Проект 903: «Лунь» / Хабр

Когда-нибудь мое любопытство меня в могилу сведет. Пока же оно приводит к новым постам на Хабре. На картинке изображен единственный в своем роде боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», аналогов которому нет нигде в мире. Представляет он собой нечто среднее между кораблем и самолетом; чем-то похож на суда на воздушной подушке, но превосходит их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль (вообще любой!), сейчас гниет в доке на Каспийском море.

История

Разработка «Луня» началась в 1969-м году в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) имени Р.Е. Алексеева. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде; там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов данного типа, а для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружали уникальный производственный комплекс, в сборочном цехе которого одновременно могли размещаться шесть строящихся экранопланов класса «Лунь». Главным конструктором был В. Кирилловых. В 1987 году экраноплан совершил первый опытный полёт на Каспийском море. В 1990-м передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР

Конструкция

Как я уже сказал, «Лунь» представлял собой нечто среднее между самолетом и кораблем.

На момент создания «Луня» было всего 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности (угол назад, то есть получается как бы буква V). Схема Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Прототипом конструкции «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр» (который благополучно затонул в 80-м). В отличие от самолета, «Лунь» шасси не имеет, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Для постоянной дислокации ему и нужен сухой плавучий док.

Экипаж составлял 11 человек: 7 офицеров и 4 мичмана. Автономность – 5 суток

Основные характеристики:
Размах крыла: 44 м
Длина: 73.8 м
Высота: 19.2 м
Площадь крыла: 550 м2
Масса пустого экраноплана: 243 т
Максимальная взлетная масса: 380 т

Принцип работы

Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).

После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.

Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.

Двигатели

Уж в чем нам не откажешь, так это в них. Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 тягой 13300 кгс каждый. Это нереально много!

Такие движки применялись на ИЛ-86, но для «Луня» разработали специальную морскую модификацию.

Характеристики двигателей:
Тип: 8 х ТРД НК-87
Тяга: 8 х 13000 кгс
Максимальная скорость: ок 500 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Высота полета на экране: 1-5 м

Вооружение

Вооружение — шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.

Я. Березняка.

Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем при удачном попадании была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы, заодно оснастили и «Лунь». В принципе основным его назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». Показательно, что военные специалисты США его окрестили «Убийца авианосцев».

Место стрелка:

Интерес со стороны США

В оперативно-тактическом плане «Лунь» имеет просто уйму преимуществ. Он имеет более высокую экономичность и более высокую грузоподъёмность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам он превосходит суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях. Он был малозаметен для корабельных радаров и самое главное был очень живучим.

Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (а фактически отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва».

Конечно, ничего бы у них не получилось, если бы мы им не помогли сами. А именно – развалили Советский Союз. У молодой России и без «Луня» проблем хватало, так что члены комиссии обратились напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Чтобы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, была создана фирма с нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку все интересующее.

Исходя из этого можно считать, что вещей неизвестных нашему возможному противнику (по крайней мере в гонке вооружений) в этой парадоксальной технике уже нет.

Спасатель

С распадом СССР денег содержать «Лунь» не было. Однако в 1990-1991 годах с его участием на Каспийском море были проведены учения по спасению людей в море. Эти учения красноречиво показали, что по совокупности решаемых задач и удобству применения корабельных спасательных средств экранопланы являются отличными морскими спасателями. Действительно, надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а авиация не всегда способна оказать действенную помощь, т.к. не может выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. Даже современные гидросамолеты и вертолеты имеют по сравнению с экранопланами существенно меньшую грузоподъемность, дальность или мореходность, а именно эти качества, прежде всего, необходимы спасателю.

Если с 1-м «Лунем» ничего сделать уже было нельзя, то второй корабль этого типа, который в тот момент был в сборочном цехе и тоже закладывался как ракетоносец, можно было реконструировать. Для 2-го «Луня» был разработан проект поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». «Спасатель» имеет взлетную массу 400 т, крейсерскую скорость 360 км/ч и дальность полета 3000 км. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших и оказать им помощь. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. К сожалению, работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95-процентной степени готовности «Спасателя».

Эпилог

Где сейчас находится «Спасатель», я не знаю.
«Лунь» гниет в Дагестане, в доке на Каспийском море

Обидно до слез.

P.S.

В разных источниках некоторая информация разнится. Писал наиболее часто встречающуюся.

Больше половины фоток и два абзаца текста я стащил у жж-юзера igor113. Да и вообще написать этот пост подтолкнул меня фактически он. За что огромное ему спасибо!

UPD На Хабре появился замечательный пост про прототип «Луня» — экраноплан «Каспийский монстр»

Будущее стало историей: как сложилась судьба экраноплана «Лунь»

https://ria.ru/20210505/ekranoplan-1730641608.html

Будущее стало историей: как сложилась судьба экраноплана «Лунь»

Будущее стало историей: как сложилась судьба экраноплана «Лунь» — РИА Новости, 28.07.2021

Будущее стало историей: как сложилась судьба экраноплана «Лунь»

То ли самолет, то ли корабль летом 2020 года привезли на побережье Каспийского моря в Дербенте: огромный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь», который на… РИА Новости, 28.07.2021

2021-05-05T10:00

2021-05-05T10:00

2021-07-28T17:04

морская держава

безопасность

ссср

патриот

каспийское море

россия

морская держава

дербент

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/04/1e/1730637084_388:415:1648:1124_1920x0_80_0_0_9f0801fe5870e64f0ae8f854b63805a9.jpg

МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. То ли самолет, то ли корабль летом 2020 года привезли на побережье Каспийского моря в Дербенте: огромный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь», который на закате СССР рассматривался как перспективное оружие будущего, станет жемчужиной парка «Патриот». Хотя открытие парка планируется только в 2023 году, уже сейчас этот «Каспийский монстр», как иногда не совсем правильно называют «Луня», привлекает туристов со всей России. О том, как создавали корабль-самолет и как по несколько сантиметров в день его вытаскивали на сушу, рассказал РИА Новости заместитель руководителя информационного центра «Дербентские новости» Мурад Агарагимов.»Лунь» в свое время был уникальным изобретением, ничего подобного в мире не было, отметил эксперт. Его габариты потрясают воображение: для того чтобы беспрепятственно «припарковать» «Луня», нужно целое футбольное поле. Размах его крыла – 44 метра, длина – 73,8, а взлетная масса – 380 тонн. Машина предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн. Несмотря на впечатляющие размеры, для управления аппаратом нужно было всего 10 человек экипажа. Благодаря тому что экраноплан во время движения поднимался на 2,5–3 метра, практически летел, только немного соприкасаясь с водой, он мог развивать скорость до 500 км в час.Иногда «Луня» называют «Каспийским монстром», но это не совсем правильно. Дело в том, что «Каспийский монстр» – это другой экраноплан, проекта 902. К сожалению, он утонул при испытаниях и сейчас находится на дне Каспийского моря, рассказал Мурад Агарагимов.»В 60-х годах иностранные ученые активно вели наблюдение с помощью спутников. В то время экраноплан проекта 902 проходил испытания на Каспийском море. Когда они увидели на море судно, похожее на самолет, то не могли понять, в чем дело. Начали размышлять: если на море, значит, все-таки судно. Но скорость 500 км в час. Такого просто не может быть. Позже на крыле они увидели аббревиатуру КМ, это означало корабль-макет, у него на тот момент даже названия еще не было, но иностранцы расшифровали ее как «Каспийский монстр». Кстати, в дальнейшем именно КМ послужил основой для разработки и создания экраноплана-ракетоносца «Лунь», – поделился специалист.Всего планировалось построить восемь экранопланов проекта 903, но из-за стечения обстоятельств «Лунь» стал единственным полностью доработанным аппаратом. Он не участвовал в военных операциях, а был своего рода конструкторской лабораторией: члены экипажа проводили испытания машины, собирали данные и модернизировали ее. Однако, когда им удалось добиться его нормальной работоспособности, проект был приостановлен, посетовал специалист.С начала 90-х бесхозный «Лунь» находился на военном объекте – заводе «Дагдизель». Кстати, это спасло изобретение от местных мародеров: предприятие было режимным, на его территорию невозможно было попасть, отметил спикер.Новая жизнь великого и ужасногоПо мнению Агарагимова, новая задача, которую поставили эканоплану «Лунь», не менее важная. Сегодня корабль-самолет станет центральным экспонатом парка «Патриот» в Дербенте.Транспортировать экраноплан было непросто. Во-первых, нужно было уладить бюрократические вопросы, во-вторых, решить, как переправить изобретение из точки А в точку Б. И если первый пункт особых сложностей не составил и договоренность между Каспийской флотилией ВМФ России и администрацией города Дербента быстро была достигнута, то перевозка огромного корабля-самолета доставила массу хлопот.»Сама операция по перевозке была очень сложной, потому что это невероятные размеры и вес. Экраноплан буксировали несколько кораблей Каспийской флотилии, безопасность обеспечивали суда береговой охраны. На такую транспортировку потратили не одни сутки. После того как его отбуксировали к побережью, начали решать не менее сложный вопрос: как вытянуть агрегат на берег (корабли оставили экраноплан в нескольких сотнях метров от берега и ушли). Далее приняли решение тянуть машину к суше с помощью 200–300-метровых тросов, которые были привязаны к тракторам. Но перед этим корабль-самолет поднимали на специальные понтоны, которые раздували с помощью компрессора. За счет большого количества воздуха его приподнимали со дна и затаскивали на берег. Такой алгоритм нужно было повторять несколько раз в день. В удачные дни можно было приблизить экраноплан к суше на 5–10 сантиметров», – рассказал спикер.Сейчас корабль-самолет полностью находится на суше. Для него изготавливают бетонный постамент, на котором он будет стоять. Мурад Агарагимов отметил, что «Лунь» хорошо сохранился.Также спикер рассказал об особенностях будущего парка. По его словам, помимо экраноплана там будет представлено много другой военной техники, внутрь которой можно будет попасть в сопровождении гида. Туристы смогут увидеть истребители МиГ и военные вертолеты, а на берегу их встретят корабли береговой охраны, один из которых – знаменитый «Расул Гамзатов».»”Патриот” – это серия парков Вооруженных сил Российской Федерации. Подобные уже есть в Подмосковье и в Смоленске, но наш необычный, потому что находится на берегу моря, под него отведено 15 гектаров земли. Его ценность в том, что своими руками можно будет прикоснуться к военной технике и ощутить величие нашего российского вооружения. Кроме того, в нем воссоздадут армейскую атмосферу: тут будут и военные игры, и полевая кухня, и стрельба из оружия, и проживание в палатках. Планируется, что в 2023 году парк начнет функционировать полностью, но первые группы туристов мы будем встречать уже в этом году», – подытожил Мурад Агарагимов.Сейчас этот футуристический корабль – только музейный экспонат. К идее использовать экранопланы как военные машины так и не вернулись. Суда похожей конструкции сегодня производят и используют в мирных целях, чаще всего в частной авиации.

ссср

каспийское море

россия

дербент

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria. ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1e/1730637084_229:0:1728:1124_1920x0_80_0_0_034c64929c2fb2fbea0b78f17ab68c13.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, ссср, патриот, каспийское море, россия, морская держава, дербент, каспийская флотилия, республика дагестан

Морская держава, Безопасность, СССР, Патриот, Каспийское море, Россия, Морская держава, Дербент, Каспийская флотилия, Республика Дагестан

МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. То ли самолет, то ли корабль летом 2020 года привезли на побережье Каспийского моря в Дербенте: огромный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь», который на закате СССР рассматривался как перспективное оружие будущего, станет жемчужиной парка «Патриот». Хотя открытие парка планируется только в 2023 году, уже сейчас этот «Каспийский монстр», как иногда не совсем правильно называют «Луня», привлекает туристов со всей России. О том, как создавали корабль-самолет и как по несколько сантиметров в день его вытаскивали на сушу, рассказал РИА Новости заместитель руководителя информационного центра «Дербентские новости» Мурад Агарагимов.

«Лунь» в свое время был уникальным изобретением, ничего подобного в мире не было, отметил эксперт. Его габариты потрясают воображение: для того чтобы беспрепятственно «припарковать» «Луня», нужно целое футбольное поле. Размах его крыла – 44 метра, длина – 73,8, а взлетная масса – 380 тонн. Машина предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн. Несмотря на впечатляющие размеры, для управления аппаратом нужно было всего 10 человек экипажа. Благодаря тому что экраноплан во время движения поднимался на 2,5–3 метра, практически летел, только немного соприкасаясь с водой, он мог развивать скорость до 500 км в час.

«

«Для сравнения, на тот момент полный ход всех морских судов составлял не более 100 км в час. Разница колоссальная, это и давало экраноплану преимущество: он мог подлететь к объекту на расстояние выстрела, отстреляться и улететь. Кроме того, то, что он находился в нескольких метрах от воды, делало его максимально незаметным», – объяснил специалист.

Иногда «Луня» называют «Каспийским монстром», но это не совсем правильно. Дело в том, что «Каспийский монстр» – это другой экраноплан, проекта 902. К сожалению, он утонул при испытаниях и сейчас находится на дне Каспийского моря, рассказал Мурад Агарагимов.

«В 60-х годах иностранные ученые активно вели наблюдение с помощью спутников. В то время экраноплан проекта 902 проходил испытания на Каспийском море. Когда они увидели на море судно, похожее на самолет, то не могли понять, в чем дело. Начали размышлять: если на море, значит, все-таки судно. Но скорость 500 км в час. Такого просто не может быть. Позже на крыле они увидели аббревиатуру КМ, это означало корабль-макет, у него на тот момент даже названия еще не было, но иностранцы расшифровали ее как «Каспийский монстр». Кстати, в дальнейшем именно КМ послужил основой для разработки и создания экраноплана-ракетоносца «Лунь», – поделился специалист.

Всего планировалось построить восемь экранопланов проекта 903, но из-за стечения обстоятельств «Лунь» стал единственным полностью доработанным аппаратом. Он не участвовал в военных операциях, а был своего рода конструкторской лабораторией: члены экипажа проводили испытания машины, собирали данные и модернизировали ее. Однако, когда им удалось добиться его нормальной работоспособности, проект был приостановлен, посетовал специалист.

«

«Из восьми запланированных успели сделать только три корабля-самолета. Из-за того что в 1991 году СССР распался, работа над проектом была остановлена. То, что один из них удалось сохранить, просто чудо», – восхитился Агарагимов.

С начала 90-х бесхозный «Лунь» находился на военном объекте – заводе «Дагдизель». Кстати, это спасло изобретение от местных мародеров: предприятие было режимным, на его территорию невозможно было попасть, отметил спикер.

Новая жизнь великого и ужасного

По мнению Агарагимова, новая задача, которую поставили эканоплану «Лунь», не менее важная. Сегодня корабль-самолет станет центральным экспонатом парка «Патриот» в Дербенте.

Транспортировать экраноплан было непросто. Во-первых, нужно было уладить бюрократические вопросы, во-вторых, решить, как переправить изобретение из точки А в точку Б. И если первый пункт особых сложностей не составил и договоренность между Каспийской флотилией ВМФ России и администрацией города Дербента быстро была достигнута, то перевозка огромного корабля-самолета доставила массу хлопот.

«Убийца авианосцев» на пенсии: уникальный ракетный экраноплан «Лунь»

Советский ракетный экраноплан «Лунь» почти 30 лет находился в Каспийске.

1 из 10

Теперь его переправили в Дербент.

2 из 10

Три буксира и два катера 14 часов тянули «Лунь» к месту назначения.

3 из 10

Незаурядный образец советской техники станет главным экспонатом дербентского парка «Патриот».

4 из 10

Экраноплан представляет собой нечто среднее между тяжелым самолетом и легким катером.

5 из 10

Такие машины взлетают и садятся на водную поверхность, будто летающие лодки.

6 из 10

Под корпусом формируется так называемый экран.

7 из 10

«Экранный эффект» поддерживает аппарат над ровной поверхностью без особых усилий энергоустановки.

8 из 10

Экраноплан-ракетоносец создали на нижегородском заводе «Волга» в 1975 году, а в 1986-м передали Каспийской флотилии.

9 из 10

Планировалось построить восемь экранопланов, но замысел реализовать не удалось — и «Лунь» остается единственным завершенным кораблем.

10 из 10

Советский ракетный экраноплан «Лунь» почти 30 лет находился в Каспийске.

1 из 10

Теперь его переправили в Дербент.

2 из 10

Три буксира и два катера 14 часов тянули «Лунь» к месту назначения.

3 из 10

Незаурядный образец советской техники станет главным экспонатом дербентского парка «Патриот».

4 из 10

Экраноплан представляет собой нечто среднее между тяжелым самолетом и легким катером.

5 из 10

Такие машины взлетают и садятся на водную поверхность, будто летающие лодки.

6 из 10

Под корпусом формируется так называемый экран.

7 из 10

«Экранный эффект» поддерживает аппарат над ровной поверхностью без особых усилий энергоустановки.

8 из 10

Экраноплан-ракетоносец создали на нижегородском заводе «Волга» в 1975 году, а в 1986-м передали Каспийской флотилии.

9 из 10

Планировалось построить восемь экранопланов, но замысел реализовать не удалось — и «Лунь» остается единственным завершенным кораблем.

10 из 10

«Сама операция по перевозке была очень сложной, потому что это невероятные размеры и вес. Экраноплан буксировали несколько кораблей Каспийской флотилии, безопасность обеспечивали суда береговой охраны. На такую транспортировку потратили не одни сутки. После того как его отбуксировали к побережью, начали решать не менее сложный вопрос: как вытянуть агрегат на берег (корабли оставили экраноплан в нескольких сотнях метров от берега и ушли). Далее приняли решение тянуть машину к суше с помощью 200–300-метровых тросов, которые были привязаны к тракторам. Но перед этим корабль-самолет поднимали на специальные понтоны, которые раздували с помощью компрессора. За счет большого количества воздуха его приподнимали со дна и затаскивали на берег. Такой алгоритм нужно было повторять несколько раз в день. В удачные дни можно было приблизить экраноплан к суше на 5–10 сантиметров», – рассказал спикер.

Сейчас корабль-самолет полностью находится на суше. Для него изготавливают бетонный постамент, на котором он будет стоять. Мурад Агарагимов отметил, что «Лунь» хорошо сохранился.

«

«Экраноплан как новый, лишь незначительно испортилось лакокрасочное покрытие во время транспортировки. Внутри он просто идеальный, даже маслом пахнет. Кстати, посмотреть его изнутри тоже можно. К нам приезжают толпы туристов, все интересуются им. «Лунь» уже можно назвать одной из самых важных достопримечательностей города. Это точка притяжения», – резюмировал он.

Также спикер рассказал об особенностях будущего парка. По его словам, помимо экраноплана там будет представлено много другой военной техники, внутрь которой можно будет попасть в сопровождении гида. Туристы смогут увидеть истребители МиГ и военные вертолеты, а на берегу их встретят корабли береговой охраны, один из которых – знаменитый «Расул Гамзатов».

«”Патриот” – это серия парков Вооруженных сил Российской Федерации. Подобные уже есть в Подмосковье и в Смоленске, но наш необычный, потому что находится на берегу моря, под него отведено 15 гектаров земли. Его ценность в том, что своими руками можно будет прикоснуться к военной технике и ощутить величие нашего российского вооружения. Кроме того, в нем воссоздадут армейскую атмосферу: тут будут и военные игры, и полевая кухня, и стрельба из оружия, и проживание в палатках. Планируется, что в 2023 году парк начнет функционировать полностью, но первые группы туристов мы будем встречать уже в этом году», – подытожил Мурад Агарагимов.

Сейчас этот футуристический корабль – только музейный экспонат. К идее использовать экранопланы как военные машины так и не вернулись. Суда похожей конструкции сегодня производят и используют в мирных целях, чаще всего в частной авиации.

Крылатый Харриер проекта 903 Каспийское чудовище

Ракетный корабль-экраноплан «Лунь» (заводской номер С-31, проект по кодификации НАТО: Утка) — советский крылатый ракетный молот проекта 903, разработанный в Центральном бюро по СПК им. . Р. Е. Алексеева под руководством. н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблем проекта 903 из восьми запланированных.

Экраноплан «Харриер» – видео


Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями ракетным ударом при слабом противодействии средств воздушного нападения противника. Основным назначением ракетоносцев являются. Крылатый «Лунь» за счет высокой скорости и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам точно на расстояние пуска ракеты.

История создания проекта и его реализации

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической схемы экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством. н. Кирилловых.

Первый «Лунь» мы заложили в 1983 году на опытном заводе «Волга», ЦКБ находится в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). 16 июля 1986 г. был произведен первый спуск экраноплана с последующей отправкой в ​​г. Каспийск для дальнейших испытаний и доработки аппарата. 19 марта87 конструкции приступили к ходовым испытаниям, в июле 1989 года — ОЕМ. 26 декабря 1986 г. подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, закончившуюся годом позже — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» вошел в состав 236-й корабельно-экрано-экранической дивизии Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе ВМФ РФ экраноплан «Лунь» проекта не числится, т.е. списан. Он стоял на приколе в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника арендовала склады.

Первоначально планировалось установить восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военных соображений реализовать эти планы не удалось. Тем не менее, к моменту прекращения работ по созданию экраноплана проекта 903 был создан еще один корабль «Лунь», но он не был достроен.

Конструкция

Схема крыла самолета, созданного по схеме крыла моноплана с трапециевидным планом. Конструктивно корабль включает корпус, концевидное крыло с шайбами ​​и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» находится горизонтальный пилон, на котором в мотогондолах удерживаются восемь маршевых двигателей НК-87. В верхней части корпуса под углом к ​​горизонту расположены шесть контейнеров для ПКР «Москит». 9Корпус 0003

, высотой 19 м, длиной 73 м, разделен переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, предназначенные для размещения вспомогательного оборудования и расчета ракетного комплекса. Корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. толщина обшивки – от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 м, а площадь — 550 кв. Имеет цельнометаллическую конструкцию и имеет многолонжеронную конструкцию. крыло водонепроницаемое, кроме хвостовой части и закрылка. В четыре отсека крыла взято топливо. Концевые плиты имеют обтекаемую форму и представляют собой сварную цельнометаллическую конструкцию. Створки разделены на двенадцать секций и представляют собой клепаную конструкцию из листов и профилей.

Стабилизатор-металл и имеет площадь 227 кв. Торцевая часть изготовлена ​​из пенопласта, а ее внешняя и внутренняя поверхности облицованы стеклотканью. Киль металлический и многолонжеронный, его обшивка сварена из штампованных панелей. Лифт представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней частей.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочным покрытием в сочетании с расходуемой защитой от коррозии.

Преимущества и недостатки

Продукт имеет характеристики кораблей и самолетов, а значит, преимущества и недостатки обоих. КВЦ используют оппонентов, используя соответствующие аргументы. «Проблема заключалась в том, что экранопланы должны действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость движения, которые были на уровне тихоходного самолета, делали «Харриер» очень уязвим».

С другой стороны, «Поскольку наступательные возможности ракеты-носителя намного выше оборонительных, выживаемость в условиях ответного удара крайне сомнительна. Линкор — удар противника и защита от его удара — стало нерациональным, и его стали избегать. Основным способом применения был удар — применение оружия без входа в зону противодействия противника».0003

К тому же, Крылатый Харриер — судно, идентифицировать и сравнивать его надо в первую очередь с судами, а не с самолетами. По сравнению с перспективными боевыми кораблями, выпускаемыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство.

Крылатый «Спасатель»

Второй корабль тоже закладывался как ракетный, но распад СССР негативно сказался на финансировании ВПК. Предпринимались попытки завершить строительство второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, получившего название «Спасатель». Экранопланы должны быть оснащены не только специальным спасательным оборудованием, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В экстренной ситуации на борт могло быть взято до 500 человек. Работа над этим проектом в 90 лет из-за отсутствия финансирования был заморожен на 75 % степени готовности. Также необходимо учитывать, что экраноплан не может двигаться над морем при волнении и, тем более, во время шторма, что ставит под сомнение саму концепцию экраноплана как спасательного корабля, так как спасательные работы практически не проводятся. в хорошую погоду. Способность спасательного корабля действовать в любых погодных условиях является необходимым условием.

Дальнейшая судьба проекта и ракеты

21 ноября 2011 года стало известно о том, что российские военные решили отказаться от разработки экраноплана, а остальные экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. По словам высокопоставленного чиновника Минобороны:
«В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработки и строительства экранопланов предусмотрено. Нет этих кораблей и планов развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже говорить об их возрождении не ведутся. Теперь у флота много других серьезных задач, уже не таких мужественных, как раньше. Мы предпочитаем больше не питать никаких иллюзий».0003

Однако сразу же после этого появилась новость о некоторых активистах СМИ Нижнего Новгорода, желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они направили письмо в Минобороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если в муниципалитет поступит официальное обращение. В результате активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальную подводную лодку. В ответ администрация заявила о своем желании реализовать музей экраноплана «Спасатель» взамен ракеты «Лунь», транспортировка которой, по мнению администрации, обошлась бы крайне дорого. Таким образом, на начало 2013 года «Лунь» еще не был утилизирован. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении перевезти «Спасатель» с завода «Волга» для нужд музея, в то же время судьба ракеты «Лунь» остается неизвестной.

современные истребители, такие как Су-33, ПАК-ФА, Ф-22, Ф-35, имеют практическую дальность полета 1000-1500 км у поверхности и 2000-4500 км на высоте. Таким образом, максимальная дальность экраноплана соизмерима с дальностью полета истребителя на высоте, а во время полета даже большей над поверхностью, чем у истребителя. Для истребителей возможна дозаправка в воздухе. О возможности дозаправки больших экранопланов водой, например с танкера, информации нет. вероятно, она не проводилась из-за приостановки работ над проектом.

Интересные факты

— Несколько ракет «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. но, в отличие от реальности, у кораблей в игре есть посадочный отсек. Один из экранопланов типа «Лунь» задействован в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone.

— Экраноплан получил прозвище «убийца авианосцев» за свою специализацию по уничтожению этих кораблей.

— Крылатый «Лунь» — один из самых больших летательных аппаратов, когда-либо созданных.

— Крыло «Лунь» в граунд-эффекте присутствует в аниме Aldnoah.Zero (второй сезон, первая серия).

— Крылатый «Лунь» присутствует в первой главе визуальной новеллы «2032» — при его запуске из борта производится малая ядерная боеголовка, разрушающая искусственный остров в Каспийском море, на котором расположено убежище суперкомпьютера» Ганимед».

ТТХ ЭП «Лунь»

— Спущен на воду: 16 июля 1986 года
— Выведен из состава флота: На момент декабря 2001 года в составе флота РФ не состоит на учете
— Статус: штаб -квартира и Zakonservirovan

Crew Wig LUN

— 10 Human

Размеры WIG LUN

— Wingspan: 44,00 M
— Длина: 73,80 M
— Высота: 19 000: 19 000: 19,20: 20 000: 19,20: 19,20. м
– площадь крыла: 550,00 м2

Масса экраноплана Лунь

– Масса пустого самолета 243000 кг; Максимальная взлетная — 380000 кгс

Двигатель Экраноплан Лунь

– Тип двигателя: НК-87
– Тяга: 8 х 13000 кгс

Скорость экраноплана Лунь

– полная скорость: 500 км/ч

Практическая дальность полета экраноплана Лунь

– 2000 км

Высота полета 9:00070 Мореходность на экране: 100009:00009000

5-6 очков

WIG WIG LUN

-6 PU PKR ZM-80 MOSKIT

Photo Wig LUN

. Источник

. Источник

0. 36 фото) — Атчууп! – Классные истории ежедневно

В 1987 году был выпущен первый 350-тонный экраноплан (ГЭВ) из серии советских боевых ракетоносцев. Массивный «корабль» назвали «Лунь» (он же проект 903), по русскому названию хищной птицы лунь.

Экраноплан типа «Лунь» (по сообщениям НАТО «Утка») был разработан Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Он использовался советским и российским военно-морскими силами с 1987 до конца 1990-х годов. Планировалось построить второй боевой самолет класса «Лунь» (названный «Спасатель» или «Спасатель»), но в связи с окончанием холодной войны и частичным разоружением проект был изменен на самолет-спасатель/мобильный полевой госпиталь для быстрого развертывания в любой точке мира. прибрежное или морское расположение. Было около 90% сделано, когда закончилось военное финансирование и второй экраноплан Лунь так и не был достроен.

МД-160, единственная когда-либо построенная модель корабля типа «Лунь», сейчас стоит без дела на военно-морской базе в Каспийске.

Минобороны России не планирует реанимировать проект.

Давайте поближе познакомимся с этим невероятно массивным и действительно замечательным гибридом самолета и корабля!

 

War History Online

Лунь изначально разрабатывался в Советском Союзе как высокоскоростной военный транспорт и в основном базировался на берегах Каспийского и Черного морей вместе с другими судами.

War History Online

Этот гибридный автомобиль приводится в движение 8 турбореактивными двигателями. Имея длину 73,8 метра, он является одним из самых больших когда-либо построенных.

War History Online

В 2005 году Международная морская организация классифицировала этот тип судов как летающие корабли, а не плавающие самолеты.

История войны онлайн

История войны онлайн

[wp_ad_camp_2]

Это связано с тем, что Lun — это GEV, который летел, используя подъемную силу, создаваемую эффектом земли от его больших крыльев, когда он находился близко к поверхности воды — около 4 метров или меньше.

War History Online

Лун нес 6 ракет Moskitcruise (SS-N-22 Sunburn по классификации НАТО).

War History Online

«Попадание в четыре из них приводит к неизбежному затоплению судна любого известного типа и размера».

История войны онлайн

У Луня нет шасси, только огромные гидролыжи, из-за которых он не может выйти на сушу. По этой причине для него был спроектирован специальный плавучий сухой док.

War History Online

Его корпус разделен на 4 части: носовую, среднюю, кормовую и киль вместе со стабилизатором.

War History Online

В носовой части находится пилотская рубка и стойка, на которой установлены 8 основных двигателей. Также есть комната со второстепенными.

War History Online

Средняя и кормовая части полностью оборудованы испытательным оборудованием с камбузом и туалетом.

War History Online

Киль заполнен силовой установкой для электроснабжения при швартовке и комплексом радионавигационного и связного оборудования. Также имеется место для наводчика, размещенное на пересечении киля и стабилизатора на высоте 12 метров над ватерлинией.

War History Online

Экипаж массивного экраноплана класса «Лунь» состоял из 7 офицеров и 4 прапорщиков.

War History Online

Лунь может быть абсолютно автономным в течение 5 дней.

War History Online

Самолет был оснащен «восемь ТРДД Кузнецов НК-87, установленными на передних канардах, каждый из которых развивает тягу 127,4 кН (28 600 фунтов силы)».

История войны онлайн

Лун был оборудован для борьбы с надводными войсками. Он нес управляемую ракету П-270 «Москит». На дорсальной поверхности его фюзеляжа попарно устанавливались шесть пусковых установок ракет. У него также были усовершенствованные системы слежения, установленные в носу и хвосте.

War History Online

War History Online

Этот «летающий корабль» имел корпус летающей лодки с большой отклоняющейся пластиной внизу, чтобы обеспечить ступеньку для взлета.