секреты ковки от кузнечных дел мастера Демьяна Громова.
Дата обновления статьи: 03.03.2023
«Нужно быть твердым и упрямым человеком, чтобы ковать сталь самому и не давать ей, наоборот, «ковать тебя», — основатель мастерской традиционных ремесел «Северные Врата»; Демьян Громов делится секретами изготовления булатной стали, развенчивает мифы и дает определение «хорошему мастеру».
Расскажите, как становятся кузнецами? Где этому можно научиться? Что движет людьми, которые хотят посвятить этому мастерству свою жизнь?
Первый нож я сделал из полотна мехпилы еще лет в 12, а ковать начал в 2008 г. в качестве хобби, когда учился в университете. Нужны были круглые стамески для резьбы по дереву, найти в продаже не получалось. Пришлось делать их самому. Получилось. Уже тогда я, изучая материаловедение, увлекся свойствами стали, было желание сделать самый острый, самый прочный инструмент.
В 2012 году я закончил физфак НГУ, в 2014 году мы с женой решили превратить семейное хобби в семейное дело.
Чем лично Вас привлекает процесс ковки и кузнечное дело в целом?
Нужно понимать, что ремесло мастера-клиночника во многом отличается от профессии кузнеца-художника. Мы термомеханической обработкой не только образуем форму будущего изделия, но и формируем определенную кристаллическую структуру поковки; в горне и под молотом происходят механохимические превращения одних веществ в другие строго определенным образом.
Хороший мастер может сделать хороший клинок абсолютно из чего угодно, лишь бы оно содержало железо — достаточно иметь в неограниченном количестве древесный уголь, хорошие огнеупорные материалы, молоток и наковальню. Мы берем железную руду или окалину из-под молота и превращаем ее в красивую и очень прочную узорчатую булатную сталь или в сварной дамаск.
Фактически, за умение сделать острейший, сверкающий или матово поблескивающий клинок практически из куска грязи кузнеца в народной культуре и считали магом, шаманом… Ну представьте, живет поодаль ото всех угрюмый, бородатый дядька, круглый день что-то коптит, громыхает, ворожит чего-то… Что характерно, почти во всех дохристианских культах смертный кузнец так или иначе является помощником Бога Грома.
Представляете ли Вы всегда на начальном этапе работ как в точности должно выглядеть готовое изделие — или же все зависит от того «как оно себя поведет» в процессе? Правда ли, что на процесс ковки и свойства металла оказывают влияние самые разные факторы, включая погоду?
Процесс ковки для меня — не только создание изделия, но и начало начал, основа всего. Именно на наковальне мы закладываем механофизические свойства будущего изделия. Как физик и материаловед, могу сказать, что для любой стали, для любой задачи, которая ставится перед будущим инструментом, существует своя очень точная технологическая карта, в том числе и порядок действий при ковке.
Но даже в 21 веке, основным и самым точным прибором контроля, основным «диагностическим центром» являются личные ощущения мастера, а это — производная опыта. Поэтому, да, мифы о том, что существуют удачные и неудачные дни для ковки, более чем обоснованы. Кроме того, я добавил бы от себя, что инструментальная сталь — капризный материал, материал с очень непокладистым характером. Поэтому, нужно быть твердым и упрямым человеком, чтобы ковать сталь самому и не давать ей, наоборот, «ковать тебя».
С какими материалами и над какими изделиями Вам больше нравится работать?
Мои любимые материалы? Люблю цитировать президента Союза Кузнецов России, Леонида Борисовича Архангельского: «Главное легирующее вещество в стали — углерод». Больше всего я люблю классическую, древнюю как само мое ремесло, углеродистую сталь, углеродистый булат или рафинированную (сварную) сталь без лигатуры. Любимые материалы для рукоятей и композиций — карельская береза, ясень, кость оленя, бивень мамонта, серебро, латунь, бронза.
Вообще, я предпочитаю работать с традиционными, аутентичными материалами для ремесленников Северной Европы, получаю от этого удовольствие. Самое интересное заключается в том, что совершенно архаичными методиками мы до сих пор получаем образцы, отвечающие самым современным требованиям к режущему инструменту. Не пренебрегаем мы и лучшими марками инструментальной стали нашей эпохи, а также композитными материалами, но это уже — совсем другая история.
Есть ли другие мифы, которые стоит развенчать или — наоборот — интересные наблюдения, которыми Вы бы хотели поделиться?
У нас есть чудная подборка перлов от подписчиков — это и «рубка гвоздей» и «утраченный секрет сварного дамаска» и «зонная закалка», которая делается «на зоне» (на самом деле, зонная закалка — это неравномерная закалка клинка, когда режущая кромка и обух имеют разную твердость) и, конечно, сказки про «ртутные ножи спецназа». Вот с этими мифами мы сталкиваемся, практически, каждый день. Вообще, считаю необходимым выкладывать как можно больше полезной технической и просто популярной информации по ножеделанию и пользованию ножами, чтобы каждый заинтересованный человек мог легко разобраться, где правда, а где вымысел.
Официальная группа мастерской традиционных ремесел «Северные Врата» В Контакте: vk.com/northerngate
Обучение кузнечному делу — три способа стать кузнецом
Несмотря на развитие технологий обработки металла, кованые изделия продолжают пользоваться огромным спросом. Соответственно, не теряет популярности и легендарная профессия кузнеца. Мало того, от современного кузнеца требуется гораздо больше знаний и навыков, чем раньше.
У многих возникает вопрос, где можно обучиться этому ремеслу.
Существуют и рассмотрены ниже три варианта ответа на этот вопрос:
- Видеоверсия статьи
- Вариант 1 — учебное заведение
- Вариант 2 — устроиться учеником кузнеца
- Вариант 3 — самоучка
- Как проверить, понравится ли вам стать кузнецом, понадобится 4 предмета
Видеоверсия статьи
youtube.com/embed/8hgbl2hPkiw?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Вариант 1 — учебное заведение
У него есть свои плюсы и минусы, ограничения связанные со временем, возможностью переехать на учебу и так далее, если вас интересуют заведения, по следующей ссылке читайте подробнее, где обучают кузнечному делу в разных городах.
Вариант 2 — устроиться учеником кузнеца
Некоторое время назад было получено письмо от посетителя сайта о кузнечном деле, оно касалось обучения на кузнеца. А точнее того, где обучиться кузнечному делу. Видно, что ковка интересует людей и есть люди, которые хотят работать кузнецами. Поэтому была написана эта статья о том, где найти обучение кузнечному делу. Думаю, что мой ответ на письмо может помочь не только Андрею, но и всем, кто хочет стать кузнецом.
Времени писать много нет, поэтому цитирую переписку.
Здравствуйте, Алексей Валерьевич.
Очень нравится работать с металлом, но к сожалению, овладеть этим ремеслом очень сложно.
Большая просьба к Вам- не подскажете ли Вы, где можно отучиться на кузнеца и освоить художественную ковку, берут ли в ученики по этой специальности?
Заранее благодарен, с уважением.
—
Андрей.
Радует, что есть люди, которые хотят стать кузнецами. Ответил:
Здравствуйте, Андрей!
Я получил от Вас письмо с вопросом и с удовольствием отвечаю.
По поводу обучения на кузнеца- если Вас интересует конкретное учебное заведение, то вряд-ли я могу Вам помочь, так как даже не знаю, где Вы живете, в каком регионе. Но подскажу Вам более практичный путь: найдите в Вашей местности кузницу и попробуйте устроиться учеником кузнеца. Пусть даже на невысокую зарплату. Так я поступил 12 лет назад и не жалею. Это гораздо более практично, чем изучать теорию. С мастерами своего дела можно работать и узнавать разные тонкости не только из их уст, но и наблюдая, как они работают.
- Каталог кузнецов здесь
А если в вашей местности нет кузниц(хотя тогда тем более, там нет учебных заведений по ковке)- тогда учитесь сами, например вместе со мной на моем сайте kovka-svarka.net. Я ведь сам осваиваю художественную ковку в домашних условиях, имея некоторый опыт промышленного кузнеца и совсем небольшой опыт в художественном кузнечном деле. О своих делах пишу в блоге и еще на мой сайт заходят нередко умелые кузнецы и тоже делятся своим опытом.
Вариант 3 — самоучка
Если первый и второй вариант не подошли, нежелательны или невозможны, то есть третий — учиться самому по книгам и интернету.
На самом деле, сделать кузницу несложно. Можно при желании что-то ковать, оборудовав место в гараже, сарае, под навесом, да и просто под открытым небом, было бы желание. Смотрите раздел о кузне здесь. Если у вас есть дача или частный дом, то можно заниматься ковкой и во дворе. Сделать горн, наковальню, обзавестись молотком и вперед.
На нашем сайте есть много материалов по данной теме:
- Рубрика «Обучение ковке» содержит много материалов по теории и практике кузнечного дела.
- Рубрика «Как ковать» рассматривает подробно изготовление конкретных кованых изделий (инструмента и художественной ковки).
- Рубрика «Операции ковки» учит азам от простого к сложному, кузнечного ремесла.
Если вы хотите самостоятельно научиться ковке, оборудовать кузницу своими руками, но испытываете затруднения, неуверенность, то можете задать вопрос на этой странице и получите ответ, совет и, возможно, консультацию. Главное, не бояться и что-то делать.
Кстати, вот ниже ролик, где показано, какие минимальные вещи нужны для того, чтобы попробовать себя в ковке.
youtube.com/embed/RjPCOkVL9z4″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Как проверить, понравится ли вам стать кузнецом, понадобится 4 предмета
4 вещи, которые вам понадобятся (возможны вариации, сейчас дальше расскажу).
Итак, четыре вещи: молоток, костер, кувалда и какая-нибудь железяка.
Расскажу как этим воспользоваться и в достаточной мере понять, нравится ли вам кузнечное дело, ковка металла в принципе и стоит ли стремиться этому научиться (вообще, есть три способа научиться кузнечному делу, об этом у нас есть ролик на канале, если вам интересно, смотрите выше на этой странице).
Так вот, иногда мне пишут и спрашивают, как попробовать себя в ковке, тут расскажу самый дешевый способ.
Данный ролик это не обучающее видео, он несет исключительно информационный характер, я не призываю вас делать то, что будет описано дальше. Если вы не умеете в достаточной мере обращаться с этими вещами, не делайте ничего. Все, что вы сделаете, вы сделаете на свой страх и риск и под свою ответственность.
Также отмечу, что для того, чтобы бюджетно попробовать себя кузнецом надо иметь хоть какое-то место. Гараж, дача, двор частного дома, любое место, где можно разжечь огонь и стучать молотком. В квартире это проблематично, хотя тоже можно, только в миниатюре, особенно, если у вас есть газовая плита. Возможно, если вы в квартире, то единственный способ для вас попробовать ковку — идти на мастер-классы (смотрите список кузниц, предоставляющих эту услугу, в каталоге кузнецов по ссылке https://kuznecy.kovka-svarka.ru/zakazat/master-klass/).
Теперь поподробнее, что это за 4 вещи и какие возможны варианты.
- 1. Молоток. Без молотка ковка практически невозможна. Хотя есть одна операция — гибка, возможна без молотка (кстати, скоро буду делать серию роликов про операции ковки для совсем новичков, если интересно, подписывайтесь и нажимайте колокольчик, чтобы не пропустить), но все-таки, гибка — не самый интересный прием ковки, да и для нее тоже нужны приспособления и инструменты, уже другие.
Поэтому, нужен молоток. Лучше потяжелее, например грамм 500-1000, но для пробы можно взять любой, который у вас есть в хозяйстве. Обычный молоток. - 2. Кувалда. Нет, не для того, чтобы ей стучать. А для того, чтобы она выполнила роль наковальни. Вот тут про варианты. Можно взять любую массивную железяку. Можно кусок рельса, болванку какую-то, суть в том, что чем она тяжелее, тем лучше она будет глотать удар и меньше звенеть. Можно даже на большом камне это сделать, но это уже не так интересно, более опасно (может отколоться кусочек и отлететь в вас) и вообще, впечатления от ковки будут смазанными и может не понравиться. Желательно бы еще какой-то пенек.
- 3. Источник огня. Идеал — это кузнечный горн, но его ведь нет у того, кто хотел попробовать. Можно использовать печку в бане или в доме, можно мангал или костер даже. Газовая горелка отлично подойдет для пробы, если она мощная. На газовой плите даже можно, но в миниатюре.
- 4. Железка. Точнее, кусок металла для ковки. Тут тоже вариантов масса, но я бы советовал пруток толщиной мм 5-10. Можно даже гводь 200-ку, а если на газовой плите, то можно и поменьше. Но тогда еще надо плоскогубцы.
Лучше всего, по моему, пруток на 8 мм, длинной см 60.
Если есть вопросы, пишите в комментариях. Помогу, чем смогу.
Если есть предложения и дополнения, тоже пишите.
И не забудьте защитные очки и перчатки-рукавицы. Это я не включил в 4 вещи, так как это нужно использовать при многих работах по технике безопасности.
Обзоры полезных книг по ковке (со ссылками, где можно купить в надежном интернет магазине, если они еще есть в продаже) смотрите здесь.
Успехов!
5 фактов об оружейном деле, которых вы не знали
Все, что вам нужно знать об оружейном деле!
В то время как многие люди ясно представляют себе кузнечное дело, немногие из нас знают, что представлять, когда мы думаем о оружейном деле. Когда дело сводится к этому, оружейники — это современные кузнецы, создающие, ремонтирующие и улучшающие огнестрельное оружие, чтобы оно было самого высокого качества.
Слишком многие люди, которые возятся с оружием и работают в оружейном магазине, любят называть себя оружейниками. Это страшно для всех нас. Ответственность оружейника при работе с огнестрельным оружием и обеспечение того, чтобы огнестрельное оружие действительно не имело дефектов при его возврате покупателю, является большой ответственностью. Только человек, прошедший надлежащую подготовку, может гарантировать, что огнестрельное оружие находится в надлежащем рабочем состоянии после его обслуживания.
Хотя кузнецы распространены, информация об оружейном деле не так распространена.
Чтобы помочь вам узнать больше, вот 4 факта об оружейном деле, которых вы не знали:
Чтобы стать оружейным мастером, нужно много времени
Оружейное дело — непростая задача, требующая многих лет обучения и обучения. Может быть полезно развивать такие навыки, как алгебра и черчение, уже в старшей школе, поскольку они хорошо связаны с должностью. После окончания средней школы есть ряд курсов в колледже, которые вы можете пройти, чтобы войти в отрасль и получить необходимые навыки.
После того, как вы закончите обучение, вам также нужно будет пройти обучение у оружейника, чтобы получить лучший опыт и знания в этой области. Это поможет вам развить навыки до такой степени, что вы сможете чувствовать себя уверенно, занимаясь оружейным делом самостоятельно. Для того, чтобы добраться до этой стадии, требуются годы специализированного образования и обучения.
Существует множество вариантов работы оружейника
Несмотря на то, что навыки оружейника относительно специализированы, оружейники могут работать в различных средах и в различных профессиях. Производители огнестрельного оружия требуют, чтобы оружейники работали на них регулярно, на заводах и разрабатывали огнестрельное оружие, чтобы оно имело наилучшую конструкцию и дизайн.
Как военные, так и правоохранительные органы также требуют, чтобы оружейники в их арсеналах ухаживали за огнестрельным оружием и помогали обучать других использованию и уходу. Если вам нравится иметь дело с публикой, есть также позиции в розничных магазинах, поскольку они предлагают услуги по настройке, ремонту и другим оружейным работам. В зависимости от того, что вы хотите делать, и окружающей среды, которая вам больше всего нравится, оружейное дело предлагает несколько вариантов работы!
Оружейникам нужно постоянно учиться
Как и в бизнесе, инновации приводят к изменениям и улучшениям продуктов. Со временем оружейные технологии меняют то, как оружейники делают то, что они делают. Новые методы и улучшения в технологиях важны, если вы хотите оставаться на вершине уровня в качестве оружейника. Совершенствовать ряд навыков и идти в ногу с новыми достижениями важно для выполнения наилучшей оружейной работы.
Это означает, что процесс обучения никогда не заканчивается. Несмотря на годы учебы в колледже и значительное количество времени на стажировку, оружейникам по-прежнему необходимо знакомиться с новейшими технологиями и приемами, имеющими отношение к их профессии.
Оружейное дело — это искусство!
Как и плотник, оружейник — художник, которому нужно думать не только о функциональности и производительности, но и о дизайне, стиле и внешнем виде. Они гордятся тем, что они делают, и стараются разработать продукт, который понравится покупателям. Независимо от того, обслуживают ли они вас в розничном магазине или на фабрике, они стремятся выразить свой художественный стиль, привнося невероятный дизайн в свою продукцию.
Оружейное дело — сложная, творческая и интересная работа, которая позволяет людям использовать целый ряд навыков и талантов. Он одновременно аналитический и творческий, заставляя их совершенствовать как производительность, так и стиль! Чтобы узнать больше об оружейном деле и о том, чем мы можем помочь, свяжитесь с нами!
Старое занятие «оружейника» или оружейника — франко-канадский специалист по генеалогии
Cliquez ici pour la version française
Традиционно оружейник , или оружейник, был человеком, который производил или продавал оружие.
Из-за сложного ударно-спускового механизма изготовление огнестрельного оружия требовало сотрудничества различных профессий. Для придания формы деталям оружия многие мастера объединили свои знания и усилия. Часто один мастер занимался двумя профессиями. В Европе, например, оружейник мог быть и кузнецом. Для украшения церемониального оружия могла потребоваться работа скульптора-ремесленника, ювелира и даже ювелира.
Однако в Новой Франции огнестрельное оружие практически не производилось. У тех, кто занимался здесь оружейным делом, не было такой работы, как у их коллег в Европе. Эти умельцы просто ремонтировали и чистили огнестрельное оружие. Ремонт влек за собой изготовление деталей и исключал изготовление всего огнестрельного оружия. Возможно, что некоторые наши оружейники пытались это сделать, но такая практика была весьма ограниченной. Короче говоря, оружейники Новой Франции использовали ряд небольших инструментов для изготовления и ремонта различных частей огнестрельного оружия.
Здесь оружейным делом занимались три категории мастеров — слесари, слесари-инструментальщики и сами оружейники. Кроме того, за каждым из них почти всегда стоял кузнец.
В Новой Франции в 1663 году только 3 человека были оружейниками и 4 мастера-оружейника. В переписи населения Квебека 1744 года только трое мужчин были зарегистрированы как оружейники. Одной из возможных причин, по которой было так мало оружейников, был длительный период обучения — обычно 5 лет обучения у мастера, что было намного дольше, чем, например, у кузнеца или сапожника.
Со временем некоторые оружейники стали торговцами. Они были основными импортерами оружия и его частей, которые собирали и продавали. Другие стали путешественниками. В нескольких фортах и факториях вдоль путей торговли мехом оружейники практиковали свое ремесло, ремонтируя ружья в обмен на меха, которые они продавали по возвращении домой. Они также стали специалистами по всем вопросам работы с железом в отсутствие слесаря или слесаря.
В XVII веке оружейника иногда называли аркебузиром, наверное, потому, что именно он отвечал за ремонт этого типа огнестрельного оружия.
«Королевский оружейник» отвечал за оружие в королевских магазинах в Квебеке, Труа-Ривьере, Монреале или на других постах.
Оружейник был одним из 7 основных занятий в Новой Франции, связанных с работой с металлом, кроме слесаря, кузнеца, жестянщика, медника, мастера по изготовлению режущих инструментов и аркебузира.
Известные лица, занимавшиеся этой профессией : Огюстен Балар, Рене Барсалу, Жан Барт ди Ларивьер, Теофиль Барт ди Барде, Джон Барнсли, Теофиль Барт, Шарль (Клод) Бодри, Гийом Бодри ди Десбют, Жан Батист Бодри ди Десбют, Рене Бодри дит Десбют, Рене Бодри дит Сулар, Жан-Батист Бодри дит Сен-Мартен, Анри Белиль, Сьон Белиль, Жан Бенуа, Бартелеми Берто, Луи Бурбо, Жозеф Буссо, Уильям Бойд, Жан Брейе, Филипп Браун, Луи Брюне дит Бурбонне , Шарль Кадье, Жиль Кауэ, Виталь Карон, Гийом (Ле) Кавелье, Жак (Ле) Кавелье, Робер Кавелье, Делорье, Жан-Батист Казеллар, Жан Сезир, Бартелеми Шасто, Шарль Шовен, Жозеф Шевалье, Симон Шеврефилс, Беллисль, Жан Батист Кошуа, Луи Котон из Флердепе, Уильям Кросс, Клод Давид, Жан де Леспинас, Шарль Виталь Деренвиль, Луи Дешам, Жан Деснуайе, Николя Дойон, Франсуа Дюпон из ЛеБлон, Жером Дюпюи, Жан Дютаста из Либорна, Дени Файе, Рене Фезере, Жозеф Фют/Хю/Леюс дит Лафорж, Жан Батист Гадуа, Жан Батист Гадуа (филс), Пьер Гадуа, Феликс Госслен, Николя Говро, Пьер Говро, Пьер Гуэт дит Лалиме, Симон Гиллори, Дени Гийон, Франсуа Хейли, Жорж Эру, Бартелеми Эрвье, Жорж Хов, Матье Юбу ди Делоншам, Луи Жегадо, Жак Жояль ди Бержерат, Андре Лагруа, Жан Ламезон, Огюстен Латур, Франсуа Ламуре ди Сен-Жермен, Антуан Лебохем дит Лалим, Жак Лебу, Гийом Лекавелье, Антуан Лемир, Жозеф Лемир , Поль Мартен, Жан-Батист Монтобан, Франсуа Морно, Жан Морно, Абрахам Мюсси, Шарль Нолен, Матюрин Орин, Николя Панис, Жак Паради, Жозеф Парент, Франсуа Патуаль ди Дерозье, Луи Жозеф Паян, Франсуа Пепен, Жан Батист Пети, Ив Пине, Мишель Пуарье дит Ланжевен, Жан Батист Пуатра, Николя Пре, Пьер Прюдом, Жозеф Кенель, Оливье Кенель, Пьер Кенель, Мишель Кенталь, Жозеф Рейнвиль, Жоффруа Робер, Этьен Сент, Андре Сулар, Жан Батист Сулар, Паскаль Сулар, Жан Тавернье дит Лафорест, Жак Тибьерж, Жорж Треву, Лоран Трюто, Жан Валике дит Лавердюр.