Противотанковая самоходная артиллерийская установка «Мардер» III Ausf. М (Sd.Kfz.138). Чехословакия/Германия
Большие потери в бронетанковой технике, понесенные вермахтом в 1941 -1942 годах на советско-германском фронте привели к тому, что немцы стали все сильнее ощущать острую нехватку достаточно надежных и мощных средств противотанковой обороны. Штатные 37-мм и 50-мм противотанковые пушки Pak. 35/35 и Pak.38 не могли значительно увеличить мощь сухопутных войск в борьбе с советской бронетехникой. Подобная противотанковая артиллерия была эффективной против английских танков и легких советских танков, но все увеличивающееся количество Т-34 и КВ, заставило немцев принимать срочные меры. В этих условиях остро проявилась необходимость быстрого создания мощного мобильного противотанкового средства для борьбы с танками противника. Разработка принципиально новой САУ заняла бы слишком много времени, поэтому немецкие конструкторы приняли решение в качестве временной меры создание противотанковой самоходной артиллерийской установки с использованием снимаемых с вооружения образцов, как своей устаревшей бронетехники, так и имевшееся в наличии значительное количество трофейной бронетехники.
18 мая 1942 года рейхсминистр вооружений Третьего Рейха Альберт Шпеер издал распоряжение о монтаже противотанковых пушек Pak.40 на шасси легких танков, снятых с производства, но не с вооружения. Началась интенсивная разработка и испытания сразу нескольких боевых машин — истребителей танков на разных шасси. Одной из первых подобных машин стала противотанковая САУ Marder II (куница – нем.) Sd.Kfz.131, созданная на шасси легкого танка Pz.Kpfw. II Ausf. F. Одновременно с противотанковой САУ Sd.Kfz.131 германская фирма Alkett разработала еще один вариант самоходной установки — на базе легкого чешского танка Pz.Kpfw.38(t). И уже в июне 1942 года из Берлина в Прагу были отправлены два опытных образца САУ Sd.Kfz.138 Ausf. H и вся конструкторская документация на них. Одну машину вооружили 75-мм противотанковой пушкой Рак 40/3, другую — 75-мм штурмовой пушкой Stuk 40.
Обе самоходки были изготовлены на базе танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Конструкция этой САУ была создана с минимальными переделками: кроме установки щита и новой пушки практически не ничего переделывалось, от артиллерийской системы заимствовалась в сборе вся вращающаяся часть, а роль нижнего станка и лафета играл корпус танка, все изменения в котором сводились, главным образом, к снятию башни вместе с подбашенной коробкой. Установка легкой полуоткрытой рубки также не требовала серьезных изменений в конструкции шасси. Ее детали просто приваривались, приклепывались или привинчивались болтами к корпусу танка. В итоге получалась недорогая и достаточно простая боевая машина с кормовым расположением двигателя, по массе равная танку Pz.Kpfw. 38(t), поэтому, ходовая часть и силовая установка заметных дополнительных нагрузок не испытывали.На полигонных испытаниях победила САУ с пушкой Рак 40/3. С ноября 1942 по апрель 1943 года фирма ВММ (Богемско-Моравская машиностроительная фабрика) изготовила 275 самоходных артиллерийских установок Marder III Sd. Kfz.138 Ausf.H. Кроме того, еще 338 машин этого типа были изготовлены путем переделки поврежденных танков Pz.Kpfw. 38(t) на танкоремонтном заводе вермахта в чехословацком городке Прилоуги. Для этой цели завод ВММ выпускал комплектные бронерубки, которые устанавливались на корпусах восстановленных танков. Однако, в связи с выявившимися в ходе боевого применения машин этой модификации недостатками, связанными, главным образом, со сложностью конструкции; затрудненным доступом к двигателю и неудовлетворительной защищенностью экипажа, т.к. рабочее место заряжающего находилось фактически на надмоторной части корпуса и было практически не закрыто броней, возникла острая необходимость в создании их усовершенствованного варианта.
Управление вооружения вермахта (HWa) вновь поручило проектирование новой модификации САУ Marder III берлинской фирме Alkett. Наиболее важные изменения затронули боевое и моторное отделения: их поменяли местами. Бронекорпус нового варианта истребителя танков Marder III был полностью перекомпонован – двигатель перенесли в центральную часть самоходки, отделение управления осталось впереди, а боевое отделение с орудием разместили в корме, защитив его просторной бронерубкой коробчатой формы, закрытой с трех сторон, но открытой сверху и сзади. Новый вариант получил обозначение Marder III Sd.Kfz.138 Ausf. M. Экипаж составлял четыре человека. Броневые листы рубки толщиной от 6 до 15 мм собирались на каркасе из уголков с помощью болтов, что существенно повысило удобство работы экипажа и защиту его от пуль и мелких осколков. Также полной переработке подвергся бронекорпус САУ, в нем сократилось число деталей и клепаных соединений, хотя борта рубки соединялись с основанием корпуса и с орудийным щитом на заклепках, при сборке широко применялась и сварка. Толщину брони корпуса уменьшили почти вдвое. Так, например, толщину лобового листа корпуса сократили с 50 мм до 10 — 15 мм, при этом, угол его наклона был увеличен до 67°. В передней части корпуса сохранилось только место механика-водителя, прикрытое башенкой со смотровым прибором и двухстворчатым посадочным люком, первоначально имевшую обтекаемую форму и собиравшуюся с помощью болтов и заклепок. Эта башенка с конца 1943 года приобрела граненую форму и собиралась из бронелистов с помощью сварки.
Кормовое расположение боевого отделения позволило обеспечить лучшую защиту и облегчить работу расчета, члены которого теперь могли обслуживать орудие стоя. Кроме того, ствол пушки не выступал за габариты машины, что облегчало ей маневрирование в лесу и на городских улицах. В рубке размещался боекомплект пушки из 27 выстрелов, в двух укладках по бортам. Здесь же в походном положении укладывался пулемет MG 34 или MG 42. В боевом положении он мог устанавливаться на стенке рубки или на специальных кронштейнах, закрепленных на трубе-поперечине над боевым отделением. Справа в рубке монтировалась радиостанция Fu Spr «d». Силовая установка состояла из 6-ти цилиндрового карбюраторного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения Praga АС/2800 мощностью 150 л.с., который был перенесен вперед, в среднюю часть корпуса, что позволило изъять карданный вал. Емкость топливных баков, размещенных сбоку от двигателя, осталась прежней — 220 л.
Трансмиссия включала в себя планетарную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения. Планетарная коробка передач Praga-Wilson TN100 — пятискоростная (5 — вперед, 1 — назад). Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Ходовая часть осталась практически такой же, как у танка Pz.Kpfw.38(t), лишь с каждой стороны убрали по одному поддерживающему ролику. Она состояла (применительно к одному борту) из: ведущих колес переднего расположения со съемными зубчатыми венцами; четырех одинарных обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах; одного обрезиненного одинарного поддерживающего катка и направляющего колеса (ленивца) кормового расположения с рычажно-винтовым механизмом натяжения гусеницы. Каждая гусеница состояла из 94 траков шириной 293 мм.
Первые 20 истребителей танков Marder III Ausf. M фирма ВММ передала вермахту в апреле 1943 года. До июня 1944 года, когда в сборочных цехах новая противотанковая САУ Hetzer заменила Marder, было изготовлено 942 машины этой модификации. Кроме того, была изготовлена небольшая партия истребителей танков Marder III Ausf. M в командирском варианте. В их боевом отделении, вместо правой боеукладки артвыстрелов, устанавливалась радиостанция Fu 8. В результате боекомплект сокращался до 15 выстрелов, но зато обеспечивалась связь со штабом дивизии.
Самоходные противотанковые орудия, сведенные в самоходные противотанковые дивизионы танковой или моторизованной дивизии, в наступлении находились в боевых порядках атакующих частей. Они использовались для отражения контратак танков противника, а также для поддержки атаки своих танков. Самоходные противотанковые орудия, двигаясь в боевых порядках танков, вели огонь прямой наводкой по появляющимся целям противника. Кроме того, самоходные истребители танков использовались для создания подвижной противотанковой обороны на флангах наступающих частей. В обороне танковой дивизии истребители танков использовались в качестве подвижного противотанкового резерва командира дивизии на танкоопасных направлениях, а также для поддержки контратак.
Истребители танков Marder III Ausf. M с лета 1943 года и вплоть до поступления в войска САУ Hetzer воевали на всех фронтах второй мировой. Основная масса этих истребителей танков была направлена на Восточный фронт, а их некоторое количество, оснащенное специальными воздушными фильтрами — отправлены в Африку, где они принимали участие в боевых действиях в составе 15-й танковой дивизии африканского корпуса Роммеля. Причем, по мере поступления на Восточный фронт новых истребителей танков Hetzer, САУ Marder III передавались из танковых и моторизованных дивизий в пехотные, в составе которых они и провоевали до конца войны. По данным на 1 февраля 1945 года в вермахте еще насчитывалось около 350 истребителей танков Marder III обеих модификаций.
Противотанковая самоходная артиллерийская установка Marder III Sd.Kfz.138 Ausf. M с надписью «Jungs holt fast!» была собрана из разных частей танков Pz.Kpfw. 38(t) и САУ Marder III Ausf. M.
Шасси танка Pz. Kpfw. 38(t) найдено группой «Экипаж» в Шаховском районе Московской области и в июле 2001 года передано в дар музею. Ствол орудия передан музею ГРАУ Министерства обороны Российской Федерации. Реставрационно-восстановительные работы проведены в марте 2003 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).
Самоходное противотанковое орудие «Мардер» III | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоходное противотанковое орудие «Мардер» III выпускались в двух вариантах — Ausf.Н и Ausf.М, которые собирались соответственно на шасси танков «Panzerkampfwagen» 38(t) Ausf.Н и Ausf.М. Противотанковые самоходно-артиллерийские установки обозначались 7,5cm РаК40/3 auf PzKpfw 38(t) Ausf.H и «Panzerjager» 38(t) mit 7,5 cm PaK40/3 Ausf.M. Оба варианта вооружались пушками 75 mm РаК40/3 L/46, экипаж — 4 человека. На самоходках Ausf.Н («Heckmotor» — задний двигатель) боевое отделение находилось в средней части машины, на Ausf.М («Mitte» — двигатель в середине) — в кормовой части корпуса. Боевое отделение самоходок Ausf.Н выполнялось открытым сверху и сзади, на Ausf.М — только сверху. Боекомплект самоходки Ausf.Н составлял 38 снарядов, Ausf.М — всего 27. Углы наведения пушки в горизонтальной плоскости — 30 град, вправо-влево на Ausf.H и 21 град, на Ausf.М. Оба варианта вооружались еще и пулеметом MG-34 или MG-42. Толщина брони рубки самоходки «Мардер» III Ausf.Н — от 8-мм до 50-мм, Ausf.М — от 8-мм до 20-мм. Самоходка модификации Ausf.М стала последней в серии «Мардеров». Ее конструкция была в значительной степени улучшена: низкий силуэт, установленные под рациональными углами наклона бронелисты, более рациональная компоновка боевого отделения. Sd.Kfz.138 «Marder» III Ausf.H С ноября 1942 года по апрель 1943 года фирма «ВММ» изготовила 243 самоходки модификации Ausf. Н. Еще 175 таких машин были переоборудованы из танков до конца 1943 года. С апреля 1943 года по май 1944 года, фирма «ВММ» поставила 975 самоходок варианта Ausf.М; в ходе их фонзводства в конструкцию вносилась масса изменений, поэтому достаточно легко отличить машины позднего выпуска от самоходок первых серий. Первые самоходки «Мардер» III Ausf.Н нашли поступать на вооружение батальонов истребителей танков в конце 1942 . Помимо частей вермахта, они состояли на вооружении дивизий СС (в том числе «Лейбштандарт Адольф Гитлер») и люфтваффе (дивизия «Герман Геринг»), действовавшая в 1943 г. в Туниcе и Италии. В апреле 1944 г. 18 машин экспортировали в Словакию. Самоходно-артиллерийские установки «Мардер» III Ausf.М появились в батальонах истребителей танков в мае 1943 года. Воевали эти машины на всех фронтах, по данным на 1 февраля 1945 года. в вооруженных силах Германии насчитывалось около 350 самоходок. В истории немецких подразделений, самоходки «Мардер» III остались довольно коротким эпизодом. «Panzerjager Abteilung» 38 (2-я танковая дивизия). «Panzerjager Abteilung» 38 был сформирован в октябре 1935 года, как противотанковое подразделение в составе вновь сформированной 2-й танковой дивизии. Первоначально каждая из трех рот батальона были вооружены двенадцатью 37-мм противотанковыми пушками. Пушки буксировались автомобилями Kfz.69, более известными как «Крупп Протцен». В августе 1939 г. батальон был сокращен до двух рот. Батальон принимал участие в польской кампании. В конце февраля 1940 года в батальоне вновь ввели 3-ю роту. В мае-июне батальон принимал участие в кампании на Западе. В 1940-1941 г.г. один взвод в каждой роте был перевооружен новыми 50-мм противотанковыми пушками Pak38, а автомобили Kfz.69 заменили 1-тонными полугусеничными тягачами Zgkw (Sd.Kfz.10). В начале 1941 г. в ремонтных мастерских батальона по собственной инициативе были изготовлены импровизированные самоходные истребители танков — на полугусеничные тягачи установили 37-мм пушки и смонтировали лобовую броню. Sd.Kfz.138 «Marder» III Ausf.M Впервые эти самоходки использовали в период кампании на Балканах. Нельзя сказать, что машины получились удачными, тем не менее их применяли по крайней мере до ноября 1941 года. По завершению кампании на Балканах батальон вернули в Германию для отдыха и пополнения. Здесь в состав батальона ввели четвертую роты — зенитную, 2./Fla-Btl.47. С начала июля до середины августа батальон квартировал в районе Львова, здесь в резерве ОКН находилась вся 2-я танковая дивизия. Затем батальон вместе с дивизией перебросили в Южную Францию, где он оставался до середины сентября. С 16 сентября по 1 октября 1941 года,2-я танковая дивизия была переброшена на Восточный фронт, где ее включили в состав 4-й танковой группы, рвавшейся к Москве. В последующие месяцы на долю 38-го батальона истребителей танков выпали тяжелейшие испытания. Уже в первых боях в районе Белого в первые дни июля самоходки 3-й роты вывели из строя 14 советских танков Т-34 без потерь со своей стороны. В августе 1942 года, 1-я и 2-я роты были полностью перевооружены противотанковыми пушками 7,62 cm Рак97/38, кроме того, были получены две очень эффективных противотанковых пушки 7,5 cm Рак41 с коническими стволами. В 1942 году батальон в составе 2-й танковой дивизии вел оборонительные бои в районе Карманово (конец августа), Три Села (начало сентября), южнее Карманово (до середины декабря 1942 г.). 20 декабря четыре самоходки Sd.Kfz.139 были переданы батальону из 1-й танковой дивизии, еще три новых «Мардера» III Ausf.Н (Sd.Kfz.138) прибыли с завода для восполнения потерь. Восстановившая свою мощь 3-я рота держала оборону северо-восточнее Сычевки всю зиму, с середины декабря 1942 г. по начало марта 1943 г. В начале марта 1943 г. 2-ю танковую дивизию перебросили в район Витебcка на отдых. А 20 марта по девять самоходок «Мардер» III Ausf.Н (Sd.Kfz.138) получили 1-я и 2-я роты, батальон стал полностью самоходным. На вооружении 3-й роты находилось в этот период 13 истребителей танков двух типов: Sd.Kfz.138 и Sd.Kfz.139. С середины октября 38-й батальон в составе 2-й танковой дивизии продолжил «победное» отступление в западном направлении. Теперь этапами большого пути стали города Гомель и Режица, река Припять. В конце октября в батальон поступили две отремонтированные в заводских условиях самоходки «Мардер» III, неясно были это машины модели Ausf.М или Ausf.Н.
В начале декабря 1943 года остатки 2-й танковой дивизии вывели с фронта на отдых и переформирование. Все тяжелое вооружение было передано в 4-ю, 5-ю и 12-ю танковые дивизии. Переброска 2-й танковой дивизии во Францию началась 15 декабря 1943 года. Что стало с уцелевшими истребителями танков «Мардер» III из 38-го батальона не известно. Батальон был расквартирован в районе Камбрэ, где в апреле 1944 г. получил 21 истребитель танков «Jagdpanzer» IV (Sd.Kfz.162),взамен «Мардер» III. (sd.kfz.138). Тактико-технические характеристики САУ семейства «Marder»
* — Приводится длина ствола с учетом дульного тормоза. Реально ствол длиной 43 калибра
* — Приводится длина ствола с учетом дульного тормоза. Реально ствол длиной 43 калибра Источники:
|
Panzerjäger 38(t) für 7,62 cm PaK 36(r) ‘Marder III’ (Sd.Kfz.139)
Германский рейх (1942-1943)
Истребитель танков – 344 Построено
По мере наступления немецких бронетанковых войск на все фронтах в 1940 и 1941 годах они столкнулись со многими типами вражеских танков, которые были почти неуязвимы для орудий их танков. Во Франции это были B1 bis и британские «Матильды» (когда немцы встретили первые «Матильды» в Аррасе, это был очень неприятный шок), в Советском Союзе — знаменитые Т-34 и тяжелые серии КВ, а в Африка опять (в большем количестве) танк Матильда. Хотя они смогли победить их различными способами, немцы были вынуждены найти лучший способ борьбы с этими угрозами. Вновь разработанные буксируемые противотанковые орудия (как PaK 40 постройки 1942) могли эффективно уничтожать эти танки, но для наступательных действий они были непригодны. Логичным решением было попытаться установить эти буксируемые противотанковые орудия на шасси танка и тем самым решить проблему мобильности, так и появились новые Panzerjäger.
Эти новые машины следовали той же схеме: большинство из них были с открытым верхом, с ограниченным поворотом и тонкой броней. Однако они были вооружены эффективной противотанковой пушкой и обычно одним пулеметом. Кроме того, они были дешевы и просты в изготовлении. Panzerjäger были, по сути, импровизированными и временными решениями, но, тем не менее, эффективными. Как следует из названия (истребитель танков), они были предназначены для выслеживания вражеских танков на больших дистанциях в открытых полях. Их основная задача состояла в том, чтобы поражать танки противника и оказывать огневую поддержку на большом расстоянии с тщательно выбранных боевых позиций, обычно на флангах. Этот менталитет привел к созданию серии таких машин под названием «Мардер», которые были разработаны с использованием множества различных бронированных машин в качестве основы.
Брезентовый чехол часто устанавливался над боевым отделением и использовался для защиты экипажа от непогоды. Он не предлагал реальной защиты во время боя. Источник:www.worldwarphotos.info. Производство vz. 38 началось в конце 1938 года, но к моменту аннексии немцами территории Чехии ни один танк не был передан чешской армии. Германия захватила много новеньких танков vz.38 и 19 мая39 декабря на завод ЧКД была отправлена делегация для изучения их производственного потенциала. Немцы были настолько впечатлены этим танком, что его быстро приняли на вооружение Вермахта под названием Pz.Kpfw.38(t) или просто Panzer 38(t). Завод ČKD был полностью передан для нужд немецкой армии под новым названием BMM (Bohmisch-Mahrische Maschinenfabrik).
Panzer 38(t) был построен в относительно больших количествах, участвовал в боевых действиях на территории Польши до конца войны и считался эффективным танком для своего класса. Но с конца 1941 года стало очевидно, что он устаревает как боевой танк первой линии. С другой стороны, шасси Panzer 38(t) было механически надежным и хорошо подходило для использования в других целях, что немцы максимально использовали. На шасси Panzer 38 (t) было построено множество различных бронемашин, включая многие версии Panzerjager, такие как Marder III, вооруженный модифицированной российской полевой пушкой калибра 7,62 см (M1936).
Тяжелый камуфляж и удачно выбранная боевая позиция были необходимы для выживания экипажа. Источник: www.worldwarphotos.info
Panzerjäger 38(t) für 7,62 cm PaK 36(r) ‘Marder III’ (Sd.Kfz.139)
Необходимость в такой машине стала очевидной в первый год операции «Барбаросса» (немецкое вторжение на Советский Союз), когда немецкие сухопутные войска столкнулись с танками Т-34 и КВ. К счастью для немцев, они захватили большое количество 7,62-сантиметровых полевых орудий (M1936), обладавших хорошей противотанковой огневой мощью. Это орудие сразу же было поставлено на вооружение сухопутных войск Германии, но мобильность была проблемой, поэтому возникла идея установить это орудие на шасси танка, чтобы повысить его мобильность.
Panzer 38(t), вооруженный этой советской пушкой, получил название 7,62 cm PaK 36(r) Pz.Kpfw.38(t) ‘Marder III’ Sd.Kfz.139 или Panzerjager 38(t) fur 7,62 cm PaK 36( r) Sd.Kfz.139 ‘Marder III’ в зависимости от источника.
Конструкция
Шасси и ходовая часть Panzer 38(t) почти не изменились. Подвеска также была такой же, как и у оригинала, состоящей из четырех больших опорных катков (попарно соединенных с центральной горизонтальной рессорой). Всего было две передних ведущих звездочки, два задних направляющих колеса и четыре возвратных ролика (по два с каждой стороны).
Дизайн моторного отсека также не изменился. Первая серия построенных Marder III была основана на шасси танка Ausf.G и оснащалась шестицилиндровым двигателем Praga EPA (125 л.с.), но более поздние модели (построенные на шасси танка Ausf.H) имели более мощный Praga AC ( 150 л.с.) шестицилиндровый двигатель. Оба двигателя были соединены с коробкой передач, имевшей пять передних и одну заднюю передачи. Было установлено два стартера, один электрический и второй инерционный, расположенный в задней части машины. Максимальная скорость составляла от 42 до 47 км/ч и около 20 км/ч по пересеченной местности. Два двойных топливных бака общим объемом около 200 л были установлены по обеим сторонам двигателя. Запас хода составлял около 185 км по хорошим дорогам.
Корпус танка несколько отличался от оригинального корпуса Panzer 38(t). Для установки новой артустановки пришлось снять башню, верхнюю часть брони корпуса и боеукладку для старой пушки. Лобовая и бортовая броня корпуса с тремя смотровыми люками (два спереди и один справа) и пулеметом корпуса остались без изменений. Лобовая броня корпуса имела толщину 50 мм, а борта и корма — 15 мм.
Поверх корпуса установлена новая бронированная (открытая сверху и сзади) надстройка с основным орудием. В верхней части корпуса, примерно в том месте, где находился погон башни, крепилась болтами Т-образная артиллерийская установка. Основное орудие и орудийный расчет защищал увеличенный броневой щит, состоящий из шести бронелистов, скрепленных болтами над башней. оригинальный оружейный щит. Этот бронированный щит давал орудийному расчету некоторую защиту спереди и сбоку, в то время как сверху и сзади он был открыт. Толщина нового модифицированного орудийного щита составляла около 14,5 мм плюс броня от исходного орудийного щита и 10 мм по бортам.
Остальная часть этой машины была покрыта бронеплитами разной формы и под разными углами сверху и над корпусом танка (толщиной около 15 мм). Моторный отсек также был защищен с бортов двумя бронелистами.
Из-за того, что это была машина с открытым верхом, броней малой толщины и высоким силуэтом, защита экипажа была на очень низком уровне. Камуфляж и хорошо выбранная полевая позиция были необходимы для выживания. Экипаж машины с открытым верхом также подвергался воздействию погодных условий. Над машиной можно было накрыть брезентовое покрытие, но оно ограничивало обзор экипажа вокруг. 900:03 Основным орудием, как отмечалось ранее, был 7,62 cm PaK 36(r) с боезапасом около 30 снарядов. Большинство выстрелов было размещено под орудийной установкой, по три снаряда — с левой и правой стороны под орудийным щитом. На практике экипажи будут хранить гораздо больше патронов в любом доступном свободном пространстве внутри или снаружи машины. Из-за веса орудия потребовалась установка тяжелого ходового замка, чтобы не повредить основное орудие в движении. Сначала использовался простой дорожный замок в форме стальной трубы, но во время войны его заменили усиленным треугольным замком, заполненным листовой сталью. 900:03 Высота Pak 36 составляла от -7° до +16° при повороте 50°. Максимальная скорострельность составляла 10-12 выстрелов в минуту. Бронепробиваемость штатным бронебойным снарядом с дальности 1000 м (при угле наклона брони 0°) составляла около 108 мм. При использовании гораздо лучшего (но редкого) вольфрамового снаряда (7,62 cm Pzar. Patr. 40) бронепробиваемость увеличилась до 130 мм на той же дальности.
Второстепенным оружием был оригинальный чешский 7,92-мм ZB-53 (названный в Германии MG-37 (t)) с боезапасом около 1200 патронов. Экипаж также будет иметь при себе личное оружие для самообороны. 900:03 Экипаж Marder III состоял из командира-наводчика, заряжающего, механика-водителя и радиста. Водитель и радист располагались внутри машины, как и на Panzer 38(t). Две (модифицированные) дверцы переднего люка располагались в передней верхней части новой бронированной надстройки, прямо под основным орудием. Эти двери использовались водителем и радистом для входа или выхода со своих позиций. Механик-водитель располагался с правой стороны и имел два смотровых люка (спереди и с правой стороны). Радист (а также оператор корпусного шарового пулемета) располагался слева со своими радиоприборами (Fu 5 SE 10 U). Командир-наводчик и заряжающий располагались за новым орудийным щитом в верхней части машины. С левой стороны находился оператор орудия, а с правой стороны — заряжающий. У них было лишь ограниченное пространство за орудийным щитом. Использованные патроны и другое оборудование, запасные части или припасы обычно перевозились в задней сетчатой корзине.
Общий вес около 10,67 т. Длина 5,85 м, ширина 2,16 м, высота 2,5 м.
Организация самоходных противотанковых дивизионов
Специальные самоходные противотанковые дивизионы (Panzerjäger-Abteilungen Sfl.) были сформированы и оснащены новым Marder III. И Вермахт, и Ваффен СС имели такие батальоны. Позже во время войны, когда строилось все больше и больше самоходных противотанковых машин, уцелевшие Marder III были переданы пехотным (моторизованным) дивизиям или возвращены в Германию для использования в качестве учебных машин.
Самоходно-противотанковые дивизионы предполагалось оснастить 45 машинами Marder III. Три использовались в качестве командирских машин (Stabskompanies), а по 12 машин находились в каждой из трех Panzerjäger-Kompanien. Panzerjäger-Kompanien была разделена на три взвода, по четыре машины в каждом. Остальные были использованы для оснащения секции штаба (Gruppe Fuhrer) с двумя машинами в каждой роте.
Эти противотанковые дивизионы были оснащены другими транспортными средствами, необходимыми для их успешной деятельности: более 20 мотоциклов (половина с коляской), 45 легковых автомобилей, более 60 грузовиков, около 13 полугусеничных машин разных типов (четыре Sd. Kfz.10 , шесть Sd.Kfz.7 и три Sd.Kfz.8) и один Sd.Kfz.251. Иногда применялись модифицированные боеприпасы Panzer, но это было редко. Всего в самоходных противотанковых дивизионах насчитывалось около 650 человек.
Важно отметить, что эта информация и представленные цифры были в лучшем случае чисто теоретическими по нескольким причинам: из-за потерь во время войны было выпущено не так много Мардеров для оснащения всех частей. Также не хватало людей и материалов, многие машины часто находились в ремонте и т. д.
В бою
Большинство охотников за танками Marder III было отправлено на Восточный фронт, где немецким войскам остро была нужна такая машина. Почти треть произведенных Marder III будет отправлена в Северную Африку, помогая DAK (Deutsches Afrikakorps) сражаться против британских, а затем и американских танков.
В Северной Африке
После неудачной атаки итальянцев на британские позиции в Египте Муссолини отчаянно пытался убедить Гитлера послать военную помощь своим разбитым силам в Африке. Первоначально Гитлера не интересовало Средиземное море. Он с неохотой решил помочь своему союзнику и послал бронетанковые силы под предводительством Эрвина Роммеля.
Немцы быстро выяснили, что, помимо знаменитой «88» (88-мм зенитная пушка), против хорошо бронированного британского танка «Матильда» боролись стандартные 3,7-сантиметровые и короткие 5-сантиметровые противотанковые орудия. Некоторое количество трофейных и модифицированных 7,62-мм орудий PaK 36(r) также было отправлено на Североафриканский фронт. Одной из серьезных проблем с этим оружием была низкая мобильность на фронте, где скорость была важна для успеха. Было опробовано несколько решений этой проблемы, например, Sd.Kfz.6, вооруженный 7,62-мм пушкой PaK 36(r) в коробчатом каземате, и экспериментальные полугусеничные машины, вооруженные 7,5-см пушкой L/41.
г. Перед отправкой новых «Мардеров» в Африку их необходимо было адаптировать для службы в африканской пустыне. В марте 1942 года один Marder III был оснащен и испытан песочными фильтрами. Испытания прошли успешно, и более поздние автомобили, отправленные в Африку, будут иметь эти фильтры. Количество отправленных машин колеблется от 66 до 117 (в зависимости от источников).
Первые Marder III (6 машин) прибыли в Северную Африку в мае 1942 г., а последний — в ноябре 1942 г. Свежеприбывшие Marder III использовались для усиления и оснащения противотанковых дивизионов 15-й и 21-й танковых дивизий. 900:03 К концу октября 1942 года 15-я танковая дивизия имела в своем распоряжении около 16 машин Marder III. Все они были выделены в 33-й противотанковый дивизион вместе с несколькими буксируемыми противотанковыми орудиями 5 cm PaK 38. После британской атаки на Эль-Аламейн в конце октября 1942 года 33-й противотанковый батальон подвергся сильной атаке. Ему удалось нанести тяжелый урон британским передовым частям, но он также понес потери. Почти все Marder III были потеряны, кроме одного.
19 сентября42, 39-й противотанковый батальон 21-й танковой дивизии имел около 17 орудий PaK 38 и 18 Marder III, разделенных между двумя ротами (1-й и 2-й). Сведений об участии этой части в битве за Алам-Хальфа (октябрь-сентябрь 1942 г.) немного. В конце октября 1942 года во время британской контратаки у Эль-Аламейна сообщалось, что все 18 машин Marder III все еще находятся в рабочем состоянии. К 25 октября эта часть была выведена в резерв. На следующий день 2-я рота была отправлена на север, чтобы помочь остановить британскую атаку, а 1-я рота находилась на юге. 900:03 К концу октября 39-й противотанковый дивизион активно участвовал в боях, пытаясь освободить часть окруженных частей 164-й легкой дивизии. 4 ноября уцелевшие немецкие части были вынуждены отступить. 39-й противотанковый дивизион потерял все свои Marder III, и у него осталось всего несколько 5 cm PaK. К декабрю в 21-й танковой дивизии было всего два Marder III, которые даже не годились к бою.
В марте 1943 года, после некоторого отдыха, 39-й противотанковый дивизион был переформирован и усилен. 1-я рота получила 9Marder III и 2-я рота получили Marder III Ausf.H (версия, вооруженная 7,5 cm PaK 40). Они сражались в Тунисе до капитуляции Оси в мае.
10-я танковая дивизия была выведена с Восточного фронта и после некоторого времени отдыха в июле 1942 г. была усилена 9-ю Marders III (90-й противотанковый дивизион). 10-я танковая дивизия была отправлена на Североафриканский фронт в ноябре 1942 года. В Африке это подразделение участвовало во многих боях против британских и недавно прибывших американских войск и понесло тяжелые потери. Последний Marder III был потерян 19 марта.43.
190-й противотанковый батальон и 605-й противотанковый батальон должны были быть оснащены Marder III, но мало свидетельств того, что это когда-либо происходило.
Британские танкисты научились бояться огневой мощи «Мардеров» на дальних дистанциях. Когда британцы впервые узнали об этом новом немецком охотнике за танками, они предположили, что он вооружен знаменитой пушкой «88».
Мардер III, захваченный союзниками в Северной Африке. Источник: Pininterest
Мардер III из 49th Panzerjäger-Abteilung 4-й танковой дивизии на Восточном фронте, 1943 г.
Marder III с трехцветным камуфляжем в России, 1943 г. Обратите внимание на кольца смерти.
A Marder III, захваченный советскими войсками в 1944 году. Обратите внимание на перечеркнутый Balkenkreuz.
Marder III Немецко-Африканского корпуса в июле 1942 г. Эта машина принадлежала 15-й танковой дивизии.
В России
В течение первого года немецкого вторжения 1-я танковая дивизия активно сражалась в России. 19 мая42, он был усилен шестью Marder III, которые использовались для оснащения 37-го противотанкового дивизиона. Первое действие этой части произошло во время немецкой атаки (июль 1942 г.) на советские позиции в районе Белого и Шичевки к югу от города Ржев (примерно в 230 км к западу от Москвы). К сентябрю 1942 года этому подразделению приписывают уничтожение около 99 советских танков. К концу ноября — началу декабря вела оборонительные действия в районе юго-западнее Белоя (Тверская область Подмосковья). Из-за долгих и тяжелых боев это подразделение было истощено, поэтому его отправили во Францию (конец декабря) для отдыха и расслабления. Уцелевшие «Мардеры» остались, но сведений о том, какие части их получили, нет. 900:03 Следующей частью, получившей Marder III, стал 38-й противотанковый дивизион 2-й танковой дивизии. В мае 1942 года 38-й противотанковый дивизион был усилен девятью Marder III, одним Panzer II Ausf.B Befehlspanzer и несколькими Panzer I Ausf.B, переделанными в танки для боеприпасов. Это подразделение не было сразу отправлено на фронт, а вместо этого провело следующие несколько месяцев в обучении. Он был готов к боевым действиям в июле 1942 года и сразу же участвовал в ожесточенных боях в районе Белоя. Поскольку это была единственная часть, имевшая достаточную огневую мощь для уничтожения советских тяжелых танков на дальних дистанциях (первые новые Panzer IV с более длинными орудиями поступят в эту дивизию 19 августа).42), ему удалось без потерь сбить 14 советских танков Т-34. 11 августа 2-й танковой дивизии удалось уничтожить 20 танков противника, но большинство из них было подбито мардерами. В декабре 1942 года 38-й противотанковый дивизион получил несколько Marder III Ausf. H (7,5 cm PaK 40). С августа 1942 г. по март 1943 г. 38-й противотанковый дивизион активно участвовал во многих боевых операциях на Восточном фронте. Немногие были потеряны из-за вражеского огня, но многие были потеряны из-за механических поломок. С марта по 19 апреля43 эта часть была отправлена в тыл на отдых. В марте он снова был усилен девятью новыми Marder III Ausf.H. Это подразделение больше не участвовало в боевых действиях до июля 1943 года. Из-за стандартизации вооружения противотанковых дивизионов в конце 1943 года 38-й противотанковый дивизион был вынужден передать все свои оставшиеся Marder III 616-му противотанковому дивизиону. конец июня 1943 г.
Подразделения СС также получили некоторое количество машин Marder III, так как они считались элитными боевыми силами и заслуживали только лучшего доступного оборудования. 2-й противотанковый батальон СС танковой дивизии СС «Рейх» получил 9Marder III в мае или июне 1942 года. Первые боевые действия этой части состоялись в феврале 1943 года на Восточном фронте под Харьковом (на Украине). Поначалу не так много машин работало из-за низкой температуры, которая вызывала проблемы со скоплением замерзшего конденсата на дне двух топливных баков. В конце февраля 2-й противотанковый батальон СС был усилен (количество неизвестно) Marder II на базе Panzer II. Во время операции «Цитадель» 2-й противотанковый батальон СС участвовал в тяжелых боях. К концу лета 1943, 2-й противотанковый батальон СС был настолько истощен, что это подразделение было расформировано, а уцелевшие бойцы были отправлены на замену другим SS Stu.G. Abt. DR (подразделения, оснащенные автомобилями StuG). Интересным фактом о 2-м противотанковом батальоне СС является то, что он захватил и повторно использовал несколько танков Т-34 без башни в качестве боекомплектов.
Marder III воевал до конца войны, и по состоянию на 22 января 1945 года в нескольких танковых и пехотных дивизиях имелось более дюжины (около 60 машин в различном состоянии).
Помимо этих танковых дивизий, противотанковые машины Marder III получили еще многие части: 5-я (12), 6-я (9), 7-я (47), 8-я (12), 17-я (6), 18-я (6), 19-я ( 16), 20-я (24) и 22-я (6) танковые дивизии. По мере создания более совершенных охотников за танками Marder III использовался для оснащения нескольких пехотных и пехотных моторизованных дивизий. 18-я инф. Мот. разд. получил 6, 20-й Inf. Мот. разд. получил 15, 29-й Inf. Мот.див. получила 6, а 35-я стрелковая дивизия получила всего 2 машины.
Важно отметить, что, кроме этих дивизий, Marder III получили еще многие, но точные цифры найти сложно. Кроме того, часть машин использовалась как учебные, что также усложняет общий подсчет.
Производство
Чтобы как можно быстрее начать производство нового Marder III, немецкие военные чиновники приказали BMM повторно использовать существующую производственную линию Panzer 38(t) и тем самым сэкономить время. Пришлось внести определенные изменения в производственную линию и адаптировать ее под нужды нового Мардера. Из-за этого решения производство оригинального Panzer 38(t) было сведено к минимуму, а в начале июня 1942 года полностью прекращено в пользу нового танкового охотника.
Производство этой машины началось в апреле 1942 года. Ежемесячное производство: 38 апреля, 82 мая, 23 июня, 50 июля, 51 августа, 50 сентября и 50 октября, всего 344 машины. С апреля по июль использовалось шасси танка Panzer 38(t) Ausf.G, а с июля и до окончания производственного цикла в октябре использовалось шасси танка Panzer 38(t) Ausf.H с более мощным двигателем.
Преимущества и недостатки Marder III
Истребитель танков Marder III решил проблему с малой подвижностью буксируемых противотанковых орудий. Он мог быстро отреагировать на любую угрозу и при необходимости быстро выйти из боя и отступить в безопасное место. Шасси Panzer 38(t) было механически надежным и подходило для этой модификации. Marder III был довольно быстрым, особенно на марше, и водителю было легко управлять рулем. 900:03 Огневой мощи основного орудия было достаточно, чтобы уничтожить любой танк того времени на большом расстоянии. Особенно это проявилось во время боев в чистом поле в Африке и России. Это также сильно повышало боевой дух пехоты, когда они сражались вместе.
Высокий профиль был большой проблемой для Marder III, что делало его хорошей мишенью для вражеских артиллеристов. Броня также была довольно легкой и обеспечивала лишь ограниченную защиту от огня стрелкового оружия и осколков. Для выживания экипажа были необходимы тяжелая маскировка и хорошо подобранная боевая позиция, но этого не всегда удавалось или легко добиться успешно (например, в открытых полях и пустынях).
Здесь очевидна высокая репутация Мардера. Источник: www.worldwarphotos.info
Приходилось часто менять огневую позицию, чтобы избежать ответного огня противника. При этом необходимо было поднять (или опустить) замок ходового орудия, что могло занять время, так как члену экипажа приходилось выходить и делать это вручную. Это нужно было сделать, чтобы не повредить оружие и не повлиять на калибровку оружия.
Серьезные механические поломки случались редко, но из-за высокого центра тяжести болты рессор подвески находились под большими нагрузками и часто ломались. Запасов новых запасных болтов рессоры часто не было в наличии, и это вынуждало многие автомобили на некоторое время простаивать.
Давление на грунт было очень высоким, если водитель не обращал внимания на окружающую среду, он легко мог застрять в грязи. Малый боезапас был большой проблемой, особенно во время затяжных боев, поскольку у экипажа могли быстро закончиться боеприпасы. Проблемой было и то, что не было подходящей машины для доставки дополнительных боеприпасов. Для этой роли часто использовались полугусеницы, но их всегда не хватало. Предпочтение отдавалось подвозчикам боеприпасов на базе танковых шасси, однако они использовались немцами в ограниченном количестве во время Второй мировой войны.
Застрять в грязи было легко благодаря высокому давлению на грунт, как показал этот Мардер где-то на Восточном фронте, 1943 год. Источник: www.worldwarphotos.info В ходе операции «Барбаросса» немецким сухопутным войскам удалось захватить большое количество полевых орудий разного калибра. Одним из захваченных орудий была 76,2-мм дивизионная пушка М1936 (Ф-22). После краткой оценки характеристик этого орудия немцы остались довольны его характеристиками. Пистолет был передан в армию для использования под названием FK 29.6(р). Сначала она использовалась как полевое орудие, но очень скоро стало ясно, что она обладает большими противотанковыми возможностями.
7,62 cm PaK 36(r) использовался немцами в довольно больших количествах во время войны. Источник: Axishistory
Когда немецкая армия столкнулась с новыми советскими танками Т-34 и КВ-1 и КВ-2, 37-мм PaK 36/37 не справились со своей задачей, а PaK 38 был доступен только в небольшие числа. Таким образом, нужно было найти временное решение, и быстро. 7,62-см M1936 была модифицирована для использования в качестве противотанкового орудия. Изменения включали добавление дульного тормоза, орудийный щит был разрезан пополам, а верхняя часть была приварена к нижней части щита (аналогично двухсекционному щиту PaK 40), рассверливание патронника до калибра 7,5 см в чтобы использовать стандартные немецкие боеприпасы (такие же, как PaK 40), а подъемный маховик был перенесен на левую сторону. После этих изменений орудие было переименовано в 7,62 cm PaK 36(r) и использовалось на протяжении всей Второй мировой войны.
7,62 cm PaK 36(r) Pz.Kpfw.38(t) ‘Marder III’ Sd.Kfz.139 технические характеристики | |
Размеры | 5,85 м x 2,16 м x 2,5 м |
Общий вес в боевой готовности | 10,67 т |
Экипаж | 4 (водитель, командир, наводчик, заряжающий) |
Г | Praga EPA шестицилиндровый |
Максимальная скорость | 42-47 км/ч, 20 км/ч (по пересеченной местности) |
Максимальный рабочий диапазон | 185/140 км |
Вооружение | 7,62 см PaK(r) L/54,8 один 7,92 мм MG 37(t) |
Броня | Передняя часть 30 мм (1,18 дюйма) Боковые стороны 14,5 мм (0,57 дюйма) Задняя часть 14,5 мм (0,57 дюйма) |
Производство | Итого 344 |
Ссылки, ресурсы и дополнительная литература
Panzer 38(t), Steven J. Zaloga, New Vanguard 215.
Marder III Nuts and Bolts 15, Фолькер Андорфер, Мартин Блок и Джон Нельсон.
Naoružanje otherog svetsko rata-Германия, Душко Нешич, Белград 2008.
Waffentechnik im Zeiten Weltkrieg, Александр Людеке, Parragon books.
Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr ab 1900, Werner Oswald 2004.
Немецкая артиллерия Второй мировой войны, Ян В. Хогг,
Sturmartillerie and Panzerjager 1939-1945, Брайан Перретт.
Немецкая армия SP Weapons 1939-45 Part 2, Handbook No., P/Chamberlain and HL Doyle.
Бойцы Второй мировой войны, Силы Оси, Дэвид Миллер, Chartwell Books 2011.
Боеприпасы Второй мировой войны: Marauding Marder
Уильям Э. УэлшНа второй день дерзкого вторжения Адольфа Гитлера в Россию в июне 1941 года, немцы столкнулись с одним из самых вопиющих своих недостатков в оружии и вооружении. Это произошло, когда генерал Михаил Кирпонос выпустил грозный российский средний танк Т-34 в рамках решительной контратаки на Украине против части группы армий «Юг» генерала Герда фон Рундштедта.
Когда группа Т-34 обрушилась на части немецкой 197-й пехотной дивизии на Украине, пехотинцы Отечества были ошеломлены недоверием, когда снаряды, которые они стреляли из своих 37-мм противотанковых орудий, безвредно отскочили от гущи, наклонная броня Т-34. Это было открытие, которое другие немецкие силы на всем протяжении Восточного фронта сделают в ближайшие дни и недели. Что-то нужно было сделать, чтобы исправить ситуацию, и быстро.
Немецкое штурмовое орудие Дефицит
Огромные победы, одержанные Германией в первых кампаниях Второй мировой войны, были в значительной степени результатом превосходной подготовки ее сил и превосходной тактики, используемой командирами всех уровней. Хотя во время молниеносных нападений на Польшу, Францию и Балканы могло показаться, что немцы обладали превосходным вооружением, ряд недостатков в качестве и количестве их военной техники был ясно очевиден, когда они сталкивались с Великобританией, Советским Союзом, а затем Соединенные Штаты.
В годы, предшествовавшие войне в Европе, немцы хорошо осознавали необходимость предоставления самоходной бронетехники для помощи пехоте в захвате вражеских опорных пунктов и отражении вражеских танковых атак. Еще в 1935 году генерал Эрик фон Манштейн подготовил докладную записку начальнику Генерального штаба, в которой настоятельно рекомендовал каждой пехотной дивизии иметь для этих целей свой дивизион штурмовых орудий. В результате получился прочный и надежный Sturmgeschutz, который начал полевые испытания в 1937 году. Когда он был готов к эксплуатации, между генеральными инспекторами немецкой пехоты, артиллерии и танковых служб вспыхнула крупная ссора по поводу того, кто будет нести ответственность за транспортные средства.
Танкисты, увидевшие, что такая машина покушается на их производственные ресурсы, не хотели иметь с ней ничего общего. Практически по умолчанию ответственность за штурмовое орудие легла на плечи немецкой артиллерии. Хотя проект Sturmgeschutz был одобрен, экипажи не были обучены достаточно быстро, и, как и следовало ожидать, производство танков отошло на второй план. Таким образом, когда Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года, штурмовые орудия еще не были запущены в серийное производство.
Лучше бронированы, лучше вооружены против союзников 902:07 Немецкая самоходная противотанковая артиллерийская установка «Мардер» несется по российской степи, когда солдаты СС занимают оборонительную позицию, недавно занятую войсками Красной Армии.
Основным оружием, которым немцы противостояли танкам противника в первые дни войны, была 37-мм пушка «Пак», буксируемая грузовиком или упряжкой лошадей. Фон Манштейн был не единственным дальновидным генералом, предвидевшим необходимость самоходной артиллерии. Генерал-полковник Хайнц Гудериан настаивал на разработке самоходной артиллерийской установки, которая сопровождала бы наступающие танки. В отличие от танков с вращающимися башнями, позволяющими орудию вести огонь в разных направлениях без изменения положения машины, ранние самоходные артиллерийские установки Германии имели фиксированные надстройки с орудиями с очень ограниченным углом поворота. Неподвижная надстройка не была помехой, а позволяла установить орудие большего калибра, чем на танках, которые должны были найти баланс между огневой мощью и подвижностью.
В то время как моторизованные штурмовые орудия, такие как Sturmgeschutz, предназначались в первую очередь для использования против пехотных целей, задачей того, что Гудериан считал истребителями танков, или Panzerjägers, было затаиться в засаде и использовать свою значительную огневую мощь, чтобы пробить толстую броню противника. и тяжелые танки, чего просто не могли сделать существующие противотанковые орудия меньшего калибра.
Хотя немцы сделали много импровизаций, единственной официально санкционированной попыткой выставить на вооружение истребитель танков до начала войны было оснащение легких танков Panzerkampfwagen (PzKpfw) I 47-мм пушкой L43 Czech, изобретение, получившее название Panzerjäger I. Это раннее истребитель танков состоял на вооружении в 19 г.40 и 1941, но орудию не хватало достаточной мощности, чтобы быть по-настоящему эффективным. Потребность в Panzerjäger обострилась, когда в 1941 году немцы столкнулись лицом к лицу с советскими средними танками Т-34 и тяжелыми танками КВ-1 на Восточном фронте, а также с британским средним танком Matilda II в Северной Африке.
Немцы поняли после вторжения в Россию, что у них нет танков, ни в полевых условиях, ни на стадии планирования, которые могли бы конкурировать с Т-34 или КВ-1. Действительно, немецкая промышленность изо всех сил старалась не отставать от потребностей армии, действовавшей на нескольких фронтах. Чтобы помочь исправить положение, немецкое верховное командование 22 декабря 1919 года издало приказ.41, разработать истребитель танков, способный поражать лучшие танки противника. Поскольку время имело решающее значение, разработчикам оружия была предоставлена свобода действий, чтобы собрать воедино любые части существующих оружейных систем, которые они сочтут необходимыми. Намерение состояло в том, чтобы за относительно короткое время выставить на вооружение грозный Panzerjäger на временной основе, пока не будет испытана и изготовлена более совершенная конструкция. Результатом стала серия Marder.
The First Marder
Идея, до которой додумались немцы, заключалась в том, чтобы взять большое грозное противотанковое орудие и установить его на шасси устаревшей боевой бронированной машины. Для первого серийного Marder, Marder II, они выбрали шасси Panzer II. Что касается орудия, некоторые модели Marder будут использовать Pak 75 немецкого производства, в то время как другие предусмотрительно используют советские 76,2-мм противотанковые орудия, захваченные в изобилии в первые недели операции «Барбаросса».
Немцы произвели в течение 1942 и 1943 годов шесть основных вариантов Marder, сочетая различные орудия либо с шасси Panzer II, либо с шасси 38(t) чешского производства, либо с шасси трактора Lorraine французского производства. Два дополнительных варианта, число которых технически увеличилось до восьми, были произведены небольшими партиями с использованием шасси французского легкого танка Hotchkiss и французского среднего танка FCM 36. Возникшие неофициальные классификации Marder I, II и III, вероятно, возникли из-за того, что каждый из трех типов использовал разное шасси. Тем не менее, с хронологической точки зрения, система нумерации вводит в заблуждение, поскольку Marder II был первым, кто поступил на вооружение.
Marder II Ausf. (модели) A, B, C и F поступили на вооружение в апреле 1942 года и были оснащены 75-мм пушкой L46 Pak 40/2 немецкого производства, которая могла метать 12,6-фунтовые снаряды со скоростью 1800 футов в секунду. Официальное обозначение этой модели было SdKfz 131. Другие модели, Marder II Ausf. D и E использовали трофейную 76,2-мм противотанковую пушку Model 36, перенастроенную под немецкий 75-мм снаряд. Обладая еще большей мощностью, чем L46 Pak 40/2, русская пушка могла стрелять со скоростью 2430 футов в секунду. Эта машина получила обозначение SdKfz 132.
Изготовление мардера
На сборочном заводе рабочие установили лафет без колес на шасси с помощью специально изготовленной монтажной плиты. Пластина имела форму моста и крепилась к верхней части шасси спереди и сзади большими болтами. Надстройка, окружающая орудие, была открыта сверху и состояла из подвижного орудийного щита спереди, достаточно толстого, чтобы защитить наводчика и заряжающего от огня стрелкового оружия. Фиксированная броневая плита, использовавшаяся по бокам, была тоньше лобового щита и, следовательно, обеспечивала меньшую защиту. В то время как корпус Marder II имел защитную броню толщиной от 14,5 до 35 мм, толщина обшивки надстройки составляла от 8 до 10 мм.
Эта самоходка, вариант Marder, включает в себя шасси 38(t) чешской разработки. На нем установлена мощная 75-мм пушка и 7,92-мм пулемет для защиты от атак пехоты.Все модели Marder II оснащались шестицилиндровым газовым двигателем Maybach HL 62 с шестью передачами переднего хода и одной передачей заднего хода. При умеренных температурах водитель запускал двигатель с помощью электростартера, но для минусовых температур автомобиль был оборудован инерционным стартером. В моделях A, B, C и F использовалась пятиколесная четвертьэллиптическая рессорная подвеска, а в моделях D и E использовалась торсионная подвеска с четырьмя большими опорными катками без возвратных катков.
Marder II A, B, C и F каждый весил около 11 тонн и, не считая ствола, имел длину 15 футов, ширину около семи футов и высоту чуть более семи футов. Экипажи состояли из механика-водителя и радиста, которые располагались как обычно в Panzer II, а также из наводчика и заряжающего, которые ехали наверху в надстройке. Marder II имел максимальную скорость 25 миль в час. Он перевозил 44 галлона топлива в двух баках и мог проехать 93 мили по дороге и 62 мили по бездорожью.
Два типа Marder II заметно различались по внешнему виду. D и E отличались более высокой надстройкой, расположенной немного дальше к задней части автомобиля, чем версии A, B, C и F. Marder II мог нести до 37 снарядов, а большинство экипажей хранили в боевом отделении 7,92-мм пулемет MG34, чтобы в случае необходимости вести бой с пехотой противника. Немцы собрали 531 Marder II, вооруженных противотанковой пушкой Pak 40/2, и 185 Marder II, оснащенных российской противотанковой пушкой Model 36.
Конструкция Marder не лишена недостатков. Во-первых, экипажи, сражавшиеся на Восточном фронте, подвергались воздействию экстремальных температур, типичных для русской степи в холодные месяцы. Более того, высокая надстройка делала автомобиль тяжелым и сложным для вождения по пересеченной местности. Высокий профиль Marder также делал его очень уязвимым для вражеской артиллерии, противотанковых орудий и танков. Marder II были переданы Panzerjäger Abteilung (батальонам истребителей танков), являющимся неотъемлемой частью элитных пехотных и танковых дивизий, а также других подразделений, и служили в основном на Восточном фронте.
Marder III
Marder III, которые считались лучшими в семействе Marder, были построены в трех разных стилях. В каждом из трех стилей использовалось чрезвычайно хорошо спроектированное шасси 38 (t) чешского производства, а не шасси Panzer II. Первые из них были запущены в производство в марте 1942 года под обозначением SdKfz 139 и были оснащены русской 76,2-мм пушкой Model 36, снова перенастроенной для приема немецких 75-мм боеприпасов. За первые три месяца производства немцам удалось выкатить 120 машин на Чешско-Моравском машиностроительном заводе AG завода Praga в Праге. В конечном итоге они произвели 344 экземпляра этого варианта, 117 из которых были отправлены в Северную Африку в период с 19 марта по 19 марта.42 и май 1943 года. Их появление в бою вызвало раздражение у британцев, которые изначально приняли 76,2-мм орудие за страшную немецкую 88-мм пушку.
Экипаж карабкается вокруг башни Marder III, когда машина готовится покинуть тесные кварталы оккупированного города. Marder не подходил для боя в городских условиях.Первые произведенные Marder III имели подвеску, состоящую из четырех больших опорных катков с каждой стороны, которые попарно подвешивались на листовых рессорах, прикрепленных к корпусу. Они были оснащены 125-сильным газовым двигателем Praga EPA с водяным охлаждением, который мог развивать максимальную скорость 26 миль в час. Некоторые из более поздних моделей Marder III были оснащены двойными карбюраторами, которые позволяли водителям разгоняться до 30 миль в час на хороших дорогах. Как и Marder II, ранние Marder III имели высокую надстройку с относительно небольшим боевым отделением, расположенным в центре машины.
Более поздние Marder III, получившие обозначение SdKfz 138, были оснащены улучшенной немецкой 75-мм пушкой L46 40/3. SdKfz 138 Type H был запущен в производство в мае 1942 года и имел переднее боевое отделение и задний двигатель, в то время как SdKfz 138 Type M имел гораздо большее боевое отделение, расположенное в задней части машины, и двигатель, расположенный посередине. Разместив боевое отделение сзади, конструкторы не только улучшили общую управляемость машины на дороге и бездорожье, но и разместили орудийный расчет в более безопасном положении во время боя. Всего немцы произвели 1577 последних моделей Marder III.
От французской машины к немецкой Marder
Летом 1942 года немцы также начали переделку трофейных французских машин в истребители танков, которые получили название Marder I и имели официальное обозначение SdKfz 135. Это стало возможным, потому что немцы захватили в хорошем состоянии состояние большого количества французских бронетранспортеров Tracteur Blinde 37L, более известных как Lorraine, которые использовались для буксировки артиллерии. Капитан Альфред Беккер, командир Sturmgeschutz Abteilung 200, использовал свои довоенные связи в промышленности, чтобы организовать переоборудование 184 таких машин. Работа велась не только в Германии, но и в Париже.
Чтобы переоборудовать тягачи, рабочие сняли существующий транспортный отсек и заменили его закрытой надстройкой, которая проходила почти по всей длине машины. Marder I на шасси Lorraine использовал 75-мм орудие Pak 40/1 L48 за большим бронированным щитом. Первоначально отправленные в Россию, они считались низшими по сравнению с Marder II и III и в конечном итоге были отправлены обратно во Францию и на другие статические фронты для поддержки оккупационных частей. Они увидят действия в Нормандской кампании в 1944, когда 21-я танковая дивизия приняла в бой два десятка из них.
Другие машины, носившие обозначение Marder I, сочетали 75-мм орудие Pak 40/1 L48 либо с французскими легкими танками Hotchkiss H-39, либо со средними танками FCM 36, захваченными немцами во время падения Франции. Хотя точных данных о том, сколько из этих альтернативных версий было построено, нет, по оценкам, всего 24 шасси Hotchkiss и 10 шасси FCM были переоборудованы в истребители танков.
Тактика уничтожения танков
По мере того, как в 1942 году в России и Северной Африке шла война, «Мардеры» загружали в железнодорожные вагоны и отправляли на фронт. Организованные в батальоны для поддержки как пехоты, так и бронетехники, они выполняли разные функции в зависимости от того, для поддержки каких подразделений они были назначены. Их роль на поле боя заключалась в том, чтобы поджидать вражескую бронетехнику, чтобы атаковать или контратаковать подразделения, которые они поддерживали. Вместо того, чтобы распределяться по небольшим подразделениям, их обычно концентрировали так, чтобы они оказывали заметное влияние на бронетехнику противника.
Экипажи «Мардеров» рыскали по полю боя в поисках защищенных позиций, на которых можно было бы развернуть свою технику, когда начнется битва. Проверенный в боях экипаж будет искать не одну позицию, а несколько разных позиций, на которые можно переместиться. Характер местности будет диктовать тип препятствий, за которыми они могут спрятаться, что затруднит вражеской бронетехнике доступ к ним во время боя. Истребители танков предпочитали укрытые позиции за реками, болотами, минными полями или живыми изгородями. Известно, что в районах с обильной листвой экипажи покрывали всю машину, включая надстройку с открытым верхом, листвой, чтобы противнику было трудно их обнаружить на расстоянии. 900:11 Американский солдат осматривает корпус модели M Marder, который был выведен из строя прямым попаданием в его шасси артиллерийского снаряда союзников.
Экипажи Marder, поддерживающие пехоту, будут вести огонь во время начального наступления и продвигаться вперед, как только пехота захватит свою цель. В этот момент они будут оказывать непосредственную поддержку, пока цель не будет надежно закреплена, прежде чем уйти в тыл. Помогая дружественной бронетехнике в атаке, экипажи «Мардер» защищали фланги, а также вели дальний огонь в соответствии с общей массой атаки. Хотя это была оптимальная тактика, обстоятельства той или иной кампании часто диктовали, как использовать мардеров. Например, в харьковском контрнаступлении фон Манштейна в феврале и 19 марта43, Marders перевозил в бой саперов и даже панцергренадер. Во время этой кампании Marder II и Marder III использовались как 1-й дивизией СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», так и 2-й танковой дивизией СС «Дас Райх». В Харькове и других сражениях на Восточном фронте панцергренадеры в значительной степени полагались на поддержку мардеров, когда советские танки атаковали большими силами.
Дешевое, импровизированное и временное решение
Panzerjäger I, Marders и Nashorn были импровизированными истребителями танков первого поколения, построенными для временного заполнения пустоты, пока немцы не спроектируют и не произведут более сложное второе поколение истребителей танков. истребители танков с закрытыми надстройками и нижними силуэтами. Когда преимущество на фронтах в России и Северной Африке перешло к союзникам в конце 1942, «Мардеры» и другие истребители танков взяли на себя растущую нагрузку по остановке или задержке наступления противника. Именно в этот период немцы овладели искусством заманивания вражеской бронетехники в ловушки. Немецкие танки преднамеренно отступали через устоявшуюся линию истребителей танков. Когда вражеская бронетехника преследовала их, истребители танков уничтожали преследующую вражескую бронетехнику с хорошо замаскированных позиций.
Производство Marders продолжалось до 1943 года, а для некоторых вариантов — до 1944, хотя к тому времени немцы производили ряд других истребителей танков, в том числе «Насхорн» с его мощной 88-мм пушкой, а также полностью закрытые истребители танков второго поколения, такие как «Элефант», «Хетцер», «Ягдпанцер IV», и Ягдпантера.
Тот факт, что так много истребителей танков было поставлено на вооружение, отражал трудности, с которыми немецкая танковая промышленность сталкивалась при определении того, какие боевые бронированные машины заслуживают приоритета.