Марк I (компьютер) | это… Что такое Марк I (компьютер)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Mark.

Часть Harvard-IBM Марк 1, левая сторона.

Правая сторона.

Деталь ввода/вывода и управления.

«Марк I» (Automatic Sequence Controlled Calculator — автоматический вычислитель, управляемый последовательностями)[1] — первый американский программируемый компьютер. Разработан и построен в 1941 году по контракту с IBM молодым гарвардским математиком Говардом Эйкеном и ещё четырьмя инженерами этой компании на основе идей англичанина Чарльза Бэббиджа.

После успешного прохождения первых тестов в феврале 1944 года компьютер был перенесён в Гарвардский университет и формально запущен там 7 августа 1944 года.

По настоянию президента IBM Томаса Дж. Уотсона, вложившего в создание «Марк I» 500 тысяч долларов своей компании, машина была заключена в корпус из стекла и нержавеющей стали.

Компьютер содержал около 765 тысяч деталей (электромеханических реле, переключателей и т. п.) достигал в длину почти 17 м (машина занимала в Гарвардском университете площадь в несколько десятков квадратных метров), в высоту — более 2,5 м и весил около 4,5 тонн. Общая протяжённость соединительных проводов составляла почти 800 км. Основные вычислительные модули синхронизировались механически при помощи 15-метрового вала, приводимого в движение электрическим двигателем, мощностью в 5 л. с. (4 кВт).

Компьютер оперировал 72 числами, состоящими из 23 десятичных разрядов, делая по 3 операции сложения или вычитания в секунду. Умножение выполнялось в течение 6 секунд, деление — 15,3 секунды, на операции вычисления логарифмов и выполнение тригонометрических функций требовалось больше минуты.

Фактически «Марк I» представлял собой усовершенствованный арифмометр, заменявший труд примерно 20 операторов с обычными ручными устройствами, однако из-за наличия возможности программирования некоторые исследователи называют его первым реально работавшим компьютером.

На самом деле, машина начала перемалывать свои разряды лишь через два года после того как в Германии немецкий изобретатель Конрад Цузе создал вычислительную машину Z3.

«Марк I» последовательно считывал и выполнял инструкции с перфорированной бумажной ленты. Компьютер не умел выполнять условные переходы, из-за чего каждая программа представляла собой довольно длинный ленточный рулон. Циклы (англ. loops — петли) организовывались за счёт замыкания начала и конца считываемой ленты (то есть действительно за счёт создания петель). Принцип разделения данных и инструкций получил известность, как гарвардская архитектура.

Однако, главным отличием компьютера «Марк I» было то, что он был первой полностью автоматической вычислительной машиной, не требовавшей какого-либо вмешательства человека в рабочий процесс.

На церемонии передачи компьютера Говард Эйкен не упомянул о какой-либо роли IBM в создании машины. Томас Уотсон был разозлён и недоволен этим поступком Эйкена, поэтому прекратил их дальнейшее сотрудничество. Данное IBM название «Automatic Sequence Controlled Calculator» Эйкен заменил на «Mark I», а компания приступила к созданию нового компьютера «SSEC» уже без участия Говарда Эйкена.

В свою очередь, Говард Эйкен также продолжил работу над созданием новых вычислительных машин. За «Марком I» последовал «Марк II», затем в сентябре 1949 года «Марк III/ADEC», а в 1952 — «Марк IV».

Примечания

  1. Полное имя, написанное на корпусе компьютера — «Aiken-IBM Automatic Sequence Controlled Calculator Mark I».

См. также

  • Марк-1 — первый в мире нейрокомпьютер, созданный в 1958 году Фрэнком Розенблаттом.

Ссылки

  • Андрей Белоконь. Кто придумал и создал первый компьютер? (рус.)
  • Зал ASCC (англ.) на сайте IBM
  • Официальные инструкции по работе с ASCC (англ.)

Семейство «Марк»

Семейство «Марк»

Семейство «Марк»

    Одним из первых действующих компьютеров с программным управлением является Марк I (первоначальное название — “Компьютер с автоматическим управлением последовательностью операций”), главным разработчиком которого был Говард Эйкен из Гарвардского университета. В этой машине использовались механические элементы для представления чисел и электромеханические — для управления работой машины [1]. “Реле, счетчики, контактные устройства, печатающие механизмы, перфорирующие устройства, используемые в машине, были стандартными частями табуляторов, выпускаемых в то время фирмой IBM” [2].

    Электромеханическое реле состоит из двух основных частей: якоря и сердечника с обмоткой. Якорь, сделанный из мягкого железа, удерживается с помощью металлической пружины в оттянутом от сердечника положении. Если же по обмотке пропустить электрический ток, то сердечник становится магнитом и притягивает к себе якорь, преодолевая сопротивление пружины. К одному концу пружины, являющейся проводником электрического тока, присоединяется провод. По нему идет ток, который должен быть пропущен через весь элемент. На другом конце пружины этот ток с помощью контактов направляется по одному из двух проводников — в зависимости от положения якоря. “Таким образом, данный элемент является, по существу, переключателем, которым управляет наличие тока (цифра 1) или его отсутствие (цифра 0) в обмотке” сердечника [3].
    В основу компьютера Марк I легло описание Аналитической машины Чарльза Бэббиджа (1792—1871), с проектом которой Говард Эйкен познакомился спустя какое-то время после начала работы над компьютером. “Живи Бэббидж на 75 лет позже, я остался бы безработным”, — писал Эйкен [1, 2, 4].
    Как и в Аналитической машине Бэббиджа, в машине Эйкена числа хранились в регистрах, состоящих из “десятизубых” счетных колес. Каждый регистр содержал 24 колеса, причем 23 из них использовались для представления числа, а одно — для его знака. Регистр имел механизм передачи десятков и потому употреблялся не только для хранения чисел; содержимое одного регистра “могло быть передано в другой регистр и добавлено к находящемуся там числу (или вычтено из него)” [1].

    В компьютере было 72 регистра, а также имелась дополнительная память из 60 регистров, образованных механическими переключателями. В нее вручную вводились константы — числа, которые не менялись в процессе вычислений.
    Умножение и деление производились в отдельном устройстве. Кроме того, машина имела встроенные релейные блоки для вычисления функций sinx, 10x и logx. Скорость выполнения арифметических операций в среднем составляла: сложение и вычитание — 0,3 с, умножение — от 3 до 6 с, деление — около 15 с. Таким образом, Марк I мог заменить примерно 20 операторов, работающих с ручными счетными машинами.
    Для управления машиной использовались команды, вводимые с помощью перфоленты. Каждая команда кодировалась посредством пробивки отверстий в 24 колонках, идущих вдоль ленты, и считывалась с помощью контактных щеток. Совокупность электрических сигналов, полученных в результате “прощупывания” позиций данного ряда, определяла действие машины на данном шаге вычислений.

    После завершения операции лента сдвигалась, и под контактные щетки попадал следующий ряд отверстий.
    В качестве устройств вывода Эйкен использовал электрические пишущие машинки и перфораторы. Марк I содержал все основные блоки Аналитической машины — устройства ввода и вывода, устройство управления, память (“склад”) и арифметическое устройство (“мельница”).
    Представленный в августе 1944 года широкой публике, компьютер вскоре был временно передан в распоряжение военно-морского флота США (для выполнения сложных баллистических расчетов под руководством Эйкена). Компьютер имел длину почти 17 м и высоту 2,5 м, весил примерно 5 т и содержал около 750 тыс. деталей. Машина выглядела весьма эффектно и внушительно [4, 5]. Тут определенную роль играли ее корпус из стекла и нержавеющей стали, “а также образцовая чистота и порядок, которые поддерживали морские офицеры, обслуживавшие машину”.
    В дальнейшем Марк I “проработал еще 15 лет в Гарвардском университете, помогая составлять математические таблицы” и решать другие задачи — “от создания экономических моделей до конструирования электронных схем компьютеров” [4].
    После компьютера Марк I гарвардская группа, образовавшая вычислительную лабораторию университета, возглавляемую Эйкеном, начала работу над новым компьютером. Представленная в 1947 году машина Марк II содержала около 13 000 специальных электромеханических реле и являлась чисто релейной вычислительной машиной.
    Это были первые компьютеры из целого ряда машин, построенных под руководством Говарда Эйкена [6].

    Литература

    1. Гутер Р.С., Полупанов Ю.Л. От абака до компьютера. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Знание, 1981.
    2. Частиков А.П. От калькулятора до суперЭВМ // Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Вычислительная техника и ее применение”. № 1/88.
    3. Жоголев Е.А., Трифонов Н.П. Курс программирования. М.: Наука, 1967.
    4. Знакомьтесь: компьютер: Пер. с англ. М.: Мир, 1989.
    5. Язык компьютера: Пер. с англ. М. : Мир, 1989.
    6. Леонов А.Г., Четвергова О.В. История компьютеров // Информатика, № 35/98.


Jaguar Mark 1 Market — CLASSIC.COM

Проект Jaguar MK I 3.4 1959 г.

TMU · Руководство · Левостороннее управление · Проект

Элдерсбург, Мэриленд, США

5 500 долларов США

ПРОДАЛ

Маркированный Аукцион

21 февраля 2023 г. 26 дней назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Ягуар MK1 3.

4LTR

TMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал

Rotterdam, NLD

25 251 евро

ПРОДАЛ

Рынок от Bonhams Аукцион

6 января 2023 г. 2 месяца назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1956 Ягуар МК1

TMU · Руководство · Проект

Бельгия

2 300 евро

ПРОДАЛ

Катавики Аукцион

17 декабря 2022 г. 3 месяца назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1958 Ягуар МК1 3.8

TMU · Руководство · Праворульное · Восстановленное-модифицированное

Vale of White Horse, GBR

37 250 фунтов стерлингов

ПРОДАЛ

Рынок от Bonhams Аукцион

9 ноября 2022 г. 4 месяца назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Ягуар МКИ 3,4 литра

TMU · Руководство · Левостороннее рулевое управление · Восстановленный оригинал

Cambridgeshire, GBR

НЕ ПРОДАНО

Аукционисты H&H, Великобритания Аукцион

19 октября 2022 г. 5 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1957 Ягуар МК I 3.4

TMU · Руководство · Левостороннее управление · Восстановленный оригинал

Санкт-Петербург, Флорида, США

33 000 долларов США

ВЫСОКАЯ СТАВКА

Принесите трейлер Аукцион

21 сентября 2022 г. 5 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1957 Jaguar MK1 4-дверный седан

26 840 миль · Руководство · Левостороннее рулевое управление · Восстановленный оригинал

Глендейл, Калифорния, США

Коллекционер старинных автомобилей Фиксированная цена

17 сентября 2022 г. 6 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Jaguar MK1 3.8 седан — быстрая дорога/ралли

TMU · Руководство · Правостороннее рулевое управление · Восстановленный оригинал

Соединенное Королевство

НЕ ПРОДАНО

Сильверстоун (Великобритания) Аукцион

27 августа 2022 г. 6 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Ягуар МК I 3.

4

TMU · Руководство · Левостороннее управление · Восстановленный оригинал

Миддлборо, Массачусетс, США

15 500 долларов США

ВЫСОКАЯ СТАВКА

Принесите трейлер Аукцион

20 августа 2022 г. 7 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1956 Jaguar MK1 Кастом

TMU · Автоматическая · Левосторонний руль · Restomod & Custom

Округ Монтерей, Калифорния, США

31 000 долларов США

ПРОДАЛ

Мекум Аукцион

18 августа 2022 г. 7 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1958 Jaguar MK I 3.4 4-ступенчатая

TMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал

Village/Town of Mount Kisco, NY, USA

19 750 долларов США

ПРОДАЛ

Принесите трейлер Аукцион

17 августа 2022 г. 7 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

Гоночный автомобиль Jaguar MK1 3.

4 1956 года выпуска

31 902 миль · Ручная установка · Правостороннее рулевое управление · Восстановленно-модифицированная

Maldon, GBR

НЕ ПРОДАНО

Коллекционирование автомобилей Аукцион

7 июля 2022 г. 8 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1958 Ягуар МК1 3.4

TMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал

Neuilly-sur-Seine, FRA

НЕ ПРОДАНО

Агутес Аукцион

26 июня 2022 г. 8 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1957 Jaguar MK1 3.4 седан гоночный автомобиль

TMU · Ручной · Праворульный · Восстановленный-модифицированный

Warwick, GBR

8 437 фунтов стерлингов

ПРОДАЛ

CCA Everyman Classics (Великобритания) Аукцион

18 июня 2022 г. 9 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1957 Ягуар МК I 2.

4

TMU · Руководство · Левостороннее управление · Оригинальное и очень оригинальное

Глендейл, Калифорния, США

21 000 долларов

ВЫСОКАЯ СТАВКА

Принесите трейлер Аукцион

9 апр. 2022 г. 11 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Jaguar MK1 Седан

TMU · Ручной · Праворульный · Project

Birmingham, GBR

1687 фунтов стерлингов

ПРОДАЛ

CCA Everyman Classics (Великобритания) Аукцион

20 марта 2022 г. 12 месяцев назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Jaguar MK I 4-ступенчатый проект

TMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал

Placerville, CA, USA

22 000 долларов США

ПРОДАЛ

Принесите трейлер Аукцион

19 марта 2022 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Ягуар Марк I

Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал

Скоттсдейл, Аризона, США

28 600 долларов США

ПРОДАЛ

Барретт-Джексон Аукцион

30 января 2022 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1958 Ягуар МК I 3.4

TMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал

Милуоки, Висконсин, США

21 800 долларов США

ВЫСОКАЯ СТАВКА

Принесите трейлер Аукцион

10 января 2022 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1957 Ягуар МК1

55 030 миль · Руководство · Правостороннее рулевое управление · Оригинальное и очень оригинальное

Norwich, GBR

НЕ ПРОДАНО

Коллекционирование автомобилей Аукцион

9 декабря 2021 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Ягуар Марк I

TMU · Automatic · LHD · Restomod & Custom

Гринсборо, Северная Каролина, США

18 500 долларов США

ПРОДАЛ

ГАА Аукцион

5 ноября 2021 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1956 Ягуар Мк.

я

21 285 миль · Руководство · Правостороннее управление · Восстановленный оригинал

Windsor and Maidenhead, GBR

НЕ ПРОДАНО

Историки (Великобритания) Аукцион

25 сент. 2021 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Ягуар Марк I

TMU · Руководство · Левостороннее управление · Восстановленное-оригинал

Город Саратога-Спрингс, Нью-Йорк, США

62 715 долларов

ПРОДАЛ

Автомобильные аукционы Саратоги Аукцион

24 сентября 2021 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Jaguar MK I 3,4 л 4-ступенчатый проект

TMU

Лейк-Каунти, Калифорния, США

26 150 долларов США

ПРОДАЛ

Принесите трейлер Аукцион

1 мая 2021 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

1959 Ягуар 3.

4 Автомат

Гринсборо, Северная Каролина, США

15 250 долларов США

ПРОДАЛ

ГАА Аукцион

23 апр. 2021 г. 1 год назад

НЕ СЛЕДУЕТ

Jaguar Mark 1 1955–1959 Motorpedia ВСЕ модели, история и характеристики

Jaguar 2,4 Liter Mark 1 — британский седан, выпускавшийся Jaguar в период с 1955 по 1959 год.

литр и Jaguar 3,4 литра . Его обозначение Mark 1 последовало за его заменой в октябре 1959 года на 2,4-литровый Jaguar Mark 2. 2,4-литровый был первым небольшим седаном компании после прекращения выпуска автомобилей объемом 1,5 и 2,5 литра в 1919 году. 49 и имел немедленный успех, легко превзойдя по продажам более крупные и гораздо более дорогие седаны Jaguar.

Седан объемом 2,4 литра был анонсирован 28 сентября 1955 года. Седан объемом 3,4 литра, анонсированный 17 месяцев спустя в США, 26 февраля 1957 года, был разработан для американского рынка и сначала не был в свободном доступе на внутреннем рынке.

Ягуар Марк 1

Jaguar 2,4 литра спецтехника начало 1957

Обзор
Производитель Автомобили Ягуар
Производство
  • 1955–1959
  • 37 397
  • (19 992 2,4 литра)
  • (17 405 3,4 л)
Кузов и шасси
Класс Автомобиль класса люкс/представительского класса среднего размера (E)
Тип кузова 4-дверный седан
Трансмиссия
Двигатель 2483 куб. см XK  I6
3442 куб.см XK I6
Трансмиссия 4-ступенчатая механическая
4-ступенчатая механическая + повышающая передача
3-ступенчатая автоматическая
Размеры
Колесная база 107,5 дюймов (2730 мм)
Длина 181 дюйм (4597 мм)
Ширина 66,75 дюйма (1695 мм)
Высота 57,25 дюйма (1454 мм)
Хронология
Предшественник Jaguar 2½ литра седан
Преемник Ягуар Марк 2

История

В 1951 году компания Jaguar переехала на завод Daimler в Браунс-лейн, что не только обеспечило достаточную производственную мощность для их существующего модельного ряда, но и позволило им перейти в сектор представительских седанов среднего веса, который в то время был занят в Великобритании такими автомобилями, как как величественный Хамбер, выпуклый Стандартный Авангард и тяжелый Ровер Р4. Новые модели Jaguar 2.4 и 3.4 привнесли в эту уважаемую компанию современный стиль и новый уровень производительности.

Несмотря на семейное сходство с более крупным Mark VII, Mark I во многом отличался от него. Это был первый Jaguar с единой конструкцией кузова и шасси. Независимая передняя подвеска включала в себя двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости, все они находились на отдельном подрамнике, прикрепленном к кузову резиновыми втулками (с небольшими изменениями эта система использовалась на последующих седанах Jaguar, включая ранние версии XJ). В ведущей задней оси использовалась упрощенная версия подвески D-типа с перевернутыми полуэллиптическими рессорами, консольно закрепленными в основной раме кузова, а задняя четверть секции несет ось и действует как продольные рычаги. Поперечное расположение было обеспечено тягой Панара, эта система была значительным улучшением по сравнению с другими современными седанами и спортивными автомобилями Jaguar (причина необычной перевернутой листовой рессоры была той же, что и для D-Type, чтобы передать все нагрузки на заднюю ось вперед к цельному корпусу кузова. Задняя часть автомобиля была безударной). Колея задних колес была примерно на 4,5 дюйма (114 мм) уже, чем передняя колея, и выглядела странно сзади, особенность, которую обвиняли (вероятно, неправильно) в чрезмерной недостаточной поворачиваемости на низкой скорости. Сообщалось, что он лучше сбалансирован на более высоких скоростях — действительно, считалось, что более узкая колея способствует стабильности на высокой скорости по прямой и была особенностью многих автомобилей-рекордсменов довоенной и послевоенной конструкции. Тем не менее, вполне вероятно, что более узкая задняя колея была вызвана отсутствием компонента подходящего размера от Солсбери, производителя оси.

Дизайн интерьера был аналогичен дизайну современных седанов и спортивных автомобилей Jaguar, при этом большинство циферблатов и переключателей располагались на центральной приборной панели между водителем и пассажиром. Такое расположение уменьшило различия между версиями с левым и правым рулем.

Хотя его профиль сильно отличался от профилей предыдущих моделей Jaguar, окантовка боковых окон и открывающиеся задние окна с вентиляцией без сквозняков напоминают седаны Jaguar Mark IV.

На момент запуска у автомобиля были барабанные тормоза диаметром 11,125 дюйма (283 мм), но с конца 1957 года появилась инновационная (на тот момент) опция дисковых тормозов на всех четырех колесах.

Автомобиль был доступен в стандартной или специальной версиях оборудования, при этом в первой отсутствовали тахометр, обогреватель (доступен в качестве опции), омыватели ветрового стекла, противотуманные фары и прикуриватель. Однако обе версии имели кожаную обивку и отделку из полированного орехового дерева.

3,4-литровый двигатель

Первоначально Mark 1 предлагался с 2,4-литровой короткоходной версией шестицилиндрового двигателя XK120 с двумя распредвалами, мощность которого на момент запуска в 1955. С февраля 1957 года стал доступен более крупный и тяжелый агрегат объемом 3,4 литра и мощностью 210 л.с. (полная), уже использовавшийся в Jaguar Mark VIII, в основном в ответ на давление со стороны дилеров Jaguar в США. Стали доступны проволочные колеса. У 3.4 была увеличенная передняя решетка для лучшего охлаждения, более прочная задняя ось, а крышки задних колес (накладки) были срезаны, чтобы приспособить подбивные колпаки колес из проволоки. 2,4-литровый также получил большую решетку радиатора. После того, как 200 автомобилей были построены и отправлены в США, и незадолго до анонса автомобиля крупный заводской пожар уничтожил производственные мощности 3,4 литра. См. также Jaguar XKSS.

В сентябре 1957 года трехступенчатая автоматическая коробка передач Borg-Warner, ранее доступная только для экспорта, стала доступна с любым двигателем, а дисковые тормоза Dunlop для всех четырех колес стали доступны в качестве дополнительной опции для всех моделей Jaguar, кроме седана Mark VIII. Было выпущено 19 992 автомобиля объемом 2,4 л и 17 405 автомобилей объемом 3,4 л. <Редакция журнала Autocar от 18 февраля 1966 г.>

Производительность

2,4-литровый седан с овердрайвом протестирован британским журналом Motor  в 1956 году. Было обнаружено, что он имеет максимальную скорость 101,5 часа в час (163,3 км/ч) и может разгоняться от 0–60 миль/час (97 км/ч) за 14,4 секунды. Был зарегистрирован расход топлива 18,25 миль на британский галлон (15,48 л / 100 км; 15,20 миль на галлон США). Тестовый автомобиль стоил 1532 фунта стерлингов, включая налоги.

В 1957 году они продолжили испытания 3,4-литрового автомобиля с автоматической коробкой передач. Максимальная скорость этого автомобиля составляла 119,8 миль в час (192,8 км/ч), ускорение от 0 до 60 миль в час (97 км/ч) за 11,2 секунды, а расход топлива 21,1 мили на имперский галлон (13,4 л/100 км; 17,6 миль на галлон ‑US ). Тестовый автомобиль стоил 1864 фунта стерлингов, включая налоги в размере 622 фунтов стерлингов.

Версия 3,4-литрового двигателя с механической повышающей передачей была испытана Autocar в июне 1958 года. Время разгона от 0 до 60 миль в час (97 км/ч) составляло 9,1 секунды, а от 0 до 100 миль в час (160 км/ч) — за 26 секунд. секунд, чуть более чем на секунду отставая от современного XK150 с тем же двигателем.

Гонки

Автомобили Mark I объемом 3,4 литра успешно участвовали во многих ралли, гонках на легковых автомобилях и гонках с участием известных гонщиков, включая Стирлинга Мосса, Майка Хоторна, Томми Сопвита и Роя Сальвадори.