Кто шил форму фашистским войскам. Мировые бренды

Hugo Boss (Ху́го Босс) немецкая компания, выпускающая элитную одежду, и парфюмерию. Продукция продается в 124 государствах в более ем 6100 магазинах, как собственных, так и открытых по системе франчайзинга.

История бренда Hugo Boss

1885 год: рождение Хуго Фердинанда Босса (Hugo Ferdinand Boss), создателя бренда.

1923 год: Хуго Босс основывает небольшое текстильное предприятие в Метцингене (Германия), расположенном к югу от Штутгарта. Изначально это семейное ателье, совмещенное с небольшим магазином. Затем дело постепенно набирает обороты, и предприятие становится швейной фабрикой, выпускающей форму для рабочих, почтальонов и полицейских.

1925 год: на предприятии работает 33 сотрудника. Наступает кризис, и компания пытается выйти из него, выпуская одежду для охоты, национальные костюмы, рабочие комбинезоны, плащи из каучука и кожаные . Хуго Босс согласовывает с кредиторами покупку 6 швейных машин.

Некоторые рабочие соглашаются на сокращение зарплаты, чтобы поддержать предприятие.

1931 год: в стране кризис, фабрика Хуго Босса на грани банкротства, и предприниматель вступает в Национал-социалистическую партию Германии. От нее начинают поступать заказы на пошив униформы СА, СС и Гитлерюгенда, что и спасает компанию от разорения. Однако, дизайн формы создает не сам Хуго, а Карл Дибич (Karl Diebitsch), который занимается разработкой большей части военного обмундирования и регалий Третьего рейха.

1932-1945 годы: Hugo Boss является официальным поставщиком одежды как для простых немецких солдат, так и для офицеров Вермахта и СС. Во время Второй мировой войны фабрику объявляют важным военным предприятием , на ней работает около 150 подневольных рабочих, прежде всего из Польши и Украины, а также 30 французских военнопленных.

1946 год: фабрика снова чуть не прогорает: Хуго Босса обвиняют в сотрудничестве с нацистами, штрафуют на 80000 марок и лишают права голосования.


1948 год:
Хуго Босс умирает, а компанию возглавляет его зять Ойген Холи. Hugo Boss снова специализируется на форме для железнодорожников и почтальонов.

1953 год: Hugo Boss выпускает первый мужской костюм. Это поворотный момент в истории фирмы: она начинает уходить от массового производства одежды и постепенно приближаться к миру .

1967 год: во главе компании становятся Уве и Йохен Холи – дети бывшего руководителя фирмы и внуки ее основателя. Именно они превращают марку во всемирно известный модный .

1970-е: Hugo Boss стремительно развивается. Во-первых, фирма становится крупнейшим в Германии производителем мужской одежды. Во-вторых, компания превращается во влиятельный Дом моды.

1972 год: Hugo Boss впервые спонсирует гонки Формулы 1 и чемпионаты по гольфу и по теннису.

1975 год: талантливый (Werner Baldessarini) начинает сотрудничать с Hugo Boss.

1984 год: запуск парфюмерной линии бренда.

1993 год: компания переходит в собственность итальянского холдинга Marzotto SpA (в настоящее время — Valentino Fashion Group). Братья Холи покидают предприятие. Генеральным директором предприятия становится Питер Литтман. Он разделяет бренд на линии с разной целевой аудиторией: Boss, предлагающий , Hugo со смелыми молодежными моделями, Baldessarini с изделиями класса люкс.

1996 год: появление награды Hugo Boss за достижения в современном искусстве.

1997 год: компания получает лицензию на производство часов совместно со швейцарской маркой Tempus Concept.


Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера

Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером. Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей.

В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие – мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта.

Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.

Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.

На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич – немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС.

Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.

А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов ». Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.

По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок.

Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.

После публикации книги Романа Кестера компания «Hugo Boss» разместила на своем сайте заявление, в котором выразила «глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах », чем признала правомерность выводов историка.

А в мире моды обмундирование Третьего рейха, созданное компанией «Hugo Boss», считается самой красивой и стильной военной формой. В 1990-х гг. даже зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Особенно популярно оно было в Японии, где появлялись неонацистские организации. Правда, подобная мода продиктована скорее не эстетическими предпочтениями, а общественно-политическими взглядами, и весьма далека от этических соображений – то, что называют «за гранью добра и зла».

Подобные слухи ходили и об основательнице другого знаменитого бренда:

Угадайте, кто был дизайнером фашистской формы?
Хьюго Босс:)

Мировые бренды — пособники фашистов

Политическую оплошность помог предотвратить некий бдительный гражданин, который пожаловался на то, что ему выдали документы на авто с фашистской аббревиатурой давно несуществующей партии NSB. Министерство транспорта Нидерландов тут же уверило, что ошибка произошла из-за сбоя в компьютерной программе, которая занимается отслеживанием автомобильных знаков, не допуская регистрации номеров машин с некоторыми запрещенными сочетаниями букв. Сейчас все нормальные знаки уже готовы, и владельцы вскоре их получат.

Помимо NSB, в автомобильных номерах не будут использоваться следующие аббревиатуры: KKK (Ку-клукс-клан), PKK (Рабочая партия Курдистана), а также буквенные сочетания, обозначающие любые политические партии, матерные слова и сокращенное название голландского футбольного клуба PSV Eindhoven. Буквенное сочетание Philips Sport Vereniging (PSV) в переводе с нидерландского означает всего-навсего «Спортивный Союз Филипс». 31 августа 1913 года футбольный клуб из голландского города Эйндховен был основан командой сотрудников компании Philips.»

Если вы живете в Амстердаме и являетесь страстным болельщиком амстердамского клуба «Аякс», вам, вероятно, будет не очень уютно ездить в авто с номерным знаком PSV», — сказали в пресс-службе министерства.

История с буквами на номерных знаках выглядит еще «цветочками» по сравнению с винегретом из политической корректности и экономической конкуренции.

В 2006 году австрийский журнал Profil выдал сенсацию, мол, всемирно известный бренд HUGO BOSS осквернил свою репутацию во время Второй мировой войны. Одноименная фирма шила не только униформу для солдат и офицеров вермахта, но и для эсэсовцев. Международный трибунал в Нюрнберге признал СС преступной организации, а ее служащие подлежали суду. Кроме того, в журнальной заметке отмечалось, что компания использовала труд заключенных концлагерей. Через год сын Хьюго Босса, Зигфрид, признался, что его отец был членом нацистской партии. «Вся промышленность работала на нацистов», — добавил 83-летний отпрыск основателя империи моды.

Свою швейную мастерскую Хьюго Босс открыл в 1923 году в разгар экономического кризиса. До 1931 года она практически не приносила дохода, пока ушлый малый не вступил в нацистскую партию НСДАП. Спустя два года Босс добился получения государственного заказа на изготовление мундиров для штурмовиков, эсэсовцев, военнослужащих вермахта, а также молодежной организации «Гитлерюгенд». Разработанная им униформа заслуженно считается лучшей за всю историю военной формы. После войны Босса как пособника нацистского режима оштрафовали на сумму в 80 000 рейхсмарок. А в 1948 году Хьюго Босс окончательно отошел от дел, передав свое предприятие в руки наследников.

Кроме того, заключенные «лагерей смерти» трудились на многих немецких предприятиях, как Krupp, Siemens, Bayer, на автомобильных заводах Mercedes-Benz, Volkswagen, Porsche, и даже стояли у конвейеров американской компании Ford. По логике вещей, за эксплуатацию труда сотен тысяч узников, этим фирмачам и производимой ими продукции следует объявить бойкот.

И еще. Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член «Имперской ассоциации немецких художников», профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны «зиг» и дизайн холодного оружия для СС. Ателье Хьюго Босса занималась лишь пошивом униформы для партийных бонз и высших чинов СС и люфтваффе. На создание эсэсовской униформы Дибича сподвигла форма прусских «Гусар смерти» (в разговорном немецком языке с 18 в. принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской словом Totenkopfhusaren), чьи мирлитоны украшала эмблема Totenkopf — «мертвая голова». Сочетание черного и белого — это дань уважения геральдическим цветам королевства Пруссия. По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.

Черные мундиры и фуражки для членов СС были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов Общих СС на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой и полевой. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.

Давно прошло то время, когда реконструкторов путали с ролевиками. Сегодня историческая реконструкция зачастую уже не просто хобби, но и серьезная работа — исследования, изучение ремесел и реставраторского дела, регулярные интенсивные тренировки, работа с молодежью, выступления перед зрителями и многое другое. Реконструкторское движение существует не одно столетие. Еще в XVII веке для публики воссоздавались определенные исторические события, победы, чтобы народ не забывал своей истории. В послереволюционной России в 1920 году была проведена первая реконструкция — штурм Зимнего дворца, костюмированное военное «шоу», в котором приняло участие порядка 10 тысяч человек. Реконструкция периода Второй мировой в Советском Союзе зародилась в 80-х годах, когда были предприняты первые попытки создания массовых мероприятий. Практически у каждого реконструктора имеется достаточное количество оригинальных антикварных вещей, поскольку у нас принято, чтобы все выглядело максимально аутентично. Особое внимание уделяется, в частности, солдатскому быту: чтобы в карманах лежали деньги тех времен, бумажники, с собой были мыло, бритва, зубная щетка. У многих полностью экипирован вещмешок или ранец, в сухарных сумках лежит какая-то еда, у некоторых — старые немецкие газеты.

Копии кителей, наград и снаряжения 3 Рейха

Военные мундиры солдат Вермахта одними воспринимаются как воплощение зла, другими – как рядовой экспонат коллекций или необходимый атрибут исторических реконструкций. Но независимо от отношения, форма Третьего рейха интересна сама по себе – с точки зрения ее разнообразия и причин, которыми были обусловлены те или иные дизайнерские решения.

Любители и ценители истории обычно живут вне времени и границ. Они стараются пополнять свои коллекции удивительными вещами, которые могут быть датированы прошлым, позапрошлым веками. Также пользуются спросом новоделы. Сейчас большую ценность имеет реконструкция униформы 3 Рейха. Она используется не только в качестве экспонатов, но и для массовых мероприятий различных исторических клубов.

Практически все новоделы предметов 3 Рейха полностью идентичны аналогам. Имеется лишь одно отличие — недавнее изготовление, что увеличивает срок службы. Купить копию одежды 3 Рейха для реконструкции довольно просто — достаточно обратиться в наш интернет-каталог Antik1941. Мы гарантируем быструю доставку по всей территории России.

Купить копию наград и оружия 3 Рейха

Большой ценностью обладают не только униформа, но и другие аксессуары и предметы 3 Рейха. Наш каталог изобилует различными принадлежностями, которые помогут заниматься реконструкцией. Среди них:

  • копии немецкой униформы;
  • макеты огнестрельного оружия;
  • муляжи наград;
  • копии германских орденов;
  • реконструкция предметов интерьера;
  • и многое другое.

Если вам необходимы копии оружия 3 Рейха , вы сможете выбрать не только автоматы и пистолеты, но и муляжи кортиков и новодельные немецкие ножи. Это поможет в полной мере ощутить времена жестокой войны, прикоснуться к давней истории. Всё отличается качеством, полным соответствием оригиналу.

Многие обращаются к нам, чтобы купить копию награды 3 Рейха. По наградам определенной эпохи можно определить, какие приоритеты были у нации, к чему стремились люди.

Мы всегда готовы помочь вам в приобретении новоделов и оригинальных предметов старины. Обращайтесь в наш интернет-каталог в любое время, оставляйте заказы, которые будут выполнены оперативно.

Качественные копии немецких орденов и медалей, копии кортиков и штык-ножей, реконструкция немецкой формы времен вов, макеты огнестрельного оружия, реконструкция военного немецкого снаряжения, копии стальных шлемов, реконструкция предметов быта и интерьера 3 рейха — еще раз повторимся, что все эти вещи предназначены для исторической реконструкции, но не как в целях пропаганды преступного режима, существовавшего в 3-ем Рейхе до 1945 года…

Споры вокруг формы российской армии, разработанной модным домом Валентина Юдашкина, не прекращаются с самого момента её появления, а Сергей Шойгу, став министром обороны, только усилил критику. В этом материале FURFUR вспоминает семерых дизайнеров и художников, разрабатывавших военную униформу, и рассказывает о том, что у них вышло.

Юдашкин для российской армии

Униформа, утверждённая президентом Медведевым в 2010 году, в народном сознании ассоциируется с именем модного дома Валентина Юдашкина, однако он сам имеет к ней только косвенное отношение: созданные там (по утверждению обеих сторон, абсолютно бесплатно) образцы были сильно изменены чиновниками Министерства обороны. Именно на стадии доработки форма была упрощена, погоны перенесены с плеч на грудь (особенно ненавистное у офицерского состава нововведение) и было решено использовать для ее производства дешевые китайские ткани, что вызвало рост болезней из-за переохлаждения среди солдат-срочников.

Этот факт не афишировался до тех пор, пока вину за все недостатки не попытались повесить на Юдашкина (Жириновский даже обвинял его в том, что тот не служил в армии — на самом деле, конечно, служил). Но по результатам расследования Главной военной прокуратуры вся ответственность за них лежит на департаменте ресурсного обеспечения Минобороны. А дизайнер даже опубликовал в своем твиттере фотографии модели в изначальном варианте формы. Судя по ним, единственное существенное сходство его эскизов с тем, что получилось, — пиксельный камуфляж, сменивший традиционную «Флору».

Хьюго Босс для СС


Униформа вермахта, вопреки популярному мифу, была создана не Хьюго Фердинандом Боссом. Однако основатель модного дома все же имеет отношение к мундиру Третьего рейха. В ту пору он был владельцем швейной фабрики, пошедшей в гору благодаря государственному заказу на пошив формы для штурмовиков, СС, гитлерюгенда и других военизированных формирований нацистской партии.

Заслужив в довоенные годы доверие, в начале 1940-х фабрика Босса уже в статусе важного военного предприятия, получила большой государственный заказ на производство обмундирования. Когда своих рабочих рук стало не хватать, вакантные рабочие места получили угнанные в рейх для принудительного труда жители Восточной Европы и французские военнопленные. И все же из Босса трудно сделать злого нациста — сохранились документы, свидетельствовавшие о его попытках улучшить условия труда и получше расселить подневольных рабочих. Тем не менее в 1946 году он был признан активным пособником нацистов, лишен избирательных прав и права вести бизнес, а также выплатил огромный по тем временам штраф в 80 тысяч марок.

Васнецов для Красной армии


Один из первых экспериментов по привлечению художников и модельеров к разработке военной формы относится к 1918 году, когда приказом наркома по военным делам Троцкого была создана временная комиссия по созданию новой формы для РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), бойцы которой до этого донашивали форму императорской армии.

Комиссия объявила конкурс на разработку новой формы, в котором участвовали Васнецов, Кустодиев, Езучевский, Аркадьевский и другие художники. Большинство из них уже имели опыт создания костюмов по работе в театре. У конкурса не было одного победителя — комиссия разработала новую форму на основе нескольких предложенных работ. Те мундиры запомнились в основном отсутствием погон — визуальное выражение отмены воинских званий и офицерства. В эту же форму вошла и буденовка — новый шлем, напоминующий обмундирование древнерусского воина. Правда, изготовлена она была еще для армии Российской Империи, но так и не успела поступить на воружение до революции.

Микеланджело для Швейцарской гвардии


Одним из самых распространённых мифов в области дизайна униформы связан с Швейцарской гвардией Ватикана (полное название — Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского Папы). Википедия, экскурсоводы и даже некоторые искусствоведы упорно приписывают эскизы этой формы кисти Микеланджело. Для этого есть косвенные основания, ведь Швейцарская гвардия была основана в 1506 году, во время наивысшего подъёма культуры Возрождения и её красно-сине-жёлтые камзолы имеют типично ренессансный фасон.

Но никаких доказательств авторства Микеланджело не существует. Интересно, что официальный сайт Ватикана, опровергая версию о Микеланджело, тем не менее замечает, что другой титан Возрождения, Рафаэль, оказал влияние на форму швейцарцев, впрочем, как и на моду той эпохи вообще.

Armani и Valentino для итальянской полиции


Очень похожая история связывает двух великих мастеров XX века. Дело в том, что в интернете очень популярно убеждение, согласно которому современную форму итальянской полиции разрабатывал то ли дом Armani, то ли Valentino. Как и всякая другая, эта легенда имеет несколько редакций и версий — например, что оба модных дома шили для полиции, но для разных её подразделений (форма итальянских стражей закона значительно различается).

Authentic Apparel x U. S. Army


В ноябре 2013 года стало известно, что компания Authentic Apparel Group выпускает коллекцию мужской одежды, вдохновлённой армейской униформой и официально лицензированной министерством обороны США. Пентагон впервые в своей истории дает разрешение на использование брендинга и названия U.S. Army.

Это не франшиза, а настоящая коллаборация: представители министерства проверили каждый элемент коллекции на соответствие его армейским стандартам. А часть суммы, собранной от продаж первой коллекции, будет пожертвована в пользу программы помощи военнослужащим, ветеранам и их семьям.

Текст: Григор Атанесян

Фирма Hugo Boss извинилась за нацистское прошлое

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

На фабрике Hugo Boss производились униформы как для армии, так и для членов нацистской партии

Немецкий Дом моды Hugo Boss принес извинения за плохое обращение с теми, кого заставляли в годы Второй мировой войны работать на их фабрике, выпускавшей военную форму для нацистов.

Извинение прозвучало одновременно с выходом в свет новой книги об истории компании в годы правления Гитлера, изданной по заказу самого концерна Hugo Boss.

На фабрике, послужившей основой для нынешнего Дома моды, в качестве подневольной рабочей силы использовались в те годы 140 выходцев из Польши и 40 из Франции.

Автор книги приходит к выводу о том, что основатель фирмы Хьюго Босс, чье прошлое уже давно известно, был преданным сторонником нацистской партии.

«Ясно, что Хьюго Фердинанд Босс вступил в ряды партии не только из-за возможности получить заказы на пошив военной формы, но и потому, что он был последователем национал-социализма», — пишет автор издания специалист по экономической истории Университета Бундесвера в Мюнхене Роман Кестер.

Как Кестер, так и Hugo Boss настаивают, что компания не вмешивалась в процесс создания книги, хотя и финансировала ее издание.

Вышедшая в свет под заголовком «Hugo Boss, 1924–1945» книга рассказывает о судьбе человека, основавшего в 1924 году текстильную фабрику в городе Метцинген (земля Баден-Вюртемберг).

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Одним из первых крупных контрактов, доставшихся Хьюго Боссу, был заказ на пошив коричневых рубашек для членов только что созданной партии нацистов.

После войны Босс до самой своей кончины в 1948 году утверждал, что он вступил в ее ряды, чтобы спасти свою компанию.

«Возможно, это является правдой, однако, судя по заявлениям Хьюго Фердинанда Босса, нельзя сказать, что его личные взгляды расходились со взглядами национал-социалистов», — считает Кестер, чьи слова приводятся на одном из немецких веб-сайтов.

«Такого скорее всего не было», — полагает он.

К 1938 году на фабрике производилась армейская форма, в конце концов здесь стали шить и форму для подразделений СС. Однако, похоже, что к разработке эскизов и дизайна эсэсовских мундиров фирма Hugo Boss отношения не имела.

С апреля 1940 года Хьюго Босс стал использовать на своей фабрике подневольный труд, в основном, женщин.

Специально для таких работниц недалеко от фабрики был построен лагерь. Согласно сокращенной версии труда Кестера на английском языке, «гигиена и снабжение продуктами временами были весьма далекими от принятых норм».

Как отмечает Роман Кестер, в 1944-м, за год до окончания войны Босс попытался облегчить положение работниц. Он распорядился разместить у себя некоторых из них, а также улучшил их рацион.

«Мы можем только повторить уже известное: отношение к подневольным работникам фабрики временами было очень жестоким и доходило до принуждения. Вместе с тем о них проявлялась забота, так что очень трудно прийти к однозначным выводам», — пишет автор книги.

Компания поместила на своем сайте заявление, в котором выразила «глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах».

После войны Хьюго Босс был привлечен к суду и оштрафован за участие в работе нацистской организации.

Элиапраем Hugo Boss для нацистского прошлого, так как книга опубликована

  • Опубликовано

Подпись изображения,

Hugo Boss предоставил униформу как в партию, так и вооруженные силы

Германская модная фирма Hugo Boss принесла извинения за жестокое обращение с подневольными рабочими во время Второй мировой войны, когда снабжала нацистов униформой.

Извинения приурочены к публикации новой истории компании в годы правления Гитлера, которую она заказала сама.

На его фабрике работали 140 польских и 40 французских подневольных рабочих.

В книге делается вывод о том, что основатель компании Хьюго Босс, чье прошлое уже хорошо задокументировано, был верным нацистом.

«Очевидно, что Хьюго Ф. Босс вступил в партию не только потому, что это привело к контрактам на производство униформы, но и потому, что он был последователем национал-социализма», — писал автор, Роман Кестер, историк экономики в Бундесвере. (английский: Федеральные силы обороны) Университет в Мюнхене.

И г-н Кестер, и компания настаивают на том, что они не имели никакого влияния на содержание книги, хотя и предоставили финансирование.

Коричневые рубашки

Под плиткой Hugo Boss, 1924-1945, книга рассказывает историю человека, который в 1924 году основал швейную фабрику в Метцингене, Баден-Вюртемберг.

Одним из его первых крупных контрактов был поставлять коричневые рубашки ранней нацистской партии.

После войны Босс, умерший в 1948 году, пытался доказать, что вступил в партию, чтобы спасти свою компанию.

«Возможно, так и было, но нельзя интерпретировать высказывания Хьюго Ф. Босса как означающие, что он лично был далек от национал-социализма», — сказал г-н Кестер, его слова цитирует новостной сайт The Local Germany.

«Конечно, это не так.»

К 1938 году фирма производила армейскую форму, а со временем стала производить и для Ваффен СС, хотя, по-видимому, она не разрабатывала форму СС.

С апреля 1940 года Hugo Boss использовала подневольных рабочих, в основном женщин.

На территории фабрики был построен лагерь для размещения рабочих, и, согласно сокращенной английской версии отчета г-на Кёстера, «уровни гигиены и запасы продовольствия временами были крайне нестабильными».

Г-н Кестер отмечает, что Босс пытался улучшить условия в 1944 году, за год до окончания войны, попросив приютить своих рабочих и пытаясь улучшить их продовольственное положение.

«Мы можем только повторить, что поведение по отношению к подневольным работникам иногда было жестким и сопровождалось принуждением, но также проявлялась забота об их благополучии, что делало упрощенные характеристики невозможными», — пишет он.

Компания сообщила на своем веб-сайте, что хотела бы «выразить глубокое сожаление тем, кто пострадал или пострадал на фабрике, которой руководил Хьюго Фердинанд Босс при правлении национал-социалистов».

После войны Босса судили и оштрафовали за участие в нацистских структурах.

BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.

Шитье для нацистов: кем были портнихи Освенцима?

Антисемитизм в гитлеровском Третьем рейхе подпитывался поддерживаемым государством расизмом и личной жадностью. Виновники «окончательного решения» придавали гораздо больше значения еврейскому грабежу, чем еврейским жизням, и высокопоставленные нацистские чиновники и их семьи были более чем счастливы носить одежду, созданную теми, кого они считали наравне с паразитами. Ничто так не подчеркивает эту непристойную роскошь, как создание модной мастерской, известной как Верхнее портняжное ателье, посреди Освенцима. Тысячи людей были вынуждены работать в швейных мастерских, созданных в гетто и концлагерях во время Второй мировой войны. Однако эта конкретная мастерская не предназначалась для пошива или починки военной формы. Вместо этого он был создан исключительно для тщеславной элиты, которая удовлетворяла свою любовь к моде посреди земного ада…

Мастерская для жены коменданта

Жена коменданта Освенцима, Хедвиг Гесс, прошла долгий путь от своих сельских корней, когда она впервые наняла двух местных польских швей для шитья на своей вилле с видом на концлагерь. . Хедвиг называла жизнь на вилле «раем». Там она могла позволить себе предметы роскоши от лучших домов моды Европы. Среди них были ткани и одежда, отобранные из кучи награбленного, которые обрабатывались на огромных складах в лагере, недалеко от ее любимого цветочного сада. Заключенные осуществляли переработку товаров, натыкаясь при этом даже на вещи собственных убитых родственников. Когда жены других офицеров и женщины-охранницы стали завидовать ее гардеробу, Хедвиг открыла элитную швейную мастерскую — Верхнее портняжное ателье — внутри самого лагеря.

Иллюстрация из немецкого журнала мод, 1941 год. (Использовано с разрешения Люси Адлингтон/History Wardrobe)

Игла была ценным приобретением во вселенной концентрационных лагерей. Депортированных преднамеренно унижали по прибытии в лагеря, заставляя публично раздеваться и сдавать всю одежду, прежде чем сбрить все волосы. Таким образом, уязвимые и униженные, они изо всех сил пытались сохранить свою идентичность. Тем немногим, кто пережил отбор для газовых камер, дали носить грязную полосатую форму или случайный предмет гражданской одежды. Наличие иглы означало возможность латать и чинить одежду или даже делать «незаконные» вещи, такие как бюстгальтеры и трусики. Одежда имела решающее значение для защиты в суровую погоду. Внешний вид также был важным фактором морального духа заключенных, которые хотели сохранить чувство человечности. Однако ношение «запрещенной» одежды может привести к смерти в случае обнаружения.

Работа означала небольшой шанс выжить в лагерях. Тех, кто не мог работать, быстро убивали. В целом депортированные женщины не могли похвастаться профессиональными навыками, которые выделяли бы их как потенциально ценные для их угнетателей — например, в 1940-х годах лишь немногие женщины были электриками или плотницами. К счастью, текстильные навыки — часть воспитания девочек в ту эпоху — ценились в прачечной и ремонтных мастерских. Ателье по пошиву одежды в Освенциме было уникальным и очень желанным местом работы. Это было в помещении, там были стиральные машины и, самое главное, у швей появилось сильное чувство товарищества, которое было крайне важно для выживания.

Эскиз женщин-узниц концлагерей, сделанный Виолеттой ле Кок, французским иллюстратором, работавшей медсестрой Красного Креста во время Второй мировой войны. (Использовано с разрешения Люси Адлингтон/History Wardrobe)

В мастерской было около 23 женщин, надзирателем которых была умная и сострадательная заключенная-словачка по имени Марта. Женщин выбирали за их навыки или потому, что у них были связи с существующими портнихами. Они не были защищены от болезней и побоев за стенами мастерской, но, по крайней мере, на часть дня это было пристанищем.

Больше похоже на это

Бросить вызов нацистскому режиму

Большинство портних в Освенциме были еврейками. Некоторые известны историкам только по именам или прозвищам. По крайней мере двое были членами французского сопротивления: Алида Васселин, корсетница, арестованная в 1942 году за то, что она прятала антифашистские листовки в сшитых ею корсетах, и Мари-Луиза Коломбен, сержант-партизан, ранее участвовавшая в боевых действиях против нацистов. ее арест в 1941 году. Они презирали своих клиентов. Одна смелая венгерская еврейская портниха, Лулу Грюнберг, однажды осмелилась дразнить маленького сына Гесса петлей из рулетки в мастерской, сказав: «Скоро вы все будете повешены, ваш отец, ваша мать и все остальные».

  • Краткая история Освенцима – самого смертоносного места Холокоста
  • Освенцим: люди, стоящие за массовыми убийствами появились, чтобы подобрать платья своих жен». Примерки проходили в мастерских. Швеи должны были шить два наряда на одного клиента в неделю. Они создавали новые модели и перешивали высококачественную одежду, привезенную в Освенцим депортированными евреями. Многие клиенты СС заказывали красивые вечерние платья модных фасонов для званых ужинов, музыкальных концертов и походов в кино. Похоже, они не стеснялись носить платья убитых невинных или наряды, созданные порабощенными заключенными. У Ирмы Грезе, одной из самых садистских охранниц СС, даже была своя «домашняя» портниха, сокамерница из Вены (имя неизвестно), которая заботилась о том, чтобы Грезе была безупречно одета на все случаи жизни.

    Ирма Грезе была охранницей СС в концентрационных лагерях Освенцим и Берген-Бельзен. У нее была своя портниха, заключенная из Вены, имя которой неизвестно. (Apic/Getty Images)

    Попытка побега

    Когда советские войска приблизились к Освенциму в очень холодном январе 1945 года, эсэсовцы эвакуировали из лагеря добычу и заключенных, включая портних. Заключенные уходили пешком, участвуя в так называемых «маршах смерти». Четыре портнихи из ателье организовали гражданскую одежду в рамках плана побега. Марта, надзирательница, и три молодые швеи — Борис, Лулу и Баба — подошли к пассажирскому поезду, надеясь смешаться с другими поляками.