже не специализированном. Материал корпуса — сталистый чугун — очень дешев.
  • Простота внутренней конструкции позволяет в условиях войны использовать вместо штатного тротила любую имеющуюся в распоряжении взрывчатку.
  • Мощь взрыва данной гранаты такова, что, будучи брошенной в колодец, буквально «выбрасывает» все в нем находящиеся предметы, включая воду.

Это свойство полезно при штурмах различных шахт и туннелей среднего диаметра: если противника, скрывающегося за поворотом, углом или иным препятствием на дистанции ближе 30 метров от взрыва, не заденут осколки, то его почти гарантированно убьёт резким пневматическим ударом, вызванным взрывной волной. Атакующему при этом запрещено находиться в туннеле, так как он сам может пострадать.

Недостатки

Недостатки данной гранаты обусловлены преимущественно устареванием её конструкции, а не недочётами при конструировании. К ним относятся:[12]

  • Рифление корпуса, имеющее в общем случайный характер, не может обеспечить формирование осколков удовлетворительной формы и оптимальное распределение их по массе (сама идея формирования осколков предсказуемого размера за счёт рифления корпуса оказалась неверной).
  • Дистанционный запал не приводит ко взрыву при попадании в цель, а срабатывает через некоторое время (это свойство любого дистанционного запала, а не только УЗРГ).
  • Граната относительно тяжёлая, что несколько снижает предельную дальность броска.

Литература

  • Шунков В. Н.  Оружие пехоты 1939—1945. — Минск: Харвест, 1999. — 624 с. — ISBN 985-433-803-7

Примечания

  1. 1 2 3 Журнал Коммерсантъ Власть. № 47(348) от 30 ноября 1999
  2. Анатомия армии. Веремеев Ю. Происхождение «лимонки»
  3. Инженерные боеприпасы (Разлет осколков) — razlet-osk.html
  4. Очень часто при описании этого типа боеприпасов указывается расстояние 200 м. Теоретически осколки гранаты могут улететь на такое расстояние, однако вероятность попадания этих осколков в цель стремится к нулю. Скорее всего, под дистанцией в 200 м понимается расстояние, на котором должен находиться наблюдатель для того, чтобы ни при каких условиях не получить ранение. В реальности о более-менее гарантированном поражении стоящего в рост человека можно говорить на дистанции не более 5—10 метров. На дистанциях более 50 м поражение человека крайне маловероятно.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Анатомия армии. Веремеев Ю. Советская оборонительная граната Ф-1
  6. Граната ручная противопехотная Ф-1
  7. Опасными считаются осколки массой не менее 2 г. Осколки меньшей массы, даже обладая большой скоростью, не в состоянии причинить сколь нибудь значительных повреждений. Таким образом, теоретически одна граната массой 540 г (масса заряда взрывчатого вещества 60 г) при идеальных условиях может дать до 270 осколков обладающих убойным действием. В реальности количество и масса осколков колеблются в очень больших пределах, и число убойных осколков не превышает 150—200. В случае, если граната взрывается на земле, число убойных осколков уменьшается примерно вдвое, так как осколки, уходящие в нижнюю полусферу, не представляют опасности.
  8. 1 2 3 4 5 ЛКИ. Ручные гранаты.
  9. 1 2 3 4 Анатомия армии. Веремеев Ю. Гранатная Арифметика
  10. Журнал «Братишка». Граната для войскового разведчика
  11. ВОВ-60. РПГ-40 — ручная противотанковая граната сист. Пузырёва
  12. 1 2 Граната Ф-1

Ссылки

  • Ю. Веремеев. Гранатная арифметика
  • ЛКИ. Ручные гранаты

Ручная осколочная граната Ф-1 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /

  • Бомбардировочное и ракетное вооружение
  • /
  • Ручная осколочная граната Ф-1
  • Французская граната F-1 образца 1915 г. , с разными типами запалов. Предок нашей Ф-1, однако, теперь уже скорее «идейный» — слишком уж разное стройство у таких похожих с виду боеприпасов

    История создания осколочной гранаты Ф-1

    Ручная осколочная граната Ф-1 дистанционного действия предназначена для поражения живой силы противника преимущественно в оборонительном бою. Из-за большого радиуса разлета убойных осколков при взрыве гранаты (около 200 м) метать гранату можно только из-за укрытия, из бронетранспортера или танка.

    Граната разработана по образцу имеющихся на складах английских осколочных гранат системы Милса и французских гранат F-1 времен Первой Мировой войны (1915 г.), первоначально отличаясь от последней только более надежным запалом системы Ф. В. Ковешникова (ручная граната Ф-1 с запалом системы Ф. В. Ковешникова, образца 1928 г.).

    Позднее, в 1939 г. граната Ф-1 была доработана Федором Иосифовичем Храмеевым, упростившим конструкцию корпуса гранаты, сделавшего его более технологичным, а также повысившим убойную мощь «лимонки» — отныне в качестве материала для изготовления корпусов применялся не обычны чугун, а сталистый, дающий больше осколков.

    В таком виде, советская «лимонка» уже могла считаться полностью отечественной разработкой. В отличие от зарубежных аналогов, советская Ф-1 отличалась безотказностью, надежно обеспечивая срабатывание при падении как на твердую поверхность, так и в грязь, снег и воду. За счет конструктивных особенностей, при взрыве образуется большое количество осколков, обладающими энергией, необходимой для поражения живой силы противника в радиусе до 200 м.

    Граната сразу же пришлась по нраву солдатам, и каждый пехотинец старался разжиться «карманной батареей» из 5-10 гранат, сберегая их главным образом для штурмовых действий и для отражения атак противника. Только за 4 года Великой Отечественной войны промышленность выпустила около 137 млн. 924 тыс. ручных осколочных гранат. При этом, конструкция гранаты оказалось настолько удачной, что фактически без принципиальных изменений дошла до настоящего времени.

    А вот и привычная советско-российская Ф-1. Несмотря на жаргонное название «лимонка», на лимон не похожа совершенно

    Конструкция осколочной гранаты Ф-1

    Конструкция гранаты Ф-1 относительно проста. Она состоит из корпуса, разрывного заряда и запала. Чугунный корпус гранаты с продольными и поперечными бороздами, по которым граната обычно разрывается на осколки, служит для помещения разрывного заряда и запала, а также для образования осколков при разрыве гранаты.

    В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении, транспортировке и переноске гранаты в это отверстие ввернута пластмассовая пробка. Внутренняя полость корпуса заполнена разрывным зарядом, который под действием запала УЗРГ обеспечивает разрыв гранаты на осколки.

    Для применения гранаты необходимо разогнуть усики предохранительной чеки, взять гранату в правую руку так, чтобы пальцы прижимали рычаг к корпусу. Перед метанием гранаты, продев указательный палец левой руки в кольцо чеки, выдернуть её. Граната может продолжать оставаться в руке сколько угодно долго, пока не отпущен рычаг, ударник запала не может разбить капсюль. После выбора момента броска и цели — бросить в цель гранату. В этот момент рычаг под воздействием пружины ударника повернётся, освобождая ударник, и отлетит в сторону. Ударник наколет капсюль и через 3,2 — 4,2 секунды произойдёт взрыв.

    Гранаты Ф-1 упаковываются в деревянные ящики по 20 штук. Запалы хранятся в этом же ящике отдельно в двух металлических герметично запаянных банках (по 10 штук в банке). Вес ящика — 20 кг. Ящик комплектуется консервным ножом, предназначенным для открытия банки с запалами. Гранаты снаряжаются запалами непосредственно перед боем, при переводе из боевого положения запал изымается из гранаты и хранится отдельно.

    Технические данные ручной гранаты Ф-1

    • Время горения воспламененного запала — 3,2-4,2 сек.
    • Радиус убойного действия осколков — до 200 м
    • Вес заряженной гранаты — 0,6 кг
    • Средняя дальность броска гранаты — 35-45 м

    F1 Граната 3d модель

    TurboSquid

    Теги

    военные f1 граната взрывной бомбить оружие армия

    Аналогичные модели

      3d_export

      13 долларов

      Гранаты Ф1 3D Модель

      . ..3д модель Гранаты Ф1 3экспорт гранаты ф1 3d модель гранаты f1 gr1f0n 25642 3dexport

      cg_trader

      12 долларов

      Граната F1

      … Граната F1 cg трейдер 3d модель гранаты ф1 в реальном времени граната ф1, доступна в obj, mtl, fbx, готова к 3d анимации и др.

      cg_trader

      $38

      Граната F1

      … Граната F1 cg трейдер низкополигональная 3d модель гранаты f1.

      cg_trader

      10 долларов

      Граната F1

      … граната cg трейдер Граната f1 3d модель гранаты f1 в реальном времени, форматы включают max, obj, fbx, ma, mb, готова для 3d анимации и др.

      турбосквид

      8 долларов

      Осколочная граната

      f1

      . .. доступна на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      3dbaza

      $3

      Ручная граната F1 (25572)

      …ручная граната F1 (25572) 3дбаза 3d модель ручной осколочной гранаты ф1

      cg_trader

      бесплатно

      Граната F1

      …граната F1 cg трейдер f1 граната 3d модель взрывная граната ручная, форматы включают obj, fbx, blend, готова для 3d анимации и др.

      cg_trader

      бесплатно

      ГРАНАТА F1

      … граната F1 cg трейдер граната ф1 модель

      cg_trader

      $25

      Граната F1

      . ..граната F1 cg трейдер ракетная граната f1 3d модель граната бомба война, форматы включают max, obj, fbx, готовы для 3d анимации и др.

      cg_trader

      15 долларов

      Ручная граната Ф1

      … ручная граната f1 cg трейдер 3д модель ручной гранаты Ф1, доступные форматы obj fbx blend

    Искать 3556759 Похожие модели

    Взрывчатка

      турбосквид

      $5

      Ржавые нефтяные бочки

      …нефтяные бочки чистый газ бензин контейнер для хранения бензин нефть взрывчатое вещество легковоспламеняющееся сырое голубое ржавое масло бочки 3d модель доступна…

      турбосквид

      10 долларов

      Газовая канистра

      …топливо военная танковая экипировка классическая низкополигональная низкополигональная легковоспламеняющаяся взрывчатая канистра вода жидкий автомобиль компонент газовая канистра 3d модель. ..

      3d_export

      $5

      Осколочная граната 3D модель

      …3d модель 3dexport граната осколочное оружие ручная осколочная highpoly взрывчатка blender obj dae blend текстурированные материалы осколочная граната 3d…

      турбосквид

      495 $

      СВУ и коллекция наземных мин

      …сбор наземных мин turbosquid ied наземная мина противопехотная самодельная взрывчатка hb876 m15 mon50 mon pfm pomz ied и наземная мина…

      турбосквид

      $7

      Python-5

      …python-5 turbosquid python-5 ракета-бомба ракета python air aam взрывчатка оружие питон-5 3d модель доступна на турбо кальмаре,…

      турбосквид

      $1

      Jdam

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      $7

      AN/ALQ 184

      …an/alq 184 turbosquid реактивная бомба alq 184 взрывчатка an/alq 184 3д модель доступна на турбо кальмаре,…

      турбосквид

      36 $

      Maya Fx Carpet Bombing

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      3d_export

      60 $

      РКГ 3 Граната 3D Модель

      . .. противопехотная граната РГД РГД5 осколочная осколочная бомба пистолет оружие оружие взрывчатка армейский морской взрыв ручная граната россия советский ирак РГД…

    Искать 5535 Взрывчатые модели

    Граната

      3d_export

      $5

      Осколочная граната 3D Модель

      … pon hand frag highpoly взрывной блендер obj dae blend текстурированные материалы 3d модель осколочной гранаты химик 384493экспорт

      турбосквид

      17 долларов

      AK47 Gun and Riffle

      …turbosquid tommy gun автоматическая винтовка ak-47 силовая установка ak граната пуля ak47 gun and riffle 3d модель доступна на…

      турбосквид

      110 $

      M16A4 с M203

      . ..m203 штурмовая винтовка с тепловым щитом 5,56 пистолет оружие нового поколения граната пусковая установка m16a4 с 3d моделью m203 доступна на турбо…

      3d_export

      $5

      Тяжелая пушка 3D Модель

      …тяжелая пушка 3d модель 3dexport тяжелая пушка снайперская винтовка граната пусковая установка оружие тяжелая пушка 3d модель mr_incredible 21933…

      3d_export

      60 $

      РКГ 3 Граната 3D Модель

      … мб пистолет оружие взрывчатка армия морской взрыв ручная граната россия советский ирак 3д модель гранаты ркг 3 blacks3d 52716 3dexport

      3d_export

      $39

      Mk-2 Осколочная граната 3D Модель

      . ..gmentation борьба с огнем 3d модель осколочной гранаты mk-2 скачать .c4d .max .obj .fbx .ma .lwo .3ds .3dm .stl davidjaasma 106709 3dexport

      турбосквид

      15 долларов

      РПГ 7 Ракетная установка

      …ракетная установка турбосквид РПГ7 РПГ-7 Ракетная установка базука Ирак граната террорист мятежник РПГ 7 ракетная установка доступна 3д модель…

      3d_океан

      $7

      Ящик для гранат

      … предназначение ящика для гранат с низким полигоном .. покрытия совместимы. пожалуйста, отправьте сообщение, если вы хотите с меньшим количеством полигонов

      турбосквид

      $38

      rdg 33 граната 3d max

      … доступна на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

    Искать 6148 Модели гранат

    Бомба

      турбосквид

      $7

      Python-5

      …python-5 turbosquid ракета python-5 бомба ракета python air aam взрывное оружие 3d модель python-5…

      турбосквид

      $1

      Jdam

      …jdam turbosquid jdam f15 бомба убить война оружие пистолет устройство взрыв самолет реактивный истребитель…

      турбосквид

      $7

      AN/ALQ 184

      …an/alq 184 turbosquid и alq 184 ракета бомба взрывчатка an/alq 184 3d модель доступна на turbo squid,…

      турбосквид

      36 $

      Maya Fx Carpet Bombing

      . .. доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      бесплатно

      Prop Sci Fi Low

      …prop sci fi low turbosquid sci fi prop engine bomb hurdle pad powerup stuff game low polygon model prop…

      3d_export

      60 $

      РКГ 3 Граната 3D Модель

      …модель 3экспорт ркг-3 противопехотная граната ргд ргд5 осколочная осколочная бомба пистолет оружие взрывчатка армия морской взрыв ручная граната россия…

      турбосквид

      50 долларов

      Бомба GBU-38

      … доступна на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      45 долларов

      M1A1 Базука

      …M1A1 Базука TurboSquid M1A1 Базука Ракетная установка РПГ Ракета бомба немецкое оружие вторая мировая война противотанковая м1а1 базука…

      турбосквид

      105 долларов

      Разрушенное здание 10

      …разрушенный заброшенный заброшенный заброшенный мусор обломки обломки пустой заброшенный бомба d разрушенное здание 10 3D модель доступна на турбо кальмаре,…

    Поиск моделей бомб 7429

    F1

      турбосквид

      $99

      ferrari f50

      …купе кабриолет кабриолет родстер хардтоп суперкар суперкар италия итальянский f1 f-50 ferrari f50 3d модель доступна на turbo squid,. ..

      турбосквид

      49 $

      Cromwell Spitfire

      …шлем мото мотоцикл езда на велосипеде авария защитный дженерик типичный f1 гоночный шлем спортивное снаряжение мотоцикл интеграл армо кромвель спитфайр…

      турбосквид

      $35

      kart green

      …green turbosquid kart картинг гоночная трасса автомобиль автомобиль f1 соревновательный пилотный карт зеленый 3d модель доступна на турбо…

      турбосквид

      $59

      Kimi Raikkonen F1 Schuberth Helmet 2014

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      8 долларов

      Формула 1

      …формула 1 турбосквид без материала f1 красная формула формула 1 3d модель доступна на турбо…

      турбосквид

      $5

      BMW rim 2

      …резина bridgestone michelin car race racing oz nascar Formula1 f1 Formula 1 bmw rim 2 3d модель доступна на…

      турбосквид

      $29

      Ferrari cap 1

      …ferrari cap 1 turbosquid ferrari cap sport chain fan f1 italia итальянский maranello monza мальчик мужчина женщина одежда солнце…

      турбосквид

      89 $

      Ник Хайдфельд Шлем F1

      . .. доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      89 $

      Шлем Takuma Sato F1

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

    Поиск моделей 8279 F1

    Армия

      турбосквид

      $59

      Transporter Helicopter

      …транспортный вертолет turbosquid вертолет транспортная машина армия оружие чинук ч-47 вертол корабль военный пулемет тяжелый…

      турбосквид

      49 $

      Т-37А

      …советский истребитель танков военный второй мировой войны бронетранспортер российская армия оружие военная пушка т-37а 3d модель доступна на турбо. ..

      турбосквид

      39 $

      Бинокль

      …спортивное спортивное оборудование оптический прицел v-ray recon field Army Arm Sniper Team бинокль 3d модель доступна на турбо…

      турбосквид

      15 долларов

      Small Armored Car

      …turbosquid car внедорожник игра транспортное средство колесо зима снег война армия вторая мировая война русский маленький бронеавтомобиль 3d модель доступна на…

      турбосквид

      $19

      Флаг Гибралтара

      … флаг Гибралтара турбосквид Флаг Гибралтара война Республика армия футбол государство нация национально 3d max 3ds страна интерьер…

      турбосквид

      48 долларов

      Apache Helicopter Rotor

      . ..turbosquid apache ротор вертолета пропеллер радар двигатель самолет военный армия воздушный вертолет купол apache ротор вертолета 3d модель доступна…

      турбосквид

      $1

      M4 Carbine

      …пистолет автомат снайперский прицел глушитель оружие оружие военный армейский пушка m4 карабин 3d модель доступна на turbo squid,…

      турбосквид

      70 $

      Colt1860ArmyGameReady

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      25 долларов

      Акм 7.69 низкополигональная

      …акм калашников оружие автомат винтовка автомат игра штурм огнестрельное оружие армия солдат вьетконг советский русский карабин стрелок низкополигональная террорист. ..

    Искать 23912 Армейские модели

    Военные

      турбосквид

      $59

      Transporter Helicopter

      …вертолет транспортная машина армейское оружие ch-47 вертол корабль военный пулемет тяжелая пушка пустыня афганистан вьетнам штурмовой авианосец…

      турбосквид

      49 $

      T-37A

      …t-37a turbosquid t 37a t37a t37 советский истребитель танков военный ww2 wii бронированный автомобиль российская армия оружие военная пушка…

      турбосквид

      20 долларов

      Кибор Робот персонаж терминатор

      …c класс человек люди здание город город мотор арабский военный оружие рука терминатор алин кибор робот персонаж терминатор 3d. ..

      турбосквид

      $19

      авиатор солдат

      …авиатор солдат турбосквид авиатор солдат пилот военный истребитель военный самолет реактивный шлем летчик солдат 3d модель…

      турбосквид

      19 долларов

      Push Dagger

      …dagger turbosquid оружие нож push dagger тактический рукопашный бой военный боевой стальной клинок push dagger 3d модель доступна на…

      турбосквид

      80 $

      Tank

      …tank turbosquid tank ww1 первая мировая война военный бронетранспортер танк 3d модель доступна на turbo squid,…

      турбосквид

      10 долларов

      Gas Can

      . ..can turbosquid газовый баллончик коробка канистра канистра бензин топливо военный танковое снаряжение классическая низкополигональная низкополигональная легковоспламеняющаяся взрывчатая канистра…

      турбосквид

      $30

      Pancir

      …pancir turbosquid барельеф барельеф барельеф панцир русский военный ракетный автомобиль камаз броня панцир 3d модель доступна на…

      турбосквид

      $35

      Fantasy Elve Unit

      …elve unit turbosquid персонаж мужчина леголас эльф солдат меч военный война средневековый готический доспех воин шлем шлем фэнтези…

    Искать 50554 Военные модели

    Оружие

      3d_export

      10 долларов

      Кирка Низкополигональная 3D Модель

      . .. рукопашная шахта кирка кирка кирка инструмент выживания инструменты оружие рабочий инструмент кирка низкополигональная 3d модель Sickleadzdk

      турбосквид

      $59

      Transporter Helicopter

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      49 долларов

      T-37A

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      20 долларов

      Cybor Robot персонаж-терминатор

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      19 долларов

      Push Dagger

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      13 долларов

      PSO-1

      … доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      3d_export

      $5

      Меч викингов 3D Модель

      … экспорт меч викингов север базовое оружие рукопашный бой высокополигональная норд норвегия финляндия швеция 3d модель меч викингов agent47cz 71991 3dexport

      турбосквид

      15 долларов

      Energy Weapon 3

      . .. доступен на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

      турбосквид

      25 долларов

      Морская пушка 18-го века

      … доступно на сайте turbo squid, ведущего мирового поставщика цифровых 3D-моделей для визуализации, фильмов, телевидения и игр.

    Поиск 51953 Модели оружия

    McLaren Racing — История двигателя Формулы-1

    Как появились нынешние правила двигателей Формулы-1? Через почти 70 лет итераций, изобретений и, эээ, разрушающих испытаний.

    Мы подробно описываем напряженную гонку вооружений, которая определяла каждую эпоху Формулы-1. Championship, у команд был выбор между наддувным двигателем объемом до 1,5 л или атмосферным до чудовищных по современным меркам 4,5 л. Talbot использовал рядный шестицилиндровый двигатель (L6) объемом 4,5 л, но другие команды производителей пошли по пути с наддувом. Заимствуя аэрокосмические технологии, более легкие двигатели с наддувом имели раннее преимущество в мощности, но сочетание небольшого двигателя и огромного нагнетателя создавало очень жадный пакет, потребляя, возможно, в пять раз больше топлива, чем автомобили без наддува. Когда мощнее, 9Появились безнаддувные двигатели 0104 , разработанные специально для F1, из моды вышли агрегаты с наддувом. Двигатели с наддувом представляли собой эклектичную смесь: Alfa использовала L8, Maserati — L4, а Ferrari — V12 . В крайних случаях были JAP V-twin и BRM V16.

    1952-53:  Брак по расчету: F1 становится F2

    Нехватка команд производителей в 1952 году привела к тому, что чемпионат мира проводился по правилам Формулы-2, что означало 2,0-литровые безнаддувные двигатели. Двигатели L4 и L6 доминируют в отрасли, хотя первые V8 появляется на Гран-при Швейцарии 1952 года. Позже в этом сезоне появляется первый оппозитный четырехцилиндровый двигатель .

    1954-1960:  Последнее ура переднемоторной формулы

    Реквизиты F1 вернулись на 1954 год, но с объемом двигателя, уменьшенным до 2,5 л. Команды также могли иметь двигатель с наддувом объемом 750 куб. См, но никто не воспользовался этим вариантом. Двигатели L4 и L6, перенесенные из предыдущего режима, изначально составляли основную часть ассортимента, но разработка была масштабной. Этому способствовало появление Mercedes и M19.Двигатель 6L8. Mercedes использовал механическую систему прямого впрыска (ранее использовавшуюся в Mercedes Messerschmitt Me 109), которая давала ему значительно большую мощность, чем у конкурентов с карбюратором. M196 также имел десмодромные клапаны — систему, которая заменяет возвратную пружину дополнительным кулачком для управления закрытием клапана и обеспечения большего контроля над циклом сгорания.

    Еще одна инновация того времени появилась благодаря Lancia, чей автомобиль D50 (позже унаследованный Ferrari) отличался новой идеей 9-цилиндрового двигателя. 0104 нагруженный двигатель : его DS60 V8 был несущим компонентом шасси, а не просто вставленным в раму.

    1957:  Рассвет среднемоторной формулы

    В 1957 году Cooper T43 стал первым автомобилем Формулы-1, двигатель которого был установлен позади водителя. Это не было новой идеей — Auto Union построила автомобили для Гран-при со средним расположением двигателя в 1930-х годах — но это соответствовало направлению, в котором Ф1 двигалась в конце 1950-х.

    Установка двигателя позади водителя позволила создать более сбалансированный автомобиль, менее подверженный чрезмерной недостаточной поворачиваемости, характерной для автомобилей с передним расположением двигателя. Довоенные эффекты Auto Union создали автомобили, склонные к избыточной поворачиваемости и сложные в управлении, но два десятилетия развития подвески, особенно введение двойных поперечных рычагов, сделали эту проблему менее серьезной.

    Фундаментальное изменение Купером ландшафта F1, однако, стало результатом более практичного инженерного решения. В их послевоенных автомобилях Формулы-3 использовались мотоциклетные двигатели объемом 500 куб. См, которые лучше подходили для цепного привода, чем для карданного вала. Поэтому установка двигателя позади водителя была необходимостью, и это дизайнерское решение было перенесено в Формулу-2 T43 Купера, а затем и в Формулу-1, где использовался 2,0-литровый двигатель Coventry Climax FPF.

    Перекрестное опыление

    Современное мышление ставит Формулу-1 на вершину автоспорта как с точки зрения технологий, так и привлекательности. Так было не всегда, поэтому в первые десятилетия существования этого вида спорта было обычным делом видеть, как гонщики прыгают между сериями каждую неделю. Разрыв между F1 и тем, что сейчас называют «младшими сериями», был не столь заметен, и, таким образом, произошло большее взаимное обогащение технологий. Среднемоторный T43 Купера, который начал свою жизнь как шасси Формулы 2, является одним из примеров, другой пример — двигатель Ferrari V6 Dino. Первый двигатель V6 F1 также начал свою жизнь в Формуле 2. 

    Компания Ferrari разработала оригинальный двигатель Dino специально для новых 1,5-литровых двигателей Формулы 2, вступивших в силу в 1957 году. Увеличенная версия, разработанная для 2,5-литрового автомобиля F1 Ferrari 246, появилась в 1958 году и позволила Майку Хоторну стать чемпионом мира среди водителей.

    Независимые производители двигателей

    Конец 1950-х годов считается моментом, когда независимые гоночные команды начали вытеснять ранее доминирующих производителей автомобилей. То же самое происходило и с двигателями. Постепенно Alfa Romeo, Mercedes, Maserati и др. были вытеснены BRM, Coventry Climax, а затем Cosworth и Repco. Тонкое различие перехода от автомобильных инженеров, разрабатывающих гоночные двигатели, к специалистам по гонкам, выполняющим работу, гарантировало, что Формула-1 продолжала экспериментировать в 1919 году.60-х, даже когда правила станут более устоявшимися.

    1961-1965:  Ограничение максимальной скорости

    Используя идею, которая несколько раз вернется в Формулу-1 в будущем, правила 1961 года ограничивали Формулу-1 1,5-литровым двигателем для снижения скорости, что быстро поднимались. В течение четырех лет эксплуатации 1,5-литровой формулы развитие шло быстро, и к концу 1965 года 1,5-литровые двигатели производили больше мощности, чем 2,5-литровые агрегаты, которые они заменили.

    Разнообразие было заметным. В 1961 году в Кубке конструкторов Ferrari заняла первое место со своим V6 , второе — Lotus-Climax с L4, а третье — Porsche с F4. Прогресс Ferrari представляет собой хороший пример инноваций, присутствующих в стремлении к большей мощности, с радикально новыми концепциями, которые тестируются каждые несколько месяцев. Они начали новый режим с 65-градусного Dino V6, частично заменив его в 1961 году на 120-градусный Dino, который добавил около 10 л.с. с дополнительными преимуществами более плавной подачи и более низким центром тяжести. Обсуждался переход на производную с 24 клапанами, но от него отказались на 19 лет.62, а 12-клапанный двигатель получил впрыск топлива 1963 года вместо карбюраторов.

    Кульминация тем временем пошла в другом направлении. Его двигатель L4 FPF был почти повсеместным в 1961 году, но ближе к концу сезона Cooper представила Climax FWMV V8 с крестообразным коленчатым валом . Он начал побеждать в 1962 году, но уступил место новому собственному BRM с впрыском топлива V8. В то время как двигатель Climax раскручивался до 7500 об/мин, BRM доходил до 11 000 об/мин. 1962 год ознаменовался и единственной победой Порше как конструктора. Перейдя с плоской четверки на девятку0104 с оппозитной восьмеркой с воздушным охлаждением, Porsche 804 в руках Дэна Герни выиграл Гран-при Франции в Руан-ле-Эссар. Однако V8 был предпочтительным выбором. За два года рядные двигатели устарели.

    К 1964 году Ferrari присоединилась к клубу V8 с двигателем 90° 158, в котором она и Джон Сёртиз выиграли чемпионаты, но в то же время Ferrari экспериментировала с двигателем Flat-12 . Honda, новичок в F1, также экспериментировала с 12-цилиндровым двигателем, в их случае это был 60-градусный V12. Битва за более высокие обороты стала важным фактором распространения инновационных идей в области двигателей. Идея перехода от L4 к V8 и исследования большего количества цилиндров заключалась в том, что разделение рабочего объема между большим количеством цилиндров привело к меньшим и более легким движущимся частям и, следовательно, к более высоким скоростям вращения. Конечно, это требовало большей сложности, но инженерия в автоспорте становилась очень уверенной дисциплиной. Ричи Гинтер на Honda RA272 одержал победу в 19-й гонке.Завершающий сезон 65 Гран-при Мексики. Первая победа в Ф1 для 12-цилиндрового двигателя.

    1966-1986:  Трехлитровый Formula

    Между 1961 и 1965 годами поставщики двигателей F1 смогли увеличить мощность двигателя для формулы 1,5 л примерно на 25 процентов, завершив цикл двигателями мощностью около 220 л. с. Дальнейшее развитие было остановлено, когда в 1966 году был введен новый свод правил, и Формула-1 вернулась к трехлитровым двигателям.

    Нигде прямо не говорится, что у Формулы-1 должны быть самые быстрые машины для шоссейных гонок в мире, но это широко распространено – особенно в Ф1 – так оно и есть. Проблема в середине 19В 60-х годах автомобили группы 3 GT (не ограниченные небольшим двигателем) становились мощнее и быстрее. Чтобы бороться с этим, F1 перешла на 3,0 л – с мгновенным доступом к 300 л.с.

    Первый год новой формулы был смешанным для двигателей: участники использовали эклектичный ряд силовых установок от ветеранов L4 вплоть до технически продвинутого BRM, амбициозного, но, к сожалению, тяжеловесного и ненадежного h26 , упрощенное описание который имеет два 1,5-литровых двигателя BRM V8, сплющенных и сложенных друг на друга. По эксцентричности он соперничает с 19Lotus 56B компании 71, оснащенный газовой турбиной Pratt & Whitney .

    Большой успех эпохи пришел в 1967 году, когда Cosworth выпустила модель DFV (двухклапанная). Некоторое время компания скрывалась за пределами F1, но 3,0-литровый двигатель V8 DFV с углом развала цилиндров 90° — это двигатель, который действительно оставил свой след. DFV обеспечил 12 чемпионов среди водителей и 10 чемпионатов среди конструкторов, выиграв 155 Гран-при.

    Хотя DFV изначально был представлен вместе с Lotus, ценность DFV для F1 появилась, когда движок стал доступен другим командам. Это освободило производителей шасси: Cosworth DFV, обычно соединенный с коробкой передач Hewland, был доступным готовым пакетом, благодаря которому любой компетентный производитель шасси мог мгновенно стать конкурентоспособным без необходимости заручаться покровительством производителя. Многие из самых известных команд F1, в прошлом и настоящем, пробились в спорт с Cosworth DFV.

    В 1969 году DFV взял верх над Matra, Lotus, Brabham и McLaren — четырьмя командами, выигравшими гонки в этом году. В последующие годы будут добавлены новые победы на шасси Tyrrell, March, Wolf, Hesketh, Shadow, Ligier и Williams.

    Ключом к успеху компактного DFV была конструкция, оптимизированная для высоких оборотов двигателя. У него было четыре клапана на цилиндр и профиль цилиндра с двускатной крышей, оба из которых предназначались для повышения эффективности сгорания на более высоких скоростях. Он также показал квадратная конструкция цилиндра (диаметр отверстия больше, чем длина хода поршня) для размещения дополнительных клапанов, а также для уменьшения потерь на трение (поскольку поршень не перемещается так далеко) и меньшего напряжения кривошипа (из-за более низкой скорости поршня по сравнению с частотой вращения двигателя) ).

    На протяжении всего срока службы DFV увеличение мощности было функцией увеличения оборотов двигателя. Оригинальный двигатель мощностью 400 л.с. работал со скоростью 9000 об/мин; к 1983 году (когда производство DFV было постепенно прекращено в пользу производных семейства DFV) он производил более 500 л.  с. при 11 200 об/мин. У DFV были проблемы с надежностью, но его почти повсеместное распространение среди команд «гаражистов» обеспечивало постоянное представительство на подиуме.

    Гегемония DFV была настолько велика, что вместо того, чтобы пытаться воспроизвести конструкцию, конкуренты Cosworth стремились обойти ее с флангов, используя альтернативную философию двигателей. Ferrari отказалась от своего V12 в пользу Flat-12 (технически это 180-градусный V12, а не двигатель типа «боксер»), который имел преимущества, заключавшиеся в очень низком центре тяжести и обеспечении чистого воздушного потока вокруг заднего крыла. . Alfa Romeo также привезла Flat-12 для команды Brabham. В то время как Matra и BRM все еще производили V12, к середине 70-х острием сетки стала прямая борьба между частниками с их DFV и поддерживаемыми итальянскими заводами F12 — но это вот-вот должно было измениться…

    1977-1988:  Стремительный рост турбонаддува

    Правила, введенные в 1966 году, разрешали использовать безнаддувный двигатель рабочим объемом до 3,0 л или двигатель с наддувом до 1,5 л. Вторую часть регламента полностью игнорировали до 1977 года, когда Renault представила RS01 с 1,5-литровым двигателем Renault-Gordini EF1 V6 с турбонаддувом.

    Турбо Renault был тяжелым (железный, а не алюминиевый), прожорливым и хронически ненадежным. Он получил прозвище «желтый чайник» из-за своей способности взрываться. Хотя RS01 не имел успеха как гоночный автомобиль, он был эффективен как мобильная лаборатория, проверяющая турбоконцепцию Renault и прокладывающая путь для дальнейшего развития. Его преемник, RS10, помог Renault одержать первую турбо-победу в Формуле-1 в 19-м сезоне.79 Гран-при Франции – ситуация изменилась.

    Renault продолжает дорабатывать EF1. Электронное зажигание было добавлено в 1982 году, а впрыск воды — в 1983 году — последний был методом охлаждения «горячих точек» в камере сгорания для предотвращения преждевременной детонации. Он был списан в конце 1983 года, выиграв 15 Гран-при. В 1977 году он производил около 500 л. с.; к 1983 году эта цифра составляла около 700 л.с.

    Начало эры турбо совпало с тем, что производители шасси сосредоточили свои исследования и разработки на изучении и использовании эффекта земли. Успех двигателей F12 (Ferrari выиграл три Кубка конструкторов в середине 70-х) был фактически сведен на нет, когда низкие, широкие F12 оказались несовместимыми с туннелями Вентури с эффектом земли. Alfa Romeo вернулась к V12, но Ferrari стала второй командой, присоединившейся к турбореволюции, выпустив 120-градусный V6 за 19 лет.81.

    Инновации Renault изменили спорт: к 1983 году турбодвигатели стали доминирующей силой. К 1986 году безнаддувные двигатели полностью исчезли из F1.

    На тот момент способность инженеров увеличить мощность турбодвигателя превышала их способность сдерживать его. Это привело к феномену «квалифицированных двигателей». Квалификационные двигатели, получившие прозвище «гранаты», были рассчитаны на то, чтобы проработать всего несколько кругов, прежде чем истечет срок службы. Базовый пакет, который выдавал 800 л.с. в гоночной комплектации, мог быть усилен для увеличения давления наддува и выдавал 1200 л.с. для квалификации. БМВ M12/13/1 Турбодвигатель L4 имел репутацию двигателя мощностью 1400 л.

    Хотя турбонаддув не был изобретен для Формулы-1, спорт продвинул эту технологию вперед. В положительной колонке турбированные двигатели производят огромную мощность, но ценой большой ненадежности, плохой управляемости и ужасной экономии топлива. Заголовки 1980-х были о двигателях с турбонаддувом, вырабатывающих все больше и больше мощности, но на заднем плане производители двигателей также были заняты устранением внутренних недостатков технологии, продвижением технологии сгорания и металлургии до такой степени, что Формула-1 перешла от 500 л.с. к 800 л.с. несколько коротких лет. F1 перестала работать без турбонаддува в 1989, но наследием той эпохи стало то, что в 1990-е годы надежные, управляемые и достаточно экономичные турбодвигатели стали широко использоваться в автомобилестроении.

    1987 -1994:  3,5 л

    Следуя схеме, установленной в 1950-х и 1960-х годах, переход на новый свод правил привел к большому разнообразию конструкции двигателей. Категория 3,5-литровых безнаддувных двигателей была введена в 1987 году, но официально началась в 1989 году. Каждый производитель двигателей выбрал V-образную конфигурацию, но разнообразие внутри этого было велико. V8s, 9Все 0104 V10, и V12 выиграли гонки в 1989 году, а 600-сильный Honda 72° V10 RA109E стал лучшим из всех, благодаря чему McLaren MP4/5 и Ален Прост завоевали титулы. V10 был новой конфигурацией для F1, компромиссом между более высокой выходной мощностью V12 и меньшим расходом топлива V8.

    Инновации продолжались, поскольку производители двигателей устанавливали целевые показатели мощности, соответствующие показателям эпохи турбонаддува, по крайней мере, для гоночных двигателей. Интерес F1 к металлургии, интенсивно развившийся в эпоху турбо, продолжился, когда Honda представила 9Клапаны 0104 из титанового сплава . Тем временем Renault представила свою систему пневматического клапана (обеспечивающую более точное управление и меньший вес в верхней части двигателя, чем традиционные возвратные пружины). В 1990 году Honda V10 достигла 650 л. В 1991 году он представил 60-градусный V12. Это обеспечило большой скачок в выходной мощности, достигнув более 750 л.с., и стало единственным V12, когда-либо выигравшим Кубок конструкторов.

    Renault упорно работала со своим 67-градусным двигателем V10 и продолжала наращивать обороты и мощность двигателя, достигнув почти 800 л.с. (и, таким образом, приближаясь к мощности эпохи турбо), когда в 1994 году закончилась формула 3,5 л. 

    1995–2013:  Уменьшить, ограничить, заморозить

    Объем двигателя был ограничен до 3,0 л в 1995 году в рамках ряда мер по контролю скорости, достигаемой в F1. Современная тенденция использования регулирования для замедления скорости действительно начинается здесь. Более легкие двигатели могли работать на более высоких скоростях, и поэтому производители продолжали улучшать выходную мощность за счет увеличения оборотов, все чаще используя экзотические сплавы для снижения веса. Побочным эффектом более легких двигателей было то, что команды начали использовать значительное количество балласта, чтобы добиться минимального веса.

    Этот период относительной стабильности в регулировании двигателя также привел к конвергенции. К 1998 году каждая команда использовала двигатель V10 — впервые в истории спорта была достигнута такая степень однородности. Несколько лет спустя 3,0-литровый двигатель V10 будет кодифицирован в правилах как единственный разрешенный двигатель.

    Мощность и частота вращения двигателя продолжали расти: двигатели V10 выдавали >900 л.с. при частоте вращения двигателя выше 19 000 об/мин в начале гонки.0918 Century, с использованием CAD/CAM, улучшенного анализа циклов сгорания и передовой химии топлива. Пик двигателей пришелся на 2004 год, поэтому многие текущие достижения Формулы-1 относятся к этому году. В конце эры V10 также были введены некоторые интересные ограничения. В 2004 году двигатель должен был работать весь уик-энд. В 2005 году это требование было расширено до двух выходных. Это начало смещать фокус разработки на долговечность .

    В 2006 году 3,0-литровый двигатель V10 был заменен на 2,4-литровый двигатель V8. Экзотические материалы были запрещены в целях сдерживания расходов. Выходная мощность упала до 700-750 л.с. в 2006 году, но серия CA от Cosworth стала первой массовой девяткой F1Гоночный двигатель 0104 20 000 об/мин .

    Сокращение затрат начало оказывать большое влияние на повестку дня в следующие несколько лет, когда в конце 2006 года было введено замораживание разработки и возросли требования к долговечности. Основная несовместимость этих двух целей была устранена с помощью первых пределов оборотов F1 : 19 000 об / мин в 2007 году и 18 00 об / мин в 2009 году.

    KERS

    В то время как двигатель V8 колебался около отметки в 750 л. 0104 КЕРС . Система рекуперации кинетической энергии была формой мягкой гибридизации, введенной с целью сделать Формулу-1 более пригодной для использования на дорогах . Он восстанавливал энергию при торможении, сохранял ее в аккумуляторе и позволял восстанавливать ее в трансмиссии по инициативе водителя.

    Первоначальные спецификации были осторожными: мотор-генератор мощностью 60 кВт и максимальная мощность 400 мДж, вырабатываемая за круг, давали автомобилям прирост в 80 л.с. примерно за 6,6 с. KERS добавил к весу автомобиля около 30 кг, что ограничило его полезность для команд, неспособных сделать минимальный вес. Тем не менее машины с KERS начали побеждать в гонках с середины сезона. McLaren MP4/24, оснащенный двигателем Mercedes FO108W, стал первым гибридом, победившим в Формуле-1. Льюис Хэмилтон получил награду в 2009 году.Гран-при Венгрии.

    Hybrid

    В 2014 году были представлены революционные спецификации, направленные на дальнейшее развитие гибридных технологий. Самая всеобъемлющая модернизация в истории F1 проводилась со сложной спецификацией, но с простой целью: новая спецификация позволит потреблять на треть меньше топлива, чем V8 без соответствующего снижения производительности.

    Производители разработали спецификацию для 1,6-литрового двигателя V6 с непосредственным впрыском топлива и одним турбонагнетателем. Он оснащен двумя системами рекуперации энергии: модернизированной преемницей KERS для рекуперации энергии от торможения и контуром турбокомпаундирования, рекуперирующим отработанное тепло от выхлопных газов. Комбинированная система рекуперации энергии (ERS) может добавить 120 кВт на рукоятку и выдать 4 МДж на круг — по сути, в два раза больше мощности и в пять раз дольше, чем KERS. Силовой агрегат (сегодня это немного больше, чем «двигатель») либо восстанавливает, либо использует энергию на протяжении большей части круга, привязанный к режиму двигателя, а не управляемый водителем.

    Ограничения на силовой агрегат накладываются максимальным количеством гоночного топлива в 100 кг с максимальным расходом 100 кг/час – более поздний фактический предел давления наддува (с таким количеством топлива, которое нужно сжечь, нет необходимости толкать в сферы, достигнутые в 1980-х годах.

    В то время как целью новых правил было привести Формулу-1 в соответствие с текущим автомобильным спросом на экономичные, уменьшенные турбодвигатели, спецификация была написана для продвижения инноваций и стимулирования творчества, помещая Формула-1 на десятилетие опережает современные технологии автомобильной дорожной карты. Например, многие технологии в e-turbo существовали только в теории и на испытательном стенде до того, как F1 запустила их в ход.

    Опасения, что новые силовые агрегаты превратят Ф1 в экономичный вариант, оказались беспочвенными. Начиная с начальной мощности около 750 л.с., гибриды добились быстрого прогресса. Теперь они могут быть самыми мощными (основными гоночными) двигателями в истории F1, превосходящими 930 л. strong фокусируется на снижении потерь на трение и в мощной электрической системе.

    В то время как Формула-1 может похвастаться 65-летней историей инноваций в области двигателей, последние разработки, пожалуй, самые важные. Легко увидеть технологическую пропасть между доминирующими 1,5-литровыми двигателями с наддувом начала 1950-х годов и их современными наследниками 2016 года, но пропасть между 2013 и 2016 годами столь же широка.