Рейтинг асов / История / Независимая газета

Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, Николай Гулаев, Борис Сафонов… Это известные советские асы. А как смотрятся их результаты на фоне достижений лучших иностранных летчиков?

Определить самого эффективного мастера воздушного боя трудно, но, думается, все-таки можно. Как? Первоначально автор очерка попытался найти соответствующую методику. Для этого, по совету специалистов, применены следующие критерии. Первый, наиболее важный — против какого противника пришлось сражаться пилоту. Второй — характер боевой работы летчика, ведь одни вступали в поединки в любых условиях, другие вели боевые действия в качестве «свободных охотников». Третий — боевые возможности своих истребителей и противостоящих машин. Четвертый — количество (средний результат) сбитых самолетов противника за один вылет, за один проведенный бой. Пятый — число проигранных поединков. Шестой — количество сбитых машин. Седьмой — методика подсчета одержанных побед. И т.д. и т.п. (анализ всего имеющегося у автора фактического материала). Кожедуб, Покрышкин, Бонг, Джонсон, Хартманн и другие известные летчики получали определенное количество баллов с плюсом и минусом. Рейтинг пилотов (расчеты проведены на ЭВМ) получился, конечно, условный, но в его основе — объективные показатели.

Итак, Иван Кожедуб (ВВС СССР) — 1760 баллов. Николай Гулаев (ВВС СССР) — 1600, Эрих Хартманн (люфтваффе) — 1560, Ганс-Иоахим Марсель (люфтваффе) — 1400, Герд Баркхорн (люфтваффе) — 1400, Ричард Бонг (ВВС США) — 1380, Александр Покрышкин (ВВС СССР) — 1340. Такова первая семерка.

Понятно, многие читатели потребуют пояснения к приведенному рейтингу, а поэтому делаю это. Но вначале — о сильнейших представителях воздушных школ Второй мировой.

НАШИ

Наивысшего результата среди советских летчиков добился Иван Кожедуб — 62 воздушные победы.

Легендарный летчик родился 8 июня 1920 г.

в деревне Ображеевке Сумской области. В 1939 г. в аэроклубе осваивает У-2. В следующем году поступил в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Учится летать на самолетах УТ-2 и

И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны вместе с персоналом школы эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию, но только в ноябре 1942 г. получает направление на фронт в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал участник войны в Испании майор Игнатий Солдатенко.

Первый боевой вылет совершает 26 марта 1943 г. на Ла-5. Он был неудачным. Во время атаки на пару Мессершмиттов Bf-109 его «Лавочкин» был поврежден, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Кожедуб смог довести машину до аэродрома, но восстановить ее не удалось. Следующие вылеты совершал на старых самолетах и только месяцем позже получил новый Ла-5.

Курская дуга. 6 июля 1943 г. Именно тогда 23-летний пилот открывает свой боевой счет. В том поединке он, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, одерживает первую победу — сбивает бомбардировщик Ju87. На другой день он одерживает новую победу. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. В августе 43-го молодой летчик становится командиром эскадрильи. К октябрю на его счету уже 146 боевых вылетов, 20 сбитых самолетов, он представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 4 февраля 1944 г.). В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и одолели. Увеличил свой счет и Иван Кожедуб.

В мае-июне 1944 г. он дерется на полученном Ла-5ФН за

# 14 (подарок колхозника Ивана Конева). Сначала сбивает Ju-87. А затем на протяжении шести следующих дней уничтожает еще 7 машин противника, в том числе пять Fw-190. Летчик второй раз представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 19 августа 1944 г. )…

…Однажды авиации 3-го Прибалтийского фронта доставила немало хлопот группа немецких летчиков во главе с асом, одержавшим 130 воздушных побед (из них 30 с его счета сняли за уничтожение в горячке трех своих истребителей), десятки побед имели и его сослуживцы. Для противодействия им на фронт с эскадрильей опытных пилотов прибыл Иван Кожедуб. Итог схватки — 12:2 в пользу советских асов.

В конце июня Кожедуб передает свой истребитель другому асу — Кириллу Евстигнееву и переходит в учебный полк. Однако в сентябре 1944 г. пилот направляется в Польшу, на левое крыло 1-го Белорусского фронта в 176-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиаполк (заместителем его командира) и ведет бои уже способом «свободной охоты» — на новейшем советском истребителе Ла-7. На машине с # 27 он провоюет до конца войны, собьет еще 17 машин противника.

19 февраля 1945 г. Кожедуб уничтожает над Одером реактивный самолет Ме 262. Шестьдесят первый и шестьдесят второй самолеты противника (Fw 190) он сбивает над столицей Германии 17 апреля 1945 г. в воздушном бою, который как классический образец изучают в военных академиях и училищах. В августе 1945 г. ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. Войну Иван Кожедуб закончил в звании майора. В 1943-1945 гг. он выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Советский летчик не проиграл ни одного поединка и является лучшим асом авиации союзников.

На личном счету Александра Покрышкина — 59 сбитых самолетов (плюс 6 в группе), Николая Гулаева — 57 (плюс 3), Григория Речкалова — 56 (плюс 6 в группе), Кирилла Евстигнеева — 53 (плюс 3 в группе), Арсения Ворожейкина — 52, Дмитрия Глинки — 50, Николая Скоморохова — 46 (плюс 8 в группе), Александра Колдунова — 46 (плюс 1 в группе), Николая Краснова — 44, Владимира Боброва — 43 (плюс 24 в группе), Сергея Моргунова — 43, Владимира Серова — 41 (плюс 6 в группе), Виталия Попкова — 41 (плюс 1 в группе), Алексея Алелюхина — 40 (плюс 17 в группе), Павла Муравьева — 40 (плюс 2 в группе).

Еще 40 советских летчика сбили от 30 до 40 самолетов каждый. Среди них — Сергей Луганский, Павел Камозин, Владимир Лавриненков, Василий Зайцев, Алексей Смирнов, Иван Степаненко, Андрей Боровых, Александр Клубов, Алексей Рязанов, Султан Амет-Хан.

27 советских летчиков-истребителей, удостоенных за боевые подвиги звания трижды и дважды Героя Советского Союза, одержали от 22 до 62 побед, в общей сложности они сбили 1044 вражеских самолета (плюс 184 в группе). По 16 и более побед имеют свыше 800 пилотов. Наши асы (3% от всех летчиков) уничтожили 30% самолетов противника.

СОЮЗНИКИ И ПРОТИВНИКИ

Из союзников советских летчиков лучшими были американский пилот Ричард Бонг и английский — Джонни Джонсон.

Ричард Бонг в годы Второй мировой войны проявил себя на Тихоокеанском театре военных действий. За 200 боевых вылетов с декабря 1942 г. по декабрь 1944 г. сбил 40 самолетов противника — все японские. Летчика в США считают асом «всех времен», отмечая профессионализм и мужество. Летом 1944 г. Бонг назначается на должность инструктора, однако добровольно возвращается в свою часть летчиком-истребителем. Удостоен Почетной медали конгресса США — высшего знака отличия страны. Кроме Бонга, еще восемь пилотов ВВС США одержали 25 и более воздушных побед.

На боевом счету англичанина Джонни Джонсона — 38 сбитых вражеских самолетов, причем все истребители. В годы войны прошел путь от сержанта, летчика-истребителя до полковника, командира авиакрыла. Активный участник воздушной «Битвы за Британию». Свыше 25 воздушных побед еще у 13 пилотов ВВС Великобритании.

Следует назвать также имя французского летчика лейтенанта Пьера Клостермана, сбившего 33 фашистских самолета.

В ВВС Германии лидером являлся Эрих Хартманн. Немецкий пилот известен как самый удачливый летчик-истребитель в истории воздушного боя. Практически вся его служба прошла на советско-германском фронте, здесь он одержал 347 воздушных побед, на его счету имеется и 5 сбитых американских — Р-51 «Мустанг» (всего 352).

Начал службу в люфтваффе в 1940 г., на Восточный фронт направлен в 1942 г. Сражался на истребителе Вf-109. В третьем же вылете его сбили.

Одержав первую победу (сбил штурмовик Ил-2) в ноябре 1942 г., был ранен. К середине 1943 г. на его счету 34 самолета, что не являлось каким-то исключением. Но 7 июля того же года вышел победителем в 7 поединках, а через два месяца довел счет своих воздушных побед до 95. 24 августа 1944 г. (по утверждению самого пилота) сбил 6 самолетов только за один боевой вылет, к концу того же дня одержал еще 5 побед, доведя общее количество сбитых самолетов до 301. Последнюю воздушную схватку выиграл в последний день войны — 8 мая 1945 г. В общей сложности Хартманн совершил 1425 боевых вылетов, в 800 из них вступал в бой. Дважды выбрасывался с парашютом из горящих машин.

В люфтваффе были и другие пилоты, которые имели солидные результаты: Герд Баркхорн — 301 победа, Гюнтер Ралль — 275, Отто Киттель — 267, Вальтер Новотный — 258, Вильгельм Бац — 237, Эрих Рудорфер — 222, Генрих Бер — 220, Герман Граф — 212, Теодор Вайсенбергер — 208.

106 пилотов германских ВВС уничтожили более чем по 100 самолетов противника каждый, в сумме — 15547, а 15 лучших — 3576 самолетов.

СЛАГАЕМЫЕ ПОБЕД

А теперь пояснение к приведенному рейтингу. Логичнее сравнивать советские и германские ВВС: их представители сбили наибольшее количество самолетов, из их рядов вышел не один десяток асов. Наконец, на Восточном фронте решался исход Второй мировой.

В начале войны немецкие летчики были подготовлены лучше, чем советские пилоты, они имели опыт сражений в Испании, Польше, кампании на Западе. В люфтваффе сложилась добротная школа. Из нее выходили высококлассные бойцы. Так вот против них и сражались советские асы, поэтому их боевой счет в силу этого более весом, чем у лучших немецких летчиков. Сбивали ведь они профессионалов, а не слабачков.

Немцы обладали возможностью основательно готовить летчиков к первому бою в начале войны (450 часов летной подготовки; правда, во второй половине войны — 150 часов), осторожно «обкатывали» их в боевых условиях. Как правило, молодые не вступали сразу в поединки, а только наблюдали за ними со стороны. Осваивали, так сказать, методику. К примеру, Баркхорн в первых 100 вылетах на фронте не провел ни одного боя с советскими пилотами. Изучал их тактику, повадки, в решающие минуты уходил от встречи. И только набравшись опыта, ринулся в схватку. Так что на счету лучших немецких и российских летчиков, в том числе Кожедуба и Хартманна, разные по мастерству пилоты сбитых самолетов.

Многим советским летчикам в первый период Великой Отечественной, когда враг стремительно рвался в глубь СССР, приходилось вступать в бой, зачастую не имея хорошей выучки, иногда после 10-12 часов летной подготовки на новой марке самолета. Новички и попадали под пушечный, пулеметный огонь германских истребителей. С опытными же пилотами не все немецкие асы выдерживали противоборство.

«В начале войны русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали скованно, и я их легко сбивал неожиданными для них атаками, — отмечал в своей книге «Хорридо» Герд Баркхорн. — Но все же нужно признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться. В процессе войны русские летчики становились все более умелыми воздушными бойцами. Однажды в 1943 году мне пришлось на Bf-109G сражаться с одним советским летчиком, пилотировавшим ЛаГГ-3. Кок его машины был выкрашен в красный цвет, что означало — летчик из гвардейского полка. Это мы знали из данных разведки. Наш бой продолжался около 40 минут, и я не мог его одолеть. Мы вытворяли на своих машинах все, что только знали и могли. Все же были вынуждены разойтись. Да, это был настоящий мастер!»

Мастерство к советским летчикам на заключительном этапе войны приходило уже не только в боях. Была создана гибкая, приспособленная к военным условиям система обучения авиационных кадров. Так, в 1944 г. по сравнению с 41-м налет в расчете на одного летчика увеличился более чем в 4 раза. С переходом стратегической инициативы к нашим войскам на фронтах стали создаваться полковые учебные центры по подготовке пополнений к боевым действиям.

Успехам Хартманна, других немецких летчиков в немалой степени способствовало то, что многим из них, в отличие от наших пилотов, дозволялось на протяжении всей войны вести «свободную охоту», т.е. вступать в бой в благоприятных для себя условиях.

Следует также откровенно признать: достижения немецких летчиков во многом связаны с качеством техники, на которой они воевали, хотя и тут не все просто.

«Личные» истребители асов противоборствующих сторон не уступали друг другу. Иван Кожедуб дрался на Ла-5 (в конце войны на Ла-7). Эта машина ни в чем не уступала немецкому Мессершмитт Bf-109, на котором воевал Хартманн. По скорости (648 км/час) «Лавочкин» превосходил отдельные модификации «мессеров», однако уступал им в маневренности. Не слабее немецких Мессершмитт Bf-109 и Фокке-Вульф Fw 190 были американские истребители Р-39 «Аэрокобра», и Р-38 «Лайтинг». На первом сражался Александр Покрышкин, на втором — Ричард Бонг.

Но в целом по своим ТТХ многие самолеты советских ВВС уступали машинам люфтваффе. И речь не только об истребителях И-15, И-15 бис. Германские истребители, скажем правду, сохраняли преимущество до конца войны, ибо немецкие фирмы постоянно продолжали их совершенствовать. Уже под бомбежками союзной авиации они сумели произвести около 2000 реактивных истребителей Мессершмитт Me163 и Me262, скорость которых достигла 900 км/час.

И потом, данные о сбитых самолетах нельзя рассматривать в отрыве от количества боевых вылетов, проведенных боев. Скажем, Хартманн в общей сложности совершил за годы войны 1425 боевых вылетов, в 800 из них вступал в схватки. Кожедуб сделал за войну 330 боевых вылетов, провел 120 боев. Получается, советскому асу на один сбитый самолет требовалось 2 воздушных боя, немецкому — 2,5. Нужно учесть, что Хартманн проиграл 2 поединка, ему пришлось прыгать с парашютом. Однажды он даже попал в плен, но, воспользовавшись хорошим знанием русского языка, сбежал.

Нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчета сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса — по самолету, считалось, летчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны сотни, тысячи случаев, когда поврежденные самолеты возвращались на аэродромы. Когда же добротные немецкие кинофотопулеметы отказывали, то счет велся самим пилотом. Западные исследователи, когда заводят речь о результативности летчиков люфтваффе, часто применяют фразу «по утверждению пилота». К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолетов за один боевой вылет, но других подтверждений этому нет.

На отечественных самолетах фотоаппаратура, фиксировавшая попадания в машины противника, стала устанавливаться практически в конце войны, причем она служила дополнительным средством контроля. На личный счет советских пилотов заносились победы, только подтвержденные участниками данного боя и наземными наблюдателями.

К тому же советские асы никогда не приписывали себе самолеты, уничтоженные совместно с новичками, так как те начинали свой боевой путь, самоутверждались. Немало таких «подачек» в активе у Кожедуба. Так что его счет другой, чем тот, что занесен в энциклопедии. Он редко возвращался из боевого вылета без победы. По этому показателю его превосходит, пожалуй, лишь Николай Гулаев. Теперь, видимо, читателю понятно, почему рейтинг Ивана Кожедуба самый высокий, а Николай Гулаев идет в списке вторым.

советские авиаторы и советские летчики-асы 1914-1953



Красные соколы: советские авиаторы и советские летчики-асы 1914-1953
Асы Российской империи (1914 — 1922 гг.)
Советские асы в Испании (1936 — 1938 гг.)
Советские асы в Китае (1937 — 1940 гг.)
Советские асы в Монголии (Халхин — Гол, 1939 г.)
Советские асы в Финскую войну (1939 — 1940 гг.)
Советские асы в Корее (1950 — 1953 гг.)

Алфавитный список военных лётчиков России

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш-Щ

Э-Ю-Я



Общий список Советских летчиков — асов (1936 — 1953 гг. )
Самые результативные пилоты истребительной авиации
  • Часть 1 (с числом побед — не менее 40)
  • Часть 2 (с числом побед — не менее 30)
  • Часть 3 (с числом побед — не менее 25)
  • Часть 4 (с числом побед — не менее 20)
  • Часть 5 (с числом побед — не менее 15)
  • Часть 6 (с числом побед — не менее 10)
  • Часть 7 (лётчики штурмовой авиации)
  • Часть 8 (воздушные стрелки-радисты)
  • Часть 9 (другие российские авиаторы)
Женщины — авиаторы в Великой Отечественной войне
Французские лётчики полка «Нормандия — Неман»
Испанские летчики в рядах ВВС СССР

Именные самолеты Второй мировой войны
часть 1★ часть 2★ часть 3★ часть 4★ часть 5☆ часть 6★ часть 7★ часть 8★ часть 9


Другие проекты смежной тематики:

Воздушные асы Первой мировой войны
Германские асы Первой мировой (1914 — 1918 гг.)
Ворошиловские стрелки. Советские снайперы Великой Отечественной войны
Женщины-снайперы Великой Отечественной войны


Избранные статьи и обзоры по истории авиации:

Американский счёт майора Кожедуба
Военные самолёты Второй мировой войны
Воздушный таран — оружие смелых. ..
«Сталинские соколы» на службе в Люфтваффе
«Авиация генерала А. А. Власова»
«Соколы» генерала А. А. Власова…
«Лишённый звания Героя…»
Победы сталинских соколов
Его большое небо
«Пчёлке» лететь на Берлин
«Судьба «испанца». Лётчик — истребитель Михаил Федосеев
Они дрались на истребителях
Из дневника лётчика-истребителя
История некоторых именных самолетов
Воздушные тараны над Черным морем
Эскадрилья «Москва»
Крылатые витязи
Мутное небо 1941…
Самолеты Бориса Сафонова
Заложники времени (о Василии Сталине)
Ил-2 — наша гордость, или трагическая ошибка?
В небе Китая…
«Испанец» с Кубани
В небе республиканской Испании…
Боевые самолёты — участники боёв на Халхин-Голе
Истребители периода Корейской войны
В горящем самолёте

Смотреть все статьи и обзоры

Новости и обновления:

февраль 2020 г.
Лысункин Александр Илларионович — добавлены фотографии на биографическую страницу.
Василий Метик — обновлена биографическая страница советского лётчика.
Стариков Алексей Георгиевич — добавлен список побед и фото советского лётчика — благодаря материалам Алексея Яшугина — правнука советского летчика.
Харченко Степан Иванович — обновлена биографическая страница советского лётчика.

март 2019 г.
Бугаев Тимофей Георгиевич — обновлена биографическая страница советского лётчика.
Чернец Иван Аксентьевич — обновлена биография лётчика.

февраль 2019 г.
Корешков Владимир Степанович — добавлено новое фото лётчика.
Смильский Михаил Иванович — добавлена новая информация, фото лётчика и рисунки.
Сербин Иван Иванович — добавлена новая информация и фото лётчика.
Зелёнкин Михаил Михайлович — добавлена новая информация, фото лётчика и рисунки.
Добавлены боковики самолётов в статью «История некоторых именных самолётов» .

январь 2019 г.
Обновлен список советских снайперов Великой Отечественной войны.
Джаленов Байгали — добавлена биография советского снайпера.
Свитенко Николай Иванович — добавлен новый рисунок самолёта лётчика.
Севастьянов Алексей Тихонович — добавлена новая информация и фото лётчика.
Супрун Степан Павлович — добавлено новое фото лётчика и рисунок самолёта.
Мироненко Владимир Сергеевич — добавлено новае фото лётчика.
Литвяк Лидия Владимировна — добавлено новое фото и рисунок самолёта.

декабрь 2018 г.
Пересумкин Пётр Петрович — добавлен рисунок самолёта, носящего имя Героя.
Пасько Николай Фёдорович — добавлена новая информация о лётчике.
Сузик Павел Гавриилович — добавлена ссылка на видеоматериал о лётчике.
Виноградов Николай Сергеевич — добавлена новая информация о лётчике.
Добавлены рисунки в статью «История некоторых именных самолётов» .

май 2017 г.
Сеченок Василий Петрович — добавлено фото летчика из семейного архива.
Лидия Андреевна Онянова (Семёнова) — уточнена биография и добавлены новые фото снайпера из семейного архива.
Блинова (Климентьева) Екатерина Петровна — новая страница о советской женщине-снайпере.
Афонин Владимир Павлович — добавлено фото и уточнены данные летчика.
Сарамбаев Егор Петрович — добавлено фото снайпера из семейного архива.

апрель 2017 г.
Аэрокобры в 255 ИАП Северного флота СССР.
Киттихауки против Кригсмарине в годы ВОВ.
Советский ас Иван Клещёв глазами его техника.
Экипаж трёх героев — материал обновлён.
Носова Анна Леонтьевна — уточнен боевой счет женщины-снайпера ВОВ.
Павлов Иван Федорович — уточнена биография летчика-штурмовика, дважды Героя Советского Союза.
Павличенко Людмила Михайловна — обновлена биография самой результативной из советских женщины-снайперов ВОВ.
Шанина Роза Егоровна — обновлена биография снайпера.

март 2017 г.
Конев Георгий Николаевич — обновлены данные по боевой деятельности.
Баршт Абрек Аркадьевич — обновлена биография советского летчика.
Дрыгин Василий Михайлович — добавлена новая информация.
Габринец Владимир Максимович — новые фото советского аса.
Горелов Сергей Дмитриевич — обновлена статистика воздушных побед.
Худов Петр Дмитриевич — обновлена биография.
Кобзев Степан Петрович — обновлена биография.
Коломоец Василий Николаевич — обновлена биография.
Kрупский Виктор Иосифович — обновлена статистика воздушных побед.
Данилов Степан Павлович — обновлена информация.

февраль 2017 г.
Токаренко Михаил Кузьмич — обновлена биография советского летчика.
Павлов Григорий Антонович — добавлена новая информация.
Рыкачев Юрий Борисович — корректировка биографии и новые фото.
Тимофеенко Николай Васильевич — обновлена статистика побед.
Сухой Павел Осипович — авиаконструктор в годы Первой мировой.

январь 2017 г.
Бахчиванджи Григорий Яковлевич — добавлена новая информация в биографию советского летчика.
Закалюк Алексей Семенович — добавлена новая информация.
Фрунзе Тимур Михайлович — корректировка биографии и новые фото.
Тихомиров Владимир Алексеевич — новые данные о прославленном пилоте.

30 июля 2017 г.
Абазовский Константин Антонович — добавлена новая информация в биографию советского летчика.
Анохин Константин Ефремович — добавлена новая информация по летчику.
Батырев Пётр Михайлович — добавлена новая информация по летчику.
Чупиков Павел Фёдорович — добавлена новая информация.

30 марта 2016 г.
Дудин Николай Максимович — обновлена информация о советском лётчике.
Князев Василий Александрович — обновлена информация о советском лётчике.
Макаренко Николай Фёдорович — обновлена информация о советском лётчике.
Сидоренков Василий Кузьмич — добавлена новая информация о лётчике СССР.
Павлов Павел Иванович — добавлена новая информация о лётчике.
Пологов Павел Андреевич — добавлена новая информация о советском лётчике.
Тихонов Николай Викторович — добавлена новая информация и фото лётчика.
Шинкаренко Фёдор Иванович — добавлена новая информация и фото лётчика.
Тушев Иван Тимофеевич — добавлена новая информация и фото лётчика.
Тужилин Емельян Фёдорович — добавлена новая информация о лётчике.
Труд Андрей Иванович — добавлено новое фото лётчика и рисунок самолёта.
Трофимов Николай Леонтьевич — добавлена новая информация и фото лётчика.

Смотреть все новости за 2003-2017 год


Главная | Новости | АвиаХобби | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Контакты | Источники | Ссылки

      © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.


Последний пилот-ас — Общество первого полета

(Ну, до Маверика)

Полковник ВВС США в отставке Пол Карр

Из воздушных боев Юго-Восточной Азии вышли 23 летчика со званием «Ас». Из них 17 были северовьетнамцами, 1 советским и 5 летчиками США. 50 лет назад, между 10 мая и 28 августа 1972 года капитан Ричард «Стив» Ричи , Рейдсвилль, уроженец Северной Каролины, стал единственным пилотом ВВС США, получившим статус аса (*). Скорее всего, он будет последним.

       «Ас» — титул, присваиваемый тем, кто сбил 5 самолетов противника в воздушном бою. Во время Первой мировой войны пресса впервые использовала этот термин применительно к французскому летчику Адольфу Пегу, который в июле 1915 года совершил 5 побед. Романтика воздушных боев быстро взяла верх и превратила в легенды молодых людей, сражающихся с новейшим боевым оружием. высоко над окопами Европы. Немец Бэррон фон Рихтгофен, «Красный барон» и американец Эдди Рикенбакер стали основой пропагандистских усилий по романтизации непопулярной войны. Публика нашла в этих смельчаках и их самолетах новых героев.

            Между войнами самолеты совершенствовались, летали быстрее, выше, дальше – их оружие надежнее и смертоноснее. Но mano a mano идеи воздушных боев по-прежнему казались большими. Германия лидировала, но по мере расширения воздушной войны технологии и обучение Соединенных Штатов догоняли друг друга, и число американских асов росло. Ведущим американским асом был майор Дик Бонг, одержавший 40 побед над японскими летчиками. Робин Олдс достиг статуса аса, совершив 12 убийств и добавив еще 4 во время Корейской и Вьетнамской войн.

            Реактивные двигатели и пушки уступили место реактивным двигателям и ракетам. Дополнительные летчики были добавлены к экипажам с одним пилотом, которых называли оператором системы вооружения (WSO или Wizzo), офицером радиолокационного перехвата (RIO) или просто GIB (парень сзади). Высокие скорости в сочетании с радиолокационным и электронным опознаванием расширили боевое воздушное пространство. Менялись арена, оружие, колесницы, но не эго молодых людей, жаждущих заслужить титул «аса».

            Хотя победы Ричи одержали относительно короткий период, его жизнь и ранняя военная карьера намекали на уверенного в себе превосходства. В его родном городе его помнят за то, что он был звездным защитником средней школы, за его общее спортивное мастерство и его решимость соревноваться. Пережив две сломанные ноги, он все же вернулся к игре. Получив назначение в Академию ВВС в Колорадо-Спрингс, он пробился на стартовую позицию полузащитника. На последнем курсе Академия играла в 1963 Гатор Боул проиграл Университету Северной Каролины своего родного штата 35-0. Вероятно, это было последнее поражение Ричи.

            Получив звание младшего лейтенанта, он продолжал соревноваться и побеждать. Он закончил курс обучения пилотов-выпускников лучшим в своем классе и был направлен в испытательную эскадрилью F-104, расположенную на авиабазе Эглин, Флорида. Оттуда он перешел на F-4 Phantom II и завершил свою первую командировку во Вьетнаме.

            Превосходные летные навыки Ричи были отмечены его командирами, и после поездки во Вьетнам он был направлен в Школу вооружений истребителей ВВС, авиабаза Неллис, Невада. И снова он преуспел, и его пригласили остаться инструктором.

            Его жажда новых действий побудила его отправиться добровольцем во второй тур по Вьетнаму и присоединиться к 555-й тактической истребительной эскадрилье. «Тройной никель» уже был легендарным, а ветеран Второй мировой войны и корейский ветеран Робин Олдс возглавляли заголовки. Хотя капитан Ричи был новичком в эскадрилье, он был хорошо известен и получил неоднозначные отзывы в своих колледжах. Робин Олдс называл его «блестящим» пилотом, считающим себя «божьим подарком», дерзким и эгоистичным. Другие описали его как разумно агрессивного. Было ли у Стива Ричи большое эго? Без сомнения. Отличался ли он от других, соревнующихся в мире высоких перегрузок и высоких скоростей воздушного боя? Нисколько.

10 мая 1972 г. — номер победы 1

            8 мая, после более чем 200 боевых вылетов, Ричи, наконец, оказался в состоянии сбить свой первый МиГ. Фортуна играла на обеих сторонах результатов. Он летел как ведомый, когда оружие ведущего дало сбой, как раз когда их звено заняло огневую позицию позади вражеского самолета. Протокол требовал, чтобы Ритчи занял позицию и выстрелил из своего оружия. За несколько мгновений до сброса прозвучало предупреждение о низком уровне топлива, требующее немедленного возвращения на базу. Упущенная возможность первой победы, уничтожение вражеского самолета и устранение угрозы американским солдатам и летчикам еще беспокоили его, когда он присутствовал на утреннем брифинге 10 мая9.0003

            Linebacker — кодовое название для бомбардировки целей к северу от Ханоя. Когда один из пилотов F-4, которым было поручено прикрывать атакующие бомбардировщики, не появился, Ричи был более чем счастлив заменить его. Помимо очевидной возможности для продолжения боевых действий воздух-воздух, командиром звена был майор Боб Лодж. , одноклассник и друг Академии ВВС. Ричи, вместе с капитаном WSO Чаком ДеБелвью, будет номером 3 в строю, Лодж и ведомый 1 st лейтенант Джон Маркл будут первым и вторым. перехватывать вражеские истребители до того, как они смогут угрожать бомбардировщикам.

            Оказавшись на станции, бортовой самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления EC-121 и военно-морской радиолокационный корабль предупредили Лоджа о приближающихся МиГ-21. Чего они не увидели, так это следовавшего за ними МиГ-19 в надежде поймать экипажи американских истребителей, полностью сосредоточенные на ведущих МиГах и не подозревающие об их присутствии. Первым 2 F-4 в полете Oyster удалось сбить 2 МиГ-21. Ричи и Дебельвю запустили 2 ракеты «Спэрроу» и получили еще одну. В ближнем бою Лодж и его ВСО пали жертвами одного из тянущихся МиГ-19.с. Стив Ричи одержал свою первую воздушную победу, но радость была потеряна вместе с его другом.

31 мая 1972 г. — номер победы 2

            31 мая Ричи и оператор системы вооружения Лоуренс Петтит были частью собственного обмана. Вылетая из Тонкинского залива в направлении цели к северу от Хайфона, они использовали общеизвестный позывной, используемый невооруженными самолетами, предназначенными для защиты приближающихся бомбардировщиков путем развертывания радаров, сбивающих с толку «мякину». Ничего не подозревающие МиГи начали преследовать их, в то время как Ритчи и компания были наведены радаром сзади и ниже них. Когда Петтит объявил о блокировке радара, Ричи запустил 2 AIM-7. Только один работал корректно. Этого оказалось достаточно, и на борт его F-4 нарисовали еще одну красную звезду.

J 8 июля 1972 г. – Победы 3 и 4

            С конца июня по первую неделю июля ВВС Северного Вьетнама доказали свою смертоносность, сбив 7 F-4 при 0 собственных потерях. . Тактики Седьмой воздушной армии полагали, что эту тенденцию можно обратить вспять с помощью дополнительного радиолокационного покрытия. Еще один EC-121 ДРЛО дислоцировался над Тонкинским заливом.

            Ведущий на менее знакомых, но оснащенных пушечным вооружением F-4E, рейс Ритчи «Паула» был направлен 121-м к группе вражеских самолетов, возвращавшихся на базу после столкновения и повреждения американских самолетов к западу от Фу Тхо. Диспетчер на борту ДРЛО предупредил Пола о полете вражеского самолета практически над их позицией. Внезапно Ричи заметил МиГ в 10 часов и агрессивно повернулся для лобового паса. Вспоминая уроки, извлеченные 10 мая, он не сразу повернул сзади, а подождал, чтобы проверить, нет ли прицепов. Его решение оказалось верным, когда он заметил еще один отставший МиГ и начал агрессивный левый поворот к позиции противника на 6 часов. В то же время МиГ начал неожиданный поворот направо, еще больше сократив дистанцию ​​и выведя F-4 Ричи за пределы параметров стрельбы AIM-7. Сработали опыт и тренировки. Ричи перевел нос в вертикальный набор высоты, увеличив расстояние между двумя бойцами и предоставив минимальное решение для стрельбы. МиГ №3 ушел в историю.

            Пока это происходило, МиГ-1 маневрировал позади одного из других F-4 в полете Паула. Это могло бы плохо кончиться, если бы Ричи и ДеБелвью быстро не повернулись за нападавшим и не выстрелили из другой AIM-7. Видя, что его положение ухудшается, оставшийся враг развернулся и нырнул прочь. Полагая, что AIM-7 промахнулся и расстояние сократилось, Ричи приготовился стрелять из орудий F-4E. Но ракета сработала достойно, и МиГ номер 4 взорвался через 1 минуту 29 секунд после своего ведомого. Ричи был в 1 МиГе от того, чтобы стать асом, но он был не единственным.

            29 июля -го -го другой пилот F-4 ВВС, капитан Джеффри С. Файнштейн, одержал свою 4-ю победу. В середине июня у каждого пилота было 5 из убийств, отклоненных Комиссией по оценке претензий на вражеские самолеты Седьмой воздушной армии. Ощутимое волнение и напряжение распространились среди американских летчиков-истребителей, и соревнование началось.

28 августа 1972 г. – 5 Победа

            Ричи возглавлял звено из 4 F-4, которым было поручено обеспечить боевое прикрытие бомбардировки к северу от Ханоя. Операторы радара обнаружили МиГ-21 в 30 милях к юго-западу от города. ДеБелвю проверил угрожающий самолет на высоте 25 000 футов, в результате чего Ричи приказал подняться на большую высоту и увеличить скорость.

Когда был установлен визуальный контакт, ДеБелвью зачитал темпы сближения вражеского самолета, в то время как Ритчи начал разворот с набором высоты на огневую позицию. Его первоначальный залп из 2 ракет Sparrow промахнулся. Поняв, что его атакуют, МиГ начал уклоняться. Вместо того, чтобы улучшить свою позицию, он фактически позволил Ричи и ДеБелвью подойти ближе и снова выстрелить, на этот раз поразив цель. Стив Ричи официально был асом.

            Зная, что он станет главной целью во время любых последующих воздушных сражений, командование немедленно вывело его с театра военных действий. Заднее сиденье Чак ДеБелвью через несколько дней получил статус Ace и также был переведен.

                       На заре развития авиации противоборствующие пилоты могли видеть друг друга достаточно близко, чтобы помахать рукой или отдать честь в знак уважения. Но это все равно был смертельный танец, в котором выживали только смелые, смелые или удачливые. Технологии устранили личный характер воздушного боя и заменили метки на экране радара. Дроны и ракеты дальнего действия с радиолокационным наведением стоят в разы меньше миллионов, потраченных на каждый современный истребитель. В будущем вооруженные силы будут долго и упорно думать, прежде чем рисковать даже одной пилотируемой бортовой системой вооружения. Миру воздушных асов, которым правит огромное эго фон Рихтгофена и Рикенбакера, пришел конец.

                       50 лет назад капитан Стив Ричи, уроженец Рейдсвилля, Северная Каролина, стал первым и единственным пилотом-асом ВВС Вьетнама, последним из ушедшей эпохи.

*(Во время Вьетнама было 3 аса WSO и RIO. Лейтенант ВМС Рэндл «Дюк» Каннигэм был единственным другим пилотом-асом. Капитан Стив Ричи был единственным пилотом-асом ВВС США)

Пилоты-асы Первой мировой войны и Вторая мировая война | Исторический центр внимания | Новости

Введение

С появлением самолетов в конце 19-й век, и это будет лишь вопросом времени, когда эти машины станут новыми персонажами на театре военных действий. Истребительная авиация возникла во время Первой мировой войны как попытка помешать самолетам и дирижаблям противника собирать информацию путем разведки.

Мы будем исследовать двух самых известных истребителей-асов войн: Красного Барона и Дугласа Бейдера.

Красный Барон

Если это статья о первоклассных пилотах, то в ней должен быть рассказ о печально известном Красном Бароне. Имя, синоним господства в воздухе, Красный Барон стал почти мифическим персонажем в истории Первой мировой войны не только для Германии, но и для всего мира.

Манфред Альбрехт Фрайхерр фон Рихтгофен родился 2 мая 1892 года и первоначально был кавалеристом, перешедшим на военную службу в 1915 году. Он служил офицером-разведчиком на Восточном и Западном фронтах, участвовал в боевых действиях в России, Франции и Бельгия.

Манфред фон Рихтгофен, Красный Барон. Си Джей фон Дюрен [общественное достояние]

Однако, когда окопная война сделала традиционные кавалерийские операции устаревшими, Рихтгофену стало скучно. Заинтересовавшись немецкими самолетами, решил перейти в 9-й0103 Die Fliegertruppen des deutschen Kaiserreiches (Воздушная служба Императорской армии Германии).

Находясь на воздушной службе, Манфред (еще не легенда) познакомился с другим немецким асом-истребителем Освальдом Бёльке. Затем в октябре он начал обучение на пилота. Удивительно, но Рихтгофен не оказался естественным: он разбился во время своего первого полетного задания, где он управлял. Он использовал этот опыт, чтобы стать лучшим пилотом.

Некоторое время спустя Рихтгофен поднялся в небо и провел свой корабль сквозь жестокую грозу, несмотря на советы своих более опытных коллег, о чем позже сожалел. Несмотря на это, он оттачивал свои навыки, и вскоре его снова посетил Освальд Бёльке. В поисках кандидатов для нового подразделения Бельке обратился к Рихтгофену и призвал его в одну из первых истребительных эскадрилий Германии.

Красный Fokker Dr1 Манфреда фон Рихтгофена на земле. [Общественное достояние]

В 1916 году Рихтгофен стал одним из первых членов Jasta 2, одной из самых известных немецких эскадрилий Luftstreitkräfte в Первой мировой войне. Его первая воздушная победа в Jasta 2 была одержана над Камбре, Франция, в сентябре. Месяц спустя Бельке погиб при столкновении в воздухе с дружественным самолетом.

Когда Рихтгофен подтвердил свою первую воздушную победу, он приказал ювелиру в Берлине изготовить серебряную чашу с выгравированной датой и моделью вражеского самолета. Он продолжал эту тенденцию, пока не накопил 60 кубков, но был вынужден остановиться, когда предложение серебра в Германии сократилось. Вместо того, чтобы иметь трофеи более низкого качества, Рихтгофен вообще прекратил производство кубков.

Брат Рихтгофена, который был известен использованием более агрессивной и рискованной тактики, одержал 40 воздушных побед. В отличие от своего брата, Рихтгофен придерживался собственного свода правил, известного как «Дикта Бёльке». Это был набор маневров воздушного боя, сформулированный командиром его эскадрильи Бельке.

Манфред фон Рихтгофен с другими членами Jasta 11. Bundesarchiv, Bild 183-2004-0430-501 / CC-BY-SA

Что отличало Рихтгофена от многих его сверстников, так это более механический характер, в котором он отказывался от кричащей акробатической тактики вместо хладнокровной эффективности. Он нырял сверху, используя солнце для укрытия, в то время как товарищи по отряду прикрывали его тыл.

В ноябре 1916 года он встретился лицом к лицу со своим самым известным противником, британским асом майором Лано Хокером В.К. Рихтгофен летал на Albatros D.II; Хоукер пилотировал DH.2. Эти двое были втянуты в долгий воздушный бой, и когда Хокер попытался отступить, Рихтгофен нанес последний удар.

За свою карьеру Рихтгофен одержал 80 побед в воздушных боях. 21 апреля 1918 года, находясь над хребтом Морланкур, у реки Сомма, он был смертельно ранен. Очевидец, сержант Тед Смаут из Австралийского медицинского корпуса, заявил, что его последним словом было «капутт».

Дуглас Бадер

Сэр Дуглас Роберт Стюарт Бадер родился в феврале 1910 года. Он был асом Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны, на его счету 20 воздушных побед, четыре общие победы, шесть вероятных, одна общая вероятная и Повреждено 11 самолетов противника.

Вступив в Королевские ВВС в 1928 году, Бадер был призван в 1930 году. Будучи заядлым спортсменом, он также увлекался мотоциклетным спортом и вместе с другими кадетами участвовал в таких опасных видах деятельности, как превышение скорости, гонки на пассажирах, покупка и участие в гонках на автомобилях. Все это считалось незаконным на его службе, и Бадера чуть не исключили после того, как его слишком много раз поймали.

Портрет Бейдера в форме головы и плеч в форме Королевских ВВС и галстуке. Эрик Кеннингтон [общественное достояние]

Прирожденный смельчак и способный ученик, Бадер смог претендовать на самостоятельный полет всего после 11 часов и 15 минут полета. Он соревновался со своим соперником Патриком Кутом за награду «Меч чести». Эта награда была настоящим лезвием, вручаемым лучшему курсанту группы. Бадер проиграл Куту. Последний одержал 29 воздушных побед за 9 лет.0103 Ас Люфтваффе Unteroffizier .

Вскоре после этого Бейдер стал пилотом 23-й эскадрильи Королевских ВВС, базирующейся в Кенли, графство Суррей. Здесь он продвинулся еще дальше, выполняя незаконные и опасные трюки. Его начальство запрещало такие опасные маневры, но Бадер их игнорировал. Когда позже он достиг менее чем желаемого уровня попаданий на тренировочном курсе, а также подвергся насмешкам со стороны конкурирующей эскадрильи, Бадер поднялся в воздух, чтобы вернуть себе часть своей чести. Хотя на этот раз его смелые трюки сработали, в будущем ему не так повезет.

Во время подготовки к авиасалону в Хендоне в 1931 году он попытался выполнить серию низких акробатических трюков. Хвост его самолета задел землю, в результате чего он разбился. Бадера срочно доставили в больницу, где ему ампутировали обе ноги. После инцидента в его дневнике было написано: «Разбился, медленно катясь у земли. Плохое шоу».

Дуглас Бадер, Fl.Lt. Гарри Дэй и Fl.Off. Джеффри Стивенсон. Тренировка перед авиасалоном в Хендоне 1932 года. Музей Королевских ВВС

Побежденный, но не сломленный, Бадер боролся за восстановление своих способностей. К 1932 году с помощью пары искусственных ног он мог водить специально модифицированную машину, играть в гольф и танцевать. Позже ему дали еще один шанс полетать. Заместитель министра авиации Филип Сассун позволил ему вернуться в кабину Avro 504, которым он смог управлять.

В начале Второй мировой войны Бейдер вернулся в Королевские ВВС. Он одержал победу над Дюнкерком во время битвы за Францию ​​в 1940 году. Затем он участвовал в битве за Британию, став сторонником вице-маршала авиации Траффорда Ли-Мэллори и его экспериментов «Большое крыло».

Командир эскадрильи

Дуглас Бадер, командир 242-й эскадрильи, сидит на своем Hawker Hurricane в Даксфорде, сентябрь 1940 г. Девон С.А. (полузащитник), официальный фотограф Королевских ВВС [общественное достояние]

Однако его война была далека от завершения. В августе 1941 года Бадер прыгнул с парашютом над оккупированной немцами Францией и попал в плен. Он подружился с Адольфом Галландом, еще одним выдающимся немецким асом-истребителем.