Марина Попович — биография, личная жизнь и причина смерти летчицы

Фото Все
Видео Все

Попович Марина Лаврентьевна – военная, женщина-летчица в советский период. Известный испытатель новых моделей самолетов. Награждена медалями и орденами «За отвагу» и «Мужество».

Детские годы

Марина Попович, в девичестве известна как Васильева родилась на отдаленном хуторе Леоненки, что находится в Велижском районе, в Западной области. Последняя ныне носит название Смоленская. А вот точной даты рождения в биографии  не указано. Сегодня точно не известно по какой причине дату не установили, но одни исследователи указывают вторую половину июля 1931 года, а другие утверждают, что Марина Лаврентьевна родилась в 1937 году, 12 июля.

У родителей девочки, Щербаковой Ксении Логиновны и Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева, кроме дочери было еще пятеро детей. Когда Марина была ребенком, погибла сестра Зоя, после чего именно она стала старшей среди детей. Из рассказов самой женщины известно, что отец перегонял по Западной Двине плоты и очень хорошо играл на скрипке. Сама девочка со временем научилась играть на детских цимбалах. В семейном оркестре был еще дядя, который аккомпанировал на баяне. Вся семья надеялась, что Марина выберет своим будущим музыку.

Марина Попович в молодости

Однако этот путь выбрала ее сестра Валентина, получившая диплом в консерватории и ставшая дирижером в театре. Карьеру летчика, ей посоветовали выбрать братья мамы, которые и сами были пилотами. В первые дни Великой Отечественной войны семья оказалась в эвакуации в Новосибирске. Спустя много лет, Марана Лаврентьевна рассказывала, как они жили на своем хуторе и их начали бомбить. Двоюродные братья ушли в партизаны. «Память о войне, она такая крепкая. Я помню, как хотелось отомстить. Наверное, поэтому, когда выросла, желание летать у меня осталось».

Впервые Марина попыталась осуществить свою мечту в 1947 году. Однако на пути было множество препятствий, и прежде всего ее небольшой рост всего метр пятьдесят сантиметров. Девушка попросту не могла достать до педалей. Вернувшись домой она поставила перед собой цель – стать выше. Найдя снаряжение альпиниста, Марина Лаврентьевна просила родственников подвешивать ее на нем вниз головой. В шестнадцать лет, толи занятия действительно помогли, толи природа взяла свое, девушка вытянулась и ее рост составил метр шестьдесят один сантиметр. Наконец-то инструктор в аэроклубе допустил ее до полетов. Сначала юная летчица просто прыгала с парашютом, а спустя время ей доверили и штурвал.

Не меньше чем рост, инструкторов смущал и пол Марины. Если в годы войны девушек легко зачисляли в авиацию, то уже после ее окончания, простые модели самолетов сменились реактивными, и женщины стали очень редким явлением в авиационном училище. Юный возраст также не радовал, однако этот факт марину Попович вовсе не смущал, так как она сделала себя старше на шесть лет при поступлении. Обратившись на прямую к заместителю председателя Совета министров Ворошилову. Полученное разрешение помогло Марине Попович осуществить свою заветную мечту, она стала летать.

1948 год в биографии Марины Попович ознаменовался первым ее полетом в качестве курсанта на Ут-2. Спустя три года она уже получила документы об окончании Новосибирского авиационного техникума, и затем работала, занимая специальность сварщика-технолога по производству, на заводе имени «Коминтерна».

Саранскую летную школу девушка окончила в 1954 году, где получила специальность «летчик-инструктор». На протяжении нескольких лет, здесь же в школе отработала педагогом, а в 1958 году ушла в аэроклуб имени Чкалова, где ей предложили должность летчика-инструктора.

Летчица Марина Попович в молодости

С 1960 года девушку допустили до пилотирования реактивных самолетов, хотя и в качестве ученика. За короткое время летчица освоила все приемы и уже спустя несколько лет стала единственной женщиной в Советском Союзе защитившей звание летчик-испытатель первого класса, в гражданской авиации.

Стремясь во всем быть лучшей, Марина не побоялась участвовать в отборе в космонавты среди женщин. В 1962 году она прошла стандартный медицинский отбор в составе второй восьмерки. Однако к сожалению, на испытания так и не попала. В 1963 году Марину Лаврентьевну зачислили в Вооруженные силы на должность транспортного летчика одного из звеньев. Еще спустя год девушка уже была летчиком-испытателем и командиром судна Ан-12 в ВВС. В 1966 году официально получила диплом об окончании Высшего авиационного училища.

Достижения

Марина Лаврентьевна Попович навсегда вписала свое имя в летную авиацию. Как первая среди женщин, преодолевшая звуковой барьер пилотируя истребитель МиГ-21. За это коллеги прозвали ее «мадам МиГ».

Марина Попович в самолете

В 1965 году смогла зафиксировать новый в мире рекорд по скорости полетов на самолете «РВ». Она прошла круг, расстояние которого составило две тысячи километров, со средней скоростью в 737 километров в час.

20 сентября 1967 года – преодолела рекорд, установленный американкой Жаклин Кокран. Маршрут пилотируемого Мариной самолета пролегал от Волгограда до Москвы, затем в Астрахань и снова завершался в Волгограде. Всего 2510 километров, что на 344 километра больше маршрута американской летчицы.

Всего у Марины Попович десять установленных рекордов, которые она совершила, являясь командиром воздушного судна АН-22 гиганта «Антей». Последний рекорд женщина поставила преодолев вместе с командой более 1000 километров на средней скорости 600 километров в час. При этом на борту был груз в пятьдесят тонн.

Летчик-испытатель Марина Попович за свою жизнь установила 101 мировой рекорд. Тринадцать из них были зарегистрированы в Международной ассоциации авиации. Сумма ее налетных часов равняется примерно шести тысячам. При этом летала женщина практически на всех типах самолетов.

Вплоть до 1978 года Марина Лаврентьевна была на службе в авиации НИИ, которая базировалась во Владимирске.

Марина Попович преподает

С 1984 года президент «Версто», летной ассоциации в Тушино. Одно время возглавляла «Конверст Авиа» авиакомпанию при авиационной промышленности. Участница движения «Надежда России». Профессор Национальной академии физической культуры имени Лесгафта.

Личная жизнь

В личной жизни Марины было два любимых мужчины. С первым мужем они поженились в 1955 году. Им стал Павел Попович известный в Советском Союзе летчик-космонавт. В восьмидесятые годы в семье неожиданно случился развод. У пары к этому времени уже родилось две дочери Наталья и Оксана.

Марина Попович с семьей

Вторым супругом Марины Лаврентьевны стал Борис Жихорев, который так же был летчиком военной авиации, генерал-майор в отставке.

Последние годы своей жизни Марина с семьей жила в Краснодарском крае. Здесь, еще в 2013 году супруги приобрели участок и построили свой дом. Женщина продолжала вести активный образ жизни и принимала участие во многих роенных мероприятиях.

Утром тридцатого ноября 2017 года женщине неожиданно стало плохо и ее госпитализировали в Краснодарский кардиологический центр. В тот же день Марины Попович не стало.

Марина Попович с мужем Борисом Жихоревым

Ее похоронили со всеми почестями на Федеральном мемориальном военном кладбище 4 декабря 2017 года.

Награды

Среди наград, врученных Марине Попович Ордена «Трудового красного Знамени» (1985), «Знак Почета» (1958). Золотая медаль авиации (1972).

Могила Марины Попович

2004 год – Лауреат Национального признания общественности за достижение женщин «Олимпия».

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Биография летчика-испытателя Марины Попович — ТАСС

30 ноября 2017, 18:31

ТАСС-ДОСЬЕ. 30 ноября 2017 года в возрасте 86 лет скончалась советский летчик-испытатель 1-го класса Марина Попович.

Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия — Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области РСФСР (ныне — РФ). Позднее заявляла, что приписала себе несколько лет при поступлении на военную службу, и правильной датой ее рождения является 12 июля 1937 год.

Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. В 1951 году окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне — Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба. В 1957 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска (Мордовская АССР, ныне — Республика Мордовия), в 1962 году — Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).

Кандидат технических наук (1969). Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».

После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне — АО «НПО НИИИП-НЗиК»). В 1954-1955 годах была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы города Саранска, с 1958 года — летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 году начала осваивать реактивные самолеты.

В 1962 году приняла участие в первом отборе женщин — кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), однако в космонавты не попала.

В 1963 году была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена. С 1964 года – летчик-испытатель на базе Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса.

В 1978 году была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.

В 1979-1984 годах работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне — Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22.

Установила более 100 авиационных рекордов, из которых 10 зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет — около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов.

Полковник-инженер запаса.

Была награждена и орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями. Заслуженный мастер спорта СССР.

Была членом Союза писателей РФ. Состояла в КПРФ.

Занимала пост вице-президента Международного центра Рерихов.

Самостоятельно и соавторстве написала девять книг, в числе которых сборники стихов, прозаические произведения, книги об НЛО и др. Соавтор сценариев к кинофильмам «Букет фиалок» (1983, режиссеры Вера Строева, Олег Бондарев) и «Небо со мной» (1974, режиссер Валерий Лонской).

Дважды была замужем. Первый муж — Павел Попович, летчик-космонавт. Дочери от первого брака — Наталья (род. в 1956 г.) и Оксана (род. в 1968 г.). Второй муж – Борис Жихорев, военный летчик.

Марина Попович увлекалась изучением НЛО и других аномальных явлений.   

‘Madame Mig’ Советский пилот -тестовой пилот и эксперт по НЛО

Реклама

  • National
  • некрологи

Это было опубликовано 5 лет назад

.

, зарегистрируйтесь или подпишитесь, чтобы сохранять статьи на потом.

Марина Попович, скончавшаяся в возрасте 86 лет, была прославленным советским летчиком-испытателем по прозвищу «Мадам МиГ».

За свою карьеру испытала более 40 самолетов, установила 102 авиационных мировых рекорда выносливости, в том числе мировой рекорд по продолжительности полета для женщины-пилота, стала первой женщиной-пилотом, преодолевшей звуковой барьер на истребителе МиГ-21. .

Марина Попович стала первой женщиной-пилотом, преодолевшей звуковой барьер на истребителе МиГ-21. Фото: ТАСС

После распада Советского Союза она разработала новое направление в качестве эксперта по НЛО, опубликовав книгу под названием UFO Glasnost (2003), в котором она утверждала, что советские военные и гражданские пилоты подтвердили 3000 наблюдений НЛО и что советские ВВС и КГБ обнаружили фрагменты пяти НЛО с мест крушения на территории Советского Союза.

Родилась Марина Лаврентьевна Васильева на хуторе 20 июля 1931 года в селе Леоненки Смоленской области России. Во время войны ее семья была эвакуирована в город Новосибирск, где она поступила в Новосибирский авиационный техникум. Она также вступила в местный аэроклуб, где в 1919 году совершила свой первый полет на яковлевском УТ-2.48.

В 1951 году окончила Новосибирский техникум, затем два года проработала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна в городе. Впоследствии она поступила в Центральную летно-техническую школу в Саранске, где некоторое время работала инструктором. После службы в советской армии она позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации и в 1964 году стала военным летчиком-испытателем 1-го класса, единственной женщиной в стране, достигшей такой должности. Из ее 102 рекордов многие из них были достигнуты на грузовом самолете Антонов Ан-22, 13 зарегистрированы в Международной авиационной федерации.

В 1955 году вышла замуж за советского космонавта Павла Поповича. Хотя Марина получила квалификацию космонавта, ей так и не дали возможности принять участие в космическом полете. Марина Попович удостоена звания Героя Социалистического Труда, награждена орденом Трудового Красного Знамени и многими другими наградами.

В 1991 году, после распада Советского Союза, она совершила, кажется, свой первый визит на Запад, чтобы выступить на конференции Калифорнийского университета в Беркли по НЛО, на которой она заявила, что советские ученые поместили кровь образец внутри предполагаемого места посадки летающей тарелки, которое впоследствии подверглось химическим изменениям.

Она показала, как она утверждала, последнюю фотографию, сделанную российским зондом «Фобос-2», на которой была изображена необъяснимая цилиндрическая фигура до того, как она бесследно исчезла в 1989 году, сразу после прибытия на Марс.

Она продолжала регулярно появляться на симпозиумах по НЛО и на международных конференциях, посвященных женщинам в авиации. В интервью 1997 года она вспомнила близкую встречу во время полета на МиГ-21, когда она увидела ярко освещенный объект, который она могла описать только как летающую тарелку: «Мы думали, что это мог быть вражеский нарушитель. Но он был настолько большим, что это было невозможно. Столкновение казалось неизбежным, но затем объект наклонился в сторону и мгновенно исчез. Это был действительно страшный опыт».

Реклама

Марина Попович издала девять книг, в том числе сборник стихов, написала два сценария. Она также появилась в видео об НЛО, в котором, среди других теорий, она предположила, что дельфины «являются результатом ранней расы людей-дельфинов, которые обеспечили первых людей».

Брак Марины Попович с Павлом Поповичем расторгнут. Во-вторых, она вышла замуж за Бориса Александровича Жихорева, генерал-майора ВВС России в отставке, который пережил ее с двумя дочерьми от первого брака.

The Telegraph, London

, зарегистрируйтесь или подпишитесь, чтобы сохранять статьи на потом.

  • НЕТУТУРИИ

Загрузка

от наших партнеров

Загрузка 3 -й AD Содержимое объявления

Загрузка 3 -й рекламная реклама

. которая стала первой советской женщиной, преодолевшей звуковой барьер — The Irish Times

Марина Лаврентьевна Попович, летчик-испытатель, побившая более 100 летных рекордов и первая советская женщина, преодолевшая звуковой барьер, погибла в Краснодарском крае на юге России 30 ноября.

Роскосмос, российское космическое агентство, сообщило о ее смерти на Facebook и YouTube. Агентство ТАСС сообщило, что она скончалась в больнице.

Ее возраст неизвестен; По данным ТАСС, ей 86 лет, но также сообщается, что она прибавила к своему возрасту шесть лет, чтобы поступить в военное летное училище.

Попович пошла по стопам женщин-летчиц, получивших известность в советских вооруженных силах во время Второй мировой войны, некоторых из которых немецкие войска называли Ночными ведьмами.

ПОДРОБНЕЕ

Преодолев препятствия, связанные как с ее полом, так и с ее миниатюрным ростом, она дослужилась до звания полковника ВВС СССР в качестве летчика-испытателя, установив десятки летных рекордов дальности и скорости, некоторые из которых все еще стоят.

«Первые полеты на скоростном истребителе были захватывающими», — сказала она газете Комсомольская правда в 2012 году. «Еще не успел я вытащить шасси на взлете, как небо становится темно-фиолетовым, а в зените маленькие немигающие звездочки».

Преодолела звуковой барьер в 1964 году на истребителе МиГ-21 Государственного Краснознаменного НИИ ВВС.

«Особого рода внутреннее волнение охватывает пилота после преодоления звукового барьера», — сказала она.

Она была третьей женщиной, достигшей этого подвига. Американская летчица Жаклин Кокран была первой, в 1953. Жаклин Ориоль из Франции в том же году преодолела звуковой барьер.

Бежать

Васильева родилась на территории современной Смоленской области России, к западу от Москвы. Ее отец был музыкантом, и ожидалось, что она тоже им станет, пока немецкие войска не напали на ее город во время Второй мировой войны, вынудив семью бежать.

Они поселились в Новосибирске, более чем в 3200 км к востоку, где она решила стать летчицей, «чтобы отомстить фашистам», — рассказала она журналу для жен офицеров в 2011 году. ее дядей, который был летчиком-истребителем.

Она предприняла свою первую попытку научиться летать в 14 лет. Но при росте 4 фута 9 дюймов она была настолько мала — «практически лилипут», — сказала она, — что ее ноги не доставали до педалей. Тем не менее, преисполненная решимости, она повесилась вверх ногами на альпийских веревках в надежде, что это заставит ее расти. Благодаря этим средствам или естественным образом, в 16 лет она в конечном итоге прошла 5 футов и смогла вступить в авиаклуб.

Но ее продвижение остановили бюрократические барьеры; когда война закончилась, женщинам больше не разрешалось летать.

Ей удалось добиться аудиенции у видного советского военного офицера Климента Ворошилова, и она была принята в авиационную академию. Также она окончила Академию гражданской авиации в Ленинграде.

Несмотря на их первоначальный скептицизм, большинство инструкторов и пилотов-мужчин прониклись перед ней благоговейным трепетом.

«Она училась поразительно быстро», — писал в своих мемуарах летчик-испытатель Николай Бондаренко, добавляя, что она пилотировала истребитель Л-29 «так же уверенно, как ходила по земле».

Вытеснена

В Первая советская команда космонавтов: их жизнь и наследие (2009 г.) космические историки Колин Берджесс и Рекс Холл писали, что большая часть успеха Попович «приведет к более поздним предположениям, что она собиралась стать первой Советская женщина отправится в космос».

В какой-то момент советская космическая программа готовила женщин-космонавтов, и Попович была допущена к испытаниям. Но в итоге в космос отправили только одну, Валентину Терешкову. Попович сказала, что ей посоветовали сосредоточиться на своей семье и что ее выгнали из программы.

«Я и группа женщин были отвергнуты, — рассказала она новостному сайту «Правда.ру» в 2011 году. — Официально мне сказали: «У вас маленькая дочь, поэтому мы не будем рисковать, мы» берут только незамужних женщин».

Ее разочарование усугублялось тем фактом, что она жила среди первых космонавтов. Ее первый муж, Павел Р. Попович, тренировался у Юрия А. Гагарина, который в 1961 году стал первым человеком, вышедшим на орбиту Земли.