А. М. Васильев, А. Б. Морин. Первые эскизы. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». История России. Библиотека.



В первой половине 1930-х годов в мире начался новый этап гонки морских вооружений. В 1932–1935 годах состоялись закладки линкоров: во Франции — двух типа «Дюнкерк» («Dunkerque») со стандартным водоизмещением 32 000 т и главным калибром из восьми 330-мм орудий, в Германии — двух типа «Шарнхорст» («Scharnhorst») со стандартным водоизмещением 26 500 т и главным калибром из девяти 280-мм орудий, и Италии — двух типа «Литторио» («Littorio») со стандартным водоизмещением 41 170 т и главным калибром из девяти 381-мм орудий. Стало известно и о подготовке к строительству линкоров в Великобритании, Японии и США, причем в двух последних странах — с 406-мм артиллерией главного калибра (ГК).

В СССР в этот период вслед за линкором «Марат» проходили модернизацию и другие два однотипных корабля — «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна», а также составлялись (в КБ Балтийского завода) оставшиеся нереализованными проекты восстановления и модернизации четвертого дредноута «Фрунзе» (бывший «Полтава»).

Другое «линкоротворчество» Управлением Морских Сил (УМС) РККА в то время не поощрялось: темы по новым линкорам неизменно вычеркивались даже из плана Научного института военного кораблестроения (НИВК). Тем не менее, уже в 1934 году сначала с молчаливого одобрения командования УМС, а в дальнейшем — при его поощрении, в ЦКБС-1 под руководством А.И. Маслова и В.П. Римского-Корсакова начались проектные проработки тяжелых артиллерийских кораблей, первоначально промежуточных между тяжелым крейсером и линкором (проект X «большого крейсера» водоизмещением до 16 500 т. с 240-мм артиллерией, 12 гидросамолетами и даже двумя сверхмалыми подводными лодками, разработанный в марте 1934 года), а затем более крупных. Так, 24 августа 1935 года начальник ЦКБС-1 В.Л. Бжезинский, докладывая начальнику Главморпрома Наркомата тяжелого машиностроения (НКТМ) Р.А. Муклевичу о перспективе работы бюро, предлагал в числе других кораблей четыре варианта «большого крейсера» водоизмещением 15 500 т. и 19 500 т.

с 12 240-мм и с 9 250-мм орудиями ГК, а также два варианта «броненосных кораблей» водоизмещением 23 600 т. и 30 000 т. с 8 и 12 305-мм орудиями и скоростью хода 30 уз.

К сентябрю 1935 года коллектив Военно-морской академии (ВМА) под общим руководством ее начальника П.Г. Стасевича завершил работу «Большие артиллерийские корабли», выполненную по заданию начальника Морских сил (наморси) РККА флагмана флота 1 ранга В.М. Орлова от 1 апреля 1935 года. Участники работы пришли к единодушному мнению, что линейные корабли советскому флоту нужны.

Прямые указания о разработке планов создания «Большого флота» были даны высшим политическим руководством страны в декабре 1935 года. ЦКБС-1 к этому времени проработало шесть вариантов линкоров, различавшихся составом артиллерии ГК (четыре варианта с 450-мм и два с 400-мм орудиями). Остальное вооружение кораблей (12 100-мм, 16 45-мм орудий, четыре гидросамолета), а также бронирование (борт 380 мм, палубы от 50 до 150 мм), тип главных энергетических установок (турбо-электрические общей мощностью 140 000 л.

с.) и дальность плавания (5000 миль) во всех вариантах были идентичными. Водоизмещение вариантов кораблей лежало в пределах от 43 000 т (вариант с двумя 400-мм че-тырехорудийными установками) до 75 000 т (вариант с четырьмя четырехорудийными 450-мм установками), а скорость полного хода соответственно — от 38,5 до 26 уз. В «сетке» вариантов были рассмотрены и «броненосные корабли» с 8—12 305-мм орудиями ГК водоизмещением соответственно 23 000 и 30 000 т (с котлотурбинными энергетическими установками и скоростью хода 31–32 уз), а также крейсера-авианосцы («гибриды») водоизмещением 21 500— 28 500 т с 305-мм артиллерией и 50–60 самолетами.


Формирование корпуса линкора «Советский Союз» на стапеле судостроительного завода № 189. Ленинград, ноябрь 1939 г.


В начале 1936 года НИВК (начальник инженер-флагман 2 ранга Н.В. Алякринский) завершил проработку «линейного корабля для Тихого океана», ориентированного на борьбу с японскими линкорами. Было рассмотрено три варианта быстроходных (32–33 уз) кораблей водоизмещением 57 000—68 000 т с 9—12 орудиями ГК (406–460 мм), вторым калибром 130–152 мм и бронированием, рассчитанным на защиту от 406-мм снарядов. Характерной особенностей всех «ранних» вариантов линкоров (1935–1936 гг.) была завышенная скорость полного хода, что объяснялось полным отсутствием в СССР опыта проектирования таких кораблей и излишним доверием к иностранным публикациям.

Командование Морских сил РККА в то время ориентировалось на создание линкоров двух типов: большого и малого, имея в виду использование их соответственно на открытых и закрытых морских театрах. При этом большой линкор должен был превосходить по боевой мощи все известные на тот период существующие и перспективные иностранные корабли этого класса. Необходимыми считались и тяжелые крейсера — истребители «вашингтонских» крейсеров с 203-мм артиллерией.

Перечисленные выше проектные проработки линкоров, а также указания наморси В. М. Орлова, послужили исходным материалом для выработки отделом кораблестроения (ОК) УМС первых официальных тактико-технических заданий (ТТЗ) на корабли этого класса. 21 февраля 1936 года начальник ОК инженер-флагман 2 ранга Б.Е. Алякринский подписал первые два ТТЗ на проектирование линейных кораблей для Тихоокеанского (ТОФ) и Краснознаменного Балтийского (КБФ) флотов. Их стандартное водоизмещение было определено в 55 000 т (при девяти 457-мм орудиях и 450-мм бортовой броне) и в 35 000 т (при девяти 406-мм орудиях и 350-мм броне) соответственно. Остальное вооружение принималось практически одинаковым, состоящим из 130-мм универсальной артиллерии, 37-мм зенитных автоматов, 12,7-мм пулеметов и двух катапульт при 6–4 гидросамолетах.


И.В.Сталин и Г.К.Орджоникидзе с дочкой на палубе крейсера «Червона Украина» во время перехода из Севастополя в Сочи, июль 1929 г. Возможно, что именно в эти дни у советского вождя, впервые вышедшего в море на боевом корабле, и зародилась мечта о будущем «Большом флоте»…


В отношении противоминной защиты (ПМЗ) в обоих заданиях было записано: «несколько продольных переборок с заполнением отсеков жидкостью и использованием брони.

Непотопляемость должна была обеспечиваться при 4 торпедных попаданиях с затоплением 8 отсеков, из коих 4 смежных». Оба линкора должны были иметь скорость хода не менее 36 уз. Дальность их плавания должна была составить 1500 миль полным и 5000 миль крейсерским 25-узловым ходом.

Одновременно с ТТЗ на два линкора в феврале 1936 года было оформлено и задание на тяжелый крейсер с 254-мм артиллерией ГК и 130-мм универсального, стандартным водоизмещением 18 000—19 000 т. При выдаче в феврале 1936 года конструкторским бюро нарядов на разработку проектов этих кораблей Главморпром НКТМ присвоил им номера: 23 (линкор для ТОФ), 21 (линкор для КБФ) и 22 (тяжелый крейсер).

Проектирование линкоров было поручено КБ-4 Балтийского завода им. С. Орджоникидзе, а тяжелого крейсера — ЦКБС-1. Вскоре, однако, к проектированию линкоров было привлечено и ЦКБС-1. Зимой и весной 1936 года проектирование линкоров велось при полном отсутствии прототипов и собственных данных по вооружению и энергетике, основываясь на разноречивых и малодостоверных данных по иностранным кораблям.

Тем не менее, была установлена нереальность выполнения выданных в феврале 1936 года заданий, в особенности, достижения перспективными линкорами скорости хода 36 узлов.

15 мая 1936 г. заместитель наморси флагман флота 2 ранга И.М.Лудри утвердил подготовленные ОК УМС «предварительные ТТЗ на разработку «эскизов» линкоров и тяжелого крейсера. Командование УМС спешило, ибо вопрос о строительстве крупных кораблей был предрешен, согласован с высшим политическим руководством страны еще в январе — марте 1936 года и со дня на день ожидался выход первых правительственных постановлений по этому вопросу, а с основными элементами таких кораблей пока никакой ясности не было.

Два ТТЗ касались наиболее крупных линкоров, которые в начале 1936 года именовались «линкор для ТОФ». Одно из них явилось корректированным февральским заданием на линкор стандартным водоизмещением 55 000 т: скорость хода снижалась с 36 до 30 уз, толщина главного броневого пояса с 450 до 420 мм, а вместо 130-мм универсального калибра предусматривались 152-мм противоминный (ПМК) и 100-мм зенитный калибр дальнего боя (ЗКДБ).

Другое ТТЗ было выдано на «суперлинкор» стандартным водоизмещением 80 000 т с ГК из двух 530-мм трехорудийных или трех 500-мм башенных установок, 500-мм главным броневым поясом и скоростью хода 24–28 уз. Прочее вооружение принималось тем же, что и у линкора в 55 000 т. Два ТТЗ были на линкоры стандартным водоизмещением 35 000 т. Они явились корректировкой февральского задания на линкор для КБФ, с понижением скорости хода до 30–32 уз. В одном из заданий (на «линкор для Балтийского моря») ГК уменьшался с 406 до 360 мм, число стволов 130-мм артиллерии в обоих ТТЗ — почти вдвое (с 32 до 12–16), а толщина броневого пояса увеличивалась с 350 до 360–380 мм.

Было заметно «обновлено» и прежнее задание на тяжелый крейсер, выданное теперь в четырех вариантах (водоизмещение от 18 000 до 22 000 т., ГК — 254, 280 и 305 мм, скорость хода — 35 уз). Что касается «суперлинкора», то проводимые по нему только в НИВК работы не вышли из стадии предварительных расчетов. Не получил в этот период развития и проект линкора в 55 000 т.


Самыми мощными кораблями Красного флота в 1930-е гг. были старые дредноуты, доставшиеся в наследство от царского режима. На снимке: линкор «Марат» после модернизации.


В связи с появившимися у высшего политического руководства страны соображениями о присоединении СССР к международным морским соглашениям и началом советско-английских переговоров о заключении двухстороннего морского соглашения возникла необходимость хотя бы формального учета сложившихся «вашингтонских» норм (для «предельного» линкора — стандартное водоизмещение не более 35 000 т, а ГК — до 406-мм). Кораблем, отвечающим этим нормам, оказался линейный корабль проекта 21, работы по которому велись с февраля 1936 года. В мае того же года он превратился таким образом в «линкор наиболее сильного типа» и стал главным объектом приложения усилий КБ-4 Балтийского завода и ЦКБС-1.



Эскизы такого «предельного» 35 000 т линкора с тремя 406-мм трехорудийными башеными установками были готовы к июню 1936 года. КБ-4 представило линкор с башнями ГК, расположенными по аналогии с английским линкором «Нельсон» в носовой части корабля пирамидально с возвышением средней башни над концевыми, а ЦКБС-1 — корабль в двух вариантах с классическим и «нельсоновским» размещением башен ГК.

В отступление от выданных заданий оба бюро отказались от 130-мм универсальной артиллерии, заменив ее на ПМК (четыре 152-мм трехорудийных установки в КБ-4 и шесть 155-мм двухорудийных установок в ЦКБС-1) и ЗКДБ (соответственно шесть и семь спаренных 100-мм установок). Прямобортный линкор КБ-4 имел 380-мм главный броневой пояс, а корабль ЦКБС-1, благодаря наличию наклона борта наружу в 7°, эквивалентный ему по бронестойкости пояс меньшей (350-мм) толщины.



КБ-4 применило ПМЗ итальянского типа Пульезе-Бреннер с криволинейной основной защитной преградой (ОЗП) и воздушным цилиндром, а ЦКБС-1 — ПМЗ американского типа с несколькими плоскими продольными переборками, на большей части длины предусматривалось тройное дно. Оба корабля имели булевые образования и корпуса с удлиненным (более 3/4 длины) полубаком.

Трехвальные главные энергетические установки (ГЭУ) кораблей мощностью 215 000 л.с. (КБ-4) и 171 000 л.с. (ЦКБС-1) должны были обеспечить скорости полного хода не менее 30 уз. Использование четырехвальной схемы обоими бюро считалось нежелательным, так как это ухудшало общее расположение и приводило к сокращению глубины отсеков ПМЗ.

При обсуждении «эскизов» линкоров после жарких споров, имевших неоднократное повторение, «нельсоновская» компоновка была большинством специалистов флота отвергнута «по тактическим соображениям», а также по соображениям живучести.

Что касается тяжелого крейсера с 305-мм артиллерией ГК, то в проекте ЦКБС-1 (апрель 1936 года) его стандартное водоизмещение составило 29 000 т. (вооружение — девять 305-мм, 12 152-мм, 16 100-мм, 32 37-мм орудия, главный броневой пояс 250 мм, палубы 30—125 мм, общая мощность четырех-вальной ГЭУ 200 000 л. с, скорость хода 33 уз, дальность плавания 7000 миль экономическим ходом), а в проекте КБ-4 — 26 000 т. (вооружение — девять 305-мм, 16 130-мм, 12 37-мм, главный броневой пояс 250 мм, палубы 30—125 мм, общая мощность четырех-вальной ГЭУ 240 000 л. с). Фактически это были быстроходные линкоры, аналогичные французскому «Дюнкерку» и германскому «Шарнхорсту». Тем не менее, УМС продолжало числить эти корабли в крейсерах, видимо, считая невозможным выступать с концепцией одновременного создания линкоров трех типов (водоизмещением 55 000 т., 35 000 т. и 26 000 т.).

Между тем, 27 мая 1936 года Совет Труда и Обороны (СТО) при СНК СССР принял постановление о строительстве восьми линкоров стандартным водоизмещением по 35 000 т. (с девятью 406-мм орудиями ГК) и 18 тяжелых крейсеров по 26 000 т. (с девятью 305-мм орудиями ГК). УМС и Главморпро-му предписывалось немедленно приступить к их проектированию. Линкор в 35 000 т. вскоре получил индекс «линкор А», а тяжелый крейсер с 305-мм артиллерией стал называться «линкором Б».

Во исполнение этого постановления нарком тяжелой промышленности уже 14 июня издал приказ, которым предписывалось начать разработку общих проектов линкоров «А» и «Б» с 15 октября 1936 года и закончить ее к 15 марта 1937 года.

26 июня 1936 года представленная В.М. Орловым перспективная программа развития флота на 1937–1943 год была утверждена постановлением СНК СССР. Количество линкоров типа «А» в ней осталось тем же, что и в майском решении СТО, а число кораблей типа «Б» сократили до 16 единиц.

В развитие предыдущих постановлений 16 июля 1936 года СТО принял еще одно — «О программе крупного морского судостроения», подтвердившее принятое ранее решение о количестве линкоров и конкретизировавшее сроки их создания: в 1937–1938 годах намечалось вести постройку четырех линкоров типа «А» и четырех типа «Б» со сдачей всех восьми единиц в 1941 году. Строить эти корабли предполагалось в Ленинграде и Николаеве. Начинать их проектирование приходилось в условиях практической утраты дореволюционного опыта создания крупных кораблей. Недостаток опыта предполагалось восполнить, как это уже имело место с легкими крейсерами и эсминцами, заимствованием материалов за рубежом. Соответствующие предложения от итальянской фирмы «Ансальдо» были получены еще в марте 1936 года, и для решения вопросов на месте в Италию была направлена группа специалистов во главе с начальником ЦКБС-1 В.Л. Бжезинским.

Группе удалось приобрести достаточно ценные для нас по тому времени материалы по 29,5-узловому линкору стандартным водоизмещением 28 000 т (с девятью 343-мм орудиями ГК) и большим крейсерам водоизмещением 22 000 и 19 000 т (с 254-мм артиллерией ГК). Кроме того, по заданию В.Л. Бжезинского фирма «Ансальдо» разработала проект линкора стандартным водоизмещением 42 000 т с девятью 406-мм орудиями ГК, броневым поясом 370 мм и скоростью хода 30 уз. Была достигнута также договоренность (потребовавшая заключения специального межправительственного соглашения) о возможности применения на советских кораблях системы подводной защиты, аналогичной используемой на кораблях итальянского флота (то есть системы Пульезе). Все эти материалы послужили ориентиром для назначения величины водоизмещения линкоров «А» и «Б» при разработке ТТЗ на их проектирование, а также использовались при дальнейших работах по проектированию этих кораблей.


Вперёд>>  

Просмотров: 6703

Линкоры пр.23 «Советский Союз» (1938г.)

Годы (закладка-спуск на воду-в строю)

1938-40-нет-нет

Длина/по КВЛ х ширина х осадка средняя (м.)

269,4/260х38,9х10,19

Водоизмещение стандартное/полное (тн.)

59150/65150 

 Скорость полного / экономического хода (уз. )

28/14,5

Дальность плавания (при скорости)(миль)

7260(14,5)

Бронирование: (мм.)

главный пояс: 375-420

цитадель, 100—125 

палубы суммарно: 230

башни ГК: 495 

барбеты башен ГК: 425

боевая рубка: 425

Противоторпедная защита итальянская типа «Пульезе-Литторио».(8,2м на миделе)
Главная энергетическая установка ( л.с.) КТУ(6 котлов +3 ГТЗА(3х6700)

Артиллерия: (кол-во х клб х длина в клб)

главный калибр

противоминный калибр

зенитная артиллерия

4хМК-1(3х406/50) 

6хМК-4(2х152/58)

6хМК-14(2Х100/56) 

10х46-К(4×37)

Самолеты(катапульты) 4хКОР-2 (2)
Экипаж
1291
Разработка (Гл. конструктор)

ЦКБ-4 Балтийского завода (Чиликин Б.Г.\ Ашик В.В.)

Производители

Балтийский завод №189 («Советский Союз»(1938г.), завод им. А. Марти № 198 (Николаев) «Советская Украина»(1938г.), завод № 402 (Молотовск) «Советская Белоруссия»(1939г) и «Советская Россия»(1940г.) 

 

Выпуск (шт.)

  4 (недостроены)

 

Примечания:  Несмотря на проведенную в 30-х годах модернизацию, отечественные линкоры значительно уступали подавляющему большинству зарубежных дредноутов. Поэтому, начиная с 1935 года, начались проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанских флотов. Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 000 тонн (проект 21), для Тихого океана — 55 000 тонн (проект 23). Тихоокеанский линкор предполагалось вооружить девятью орудиями калибра 460мм, а балтийский таким же количеством орудий калибра 406мм. Разработка эскизных проектов обеих линкоров была поручена КБ Балтийского завода им. С.Орджоникидзе. Однакоо до стапельного периода дожил только линкор проекта 23, в то время как балтийский линкор проекта 21 так и не вышел из стадии эскизного проектирования. В течение последующих трех лет в проект 23 вносились неоднократные изменения, в связи с чем стандартное водоизмещение линкора выросло до 59 150 тонн (полное до 65 150 т), броневой пояс был уменьшен до 350мм, а скорость была снижена до 29 узлов.  инкор типа «Советский Союз» по некоторым параметрам превосходил многие аналогичные зарубежные разработки, например, советский линкор однозначно превосходил все линкоры постройки 1935-1945 гг., за исключением японских типа «Ямато» и недостроенных американских типа «Монтана». Строить новые линкоры предусматривалось серией из четырех кораблей, закладка головного корабля – «Советский Союз» состоялась 15 июля 1938 года на Балтийском заводе в Ленинграде. 31 октября 1938 г. на Николаевском заводе №198 был заложен второй линкор «Советская Украина». Последние два корабля этой серии – «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» были заложены на заводе №402 в Молотовске (Северодвинске) 21 декабря 1939 года и 22 июля 1940 года соответственно. принятым 19 октября 1940 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане военного судостроения на 1941 год» было объявлено иное решение: новых закладок линкоров и тяжелых крейсеров не производить, «Кронштадт» и «Севастополь» спустить на воду в 3-м квартале 1942 года. Строительство линкора «Советская Белоруссия» на заводе № 402 в Молотовске прекращалось, усилия сосредотачивались на строительстве «Советской России», металл, выставленный на стапель, предписывалось разобрать и частично использовать при строительстве линкора «Советская Россия»; взамен в первом квартале 1941 года предлагалось заложить в этом же доке четыре эсминца проекта 30. Линкоры в соответствии с последними довоенными планами предполагалось спустить на воду в 1943 году и сдать в 1945 году. После 22 июня 1941 года в соответствии с постановлениями Государственного комитета обороны  июля все работы по созданию линкоров и тяжелых крейсеров были приостановлены, а их корпуса законсервированы. На момент прекращения строительства технические готовности линкоров в Ленинграде, Николаеве и Молотовске составляли соответственно 21,19 %, 17,5 % и 5,04 % (по другим данным — 5,28 %). При этом головной линкор «Советский Союз» по собственным работам завода-строителя имел готовность 30,72 %, а по контрагентским поставкам и работам — всего 6,32 %. Корпус корабля был, в основном, собран под еще не настланную верхнюю палубу и почти полностью выполнен под нижнюю, а кормовая часть была собрана на 80–85 %. Выставленный на стапель металл составил 87,5 % массы металлического корпуса и 18,3 % массы по броне. По окончании войны недостроенные корабли были разобраны.

 

Модификации:

  Пр. 23 «бис» (линкор 2 серии)(1939г.)-проект дальнейшего развития ЛК пр.23 предусматривал  увеличение числа 100-мм стволов ЗА до 12, упрощение схемы бронирования при сохранении или улучшении общей бронестойкости, совершенствование ПМЗ; повышение скорости полного хода до 30 уз и устранение других недостатков окончательного техпроекта 23 (линкоры 2 серии). В проекте 23бис была предусмотрена ПМЗ типа принятой на тяжелом крейсере проекта 69, но с некоторым утолщением продольных переборок. При водоизмещении до 60 800 т, скорость полного хода проекта 23бис составила 30 уз. засчкт улучшения обводов. 

пр.23НУ(1940г.)-дальнейший вариант проекта (новый улучшенный).  При сохранении общей компоновки и архитектуры корабля, состава и мощности ГЭУ, артиллерии ГК и ПМК (прорабатывались варианты с двух- и трехорудийными башнями), число 100-мм АУ увеличивалось до восьми, а 37-мм автоматов — до 11, кроме того, предусматривалось 20 12,7-мм пулеметов. За счет придания главному броневому поясу наклона 15° полученная в проекте 23 бронестойкость обеспечивалась при меньших толщинах брони (345–390 мм), а толщина наклоненного на 30° носового траверза понижалась до 250 мм.   со сниженной до 28–29 уз скоростью полного хода, дальностью плавания около 8000 миль с упомянутыми выше составом вооружения и толщинами бронирования. Однако НТК ВМФ признал эти предложения неприемлемыми из-за чрезмерно больших длины и водоизмещения и 27 сентября выдал ЦКБ-4 новое задание на разработку дополнительных вариантов предэскиза линкора (обозначавшегося уже как проект 24).

 

Источники:

А.М. Васильев «Линейные корабли типа Советский Союз». — СПб: «Галея Принт», 2006.

http://www.plam.ru/warhistory/superlinkory_stalina_sovetskii_soyuz_kronshtadt_stalingrad/p2.php

https://forum.worldofwarships.ru/topic/3098-линейные-корабли-пр-23-типа-советский-союз/

http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Линейные_корабли_типа_«Советский_Союз»

 

 

 

Класс «Советский Союз»

Класс «Советский Союз»

Советский Союз

Советская Украина (Иль Дуче)
Красный Товарищ (аналогичный)

Рабочий объем Советский Союз и др.
46 000 тонн
Красный Товарищ
59 000 тонн
Вооружение 3 x 3 16 дюймов
ДП и свет АА
3 x 3 18″
DP и Light AA
Скорость 31 узел 30 узлов
Рейтинг(и) VTS   5   5   6   6   7   6

Примерно в начале Второй мировой войны Советский Союз пытался обновить свой флот за счет новой постройки линкоров и / или линейных крейсеров, построенных с иностранной помощью. Они хотели, чтобы США создали проект линкора с 18-дюймовыми орудиями американского производства, но США отказались. Германия поставила недостроенный тяжелый крейсер, но отказалась от сотрудничества с линкорами. Итальянский судостроительный конгломерат Ansaldo взял на себя задачу и запустил по крайней мере один большой 3-башенный линкор, который вторгшиеся силы Оси нашли наполовину построенным на Николаевской верфи на Черном море в 1919 г.41. Предположения о его готовом размере колебались от 45 000 до 60 000 тонн. Оказалось, что это российская версия Littorio с 16-дюймовыми орудиями. Силы Оси не удосужились запустить или использовать корпус.

В «Гранд Флите» с итальянской, французской и американской помощью строились три больших советских линкора, один в Ленинграде и два в Николаеве. Оснащенные тяжелым вооружением, хорошо бронированные и быстрые, эти корабли должны были привести Советский Союз к мировым стандартам строительства линкоров по прошествии каких-то двадцати лет и различных «чисток» талантливых, но «буржуазных» кораблестроителей. Советский Союз (Советский Союз) был закончен в 1940 году с 16-дюймовыми орудиями французского производства, аналогичными тем, что были на Эльзас , а его сестра Советская Украина (Советская Украина) должна была выйти в начале 1942 года. Быстрое наступление Германии по суше когда началась война, Союз и другие военно-морские силы были вынуждены искать другие порты Черного моря.Итальянские рабочие на николаевских верфях мобилизовались, чтобы спасти почти полный Украина от побега, потопив старый грузовой корабль через строительный бассейн и захватив русский снос отряд, прежде чем они успели действовать.0029 Украина был достроен итальянцами и переименован в Il Duce , предположительно из-за малодушных возражений Муссолини. На Севере старшая сестра проекта «Красный Товарищ» («Красный товарищ») имела идентичную надстройку и внутреннюю компоновку, за исключением колодцев большего диаметра и тяжелых башен для предлагаемых 18-дюймовых орудий. более крупный и длинный корпус, который создавал дополнительную защиту и бункер без снижения скорости. США отказались от отправки 18-дюймовых орудий после того, как Россия разделила Польшу и вторглась в Финляндию и страны Балтии. Когда Германия вторглась в 1941, однако в помощи нашему «другу» вряд ли можно было отказать, и орудия, предназначенные и отвергнутые для USS Constellation , теперь были доступны.

Советский Союз часто подвергался ударам Люфтваффе в порту, но во время своего единственного примечательного боевого вылета атаковал и повредил турецкий линкор Фатих и испанский Хайме I . Остальное время она использовала свою артиллерию для огневой поддержки советских сухопутных войск.

Иль Дуче был гордым «призовым кораблем» Regia Marina. Хотя он подвергся бомбардировке во время перехода в турецкий порт Измир Ланкастерами и B-17 из Египта, он был головным кораблем через Суэцкий канал после падения Каира и позволил внушительной боевой линии Regia Marina пройти в Сомали. После потопления линкора «Нельсон » у берегов Африканского Рога, он прошел по итальянским портам, чтобы заручиться общественной поддержкой войны, которая оборачивалась против них. Новые союзные армии высадились в Марокко к Torch неслись на восток через Северную Африку. Когда она вышла в следующий раз, она столкнулась со Средиземноморским флотом Королевского флота, состоящим из старых линкоров времен Первой мировой войны. Головной корабль, «battlecreeper» Inflexible , принял на себя основную тяжесть залпов Il Duce , не выглядя при этом обеспокоенным, а англичане дали Il Duce такую ​​оклейку, что его пришлось потопить собственными кораблями.

В начале 1942 года конвой союзников выгрузил обещанные 18-дюймовые орудия в Архангельске, и они направились в Ленинград, чтобы установить их в достроенные 9-дюймовые орудия.0029 Красный Товарисч . Несмотря на то, что большую часть времени корабль Товарищ находился в порту, важный момент наступил, когда он бросил вызов японскому линкору Kii у Готланда после того, как Япония нагло напала на Советский Союз вопреки пакту о ненападении, которого придерживались Советы. Каждый линкор швырял по небу 18-дюймовые снаряды, но наблюдательность и мореходство Товарища не позволяли увернуться и от торпед Кии . Два подводных взрыва, один от «короткого» и один от торпеды, прорвало большую дыру в Товарищ на стороне, достаточно ей «отдать кольцо» (разорвать помолвку). Доковыляв до военно-морской базы Хрондшдат, она просидела остаток войны, стреляя по окружавшим немцам, пока русское наступление не выбило захватчиков из зоны досягаемости. Послевоенная пропаганда превратила его в устрашающий «ракетный корабль», но на самом деле его разобрали на материалы для постройки новых подводных лодок.

ВМС Франции  | в ВМС Германии  | в ВМС Италии
в ВМС малых стран   | в Королевский флот Нидерландов | в Королевский флот
ВМФ СССР   | ВМС США

Советские линкоры

Русские и советские дредноуты
Русские и советские линкоры часто создавались под влиянием итальянских разработок. Первый итальянский дредноут, Dante Aligheri , стал основой для Gangut класса и, следовательно, Imperitricia Maria и Измаил тоже классы. Позже Советский Союз-9.0030 класс был основан на ряде планов Кантьери Ансальдо из Генуи, известного как Конструкция УП-41. Конструкция UP-41 была заимствована из класса Littorio . «Корабль X» был спроектирован американской фирмой Gibbs and Cox.

Российские и советские линейные крейсера
Класс Измаил был создан на основе итальянского Gangut и Imperitricia Maria классов. Существует сильный семейное сходство.

Линейные крейсера проекта 69 были чисто советской разработкой, связанной с их проекты современных крейсеров. Линейные крейсера проекта 82 были эволюция этой конструкции.

Линейные крейсера проекта «Киров» проекта (проект 1144) представляют собой еще одну чисто советскую разработку и существенно отличаются от более ранних моделей с артиллерийским вооружением. Их основное вооружение — большой набор тяжелых противокорабельных ракет. У них также есть большой набор зенитных ракет. Несмотря на эти радикальные различия, их размер и скорость по-прежнему относят их к общей категории линейных крейсеров.

Префиксы советских имен
В некоторых источниках используется префикс «СССР» для кораблей советской эпохи, но не в официальных публикациях. Ничто официальное не предлагает использовать какой-либо префикс.

Русско-советский линкор Хронология

Февраль 1904-1905: Русско-японская война. Крупное поражение России.
октября 1904 г. — май 1905 г.: Балтийский флот идет на Дальний Восток.
5 декабря 1904 г.: Порт-Артур: поражение Тихоокеанского флота
27-28 мая 1905 г.: Цусимское сражение: русский Балтийский флот разбит по мере его прибытия.
1905: Портсмутский договор

Август 1914-20 декабря 1917: Первая мировая война. Поражение России.
8 марта 1917 года: Первая русская революция. Царь Николай II свергнут, установлена ​​республика.
17 октября 1917 года: Битва у Лунного острова. Немецкие дредноуты Kronprinz и Кёниг поражение русских дредноутов Цесаревич и Слава . Слава затоплен, Цесаревич скрылся.
ноября 1917 года: Вторая русская революция. Ленин создал СССР.
20 декабря 1917 г .: Россия заключает Брест-Литовский договор с Германией и Австро-Венгрия, фактически положившая конец участию России в Первой мировой войне.
3 марта 1918: Россия ратифицирует Брест-Литовский договор.

1918-1920: Гражданская война в России

Июнь 1941 — май 1945: Вторая мировая война. Победа СССР, хотя прежде всего за счет наземные действия, а не морская мощь.

5 марта 1953 года: умирает Сталин. Сталинград Класс отменен.

Декабрь 1980 г .: Ракетный атомный линейный крейсер Киров поступает на вооружение. Это первый линейный крейсер, построенный какой-либо страной после Второй мировой войны.

31 дек 1991: Распад СССР
1992: Киров класса линейные крейсера переименованы

Ключ к строителям:
Галерный Остров Галерный, Санкт-Петербург, (Россия)
Ленинград Балтийское Объединение, Санкт-Петербург, (Россия)
61 Коммуна 61 Коммунара СЮ 445, Николаев [Север], (Украина)
Носенко Носенко С. Ю. 444, г. Николаев, Украина.

Военные призы Линкоры

Советский линкор «Новороссийск» был военным призом, отнятым у итальянцев после Второй мировой войны. Итальянский линкор «Джулио Чезаре» был передан Советскому Союзу в качестве возмещения ущерба, причиненного войной, и 3 февраля 1949 г. вошел в состав ВМФ СССР как «Новороссийск». Итальянский линкор класса «Конте ди Кавур» «Джулио Чезаре» служил в Regia Marina в обеих мировых войнах, прежде чем присоединиться к советскому флоту.

В ночь на 1955.10.29 «Новороссийск» пришвартовался в Севастопольской бухте, в 300 метрах от берега, напротив больницы. В 01:30 взрыв, эквивалентный 1200 кг тротила под носовой частью корабля, пробил все палубы от днищевой обшивки до палубы бака. В палубе полубака была одна дыра размером 144 метра. Повреждение простиралось от носовой части в корму на 22 метра. Корабль медленно тонул, опрокинувшись в 4:15, через 2 часа 45 минут после взрыва и через 18 часов после этого полностью погрузился под воду. В результате опрокидывания погибли 608 моряков, большинство из которых находились в отсеках корабля. Гибель людей, а также полная гибель корабля были напрямую вызваны некомпетентными действиями его капитана, командующего флотом вице-адмирала В. Пархоменко.

Имя Киль
Уложенный
Запуск Связь Строитель Примечания
Royal Oak Arkhangelsk
(ранее Royal Sovereign )
15 января 1914 29 апреля 1915 1943S Вернулся в Великобританию в 1949 г., сдан на слом.
Conte Di Cavour Novorossisk
(ранее Giulio Cesare
24 июня 1910 15 октября 1 3 Feb 194992424.