Тепловоз М62 | PROлокомотив

Автор: admin Рубрика: Тепловозы Комментариев нет

М62 – тепловоз грузопассажирского типа, выпускаемый Луганским тепловозостроительным заводом с 1965 года.

Технические характеристики

  • Тип службы: грузовой
  • Конструкционная скорость: 100 км/ч
  • Длина одной секции: М62 – 17500 мм, 2М62 – 17400 мм, 3М62 – 17400 мм
  • Высота: 4615 мм
  • Ширина: 2950 мм
  • Колесная база: 12800 мм
  • Ширина колеи: 1435мм, 1520 мм
  • Диаметр колеса: 1050 мм
  • Минимальный радиус проходимых кривых: 125 м
  • Двигатель: 14Д40, 2Д49
  • Мощность: 2000 л.с. (1471 кВт)
  • Передача: электрическая
  • Тяговый электродвигатель: ЭД-118А
  • Мощность ТЭД: 192 кВт (х6)
  • Тяговый генератор: ГП-312
  • Запас масла: 950 кг
  • Запас воды: 950 кг
  • Запас песка: 600 кг, 700 кг (М62У)
  • Запас топлива: 3390 кг, 6300 кг (М62У)

История создания

В 1961 году была произведена коммерческая сделка между Венгерскими железными дорогами и шведской компанией «NOHAB», занимающейся производством локомотивов. «NOHAB» продала Венгрии 20 тепловозов «Di3», которым было дано обозначение «М61».

Эта сделка вызвала негативную реакцию со стороны советского руководства, поскольку Венгрия входила в социалистический лагерь. Первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев приказал ввести полный запрет социалистическим странам на приобретение локомотивов у капиталистических государств. Параллельно Луганский тепловозостроительный завод получил заказ на проектирование и производство тепловоза, адаптированного под ширину колеи европейского типа 1435 мм, а мощность двигателя должна была составить не менее 2000 л.с.

Изначально на эту роль претендовал тепловоз ТГ102. Однако его эксплуатационные характеристики не позволили этого сделать: тепловоз отличался повышенной вибрацией, очень шумной кабиной, низкой надежностью узлов и агрегатов. Двигатели очень часто выходили из строя прямо в пути следования.

Проект тепловоза М62 был разработан членами конструкторского бюро завода при непосредственном участии главного конструктора Луганского тепловозостроительного завода А. Н. Коняева.

Изначально планировалось использовать название ТЭ112, но поскольку Венгрия выступала заказчиком, она потребовала сменить название на М62, поскольку это соответствовало той системе обозначений, которая была принята на Венгерской железной дороге. Согласно этой системе, название М62 можно было расшифровать как «дизельный локомотив, шестиосный, 2-го типа».

Изначально название М62 должно было использоваться только на территории заказчика, а в СССР тепловоз должен был называться ТЭ112, но поскольку еще на этапе проектирования руководство СССР планировало поставлять тепловоз не только в Венгрию, но и в другие страны социалистического мира, было решено оставить название М62.

Первые экземпляры тепловоза выпущены в 1965 году. М62-1 и М62-2 являлись опытными, их предназначение заключалось в проведении всех испытаний на территории Советского Союза. Поэтому хотя опытные экземпляры и были выполнены в соответствии с требованиями европейского габарита 02-Т, но колесные пары были установлены с шириной 1524 мм. Тепловозы были оснащены автосцепкой СА-3. Внешнее отличие опытных М62-1 и М62-2 заключалось в схожести лобовой части с тепловозом 2ТЭ10Л. В дальнейших экземплярах это сходство отсутствовало.

Проведенные испытания не выявили серьезных недостатков, однако некоторые замечания все же были: требовалась модернизация двигателей 14Д40 ввиду ненадежности цилиндровых крышек, и отмечалось малое внутреннее пространство внутри тепловоза. В целом, результаты испытаний показали, что М62 превосходит основной тепловоз того времени ТЭ3 в плане более экономного расхода дизельного топлива и в целом эксплуатационной надежности.

Еще одним минусом стал малый объем топливного бака при большом расходе дизельного топлива. В дальнейшем эта проблема перешла и к 2М62.

В дальнейшем опытные М62-1 и М62-2 эксплуатировались на железных дорогах СССР (Среднеазиатской, Львовской, Юго-Восточной), а в 1971 году были переданы Октябрьской железной дороге в ОПМС-1. М62-2 в 1995 году списан и утилизирован как металлолом. М62-1 после списания в 1996 был передан в качестве экспоната в музейную экспозицию Октябрьской железной дороги.

Модификации

  • 2М62. Сменил морально и технически устаревший тепловоз ТЭ3, является двухсекционным вариантом М62. Всего с 1976 года выпущено 1261 тепловозов. В процессе производства в конструкцию вносили различные изменения. В частности, начиная с 751 номера тепловоз стал оснащаться буферными фонарями блочного типа.
  • 2М62У. Выпускался с 1987 года. Оснащен бесчелюстными тележками, увеличен объем топливного бака.
  • 3М62У. Трехсекционный вариант 2М62У, в производстве с 1986 года. Имеет бесчелюстные тележки и блочные буферные фонари. При постановке на капитальный ремонт нередко переделывался в двухсекционный.
  • ДМ62. Собирался с 1982 по 1994 годы. Односекционный тепловоз, предназначен для боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец». В одном комплексе использовалось три локомотива. Поскольку заказчиком выступало Министерство обороны, тепловоз обладал повышенной надежностью.
    При маркировании ДМ62 буква «Д» на табличке на ставилась, но внешне от обычного М62 отличался регулируемым путеочистителем, бесчелюстными тележками, буферными фонарями блочного типа и наличием панелей секционирования, связи и управления. Когда БЖРК «Молодец» был расформирован, ДМ62 переделали для эксплуатации на предприятиях и на железной дороге общего пользования.
  • М62УП. Промышленный тепловоз, эксплуатируется преимущественно на украинских предприятиях. Представляет собой односекционный 3М62У. Всего было собрано 40 экземпляров.
  • 3М62П. Трехсекционный промышленный тепловоз, построенный в 1988 году. Предназначался для эксплуатации на космодроме Байконур и использовался для доставки ракеты-носителя на стартовую площадку. Всего было построено 3 тепловоза, причем третьи секции не эксплуатировались, и сразу были списаны за ненадобностью.
  • 2М62М. Построен для использования в полупустынных условиях и предназначался для Монголии. Отличался измененной системой очистки воздуха, поступающего в дизель, от песка и пыли.
    Последний тепловоз был собран в 2001 году.

Тепловозы серии М62, которые выработали ресурс дизель-генераторной установки, подвергаются модернизации, которая заключается в установке четырехтактного дизеля 2Д49 мощностью 2000 л.с. вместо двухтактного 14Д40. Такие тепловозы легко определить по выступающему корпусу воздушного фильтра на крыше.

Литва, Венгрия и Латвия при капитальном ремонте вместо 14Д40 устанавливают двигатели марки Caterpillar. Обычно за этим следует смена серии на 2М62УМ или 2М62УС в Латвии и на 2М62М в Литве.

Азербайджан модернизировал 2М62У-0168 в электровоз, используя оборудование с электровоза ВЛ8М.

Модификации М62 для экспорта

Экспортные модификации М62 имели примерно одинаковые технические характеристики, но по требованию страны-заказчика вносились необходимые изменения в конструкцию. Обычно это было тормозное оборудование, бандажный профиль, ширина колеи, оформление внешнего вида и другие.

Поскольку основная масса М62 была произведена на экспорт, в депо Королево Львовской железной дороги был оборудован своеобразный пункт передачи. Здесь тепловозы проходили процесс расконсервации, производилась смена тележек колеи 1520 мм на 1435 мм (для этого на колею 1520 мм был уложен третий рельс), обкатка и передача приемщикам страны-заказчика. После принятия тепловоза он направлялся на станцию Чоп, откуда двигался на территорию покупателя. Первым таким локомотивом был серийный М62-001 – 27 апреля 1965 года со станции Чоп он отправился в Венгрию.

В том же году были построены первые 4 экземпляра для Польши. На территории этой страны локомотив получил обозначение ST44.

В ГДР и Чехословакию тепловоз начал поступать в 1966 году. Там он получил обозначения V200 и T.679.1 соответственно. С 1970 года в ГДР он стал называться 120, а с 1992 – 220.

Для Северной Кореи в период с 1967 по 1974 годы было собрано 48 экземпляров для колеи 1435 мм. Для использования в приграничных зонах в 1973 было собрано 5 тепловозов с шириной колеи 1520 мм. В КНДР тепловоз получил обозначение К62. В дальнейшем Северная Корея закупила списанные М62 у Чехословакии, ГДР и СССР. Имеются сведения, что несколько экземпляров были собраны КНДР самостоятельно при использовании деталей производства Луганского завода. Кроме того, Северная Корея провела глубокую модернизацию тепловозов М62, сделав из них электровоз.

Для Кубы было собрано 20 тепловозов для колеи 1435 мм. Построены они в 1974-1975 годах и доставлены на остров морскими судами. Вариант кубинского тепловоза отличался климатическим исполнением – он был предназначен для работы в тропических условиях. Была изменена система охлаждения дизеля, а сам он был пониженной мощности – 1690 л.с.  Для Кубы завод выбрал обозначение М62К, но там название было сменено на цифровое обозначение: 61.601-61.620. Еще один экземпляр за номером 61.621 был собран на острове из запчастей других тепловозов. На сегодняшний момент все тепловозы списаны.

Монгольской железной дороге было поставлено 82 единицы М62 с шириной колеи 1520 мм. В настоящее время страна активно эксплуатирует эти тепловозы.

Иран. Официально тепловоз М62 в эту страну не поставлялся. Однако после развала СССР были рассекречены некоторые документы, из которых следует, что в 1967 году Луганский тепловозостроительный завод собрал два тепловоза в климатическом исполнении с обозначением ИР62 для колеи 1435 мм. Устанавливался двигатель 11Д40, мощность которого была занижена до 1800 л.с.  ИР62-001 и ИР62-002 проходили испытания на участке Тебриз-Тегеран иранской железной дороге. По итогам испытательной эксплуатации была выявлена неэффективность системы охлаждения. Дальнейшая судьба этих тепловозов неизвестна.

Прозвища М62 в различных странах

  • «Машка» — это прозвище самое распространенное на территории СССР и нынешнего СНГ
  • «Гагарин» — такое прозвище М62 получил в Польше
  • В Латвии и Литве тепловоз называют «Мунька»
  • В Беларуси и на Дальневосточной железной дороге – «Муха»
  • В Латвии – «Малышка»
  • Чехословакия и Венгрия – «Сергей».

Документация по тепловозу М62:

Тепловоз М62 МОСКВА «Транспорт» 1977г.

Тепловоз 2М62 МОСКВА «Транспорт» 1987г.

Описание эксплуатация и ремонт дизель-генератора 5-26ДГ для М62.

Описание модернизации тепловоза М62.

Схема тормозного оборудования тепловоза М62.

 

M62 — двигатель БМВ М62 3.5 — 4.6 литра

Технические характеристики 3.5 — 4.6 литровых бензиновых двигателей БМВ серии М62, надежность, ресурс, отзывы, проблемы и расход топлива.

Серия 8-цилиндровых двигателей БМВ М62 от 3.5 до 4.6 литра собиралась с 1996 по 2005 год и ставилась на популярные модели концерна, типа 5-Series в кузове E39 и 7-Series в кузове E38. Фирма Alpina создала на базе этого мотора ряд силовых агрегатов объема до 5.0 литра 400 л.с.

В линейку V8 также входят двс: M60, N62 и N63.

Содержание:

  • Характеристики
  • Применение
  • Поломки

Технические характеристики моторов серии BMW M62

Модификация: M62B35 или 35i

Точный объем3498 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс235 л.с.
Крутящий момент320 Нм
Блок цилиндровалюминиевый V8
Головка блока алюминиевая 32v
Диаметр цилиндра84 мм
Ход поршня78.9 мм
Степень сжатия10
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМоднорядная цепь
Фазорегуляторнет
Турбонаддувнет
Какое масло лить7. 5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-95
Экологический классЕВРО 2/3
Примерный ресурс300 000 км


Модификация: M62B35TU или 35i

Точный объем3498 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс238 — 245 л.с.
Крутящий момент345 Нм
Блок цилиндровалюминиевый V8
Головка блокаалюминиевая 32v
Диаметр цилиндра84 мм
Ход поршня78.9 мм
Степень сжатия10
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепь
ФазорегуляторVANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить7.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-95
Экологический классЕВРО 3
Примерный ресурс320 000 км


Модификация: M62B44 или 40i

Точный объем4398 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс286 л. с.
Крутящий момент420 Нм
Блок цилиндров алюминиевый V8
Головка блокаалюминиевая 32v
Диаметр цилиндра92 мм
Ход поршня82.7 мм
Степень сжатия10
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепной
Фазорегуляторнет
Турбонаддувнет
Какое масло лить7.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-95
Экологический классЕВРО 2/3
Примерный ресурс300 000 км


Модификация: M62B44TU или 40i

Точный объем4398 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс286 л.с.
Крутящий момент440 Нм
Блок цилиндровалюминиевый V8
Головка блокаалюминиевая 32v
Диаметр цилиндра92 мм
Ход поршня82. 7 мм
Степень сжатия10
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепной
ФазорегуляторVANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить7.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-95
Экологический классЕВРО 3
Примерный ресурс330 000 км


Модификация: M62B46 или 4.6is

Точный объем4619 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс347 л.с.
Крутящий момент480 Нм
Блок цилиндров алюминиевый V8
Головка блокаалюминиевая 32v
Диаметр цилиндра93 мм
Ход поршня85 мм
Степень сжатия10.5
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепь
Фазорегуляторdouble VANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить7. 5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-95
Экологический классЕВРО 3
Примерный ресурс350 000 км


Расход топлива двс БМВ М62

На примере BMW 740i 2000 года с автоматической коробкой передач:

Город18.1 литра
Трасса9.2 литра
Смешанный12.5 литра

На какие автомобили ставили двигатель М 62 3.5 — 4.6 l

BMW
5-Series E391996 — 2003
7-Series E381996 — 2001
8-Series E311996 — 1999
X5-Series E531999 — 2003

Land Rover
Range Rover 3 (L322)2002 — 2005
   

Morgan
Aero 82000 — 2004
   

Недостатки, поломки и проблемы М62

На этих двс также встречается никасиловое покрытие, которое боится серы в топливе

Однорядная цепь ГРМ имеет скромный ресурс в 150 000 км, VANOS служит столько же

Причина плавающих оборотов мотора часто в подсосе воздуха во впускном коллекторе

Низкой надежностью и ремпригодностью обладает генератор с водяным охлаждением

Еще агрегат страдает течами охлаждающей жидкости и масла из-под крышки клапанов

Дополнительные материалы

Обзор основных проблем двигателя БМВ М62