Содержание

Не Вальхаллой единой: куда попадали умершие бесславно: vcherazavr — LiveJournal

«Кто споет мне,

Окутывая меня вечным сном,

На моем пути в Хель,

И ступая по этой дороге

Мне холодно, так холодно, так холодно.

Гибнут стада,

Родня умирает,

И смертен ты сам;

Но знаю одно,

Что вечно бессмертно:

Умершего слава».

— песня «Дорога в Хель» из сериала «Викинги».


Один скачет на Слейпнире в Хель
(иллюстрация 1908 г.) Автор У. Г. Коллингвуд

Эти мрачные строки отражают дохристианскую веру скандинавов в то, что любой, кто не увенчал себя воинской славой и не погиб с оружием  в руках, попадает в безрадостное царство Хель. Все, кто хоть немного знаком с культурой народов европейского севера. великолепно знают про Вальхаллу. Величественные чертоги, куда валькирии уносят с поля боя павших храбрецов, воспеты в множестве песен, изображены на картинах и даже в комиксах.

Но, перефразируя строки песни: «Кто споет, окутывая вечным сном» о тех, кто встретил смерть в относительно мирных условиях? О посмертной участи этих людей незаслуженно мало рассказывается.

И зря – ведь даже жизнь простого земледельца Скандинавии была своего рода поединком. Применимо к краю с суровым климатом, где пахотные земли составляют по сей день менее 10% (в Норвегии это, например, всего 2,5%) выражение «битва за урожай» принимает совсем иной оттенок. А выход в пугающее ледяное море на рыбацкой лодчонке тоже требовал немалого мужества и отваги. Однако, как ни сурова была жизнь простых людей, после смерти, как ни прискорбно, их ждало еще более безрадостное существование.


Хель. Ксилография с картины Йоханнеса Гертса, 1889 год

В царство Хель отправлялся тот, кто умер «сломенной смертью», т.е. от болезни, старости или от других обстоятельств, не связанным с ратным делом. Словосочетание это обозначало фактически, что умер человек в своей постели дома, на соломе.

Хель (Хельхейм) – это не только название страны мертвых, но и имя ее владычицы. Это слово восходит к протогерманскому *haljō, обозначающему «тот, кто скрывает или прячет что-либо». Логично, что английское слово hell – «ад» очень созвучно и отражает близкое по смыслу понятие (английский относится к германской группе языков).

Вот как описывается эта грозная богиня в «Видении Гюльви»:

«А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости. Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая Морось зовутся ее палаты, Голод — ее блюдо, Истощение — ее нож, Лежебока — слуга, Соня — служанка, Напасть — падающая на порог решетка, Одр Болезни — постель, Злая Кручина — полог ее. Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый».


Хермод перед Хель
(1909) Джон Чарльз Доллман

В некоторых источниках описывается, что верхняя половина тела у нее была обычной женской, а нижняя была покрыта трупными пятнами и разлагалась. Хель была дочерью Локи и великанши Ангрбоды. Показательно, что сама Хель практически не упоминается в Старшей Эдде, а более подробно описана только в Младшей (XIIIв). Видимо, в мировоззрении скандинавов куда большее место занимала не фигура богини, а непосредственно мир умерших.

Где же находился Хель?

Ответ на этот вопрос не так прост. В «Младшей Эдде» пишется: «А дорога в Хель идет вниз и к северу».

Ученые, исследующие мировые мифологии, обратили внимание на закономерность – у народов северных регионов, как правило, именно самые северные области их обитания крайне демонизированы. Это вполне логично – в столь диком и негостеприимном краю могли обитать только духи. А многочисленные опасности и мороз препятствовали смертным попасть в запретный край. Не являются исключением и скандинавские верования – они помещают Хель на Крайний Север.

И в то же время, Хель находится внизу. Хельхейм – это один из девяти миров древних скандинавов. Он находится в Нифльхейме (царстве туманов), самом низшем ярусе мирового древа Иггдрасиль. Границы этого зловещего царства обтекает ледяная река Гьелль. Но через нее не так просто переправиться – единственный способ ее пересечь, это пройти через золотой (или хрустальный) мост, висящий на одном волосе. Эту хрупкую конструкцию охраняет устрашающая великанша Модгуд, которая берет с входящих плату кровью.


Carl Ehrenberg, 1882

Следует учитывать, что про местонахождение и устройство Хель мы читаем у Снорри Стурулсона, который, живя в XII-XIII веке, уже подвергся влиянию христианских представлений о подземном мире для умерших грешников в противоположность благодатному и светлому раю. Он даже пишет, что в Хель попадают дурные люди. Это мрачное и темное царство противопоставляется Вальхалле, сияющей золотом щитов и полной увеселений для павших воинов.

Ученые считают, что такое жесткое противопоставление – явление более позднее. Изначально, здесь скорее имело место подчеркивание привелегированного положения воинов перед остальными членами общества.

Также в царстве мертвых находится «коллега» Цербера – гигантский пес Гарм, обитающий в пещере Гнипа, целиком покрытой кровью. Верным признаком начала гибели богов и Рагнарёка будет его вой, который разнесется по всей земле. Хель также сыграет свою темную роль в последней битве – она поведет в бой обитателей своего царства против асов. Ее воины приплывут на место финального сражения на корабле Нагльфар, сделанном из ногтей мертвецов.

В эти малоприятные места настолько не хотелось попадать старым викингам, что они часто просили проткнуть себя копьем, чтобы все-таки исхитриться попасть в Вальхаллу. Есть сведения, что в более поздние времена даже трупы протыкали. Видимо, полагаясь на тот факт, что Один все-таки слеп на один глаз и такой подвох не разглядит.

Вальхалла, как попасть, кто хозяин, ледяные воины, дорога викингов в чертоги, вхождение богов, какой путь ведет ко входу в Асгард

Вальхалла (или Вальгалла) – являлась раем для древних скандинавов, куда после смерти мечтали попасть викинги. Слово «Вальхалла» можно перевести с древнего исландского языка как «зал павших» (в бою воинов). Часто можно столкнуться с различным написанием слова «Вальхалла». Это Валгалла, Вальхалла, Вальгалла. Любая транскрипция является допустимой.

Согласно легендам древних скандинавов, Вальхалла – это чертог Асгарда, в котором правит бог Один. Хозяин Вальхаллы спрашивает воинов, достойно ли они погибли и забирает лучших в свою дружину, которая будет сражаться вместе с ним , когда наступит Рогнарёк.

Содержание

Нелёгкая дорога в Вальхаллу

Дорога в Вальхаллу тяжела и лишь достойные воины найдут её. Не каждый павший в бою воин был достоин войти в Вальгаллу. Туда попадали только лучшие. Часть убитых Валхаллы не достигали, а были «перенаправлены» в Фольквангр к Фрейе, что считалось не таким почётным. Викинги, которым посчастливилось попасть к Одину, становились его личной гвардией (в некоторых источниках их называют ледяными воинами). Для того, чтобы дорога в Вальхаллу привела воина именно к Одину, пасть викинг должен был с оружием в руках. Смертельно раненые воины просили товарищей вложить меч или топор в руки, иначе дорога в Вальхаллу ему не откроется.

Следует отдельно упомянуть, что оружие являлось своеобразным проводником к Вальхалле. Без меча или другого оружия дорога в Вальхаллу не откроется, и воин будет вечно блуждать в её поисках.

Ледяные воины Вальхаллы с утра сражаются друг с другом, пока не останется единственный уцелевший. После этого все павшие воскрешаются, их раны заживают, а отрубленные конечности вырастают вновь. После битвы путь героев лежит в зал Одина, где их встречает сам хозяин Вальхаллы. Там храбрецы пируют до самого вечера, вспоминая свои подвиги и чествуя сегодняшнего победителя.

Ночью викинги расходятся по всей Вальхалле, а к ним приходят прелестные девы, которые ублажают их до самого утра. Некоторые считают, что воины, попавшие в свой рай, развлекаются с валькириями, однако ночные красавицы вовсе не являются ими.

Вступление в ряды дружинников Одина могло совершаться несколькими способами:

  1. Хозяин Вальхаллы забирал себе лучших бойцов, причём викинги верили, что Один может специально послать валькирий на поле боя, чтобы те мешали сражаться героям. Если воин внезапно спотыкался или промахивался, это значило, что Один хочет поскорее заполучить его в свои чертоги;
  2. Если воин доживал до старости, он мог покончить жизнь ритуальным самоубийством, повесившись на дубе. Таким образом, он повторял жертвенное самоубийство Одина, который повесился, чтобы постичь мудрость рун;
  3. Самым суровым был третий вариант – мужественная смерть через специфическую казнь, носившую название «кровавый орёл». Если викинг терпел такую казнь без криков и стонов – вход в Вальхаллу для него считался открытым, и он мог рассчитывать на почётное место между ледяными воинами Одина;
  4. Считается, что другого пути в Вальхаллу нет, но существовал ещё один жестокий обычай. Пленным врагам викинги редко давали умереть достойно, но мужественные воины знали, как попасть в Вальхаллу в этом случае. Они просили распороть себе живот и прибить кишки к высокому столбу. Потом храбрец ходил вокруг столба, наматывая кишки на него и насмехаясь над своими врагами. Если он не терял самообладания и мужественно переносил боль, враги сжигали его тело, прося Одина принять к себе доблестного воина.

Как устроена Вальхалла и чертоги Одина

Чертоги Вальхаллы представляют собой большой пиршественный зал, только вместо крыши у него золотые щиты гвардии Одина (эйнхериев). Стены сделаны из огромных копий героев, которые пируют в зале. Утром, уходя на сражение, воины разбирают стены и крышу, фактически забирая чертоги с собой.

Всего в пиршественном зале 540 дверей, из каждой должно выйти по 800 бойцов, когда настанет Рогнарёк. В сумме должно получиться 432 000 воинов, готовых поддержать богов в последней битве с великанами.

Несмотря на то, что женщины в культуре викингов занимали достаточно привилегированное положение и часто сражались наравне с мужчинами, в скандинавских сагах нет ни одного упоминания о том, куда попадают прекрасные воительницы. Единственной женщиной, упоминаемой в сагах, была Брунгильда, сосланная в наказание на землю и лишённая статуса валькирия. В древних сагах она не считается ни человеком, ни валькирией.

В самой середине Вальхаллы стоит трон Одина, с которого суровый бог осматривает все миры единственным глазом, чтобы не пропустить начало конца света.

Стоит заметить, что такая дикая и суровая жизнь виделась язычникам викингам настоящим раем, ведь их настоящая жизнь была чередой битв, убийств и пьяного веселья.

Какой виделась Вальхалла в христианские времена

Весьма интересно, какого мнения о Вальхалле были первые христиане, которые узнали про рай суровых северных воинов. Первые миссионеры, посетившие скандинавов и узнавшие аспекты их суровой религии, были поражены до глубины души. Христиане и так считали викингов настоящими демонами, а узнав, что их рай напоминает христианский ад и вовсе утвердились в своём мнении. Ежедневное воскрешение воинов для того, чтобы на следующий день опять убивать друг друга, было трактовано христианами как муки грешников в аду. Сам Один в этом месте являлся воплощение сатаны.

Бесстрашные воины севера, кидавшиеся в бой на превосходящие их в несколько раз отряды врагов и не боящиеся смерти, вызывали ужас у цивилизованных европейцев. А элита викингов – берсерки и улфхеднары – наводили мысли о прирученных демонах из ада.

Несмотря на принятие норвежцами христианства, многие язычники бежали в Исландию, где до наших дней сохранилась религия Асатру (что означает вера в Ассов). Современные исландские воины спецназа до сих пор используют боевой клич викингов «Till Valhall!», который в переводе на наш язык означает « В Вальгаллу!».

Врата Вальхаллы

Чтобы войти в Вальхаллу, мёртвые герои должны отпереть врата Вальгринд. Их значение до сих пор не ясно, хотя по логике, они должны запирать Вальхаллу от нежелательных посетителей. В пользу этой теории говорит и то, что одна из скандинавских Эдд ясно говорит о том, что ворота Вальгринд могут отпереть только мёртвые. Запор данных ворот является одним из уникальных артефактов, которые были изготовлены тёмными альвами.

Данные персонажи являются прообразом тёмных эльфов, так широко растиражированных благодаря современным играм. Хотя в отличие от игр, в которых тёмные и светлые эльфы являются близкими родственниками, скандинавские Эдды говорят, что тёмные альвы имеют совершенно иную природу, нежели альвы (эльфы) светлые.

Замок обладает волшебной силой, каждый недостойный его коснуться, при прикосновении к нему будет скован навеки.

Некоторые фольклористы и публицисты Швеции (в частности Виктор Рюдберг) считают, что название ворот Вальхаллы можно перевести как «громко хлопающие». Данное утверждение основано на древнем поверье, которое связывало раскаты грома и открытие ворот Вальгринд в одно целое.

Воины Одина эйнхерии – избранные из лучших

В культуре древних скандинавов можно найти достаточно подробные описания героев Вальхаллы эйнхериев. Хотя этим словом называли великих героев, точное его значение утеряно и никто не знает, что оно означает на самом деле.

Сражающиеся друг с другом воины Одина оттачивают своё мастерство, так как им придётся вступить в схватку с ужасными великанами во время последней битвы богов. Так как раны эйтхериев всегда затягиваются, они бессмертны.

Во время пира в чертогах павшие герои пьют волшебный мёд, который течёт из вымени козы Хейдрун. Скандинавская мифология не даёт нам ответа на вопрос, является ли этот напиток алкогольным, хотя зная быт викингов, не трудно предположить, что в раю без выпивки им было бы скучно. Основным блюдом на пиру является мясо огромного вепря Сехримнира, который кроме того, что способен накормить неограниченное число воинов, возрождается каждый день.

Почему Вальхаллу ждёт Рогнарёк

Многие не понимают, почему счастливый рай Викингов ждёт конец света и гибель в Рогнарёке. Ответ кроется в том, что скандинавскую мифологию придумали люди, которые создали богов под стать себе. Скандинавские боги мстительны, жестоки и обладают целым «букетом» человеческих пороков.

Так как люди боялись неизвестности после смерти, то и созданные ими бессмертные боги так же страшились обречённости в виде неизбежного Рогнарёка.

Вальхалла в творчестве Рихарда Вагнера

Композитор Рихард Вагнер очень увлекался древнегерманской мифологией, которая сходна с древнескандинавской. Именно его произведения сыграли значительную роль в популяризации Вальгаллы и всего, что с ней связано. Самыми известными музыкальными произведениями, связанными с раем викингов являются «Вхождение богов в Вальхаллу» и «Полёт Валькирий».

Современному человеку рай викингов может показаться скучным и однообразным, но для воинов того времени Вальхалла была приделом мечтаний.

Что это — Вальхалла? Загробные представления викингов

Вальхаллой, или Вальгаллой, называется место, которое в поздней скандинавской мифологии играло роль своеобразного рая для воинов. Подробнее о том, что такое Вальхалла, а также о разных особенностях загробного мира викингов мы поговорим в этой статье.

Определение Вальхаллы

Памятники скандинавского эпоса донесли до нас определенный образ Вальхаллы, который, видимо, был отражением верований и загробных чаяний этих воинственных племен. Обычно, отвечая на вопрос о том, что такое Вальхалла, исследователи-мифологи говорят, что это нечто вроде небесного чертога, принадлежащего верховному богу Одину, куда после смерти попадают храбрейшие и достойнейшие воины, павшие во время сражения. После переселения в Вальхаллу их называют эйнхериями. Само слово «Вальхалла» чаще всего переводят как «дворец павших». А локализуют это место в Асгарде – высшем мире на древе Иггдрасиль.

Характер Вальхаллы

Хотя, говоря о том, что такое Вальхалла, ее часто сравнивают с раем, аналогия эта все-таки довольно условна. Конечно, попасть туда после смерти было мечтой и заветным желанием любого викинга. Но ожидания этих воинственных людей от рая были несколько иными, чем те, с которыми ассоциируются занебесные выси у нас – наследников многовековой христианской культуры.

Вальхалла в представлении древнего викинга — это огромный дворец (можно сказать, просто зал или тент, учитывая понятия о дворцах в среде древних скандинавов), кровля которого сложена из позолоченных щитов, подпираемых копьями. Во дворец этот ведут 540 врат. Утро в Вальхалле начинается с кровавой бойни. Все ее жители облачаются в доспехи и бьются друг с другом насмерть, пока никого не останется в живых. Затем все воины чудесным образом воскресают, их раны заживают, а отрубленные части тела отрастают вновь. Воскресшие и исцеленные воины продолжают свой день грандиозным пиром. Основное блюдо этого застолья – неистощимое мясо вепря по имени Сехримнир. Его закалывает ежедневно повар Одина, и, как и сами воины, он ежедневно воскресает из мертвых целым и невредимым. А напитком для пирующих эйнхериев служит медовое молоко, которое обильно дает коза Хейдрун. Это животное также живет в Вальхалле и питается листьями древа Иггдрасиля. Полноту картине воинского рая придают, конечно же, девушки, называемые валькириями. Они появляются каждый вечер, в конце пирования, и в течение всей ночи ублажают обитателей этого расчудесного места. И все эти мероприятия ежедневной программы возглавляет бог Один – глава скандинавского божественного пантеона.

Вот так и представляли себе идеальный мир древние викинги – грубо, приземленно и несколько меркантильно. Впрочем, что еще требовалось древнему солдату, помимо экстрима битвы и чувственных удовольствий? Но была после смерти для викинга и другая альтернатива, так как Вальхалла — это не единственное пристанище мертвых.

Загробные миры скандинавов — Фольквангр

Когда заканчивается сражение, по легендам викингов, Один спускается на землю и отбирает из убитых половину душ, которые забирает с собой в Вальхаллу. Остальных ждет иное место, а именно Фольквангр. Название этого места переводится как «поле людей», а заведует им богиня Фрейя. Как мы изучаем мифы, чтобы понять, что такое Вальхалла, так же мы должны подходить и к вопросу о роли и характере Фольквангра. Однако сведений о нем сохранилось гораздо меньше. Известно только, что, как и чертог Одина, это дворец или тронный зал Фрейи – богини любви и войны у викингов-язычников. Однако кроме половины убитых воинов в этот мир также попадают самые лучшие из женщин. Причем от последних даже не требовалось умирать на войне. К сожалению, о том, чем занимались насельники Фольквангра, коротая бесчисленные дни и ночи своего райского существования, ничего неизвестно. Однако, судя по всему, пребывание там было так же почетно и рассматривалось как благословение.

Темный мир Хель

Кроме двух описанных загробных пристанищ также нужно упомянуть и о мире, называемом Хель. По схеме древа Иггдрасиль это нижний, потусторонний мир, характеризуемый как темное и безрадостное место. Для древнего викинга все остальные загробные миры были предпочтительнее, чем это место. Название его происходит от слова, означающего «скрывать». Насельники Хель не имеют своего именования. А времяпрепровождение их заключается в пировании с Хель – богиней и владычицей этого мира, носящего ее имя. Впрочем, поздние легенды упоминают о том, что в северной части Хель мучаются грешники и нарушители клятв. Однако это может быть позднейшим христианским наслоением. В целом же считается, что Хель — это наиболее архаичная форма представлений скандинавов о загробном мире. Туда попадали все умершие. С дальнейшим развитием мифологемы и дифференциации миров Хель стал рассматриваться как пристанище в первую очередь тех, кто скончался от болезни или от старости.

Развитие представлений о Вальхалле

Раз уж мы говорим в первую очередь о Вальхалле, то нужно сказать и несколько слов о развитии представлений об этом месте. Изначально оно не было местопребыванием боевой элиты викингов после их смерти. Наиболее архаичное значение корня валр- связывается в индоевропейском языке с умершими вообще. И лишь на почве германской духовности оно постепенно приобретает узкоспециализированный смысл. Но даже в узком своем смысле на самых ранних этапах Вальхалла выступала местом, куда попадают души вражеских пленных воинов, которых затем приносили в жертву Одину. Отсюда происходит и название девушек — обитательниц Вальхаллы, то есть валькирий. Валькириями изначально назывались женщины, которые проходили среди рядов пленных солдат и выбирали из них тех, кого надлежало принести на алтарь Одина. «Тот, кто выбирает мертвых» — именно так переводится слово «валькирия». Лишь впоследствии они превратились в сверхъестественных воительниц, помогающих Одину отбирать для себя души на поле боя. Дорога в Вальхаллу избранных также обеспечивалась и сопровождалась ими.

Скандинавская эсхатология

Но пребывание в Вальхалле, как верили скандинавы, будет временным. Когда настанет день последней битвы Рагнарок, в каждые врата Вальхаллы выйдет по восемьсот воинов и столкнется на стороне асов (богов) со всем воинством чудовищ, а также мертвецов из мира Хель. В конце концов практически все погибнут: люди, чудовища и боги. Вальхаллы, как и всех остальных загробных миров, больше не будет. Выживут лишь несколько асов и два человека — Лив и Ливтрасир, от которых и произойдет новый человеческий род.

Смерть и загробная жизнь — скандинавская мифология для умных людей

Рунические камни и курган эпохи викингов в Еллинге, Дания (фото Casiopeia)

Религия викингов никогда не содержала формальных учений о том, что происходит с человеком, когда он или она умирает . По словам историка Х. Р. Эллиса Дэвидсона, «в скандинавской литературной традиции нет последовательной картины судьбы мертвых», [1] , и «чрезмерное упрощение положения означало бы его фальсификацию». [2] Рациональный порядок, который люди сегодня часто наивно настаивают на том, чтобы найти изображения мертвых викингов, просто отсутствует в источниках.

Тем не менее, картина, представляемая нам археологией и древнескандинавскими литературными источниками, не является полным хаосом. Существует различимых паттернов в том, как скандинавы представляли себе смерть и загробную жизнь, даже если эти паттерны не верны абсолютно, и детали того, что сообщает нам один источник, почти всегда противоречат другому источнику.

Земля(ы) мертвых

Обычно считалось, что духовные части мертвых попадают в тот или иной духовный потусторонний мир (за некоторыми исключениями, которые мы рассмотрим ниже).

Самым известным из этих жилищ мертвых, несомненно, является Валгалла (древнескандинавское Valhöll , «зал падших»), великолепный зал бога Одина. Те, кого выбрал Один и его валькирии, живут там как прославленные герои, пока их не призовут сражаться на стороне Одина в обреченной битве при Рагнареке, падении богов и остальной вселенной.

Говорят, что богиня Фрейя приветствует умерших в своем зале, Фолькванг (древнескандинавское Fólkvangr , «поле людей» или «поле воинов»). К сожалению, Фолькванг так редко упоминается в источниках, что мы сегодня не имеем ни малейшего представления о том, на что он был похож.

Тех, кто умер в море — нередкий путь в культуре мореплавателей, такой как у викингов — иногда, но не всегда, говорят, что их берут в подводную обитель великанши Ран.

Но мир загробной жизни, куда чаще всего отправляются мертвые, — это Хель, мир под землей, которым правит богиня, которую также зовут Хель. В дополнение к этой концепции общего подземного мира люди из определенных семей и местностей иногда изображаются оставшимися вместе в определенном месте, близком к тому месту, где они жили при жизни, — например, под определенной горой. [3]

А что мертвые делают в Хель или ее местных вариациях? Обычно они едят, пьют, пируют, дерутся, спят, практикуют магию и вообще делают все то же, что и мужчины и женщины эпохи викингов.

Границы между этими различными обителями мертвых довольно размыты, и нет четкой картины того, кто решает, куда конкретный человек отправляется после смерти, или как принимается решение.

Часто повторяется, что те, кто умирает в бою, отправляются в Валгаллу, тогда как те, кто умирает по другим, более мирным причинам, отправляются в Хель. Если оставить в стороне тот факт, что это исключает все другие места, куда, как считается, потенциально отправляются мертвые, это искусственно четкое различие было впервые проведено Снорри Стурлусоном, христианским историком, писавшим в тринадцатом веке — через много поколений после дохристианского норвежского религия перестала быть живой традицией.

Снорри известен попытками систематизировать свой исходный материал, которого нет в его источниках (многими из которых мы тоже располагаем), и это, кажется, еще один пример этой тенденции. Сам Снорри явно противоречит своему различию между Вальгаллой и Хель в одном содержательном рассказе о Хель, который он приводит: в рассказе о смерти Бальдра, сына Одина, который был жестоко убит и тем не менее перенесен в Хель. Никакой другой источник не делает этого различия, а некоторые противоречат ему, а это означает, что этот аккуратный способ различения между тем, кто оказался в Хеле, и тем, кто оказался в Валгалле, несомненно, является изобретением Снорри. [4]

Мало того, что в конечном счете невозможно установить четкий набор критериев того, как тупик оказывается там, где он оказывается, — так же невозможно четко отличить эти места друг от друга. Например, Вальхалла часто изображается как царство, где выдающиеся воины участвуют в непрерывном сражении, и именно такое место описывается в важных ранних источниках как находящееся под землей — и, что интригует, нигде не упоминается название «Вальхалла». в аккаунте. [5] Кроме того, само название Valhöll , «зал падших», явно связано с названием Valhallr , «скала падших», название, данное некоторым скалам и холмам, где Считалось, что умершие обитали в южной Швеции, одном из величайших исторических центров поклонения Одину. [6] [7]

Итак, должны ли мы заключить, что Валгалла — это просто отдельная часть Хеля, а не независимое царство? Не так быстро. В другом месте он описывается как часть Асгарда, небесного царства богов. [8]

Возрождение

Некоторые источники также говорят о том, что умершие перерождаются в одном из своих потомков, но никогда в ком-то вне их семейной линии. Здесь также источники неясны, как именно это могло произойти, но часто умерший человек перевоплощается в кого-то, кто назван в его честь. [7]

В древнескандинавской литературе иногда невозможно отличить умерших человеческих предков от эльфов, вплоть до того, что не лишним будет говорить о том, что в некоторых случаях часть умершего человека становится эльфом. Один из примеров этого взят из Сага об Олафе Святом , одном из первых христианских королей Норвегии. Олаф и слуга проезжают мимо кургана предка и тезки короля, которого теперь называют по имени Олав Гейрстадаальфр — буквально «Олаф, эльф Гейрстада», титул, который ясно указывает на нынешнее эльфийское состояние праотец короля. Тот же отрывок также намекает на то, что король Олаф является реинкарнацией умершего Олафа, [10] , показывая, что у мертвых может быть несколько судеб одновременно. В этом конкретном пункте нет обязательного противоречия, поскольку такой сценарий был бы логически возможен в скандинавском представлении о том, что я имеет несколько духовных частей.

Нет награды или наказания

Сегодня многие люди, верящие в загробную жизнь, думают о ней как о награде или наказании за свой моральный или идеологический выбор в течение жизни. Норвежцы не придерживались такой концепции. Их довольно приземленному мировоззрению были чужды представления о «спасении» и «проклятии». Таким образом, люди, которые ищут «рай» или «ад» среди скандинавских жилищ мертвых, останутся ни с чем. (Слова «ад» и «хель» происходят от одного и того же германского корня, [11] , но названия и местонахождение под землей — единственное, что объединяет эти две концепции.) , «берег трупов»). Его ворота обращены на север, с потолка капает яд, а на полу вьются змеи. [12] (Снорри также цитирует это стихотворение в своих произведениях. [13] ) Но рассматриваемое стихотворение ( Völuspá ) изобилует христианским влиянием. Учитывая, насколько анахроничным является Настронд среди других скандинавских представлений о том, что происходит с человеком после смерти, оно также, несомненно, восходит к христианским изображениям ада. [14]

Ищете дополнительную информацию о скандинавской мифологии и религии? В то время как этот сайт представляет собой полное введение в тему, моя книга Дух викингов представляет собой полное введение в скандинавскую мифологию и религию периода . Я также составил популярный список из 10 лучших книг по скандинавской мифологии, который, вероятно, поможет вам в ваших поисках.

Каталожные номера:

[1] Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис. 1993. Утраченные верования Северной Европы. п. 70.

[2] Эллис, Хильда Родерик. 1968. Дорога в Хель: исследование концепции мертвых в древнескандинавской литературе. п. 97.

[3] См., например, третью главу «Саги об Эйрбюггья».

[4] Эллис, Хильда Родерик. 1968. Дорога в Хель: исследование концепции мертвых в древнескандинавской литературе. п. 84.

[5] Там же. п. 85-86.

[6] Турвиль-Петре, Э.О.Г. 1964. Миф и религия Севера: религия древней Скандинавии. п. 55.

[7] Симек, Рудольф. 1993. Словарь северной мифологии. Перевод Анджелы Холл. п. 347.

[8] Поэтическая Эдда. Grímnismál, строфа 4.

[9] Эллис, Хильда Родерик. 1968. Дорога в Хель: исследование концепции мертвых в древнескандинавской литературе. п. 138-147.

[10] Олафс Сага Хельга. В Флатейярбок.

[11] «Ад» в Этимологическом онлайн-словаре. http://www.etymonline.com/index.php?term=hell&allowed_in_frame=0

[12] Поэтическая Эдда. Völuspá, строфа 38.

[13] Снорри Стурлусон. Прозаическая Эдда. Gylfaginning, глава 51.

[14] См. обсуждение этого стихотворения в четвертой главе моей книги The Viking Spirit .

Скандинавская мифология Загробная жизнь | Загробная жизнь в скандинавской мифологии

Норвежские описания смерти и загробной жизни викингов довольно трудно разгадать.

Поскольку смерть является абсолютной неизвестностью, ожидается несоответствие, и все письменные отчеты относятся к постхристианской эпохе и, похоже, находились под влиянием христианских представлений о смерти.

Викинги действительно верили в загробную жизнь, поскольку скандинавские погребальные обычаи явно были разработаны для того, чтобы у умершего было все необходимое для процветания после смерти. Валгалла, Хель, Ран… и многие другие.

Погребальные обычаи викингов

Наиболее распространенными погребальными обычаями у викингов были кремация (с кремированными останками, затем захороненными) или захоронение. Похороны викингов обычно включали погребальные принадлежности вместе с умершими, что наводит на мысль, что они понадобятся им в какой-то загробной жизни.

Викингов хоронили с вещами, которые отражали их жизнь: инструменты их профессии, украшения, которые свидетельствовали об их статусе, а также могли использоваться в качестве экстренной валюты (викинги часто откалывали кусочки своих украшений из драгоценных металлов, чтобы они служили валютой) и воины с оружием.

Очень богатых викингов могли хоронить в корабле, который они могли бы использовать в загробной жизни, или в каменных очертаниях кораблей, которые также казались подходящими для этой цели.

Есть также веские доказательства того, что очень, очень богатые могли быть похоронены с рабами. Норвежское захоронение во Флакстаде, Норвегия, содержит несколько тел в одной могиле, но ДНК и диета предполагают, что большинство из них были рабами.

10 9Путешественник 0003-го -го века Ахмед ибн Фадлан также утверждает, что видел женщину, принесенную в жертву на похоронах вождя викингов. Но у большинства викингов были бы значительно более скромные проводы.

Для получения дополнительной информации прочитайте нашу предыдущую запись в блоге о похоронах викингов.

Царства мертвых в скандинавской мифологии

Хотя большинство из нас знакомы с Валгаллой, это лишь малая часть более широких скандинавских представлений о загробной жизни.

Скандинавская мифология предполагает, что человек состоял из четырех частей: Хамр, внешний вид; Hugr, личность или характер; Flygja, тотем или дух-фамильяр; и Hamingja, качество или неотъемлемый успех в жизни. В то время как Хамр уходит из этого мира (или, по крайней мере, мы надеемся, что никто не хотел возвращаться в качестве драугра), вероятно, это был их Хамр , который перешел в загробную жизнь, в то время как их Хамингья может остаться в их семье, объясняя скандинавскую практику описания мужчин как реинкарнаций предков.

Согласно скандинавской мифологии , существовало несколько различных сфер загробной жизни, в которых Hugr элемент души мог найти себя.

Валгалла

Самая известная страна мертвых, Валгалла считалась великим залом в Асгарде, царстве скандинавских богов . Этот зал принадлежал Одину, королю скандинавских богов и богу войны и мудрости.

С помощью валькирий Один выбрал половину павших героев с поля битвы, чтобы они пришли и поселились в Валгалле.

Там мертвые герои будут пировать и сражаться до наступления Рагнарека, конца света, когда они будут сражаться вместе с Одином и другими скандинавскими богами в финальной битве. В Валгаллу можно было взять только воинов, погибших в бою.

Валькнут, символ Вальхаллы, в коллекции ВКНГ

Фольквангр

Царство богини Фрейи, скандинавской богини плодородия и магии, она же забирала с поля боя павших знаменитых воинов викингов, но ей достался первый выбор, поэтому предположительно здесь оказались самые отборные воины.

Хотя Фолквангр менее известен, он, возможно, является более престижным местом загробной жизни для воина-викинга, чем Валгалла.

Вероятно, как и мертвым Вальхаллы, им суждено было сражаться на стороне скандинавских богов во времена Рагнарока.

Хельхейм

Согласно скандинавской мифологии, викинги, которые не падут в битве, скорее всего, окажутся в Хельхейме, мире под Мидгардом в космологии скандинавской мифологии, которым правит богиня Хель .

Это царство смерти отделено от царства живых быстрой рекой, которую невозможно пересечь, и тяжелыми воротами. Как только душа попадает в Хельхейм, она не может вернуться.

Хельхейм не следует путать с христианскими представлениями об аде. Это было не место для нечестивых, а загробная жизнь для всех, кто не погиб в бою.

Даже любимый бог Бальдр, сын или Один, оказался в Хельхейме (а не в Валгалле), когда был убит в розыгрыше, организованном Локи. Даже Один, царь скандинавских богов, не мог воскресить его из мертвых, только Хель, скандинавская богиня подземного мира, могла подарить этот дар.

История Бальдра интересна тем, что предполагает, что даже скандинавские боги не имели власти над смертью, которая была окончательной. Это также упоминается в мифе о Рагнароке, который предсказывает окончательную смерть Одина и большинства скандинавских богов.

В сагах о викингах часто рассказывается о воинах, порезавших себя лезвиями своих четок смерти, чтобы попытаться обманом заставить Хель думать, что они погибли в бою.

Если бы в скандинавской мифологии существовал аналог христианского ада, то это было бы место в Хельхейме под названием Настронд, которое, как говорили, было царством тьмы и ужаса для нечестивых.

Футболка Hel & Garm из коллекции ВКНГ

Ran

Учитывая морской характер жизни викингов, неудивительно, что у них была загробная жизнь специально для моряков.

Ран была великаншей, которая жила на дне океана в царстве, освещенном массами сокровищ, которые она накопила, погружая и забирая сокровища с проплывающих мимо кораблей. Она также ловила моряков в свои сети, топила их, а затем удерживала их там в своей собственной водной загробной жизни.

Helgafjell

Некоторые истории из скандинавской мифологии также предполагают, что мертвые могли оказаться в Helgafjell, святой горе, которая могла быть определенным местом или просто горой поблизости.

Мертвые там описываются как ведущие жизнь, очень похожую на жизнь живых, воссоединившуюся со своими семьями и любимыми. Некоторые живые люди могли заглянуть в эту горную загробную жизнь, и то, что они увидели, было не пугающим, а картиной дома и счастья.

Христианское влияние

Поскольку все письменные рассказы о загробной жизни скандинавов происходят из постхристианских источников, трудно понять, насколько сильно на них повлияли христианские представления о жизни после смерти, а сколько — от традиционных, устных Скандинавская мифология.

Например, очень трудно провести различие между Valhalla, Folkvangr и Helheim, так как они редко называются, поэтому можно предположить, что это просто три разных названия одного и того же места или названия мест в более едином загробная жизнь.

Христианский ученый тринадцатого века Снорри Стурлусон предполагает, что воины отправляются в Вальхаллу, а другие падшие оказываются в Хельхейме, разделяя загробную жизнь на Рай и Ад, более привычные в христианских верованиях.

Какими бы ни были детали того, во что верили викинги, они верили в жизнь после смерти.

Молот Тора из коллекции ВКНГ – символ защиты

Смерть и загробная жизнь в скандинавской мифологии

Знаете ли вы, что даже смерть в скандинавской мифологии была довольно интересной? Согласно верованиям викингов, смерть — это не конец. Они верили, что после их смерти начинается загробная жизнь. Как считали многие люди во многих других культурах, смерть — это не конец пути, а начало нового.

Загробная жизнь в скандинавской мифологии — увлекательная тема, которая выходит за рамки объяснения различных верований, обычаев и традиционных способов почитания умерших. Каждая часть скандинавской мифологии подробно объяснена, и сегмент загробной жизни может быть самым интересным из всех, поскольку именно тогда люди наконец встретятся с богами.

Подробно объясним загробную жизнь и смерть викингов в скандинавском язычестве. Как бы странно это ни звучало, но начало этого пути начинается со смерти. То, что приходит после смерти, — это то, к чему стремились викинги — встреча с богами и наслаждение нескончаемым праздником в Валгалле. Однако это долгий путь, и не каждый викинг войдет в чертоги Валгаллы.

Начнем с конца жизни.

Похороны викингов

Смерть в скандинавской мифологии и похороны викингов были особыми событиями, которые включали в себя множество обычаев. Поскольку викинги верили, что каждый из них прыгнет в загробную жизнь, существовало множество традиций, которых они придерживались при похоронах.

Когда человек умирает, его осыпают его личными вещами, а не случайными предметами. Людей хоронили с вещами, которые представляют, кем они были и чем занимались в то время, когда они были среди живых.

Например, если умерший викинг был корабелом, его хоронили вместе с инструментами его ремесла. Если умирала дворянка, ее хоронили с драгоценностями и золотом, а воинов хоронили с оружием. Предметы, помещенные рядом с умершим человеком, были памятными предметами, отражающими его жизнь на этой равнине. Они верили, что умершему человеку эти вещи понадобятся в загробной жизни.

Что отличает похороны викингов от других цивилизаций, так это то, как они хоронили своих мертвецов. Тела обычно кремировали, но вот одна деталь, которая показывает существенные различия в традициях захоронения. Невероятно богатых викингов хоронили на кораблях.

Похороны викингов

Согласно различным поверьям викингов, увоз мертвых на горящем корабле обеспечит им безопасный переход в загробную жизнь. Вдобавок, если покойный должен был быть похоронен под землей, у них была еще одна традиция, заключавшаяся в том, чтобы строить каменные насыпи, напоминающие корабль, размещая их таким образом, чтобы создавать очертания корабля.

Однако, вне зависимости от типа захоронения существовали обязательные ритуалы погребения. Обычай заключался в том, чтобы облачать тело в новую одежду, специально сшитую для похорон. Таким образом, умерший войдет в загробную жизнь в новой красивой одежде. Кроме того, церемония захоронения включала много еды и алкоголя, а также пение и пение.

«Погребальный инвентарь» был подарком за последнюю дань и почтение усопшему. Ценность этих даров равнялась социальному статусу умершего. Все дары вместе с телом были либо сожжены, либо закопаны.

Смерть в скандинавской мифологии воспринималась как значительное путешествие для умершего. Следовательно, некоторые другие случаи показывают, что очень богатых людей даже хоронили с рабами, чтобы у них были слуги, когда они попадут на равнину мертвых.

Верования о загробной жизни в скандинавской мифологии

Смерть в скандинавской мифологии означает, что когда викинги умирают, они отправляются прямо в Валгаллу, верно? Не совсем.

Есть много уровней загробной жизни. Вальхалла предназначена для воинов, павших на поле боя, а не для всех. Куда попадают все остальные скандинавы и скандинавки после смерти? Прежде всего, давайте объясним их верования с самого начала, а затем мы углубимся в объяснение загробной жизни в скандинавской мифологии.

Скандинавская мифология учит нас, что люди состоят из четырех разных частей. Первая часть — это внешний вид, известный как Хамр. Второй — Флюгья, который изображается как тотем известного духа. Третья часть — это характер или личность человека, известная как Хугр, а четвертая часть, Хамингья, представлена ​​как качество жизни человека.

Считается, что люди, которые были злыми или жадными при жизни, могут не уйти из этого мира, а остаться здесь в ловушке в теле Драугра (воина-нежити). Также считалось, что Хугр человека переходит в другой план существования. Между тем, их Hamingja остается здесь и делится с остальными членами семьи на долгие годы.

Реинкарнация — еще одно поверье о загробной жизни в скандинавской мифологии. Когда люди умирают, они могут перевоплотиться в родословную, что укрепит их семейное древо. Языческую реинкарнацию не следует путать с христианскими верованиями в реинкарнацию, и вот почему.

Учитывая, что язычники считали семью чем-то всемогущим, в этом есть смысл. Было твердым убеждением переродиться обратно в семейную линию, чтобы сделать ее более прочной и стабильной. Таким образом, реинкарнация после смерти в скандинавской мифологии еще раз показывает нам, что викинги верили, что смерть — это не конец.

Земли загробной жизни в скандинавской вселенной

Когда дело доходит до самых известных земель загробной жизни в скандинавской мифологии, люди говорят о Валгалле больше всего. Что такое Валгалла? Валгалла известна как залы Асгарда для воинов, павших в битве. Их приглашают отобедать и выпить с Всеотцом Одином, всеми остальными богами и другими падшими викингами.

Однако не все могли войти в Валгаллу. Считается, что Один с помощью валькирий выбирал, кто из павших викингов присоединится к нему в чертогах Вальхаллы. Причина этого в том, что каждый, кто обедает и пьет с богами, является достаточно хорошим воином, чтобы встать на их сторону, когда придет Рагнарёк.


Падшие викинги на пути в Валгаллу

Смерть в скандинавской мифологии описывается как новое путешествие. У людей было одно путешествие, пока они были живы, но когда они умирают, начинается другое приключение. В скандинавской мифологии есть еще несколько загробных земель, и мы рассмотрим их все.

Еще один Хельхейм, который в христианстве напоминает Ад, но это не то же самое. Хельхейм не место для злых и злых людей. Говорят, что когда викинги, которые не были убиты во время битвы, умирают, они отправляются в Хельхейм, и это было их наказанием за то, что они выжили в битве.

Царство Хельхейм расположено под Мидгардом в скандинавском космосе, и правительницей этой загробной земли является богиня Хель. Миры Мидгард и Хель разделены непреодолимой рекой и массивными воротами. Когда душа переходит в царство Хельхейм, она не может вернуться.

Даже боги, включая Всеотца Одина, не имели власти над смертью. Когда наступает смерть, она окончательна, и они были бессильны. Бог-обманщик Локи заманил несокрушимого бога Бальдра, сына Одина, в игру, ставшую для Бальдра роковой. Когда Бальдр умер, никто не мог предотвратить это, кроме правителя Хельхейма.

Также считается, что воины-викинги, которые не погибли на поле боя, пытались обмануть богиню Хель, порезав себя лезвиями на смертном одре. Тем самым они наносили раны, похожие на те, что были получены на поле боя.

Смерть в скандинавской мифологии воспринимается по-разному, поскольку есть места, куда воины-викинги стремились отправиться, как в Валгаллу. Тем не менее, Хельхейм, как альтернатива, тоже был приемлемым вариантом.

Однако в Хельхейме есть место, предназначенное для злых и злых людей, называемое Настронд. Настронд — место, которого все боялись, но всегда находились какие-то злодеи, которые в конце концов оказывались там.

Учитывая, что викинги были известны тем, что плавали в дальние уголки Мидгарда, совершая набеги на известные и неизвестные территории королевства, неудивительно, что в загробной жизни в скандинавской мифологии также была уникальная земля для моряков. Ран — земля, куда отправлялись моряки-викинги после своей смерти.

Ран была великаншей, обитавшей на дне океана. Океанское дно было самой блестящей землей из всех земель загробной жизни из-за огромного количества сокровищ, затонувших вместе с многочисленными лодками. Также считается, что Ран ловила моряков сетями, а затем топила их, чтобы они оставались рядом с ней в подводной загробной жизни.

Еще одна великая земля в загробной жизни известна как Хельгафьелль. Согласно другим источникам, Хельгафьелль — еще одно место, где могут оказаться мертвые. Это святая гора, для которой считается исключительным местом.

Кроме того, говорят, что мертвые могут вести там очень обычную жизнь, как если бы они были среди живых. Умершие воссоединятся со своими близкими, такими как их семьи и друзья. Некоторые люди могли видеть эту горную загробную жизнь и описывали ее как место счастья, дома и покоя.

Верования и обычаи викингов

Викинги верили, что несколько вещей помогут им достичь величия в загробной жизни. Одно из верований заключалось в том, чтобы уважать богов, принося им различные жертвы. Другая фундаментальная идея заключалась в том, чтобы всегда быть грозным в бою. Так что, даже в случае смерти викингов, они доказывали бы себя и Валькириям, и Одину, и таким образом, они считали, что имеют более значительные шансы быть избранными для входа в залы Вальхаллы.

Когда дело доходит до захоронения умерших, у викингов есть различные обычаи, которые они используют во время церемонии погребения. Поскольку они были языческим обществом, в зависимости от социального статуса умершего они молились Одину и другим богам. Они верили, что в случае если великий воин ушел из жизни, молитвой и воспеванием они помогут своему павшему другу быстро найти дорогу в Вальхаллу.

Кроме того, в зависимости от их социального статуса, умершие могут произносить прощальную речь, которая может длиться часами или, в редких случаях, всего несколькими простыми прощальными словами. Во время этих выступлений было принято пить особый ритуальный эль, который приберегали для похорон.

Независимо от способа захоронения тела, остается неизменной ритуальная погребальная музыка. Смерть в скандинавской мифологии означает обязательность некоторых ритуалов. Похоронные песни и музыка были важным элементом этих ритуалов. Единственное, что известно сегодня о скандинавской похоронной музыке, это то, что это была музыка для поклонения их богам.

Еще одно поверье в скандинавской культуре заключалось в том, что дым помогает перенести мертвых в загробную жизнь. Погребальный костер викингов может нагреться настолько, что все тело вместе с костями превратится в пепел. По окончании ритуала кремации прах помещали в резной деревянный ящик или урну для окончательного захоронения останков.

Все эти обычаи применялись к великим воинам-викингам, и даже если их похоронить под землей, обычаи все равно будут использоваться. С другой стороны, рабы были освобождены от этих традиций и обычаев.

В случае, если рабов не хоронили вместе с господами, а они умерли либо от гибели во время внешнего набега, либо по естественным причинам, их хоронили в неглубоких могилах без каких-либо почестей и ритуалов.

Давайте закроем эту историю прямо здесь

Смерть викингов была для них важным событием еще в эпоху викингов. Это был не просто момент потери члена семьи или друга, это было нечто большее. Когда кто-то умирает, их ждет совершенно новый опыт, и люди, которых они оставили, были теми, кто готовил мертвых к путешествию в загробную жизнь.