24 мая 1900 года на воду был спущен легендарный крейсер «Аврора»
- Информация о материале
- Опубликовано: 24 мая 2022
- Просмотров: 11284
Создание легендарного крейсера было обусловлено международной обстановкой конца XIX века. Напряжёнными были отношения России и Англии, на Балтике возрастала «германская угроза».
На фоне разворачивающейся гонки вооружений было принято решение об изменении судостроительной программы России, сформированной в 1881 году. Программа дополнилась тремя «карпасными крейсерами», ставшими впоследствии крейсерами типа «Диана» (именно такое название сначала фигурировало во всех официальных документах).
Строительство крейсера началось осенью 1896 года на заводе в Новом Адмиралтействе. Администрация Ижорского и Адмиралтейского заводов настаивала на увеличении определенных ранее сроков работ, так как заводы были перегружены заказами и не успевали изготовить вовремя важнейшие элементы. Итогом стал перенос части заказа на Александровский чугунолитейный завод.
Своё название крейсер получил в апреле 1897 года. Император Николай II отдал распоряжение именовать крейсер Авророй — в честь римской богини зари. Торжественный спуск крейсера состоялся утром 24 мая 1900 года, на нём присутствовал лично император Николай II. Крейсер сошёл на воду под залпы артиллерийского салюта. В журнале «Нева» можно найти описание этого знаменательного события: «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества».
Технические характеристики крейсера впечатляют: на тот момент «Аврора» являлась одним из лучших боевых кораблей. Бронепалубный двухмачтовый крейсер имел водоизмещение 6731 тонну, его длина составляла 127 метров и ширина 16,8 метра.
Он имел хорошее артиллеристское вооружение в виде четырнадцати 152-миллиметровых орудий, а кроме того, обладал совершенно инновационной на тот момент системой ПВО в виде шести 76-миллиметровых зенитных пушек.В 1903 году крейсер вошёл в строй боевых кораблей флота России, а через пять лет получил боевое крещение. В Цусимском сражении крейсер потерял 15 членов экипажа, был тяжело поврежден, и, хотя ему удалось вырваться из окружения, до конца русско-японской войны «Аврора» не принимала участия в сражениях. В 1906 году корабль возвратился на Балтику.
На фото: «Аврора» после Цусимского сражения. Фото из открытых источников.
В годы Первой мировой войны корабль нёс дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл в Петроград на ремонт. А 7 ноября 1917 года крейсер «Аврора» холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего двора и началу октябрьского переворота.
Текст: Анна Ларина
- День в истории
- 24 мая
Крейсеру «Аврора» снятся дальние походы · Родина на Неве
125 лет назад 23 мая (по новому стилю – 4 июня) на судостроительном заводе «Новое Адмиралтейство» в присутствии императора Николая II был заложен, пожалуй, самый знаменитый в истории отечественного флота корабль – крейсер «Аврора». Спустя три года 11 (24) мая 1900 года по команде монарха корабль был спущен на воду. Так что в мае у «Авроры» сразу две знаменательные даты.
На вечную стоянку крейсер возвращался в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Все входящие и выходящие из Невы суда пропускали легендарный корабль. График ночного прохождения корабля по Неве был заранее согласован с графиком разводки мостов: Благовещенского, Дворцового и ТроицкогоИстория крейсера богата важнейшими событиями. Напомним наиболее значимые из них. В начале XX века – дальние походы, участие в русско-японской, сразу вспоминается Цусимское сражение, и в Первой мировой войнах, переход матросов на сторону восставших в дни Февральской революции: кстати, тогда в ходе беспорядков был убит командир корабля.
В советское время каждый школьник знал, что «Аврора» сыграла важнейшую роль в Октябрьском вооружённом восстании: её холостой выстрел послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Однако у историков на этот счёт существуют серьёзные сомнения. Кто-то из специалистов утверждает, что сигнальный выстрел был дан с Петропавловской крепости, а кто-то считает, что его и вообще не было.
В годы Великой Отечественной войны «Авроры» участвовала в обороне Ленинграда. Войну крейсер провёл в Ораниенбауме. Корабль был включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых дней блокады огнём зенитной артиллерии он отражал атаки немецкой авиации. После повреждений, полученных в результате попадания артиллерийских снарядов, корабль был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани.
Весной 1944 года заместитель наркома ВМФ Иван Исаков обратился к первому секретарю Ленинградского обкома партии Андрею Жданову с предложением превратить «Аврору» в корабль-музей и поставить на вечную стоянку на Петроградской набережной, вблизи Нахимовского военно-морского училища. Эта инициатива хорошо вписывалась в проводимую в середине сороковых годов прошлого века политику восстановления связи времён, прерванную Октябрьской революцией. Крейсер отремонтировали и 17 ноября 1948 года поставили на вечную стоянку.
Корабль стал учебной базой для воспитанников Нахимовского училища. Будущие офицеры Военно-Морского флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: участвовали в судовых работах, несли службу в корабельных нарядах.
Параллельно на крейсере существовал музей, который в 1956 году получил статус филиала Центрального военно-морского музея. Через пять лет корабль перестал быть учебной базой. Но при этом «Аврора» сохранила статус корабля №1 Военно-Морского флота СССР
1 декабря 2010 года крейсер приказом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Это вызвало недовольство и в армии, и в обществе. Депутаты петербургского Законодательного Собрания даже направляли письмо товарищу Сердюкову, в котором выражали несогласие с его решением.
Уже вскоре – 6 ноября 2012 года – в России сменился министр обороны. На эту должность был назначен Сергей Шойгу, завоевавший успешной работой во главе МЧС авторитет как в глазах высшего руководства страны, так и рядовых граждан. Новый министр сразу выразил озабоченность судьбой «Авроры». Вот что сказал он, выступая на одном из федеральных каналов:
«Сейчас мы смотрим, а как поставить на ход, чтобы судно могло ходить, а не стоять… Если восстанавливать, то в первозданном виде – с паровыми котлами. Есть ли для этого возможности в современных условиях? Если такие возможности есть, то будем восстанавливать, моё твёрдое убеждение, что у армии, как и у страны, должны быть символы, неприкасаемые, на которые мы должны равняться, ценить и на которых мы должны учиться, в конце концов».
В руководстве «Комсомольской правде», где тогда работал автор этого текста, слова министра поняли не совсем правильно. Перед петербургской редакцией была поставлена задача: в кратчайшие сроки подготовить материал на тему, когда «Аврора» пойдёт в плаванье и что нужно для этого сделать. Вместе с фотокорреспондентом мы побывали на легендарном корабле.
В ходе детального знакомства с крейсером, который, к слову, входит в международный список кораблей-памятников, мы узнали, что на «Авроре» насчитывается 1732, скажем так, исторических экспоната. Причём 70-75 процентов – это подлинники или узлы, изготовленные строго по дореволюционным чертежам в ходе состоявшегося в 1984-1987 годах ремонта: мачты, шлюпбалки, броневые котельные кожуха, радиорубка.
Тем не менее от идеи вывести в море построенный на стыке XIX и XX веков корабль власти вскоре отказались.
«Чтобы поставить “Аврору” на ход, нужно было получить разрешение военной инспекции безопасности мореплавания, – говорит председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков- подводников и ветеранов ВМФ капитан I ранга Игорь Курдин. – А для этого требовалось многое изменить на крейсере: в частности, установить современные средства радиолокации, а также новые спасательные средства. В результате этих масштабных изменений “Аврора” бы утратила исторический облик, по сути, перестала быть “Авророй”».
21 сентября 2014 года крейсер «Аврора» при большом стечении петербуржцев и гостей города был отбуксирован для очередного ремонта в док Кронштадтского морского завода.
В отличие от предыдущего ремонта на этот раз не предусматривалось вмешательство в конструкцию корабля, перестройка его внутренних помещений и надстроек. Были, в частности, освидетельствованы силовые кабель-трассы, заменены электросети, отремонтированы палубы, мачты, катера и шлюпки. «Аврора» получил новейшие системы пожаротушения, водоснабжения и связи.
В кубриках экипажа и в кают-компании был проведён косметический ремонт. Корму украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооружённых Сил России. Однако советские символы после ремонта тоже остались.
На борту «Авроры» создана новая музейная экспозиция, посвящённая участию крейсера в трёх войнах: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.
На вечную стоянку крейсер возвращался в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Все входящие и выходящие из Невы суда пропускали легендарный корабль. График ночного прохождения корабля по Неве был заранее согласован с графиком разводки мостов: Благовещенского, Дворцового и Троицкого.
Встречали «Аврору», как и провожали почти два года назад, большое количество людей. Они фотографировали, аплодировали, кричали «Ура!»: ведь этот корабль уже давно стал одним из символов нашего города.
После завершения ремонта «Аврора» вернулась в состав Военно-Морского флота России как корабль №1. Сегодня экипаж состоит из четырёх офицеров, шести мичманов и восемнадцать матросов срочной службы.
Давид Генкин
Обновленный военный крейсер «Аврора» примет первых посетителей 03 августа
Легендарный крейсер «Аврора», вернувшийся в Санкт-Петербург 16 июля после длительной реставрации, будет открыт для публики в среду, 03 августа 2016 года. Военный корабль «Аврора» превращен в музей и пришвартован всего в нескольких сотнях метров вверх по течению от Хижины Петра Великого, напротив гостиницы «Санкт-Петербург».
Крейсер, построенный в Санкт-Петербурге в период с 1897 по 1900 год, принимал активное участие в русско-японской войне 1904-05 и участвовал в Цусимском сражении, в котором была уничтожена большая часть Тихоокеанского флота России. После войны корабль использовался для обучения личного состава, а во время Октябрьской революции 1917 года дал сигнал (холостым выстрелом) к штурму Зимнего дворца, который использовался в качестве резиденции демократическим, но во многом неэффективным Временным правительством. . Во время Великой Отечественной войны и 900-дневной блокады Ленинграда орудия корабля были сняты и использовались на переднем крае обороны города. После войны корабль был бережно отреставрирован и использовался как бесплатный музей и учебное судно для курсантов близлежащего Нахимовского военно-морского училища.
В 1956 г. крейсер «Аврора» превращен в музей (филиал Центрального военно-морского музея). За 45 лет музей посетили более 28 миллионов человек из 160 стран мира.
Если вам нужна помощь в посещении музея или бронировании проживания, планировании специального мероприятия, культурной или поощрительной программы, конференции и конгресса в Москве или Санкт-Петербурге, пожалуйста, свяжитесь с командой Tsar Events Destination Management Company & Professional Congress Organiser, которая оказывать все услуги MICE во всех городах России.
Почему TSAR EVENTS DMC & PCO?
Tsar Events DMC & PCO стала первой DMC, написавшей книгу-инструкцию для туристов и профессиональных планировщиков путешествий, собирающихся в Россию!
- ВЕДУЩАЯ В РОССИИ КОМПАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ World Travel Awards 2012, 2013, 2014 и 2015 ПОБЕДИТЕЛЬ
- Первая российская DMC, получившая аккредитованную управляющую компанию назначения (ADMC) Обозначение
- The BEST DMC 2011 (журнал New European Economy, Великобритания)
- Единственный СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ DESTINATION MANAGEMENT PROFESSIONAL (DMCP) в России
- Единственная КОМПАНИЯ в России под управлением CERTIFIED MEETING PROFESSIONAL (CMP)
- Партнер Правительства Санкт-Петербурга
- ВЕДУЩЕЕ ПРИЕМНОЕ АГЕНТСТВО РОССИИ Номинант премии World Travel Awards 2012
Наши услуги и мероприятия от «концепции к реальности» предназначены для удовлетворения творческих, мотивационных и бюджетных потребностей профессионального планировщика встреч или руководителя. Мы работаем с вами от концепции и дизайна до успешного выполнения программы.
Благодаря одному контактному лицу мы с гордостью предоставляем нашим клиентам:
• Совместное творчество
• Постоянство в услугах
• Связь с пунктом назначения
• Творческие корпоративные программы поощрения
• Инновационные тематические вечеринки и специальные мероприятия
• Комплексные услуги по планированию встреч
• Услуги наземного транспорта
Tsar Events DMC & PCO стала первой DMC, написавшей книгу-инструкцию для туристов и профессиональных планировщиков путешествий, отправляющихся в Россию! Новая книга предлагает завораживающий кусочек жизни в России. Александр Родионов и Майя Кривченя делятся информативным и увлекательным путеводителем по наслаждению историческим и культурным богатством самой большой страны мира.
Почему ST. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ?
Самый КУЛЬТУРНЫЙ город России
4-й по величине город Европы с населением 6 миллионов человек
Город с самым большим количеством дворцов и самым глубоким метро в мире
Колыбель русской литературы, искусства и образования.
Идеальные места для Царских торжеств:
— Гала-ужин в Музее Фаберже с самой большой коллекцией яиц Фаберже
— Конгресс на 1000 гостей в Смольном соборе
— Обед за одним длинным столом на 600 человек в самом большом Артиллерийском музее России мир
— Трансфер из аэропорта на БТР, лимузине или русской тройке
— Гала-ужин с Распутиным в Юсуповском дворце
— Сказка «Вода и пламя» в Петергофском дворце
— Хоккейный матч против сборной России
— Заседание Политбюро на Политической даче К2
Хотите услышать еще 1000 идей?
Свяжитесь с DMC Tsar Events.
Cruiser Aurora
Корабль имеет длину 126,8 метра (418 футов 5 дюймов), ширину 16,8 метра (55 футов 5 дюймов) и весит 7600 тонн. При скорости 20 узлов (23,3 мили в час) он может самостоятельно пройти до 1440 морских миль.
«Аврора» заложена на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге 23 мая 1897 г. Крейсер спущен на воду 11 мая 1900 г. и вошел в состав ВМФ России в июле 1903 г.
Во время русско-японской войны крейсер в составе второй Тихоокеанской эскадры совершил плавание на Дальний Восток (октябрь 1904 г. — май 1905 г.). Боевое крещение крейсер «Аврора» принял в Цусимском сражении 14–15 мая 1905 года. Вернувшись в Балтийское море, «Аврора» долгое время использовалась как корабль для подготовки курсантов Военно-морского училища.
В 1906-1912 годах крейсер побывал в портах многих стран мира, а в ноябре 1911 года экипаж «Авроры» принял участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в Бангкоке, столице Королевства Таиланд. В годы Первой мировой войны крейсер «Аврора» в составе второй эскадры принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море. В конце 1916 года крейсер поставили на ремонт в доки Петрограда.
В 1917 году экипаж «Авроры» принял активное участие в Февральской и Октябрьской революционных действиях и Гражданской войне, отражая международную интервенцию.
В ночь с 25 на 26 октября 19 г.17 августа она произвела холостой выстрел по Зимнему дворцу (тогда резиденция Временного правительства), дав сигнал восставшим рабочим, солдатам и матросам к штурму дворца. Этот момент изменил историю России более чем на 70 лет.В 1922-1923 годах крейсер «Аврора» стал одним из первых боевых кораблей на Балтийском море, введенных в строй в качестве специализированного учебного корабля. До 1940 года курсанты военно-морских училищ проходили практику на крейсере. «Аврора» снова много плавала и посещала иностранные порты. В 1924 крейсер был награжден Красным Знаменем ЦК СССР, а в 1927 году награжден орденом Красного Знамени. С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» с экипажем защищал Ленинград. Вела бои вдали от города (Чудская флотилия) и на подступах к нему (Воронья сопка).
Героические подвиги моряков вписали славную главу в историю их боевого корабля. Весь период блокады Ленинграда с 1941 по 1944 год «Аврора» стояла у причала Ораниенбаумского порта (г.
В 1948 году крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался Ленинградским Нахимовским училищем в качестве учебного корабля ВМФ. В 1956 г. крейсер «Аврора» был превращен в музей (филиал Центрального военно-морского музея). За 45 лет музей посетили более 28 миллионов человек из 160 стран мира. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции. 19 июля92 года над кораблем вновь было поднято Андреевское военно-морское знамя — символ морской мощи России. [Справка]
Сегодня «Аврора» обслуживается курсантами соседнего Нахимовского военно-морского училища. Они частые гости выставки истории корабля. Вход на «Аврору» бесплатный, но за дополнительную плату можно осмотреть машинное отделение (спросить у сопровождающего).