МОБД и все-все-все… | КБ13

МОБД (машина обеспечения боевого дежурства) — 23-тонный военный тягач МАЗ-543, входящий в состав подвижных частей РВСН.

С этой машиной связана вторая серьезная разработка НТЦ «Риф» и КБ 13.

Цитата с сайта RusArmy.com:

МОБД предназначен для обеспечения потребителей электроэнергией на полевой позиции и в аварийной ситуации на БСП, кроме того является машиной обеспечения (подготовка и прием пищи, отдых личного состава свободного от БД) организации и несения караульной службы ( в составе Рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД — 1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП). База – шасси МАЗ-543. Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек – дизельный (размещены 4 30КВ дизеля и блок управления дизелями в ручном режиме). Второй отсек – основной. Между первым и вторым отсеками расположены топливные баки с запасом топлива 4 тонны для АДА-30. Второй отсек включает: кухня (плита для приготовления пищи, отсеки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья), купе-столовая (для приема пищи личным составом, одновременно может принимать пищу 4 человека), два 4 –х местных купе для отдыха личного состава, двухместное купе для отдыха НК, боевой отсек (оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), башенно-пулеметная установка для пулеметчика охраны (пулемет НСВТ, прожектор, ИК прожектор, прибор ночного видения), сейф и пирамида для оружия). По всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой идет служебный коридор (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви.

На самом деле, информация немножко устарела — шасси возит два турбированных дизеля, по 50 КВт каждый, и отсек-бытовку. В бытовке спит караул, дизеля обеспечивают электропитание для всего, чему нужно электричество 🙂

В дизельном отсеке ездит и система управления всем электро-механическим хозяйством — самими дизелями, их обслуживающими системами, и, собственно, источниками питания (фидерами).

Система эта называется КСУ 15Р183М и состоит из двух частей — непосредственно блока управления (пульт местного управления — ПМУ) и выведенного в кабину водителя пульта дистанционного управления (ПДУ).

Наша КСУ контролирует и защищает как двигатели (от работы в аварийных режимах или «от дурака»), так и людей (от получения электрического удара, к примеру).

Также мы обеспечиваем контроль двух систем подогрева дизелей (по одной на каждый движок — военное вебасто…) и непрерывно, действительно непрерывно, обеспечиваем питание 27 вольт для высокоточных систем мощностью 5 КВт. Все это происходит в соответствии с ГОСТами.

В ящике ПМУ упакованы практически все наши достижения на момент разработки управляющей программы (2008, то бишь, год) — многопоточность, жесткое соблюдение временных интервалов, разделение графики и алгоритмов, клиент-серверный принцип построения программы.

ПМУ представляет собой ядро системы — сюда приходит информация от многочисленных наставленных вокруг дизелей датчиков, здесь алгоритмы определяют, что включить, что выключить, по какой схеме обеспечить питание потребителей и как обеспечить собственные нужды — диагностические и обслуживающие функции и алгоритмы наш ящик так же обеспечивает. Отсюда же идет информация, предназначенная для вывода на ПДУ.

ПДУ — это упакованная в красивый металлический каркас плата на основе контроллера ATMega32, на которой установлены диоды, сегментные индикаторы и пара кнопок. По-хорошему, во время похода все управление электроснабжением происходит отсюда, потому что находиться в отсеке с работающими дизелями, где установлен ПМУ, просто невозможно — дикая жара и шум.

Несколько мобдо-фотографий из архива КБ 13. Дело происходит на Московском Прожекторном Заводе, который и является для нашей корпорации заказчиком КСУ.

Внутри дизельного отсека, ящик ПМУ

Дизельный отсек, который потом поставят на шасси. МПЗ, отладка идет полным ходом…

Турбина космического корабля. Включать, как гласит табличка, не стоит…

Внутри дизельного отсека МОБД

Проход между дизелями. Упитанному программисту пролезть невозможно…

Похожий бред:

dd13.ru

Машина обеспечения боевого дежурства РВСН (МОБД) на “Нашествии-2013″ — Тверь | Фотограф

В этом фоторепортаже мы посмотрим как выглядит из нутри очень интересная техника — машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Этот автомобиль я встретил на рок-фестивале «Нашествие 2013» в Тематической зоне Министерства обороны Российской Федерации. Так как мне всегда нравилась подобная техника и сооружения «судного дня» я очень попросил военных, показать как выглядит этот автомобиль изнутри. И так, специальный автомобиль войск РВСН —  МОБД (агрегат 15В231) предназначен для обеспечения:
 — электроэнергией потребителей  на полевой позиции и при аварийной ситуации на боевой стартовой позиции; 
 — подготовки и приема пищи личным составом;
 — отдыха и быта личного состава, свободного от боевого дежурства, в полевых условиях; 
 — организации и несения караульной службы в полевых условиях;
 — проведения пуска ядерных ракет из МОБД при действии в полевых условиях.
Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечить жизнедеятельность 10-и человек с личными вещами и оружием.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Конструкция агрегата и установленное на нём оборудование обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метрологических условиях (дождь, снег, град, туман) в интервале температуры окружающего воздуха от -50°С до +50°С, при скорости наземного ветра до 25 м/с и относительной влажности окружающего воздуха до 98% (при температуре +25 °С). В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования.
Агрегат 15В148 (модификация) смонтирован на колесном шасси МАЗ-543М повышенной проходимости.
В состав агрегата входят:
•   колесное шасси высокой проходимости;
•   кузов, установленный на шасси;
•   оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.

Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.
Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм  и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолируещего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.

Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических  агрегата АД-30 мощностью 30 КВ  и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.

МОБД. Машина обеспечения боевого дежурства. Входит в состав подвижной группы РВСН.

В коридоре расположена электрощитовая и прибор радиационной и химической разведки ГО-27

Второй отсек – основной.
Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.

Три отсека используются для размещения людей — два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника.
Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом — одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.

купе-столовая для приема пищи личным составом

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
Состоит на вооружении РВСН с 1985 года.
Применяется в ПГРК:
     — 15П158.1 «Тополь-Т»;
     — 15П158 «Тополь».

Средний отсек (тамбур) и задний отсек  оператора соединены между собой коридором, который идёт по всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви. Из коридора имеются входы через внутренние сдвижные двери в купе и отсек оператора, из тамбура в столовую из столовой в кухню. Тамбур оборудован входной дверью.

В такой уютной обстановке можно с комфортом ехать на позицию, с которой вы уничтожите мир )

Задний боевой отсек оператора предназначен для размещения в нем дежурной смены, в нём расположен боевой пост оператора (для МОБД-1,2,3) и пост стрелка БПУ. В отсеке установлена оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), сейф и пирамида для оружия. На боевом отсеке смонтирована башенно-пулеметная установка (БПУ) 55Л140 «Луч».

Так же, на боевом отсеке, рядом с БПУ, смонтировано устройство подъёма-опускания антенны штыревой (АШ) длинной 2 м для радиостанции Р-173. В составе рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД-1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП. В МОБД-4 в отсеке оператора расположен пост начальника смены охраны и обороны. В случае несения БД в рассредоточенном порядке, оператор в МОБД 1,2,3 является и начальником смены охраны и обороны, в отсек выводится вся информация от системы охраны.

Военный за пультом запуска ядерных ракет при действии в полевых условиях, несмотря на свой 30-летний возраст оборудование по-прежнему секретно и стоит на вооружении РВСН 

«У нас всё просто, нажал на кнопку, и нет больше Америки..»

Да.. там всё серьёзно, и как говорят в РВСН «После нас — никого»

Конец.

Ну и на последок, для того чтобы представить на сколько суровая эта машина входящая в часть самого грозного оружия на планете небольшой видео ролик —

Так же по теме РВСН:

РВСН под Козельском. Спуск в ракетную шахту. Часть 2 (Фоторепортаж)

Ну а все мои большие фоторепортажи про “Нашествие-2013″ можно посмотреть по этим ссылкам:

jury-tver.livejournal.com

Баллистическое обеспечение: автомобили ракетных войск Советской армии

Спецмашина на шасси МАЗ-543А для транспортировки и установки частей контейнеров баллистических ракет Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М (фото автора) Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)

Транспортно-установочные и перегрузочные машины

Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.

Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет

Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.

Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера

Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.

Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)

Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.

Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)

В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.

Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М

Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.

Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП

Машины обеспечения ракетных комплексов

К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.

Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.

Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.

Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)Машина боевого дежурства берегового артиллерийского комплекса «Берег» (реконструкция ЦКБ «Титан»)Уникальная мобильная гостиница 15Т118 для временного проживания личного состава

Первоначально в наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации. Впоследствии наибольшее распространение получили машины охраны и обороны ракетных систем и подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания военнослужащих. Их максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам не превышала 40 км/ч.

Основной в системе РВСН была передвижная многоцелевая мастерская 15Т401, смонтированная в укороченном кузове на шасси МАЗ-543А с дизельными электрогенераторами и комплектом специального ремонтного оборудования. Она служила для проведения в полевых условиях полного цикла слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки подвижных технических средств ракетных войск.

Модульная дизельная электростанция РВСН 15Н1061М на шасси МАЗ-543А

Автономная многоцелевая электростанция 15Н1061М с глухим кузовом на таком же шасси была оснащена четырьмя дизель-электрическими агрегатами общей мощностью 84 кВт, из которых обычно работали только три установки, а четвертая оставалась запасной. Для их питания служила цистерна на 4 300 литров топлива, которых хватало на семь суток непрерывной работы.

Первой машиной дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСО) был автофургон 15Я55 для защиты ракетного комплекса «Темп-С», несения боевого дежурства и отдыха личного состава в полевых условиях. В начале 1970-х первые образцы были смонтированы на шасси МАЗ-543В, а затем перебазировались на автомобили МАЗ-543М. Все их оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове с несколькими раздельными помещениями и прямоугольными световыми люками в боковых скосах крыши.

Машина дежурной смены, охраны и караула 15Я55 на шасси МАЗ-543М для комплекса «Пионер»

В переднем техническом отсеке находились пульты охраны, за ним размещались купе со спальными местами для десяти человек, сиденьями и столиком. В заднем помещении имелись сейф для боеприпасов, пирамида для стрелкового оружия и доступ к башенной установке с крупнокалиберным пулеметом кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 метров. Питание всех систем машины осуществлялось от мобильной электростанции.

Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Развитием этой конструкции стали машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) на автомобилях МАЗ-543М. В 1985 году на вооружение приняли самую распространенную автономную версию 15В148 с каркасно-металлическим кузовом, входившую в состав комплексов «Пионер» и «Тополь». Фактически это было самостоятельное подвижное караульное помещение с собственными системами водоснабжения и электропитания от двух дизель-генераторов, более удобными условиями для работы, отдыха и питания членов боевых расчетов.

Четырехместное купе с двухъярусными спальными местами и тумбочкойФрагмент кухонного блока с холодильником и местами для продуктов

В заднем отсеке находились оператор и боевой расчет с оружием, а в круглом проеме потолка монтировали башенную установку с пулеметом калибра 12,7 мм в бронекорпусе.

Модернизированная машина обеспечения боевого дежурства 15В231 (фото автора)

Развитием этой машины стал модернизированный вариант 15В231 для ракетного комплекса «Тополь» с новыми дизельными электрогенераторами. Внешне от агрегата 15В148 он отличался перестановкой второстепенных агрегатов, конфигурацией элементов подкузовного пространства, формой и размерами люков, ящиков и бронированной башни. Главный отсек с кондиционером, отопительной и фильтровентиляционной установками одновременно служил центром боевого управления и местом для питания четырех человек.

Главный отсек машины 15В231 для боевого управления и питания четырех человекБашенная пулеметная установка с новым бронекорпусом в проеме задней части крыши кузова

Сходная с двумя упомянутыми выше агрегатами машина боевого дежурства А222-Д1 входила в состав берегового артиллерийского комплекса «Берег». В ее кузове размещались автономная электростанция с двумя дымовыми трубами на крыше, рабочие помещения с навигационной аппаратурой и средствами связи, задний боевой отсек, места для отдыха, кухня и столовая на четырех человек. В задней части крыши также монтировали башенную пулеметную установку.

Машина боевого дежурства А222-Д1 берегового артиллерийского комплекса «Берег» (из архива НИИЦ АТ)

Для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях служил автомобиль-столовая 15Т117 с шестью отсеками кузова модели 2215. Его разрабатывали для комплекса «Темп-2С», но затем по необходимости в разных комплектациях он применялся в составе других автономных боевых формирований.

Уникальный автомобиль-столовая 15Т117 системы РВСН на шасси МАЗ-543М

В задней части кузова находились тамбур с раздевалкой и главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный десятью складными столами, стульями, телевизором, радиоприемником и осветительными плафонами. В кухонном (камбузном) блоке имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочный стол, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2 200 литров питьевой воды с электронасосом и ящики для посуды и отходов.

Главный столовый зал с десятью поперечными двухместными откидными столамиКухонный отсек с варочной электроплитой, разделочным столом и мойкойФрагмент кухни с трехсекционной мойкой, кипятильником и выходом в соседний тамбур

За ним следовала душевая комната для персонала с собственными тамбуром и раздевалкой. В складском помещении стояли шкафы и холодильник для хранения 750 кг продуктов. В передней части кузова размещались служебный тамбур и двухъярусное спальное купе на четырех человек. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока или от подвижной электростанции. Длина машины составляла 15,4 м, полная масса – 39 тонн.

Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек

Самым оригинальным и необычным агрегатом РВСН был уникальный автомобиль-общежитие 15Т118 или подвижная гостиница для отдыха и временного группового проживания военнослужащих в полевых условиях. Его также создавали для комплекса «Темп-С», но впоследствии варианты этой машины поступали в другие ракетные и зенитные соединения. Их оснащение размещалось во вместительном кузове с двумя боковыми входными дверями, собственными системами электрооборудования, водоснабжения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с задним тамбуром, где находились общая раздевалка, умывальник, продольные подвесные полки и ящики для белья и системы связи. С левой стороны находились шесть купе с вещевыми рундуками в нижних койках.

Коридор с входными дверями в купе и пультом управления микроклиматомСтандартное двухъярусное четырехместное спальное купе с тумбочкой, лампой и телефоном

В зависимости от комбинации спальных мест общая вместимость мобильной гостиницы составляла от 12 до 24 человек с личным обмундированием и оружием. В каждом купе находились тумбочка с настольной лампой, шкаф с зеркалом, электрический вентилятор, радиоприемник, внутренний телефон и термометр. На ряде машин имелась душевая кабина с баком на 300 литров воды. Габаритная длина агрегата достигала 15,7 м, масса – 39,4 т.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии – транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур» на шасси МАЗ-543М (фото Романа Белозерского).

www.kolesa.ru

Машины обеспечения ракетных комплексов. Секретные автомобили Советской Армии

Машины обеспечения ракетных комплексов

Первые автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения мощных систем вооружения появились в СССР к середине 1960-х годов, когда начались разработки первых советских подвижных СРК на многоосных шасси, которые базировались в отдаленных регионах страны в неблагоприятных климатических условиях при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения личного состава. Активизация этой деятельности наступила с созданием ракетных систем, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам. Такие машины применялись также для обеспечения автономных боевых действий мобильных зенитных систем ПВО, в береговых комплексах и иных войсковых частях, размещенных в малонаселенных районах. В типовой набор такой техники входили подвижные мастерские разного профиля и электростанции, средства обеспечения боевого дежурства и охранения, передвижные столовые и общежития. Их проектировали как в многоцелевых исполнениях для обслуживания нескольких типов СРК и иных самоходных видов вооружения, так и в специализированных версиях для работы в составе только одной определенной системы. Все они базировались на шасси МАЗ-543А и 543М с типовыми обитаемыми кузовами-фургонами нескольких видов, из которых создавали колонны машин обеспечения, постоянно сопровождавшие пусковые установки во время их боевого дежурства. В Советской Армии они впервые образовали принципиально новую категорию военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.

Первые машины такого рода были созданы на шасси МАЗ-543А и входили в состав подвижного ракетного комплекса 15П696 на гусеничном ходу с баллистическими ракетами средней дальности РТ-15, представленного на параде в Москве в 1966 году. К этому времени уже оформились общие компоновочные и конструктивные черты таких систем. Впервые они появились в составе колесных ОТРК «Темп-С» и СРК «Темп-2С», затем применялись в комплексах «Пионер» и «Тополь», ЗРС С-300, береговых ракетных и артиллерийских системах. В первоначальные наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации, а также подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания личного состава. В 1970-е годы особую группу таких средств составили машины боевого дежурства и охраны СРК, которые состояли в подвижных командных пунктах различных ракетных подразделений и размещались в удлиненных кузовах-фургонах на шасси МАЗ-543М с вынесенными на переднюю стенку системами жизнеобеспечения. Все они были рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от – 40 – 50 ?С до +50 ?С и относительной влажности воздуха 98%. Состав колонн обеспечения, количество машин и их комплектации зависели от конкретного назначения, применения, места дисклокации, климатических условий и количества личного состава сопровождаемых систем вооружения.

15Т401 – передвижная многоцелевая мастерская (ПММ) системы РВСН, базировавшаяся в коротком кузове 6703 на шасси МАЗ-543А. С 1970-х годов ее выпуском занимался ремонтный завод № 258 из Батайска. Служила для проведения в полевых условиях комплекса ремонтных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки всех подвижных технических средств ракетных войск. Ее кузов снабжался системами отопления, освещения, переговорным устройством, вентиляцией и фильтрацией забортного воздуха или кондиционером. В специальном дизельном отсеке с вентиляционными люками в крыше размещались два дизель-генератора АДА-12 мощностью по 12 кВт, но на стоянке питание электрических потребителей осуществлялось от промышленной электросети. Оборудование мастерской позволяло выполнять весь цикл слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ. В комплект мастерской входили верстаки и рабочие столы с наборами инструмента, токарно-центровой станок 16Т-02П, электрические сверлильная и шлифовальная машины, дополнительная пневматическая сверлильная установка, гайковерт, шуруповерт, точило, компрессор, краскораспылители и радиостанция Р-23МТ. Габаритные размеры мастерской – 14 650x3320x4352 мм. Снаряженная масса – 40 650 кг.

15Н1061М – многоцелевая подвижная автономная электростанция РВСН или модульная дизельная электростанция (МДЭС) на шасси МАЗ-543А. Ее разработкой и комплектацией занимался московский завод «Прожектор». Первый вариант 15Н1061 создавался для комплексов «Темп-С» и «Темп-2С», затем его сменила модернизированная станция 15Н1061М, применявшаяся в составе СРК «Пионер» и «Тополь». Электростанция снабжалась сдвинутым к задней части шасси глухим кузовом 2213, в котором находились четыре дизель-электрических агрегата АД30-Т400-2Р с генераторами ДГФ82-4К, из которых обычно работали только одна, две или три установки, а четвертая являлась запасной. Они вырабатывали переменный трехфазный ток частотой 50 Гц и напряжением 400 В для питания всех потребителей мобильных систем вооружения в любых метрологических условиях и температуре до – 50 ?С. Номинальная мощность одного агрегата составляла 30 кВт, при одновременной работе со вторым и третьим дизель-генератором суммарная мощность возрастала до 50 и 84 кВт соответственно. В кузове с внутренней длиной 8090 мм и высотой 2042 мм имелись агрегатный отсек и задний тамбур со щитом управления, отопительная установка ОВ-65 и фильтровентиляционная ФВУА-100В-24, две одностворчатые двери, специальные люки для забора свежего воздуха и отвода отработавших газов. При длительной стационарной работе на крыше устанавливалась вертикальная 4-метровая выхлопная труба. Между моторным отсеком шасси и кузовом помещалась цилиндрическая цистерна на 4300 л дизельного топлива для питания электроагрегатов. Габаритные размеры станции в транспортном положении – 14 060x3240x4415 мм. Полная масса – 41,0 т. Продолжительность непрерывной работы без какого-либо обслуживания – 250 часов, без дозаправки – 168 часов, или 7 суток. В исполнении ПАО-1 с комплектом различных прожекторов, кабельных катушек, установочных приспособлений и средствами подзарядки аккумуляторов переносных фонарей электростанция являлась передвижным агрегатом освещения.

Автономная дизельная электростанция 15Н1061М системы РВСН на шасси МАЗ-543А

15Я55 – первая машина дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСОО-К), созданная для СРК «Темп-2С» и предназначенная для обеспечения боевого дежурства, защиты ракетных систем в полевых условиях и отдыха личного состава. Вместе с подвижными электростанцией, столовой и общежитием составляла комплекс машин обеспечения боевого дежурства (МОБД). Все оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове модели 2212 с окнами в скосах крыши, его комплектованием занимался завод «Баррикады». Первые образцы были смонтированы в начале 1970-х годов на опытном шасси МАЗ-543В, а затем базировались на серийных автомобилях 543М. В кузове с тремя дверями и 12 прямоугольными световыми люками в обоих боковых скосах крыши имелись три основных отделения, соединенные общим коридором с тамбуром. В переднем техническом отсеке находились специальные приборы, пульты охраны и кабельные катушки. За ним размещались одно 2-местное и два 4-местных купе на 10 человек – начальника караула, дежурной смены и боевого расчета. В них имелись спальные места, откидные сиденья и столики, полки и шкафы. В среднем проходном отсеке (коридоре) располагались места для сушки обмундирования и обуви, умывальник, бачки с водой, блоки управления отоплением, вентиляцией, водоснабжением и электрооборудованием. В третьем боевом помещении с отдельным входом снаружи находилось оборудование обработки информации, коммутатор телефонной и радиосвязи с полевыми постами охраны и машинами подготовки и пуска, радиостанции Р-123М и Р-147, сейф для боеприпасов и пирамида для стрелкового оружия. Из этого отсека имелся доступ к башенной установке 55Л140 с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12,7 кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 м, инфракрасным прожектором, прибором ночного видения и громкоговорящей системой оповещения. Источниками питания являлись мобильная электростанция 15Н1061М или внешняя электросеть. Машина имела габаритные размеры 15 480x3230x4470 мм и полную массу 40,5 т.

Машина дежурной смены, охраны и обороны 15Я55 в кузове модели 2212 на шасси МАЗ-543М

15В148 – комплексная машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) на шасси МАЗ-543М, созданная для использования в составе комплексов «Пионер» и входившая в подвижный командный пункт ракетного полка. В отличие от модели 15Я55 являлась полностью автономным подвижным караульным помещением и снабжалась собственными системами электропитания, водоснабжения и более комфортными условиями для работы, отдыха и питания членов боевого расчета. Эти нововведения позволили отказаться от применения сразу трех вспомогательных машин – подвижной электростанции, столовой и общежития, а также повысили скрытность и выживаемость комплекса, сократили расходы на эксплуатацию и численность личного состава до 10 человек. В удлиненном кузове 7903 с двумя наружными дверями и семью прямоугольными окнами имелось семь отсеков целевого назначения. В переднем изолированным от основной части кузова помещении размещались два дизель-генератора АД-30 мощностью 30 кВт от электростанции 15Н1061М с топливным баком емкостью 2400 л, системами вентиляции и выброса отработавших газов. Вся остальная площадь кузова отводилась под помещения с пультом охраны, аппаратурой связи, обработки информации, радиационного и химического контроля, отделения боевого дежурства, питания и отдыха. Самый вместительный отсек являлся комбинацией столовой и комнаты отдыха с раскладными столами для питания и проведения досуга, где размещалось также спальное место для повара. В среднем продольном коридоре находились 2– и 4-местные спальные купе для отдыха восьми человек личного состава, умывальник, сушильный шкаф для верхней одежды, обуви и индивидуальных средств химзащиты с электронагревателями и вентилятором. В заднем отсеке размещались оператор, дежурная смена и боевой расчет, а также места для хранения боекомплектов, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников. В круглой нише потолка устанавливалась башня с 12,7-мм пулеметом, прожектором и прибором ночного видения. В комплектацию машины входили бак на 870 л воды, система кондиционирования воздуха и поддержания микроклимата. Габаритные размеры – 15 700x3230x4415 мм, полная масса – 43,5 т. Ее модернизированным вариантом с 1989 года была машина боевого дежурства 15В231 с новыми дизельными двигателями электрогенератора и 7,62-мм пулеметом ПКТ в башне, рассчитанная на применение в составе комплекса «Тополь». Внешне она отличалась формой ниш и перестановкой ряда подкузовных элементов.

Машина обеспечения боевого дежурства ракетных комплексов 15В148 в удлиненном кузове 7903

Комплексная машина боевого дежурства 15В148 с пулеметной башней на крыше задней части кузова

Сходная машина боевого дежурства А222-Д1 входила в береговой артиллерийский комплекс «Берег». В ее перекомпонованном кузове размещались рабочие отсеки с навигационной аппаратурой и средствами связи, купе для отдыха личного состава, кухня и столовый зал на четырех человек. На крыше боевого отсека была смонтирована башенная установка с 7,62-мм пулеметом ПКТ. Подвижный полевой технический пункт управления 15В229, размещенный в фургоне на шасси 543М, занимал промежуточное положение в гамме машин боевого дежурства, связи и управления. Его многофункциональное назначение заключалось в организации в полевых условиях дежурства расчета технической смены, оценка технического состояния средств ракетной дивизии, обработка информации и обеспечение спецсвязи. Кузов был разделен перегородками на четыре отсека: основной технический, аппаратная с вычислительным комплексом, отсек боевого дежурства и входной тамбур. В комплект машины входили аппаратура связи и засекречивания, телескопическое антенно-мачтовое устройство, радиостанция Р-123М, переговорное устройство, приборы радиационной и химической разведки. На марше питание осуществлялось от автономного генератора мощностью 10 кВт или набора аккумуляторных батарей.

15Т117 (АС-543.1) – автомобиль-столовая или машина-столовая МС-543.1 в кузове 2215, переоборудованном во вместительное помещение для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях. Первоначально разрабатывался для СРК «Темп-2С» и затем по необходимости применялся в составе различных ракетных и артиллерийских комплексов. Внутри кузова имелось шесть отсеков, одна задняя и две боковые двери, по восемь окон на каждой покатой боковине крыши, собственные системы водоснабжения и оповещения, причем комплектации фургонов разного времени выпуска несущественно различались. В их передней части находились служебный тамбур, 4-местное спальное купе для экипажа и средний переходной тамбур, открывавший доступ в главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный 10 складными столами, стульями, телевизором и радиоприемником. В кухонном (камбузном) блоке, заимствованном от ракетного катера, имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочные стеллажи, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2200 л питьевой воды с электронасосом и ящик для отходов. С кухонным отсеком были совмещены душевая комната для персонала и складское помещение (продовольственный склад) с холодильником и шкафами для хранения 750 кг продуктов из расчета на семь суток довольствия. Задний тамбур с раздевалкой использовался для входа и выхода личного состава. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока напряжением 220 или 380 В, от подвижной электростанции или источника постоянного тока в 24 – 27 В. Габаритные размеры машины – 15 365x3240x4436 мм, снаряженная масса – 39,0 т, полная – 35,2 т. Максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам – 40 км/ч, запас хода – 850 км.

Автомобиль-столовая 15Т117 в кузове 2215 на шасси МАЗ-543М для питания 16 военнослужащих

15Т118 (АО-543.1) – автомобиль-общежитие, машина-общежитие МС-543.1 или подвижная гостиница для отдыха и временного проживания военнослужащих в полевых условиях. Базировалась в закрытом кузове 2215 на шасси МАЗ-543М с двумя входными дверями и семью боковыми световыми окнами, равномерно расположенными по длине покатых скосов крыши. В ее оснащение входили собственные системы электрооборудования, водоснабжения и усиленные средства вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с входным тамбуром, где находились раздевалка, сушилка для обмундирования и обуви, полки и ящики для белья, системы связи и управления микроклиматом. С левой стороны кузова размещались шесть отдельных купе. В каждом имелись нижние койки с вещевыми рундуками, откидные верхние спальные полки, сиденья и столики, шкаф с зеркалом, световое окно, плафон освещения, электрический вентилятор, радиоприемник и термометр. В зависимости от размещения в них двух или четырех одно– или двухъярусных спальных мест общая вместимость составляла от 12 до 24 человек с личными вещами и оружием. В фургонах позднего выпуска в свободном пространстве между купе имелась душевая кабина с баком на 300 л воды. Электропитание всех потребителей также осуществлялось от внешних источников постоянного или переменного тока. Габаритная длина подвижной гостинцы – 15 370 мм, высота – 3960 мм. Полная масса – 39,4 т. Максимальная скорость – не выше 40 км/ч.

Автомобиль-общежитие 15Т118 для отдыха и проживания в полевых условиях до 25 человек

Среди прочего военного оснащения на автомобилях 543-й серии следует отметить опытный образец машины с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания (1977 – 1978 гг.), уникальный подвижный медицинский комплекс с пятью функциональными кузовами модульного типа на том же шасси, пробные варианты мощных аэродромных пожарных автомобилей АА-60 (543)-160 и АА-70 (543)-172 (1973 – 1975 гг.) для ВВС СССР.

Распад Советского Союза привел к завершению серийного производства базовых шасси семейства МАЗ-543, но их мелкосерийное изготовление по заказам продолжалось вплоть до середины 2000-х годов. К тому времени в общей сложности в Минске было собрано свыше 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось более 70 основных серийных систем вооружения и специального военного оборудования. В 1990 году для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан первый прототип четвертого поколения – многоцелевой четырехосный 22-тонный автомобиль МАЗ-7930 с многотопливным 500-сильным двигателем V12 и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, принципиально новой сварной моноблочной кабиной и макетным высокобортным кузовом. Опытные образцы проходили испытания до 1994 года, в 1998-м поступили в производство и в феврале 2003 года были приняты на снабжение Российской Армии под маркой МЗКТ-7930. Несмотря на это, до настоящего времени все машины серии МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.

Прототип перспективного 22-тонного тактического автомобиля-шасси МАЗ-7930. 1990 год

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Такие монстры ездят по берегу Черного моря.: mikle1 — LiveJournal


Береговой самоходный артиллерийский комплекс «Берег» за 1-2 минуты на дальности до 22 километров уничтожает эсминец с вероятностью 80%.  72 выстрела в минуту 130-мм снарядами по целям, движущимся со скоростями до 200 узлов (370км/час). То есть не только сверхскоростные корабли, но и экранопланы уничтожаются этим комплексом. .

 Первый опытный образец был готов  в 1988 году, после чего на полигоне недалеко от Феодосии начались его испытания. Впервые  комплекс был показан в 1993 году  в Абу-Даби.   В августе 2003 года первый серийный комплекс вошел в состав 40-го БРАП, приписанного к новороссийской ВМБ.

Предваряя любителей критиковать все и вся подчеркну. Есть пушки большей дальности, есть большего калибра, многое есть. Мобильного комплекса береговой обороны с подобными характеристиками нет даже в Швеции, обладающей лучшей береговой обороной, в т.ч. мобильной.

Дальность обнаружения целей, км не менее 35
Дальность эффективной стрельбы, км до 22
Огневая производительность, выстр/мин 72
Время на поражение морской цели типа эсминец с вероятностью 0,8, мин 1..2
Время перевода в боевое положение, мин 5..20
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час 60
Запас хода по топливу, км 850
Максимальное расстояние между ЦП и САУ, м- по дальности
— по высоте
— 1000
300
Характеристики ЦП САУ МОБД
Масса, т 43,7 43,7 43,5
Длина, м 15,2 13,0 15,936
Ширина, м 3,24 3,1 3,23
Высота, м 4,415 3,9 4,415
Вооружение- калибр, мм
— сектор обстрела, град
— угол вертикального наведения, град



морская пушка130
+/- 120
-5..+50
пулемет ПКТ7,62
+/- 130
-8..+10
Экипаж, чел 7 8 4

Комплекс «Берег» предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 20 узлов. Комплекс может быть развернут за 5 минут на  неподготовленной в топогеодезическом и инженерном отношениях огневой. Работает в любое время суток и при любых погодных условиях, в условиях активных и пассивных помех, при температуре  от -50° до +50°. В состав комплекса входят центральный пост (ЦП) с системой управления стрельбой, шесть САУ с 130-мм орудиями и 1-2 МОБД.

Машина обеспечения боевого дежурства комплекса «Берег»

Все машины комплекса «Берег» смонтированы на однотипных шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. Применение колесных шасси позволило повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза — гарантийный пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными.

ЦП состоит из СУО БР-136 с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.

СУО БР-136 обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Возможна работа ее при наличии активных и пассивных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. Наведение артустановок и стрельба могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации артустановок. После поражения цели СУО позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых.

По определенным параметрам движения сопровождаемых целей СУО вычисляет полные углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.

130-мм самоходная артиллерийская установка

130-мм самоходная артиллерийская установка в походном положении

В процессе работы ЦП информация кругового радиолокационного обзора отображается на индикаторе обзора с прямоугольной разверткой по азимуту. На индикаторе также отображаются два электронных визира первого и второго каналов сопровождения — две тонкие линии, передвигаемые операторами с помощью шариковых устройств ручного управления. При совмещении электронных визиров с отметками обнаруженных целей включается режим автоматического сопровождения.

Данные телевизионно-лазерного канала сопровождения выводятся на телевизионный индикатор. При этом на специальном световом табло высвечивается информация о расстоянии до обнаруженных объектов, полученная от лазерного дальномера.

Каждый из двух каналов сопровождения работает в трех управляемых операторами режимах (ручного наведения, полуавтоматического и инерциального сопровождений), а также в двух автоматических (программного — для захвата целей и автоматического сопровождения). Кроме того, в первом канале предусмотрена возможность телевизионно-лазерного сопровождения любой из обнаруженных целей. При работе операторов в управляемых режимах, а также при контроле за качеством автоматического сопровождения используется специальный точный секторный индикатор «Азимут-дальность», на котором отображается радиолокационная информация о надводной обстановке.

130-мм самоходная артиллерийская установка в боевом положении

Каналы управления стрельбой комплекса также работают в режимах привязки элементов комплекса, по морским целям или по береговым. При этом БР-136 обеспечивает ведение стрельбы САУ как одиночными залпами, так и со скорострельностью 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов в минуту. За ходом стрельб командир комплекса может наблюдать на индикаторе «Азимут-дальность» либо получать об этом информацию с наблюдательных пунктов или вертолета-корректировщика. Для документирования результатов стрельб используются цифропечатающие устройства.

Кузов-фургон ЦП разделен внутри на пять отсеков: моторный, антенного поста, высокочастотный, радиооператорский и операторский. В моторном отсеке размещены дизельный электрический агрегат для резервного питания (при отсутствии питания от МОБД или от централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания СУО.

В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей. Система приводов антенного поста позволяет крепить его по-походному, поднимать и опускать в автоматическом и ручном режимах через проем крыши кузова-фургона, закрытом в транспортном положении крышками. СВЧ-энергия подводится к антенному посту через специальный подвижный волновой тракт.

Центральный пост комплекса «Берег»

Такие приборы СУО, как передающее устройство, прибор управления поляризацией и устройство поддержания давления в волноводах, размещены в высокочастотном отсеке, имеющем специальную экранировку от СВЧ-излучений и специальную экранированную дверь.

В радиооператорском отсеке находятся прибор первичной обработки, СВЧ-приемное устройство, цифровой вычислитель и оборудование рабочих мест радиотелеграфиста и водителя-электрика. На рабочем месте радиотелеграфиста установлены радиостанция, приборы коммутационной аппаратуры внутренней связи, блок проводной связи с МОБД, а также индивидуальный вентилятор и обогреватель.

Антенна радиостанции может укладываться в транспортное положение при перемещении ЦП, для чего в кабине водителя установлены специальные органы управления. Рабочее место водителя-электрика обрудовано также ПДУ дизель-электрическим агрегатом, пультами управления систем электроснабжения, жизнеобеспечения, вентиляции приборов и пожаротушения.

В операторском отсеке размещены рабочие места командира комплекса, командира ЦП, старшины группы управления, артиллерийского электрика и артиллерийского радиометриста. На рабочем месте командира комплекса находятся аппаратура навигации, связи и сигнализации, визир наблюдения и целеуказания, откидные столики для работы с топографическими картами, резервный прибор управления огнем и телефонный аппарат связи с наблюдательными постами. Для уменьшения мертвой зоны видимости при работе с визиром наблюдения и целеуказания командир может приподнять его с помощью подъемных механизмов, установленных на крыше кузова-фургона.

Рабочее место командира ЦП оборудовано прибором первого канала управления стрельбой и аппаратурой связи с артустановками. Аналогичное оборудование для обеспечения стрельбы САУ по данным второго канала размещено на рабочем месте старшины группы управления. Перераспределение орудий по каналам управления стрельбой может быть произвольным.

Приборы первого и второго каналов сопровождения целей находятся на рабочих местах артиллерийского электрика и радиометриста. Там же размещены прибор управления дальномерно-визирным устройством и аппаратура связи.

При развертывании ЦП на неровной местности у кузова-фургона имеются специальные домкраты, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Поскольку домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, расчет способен установить ЦП в горизонтальной плоскости даже в аварийной ситуации. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера — один для системы вентиляции приборов, другой — для системы жизнеобеспечения экипажа.

Компоновочная схема центрального поста «Берега»
1 — агрегаты электропитания; 2 — антенный пост; 3 — приемопередающее устройство; 4 — цифровые устройства обработки сигналов сопровождения цели и решения стрельбовых задач

130-мм орудие САУ установлено в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве в виде специализированного роликового подшипника. Наведение орудия осуществляется электромеханической системой, которая имеет режимы наводки: автоматический — по цифровым кодам, поступающим от ЦП, и полуавтоматический, выполняемый наводчиком с помощью прицельных устройств артустановки. В последнем случае предполагается, что САУ участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с ЦП и МОБД. Такая возможность автономного функционирования каждой из шести САУ существенно повышает живучесть АК в целом.

В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения и обогрева.

Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.

Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки 40 унитарных выстрелов со снарядами фугасного и осколочно-фугасного действия.

Для поглощения звукового воздействия и наружнего тепла внутреннее покрытие башни выполнено из специального синтетического пенообразного материала. Большинство механизмов орудия внутри башни герметизировано. Кроме того, в башне установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.

САУ на огневой позиции горизонтируется четырьмя домкратами, обеспечивающими жесткость шасси при стрельбе. Перемещения в процессе стрельбы учитываются системой ввода поправок, включающей датчики крена и оптический визир.

Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода двух электромашинных усилителей системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем.

МОБД (машины обеспечения боевого дежурства, не меньше четырёх) включают в зависимости от комплектации: съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами номинальной мощностью по 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем ЦП при длительном дежурстве на огневой позиции; топливные баки, рассчитанные на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток; двухместное и четырехместное купе для отдыха личного состава; 4-х местную столовую-комнату отдыха; оборудованную кухню с запасами продовольствия, позволяющими обслуживать десять человек в течение 7 суток. Для организации ближней обороны на крыше смонтирована башенная пулеметная установка.

В кузове-фургоне МОБД также размещено специальное оборудование для оповещения расчета о радиационном и химическом заражении, навигационная аппаратура для выхода комплекса (или части машин при их рассредоточенном перемещении) в заданный район. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.

Техническая маневренность, высокая эффективность стрельбы и полная автономность «Берега» делают его надежным средством решения оборонительных задач. Такие подвижные батареи обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению со стационарными артиллерийскими комплексами, поскольку обеспечивают оборону значительно большего участка, а также позволяют выдвигаться в различные районы скрытно от противника. В случае обнаружения в прибрежной зоне кораблей противника комплекс решает боевую задачу за промежуток времени, который не позволит кораблю противника уйти из точки прицеливания. Систем вооружения с подобными характеристиками в мире больше никто не производит.

mikle1.livejournal.com

На пермской разборке: starcom68 — LiveJournal

Пермскую «разборку» я не люблю. Продают всякое старье по заоблачным ценам в расчете на дурака. Вот и в этот раз предложили колесо для «трактора» годное только на клумбу. Зато на задворках я увидел нечто интересное. Да-да привет из времен «холодной войны». Все на ходу и снятое с учета. Приезжай и покупай. Слева на право следующие специзделия: 15Н1061М – многоцелевая подвижная автономная электростанция РВСН или модульная дизельная электростанция (МДЭС) на шасси МАЗ-543А, прицеп «для запчастей» с одноосным тягачем МоАЗ 546П (СПС-2), «гостиница» или 15В148 – комплексная машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) на шасси МАЗ-543М


15В148 – комплексная машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) на шасси МАЗ-543М, созданная для использования в составе комплексов «Пионер» и входившая в подвижный командный пункт ракетного полка. Являлась полностью автономным подвижным караульным помещением и снабжалась собственными системами электропитания, водоснабжения и более комфортными условиями для работы, отдыха и питания членов боевого расчета. Эти нововведения позволили отказаться от применения сразу трех вспомогательных машин – подвижной электростанции, столовой и общежития, а также повысили скрытность и выживаемость комплекса, сократили расходы на эксплуатацию и численность личного состава до 10 человек. В удлиненном кузове 7903 с двумя наружными дверями и семью прямоугольными окнами имелось семь отсеков целевого назначения. В переднем изолированным от основной части кузова помещении размещались два дизель-генератора АД-30 мощностью 30 кВт от электростанции 15Н1061М с топливным баком емкостью 2400 л, системами вентиляции и выброса отработавших газов. Вся остальная площадь кузова отводилась под помещения с пультом охраны, аппаратурой связи, обработки информации, радиационного и химического контроля, отделения боевого дежурства, питания и отдыха. Самый вместительный отсек являлся комбинацией столовой и комнаты отдыха с раскладными столами для питания и проведения досуга, где размещалось также спальное место для повара. В среднем продольном коридоре находились 2– и 4-местные спальные купе для отдыха восьми человек личного состава, умывальник, сушильный шкаф для верхней одежды, обуви и индивидуальных средств химзащиты с электронагревателями и вентилятором. В заднем отсеке размещались оператор, дежурная смена и боевой расчет, а также места для хранения боекомплектов, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников. В круглой нише потолка устанавливалась башня с 12,7-мм пулеметом, прожектором и прибором ночного видения. В комплектацию машины входили бак на 870 л воды, система кондиционирования воздуха и поддержания микроклимата. Габаритные размеры – 15 700x3230x4415 мм, полная масса – 43,5 т. Источник
Башенка с пулеметом к сожалению демонтирована

Одноосный тягач МоАЗ 546П с прицепом СПС-2 (специальный передвижной склад).
Самым миролюбивым оборудованием в 1970-е годы являлся специальный подвижный склад СПС-1 системы РВСН для перевозки и развертывания в полевых условиях больших объемов оборудования и запасных частей ракетных комплексов. Сначала их строили силами ремонтных мастерских и монтировали на шасси снятых с вооружения установщиков, а затем собирали на военном ремонтном заводе в Брянске. Развитием этой модели стал модернизированный вариант СПС-2 с глухим 12-метровым помещением со стеллажами, внутренним освещением и широкими боковыми скосами крыши. Источник

15Н1061М – многоцелевая подвижная автономная электростанция РВСН или модульная дизельная электростанция (МДЭС) на шасси МАЗ-543А. Ее разработкой и комплектацией занимался московский завод «Прожектор». Первый вариант 15Н1061 создавался для комплексов «Темп-С» и «Темп-2С», затем его сменила модернизированная станция 15Н1061М, применявшаяся в составе СРК «Пионер» и «Тополь». Электростанция снабжалась сдвинутым к задней части шасси глухим кузовом 2213, в котором находились четыре дизель-электрических агрегата АД30-Т400-2Р с генераторами ДГФ82-4К, из которых обычно работали только одна, две или три установки, а четвертая являлась запасной. Они вырабатывали переменный трехфазный ток частотой 50 Гц и напряжением 400 В для питания всех потребителей мобильных систем вооружения в любых метрологических условиях и температуре до – 50 ?С. Номинальная мощность одного агрегата составляла 30 кВт, при одновременной работе со вторым и третьим дизель-генератором суммарная мощность возрастала до 50 и 84 кВт соответственно. В кузове с внутренней длиной 8090 мм и высотой 2042 мм имелись агрегатный отсек и задний тамбур со щитом управления, отопительная установка ОВ-65 и фильтровентиляционная ФВУА-100В-24, две одностворчатые двери, специальные люки для забора свежего воздуха и отвода отработавших газов. При длительной стационарной работе на крыше устанавливалась вертикальная 4-метровая выхлопная труба. Между моторным отсеком шасси и кузовом помещалась цилиндрическая цистерна на 4300 л дизельного топлива для питания электроагрегатов. Габаритные размеры станции в транспортном положении – 14 060x3240x4415 мм. Полная масса – 41,0 т. Продолжительность непрерывной работы без какого-либо обслуживания – 250 часов, без дозаправки – 168 часов, или 7 суток. В исполнении ПАО-1 с комплектом различных прожекторов, кабельных катушек, установочных приспособлений и средствами подзарядки аккумуляторов переносных фонарей электростанция являлась передвижным агрегатом освещения. Источник

Допишу чуть позднее с более точной идентификацией

starcom68.livejournal.com

Фотогалерея

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *