Содержание

Сутягин, Николай Васильевич — ПЕРСОНА ТАСС

Родился 5 мая 1923 г. в селе Смагино Бутурлинского района Нижегородской губернии (ныне – область) в многодетной семье крестьянина.

Окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов (1942), командный факультет Военно-Воздушной академии (1956), академию Генштаба (1964).

Подростком переехал в г.Горький (ныне Нижний Новгород), где закончил среднюю школу, а затем аэроклуб.
В 1941 вместе с Черниговской авиашколой эвакуировался в Туркмению. В октябре 1942 г., закончив авиационную школу и получив звание сержанта, отправлен служить на Дальний Восток — в 582-й, затем в 5-й истребительный авиаполк.
В 1945 г. участвовал в разгроме японских войск, совершил три боевых вылета.
В апреле 1947 г. в связи с расформированием 5-го авиаполка переведен в 17-й истребительный авиаполк, где освоил реактивные самолеты Як-17 и МиГ-15.
В начале 1951 г. 17-й авиаполк был переброшен в КНР, где начал готовиться к участию в боевых действиях в Корее. В этой стране с 1950 г. шла война между коммунистическим Севером (который поддержали СССР и КНР) и капиталистическим Югом (на стороне которой воевали контингенты ООН – в первую очередь США). С советской стороны в боях участвовал 64-го истребительный авиационный корпус, в состав которого и вошел 17-й авиаполк.
В июне эта часть прибыла на аэродром передового базирования и 19 июня капитан Николай Сутягин сбил первый американский самолет, открыв боевой счет полка.
Воевал в Корее до 1 марта 1952 г. в должностях заместителя командира эскадрильи и помощника командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. Совершил 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях, по официальным данным, сбил 22 самолёта противника (СМИ также пишут о 20 или о 23 победах). Как минимум 10 сбитых Пепеляевым самолетов достоверно подтверждены американскими данными, что является крайне высоким показателем для истребителя того времени.
В любом случае Николай Сутягин делит первое и второе места среди асов «корейской кампании» с командиром 196-го истребительного авиаполка Евгением Пепеляевым (официально — 19 сбитых). Оба они опережают лучшего американского аса корейской войны Джозефа Макконнелла (16 заявленных побед). Кроме того, оба советских летчика-истребителя лидируют среди асов реактивной авиации всего мира.
17-й авиаполк официально одержал 108 побед (потеряв погибшими трех летчиков). В результате 17-й и 196-й (также 108 сбитых) истребительные авиаполки стали самым результативными частями 64-го корпуса (всего за 3 года войны в составе этого объединения побывали 29 истребительных полков).
Всего, по официальным советским данным, 64-й авиакорпус за все время войны в Корее сбил 1106 самолетов противника, потеряв 335 своих истребителей.
Со своей стороны ВВС США заявили об уничтожении 953 самолетов противника (СССР, КНР и КНДР). «Предположительно уничтоженными» считаются еще 193 самолета, поврежденными – 1009. Собственные потери, по официальным американским данным, — 1747 самолетов, из них 757 – от непосредственного воздействия противника. Эксперты оценивают общие потери ВВС США и союзников в корейской кампании в 3046 самолетов.
После возвращения из Кореи и окончания Военно-воздушной академии служил в учебных заведениях ВВС. С октября 1956 г. – заместитель командира по лётной подготовке, затем командир 826-го учебно-истребительного авиационного полка Вторых центральных летно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава ВВС СССР (Таганрог, Ростовская обл.) С мая 1960 г. — командир 963-го учебно-истребительного авиаполка Ейского высшего военно-авиационного училища летчиков (ВВАУЛ, Ейск, Краснодарский край).
С октября 1961 г. зам.начальника Качинского краснознаменного ВВАУЛ (Волгоград). С сентября 1964 г. в звании полковника назначен начальником Харьковского ВВАУЛ.
С мая 1968 г. — заместитель командующего 69-й воздушной армией (Киев) по боевой подготовке и учебным заведениям. В 1970-71 гг. служил во Вьетнаме главным военным советником по авиации. Затем зам.командующего 16-й воздушной армии (Германия) по ПВО.
Налет 3298 часов, освоил 24 типа летательных аппаратов.
В августе 1978 г. – в запасе. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации (Киев).
Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Генерал-майор. Заслуженный военный летчик СССР.

Герой Советского Союза (1951). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах» 3-й степени, медалями.

Супруга Раиса, дочери Галина и Елена, сын Юрий.

Николай Васильевич Сутягин (СССР). Великие летчики мира [100 историй о покорителях неба]

Николай Васильевич Сутягин

(СССР)

Николай Сутягин родился 5 мая 1923 г. в селе Смагино Бутурлинского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов и аэроклуб имени Баранова в Горьком. В РККА с 1941 г. В 1942 г. окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. Служил в составе 5-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке. Летал на И-16, а с 1944 г. — Як-7Б и Як-9. Летом 1945 г. ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Во время кратковременной войны с Японией участвовал в воздушных штурмовках японских войск, произвёл несколько разведывательных полётов на Як-9.

В 1946 г. прошёл курсы повышения квалификации, а затем получил назначение в 17-й ИАП, который был вооружён самолётами МиГ-15 и летом 1950 г. отправлен на Дальний Восток.

Весной 1951 г. 17-й ИАП (303-я ИАД), где в должности заместителя командира эскадрильи служил капитан Сутягин, прибыл на аэродром Аньдуна, и уже через несколько дней лётчики полка провели свой первый бой с американскими самолётами.

Свой первый боевой вылет Сутягин совершил 14 апреля 1951 г. Через 5 дней одержал первую победу — сбил истребитель Ф-86, а к концу июня — ещё 3 (22 июня сбивает сразу 2 Ф-86, потом ещё один).

Лето 1951 г. для Николая Сутягина стало особенно результативным — с июля по сентябрь он сбил 8 самолётов. Столь же результативной была осень — с октября по декабрь — ещё 8 уничтоженных машин. Всего через полтора месяца боёв на счету капитана Сутягина было 15 побед. В августе, за 7 лично сбитых самолётов, он был представлен к званию Героя Советского Союза. Указ о присвоении звания был подписан 10 октября 1951 г.

В декабре 1951 г. капитан Сутягин одержал 5 воздушных побед.

В начале 1952 г. он стал реже вылетать на боевые задания, как асу ему было поручено выступать перед лётчиками полков второго эшелона, готовившимися к боям. Тем не менее в январе 1952 г. он сбил ещё 3 самолёта противника.

Взлёт Н.В. Сутягина как аса был столь стремителен, что он даже не успел получить и так и не получил впоследствии ни одного любимого и распространённого среди лётчиков ордена Красного Знамени, сразу став Героем Советского Союза, что является редчайшим случаем.

В январе 1952 г., за сбитые в воздушных боях ещё 10 самолётов противника и проявленные при этом мужество и героизм, Николай Сутягин был представлен ко второй «Золотой Звезде». Однако это представление не прошло.

На счету Николая Сутягина 15 «Сейбров P-86», 2 «Тандерджета P-84», 2 «Шутинг-стара P-80» и 2 английских «Метеора».

За исключением «Шутинг-старов P-80» и «Метеоров», которые, несмотря на настойчивые модернизации, устарели ко времени корейской войны, соперники Сутягина летали на новейших машинах того времени и как воздушные бойцы отнюдь не были новичками. Советские асы одерживали свои победы на МиГ-15 — самолёте, олицетворившем достижения советской техники и по большинству летно-технических характеристик превзошедшем лучшие зарубежные истребители. Тем более нелепыми кажутся тенденциозные материалы, публиковавшиеся на Западе о воздушной войне в Корее, где приводится уничижительное для бывшего противника соотношение потерь.

За время боевых действий в Корее (с 17 июня 1951 г. по 2 февраля 1952 г.) Сутягин произвёл 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 23 самолёта противника, став официально результативнейшим асом в этой войне.

По возвращении из Кореи, в феврале 1952 г., Николай Васильевич продолжал служить в ВВС. В 1956 г. подполковник Н.В. Сутягин окончил Военно-воздушную академию. Освоил более 20 типов летательных аппаратов. Общий налёт — 3298 часов.

После окончания в 1964 г. Военной академии Генерального штаба до 1968 г. был начальником Харьковского высшего военного авиационного училища имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца.

В 1970 г. был направлен во Вьетнам в качестве военного советника. Во Вьетнаме генерал-майор авиации Сутягин совершил не менее 50 вылетов на МиГ-15 УТИ, МиГ-17, МиГ-21. Содержание полётов в документах не указано. За вьетнамскую командировку лётчик был награждён третьим орденом Красной Звезды. Командировка во Вьетнам подорвала здоровье стареющего аса. Вскоре после возвращения из Вьетнама врачи запретили ему летать на реактивных самолётах, оставив допуск только на транспортные корабли и вертолёты.

В августе 1971 г. Н.В. Сутягину было присвоено почётное звание заслуженного военного лётчика СССР.

После Вьетнама Сутягин назначен на должность заместителя командующего 16-й воздушной армией по истребительной авиации и ПВО в Группе советских войск в Германии.

Демобилизовался он в звании генерал-майора авиации в мае 1978 г. После увольнения в запас жил в Киеве. Работал на должности начальника штаба гражданской обороны Киевского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации.

Умер 12 ноября 1986 г. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Герой Советского Союза (10.10.1951) генерал-майор авиации Н.В. Сутягин награждён орденами Ленина, Отечественной войны I степени, 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Николай Васильевич Крыленко (1885–1938)

Николай Васильевич Крыленко (1885–1938) Родился в деревне Бехтеево, ныне Сычевского района Смоленской области, в семье политического ссыльного. Член Коммунистической партии с 1904 года.Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1909) и юридический

ГЛАВА 15. Николай Васильевич Гоголь

ГЛАВА 15. Николай Васильевич Гоголь Нельзя отнимать от человека права совершенствоваться. Елена Рерих Профессиональный историк из Петергофа и лауреат премии «Национальный бестселлер» Илья Бояшов в 2008 году дал интервью журналу «Эксперт», в котором выразил очень верное

«ПУСТЬ СУД ИСТОРИИ СУДИТ НАС…» Прокурор республики НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КРЫЛЕНКО

«ПУСТЬ СУД ИСТОРИИ СУДИТ НАС…» Прокурор республики НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КРЫЛЕНКО Николай Васильевич Крыленко родился 2 мая 1885 года в глухой деревушке Бехтеево Сычевского уезда Смоленской губернии в семье политического ссыльного Василия Абрамовича и его жены Ольги

Николай Васильевич Склифосовский (1836–1904)

Николай Васильевич Склифосовский (1836–1904) И.  В. Склифосовский, выдающийся русский хирург, профессор и ученый, родился 6 апреля 1836 года около города Дубоксары Херсонской губернии. Окончив Одесскую гимназию, он поступил в Московский университет на медицинский факультет,

Гоголь Николай Васильевич (Род. в 1809 г. – ум. в 1852 г.)

Гоголь Николай Васильевич (Род. в 1809 г. – ум. в 1852 г.) Великий украинский и русский писатель. «Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед

«Наш неуемный Николай Васильевич!»

«Наш неуемный Николай Васильевич!» Так стали его называть в последний приезд в Москву близкие знакомцы, иногда посмеиваясь, иногда откровенно досадуя. Договориться с Гоголем о встрече, застать его на квартире было совсем не просто, зато в один день можно было увидеть в

Николай Васильевич Склифосовский

Николай Васильевич Склифосовский 1836–1904 Иногда, присутствуя на первой операции, студенты-медики из-за сильного волнения, неопытности или переизбытка чувств падают в обморок. Опытные хирурги знают, что это не является проявлением слабости будущего врача – скорее

Бородин Николай Васильевич

Бородин Николай Васильевич Родился в 1919 г. в деревне Верхняя Хила Забайкальской, ныне Чи— тинской, области. После окончания 7 классов работал сварщиком на заводе, занимался в аэроклубе. В 1941 г. окончил Харьковскую, а затем Вознесенскую военные авиационные школы

Сутягин Николай Васильевич

Сутягин Николай Васильевич Лучший ас в истории реактивной авиации, менее чем за полгода боевых действий в Северной Корее одержавший 21 личную и 2 групповые победы исключительно над реактивными американскими и английскими истребителями.Н. Сутягин родился в селе Смагино

Худяков Николай Васильевич

Худяков Николай Васильевич Родился в Туле 20 июля 1913 г. Окончил десятилетку, школу ФЗУ и аэроклуб, в 1933 г. — Ейское ВМАУ.Он начал воевать на И-15бис в составе 66-го шап 15-й авиадивизии. Штурмовыми действиями лично уничтожил переправу и около роты солдат противника. О его боевой

Николай Васильевич Крыленко (1885–1938)

Николай Васильевич Крыленко (1885–1938) «Пусть суд истории судит нас…»2 мая 1885 года в глухой деревушке Бехтеево Сычевского уезда Смоленской губернии в семье политического ссыльного Василия Абрамовича Крыленко и его жены Ольги Александровны (урожденной Трипецкой) родился

ЛЕВИЦКИЙ Николай Васильевич (28.11.1836 —?)

ЛЕВИЦКИЙ Николай Васильевич (28.11.1836 —?) главный инспектор по пересылке арестантов и заведующий этапно-пересыльной частью Главного штаба (08.01.1892–31.07.1896)полковник (08.04.1878)генерал-майор (1885)Генштаба генерал-лейтенант (14. 11.1894) Происходил из дворян Полтавской губернии.

ТИМОФЕЕВ Николай Васильевич (15.12.1905 —?)

ТИМОФЕЕВ Николай Васильевич (15.12.1905 —?) врио начальника Управления оперативных войск НКВД СССР (16.12.1941–13.04.1942)полковник (15.04.1941) Родился в с. Болтуново ныне Хвалынского района Саратовской области в крестьянской семье.Окончил сельскую школу. Батрачил у разных лиц, помогал

Николай Васильевич Гоголь (20.03.1809 – 21.02.1852)

Николай Васильевич Гоголь (20.03.1809 – 21.02.1852) Русский писатель.Поэма (в прозе) «Мертвые души», сборники повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески»; повести «Нос», «Коляска», «Шинель»; комедии «Ревизор», «Театральный разъезд перед началом новой

МиГ-15 Fagot Jet-Legend в Праге, Чехия

Полет на реактивном МиГ-15 в Чехии

3250 € за 15-минутный полет
4000 € за 20-минутный полет

Мы с гордостью представляем первый полет на реактивном самолете в знаменитый классический военный истребитель МиГ-15 Фагот. Микоян-Гуревич МиГ-15 успешно перехватывал истребители и бомбардировщики ООН в Корейской войне. Термин «Аллея МиГов» известен за пределами авиации, военного дела и истории. Это район вокруг реки Яло (корейский: Amrok или Amrok-kang) между Китаем и Северной Кореей (КНДР), печально известный бесчисленными воздушными боями.

После того, как ВВС США с F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet несколько месяцев бороздили небо над Северной Кореей, Советы решили поддержать Северную Корею и Китай высокопроизводительными истребителями МиГ-15. Советские летчики также сами пилотировали МиГ-15, но до сегодняшнего дня ни СССР, ни позднее Россия никогда официально не признавали, что участвовали в войне со своими пилотами. Контратака началась 1 ноября 1950 года. Сначала МиГ-15 сбили американский Р-51 «Мустанг». Позже в тот же день советский летчик-истребитель Семен Йоминич сбил первый реактивный самолет, и поэтому ему приписывают первое в истории столкновение реактивных самолетов. Джоминич сбил американского пилота Фрэнка Ван Сикла на F-80C.

Аллея МиГов: МиГ-15 Фагот превосходит западные самолеты

Бесчисленные воздушные бои за превосходство в воздухе проходят на «Аллее МиГов» протяженностью 100 миль. В этих воздушных боях США в основном использовали североамериканские F-86 Sabre, а северокорейская сторона — МиГ-15 «Фагот». До того, как ВВС США представили F-86, МиГ-15 «Фагот» превосходил американские истребители — вдобавок ко всему американским войскам приходилось лететь около 350 миль к Аллее МиГов — огромный недостаток. На МиГ-15 летали не только северокорейские и китайские вооруженные силы, но и тайно советские летчики-истребители. За один день, известный как «черный четверг», 30 МиГ-15 сбили 12 B-29.Бомбардировщики «Суперкрепость» под защитой 100 F-80 «Shooting Star» и F-84 «Thunderjet» без потерь с советской стороны. Давление стало настолько сильным, что американские войска эвакуировались в Японию, что привело к тому, что Северная Корея завоевала почти всю Южную Корею, включая Сеул. Лучшим асом-истребителем Корейской войны был советский летчик-истребитель Николай Сутягин, сбивший 21 самолет.

Полет на МиГ-15 Фагот – Управляй МиГом!

МиГ-15 Фагот — невероятно мощный самолет, часто описываемый как большой и мощный реактивный двигатель с кабиной наверху. Благодаря такой конструкции МиГ-15 Фагот нуждается в огромном вертикальном оперении; одна из характеристик этого классического реактивного истребителя. МиГ-15 Фагот может развить максимальную скорость не менее 1 Маха! Недавно во время испытательного полета летчик-испытатель проверил макс. скорость – обычное дело на всех программах испытательных полетов. Из-за сильного ветра в тот день наземный контроль в панике напомнил им, что летать на сверхзвуковой скорости гражданским самолетам категорически запрещено. Только вооруженным силам разрешено летать на сверхзвуковой скорости. Пилот сказал: «Я лечу на сверхзвуке, наверное, я не несу ответственности за силу ветра!?»

Захватывающие маневры реактивного полета

Невероятно, но вы сами сможете управлять МиГ-15 Фагот во время полета. Программа полета состоит из циклов, роллов, иммельмана, экстремальных скоростных полетов на малых высотах и ​​т. д. Программа полета будет обсуждаться с вами и будет адаптирована к вашим предпочтениям. Бывшего военного летчика-истребителя, летящего с вами, можно встретить на авиашоу по всей Европе — он обязательно оправдает ваши ожидания.

Авиабаза находится в Чехии, примерно в часе езды от Праги, в городе Градец Кралове. Для вас может быть организован трансфер из Праги и обратно.

Местоположение

Проверить наличие и забронировать

Отзывы – Что говорят наши клиенты

NOVA | Пропал без вести на Аллее МиГов | Кредиты

Кредиты веб-сайта

Лорен Агирре, исполнительный редактор
Рима Чадда, помощник редактора
Кейтлин Фили, веб-стажер
Бренден Кутси, старший веб-разработчик
Дэвид Левин, помощник редактора
Сьюзен К. Льюис, редактор
Мелисса Сальпьетра, помощник редактора
Питер Тайсон, главный редактор
Аня Винокур, старший дизайнер
Ли Вэй, дизайнер

Кредиты изображений 
Пропавшие без вести на домашней странице MiG Alley
Изображение: (анимация самолета) © Windfall Films; (Трой Коуп) © Дэнни Коуп

Все О G Forces
Изображения: (планер) © Дуг Берри/Corbis; (Стапп-тест полет) Предоставлено ВВС США; (американские горки) © Майкл Браун/istockphoto. com; (центрифуга, астронавт) Предоставлено NASA

Приведение Главная МВД
Изображения: (Трой Коуп на вершине самолета, место раскопок, Могила Неизвестных, Трой Коуп портрет) © Ларри Грир для Министерства обороны США; (Все остальные) © Министерство обороны США

MiG vs. Sabre Anatomy
Изображения: (Джозеф McConnell) Предоставлено ВВС США; (Николай Сутягин) Courtesy Юрий Николаевич Сутягин; (все остальные изображения) © Windfall Films

Экипировка летчика-истребителя
Изображения: (все) © NOVA/WGBH Educational Фонд

ТВ Описание программы
Изображение: (Трой Коуп) © Дэнни Коуп

Авторы телепрограмм

Произведено
Майклом Барнсом

Режиссер:
Эмили Роу

Произведено для NOVA
Джонатаном Группером

Под редакцией
Джастина Бэджера
Джерри Бранигана
Стивена Мака

Камера
Юрий Бурак
Майк Коулз
Том Кауфман
Ник Мэнли

Звук Рекордисты
Майк Бойл
Джим Маховски
Алекс Парнелл

Рассказывает
Джей О. Сандерс

Камера трибуны
Крис Шелли

Музыка
Роберт Лепаж

Анимация
Edgeworx
Eureka Media, Inc.
Fluid TV
Steve Bowman

Помощник редактора
Эвелин Кэрриган

Онлайн-редактор и колорист
Майкл Х. Амундсон
The OutPost

Аудиомикс
Дэвид Портер

Исследование стоковых видеоматериалов
Полли Петтит

Архивный Материал
Библиотека Конгресса
Клипы и видеозаписи
Образы войны
Александр Кандауров
Военный архив и Research Services
Национальный музей ВВС США
Национальный Управление архивов и документации

Особая благодарность
Кристофер Фэйи
SGM Герберт А. Фридман, (в отставке)

Исполнительный продюсер Фильмы неожиданного падения
Дэвид Дуган

 

Графика серии NOVA
у + ко.

Музыкальная тема NOVA
Walter Werzowa
John Luker
Musikvergnuegen, Инк

Дополнительная музыкальная тема NOVA
Рэй Лоринг

Пост Производство онлайн Редактор
Спенсер Джентри

Скрытые субтитры
Центр субтитров

Администратор NOVA
Эшли Кинг

Реклама
Эйлин Кэмпион
Линдси де ла Ригодьер
Кейт Беккер

Исследователь
Гайя Ремеровский

Координатор производства
Линда Каллахан

Параюрист
Рафаэль Немеш

Talent Relations
Скотт Кардел, эсквайр.