Локальные войны и военные конфликты XX в. : Министерство обороны Российской Федерации

Главная Энциклопедия История войн 

Показывать по:  5 10 25

 

Батумская наступательная операция Красной армии К 100-летию со дня начала.

Советские летчики в небе Кореи К 70-летию начала войны в Корее (1950–1953 гг.)

Роковая ошибка или вынужденное решение? К 40-летию ввода Ограниченного контингента советских войск в Афганистан

Поучительные итоги «Зимней войны» К 80-летию начала Советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг.

Оборона Порт-Артура К 115-летию подвига.

ОКСВ: долгий путь домой К 30-летию вывода советских войск из Афганистана

Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан Июль – август 1938 г.

К 225-летию сражения у мыса Калиакрия

Эрзерумская операция

Моонзундская (Ирбенская) операция 1915 г.

Лодзинская операция 1914 г. (100 лет со дня начала) Эта операция характерна крупными перегруппировками войск как при подготовке, так и в ходе её ведения, глубокими взаимными обходами и окружением обходящих сил германцев, встречными боями и сражениями, эффективной обороной русских войск, их стойкостью и мужеством в отражении ударов превосходящих сил неприятеля.

Фугдинская десантная операция В целом в ходе Лахасуской и Фугдинской десантных операций в течение нескольких дней были уничтожены китайская Сунгарийская военная флотилия вместе с ее базой в г. Фугдин и сухопутные китайские гарнизоны по реке Сунгари от г. Лахасусу до г. Фугдин включительно. Эти операции имели значительный политический резонанс.

Лахасуская десантная операция (12 — 13 октября 1929 г. ) Операция завершилась успешно, с минимальными потерями красноармейцев (5 убитых, 24 раненых). Враг потерял около 200 человек убитыми и 98 пленными. Было выведено из строя 4 корабля китайской Сунгарийской флотилии.

Инцидент, конфликт или война? К 75-летию с начала событий на реке Халхин-Гол Боевые действия на Халхин-Голе обогатили советское оперативное искусство опытом массированного применения моторизованных частей, авиации и артиллерии. Впервые в советском военном искусстве было проведено окружение противника с созданием внутреннего и внешнего кольца и последующей ликвидацией окруженной группировки.

Военная разведка накануне и в ходе Русско-японской войны (1904-1905 гг.) В целом, накануне Русско-японской войны разведка русской армии на Дальнем Востоке обеспечивала командование важными сведениями о Японии. Однако, несмотря на некоторые успехи, русские военные разведчики все же действовали бессистемно.

В ходе войны командование русской армии пыталось повысить эффективность деятельности военной разведки, но делалось это непродуманно.

Расквартирование и обустройство действующей армии в ходе Русско-японской войны 1904–1905 гг. В ходе Русско-японской войны 1904–1905 гг. проводилась определенная работа по обустройству и размещению личного состава в соединениях и частях на ТВД. Опытом войны было подтверждено, что инженерное оборудование местности имеет далеко не второстепенное значение не только в тактическом, но и в оперативно-стратегическом масштабах.

Ограниченный контингент советских войск Участие советских войск в войне в Афганистане было наиболее длительным и масштабным применением контингента Вооруженных Сил СССР за пределами страны в мирное время. В ходе почти 10-летней вооруженной борьбы ее афганские участники прониклись уважением к мужеству и стойкости советских воинов.

Поражение японских войск у озера Хасан в июле-августе 1938 г. В двухнедельной войне с Японией на озере Хасан Советский Союз одержал убедительную победу. Это был серьезный удар по захватническим планам Японии на Дальнем Востоке.

Корейская война 1950-1953 гг.: региональный конфликт с глобальными последствиями Соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г. не решило проблему создания единого корейского государства. Более того, Корейский полуостров стал источником нестабильности в Северо-Восточной Азии, а с появлением у КНДР ядерного арсенала возникает угроза глобального характера.

Памяти Героя Советского Союза лейтенанта Андрея Шахворостова 14 декабря 1985 г. в районе ущелья Пизгаран подразделение советских солдат было атаковано мятежниками. В критический момент лейтенант Шахворостов А.Е. поднялся в атаку, увлекая за собой подчиненных. Противник был отброшен, но в ходе атаки лейтенант Шахворостов погиб. Своим мужественным и героическим подвигом он спас подразделение от уничтожения.

Последний бой капитана Королёва По оценкам ветеранов боевых действий, этот бой до настоящего времени является одной из самых драматичных страниц афганской войны. Тогда, 30 апреля 1984 года, в неравном бою с наемниками вместе с комбатом Королевым погибли, по различным оценкам, до 87 военнослужащих — среди них 18 офицеров и прапорщиков.

3341 день Мужества и Героизма Интервью с командующим 40-й армией (в 1982-1984 гг.) генералом армии Виктором Фёдоровичем Ермаковым.

У края Карибской пропасти Большинство зарубежных исследователей в качестве главной причины возникновения в октябре 1962 г. Карибского кризиса называют размещение на территории Кубы советских ракет средней дальности. Но если объективно оценить характер военно-стратегической обстановки на американо-советском направлении, то выводы из анализа этой обстановки будут не столь однозначны.

Ограниченный контингент людей чести и долга Воспоминания Героя Советского Союза генерал-полковника Бориса Громова, командующего 40-й армией в 1987-1989 гг.

Операция «Анадырь» Реализация Плана мероприятий «Анадырь» стала образцом высокого военного искусства, которого до этого не знала ни одна армия в мире. В обстановке совершенной секретности на Кубу была переброшена 42-тысячная группировка советских войск с большим количеством техники и вооружения.

Показывать по:  5 10 25

 

Версия для печати

Ответы | § 3. Региональные и локальные конфликты в мире — География, 10 класс

1. О каких вооружённых конфликтах вы слышали из информационных источников в течение последнего месяца?

Талибан в Афганистане, конфликт в Украине, Нагорнокарабахский конфликт, насилие в Мьянме (связано с захватом власти военными).

2. Используя материалы сайта Стокгольмского международного института исследования проблем мира, сделайте краткое сообщение о причинах и особенностях вооружённых конфликтов в Азии.

Азия – самый конфликтный, с точки зрения мировой политики, регион мира. Это связано с влиянием комплекса факторов: разнородным расовым, этнолингвистическим и религиозным составом населения стран региона и, соответственно, принадлежностью их к разным историко-культурным типам цивилизаций; долгим периодом колонизации, через который пришлось пройти многим государствам; низким и средним уровнем их социально-экономического развития; принадлежностью большинства стран к разным социально-экономическим системам – капиталистические, социалистические, развивающиеся страны.

Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало беспрепятственное и успешное развитие в дальнейшем. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими и религиозными. Это стало причиной многих конфликтов как внутренних, так и международных.

После предоставления независимости Индии (1947) она раскололась по религиозному признаку на преимущественно индуистскую Индию и исламский Пакистан. Миллионы человек стали беженцами. Из-за спорных приграничных территорий между этими странами несколько раз вспыхивали военные конфликты.

После получения независимости от Великобритании в 1948 году в политической жизни Шри-Ланки доминировали этнические сингалы. В то же время происходила дискриминация тамильского меньшинства. Рост напряжённости между двумя этническими группами привёл в 1977 году к кровопролитным беспорядкам. С 1976 года существовала группировка «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), выступавшая за создание независимого тамильского государства. Сожжение библиотеки в Джафне и погромы при прямом участии сингалов-полицейских вызвали глубокое возмущение среди тамилов.

В июле 1983 года боевики ТОТИ атаковали правительственный патруль в городе Джафна, что вызвало ответную реакцию сингалов, организовавших тамильские погромы. С этого момента на острове началась гражданская война.

В начале 2009 года войска Шри-Ланки добились крупных успехов и практически взяли под контроль основную территорию, контролируемую тиграми.

Постоянный очаг нестабильности возник на Ближнем Востоке. В 1947 г. было принято решение ООН о создания на территории Палестины арабского и еврейского государств. Однако в результате вспыхнувшего конфликта в 1949 г. Израиль захватил всю территорию Палестины. Это привело к напряженности в отношениях между ними и соседними арабскими странами. Однако арабо-израильские войны в 1956, 1967 и 1973 гг. окончились поражением арабов. Данные события получили название арабо-израильский конфликта , под которым понимается, противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Неоднократные столкновение США и Ирака также являются очагами конфликтов. Таковым является война в Персидском заливе, «Война в заливе» (17 января — 28 февраля 1991) между многонациональными силами (во главе с США, по мандату ООН) и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Конфликт известен невиданным доселе размахом применения авиации ( «умного» и высокоточного оружия), что, по мнению многих специалистов, знаменовало начало новой эпохи в военном искусстве (также, благодаря самому широкому освещению процесса боевых действий в СМИ, получила название «телевизионной войны»).

Ирак вторгся в Кувейт в августе 1990 года, снова, как в 60-е годы, предъявив претензии на право управлять эмиратом, каковой в иракской традиции считается бывшей частью Османской империи, обвинив южного соседа в воровстве нефти (бурение по технологии наклонных скважин, которая была специально предоставлена Кувейту США) из приграничных месторождений Ирака, а также (и эта версия жива среди иракцев до сих пор) в участии в неком международном противоиракском заговоре.

Особо следует отметить конфликты в зоне Афганистана, в частности военный конфликт между Международными силами содействия безопасности (ISAF), поддерживаемыми сначала Северным альянсом, а затем новым правительством Афганистана, и исламистской организацией Талибан, контролировавшей до этого большую часть Афганистана. Один из этапов гражданской войны в Афганистане, продолжающейся с 1978 года. США проводят операцию в Афганистане в рамках операции «Несокрушимая свобода», начатой в ответ на террористический акт 11 сентября 2001.

С 1996 столица и большая часть территории Афганистана контролировалась движением Талибан. Уже тогда разыскиваемый властями США террорист номер один Усама бин Ладен, получил убежище в Афганистане. Талибы отказывались выдавать бин Ладена и после взрывов в американских посольствах в Кении и Танзании в 1998 году. После терактов 11 сентября 2001 года президент США Джордж Буш выдвинул талибам ультиматум: в кратчайшие сроки выдать американскому правосудию бин Ладена, а также все руководство Аль-Каиды. 21 сентября талибы ответили отказом, заявив, что американцы не предоставили достаточно веских доказательств причастности этой организации к атакам в Нью-Йорке и Вашингтоне. Интересно, что до сих пор (2010 год) 92 % опрошенных афганцев никогда не слышали о согласованных множественных атаках, совершенных на территории Соединенных Штатов 11 сентября 2001 г. Опрос, также показал, что четверо из десяти афганцев полагают, что США присутствуют на их земле с целью «уничтожить ислам или оккупировать Афганистан».

Совместная работа над урегулированием региональных конфликтов

«Мы строим мир справедливости, иначе мы будем жить в мире принуждения. Размер нашей общей ответственности делает наши разногласия такими незначительными.»

Президент Буш
Берлин, Германия
23 мая 2002 г.

Заинтересованные страны должны продолжать активно участвовать в критических региональных спорах, чтобы избежать взрывной эскалации и свести к минимуму человеческие страдания. В мире, который становится все более взаимосвязанным, региональный кризис может ослабить наши союзы, возродить соперничество между крупными державами и вызвать ужасающие оскорбления человеческого достоинства. Когда вспыхнет насилие и государства пошатнутся, Соединенные Штаты будут работать с друзьями и партнерами, чтобы облегчить страдания и восстановить стабильность. .

Никакая доктрина не может предвидеть все обстоятельства, при которых оправданы прямые или косвенные действия США. У нас есть ограниченные политические, экономические и военные ресурсы для решения наших глобальных приоритетов. Соединенные Штаты будут подходить к каждому делу с учетом следующих стратегических принципов:

  • Соединенные Штаты должны инвестировать время и ресурсы в создание международных отношений и институтов, которые могут помочь справиться с местными кризисами, когда они возникают.
  • Соединенные Штаты должны быть реалистичны в отношении своей способности помочь тем, кто не желает или не готов помочь себе. Где и когда люди будут готовы внести свой вклад, мы будем готовы действовать решительно.

Израильско-палестинский конфликт имеет решающее значение из-за человеческих страданий, из-за тесных отношений Америки с государством Израиль и ключевыми арабскими государствами, а также из-за важности этого региона для других глобальных приоритетов Соединенных Штатов. Не может быть мира ни для одной из сторон без свободы для обеих сторон. Америка привержена независимой и демократической Палестине, живущей рядом с Израилем в мире и безопасности. Как и все другие люди, палестинцы заслуживают правительства, которое служит их интересам и прислушивается к их мнению. Соединенные Штаты будут и впредь призывать все стороны к выполнению своих обязанностей по мере того, как мы стремимся к справедливому и всеобъемлющему урегулированию конфликта.

Соединенные Штаты, международное сообщество доноров и Всемирный банк готовы работать с реформированным палестинским правительством над экономическим развитием, увеличением гуманитарной помощи и программой по созданию, финансированию и мониторингу действительно независимой судебной системы. Если палестинцы примут демократию и верховенство закона, противостоят коррупции и решительно отвергнут террор, они могут рассчитывать на американскую поддержку в создании палестинского государства.

Израиль также заинтересован в успехе демократической Палестины. Постоянная оккупация угрожает идентичности и демократии Израиля. Таким образом, Соединенные Штаты продолжают призывать израильских лидеров к принятию конкретных мер в поддержку создания жизнеспособного и заслуживающего доверия палестинского государства. По мере прогресса в обеспечении безопасности израильские силы должны полностью отойти на позиции, которые они занимали до 28 сентября 2000 года. И в соответствии с рекомендациями Комитета Митчелла, израильская поселенческая деятельность на оккупированных территориях должна быть прекращена. По мере прекращения насилия необходимо восстановить свободу передвижения, что позволит ни в чем не повинным палестинцам вернуться к работе и нормальной жизни. Соединенные Штаты могут сыграть решающую роль, но, в конечном счете, прочный мир может наступить только тогда, когда израильтяне и палестинцы решат проблемы и положат конец конфликту между ними.

В Южной Азии Соединенные Штаты также подчеркнули необходимость разрешения Индией и Пакистаном своих споров. Эта администрация вложила время и ресурсы в построение прочных двусторонних отношений с Индией и Пакистаном. Эти прочные отношения затем дали нам возможность играть конструктивную роль, когда напряженность в регионе обострилась. Наши двусторонние отношения с Пакистаном были подкреплены решением Пакистана присоединиться к войне с терроризмом и двигаться к построению более открытого и терпимого общества. Администрация видит потенциал Индии для того, чтобы стать одной из великих демократических держав двадцать первого века, и усердно работала над соответствующим преобразованием наших отношений. Наше участие в этом региональном споре, основанное на предыдущих инвестициях в двусторонние отношения, в первую очередь рассчитано на конкретные шаги Индии и Пакистана, которые могут помочь разрядить военную конфронтацию.

Индонезия предприняла смелые шаги для создания действующей демократии и соблюдения верховенства закона. Терпеливо относясь к этническим меньшинствам, соблюдая верховенство закона и принимая открытые рынки, Индонезия, возможно, сможет использовать двигатель возможностей, который помог вывести некоторых из ее соседей из бедности и отчаяния. Именно инициатива Индонезии позволяет помощи США иметь значение.

В Западном полушарии мы сформировали гибкие коалиции со странами, разделяющими наши приоритеты, в частности с Мексикой, Бразилией, Канадой, Чили и Колумбией. Вместе мы будем продвигать подлинно демократическое полушарие, где наша интеграция способствует безопасности, процветанию, возможностям и надежде. Мы будем работать с региональными институтами, такими как процесс Саммита Америки, Организация американских государств (ОАГ) Америки на благо всего полушария.

Части Латинской Америки сталкиваются с региональными конфликтами, особенно возникающими из-за насилия наркокартелей и их сообщников. Этот конфликт и безудержный оборот наркотиков могут поставить под угрозу здоровье и безопасность Соединенных Штатов. Поэтому мы разработали активную стратегию, чтобы помочь андским странам привести свою экономику в порядок, обеспечить соблюдение своих законов, разгромить террористические организации и прекратить поставки наркотиков, в то же время, что очень важно, мы работаем над снижением спроса на наркотики в нашей собственной стране.

В Колумбии мы признаем связь между террористическими и экстремистскими группами, которые бросают вызов безопасности государства, и наркоторговлей, которая помогает финансировать операции таких групп. Мы работаем, чтобы помочь Колумбии защитить свои демократические институты и победить незаконные вооруженные группы как левых, так и правых, распространив эффективный суверенитет на всю территорию страны и обеспечив базовую безопасность колумбийскому народу.

В Африке обещания и возможности соседствуют с болезнями, войнами и крайней нищетой. Это угрожает как основной ценности Соединенных Штатов по сохранению человеческого достоинства, так и нашему стратегическому приоритету борьбы с глобальным террором. Таким образом, американские интересы и американские принципы ведут в одном направлении: мы будем работать вместе с другими во благо африканского континента, живущего в условиях свободы, мира и растущего процветания. Вместе с нашими европейскими союзниками мы должны помочь укрепить хрупкие африканские государства, помочь создать местный потенциал для защиты прозрачных границ и помочь создать правоохранительную и разведывательную инфраструктуру, чтобы лишить террористов убежища.

В Африке существует еще более смертоносная среда, поскольку локальные гражданские войны распространяются за пределы границ, создавая региональные зоны боевых действий. Формирование коалиций добровольных и сотрудничающих механизмов безопасности является ключом к противостоянию этим возникающим транснациональным угрозам.

Большие размеры и разнообразие Африки требуют стратегии безопасности, которая фокусируется на двустороннем взаимодействии и создает коалиции желающих. Эта администрация сосредоточит внимание на трех взаимосвязанных стратегиях для региона:

  • страны, оказывающие значительное влияние на соседние страны, такие как Южная Африка, Нигерия, Кения и Эфиопия, являются якорями для регионального взаимодействия и требуют пристального внимания;
  • координация с европейскими союзниками и международными институтами необходима для конструктивного посредничества в конфликтах и ​​успешных миротворческих операций; и
  • Африканские государства, способные проводить реформы, и субрегиональные организации должны быть укреплены в качестве основных средств борьбы с транснациональными угрозами на постоянной основе.

В конечном счете, путь к политической и экономической свободе представляет собой самый верный путь к прогрессу в странах Африки к югу от Сахары, где большинство войн представляют собой конфликты из-за материальных ресурсов и политического доступа, часто трагически развязанные на основе этнических и религиозных различий. Переход к Африканскому союзу с заявленной им приверженностью благому управлению и общей ответственностью за демократические политические системы открывает возможности для укрепления демократии на континенте.

Содержание                                                                                      Следующая глава


Вернуться на домашнюю страницу этого тома.

Состояние и потенциал региональных конфликтов в Южной Азии — Клуб «Валдай» в дополнение к поддержке Австралией американской стратегии и оперативного плана), кажется, что в ближайшей перспективе перспективы разрешения потенциальных региональных конфликтов в Южной Азии отсутствуют.

На практике китайские технологические компании, академики, исследователи и ученые подвергаются профилированию и отслеживанию на предмет непредвиденных обстоятельств в США и Европе, причина, которая вызывает дипломатическую реакцию Китая, что приводит к ответным действиям, предпринимаемым против западных организаций.

Также растет желание удерживать и поддерживать конфликты низкой интенсивности между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном, поэтому статус потенциальных локальных/региональных конфликтов может послужить катализатором, когда и если США и их западные союзники начнут поднимать свои стратегические ставки в Азии. Этот факт не должен мешать Китаю-Индии, Пакистану-Индии и России-Германии или странам ЕС заключать договоренности о сотрудничестве, а также предоставлять дипломатические механизмы для установления регионального мира, порядка и стабильности в Южной Азии. Совместные предприятия и проведение совместных научных исследований для защиты окружающей среды и распределение финансовых ресурсов станут ответными мерами против планов США по устойчивому вмешательству в азиатские споры.

Реальность, однако, такова, что решимость Китая реализовать свое экономическое влияние в форме инициативы «Один поясной путь» (ОПОП) довольно убедила многие азиатские страны в том, что необходимые компромиссы в отношении законной международной роли Китая не равнозначны принуждению идеологическая позиция. В результате многие азиатские страны получают выгоду от роста экономической активности, создания инфраструктуры и межэкономической зависимости. Сложный характер конфликтов между Индией и Китаем, Индией и Непалом (пограничный спор) и Пакистаном и Индией требует лучшего понимания через коллективное дипломатическое решение.

Почему Южная Азия важна для России?

Настойчивость Китая в области экономики и безопасности на Юге и за его пределами подпитывает восприятие США и их союзников ревизионистского вызова тому, что они считают «международным стратегическим порядком, основанным на экономической безопасности». Инициатива Китая «Один пояс, один путь» явно вызывает возражения и противодействие со стороны США и Запада в целом. Москва и Пекин возражают против вмешательства США и НАТО в раздираемый войной регион Донабасса (российско-украинская граница) и в провинции Синьцзян, где мусульмане хуэй составляют большинство, в котором проживает значительное уйгурское население. США должны воздерживаться от создания дальнейшей экономической и военной напряженности и должны соблюдать доктрину уменьшения трений посредством диалога, соглашений и режима политики невмешательства, чтобы предотвратить и прояснить красные линии, которые могут привести к более широкому конфликту.

Афганистан: после вывода войск, стабильность и стратегическое влияние

На фоне мирных переговоров в Дохе постамериканский и натовский Афганистан сталкивается с довольно серьезными проблемами безопасности. Существует множество рисков и возможностей, пока «новое» правительство талибов борется с экономическим кризисом, кризисом в области безопасности и гуманитарным кризисом. По оценкам, страны региона, особенно Россия, Китай и Пакистан, помогают стабилизировать ситуацию в Афганистане. Одной из основных проблем являются продолжающиеся нападения ИГИЛ-К на ни в чем не повинных мирных жителей, а также серьезный гуманитарный кризис, проблема беженцев и отказ правительства Талибана придерживаться всеобъемлющего подхода. В результате вырисовываются три взаимосвязанных фактора нестабильности: а) Запад, особенно США, не проявляют заинтересованности в решении экономических и гуманитарных проблем, с которыми сталкивается афганский народ, б) отсутствие коллективного механизма между крупным государствам за признание движения «Талибан» и привлечение их к решению вопроса о включении других этнических политических групп на основные государственные посты и, в) приобретение любого дополнительного пространства ИГИЛ-К и другими террористическими организациями в Афганистане, что увеличивает риск террористических атак. , а также постоянная нестабильность. Напротив, совместный механизм сотрудничества между Россией, Китаем, Пакистаном и другими странами региона повысит ценность и доверие к решению краткосрочных и долгосрочных проблем, с которыми сталкивается афганский народ.

В заключение следует отметить, что за последние два года азиатский регион значительно превратился в одну из самых нестабильных частей мира, где локальные/региональные конфликты могут потенциально задействовать крупные державы (особенно США и их западных союзников), а риск война настоящая. Также делается вывод о том, что национальные стратегии на азиатском континенте претерпели изменения, например, Непал, Шри-Ланка и Бангладеш рассматривают взаимодействие с Китаем как средство защиты от доминирования Индии. Другой вывод: Китай и Индия вряд ли в обозримом будущем придут к всеобъемлющему соглашению по своим пограничным конфликтам. Эффективные правила пограничного патрулирования и управления кризисными ситуациями могут помочь снизить напряженность, но они не устранят вспышки полностью. Наконец, Россия, Китай и Пакистан должны продолжать совместную работу по определению инициатив, в которые каждая страна может внести свой вклад, чтобы помочь Афганистану сохранить мир и экономическое процветание.