А. М. Васильев, А. Б. Морин. Первые эскизы. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». История России. Библиотека.
В первой половине 1930-х годов в мире начался новый этап гонки морских вооружений. В 1932–1935 годах состоялись закладки линкоров: во Франции — двух типа «Дюнкерк» («Dunkerque») со стандартным водоизмещением 32 000 т и главным калибром из восьми 330-мм орудий, в Германии — двух типа «Шарнхорст» («Scharnhorst») со стандартным водоизмещением 26 500 т и главным калибром из девяти 280-мм орудий, и Италии — двух типа «Литторио» («Littorio») со стандартным водоизмещением 41 170 т и главным калибром из девяти 381-мм орудий. Стало известно и о подготовке к строительству линкоров в Великобритании, Японии и США, причем в двух последних странах — с 406-мм артиллерией главного калибра (ГК).
В СССР в этот период вслед за линкором «Марат» проходили модернизацию и другие два однотипных корабля — «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна», а также составлялись (в КБ Балтийского завода) оставшиеся нереализованными проекты восстановления и модернизации четвертого дредноута «Фрунзе» (бывший «Полтава»).
Другое «линкоротворчество» Управлением Морских Сил (УМС) РККА в то время не поощрялось: темы по новым линкорам неизменно вычеркивались даже из плана Научного института военного кораблестроения (НИВК). Тем не менее, уже в 1934 году сначала с молчаливого одобрения командования УМС, а в дальнейшем — при его поощрении, в ЦКБС-1 под руководством А.И. Маслова и В.П. Римского-Корсакова начались проектные проработки тяжелых артиллерийских кораблей, первоначально промежуточных между тяжелым крейсером и линкором (проект X «большого крейсера» водоизмещением до 16 500 т. с 240-мм артиллерией, 12 гидросамолетами и даже двумя сверхмалыми подводными лодками, разработанный в марте 1934 года), а затем более крупных. Так, 24 августа 1935 года начальник ЦКБС-1 В.Л. Бжезинский, докладывая начальнику Главморпрома Наркомата тяжелого машиностроения (НКТМ) Р.А. Муклевичу о перспективе работы бюро, предлагал в числе других кораблей четыре варианта «большого крейсера» водоизмещением 15 500 т. и 19 500 т.
К сентябрю 1935 года коллектив Военно-морской академии (ВМА) под общим руководством ее начальника П.Г. Стасевича завершил работу «Большие артиллерийские корабли», выполненную по заданию начальника Морских сил (наморси) РККА флагмана флота 1 ранга В.М. Орлова от 1 апреля 1935 года. Участники работы пришли к единодушному мнению, что линейные корабли советскому флоту нужны.
Прямые указания о разработке планов создания «Большого флота» были даны высшим политическим руководством страны в декабре 1935 года. ЦКБС-1 к этому времени проработало шесть вариантов линкоров, различавшихся составом артиллерии ГК (четыре варианта с 450-мм и два с 400-мм орудиями). Остальное вооружение кораблей (12 100-мм, 16 45-мм орудий, четыре гидросамолета), а также бронирование (борт 380 мм, палубы от 50 до 150 мм), тип главных энергетических установок (турбо-электрические общей мощностью 140 000 л.![]()
Формирование корпуса линкора «Советский Союз» на стапеле судостроительного завода № 189. Ленинград, ноябрь 1939 г.
В начале 1936 года НИВК (начальник инженер-флагман 2 ранга Н.В. Алякринский) завершил проработку «линейного корабля для Тихого океана», ориентированного на борьбу с японскими линкорами.
Было рассмотрено три варианта быстроходных (32–33 уз) кораблей водоизмещением 57 000—68 000 т с 9—12 орудиями ГК (406–460 мм), вторым калибром 130–152 мм и бронированием, рассчитанным на защиту от 406-мм снарядов. Характерной особенностей всех «ранних» вариантов линкоров (1935–1936 гг.) была завышенная скорость полного хода, что объяснялось полным отсутствием в СССР опыта проектирования таких кораблей и излишним доверием к иностранным публикациям.
Командование Морских сил РККА в то время ориентировалось на создание линкоров двух типов: большого и малого, имея в виду использование их соответственно на открытых и закрытых морских театрах. При этом большой линкор должен был превосходить по боевой мощи все известные на тот период существующие и перспективные иностранные корабли этого класса. Необходимыми считались и тяжелые крейсера — истребители «вашингтонских» крейсеров с 203-мм артиллерией.
Перечисленные выше проектные проработки линкоров, а также указания наморси В.
М. Орлова, послужили исходным материалом для выработки отделом кораблестроения (ОК) УМС первых официальных тактико-технических заданий (ТТЗ) на корабли этого класса. 21 февраля 1936 года начальник ОК инженер-флагман 2 ранга Б.Е. Алякринский подписал первые два ТТЗ на проектирование линейных кораблей для Тихоокеанского (ТОФ) и Краснознаменного Балтийского (КБФ) флотов. Их стандартное водоизмещение было определено в 55 000 т (при девяти 457-мм орудиях и 450-мм бортовой броне) и в 35 000 т (при девяти 406-мм орудиях и 350-мм броне) соответственно. Остальное вооружение принималось практически одинаковым, состоящим из 130-мм универсальной артиллерии, 37-мм зенитных автоматов, 12,7-мм пулеметов и двух катапульт при 6–4 гидросамолетах.
И.В.Сталин и Г.К.Орджоникидзе с дочкой на палубе крейсера «Червона Украина» во время перехода из Севастополя в Сочи, июль 1929 г. Возможно, что именно в эти дни у советского вождя, впервые вышедшего в море на боевом корабле, и зародилась мечта о будущем «Большом флоте»…
В отношении противоминной защиты (ПМЗ) в обоих заданиях было записано: «несколько продольных переборок с заполнением отсеков жидкостью и использованием брони.![]()
Одновременно с ТТЗ на два линкора в феврале 1936 года было оформлено и задание на тяжелый крейсер с 254-мм артиллерией ГК и 130-мм универсального, стандартным водоизмещением 18 000—19 000 т. При выдаче в феврале 1936 года конструкторским бюро нарядов на разработку проектов этих кораблей Главморпром НКТМ присвоил им номера: 23 (линкор для ТОФ), 21 (линкор для КБФ) и 22 (тяжелый крейсер).
Проектирование линкоров было поручено КБ-4 Балтийского завода им. С. Орджоникидзе, а тяжелого крейсера — ЦКБС-1. Вскоре, однако, к проектированию линкоров было привлечено и ЦКБС-1. Зимой и весной 1936 года проектирование линкоров велось при полном отсутствии прототипов и собственных данных по вооружению и энергетике, основываясь на разноречивых и малодостоверных данных по иностранным кораблям.![]()
15 мая 1936 г. заместитель наморси флагман флота 2 ранга И.М.Лудри утвердил подготовленные ОК УМС «предварительные ТТЗ на разработку «эскизов» линкоров и тяжелого крейсера. Командование УМС спешило, ибо вопрос о строительстве крупных кораблей был предрешен, согласован с высшим политическим руководством страны еще в январе — марте 1936 года и со дня на день ожидался выход первых правительственных постановлений по этому вопросу, а с основными элементами таких кораблей пока никакой ясности не было.
Два ТТЗ касались наиболее крупных линкоров, которые в начале 1936 года именовались «линкор для ТОФ». Одно из них явилось корректированным февральским заданием на линкор стандартным водоизмещением 55 000 т: скорость хода снижалась с 36 до 30 уз, толщина главного броневого пояса с 450 до 420 мм, а вместо 130-мм универсального калибра предусматривались 152-мм противоминный (ПМК) и 100-мм зенитный калибр дальнего боя (ЗКДБ).
Другое ТТЗ было выдано на «суперлинкор» стандартным водоизмещением 80 000 т с ГК из двух 530-мм трехорудийных или трех 500-мм башенных установок, 500-мм главным броневым поясом и скоростью хода 24–28 уз. Прочее вооружение принималось тем же, что и у линкора в 55 000 т. Два ТТЗ были на линкоры стандартным водоизмещением 35 000 т. Они явились корректировкой февральского задания на линкор для КБФ, с понижением скорости хода до 30–32 уз. В одном из заданий (на «линкор для Балтийского моря») ГК уменьшался с 406 до 360 мм, число стволов 130-мм артиллерии в обоих ТТЗ — почти вдвое (с 32 до 12–16), а толщина броневого пояса увеличивалась с 350 до 360–380 мм.
Было заметно «обновлено» и прежнее задание на тяжелый крейсер, выданное теперь в четырех вариантах (водоизмещение от 18 000 до 22 000 т., ГК — 254, 280 и 305 мм, скорость хода — 35 уз). Что касается «суперлинкора», то проводимые по нему только в НИВК работы не вышли из стадии предварительных расчетов. Не получил в этот период развития и проект линкора в 55 000 т.
Самыми мощными кораблями Красного флота в 1930-е гг. были старые дредноуты, доставшиеся в наследство от царского режима. На снимке: линкор «Марат» после модернизации.
В связи с появившимися у высшего политического руководства страны соображениями о присоединении СССР к международным морским соглашениям и началом советско-английских переговоров о заключении двухстороннего морского соглашения возникла необходимость хотя бы формального учета сложившихся «вашингтонских» норм (для «предельного» линкора — стандартное водоизмещение не более 35 000 т, а ГК — до 406-мм). Кораблем, отвечающим этим нормам, оказался линейный корабль проекта 21, работы по которому велись с февраля 1936 года. В мае того же года он превратился таким образом в «линкор наиболее сильного типа» и стал главным объектом приложения усилий КБ-4 Балтийского завода и ЦКБС-1.
Эскизы такого «предельного» 35 000 т линкора с тремя 406-мм трехорудийными башеными установками были готовы к июню 1936 года.
КБ-4 представило линкор с башнями ГК, расположенными по аналогии с английским линкором «Нельсон» в носовой части корабля пирамидально с возвышением средней башни над концевыми, а ЦКБС-1 — корабль в двух вариантах с классическим и «нельсоновским» размещением башен ГК.
В отступление от выданных заданий оба бюро отказались от 130-мм универсальной артиллерии, заменив ее на ПМК (четыре 152-мм трехорудийных установки в КБ-4 и шесть 155-мм двухорудийных установок в ЦКБС-1) и ЗКДБ (соответственно шесть и семь спаренных 100-мм установок). Прямобортный линкор КБ-4 имел 380-мм главный броневой пояс, а корабль ЦКБС-1, благодаря наличию наклона борта наружу в 7°, эквивалентный ему по бронестойкости пояс меньшей (350-мм) толщины.
КБ-4 применило ПМЗ итальянского типа Пульезе-Бреннер с криволинейной основной защитной преградой (ОЗП) и воздушным цилиндром, а ЦКБС-1 — ПМЗ американского типа с несколькими плоскими продольными переборками, на большей части длины предусматривалось тройное дно.
Оба корабля имели булевые образования и корпуса с удлиненным (более 3/4 длины) полубаком.
Трехвальные главные энергетические установки (ГЭУ) кораблей мощностью 215 000 л.с. (КБ-4) и 171 000 л.с. (ЦКБС-1) должны были обеспечить скорости полного хода не менее 30 уз. Использование четырехвальной схемы обоими бюро считалось нежелательным, так как это ухудшало общее расположение и приводило к сокращению глубины отсеков ПМЗ.
При обсуждении «эскизов» линкоров после жарких споров, имевших неоднократное повторение, «нельсоновская» компоновка была большинством специалистов флота отвергнута «по тактическим соображениям», а также по соображениям живучести.
Что касается тяжелого крейсера с 305-мм артиллерией ГК, то в проекте ЦКБС-1 (апрель 1936 года) его стандартное водоизмещение составило 29 000 т. (вооружение — девять 305-мм, 12 152-мм, 16 100-мм, 32 37-мм орудия, главный броневой пояс 250 мм, палубы 30—125 мм, общая мощность четырех-вальной ГЭУ 200 000 л.
с, скорость хода 33 уз, дальность плавания 7000 миль экономическим ходом), а в проекте КБ-4 — 26 000 т. (вооружение — девять 305-мм, 16 130-мм, 12 37-мм, главный броневой пояс 250 мм, палубы 30—125 мм, общая мощность четырех-вальной ГЭУ 240 000 л. с). Фактически это были быстроходные линкоры, аналогичные французскому «Дюнкерку» и германскому «Шарнхорсту». Тем не менее, УМС продолжало числить эти корабли в крейсерах, видимо, считая невозможным выступать с концепцией одновременного создания линкоров трех типов (водоизмещением 55 000 т., 35 000 т. и 26 000 т.).
Между тем, 27 мая 1936 года Совет Труда и Обороны (СТО) при СНК СССР принял постановление о строительстве восьми линкоров стандартным водоизмещением по 35 000 т. (с девятью 406-мм орудиями ГК) и 18 тяжелых крейсеров по 26 000 т. (с девятью 305-мм орудиями ГК). УМС и Главморпро-му предписывалось немедленно приступить к их проектированию. Линкор в 35 000 т. вскоре получил индекс «линкор А», а тяжелый крейсер с 305-мм артиллерией стал называться «линкором Б».![]()
Во исполнение этого постановления нарком тяжелой промышленности уже 14 июня издал приказ, которым предписывалось начать разработку общих проектов линкоров «А» и «Б» с 15 октября 1936 года и закончить ее к 15 марта 1937 года.
26 июня 1936 года представленная В.М. Орловым перспективная программа развития флота на 1937–1943 год была утверждена постановлением СНК СССР. Количество линкоров типа «А» в ней осталось тем же, что и в майском решении СТО, а число кораблей типа «Б» сократили до 16 единиц.
В развитие предыдущих постановлений 16 июля 1936 года СТО принял еще одно — «О программе крупного морского судостроения», подтвердившее принятое ранее решение о количестве линкоров и конкретизировавшее сроки их создания: в 1937–1938 годах намечалось вести постройку четырех линкоров типа «А» и четырех типа «Б» со сдачей всех восьми единиц в 1941 году. Строить эти корабли предполагалось в Ленинграде и Николаеве. Начинать их проектирование приходилось в условиях практической утраты дореволюционного опыта создания крупных кораблей.
Недостаток опыта предполагалось восполнить, как это уже имело место с легкими крейсерами и эсминцами, заимствованием материалов за рубежом. Соответствующие предложения от итальянской фирмы «Ансальдо» были получены еще в марте 1936 года, и для решения вопросов на месте в Италию была направлена группа специалистов во главе с начальником ЦКБС-1 В.Л. Бжезинским.
Группе удалось приобрести достаточно ценные для нас по тому времени материалы по 29,5-узловому линкору стандартным водоизмещением 28 000 т (с девятью 343-мм орудиями ГК) и большим крейсерам водоизмещением 22 000 и 19 000 т (с 254-мм артиллерией ГК). Кроме того, по заданию В.Л. Бжезинского фирма «Ансальдо» разработала проект линкора стандартным водоизмещением 42 000 т с девятью 406-мм орудиями ГК, броневым поясом 370 мм и скоростью хода 30 уз. Была достигнута также договоренность (потребовавшая заключения специального межправительственного соглашения) о возможности применения на советских кораблях системы подводной защиты, аналогичной используемой на кораблях итальянского флота (то есть системы Пульезе).
Все эти материалы послужили ориентиром для назначения величины водоизмещения линкоров «А» и «Б» при разработке ТТЗ на их проектирование, а также использовались при дальнейших работах по проектированию этих кораблей.
Вперёд>>
Просмотров: 6703
Линкоры пр.23 «Советский Союз» (1938г.)
|
Годы (закладка-спуск на воду-в строю) |
1938-40-нет-нет |
|
Длина/по КВЛ х ширина х осадка средняя (м.) |
269,4/260х38,9х10,19 |
|
Водоизмещение стандартное/полное (тн.) |
59150/65150 |
|
Скорость полного / экономического хода (уз. |
28/14,5 |
|
Дальность плавания (при скорости)(миль) |
7260(14,5) |
| Бронирование: (мм.) |
главный пояс: 375-420 цитадель, 100—125 палубы суммарно: 230 башни ГК: 495 барбеты башен ГК: 425 боевая рубка: 425 |
| Противоторпедная защита | итальянская типа «Пульезе-Литторио».(8,2м на миделе) |
| Главная энергетическая установка ( л.с.) | КТУ(6 котлов +3 ГТЗА(3х6700) |
|
Артиллерия: (кол-во х клб х длина в клб) главный калибр противоминный калибр зенитная артиллерия |
4хМК-1(3х406/50) 6хМК-4(2х152/58) 6хМК-14(2Х100/56) 10х46-К(4×37) |
| Самолеты(катапульты) | 4хКОР-2 (2) |
| Экипаж |
1291 |
|
Разработка (Гл. |
ЦКБ-4 Балтийского завода (Чиликин Б.Г.\ Ашик В.В.) |
|
Производители |
Балтийский завод №189 («Советский Союз»(1938г.), завод им. А. Марти № 198 (Николаев) «Советская Украина»(1938г.), завод № 402 (Молотовск) «Советская Белоруссия»(1939г) и «Советская Россия»(1940г.)
|
|
Выпуск (шт.) |
4 (недостроены) |
| Примечания: |
Несмотря на проведенную в 30-х годах модернизацию, отечественные линкоры значительно уступали подавляющему большинству зарубежных дредноутов. Поэтому, начиная с 1935 года, начались проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанских флотов. Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 000 тонн (проект 21), для Тихого океана — 55 000 тонн (проект 23). Тихоокеанский линкор предполагалось вооружить девятью орудиями калибра 460мм, а балтийский таким же количеством орудий калибра 406мм. Разработка эскизных проектов обеих линкоров была поручена КБ Балтийского завода им. С.Орджоникидзе. Однакоо до стапельного периода дожил только линкор проекта 23, в то время как балтийский линкор проекта 21 так и не вышел из стадии эскизного проектирования. В течение последующих трех лет в проект 23 вносились неоднократные изменения, в связи с чем стандартное водоизмещение линкора выросло до 59 150 тонн (полное до 65 150 т), броневой пояс был уменьшен до 350мм, а скорость была снижена до 29 узлов. инкор типа «Советский Союз» по некоторым параметрам превосходил многие аналогичные зарубежные разработки, например, советский линкор однозначно превосходил все линкоры постройки 1935-1945 гг., за исключением японских типа «Ямато» и недостроенных американских типа «Монтана». Строить новые линкоры предусматривалось серией из четырех кораблей, закладка головного корабля – «Советский Союз» состоялась 15 июля 1938 года на Балтийском заводе в Ленинграде. 31 октября 1938 г. на Николаевском заводе №198 был заложен второй линкор «Советская Украина». Последние два корабля этой серии – «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» были заложены на заводе №402 в Молотовске (Северодвинске) 21 декабря 1939 года и 22 июля 1940 года соответственно. принятым 19 октября 1940 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане военного судостроения на 1941 год» было объявлено иное решение: новых закладок линкоров и тяжелых крейсеров не производить, «Кронштадт» и «Севастополь» спустить на воду в 3-м квартале 1942 года. Строительство линкора «Советская Белоруссия» на заводе № 402 в Молотовске прекращалось, усилия сосредотачивались на строительстве «Советской России», металл, выставленный на стапель, предписывалось разобрать и частично использовать при строительстве линкора «Советская Россия»; взамен в первом квартале 1941 года предлагалось заложить в этом же доке четыре эсминца проекта 30. Линкоры в соответствии с последними довоенными планами предполагалось спустить на воду в 1943 году и сдать в 1945 году. После 22 июня 1941 года в соответствии с постановлениями Государственного комитета обороны июля все работы по созданию линкоров и тяжелых крейсеров были приостановлены, а их корпуса законсервированы. На момент прекращения строительства технические готовности линкоров в Ленинграде, Николаеве и Молотовске составляли соответственно 21,19 %, 17,5 % и 5,04 % (по другим данным — 5,28 %). При этом головной линкор «Советский Союз» по собственным работам завода-строителя имел готовность 30,72 %, а по контрагентским поставкам и работам — всего 6,32 %. Корпус корабля был, в основном, собран под еще не настланную верхнюю палубу и почти полностью выполнен под нижнюю, а кормовая часть была собрана на 80–85 %. Выставленный на стапель металл составил 87,5 % массы металлического корпуса и 18,3 % массы по броне. По окончании войны недостроенные корабли были разобраны.
|
| Модификации: |
Пр.
пр.23НУ(1940г.)-дальнейший вариант проекта (новый улучшенный). При сохранении общей компоновки и архитектуры корабля, состава и мощности ГЭУ, артиллерии ГК и ПМК (прорабатывались варианты с двух- и трехорудийными башнями), число 100-мм АУ увеличивалось до восьми, а 37-мм автоматов — до 11, кроме того, предусматривалось 20 12,7-мм пулеметов. За счет придания главному броневому поясу наклона 15° полученная в проекте 23 бронестойкость обеспечивалась при меньших толщинах брони (345–390 мм), а толщина наклоненного на 30° носового траверза понижалась до 250 мм.
|
| Источники: |
А.М. Васильев «Линейные корабли типа Советский Союз». — СПб: «Галея Принт», 2006. http://www.plam.ru/warhistory/superlinkory_stalina_sovetskii_soyuz_kronshtadt_stalingrad/p2.php https://forum.worldofwarships.ru/topic/3098-линейные-корабли-пр-23-типа-советский-союз/ http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Линейные_корабли_типа_«Советский_Союз» |
Класс «Советский Союз»
Класс «Советский Союз»| Рабочий объем | Советский Союз и др. 46 000 тонн | Красный Товарищ 59 000 тонн |
| Вооружение | 3 x 3 16 дюймов ДП и свет АА | 3 x 3 18″ DP и Light AA |
| Скорость | 31 узел | 30 узлов |
| Рейтинг(и) VTS | 5 5 6 | 6 7 6 |
Примерно в начале Второй мировой войны Советский Союз пытался обновить свой флот за счет новой постройки линкоров и / или линейных крейсеров, построенных с иностранной помощью. Они хотели, чтобы США создали проект линкора с 18-дюймовыми орудиями американского производства, но США отказались. Германия поставила недостроенный тяжелый крейсер, но отказалась от сотрудничества с линкорами.
Итальянский судостроительный конгломерат Ansaldo взял на себя задачу и запустил по крайней мере один большой 3-башенный линкор, который вторгшиеся силы Оси нашли наполовину построенным на Николаевской верфи на Черном море в 1919 г.41. Предположения о его готовом размере колебались от 45 000 до 60 000 тонн. Оказалось, что это российская версия Littorio с 16-дюймовыми орудиями. Силы Оси не удосужились запустить или использовать корпус.
В «Гранд Флите» с итальянской, французской и американской помощью строились три больших советских линкора, один в Ленинграде и два в Николаеве. Оснащенные тяжелым вооружением, хорошо бронированные и быстрые, эти корабли должны были привести Советский Союз к мировым стандартам строительства линкоров по прошествии каких-то двадцати лет и различных «чисток» талантливых, но «буржуазных» кораблестроителей. Советский Союз (Советский Союз) был закончен в 1940 году с 16-дюймовыми орудиями французского производства, аналогичными тем, что были на Эльзас , а его сестра Советская Украина (Советская Украина) должна была выйти в начале 1942 года.
Быстрое наступление Германии по суше когда началась война, Союз и другие военно-морские силы были вынуждены искать другие порты Черного моря.Итальянские рабочие на николаевских верфях мобилизовались, чтобы спасти почти полный Украина от побега, потопив старый грузовой корабль через строительный бассейн и захватив русский снос отряд, прежде чем они успели действовать.0029 Украина был достроен итальянцами и переименован в Il Duce , предположительно из-за малодушных возражений Муссолини. На Севере старшая сестра проекта «Красный Товарищ» («Красный товарищ») имела идентичную надстройку и внутреннюю компоновку, за исключением колодцев большего диаметра и тяжелых башен для предлагаемых 18-дюймовых орудий. более крупный и длинный корпус, который создавал дополнительную защиту и бункер без снижения скорости. США отказались от отправки 18-дюймовых орудий после того, как Россия разделила Польшу и вторглась в Финляндию и страны Балтии. Когда Германия вторглась в 1941, однако в помощи нашему «другу» вряд ли можно было отказать, и орудия, предназначенные и отвергнутые для USS Constellation , теперь были доступны.
Советский Союз часто подвергался ударам Люфтваффе в порту, но во время своего единственного примечательного боевого вылета атаковал и повредил турецкий линкор Фатих и испанский Хайме I . Остальное время она использовала свою артиллерию для огневой поддержки советских сухопутных войск.
Иль Дуче был гордым «призовым кораблем» Regia Marina. Хотя он подвергся бомбардировке во время перехода в турецкий порт Измир Ланкастерами и B-17 из Египта, он был головным кораблем через Суэцкий канал после падения Каира и позволил внушительной боевой линии Regia Marina пройти в Сомали. После потопления линкора «Нельсон » у берегов Африканского Рога, он прошел по итальянским портам, чтобы заручиться общественной поддержкой войны, которая оборачивалась против них. Новые союзные армии высадились в Марокко к Torch неслись на восток через Северную Африку. Когда она вышла в следующий раз, она столкнулась со Средиземноморским флотом Королевского флота, состоящим из старых линкоров времен Первой мировой войны.
Головной корабль, «battlecreeper» Inflexible , принял на себя основную тяжесть залпов Il Duce , не выглядя при этом обеспокоенным, а англичане дали Il Duce такую оклейку, что его пришлось потопить собственными кораблями.
В начале 1942 года конвой союзников выгрузил обещанные 18-дюймовые орудия в Архангельске, и они направились в Ленинград, чтобы установить их в достроенные 9-дюймовые орудия.0029 Красный Товарисч . Несмотря на то, что большую часть времени корабль Товарищ находился в порту, важный момент наступил, когда он бросил вызов японскому линкору Kii у Готланда после того, как Япония нагло напала на Советский Союз вопреки пакту о ненападении, которого придерживались Советы. Каждый линкор швырял по небу 18-дюймовые снаряды, но наблюдательность и мореходство Товарища не позволяли увернуться и от торпед Кии . Два подводных взрыва, один от «короткого» и один от торпеды, прорвало большую дыру в Товарищ на стороне, достаточно ей «отдать кольцо» (разорвать помолвку).
Доковыляв до военно-морской базы Хрондшдат, она просидела остаток войны, стреляя по окружавшим немцам, пока русское наступление не выбило захватчиков из зоны досягаемости. Послевоенная пропаганда превратила его в устрашающий «ракетный корабль», но на самом деле его разобрали на материалы для постройки новых подводных лодок.
Советские линкоры
Русские и советские дредноуты
Русские и советские линкоры часто создавались под влиянием итальянских разработок.
Первый итальянский дредноут, Dante Aligheri , стал основой для Gangut класса и, следовательно, Imperitricia Maria и Измаил тоже классы. Позже Советский Союз-9.0030 класс
был основан на ряде планов Кантьери Ансальдо из Генуи, известного как
Конструкция УП-41.
Конструкция UP-41 была заимствована из класса Littorio .
«Корабль X» был спроектирован американской фирмой Gibbs and Cox.
Российские и советские линейные крейсера
Класс Измаил был создан на основе итальянского Gangut и Imperitricia Maria классов. Существует сильный
семейное сходство.
Линейные крейсера проекта 69 были чисто советской разработкой, связанной с их проекты современных крейсеров. Линейные крейсера проекта 82 были эволюция этой конструкции.
Линейные крейсера проекта «Киров» проекта (проект 1144) представляют собой еще одну чисто советскую разработку и существенно отличаются от более ранних моделей с артиллерийским вооружением. Их основное вооружение — большой набор тяжелых противокорабельных ракет. У них также есть большой набор зенитных ракет. Несмотря на эти радикальные различия, их размер и скорость по-прежнему относят их к общей категории линейных крейсеров.
Префиксы советских имен
В некоторых источниках используется префикс «СССР» для кораблей советской эпохи, но не в официальных публикациях.
Ничто официальное не предлагает использовать какой-либо префикс.
Русско-советский линкор Хронология
Февраль 1904-1905: Русско-японская война. Крупное поражение России.
октября 1904 г. — май 1905 г.: Балтийский флот идет на Дальний Восток.
5 декабря 1904 г.: Порт-Артур: поражение Тихоокеанского флота
27-28 мая 1905 г.: Цусимское сражение: русский Балтийский флот разбит по мере его прибытия.
1905: Портсмутский договор
Август 1914-20 декабря 1917: Первая мировая война. Поражение России.
8 марта 1917 года: Первая русская революция. Царь Николай II свергнут, установлена республика.
17 октября 1917 года: Битва у Лунного острова. Немецкие дредноуты Kronprinz и Кёниг поражение русских дредноутов Цесаревич и Слава . Слава затоплен, Цесаревич скрылся.
ноября 1917 года: Вторая русская революция. Ленин создал СССР.
20 декабря 1917 г .: Россия заключает Брест-Литовский договор с Германией и
Австро-Венгрия, фактически положившая конец участию России в Первой мировой войне.
3 марта 1918: Россия ратифицирует Брест-Литовский договор.
1918-1920: Гражданская война в России
Июнь 1941 — май 1945: Вторая мировая война. Победа СССР, хотя прежде всего за счет наземные действия, а не морская мощь.
5 марта 1953 года: умирает Сталин. Сталинград Класс отменен.
Декабрь 1980 г .: Ракетный атомный линейный крейсер Киров поступает на вооружение. Это первый линейный крейсер, построенный какой-либо страной после Второй мировой войны.
31 дек 1991: Распад СССР
1992: Киров класса линейные крейсера переименованы
| Ключ к строителям: | |
| Галерный | Остров Галерный, Санкт-Петербург, (Россия) |
| Ленинград | Балтийское Объединение, Санкт-Петербург, (Россия) |
| 61 Коммуна | 61 Коммунара СЮ 445, Николаев [Север], (Украина) |
| Носенко | Носенко С. Ю. 444, г. Николаев, Украина. |
Военные призы Линкоры
Советский линкор «Новороссийск» был военным призом, отнятым у итальянцев после Второй мировой войны. Итальянский линкор «Джулио Чезаре» был передан Советскому Союзу в качестве возмещения ущерба, причиненного войной, и 3 февраля 1949 г. вошел в состав ВМФ СССР как «Новороссийск». Итальянский линкор класса «Конте ди Кавур» «Джулио Чезаре» служил в Regia Marina в обеих мировых войнах, прежде чем присоединиться к советскому флоту.
В ночь на 1955.10.29 «Новороссийск» пришвартовался в Севастопольской бухте, в 300 метрах от берега, напротив больницы. В 01:30 взрыв, эквивалентный 1200 кг тротила под носовой частью корабля, пробил все палубы от днищевой обшивки до палубы бака. В палубе полубака была одна дыра размером 144 метра. Повреждение простиралось от носовой части в корму на 22 метра. Корабль медленно тонул, опрокинувшись в 4:15, через 2 часа 45 минут после взрыва и через 18 часов после этого полностью погрузился под воду.
В результате опрокидывания погибли 608 моряков, большинство из которых находились в отсеках корабля. Гибель людей, а также полная гибель корабля были напрямую вызваны некомпетентными действиями его капитана, командующего флотом вице-адмирала В. Пархоменко.
| Имя | Киль Уложенный | Запуск | Связь | Строитель | Примечания | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Royal Oak | Arkhangelsk (ранее Royal Sovereign ) | 15 января 1914 | 29 апреля 1915 | 1943 | S Вернулся в Великобританию в 1949 г., сдан на слом. | |
| Conte Di Cavour | Novorossisk (ранее Giulio Cesare | 24 июня 1910 | 15 октября 1 | 3 Feb 1949 | 92424. | |

Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 000 тонн (проект 21), для Тихого океана — 55 000 тонн (проект 23). Тихоокеанский линкор предполагалось вооружить девятью орудиями калибра 460мм, а балтийский таким же количеством орудий калибра 406мм. Разработка эскизных проектов обеих линкоров была поручена КБ Балтийского завода им. С.Орджоникидзе. Однакоо до стапельного периода дожил только линкор проекта 23, в то время как балтийский линкор проекта 21 так и не вышел из стадии эскизного проектирования. В течение последующих трех лет в проект 23 вносились неоднократные изменения, в связи с чем стандартное водоизмещение линкора выросло до 59 150 тонн (полное до 65 150 т), броневой пояс был уменьшен до 350мм, а скорость была снижена до 29 узлов. инкор типа «Советский Союз» по некоторым параметрам превосходил многие аналогичные зарубежные разработки, например, советский линкор однозначно превосходил все линкоры постройки 1935-1945 гг., за исключением японских типа «Ямато» и недостроенных американских типа «Монтана».
Строить новые линкоры предусматривалось серией из четырех кораблей, закладка головного корабля – «Советский Союз» состоялась 15 июля 1938 года на Балтийском заводе в Ленинграде. 31 октября 1938 г. на Николаевском заводе №198 был заложен второй линкор «Советская Украина». Последние два корабля этой серии – «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» были заложены на заводе №402 в Молотовске (Северодвинске) 21 декабря 1939 года и 22 июля 1940 года соответственно. принятым 19 октября 1940 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане военного судостроения на 1941 год» было объявлено иное решение: новых закладок линкоров и тяжелых крейсеров не производить, «Кронштадт» и «Севастополь» спустить на воду в 3-м квартале 1942 года. Строительство линкора «Советская Белоруссия» на заводе № 402 в Молотовске прекращалось, усилия сосредотачивались на строительстве «Советской России», металл, выставленный на стапель, предписывалось разобрать и частично использовать при строительстве линкора «Советская Россия»; взамен в первом квартале 1941 года предлагалось заложить в этом же доке четыре эсминца проекта 30.
Линкоры в соответствии с последними довоенными планами предполагалось спустить на воду в 1943 году и сдать в 1945 году. После 22 июня 1941 года в соответствии с постановлениями Государственного комитета обороны июля все работы по созданию линкоров и тяжелых крейсеров были приостановлены, а их корпуса законсервированы. На момент прекращения строительства технические готовности линкоров в Ленинграде, Николаеве и Молотовске составляли соответственно 21,19 %, 17,5 % и 5,04 % (по другим данным — 5,28 %). При этом головной линкор «Советский Союз» по собственным работам завода-строителя имел готовность 30,72 %, а по контрагентским поставкам и работам — всего 6,32 %. Корпус корабля был, в основном, собран под еще не настланную верхнюю палубу и почти полностью выполнен под нижнюю, а кормовая часть была собрана на 80–85 %. Выставленный на стапель металл составил 87,5 % массы металлического корпуса и 18,3 % массы по броне. По окончании войны недостроенные корабли были разобраны.
23 «бис» (линкор 2 серии)(1939г.)-проект дальнейшего развития ЛК пр.23 предусматривал увеличение числа 100-мм стволов ЗА до 12, упрощение схемы бронирования при сохранении или улучшении общей бронестойкости, совершенствование ПМЗ; повышение скорости полного хода до 30 уз и устранение других недостатков окончательного техпроекта 23 (линкоры 2 серии). В проекте 23бис была предусмотрена ПМЗ типа принятой на тяжелом крейсере проекта 69, но с некоторым утолщением продольных переборок. При водоизмещении до 60 800 т, скорость полного хода проекта 23бис составила 30 уз. засчкт улучшения обводов.
со сниженной до 28–29 уз скоростью полного хода, дальностью плавания около 8000 миль с упомянутыми выше составом вооружения и толщинами бронирования. Однако НТК ВМФ признал эти предложения неприемлемыми из-за чрезмерно больших длины и водоизмещения и 27 сентября выдал ЦКБ-4 новое задание на разработку дополнительных вариантов предэскиза линкора (обозначавшегося уже как проект 24).
Ю. 444, г. Николаев, Украина.