Александр Беляков — биография, творчество, отзывы, лучшие книги.

Штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1937), генерал-лейтенант авиации.Родился в гуслицком селе Беззубово (ныне в Орехово-Зуевском районе Московской области) в семье учителя Василия Григорьевича Белякова. Русский. Детство и юность провёл на родине отца, в Рязани. Окончил гимназию. В 1915—1916 учился в Петроградском лесном институте. В армии с 1916 года. В 1917 окончил…

Штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1937), генерал-лейтенант авиации.Родился в гуслицком селе Беззубово (ныне в Орехово-Зуевском районе Московской области) в семье учителя Василия Григорьевича Белякова. Русский. Детство и юность провёл на родине отца, в Рязани. Окончил гимназию. В 1915—1916 учился в Петроградском лесном институте. В армии с 1916 года. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). Впоследствии из-за этого получил от В. П. Чкалова прозвище «Чапай». В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930—1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова) протяжённостью 9374 км.18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.В 1936—1939 — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939—1940 — флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии. Депутат Верховного Совета ССР в 1937—1946 годах.В 1945—1960 — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года — в отставке.С 1960 — профессор Московского физико-технического института, в 1961—1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Александра Белякова в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Александра Белякова в жанрах .

ПУРГИН Николай Иванович — Яркипедия

Автор:С.В. КАРГАПОЛЬЦЕВ

ПУРГИН Николай Иванович (19 февраля 1923, с. Левашово ныне Некрасовского района Ярославской области — 28 августа 2007, Москва) — лётчик, Герой Советского Союза (1944), генерал-майор авиации, заслуженный военный лётчик СССР.

4 фото

Смотреть фотогалерею 4 фото

Родился в семье крестьянина. Русский. С 1937 года жил в городе Костроме. Здесь окончил среднюю школу и аэроклуб.

Весной 1940 года был призван в Красную Армию и по комсомольской путевке направлен в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. Прошёл курс обучения на самолетах Р-5 и СБ, окончив его в 1941 году, когда уже шла война. С осени 1941 года проходил переподготовку в запасных полках в Буденновске, в Чистополе, под Казанью, потом в Ижевске. Только в весной 1943 года в Пензе закончил учебу и стал летать на штурмовике Ил-2.

В июне 1943 года сержант Пургин убыл на фронт и был зачислен в 820-й (с 5 февраля 1944 года — 155-й гвардейский) штурмовой авиационный полк полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), в составе которого прошёл всю войну. Боевое крещение получил на Курской дуге — 5 июля в первом боевом вылете участвовал в налете на аэродром Харьков-Сокольники. Приходилось делать до 3-х вылетов в день. За первые 25 боевых вылетов на Белгородском направлении был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. За следующие 26 вылетов, произведенных на Харьковском и Красноградском направлениях, получил орден Красного Знамени.

В составе полка участвовал в битве за Днепр, прикрывал нашу пехоту на плацдармах на правом берегу. 20 октября 1943 года на Криворожском направлении, возвращаясь с боевого задания, штурмовики сошлись на параллельных курсах с группой немецких бомбардировщиков. Девятка «илов» атаковала врага.

В воздушном бою было сбито 10 самолетов, один из которых на счету Пургина. За этот бой был награжден орденом Красной Звезды. Осенью 1943 года представлялся к званию Героя Советского Союза.

Впоследствии Пургин принимал участие в боях по уничтожению окруженной группировки немцев в районе Корсунь-Шевченковского, при форсировании Буга и Днестра, в Ясско-Кишиневской операции. Только в районе Корсунь-Шевченковского в условиях непогоды Пургин сделал 18 боевых вылетов. При этом летчик над целями снижался до бреющего полета и в упор расстреливал технику и живую силу противника. Он уничтожил здесь 2 неприятельских танка, 8 автомашин с войсками и грузами, до 90 солдат и офицеров. В 1944 году вступил в ВКП (б).

К июлю 1944 года командир звена 155-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии лейтенант Пургин совершил 146 боевых вылетов на штурмовку боевой техники и живой силы врага, в которых было уничтожено 10 танков, 57 автомашин с войсками и грузами, 3 батареи зенитной артиллерии, склад с боеприпасами, 5 железнодорожных вагонов и 12 подвод с боеприпасами, 3 самолета и 458 солдат противника. В воздушных боях сбил 2 вражеских бомбардировщика. Был вновь представлен к присвоению звания Герой Советского Союза.

Затем были боевые вылеты в небе Румынии, Западной Украины. Во время Львовско-Сандомирской операции Пургин уже командовал эскадрильей, водил на боевые задания группы штурмовиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту

Пургину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4614).

Дальше были боевые вылеты в небе Польши, Германии, Чехословакии. Перед Висло-Одерской операцией группа Ил-2, ведомая старшим лейтенантом Пургиным, оказывала поддержку Чехословацкому корпусу генерала Л. Свободы во время перехода через Судеты. Штурмовики нанесли эффективный штурмовой удар по позициям противотанковой артиллерии на склонах ущелья, сделали пятнадцать заходов и обеспечили продвижение танков с десантом на броне.

29 апреля старший лейтенант Пургин совершил последний боевой вылет в небе Берлина — штурмовал позиции вражеской артиллерии в Потсдамском парке. Уже после Победы пришлось подняться в небо еще раз. 11 мая гвардейцы штурмовали гитлеровские колонны, отходившие из Чехословакии.

Всего за неполных три года на фронте гвардии старший лейтенант Пургин совершил 232 боевых вылета. Ни разу не был сбит, не имел случаев потери ориентировки, невыполнения боевой задачи. Командованием полка готовилось представление к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но из-за конфликтов с политорганами оно не было реализовано.

После войны продолжил службу в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию, в 1964 году — Военную академию Генерального штаба. Кандидат военных наук. В последние годы перед увольнением в запас был начальником факультета Военно-воздушной академии.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 августа 2007 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, медалью «За отвагу», другими медалями, а также орденами Красной Звезды (Чехословакия) и «За храбрость» (Польша).

Летчик США мог быть тайным советским заключенным, говорится в новом фильме

ВАШИНГТОН. Документальный фильм, который должен выйти в этом месяце, рассказывает о трагической и загадочной судьбе пилота ВВС США Гарри Мура, семья которого считает, что он стал военнопленным в Советском Союзе после того, как его самолет был сбит во время Корейской войны. десятилетия назад.

«Суть в том, чтобы дать Муру заключение о том, что случилось с Гарри», — сказала РИА Новости во вторник по телефону из Айдахо Хоуп Манна, сценарист и продюсер «Сдерживая обещание».

Фильм, который планируется выпустить на DVD в конце этого месяца, сосредоточен вокруг стремления вдовы и брата Мура раскрыть правду о судьбе американского пилота после того, как американские военные сообщили им в 2002 году, что совместная американо-российская комиссия получила доказательства, свидетельствующие о том, что Мур пережил перестрелку 1951 года с советскими военными самолетами во время Корейской войны и впоследствии был допрошен советскими военными.

Открытие произошло почти через 50 лет после того, как ВВС уведомили семью Мура в 19 году.53 предполагалось, что пилот погиб в бою. Вдова Мура Лоис и его брат Боб поженились в следующем году, добавив мощный эмоциональный слой к перспективе того, что пилот действительно выжил и может быть еще жив.

«Вот мы и были женаты 48 лет при условии, что его убили», — сказал Боб Мур РИА Новости по телефону из Айдахо. «Поэтому, очевидно, это было очень эмоционально для нас».

Соединенные Штаты никогда официально не подтверждали, что американские военнопленные содержались в Советском Союзе, хотя госсекретарь Джон Керри заявил в92 Доклад Сената о военнопленных времен Второй мировой войны, Корейской войны и Холодной войны, в котором тогдашний президент Борис Ельцин заявил, что несколько американских военнослужащих были захвачены и заключены в тюрьму Советским Союзом.

«Президент Ельцин признал, что некоторые американцы были заключены в тюрьму в бывшем Советском Союзе после Второй мировой войны», — говорится в отчете Керри. «Он сказал, что некоторые американские военнопленные были допрошены Советами во время Корейской войны, и он признал факт захвата и заключения в тюрьму, возможно, дюжины летчиков в период холодной войны».

Совместная американо-российская комиссия по делам военнопленных/пропавших без вести, созданная в 1992 году Ельциным, а затем США. Президент Джордж Х.У. Буш заявил в отчете за 2010 год, что «существует высокая вероятность того, что американские военнопленные, участвовавшие в войне в Корее, были переведены в бывший СССР».

Письмо 2002 года, которое Мурс получил из Пентагона, содержало интригующие доказательства того, что пилот мог быть взят в плен советскими войсками после того, как самолет F-51, на котором он летел, был сбит патрулирующим советским истребителем МиГ-15 во время разведывательной миссии. над Северной Кореей 1 июня 19 51.

Американские исследователи, копаясь в российских военных архивах, обнаружили советский боевой отчет о том же инциденте, в котором разбился самолет Мура, и взяли интервью у советского пилота, который сказал, что следовал за американским самолетом до тех пор, пока он благополучно не приземлился на расстоянии от 20 до 30 метров (от 65 до 98 футов). ) с берега острова в Корейском заливе, согласно письму отдела Пентагона, ответственного за дела военнопленных.

Советский летчик сообщил американским исследователям, что американский летчик должен был выжить при аварийной посадке, но ничего не знал о своей судьбе. Другой советский летчик-истребитель, Игорь Шавша, сказал американским исследователям, что он слышал, что пилотом, которого допрашивал советский командир, был капитан Гэри или Гарри Мур, «который был сбит летом 1951», согласно документу, полученному Мурами.

В том же документе цитируется интервью, данное человеком по имени Николай Беляков, в котором он заявил, что американец, допрошенный тем же командиром, на которого ссылается Шавша, был позже отправлен служить инструктором в Академии ВВС СССР в городе Монино под Москвой.

87-летний Боб Мур сказал, что он и Лоис решили объединиться с Манной и сопродюсером Келли Оллред для производства документального фильма два года назад после их попыток найти больше документация о судьбе Гарри Мура уперлась в стену.

Впервые фильм был показан в Вирджинии в прошлом месяце, а второй показ запланирован на 8 августа в Вашингтоне. Он будет выпущен на DVD 27 июля, в 60-ю годовщину перемирия в Корейской войне.

Боб Мур надеется, что фильм также поможет Соединенным Штатам и России активизировать их усилия по подтверждению судьбы Мура и других американских военнослужащих, которые, возможно, были отправлены в Советский Союз.

«Пока нам не удалось получить много информации из российских архивов, поэтому мы надеемся на улучшение отношений между нашим правительством и правительством России», — сказал Боб Мур РИА Новости.

У Гарри Мура и Лоис, которым сейчас 85 лет, до исчезновения пилота была дочь, которую его брат воспитал как свою собственную. Пара говорит, что желание точно выяснить, что случилось с капитаном Муром, стало семейной миссией, вплоть до их правнуков.

«Когда мы больше не сможем этого делать, они продолжат», — сказала Лоис.

Советский летчик, который угнал МиГ, сбил его в Японии и потребовал присоединиться к японцам

6 сентября 1976 года советский военный самолет приземлился на аэродроме в Хакодате, Япония. Взлетно-посадочная полоса была недостаточно длинной, поэтому самолет фактически проехал сотни футов грязи, прежде чем остановился.

Пилот покинул кабину и произвел два предупредительных выстрела в воздух. Автомобилисты на дороге рядом с аэропортом собрались и начали фотографировать. Через несколько минут сотрудники аэропорта наконец добрались до самолета. Пилот, 29-летний летный лейтенант Виктор Иванович Беленко из Войск ПВО СССР, сказал, что хочет дезертировать.

Это не было типичным дезертирством. Беленко только что пролетел 400 миль и приземлился на иностранной авиабазе на МиГ-25 Микояна-Гуревича, самом секретном самолете, когда-либо созданном Советами.

Впервые западные страны заметили МиГ-25 примерно в 1970 году. Спутники-шпионы заметили новый тип самолета на испытаниях. Западные военачальники были особенно обеспокоены большими крыльями самолета.

Большие крылья полезны в истребителях. Они создают подъемную силу и облегчают поворот самолета. У нового самолета, казалось, были и большие крылья, и два огромных двигателя. Военные лидеры беспокоились о том, как быстро это может произойти и есть ли у Запада что-то, что может не отставать.

В марте 1971 года Израиль заметил новый самолет, который разогнался до 3,2 Маха и поднялся на высоту 63 000 футов. Пентагон столкнулся с возможностью того, что Советы разработали самолет, за которым США не могли угнаться.

Это был классический случай неверного истолкования военных, говорит Стивен Тримбл, американский редактор Flightglobal. «Казалось, они переоценили его возможности только по внешнему виду, — говорит он, — из-за размера крыла и огромных размеров воздухозаборников.

МиГ-25 РБВ Фоксбат-Б. Википедия / общественное достояние

«Они знали, что он будет очень быстрым, а также думали, что он будет очень маневренным. Они были правы в первом, но не во втором».

МиГ-25 был построен в ответ на американские самолеты F-108, SR-71 и B-70. Все они имели возможность летать со скоростью 2+ Маха. Советы должны были не отставать.

В 50-е годы Советы не отставали. Но технология, необходимая для перехода от 2 Маха к 3, была огромной проблемой, которую Советы должны были решить как можно скорее.

Ростислав Беляков из МиГа возглавил группу разработчиков МиГ-25. Они использовали два турбореактивных двигателя Р-15, которые были разработаны для высотной крылатой ракеты. Этим двигателям требовалось много топлива, поэтому МиГ-25 был рассчитан на перевозку 30 000 фунтов топлива. Это делало МиГ-25 огромным, всего на несколько футов короче бомбардировщика Lancaster.

Советы решили построить свой новый реактивный самолет из стали. Это было причиной больших крыльев. Им нужно было держать всю эту сталь в воздухе. Они не сделали самолет более маневренным, как опасались в Пентагоне. Кроме того, истребительная версия самолета могла развивать скорость только до 2,5 Маха из-за веса своего вооружения. Разведывательная версия была той, которую израильтяне видели, со скоростью 3,2 Маха.

Но в Пентагоне об этом ничего не знали и не узнали бы, если бы не получили в свои руки один из самолетов.

Беленко был образцовым советским гражданином. Он родился сразу после Второй мировой войны недалеко от Кавказских гор. Он пошел в армию и стал летчиком-истребителем.

Ему также грозил развод. Он начал задаваться вопросом, так ли плохи США, как их изображала пропаганда СССР.

Военный билет Виктора Беленко. Википедия / Public Domain

Он разработал план. МиГ-25 не мог долететь до авиабазы ​​США с полным баком топлива, но мог долететь до Японии. Однажды во время обычного тренировочного задания он нарушил строй и направился в Японию.

Он летел низко, чтобы избежать радаров, как СССР, так и Японии. Он летел по памяти, намереваясь приземлиться на авиабазе Титосэ, но у него было достаточно топлива только для того, чтобы добраться до Хакодате.

МиГ был разобран и осмотрен по частям. Они узнали, что новый советский самолет не был тем «суперистребителем», которого они боялись.

«МиГ-25 не был очень полезным боевым самолетом, — говорит Коннор. «Это был дорогой и громоздкий самолет, и он не был особенно эффективен в бою».