Марк I (компьютер) | это… Что такое Марк I (компьютер)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Mark.
Часть Harvard-IBM Марк 1, левая сторона.
Правая сторона.
Деталь ввода/вывода и управления.
«Марк I» (Automatic Sequence Controlled Calculator — автоматический вычислитель, управляемый последовательностями)[1] — первый американский программируемый компьютер. Разработан и построен в 1941 году по контракту с IBM молодым гарвардским математиком Говардом Эйкеном и ещё четырьмя инженерами этой компании на основе идей англичанина Чарльза Бэббиджа.
После успешного прохождения первых тестов в феврале 1944 года компьютер был перенесён в Гарвардский университет и формально запущен там 7 августа 1944 года.
По настоянию президента IBM Томаса Дж. Уотсона, вложившего в создание «Марк I» 500 тысяч долларов своей компании, машина была заключена в корпус из стекла и нержавеющей стали.
Компьютер оперировал 72 числами, состоящими из 23 десятичных разрядов, делая по 3 операции сложения или вычитания в секунду. Умножение выполнялось в течение 6 секунд, деление — 15,3 секунды, на операции вычисления логарифмов и выполнение тригонометрических функций требовалось больше минуты.
Фактически «Марк I» представлял собой усовершенствованный арифмометр, заменявший труд примерно 20 операторов с обычными ручными устройствами, однако из-за наличия возможности программирования некоторые исследователи называют его первым реально работавшим компьютером.
На самом деле, машина начала перемалывать свои разряды лишь через два года после того как в Германии немецкий изобретатель Конрад Цузе создал вычислительную машину Z3.«Марк I» последовательно считывал и выполнял инструкции с перфорированной бумажной ленты. Компьютер не умел выполнять условные переходы, из-за чего каждая программа представляла собой довольно длинный ленточный рулон. Циклы (англ. loops — петли) организовывались за счёт замыкания начала и конца считываемой ленты (то есть действительно за счёт создания петель). Принцип разделения данных и инструкций получил известность, как гарвардская архитектура.
Однако, главным отличием компьютера «Марк I» было то, что он был первой полностью автоматической вычислительной машиной, не требовавшей какого-либо вмешательства человека в рабочий процесс.
На церемонии передачи компьютера Говард Эйкен не упомянул о какой-либо роли IBM в создании машины. Томас Уотсон был разозлён и недоволен этим поступком Эйкена, поэтому прекратил их дальнейшее сотрудничество. Данное IBM название «Automatic Sequence Controlled Calculator» Эйкен заменил на «Mark I», а компания приступила к созданию нового компьютера «SSEC» уже без участия Говарда Эйкена.
В свою очередь, Говард Эйкен также продолжил работу над созданием новых вычислительных машин. За «Марком I» последовал «Марк II», затем в сентябре 1949 года «Марк III/ADEC», а в 1952 — «Марк IV».
Примечания
- ↑ Полное имя, написанное на корпусе компьютера — «Aiken-IBM Automatic Sequence Controlled Calculator Mark I».
См. также
- Марк-1 — первый в мире нейрокомпьютер, созданный в 1958 году Фрэнком Розенблаттом.
Ссылки
- Андрей Белоконь. Кто придумал и создал первый компьютер? (рус.)
- Зал ASCC (англ.) на сайте IBM
- Официальные инструкции по работе с ASCC (англ.)
Семейство «Марк»
Семейство «Марк»Семейство «Марк»
Одним из первых действующих компьютеров с программным
управлением является Марк I (первоначальное название — “Компьютер с
автоматическим управлением последовательностью операций”), главным разработчиком
которого был Говард Эйкен из Гарвардского университета. В этой машине
использовались механические элементы для представления чисел и
электромеханические — для управления работой машины [1]. “Реле, счетчики,
контактные устройства, печатающие механизмы, перфорирующие устройства,
используемые в машине, были стандартными частями табуляторов, выпускаемых в то
время фирмой IBM” [2].
В основу компьютера Марк I легло описание Аналитической машины Чарльза Бэббиджа (1792—1871), с проектом которой Говард Эйкен познакомился спустя какое-то время после начала работы над компьютером. “Живи Бэббидж на 75 лет позже, я остался бы безработным”, — писал Эйкен [1, 2, 4].
Как и в Аналитической машине Бэббиджа, в машине Эйкена числа хранились в регистрах, состоящих из “десятизубых” счетных колес. Каждый регистр содержал 24 колеса, причем 23 из них использовались для представления числа, а одно — для его знака. Регистр имел механизм передачи десятков и потому употреблялся не только для хранения чисел; содержимое одного регистра “могло быть передано в другой регистр и добавлено к находящемуся там числу (или вычтено из него)” [1].
В компьютере было 72 регистра, а также имелась дополнительная память из 60 регистров, образованных механическими переключателями. В нее вручную вводились константы — числа, которые не менялись в процессе вычислений.
Умножение и деление производились в отдельном устройстве. Кроме того, машина имела встроенные релейные блоки для вычисления функций sinx, 10x и logx. Скорость выполнения арифметических операций в среднем составляла: сложение и вычитание — 0,3 с, умножение — от 3 до 6 с, деление — около 15 с. Таким образом, Марк I мог заменить примерно 20 операторов, работающих с ручными счетными машинами.
Для управления машиной использовались команды, вводимые с помощью перфоленты. Каждая команда кодировалась посредством пробивки отверстий в 24 колонках, идущих вдоль ленты, и считывалась с помощью контактных щеток. Совокупность электрических сигналов, полученных в результате “прощупывания” позиций данного ряда, определяла действие машины на данном шаге вычислений.
После завершения операции лента сдвигалась, и под контактные щетки попадал следующий ряд отверстий.
В качестве устройств вывода Эйкен использовал электрические пишущие машинки и перфораторы. Марк I содержал все основные блоки Аналитической машины — устройства ввода и вывода, устройство управления, память (“склад”) и арифметическое устройство (“мельница”).
Представленный в августе 1944 года широкой публике, компьютер вскоре был временно передан в распоряжение военно-морского флота США (для выполнения сложных баллистических расчетов под руководством Эйкена). Компьютер имел длину почти 17 м и высоту 2,5 м, весил примерно 5 т и содержал около 750 тыс. деталей. Машина выглядела весьма эффектно и внушительно [4, 5]. Тут определенную роль играли ее корпус из стекла и нержавеющей стали, “а также образцовая чистота и порядок, которые поддерживали морские офицеры, обслуживавшие машину”.
После компьютера Марк I гарвардская группа, образовавшая вычислительную лабораторию университета, возглавляемую Эйкеном, начала работу над новым компьютером. Представленная в 1947 году машина Марк II содержала около 13 000 специальных электромеханических реле и являлась чисто релейной вычислительной машиной.
Это были первые компьютеры из целого ряда машин, построенных под руководством Говарда Эйкена [6].
Литература
1. Гутер Р.С., Полупанов Ю.Л. От абака до
компьютера. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Знание, 1981.
2.
Частиков А.П. От калькулятора до суперЭВМ // Новое в жизни, науке,
технике. Сер. “Вычислительная техника и ее применение”. №
1/88.
3. Жоголев Е.А., Трифонов Н.П. Курс
программирования. М.: Наука, 1967.
4. Знакомьтесь:
компьютер: Пер. с англ. М.: Мир, 1989.
5. Язык компьютера:
Пер. с англ. М. : Мир, 1989.
6. Леонов А.Г., Четвергова
О.В. История компьютеров // Информатика, №
35/98.
Проект Jaguar MK I 3.4 1959 г.TMU · Руководство · Левостороннее управление · Проект Элдерсбург, Мэриленд, США | 5 500 долларов США ПРОДАЛ | Маркированный Аукцион | 21 февраля 2023 г. 26 дней назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Ягуар MK1 3.4LTRTMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал Rotterdam, NLD | 25 251 евро ПРОДАЛ | Рынок от Bonhams Аукцион | 6 января 2023 г. 2 месяца назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1956 Ягуар МК1TMU · Руководство · Проект Бельгия | 2 300 евро ПРОДАЛ | Катавики Аукцион | 17 декабря 2022 г. 3 месяца назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1958 Ягуар МК1 3.8TMU · Руководство · Праворульное · Восстановленное-модифицированное Vale of White Horse, GBR | 37 250 фунтов стерлингов ПРОДАЛ | Рынок от Bonhams Аукцион | 9 ноября 2022 г. 4 месяца назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Ягуар МКИ 3,4 литраTMU · Руководство · Левостороннее рулевое управление · Восстановленный оригинал Cambridgeshire, GBR | НЕ ПРОДАНО | Аукционисты H&H, Великобритания Аукцион | 19 октября 2022 г. 5 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1957 Ягуар МК I 3.4TMU · Руководство · Левостороннее управление · Восстановленный оригинал Санкт-Петербург, Флорида, США | 33 000 долларов США ВЫСОКАЯ СТАВКА | Принесите трейлер Аукцион | 21 сентября 2022 г. 5 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1957 Jaguar MK1 4-дверный седан26 840 миль · Руководство · Левостороннее рулевое управление · Восстановленный оригинал Глендейл, Калифорния, США | Коллекционер старинных автомобилей Фиксированная цена | 17 сентября 2022 г. 6 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | ||
1959 Jaguar MK1 3.8 седан — быстрая дорога/раллиTMU · Руководство · Правостороннее рулевое управление · Восстановленный оригинал Соединенное Королевство | НЕ ПРОДАНО | Сильверстоун (Великобритания) Аукцион | 27 августа 2022 г. 6 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Ягуар МК I 3.4TMU · Руководство · Левостороннее управление · Восстановленный оригинал Миддлборо, Массачусетс, США | 15 500 долларов США ВЫСОКАЯ СТАВКА | Принесите трейлер Аукцион | 20 августа 2022 г. 7 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1956 Jaguar MK1 КастомTMU · Автоматическая · Левосторонний руль · Restomod & Custom Округ Монтерей, Калифорния, США | 31 000 долларов США ПРОДАЛ | Мекум Аукцион | 18 августа 2022 г. 7 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1958 Jaguar MK I 3.4 4-ступенчатаяTMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал Village/Town of Mount Kisco, NY, USA | 19 750 долларов США ПРОДАЛ | Принесите трейлер Аукцион | 17 августа 2022 г. 7 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
Гоночный автомобиль Jaguar MK1 3.4 1956 года выпуска31 902 миль · Ручная установка · Правостороннее рулевое управление · Восстановленно-модифицированная Maldon, GBR | НЕ ПРОДАНО | Коллекционирование автомобилей Аукцион | 7 июля 2022 г. 8 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1958 Ягуар МК1 3.4TMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал Neuilly-sur-Seine, FRA | НЕ ПРОДАНО | Агутес Аукцион | 26 июня 2022 г. 8 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1957 Jaguar MK1 3.4 седан гоночный автомобильTMU · Ручной · Праворульный · Восстановленный-модифицированный Warwick, GBR | 8 437 фунтов стерлингов ПРОДАЛ | CCA Everyman Classics (Великобритания) Аукцион | 18 июня 2022 г. 9 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1957 Ягуар МК I 2.4TMU · Руководство · Левостороннее управление · Оригинальное и очень оригинальное Глендейл, Калифорния, США | 21 000 долларов ВЫСОКАЯ СТАВКА | Принесите трейлер Аукцион | 9 апр. 2022 г. 11 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Jaguar MK1 СеданTMU · Ручной · Праворульный · Project Birmingham, GBR | 1687 фунтов стерлингов ПРОДАЛ | CCA Everyman Classics (Великобритания) Аукцион | 20 марта 2022 г. 12 месяцев назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Jaguar MK I 4-ступенчатый проектTMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал Placerville, CA, USA | 22 000 долларов США ПРОДАЛ | Принесите трейлер Аукцион | 19 марта 2022 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Ягуар Марк IРуководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал Скоттсдейл, Аризона, США | 28 600 долларов США ПРОДАЛ | Барретт-Джексон Аукцион | 30 января 2022 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1958 Ягуар МК I 3.4TMU · Руководство · Левосторонний руль · Восстановленный оригинал Милуоки, Висконсин, США | 21 800 долларов США ВЫСОКАЯ СТАВКА | Принесите трейлер Аукцион | 10 января 2022 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1957 Ягуар МК155 030 миль · Руководство · Правостороннее рулевое управление · Оригинальное и очень оригинальное Norwich, GBR | НЕ ПРОДАНО | Коллекционирование автомобилей Аукцион | 9 декабря 2021 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Ягуар Марк ITMU · Automatic · LHD · Restomod & Custom Гринсборо, Северная Каролина, США | 18 500 долларов США ПРОДАЛ | ГАА Аукцион | 5 ноября 2021 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1956 Ягуар Мк.я21 285 миль · Руководство · Правостороннее управление · Восстановленный оригинал Windsor and Maidenhead, GBR | НЕ ПРОДАНО | Историки (Великобритания) Аукцион | 25 сент. 2021 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Ягуар Марк ITMU · Руководство · Левостороннее управление · Восстановленное-оригинал Город Саратога-Спрингс, Нью-Йорк, США | 62 715 долларов ПРОДАЛ | Автомобильные аукционы Саратоги Аукцион | 24 сентября 2021 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Jaguar MK I 3,4 л 4-ступенчатый проектTMU Лейк-Каунти, Калифорния, США | 26 150 долларов США ПРОДАЛ | Принесите трейлер Аукцион | 1 мая 2021 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ | |
1959 Ягуар 3.4 АвтоматГринсборо, Северная Каролина, США | 15 250 долларов США ПРОДАЛ | ГАА Аукцион | 23 апр. 2021 г. 1 год назад | НЕ СЛЕДУЕТ |
Jaguar Mark 1 1955–1959 Motorpedia ВСЕ модели, история и характеристики
Jaguar 2,4 Liter Mark 1 — британский седан, выпускавшийся Jaguar в период с 1955 по 1959 год.
литр и Jaguar 3,4 литра . Его обозначение Mark 1 последовало за его заменой в октябре 1959 года на 2,4-литровый Jaguar Mark 2. 2,4-литровый был первым небольшим седаном компании после прекращения выпуска автомобилей объемом 1,5 и 2,5 литра в 1919 году. 49 и имел немедленный успех, легко превзойдя по продажам более крупные и гораздо более дорогие седаны Jaguar.Седан объемом 2,4 литра был анонсирован 28 сентября 1955 года. Седан объемом 3,4 литра, анонсированный 17 месяцев спустя в США, 26 февраля 1957 года, был разработан для американского рынка и сначала не был в свободном доступе на внутреннем рынке.
Ягуар Марк 1 | |
---|---|
Jaguar 2,4 литра спецтехника начало 1957 | |
Обзор | |
Производитель | Автомобили Ягуар |
Производство |
|
Кузов и шасси | |
Класс | Автомобиль класса люкс/представительского класса среднего размера (E) |
Тип кузова | 4-дверный седан |
Трансмиссия | |
Двигатель | 2483 куб. см XK I6 3442 куб.см XK I6 |
Трансмиссия | 4-ступенчатая механическая 4-ступенчатая механическая + повышающая передача 3-ступенчатая автоматическая |
Размеры | |
Колесная база | 107,5 дюймов (2730 мм) |
Длина | 181 дюйм (4597 мм) |
Ширина | 66,75 дюйма (1695 мм) |
Высота | 57,25 дюйма (1454 мм) |
Хронология | |
Предшественник | Jaguar 2½ литра седан |
Преемник | Ягуар Марк 2 |
История
В 1951 году компания Jaguar переехала на завод Daimler в Браунс-лейн, что не только обеспечило достаточную производственную мощность для их существующего модельного ряда, но и позволило им перейти в сектор представительских седанов среднего веса, который в то время был занят в Великобритании такими автомобилями, как как величественный Хамбер, выпуклый Стандартный Авангард и тяжелый Ровер Р4. Новые модели Jaguar 2.4 и 3.4 привнесли в эту уважаемую компанию современный стиль и новый уровень производительности.
Несмотря на семейное сходство с более крупным Mark VII, Mark I во многом отличался от него. Это был первый Jaguar с единой конструкцией кузова и шасси. Независимая передняя подвеска включала в себя двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости, все они находились на отдельном подрамнике, прикрепленном к кузову резиновыми втулками (с небольшими изменениями эта система использовалась на последующих седанах Jaguar, включая ранние версии XJ). В ведущей задней оси использовалась упрощенная версия подвески D-типа с перевернутыми полуэллиптическими рессорами, консольно закрепленными в основной раме кузова, а задняя четверть секции несет ось и действует как продольные рычаги. Поперечное расположение было обеспечено тягой Панара, эта система была значительным улучшением по сравнению с другими современными седанами и спортивными автомобилями Jaguar (причина необычной перевернутой листовой рессоры была той же, что и для D-Type, чтобы передать все нагрузки на заднюю ось вперед к цельному корпусу кузова. Задняя часть автомобиля была безударной). Колея задних колес была примерно на 4,5 дюйма (114 мм) уже, чем передняя колея, и выглядела странно сзади, особенность, которую обвиняли (вероятно, неправильно) в чрезмерной недостаточной поворачиваемости на низкой скорости. Сообщалось, что он лучше сбалансирован на более высоких скоростях — действительно, считалось, что более узкая колея способствует стабильности на высокой скорости по прямой и была особенностью многих автомобилей-рекордсменов довоенной и послевоенной конструкции. Тем не менее, вполне вероятно, что более узкая задняя колея была вызвана отсутствием компонента подходящего размера от Солсбери, производителя оси.
Дизайн интерьера был аналогичен дизайну современных седанов и спортивных автомобилей Jaguar, при этом большинство циферблатов и переключателей располагались на центральной приборной панели между водителем и пассажиром. Такое расположение уменьшило различия между версиями с левым и правым рулем.
Хотя его профиль сильно отличался от профилей предыдущих моделей Jaguar, окантовка боковых окон и открывающиеся задние окна с вентиляцией без сквозняков напоминают седаны Jaguar Mark IV.
На момент запуска у автомобиля были барабанные тормоза диаметром 11,125 дюйма (283 мм), но с конца 1957 года появилась инновационная (на тот момент) опция дисковых тормозов на всех четырех колесах.
Автомобиль был доступен в стандартной или специальной версиях оборудования, при этом в первой отсутствовали тахометр, обогреватель (доступен в качестве опции), омыватели ветрового стекла, противотуманные фары и прикуриватель. Однако обе версии имели кожаную обивку и отделку из полированного орехового дерева.
3,4-литровый двигатель
Первоначально Mark 1 предлагался с 2,4-литровой короткоходной версией шестицилиндрового двигателя XK120 с двумя распредвалами, мощность которого на момент запуска в 1955. С февраля 1957 года стал доступен более крупный и тяжелый агрегат объемом 3,4 литра и мощностью 210 л.с. (полная), уже использовавшийся в Jaguar Mark VIII, в основном в ответ на давление со стороны дилеров Jaguar в США. Стали доступны проволочные колеса. У 3.4 была увеличенная передняя решетка для лучшего охлаждения, более прочная задняя ось, а крышки задних колес (накладки) были срезаны, чтобы приспособить подбивные колпаки колес из проволоки. 2,4-литровый также получил большую решетку радиатора. После того, как 200 автомобилей были построены и отправлены в США, и незадолго до анонса автомобиля крупный заводской пожар уничтожил производственные мощности 3,4 литра. См. также Jaguar XKSS.
В сентябре 1957 года трехступенчатая автоматическая коробка передач Borg-Warner, ранее доступная только для экспорта, стала доступна с любым двигателем, а дисковые тормоза Dunlop для всех четырех колес стали доступны в качестве дополнительной опции для всех моделей Jaguar, кроме седана Mark VIII. Было выпущено 19 992 автомобиля объемом 2,4 л и 17 405 автомобилей объемом 3,4 л. <Редакция журнала Autocar от 18 февраля 1966 г.>
Производительность
2,4-литровый седан с овердрайвом протестирован британским журналом Motor в 1956 году. Было обнаружено, что он имеет максимальную скорость 101,5 часа в час (163,3 км/ч) и может разгоняться от 0–60 миль/час (97 км/ч) за 14,4 секунды. Был зарегистрирован расход топлива 18,25 миль на британский галлон (15,48 л / 100 км; 15,20 миль на галлон — США). Тестовый автомобиль стоил 1532 фунта стерлингов, включая налоги.
В 1957 году они продолжили испытания 3,4-литрового автомобиля с автоматической коробкой передач. Максимальная скорость этого автомобиля составляла 119,8 миль в час (192,8 км/ч), ускорение от 0 до 60 миль в час (97 км/ч) за 11,2 секунды, а расход топлива 21,1 мили на имперский галлон (13,4 л/100 км; 17,6 миль на галлон ‑US ). Тестовый автомобиль стоил 1864 фунта стерлингов, включая налоги в размере 622 фунтов стерлингов.
Версия 3,4-литрового двигателя с механической повышающей передачей была испытана Autocar в июне 1958 года. Время разгона от 0 до 60 миль в час (97 км/ч) составляло 9,1 секунды, а от 0 до 100 миль в час (160 км/ч) — за 26 секунд. секунд, чуть более чем на секунду отставая от современного XK150 с тем же двигателем.
Гонки
Автомобили Mark I объемом 3,4 литра успешно участвовали во многих ралли, гонках на легковых автомобилях и гонках с участием известных гонщиков, включая Стирлинга Мосса, Майка Хоторна, Томми Сопвита и Роя Сальвадори.