Станислав Шушкевич: Лукашенко сдал белорусскую независимость | Беларусь: взгляд из Европы — спецпроект DW | DW
30 лет назад, 8 декабря 1991 года, в Беловежской пуще главами трех советских республик — Беларуси, России и Украины — были подписаны соглашения, в которых говорилось о прекращении существовании СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности» и создании СНГ. От Беларуси их подписали председатель Верховного совета Станислав Шушкевич и глава Совмина Вячеслав Кебич.
Как сегодня видятся те события? Насколько сейчас независима Беларусь? Может ли Александр Лукашенко вернуть в страну ядерное оружие? Своими мыслями на этот счет с DW поделился первый руководитель независимой Беларуси Станислав Шушкевич.
DW: Оглядываясь на события 30-летней давности, как вы сейчас оцениваете Беловежские соглашения, свою роль в них? О чем жалеете, чем гордитесь?
Станислав Шушкевич: Я считаю, что мы сделали замечательное дело.
— Поддерживаете ли вы контакты с другими участниками подготовки и подписантами Беловежских соглашений?
— Да, поддерживаю контакты с Геннадием Бурбулисом, с Леонидом Кравчуком, он, к сожалению, сейчас болен и лечится в Мюнхене. Недавно встречался с Витольдом Фокиным. Общались с Вячеславом Кебичем, пока он был жив.
— Какие причины, на ваш взгляд, привели к распаду СССР?
Станислав Шушкевич
— Прежде всего, к распаду СССР привело то, что это была тюрьма народов. Власть в СССР прогнала со своих территорий и бросила в безлюдные регионы Казахстана и Узбекистана десять народов.
Вторая причина, по которой распался СССР, — все республики и ряд автономий приняли декларации о государственном суверенитете. Не поддержать эти начинания было нельзя.
Несмотря на то, что международные корифеи — Генри Киссинджер, Джордж Буш-старший, Франсуа Миттеран, отошедшая тогда от власти Маргарет Тэтчер — называли это сепаратизмом, а соратники Михаила Горбачева распространяли в Европе мнение, что в СССР один демократ — сам Горбачев, а остальные хотят получить более высокие должности в партийной иерархии, мы, повторюсь, добросовестно выполняли свою работу.
— Почему впоследствии Беларусь не пошла по демократическому пути развития?
— Потому что здесь власть захватили люди, для которых она стала наркотиком. Они умеют только нагло править, а не управлять. Первый раз Лукашенко был избран законно, потом он сохранял свою власть только благодаря фальсификациям. Были нарушены все принципы демократии.
Сегодня мы имеем государственный терроризм, силовые структуры правят страной и борются с собственным народом, блага распределяются одним человеком и его подчиненными, люди живут по старым советским порядкам. Государство наводит страх и пресекает любые демократические проявления. Протест считается шпионажем, действием зарубежных организаций и так далее. Кандидаты в президенты либо арестованы, либо вынуждены бежать за рубеж. Беларусь занимает последние места в Европе по положительным показателям и первые — по отрицательным.
— Насколько независима Беларусь сегодня?
— Лукашенко сдал белорусскую независимость, определенную Беловежскими соглашениями, все позиции. Он делает все, что хочет Путин. Беларусь сегодня фактически является фрагментом России, без ее финансовой поддержки Лукашенко бы не устоял. Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский как-то сказал, что Россия хочет стать империй, но без Украины стать ею не может. Все кампании против Украины, это кампании за то, чтобы Путин стал императором.
— Могут ли Россия и Беларусь снова объединиться?
— Я хочу вам сказать, что, даже если он проведет туда людей Сергея Калякина (речь идет о белорусской партии левых «Справедливый мир», объединившей коммунистов — противников Александра Лукашенко. Есть еще Коммунистическая партия Беларуси, которая отличается яркой пролукашенковской риторикой. — «Газета.Ru»), это вполне естественно. Я давно за ними наблюдаю и вижу, что они фактически сторонники того политического режима, который создал Лукашенко. Я не вижу великой разницы.
Сергей Калякин сейчас не представляет для Лукашенко никакой опасности. Такие люди появляются и в ОГП — возьмите того же Романчука на президентских выборах или Андрея Дмитриева из «Говори правду». Многие «пали ниц» перед Лукашенко.
— Разгоны митингов и обыски в России в первом полугодии этого года, массовые беспорядки и гибель протестующих в Казахстане — что это, по-вашему? Новая тенденция?
— Мы говорим о Евразийском союзе (Россия, Казахстан, Белоруссия), но он начинается «сверху», по политическим соображениям. Такие соображения бывают в открытых протоколах, а бывают и озвучены лишь за закрытыми дверями. Я думаю, что сейчас интересы Путина, Лукашенко и Назарбаева совершенно идентичны — это три диктатора. Может, в меньшей степени Путин, поскольку он все же менее партноменклатурен. В отличие от Лукашенко и Назарбаева Путин на политических должностях в КПСС не бывал.
Они поняли, что им нужно быть едиными в своем подходе. Мол, «для настоящей демократии мы еще не созрели, и должен быть переход, когда сильный руководитель твердой рукой будет вести к демократии». Конечно, при этом бывает много крови, много несправедливости, много политзаключенных. Но это их устраивает, поскольку вся эта тройка стремится властвовать как можно дольше. Путин прекрасно продемонстрировал, как можно сохранить верность букве конституции, но обойти ее дух. А Лукашенко фальсифицировал все что можно было и тоже показал, как жестоко можно подавлять протесты.
Когда-то давно Назарбаев думал, что я той же породы, что и он. И рассказывал следующее: «Ко мне тут литовцы прилетели — рассказывать, что такое демократия. Так я своих переодел в ватники и дал задание… Они этим литовцам так вломили! Закинули их в самолет, заправили и сказали: валите туда, откуда прилетели!» Так что этот подход мне известен. Это люди, которые достаточно умелым образом даже не могут создать видимость демократических процедур.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние белорусско-российских отношений? В частности, в свете недавних скандальных высказываний российского посла Сурикова?
— Александр Суриков, конечно, позволил себе непозволительное. Но он чувствовал, что Россия может дать любое указание Лукашенко. Он почувствовал себя полномочным представителем Путина. И сказал, что политзаключенных нет. Сказал, что если в Европе будет ПРО, то в Белоруссию Россия введет ядерное оружие. Вообще, за такое посла выдворяют! Но Суриков отделался заявлением, что его неправильно интерпретировали.
Я не думаю, что по недомыслию этот человек мог сказать такое. Потому что это опытный губернатор, неудачник, он довел Алтай до ручки, это всем известно, поставил его на 78-е место по уровню экономического развития. И его послали в Минск как человека, который действует по указанию, а не по закону.
— Как долго еще Лукашенко будет у власти?
— Я думаю, что этот альянс (Путин — Лукашенко — Назарбаев) очень продлевает жизнеспособность. И сейчас есть договоренность о том, что при попытках дестабилизации ситуации в Белоруссии или в Казахстане туда возможно введение евразийских сил, а фактически вооруженных сил России.
Все зависит от ситуации в России. Я очень слабо надеюсь на старые политические силы в России. Но в России сейчас появились талантливые политики. То, что было на Болотной, на проспекте Сахарова, это очень показательно. Если послушать какие-то прокремлевских персон, того же Проханова, то они выражают беспокойство по поводу появления этих сил. Так что ситуация в России может измениться, а значит, сразу же изменится ситуация и здесь.
— На минувшей неделе сразу от двух экс-кандидатов в президенты независимо друг от друга я слышал описание одного и того же сценария — что Лукашенко не будет участвовать в президентских выборах 2015 года, а вместо этого уйдет на должность главы Евразийского союза. Как вы считаете, это реально?
— Я смею вас заверить и готов поспорить на что угодно, что никогда и ни под каким предлогом Лукашенко не уйдет на совершенно никому не нужную должность, на которой человек не имеет никакой власти. Это могут говорить только наивные выдумщики!
Он может претендовать на российский престол — он претендовал на него раньше, при Ельцине, и периодически думает об этом сейчас. Хотя понимает, что в реальности это крайне маловероятно. А за власть в Белоруссии он будет держаться зубами. Потому что если здесь будет независимое расследование его деяний, то каким бы генсеком какой бы евразийщины он ни стал, у него будет печальный конец. Пусть даже будет не Гаагский, а какой-то другой трибунал.
Президент Республики Беларусь
Правовой статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, порядок и гарантии их осуществления определены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь».
Президентом может быть избран:
-
гражданин Республики Беларусь по рождению,
-
не моложе 35 лет,
-
обладающий избирательным правом,
-
постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Являясь высшим должностным лицом Республики Беларусь, Президент:
-
олицетворяет единство народа;
-
гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики;
-
представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Президент Республики Беларусь:
-
принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;
-
обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти;
-
осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент Республики Беларусь:
-
назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
-
распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
-
назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
- образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
-
с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;
-
определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
-
с согласия Совета Республики назначает на должность:
-
Председателя Конституционного Суда;
-
Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов;
-
-
с согласия Совета Республики назначает на должность:
-
судей Верховного Суда;
-
Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
-
Генерального прокурора;
-
Председателя и членов Правления Национального банка;
-
-
назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
-
освобождает от должности:
-
Председателя и судей Конституционного Суда;
-
Председателя и судей Верховного Суда;
-
Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
-
Генерального прокурора;
-
Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
-
-
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
-
назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь:
-
обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
-
обращается с ежегодными посланиями к Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики;
-
имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
-
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь.
К компетенции Президента относится также решение вопросов:
-
о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
-
об установлении государственных праздников и праздничных дней;
-
о награждении государственными наградами, присвоении классных чинов и званий;
-
о помиловании осужденных.
Как Глава государства, Президент:
-
ведет переговоры и подписывает международные договоры;
-
назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
-
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. В случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.
Президент Республики Беларусь:
-
подписывает законы;
-
имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
-
имеет право отменять акты Правительства;
-
непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
-
имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Президент Республики Беларусь:
-
формирует и возглавляет Совет Безопасности;
-
является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
-
назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
-
вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
-
осуществляет иные полномочия, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь.
Президент имеет право роспуска палат Национального собрания Республики Беларусь.
На основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент издает:
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.
Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.
Президент Беларуси встретился с главой Республики Тыва — Российская газета
Глава российского региона, расположенного на юге Восточной Сибири, — Республики Тыва Владислав Ховалыга открыл рабочий календарь наступившего года встречей с президентом Беларуси. Принимая в четверг, 20 января, делегацию Союзного государства, Александр Лукашенко назвал его историческим днем, уточнив, что это первый визит друзей из далекого края России. Белорусский лидер выразил убеждение, что деловая встреча партнеров позволит вместе открыть новые горизонты кооперации во имя братских народов.
«Надо закладывать сильный фундамент под наше сотрудничество», — подчеркнул президент, отметив, что потенциал для этого огромен и «есть куда стремиться, и над чем работать». Он убежден в том, что обе стороны могут кратно увеличить объем взаимной торговли. «Но для этого надо определить основные приоритеты, для чего мы здесь сегодня и встречаемся», — уточнил глава государства.
Местные обозреватели обратили внимание, что по площади регион Сибирского Федерального округа России сопоставим с Беларусью — 170,5 тысяч кв.км (РБ — 207 тыс.кв.км). Но численность населения гораздо меньше — 330,4 тысяч человек. А учитывая небольшую плотность населения при необъятных ее просторах, взаимный уровень товарооборота пока исчисляется только в тысячах долларов. За 2020 год он составил около $275 тысяч, за январь — ноябрь 2021-го — $47,5 тыс.
В этой связи Лукашенко заверил своего визави, что в республике готовы незамедлительно принять необходимые решения для развития деловых связей. «Вы знаете белорусско-российскую политику, наше отношение к России, и мы, принимая решения сегодня, никак не выйдем за рамки того, что уже очертили с президентом Российской Федерации», — заверил президент.
Он предложил уделить особое внимание наращиванию поставок продукции машиностроения. «Вы знаете уровень нашей отрасли, можете познакомиться с любым предприятием, для вас открыты двери любого предприятия», — гостеприимно констатировал Лукашенко.
В качестве важного аспекта активизации двусторонних отношений он назвал и налаживание контактов в сфере промышленной кооперации, трансфера технологий и экспорта услуг. Беларусь, в частности, готова поставлять в Тыву продовольственную продукцию.
Трансфер технологий, отметил президент, возможен и в перерабатывающей промышленности, и в промышленности в целом, наукоемких отраслях. Он также обратил внимание и на потенциал для развития туристических услуг, ведь Республика Тыва известна своими живописными природными красотами. «Для меня это сказочный край, потому что я его видел в кино, на картинках, — отметил белорусский лидер. — Хотелось бы, конечно, глянуть на этот сказочный край».
Говоря о возможных формах сотрудничества, он привел в качестве примера успешное взаимодействие РБ с Сахалинской областью, где был реализован проект по строительству большого сельскохозяйственного предприятия с молочно-товарной фермой, с Приморским краем.
Коснувшись перспектив в сфере строительства, глава государства пояснил, что у страны и здесь есть серьезное преимущество, которое позволяет успешно осуществлять крупные проекты. Он напомнил, что в стране успешно действуют государственные строительные организации, которые осуществляют возведение объектов под ключ — дорог, промышленных объектов, жилых зданий. Кроме того, большие возможности для укрепления дружбы и сотрудничества, полагает президент, имеются в науке, образовании, культуре, информационной сфере.
Пользуясь случаем, Лукашенко поздравил Владислава Ховалыга с наступающим Новым годом по лунному календарю. Этот праздник называется Шагаа и широко отмечается в Тыве 2 февраля.
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.
Ситуация в Донбассе была в центре внимания президента на пресс-конференции по итогам переговоров с лидером Белоруссии
Резкое обострение ситуации на Украине и вбросы о якобы готовящемся нападении на нее российских войск. Острые темы этой недели звучали сегодня на встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко. По первому пункту глава российского государства отметил: только на основе Минских соглашений Украина сможет построить мир. По второму, с безумным сценарием вторжения, — ни России, ни Белоруссии не нужно нагнетание ситуации на границе, подчеркнул президент.
Как отметил Владимир Путин уже после переговоров, которые длились больше двух часов, прошли они в дружеской атмосфере. Впрочем, это было видно уже с самых первых кадров встречи глав государств. Рукопожатия, объятия и минимальная дистанция между креслами у камина в переговорном зале. Но назвать эту обстановку расслабляющей, конечно же, нельзя. Одной из ключевых тем, которые обсудили президенты, стала региональная безопасность и ситуация на границах России и Белоруссии с Украиной. Владимир Путин отдельно остановился и на том, что стало одной из причин нынешнего нарастания напряженности.
— В.Путин: Киев не исполняет Минские соглашения и, в частности, категорически отказывается от прямого диалога с Донецком и Луганском, саботирует, по сути, выполнение договоренностей по внесению изменений в Конституцию, особому статусу Донбасса, местным выборам и амнистии – по всем ключевым вопросам Минских соглашений. Да и в целом на Украине массово и систематически нарушаются права человека, на законодательном уровне закрепляется дискриминация русскоязычного населения. Констатировали с президентом Белоруссии, что залогом восстановления гражданского мира на Украине и снятия напряженности вокруг этой страны является выполнение Минских договоренностей. Все, что нужно сделать Киеву, – это сесть за стол переговоров с представителями Донбасса и согласовать политические, военные, экономические и гуманитарные меры по завершению конфликта, и чем раньше это произойдет – тем лучше. К сожалению, прямо сейчас мы наблюдаем, напротив, обострение ситуации в Донбассе.
— А.Лукашенко: Мы видим сегодня во всей красе безответственность, и уж простите за прямоту, скудоумие ряда западных политиков, не поддающееся логике, разумному разъяснению поведение руководителей стран-соседей, их прямо таки болезненное желание пройтись по самому краю. Владимир Владимирович только что очень мягко сказал об обострении ситуации на Донбассе. К сожалению, это так. Уже люди готовы бежать оттуда, и возможно, уже бегут, как нам известно. Это не нормально.
При этом именно Россию те самые западные руководители, о которых упомянул Александр Лукашенко, обвиняют в создании военной напряженности. Поводом к этим обвинениям стали совместные российско-белорусские учения, начавшиеся на прошлой неделе. И это даже притом что учения плановые и о них предупреждали заранее. Никто ничего не скрывал, как и тот факт, что это именно оборонительные маневры, цель которых — повысить готовность армий России и Белоруссии к отражению угроз, которых становится все больше возле наших границ.
— В.Путин: Эти учения имеют сугубо оборонительный характер и никому не угрожают. Как известно, министерства обороны двух стран заблаговременно объявили о замысле и целях всех этих, подчеркну, плановых маневров, и на этих мероприятиях очень много представителей зарубежных стран, которые своими глазами наблюдают за происходящими событиями.
— А.Лукашенко: В условиях возрастания военной опасности на наших границах, накачивания Украины оружием, Беларусь и Россия вынуждены искать адекватные способы отражения возможного нападения, в том числе, на своих, для Беларуси, южных, рубежах. И нет ничего здесь удивительного, что мы присматриваемся к этим рубежам юга Беларуси, это почти полторы тысячи километров, чтобы защититься. И пусть никто не рассчитывает, что мы дрогнем перед какими-то сложностями, трудностями и проблемами.
Конечно, военный ответ — лишь один из многих вариантов отражения возникающих угроз, что называется, на крайний случай. Пока же основная борьба за сохранение международной стабильности и безопасности идет на дипломатическом поле. Как рассказал Владимир Путин, во время переговоров он поделился с Александром Лукашенко содержанием тех бесед, которые за последние недели состоялись у президента России с другими мировыми лидерами.
— В.Путин: Обсудили ситуацию, складывающуюся вокруг продвижения российских требований к Западу, главные из которых сводятся к недопущению дальнейшего расширения НАТО, отказу от размещения ударных вооружений вблизи границ России и возврату военного потенциала и инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО. Как уже говорил ранее, США и другие члены Альянса пока не настроены, к сожалению, адекватно воспринимать эти три стержневых элемента нашей инициативы. В то же время ими сформулирован ряд идей по вопросам европейской безопасности, ракет средней и меньшей дальности, военной транспарентности, которые Россия не против обсуждать. Мы готовы идти по переговорному треку при условии, что все вопросы будут рассматриваться в комплексе, без отрыва от основных российских предложений, реализация которых для нас – безусловный приоритет.
Давление на Россию и Белоруссию, выражаясь в военных терминах, идет по всем фронтам. И один из этих фронтов — экономический. Президенты расценили санкции как попытку подорвать благополучие граждан России и Белоруссии. На этом фоне и Владимир Путин, и Александр Лукашенко не только отметили увеличение взаимной торговли в прошлом году, но и рост экспорта товаров наших государств в другие страны.
— А.Лукашенко: Но то, что мы, белорусы и россияне выстоим и выйдем из этой гибридной войны, это уже понятно. Мы видим, как усилилась кооперация в промышленности, а в структуре двусторонней торговли появились десятки новых товарных позиций. На все ворота замки не повесишь и все транспортные пути не перекроешь.
— В.Путин: Санкции будут вводить в любом случае. Есть какой-то повод сегодня, допустим связанный с событиями на Украине, или нет такого повода – он будет найден, потому что цель – в другом. Цель – затормозить развитие, в данном случае России и Белоруссии. Преследуя эту цель, всегда будет найден повод для того, чтобы ввести те или иные ограничения, нелегитимные, я повторяю, и это не что иное, как недобросовестная конкуренция.
На этом визит белорусского лидера в Россию не завершается. Как сообщили в его пресс-службе, субботу Александр Лукашенко тоже проведет в Москве.
Кто такой Александр Лукашенко? Вот что вам нужно знать
Он рекламировал хоккей, водку, сауны и вождение трактора как средства от Covid. Он отправил истребитель на перехват европейского авиалайнера с известным диссидентом. Он заставил генералов приветствовать своего сына-подростка.
Прозванный «последним диктатором Европы», Александр Лукашенко из Белоруссии, переменчивый лидер в центре пограничного конфликта с Польшей и Литвой, который волнует Европу, имеет долгую историю противостояния Западу. В регионе, переживаемом десятилетиями авторитаризма, он оказался одним из самых жестоких и упорных лидеров бывшего Советского Союза, единоличного государства, поддерживаемого мощным и угрожающим аппаратом безопасности и Кремлем, когда-то его союзником.
За почти три десятилетия пребывания у власти 67-летний Лукашенко, бывший директор советской колхозной свинофермы, создал культ личности «Батьки» — или отца — белорусского народа. Он также сделал свою не имеющую выхода к морю страну, граничащую с Россией, Польшей, Украиной, Литвой и Латвией, надежным буфером между Россией и ее двумя соперниками, Европейским Союзом и НАТО.
Но его давняя практика фальсификации выборов, подавления инакомыслия и жестокого подавления оппонентов нанесла ущерб. Массовые протесты вспыхнули в августе прошлого года после того, как он объявил о убедительной победе на президентских выборах, которые многие сочли фикцией. Восстание испытало его власть как никогда раньше.
Вот что вам нужно знать о белорусском лидере.
Приход Лукашенко к власти.
Г-н Лукашенко приобрел известность в начале 1990-х годов, представив себя народным героем-популистом против коррумпированной, аморальной и агрессивной элиты.Вооружившись грубым деревенским акцентом, г-н Лукашенко выступил в белорусском законодательном органе в декабре 1993 года и обрушился с критикой на «хаос» и «жуликов» в стране.
Его восхождение было стремительным, и менее чем через год он стал первым избранным президентом страны.
Г-н Лукашенко по-прежнему изображает из себя защитника аутсайдеров. Но его правительство регулярно преследует, сажает в тюрьмы и даже пытает критиков — некоторые исчезли, а другие отправились в добровольное изгнание, чтобы избежать тюремного заключения, — а также арестовывает журналистов и подавляет независимые СМИ.
Многие считают его сына Николая, которому сейчас 17 лет, его необъявленным наследником.
Массовые протесты из-за спорных выборов 2020 года.
Летом прошлого года вспыхнули крупнейшие в истории страны демонстрации после того, как г-н Лукашенко заявил, что набрал более 80 процентов голосов на президентских выборах, которые многие сочли сфальсифицированными. Правительство постановило, что большинство ведущих потенциальных претендентов не имеют права баллотироваться.
Утверждения об оползне вызвали всеобщее возмущение в то время, когда страна страдала от стремительного роста заболеваемости Covid-19 и экономического кризиса.Через неделю после голосования 9 августа десятки тысяч протестующих — по некоторым оценкам, их число составляло 200 000 человек — заполнили центр столицы, Минск. Это была яркая демонстрация неповиновения в стране с населением 9,5 миллионов человек. Протесты стали самой серьезной проверкой того, смогут ли безжалостные репрессии г-на Лукашенко удержать его у власти.
В конце концов, жестокие полицейские репрессии, а также аресты и подавление ключевых противников помогли заставить его критиков замолчать, по крайней мере, временно. Более 32 000 протестующих были арестованы, по меньшей мере четверо погибли во время протестов.Но события подчеркнули хрупкость политической системы Беларуси.
Перенаправление авиалайнера для поимки диссидента.

В перечне репрессий, длившихся несколько десятилетий, это стало определяющим примером того, на что готов пойти г-н Лукашенко, чтобы искоренить инакомыслие: в мае он послал истребитель, чтобы перехватить самолет Ryanair, летевший через воздушное пространство страны, и приказал самолет приземлился в столице Минске. Затем был задержан находившийся на борту известный 26-летний журналист-диссидент Роман Протасевич.
Вынужденная посадка коммерческого рейса вызвала международное осуждение. Рейс из Афин в Вильнюс, Литва, был перенаправлен на Минск с использованием уловки угрозы взрыва, по словам западных правительств, которые назвали это актом пиратства. Бомбы на борту обнаружено не было.
На видео, опубликованном правительством, г-н Протасевич позже признался в участии в организации «массовых беспорядков», но друзья говорят, что это признание было сделано под давлением.
Спор о мигрантах на польской границе.
Последний кризис на границе Польши с Беларусью разразился, когда стало все более очевидным, что г-н Лукашенко организовал приток тысяч мигрантов к границам Европейского Союза в ответ на санкции блока против Беларуси.
Точкой вспышки стала Польша, член ЕС. страна, где у власти находится правое антииммигрантское правительство. Когда тысячи мигрантов прибыли и расположились лагерем на холоде на границе, ЕС сплотился вокруг Польши. Западные официальные лица заявляют, что, среди прочего, г.Лукашенко пытается посеять европейские разногласия, сфабриковав миграционный кризис.
Континент все еще не оправился от миграционного кризиса 2015–2016 годов, когда в Европу прибыло более миллиона мигрантов с Ближнего Востока и Африки, что спровоцировало масштабную гуманитарную проблему и усилило рост крайне правых партий, выступающих против ЕС. и ислам.
В ходе последнего кризиса г-н Лукашенко вновь выступил в роли защитника интересов и чести Беларуси. Но Густав Грессель, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, сказал, что его самомифологизация исчерпала себя.
В то время как другие европейские авторитарные лидеры успешно представили себя убедительными нарративами — Владимир Путин как восстановитель престижа советской эпохи в России; Виктор Орбан из Венгрии как защитник европейского христианства; Реджеп Тайип Эрдоган как воплощение величия Турции эпохи Османской империи — г-н Грессель сказал, что «у Лукашенко нет такого повествования».
Элиан Пельтье из Брюсселя предоставил репортаж
«Последний диктатор» Европы: кто такой белорусский Александр Лукашенко? | Владимир Путин Новости
Александр Лукашенко, с седой зачесанной головой, усами в форме шеврона и сильным сельским акцентом, бывший руководитель колхоза, ставший мелким коммунистическим чиновником, был единственным депутатом в Советской Беларуси, проголосовавшим против национального Независимость от России в 1991 году.
Три года спустя он пришел к власти, пообещав «реинтегрировать» две нации, но только на своих условиях.
Лукашенко было всего 39 лет, когда он победил на выборах – неопытный, но решительный реформатор с заоблачными рейтингами.
Середина 1990-х была мрачной и отчаянной, с криминальными группировками, галопирующей инфляцией и парализованной экономикой; Лукашенко предложил белорусам «стабильность» в противовес хаотичному криминальному переходу к капитализму в соседних России и Украине.
«Все [заводы и фабрики] закрыты, в магазинах пустые полки и люди митингуют на городских площадях. Помню, как однажды хлеб подорожал в 18 раз за день», — сказал он российской газете в 2009 году.
Среднестатистические белорусы до сих пор помнят его расцвет – и обещания, которые так и не были выполнены.
«Я думал, что он спас нас от «дикого капитализма» 1990-х, и дважды за него голосовал», — сказал Владислав, 57-летний белорус, возглавляющий бригаду строителей в Подмосковье.
«Но русские пережили это и живут намного лучше, чем в 1990-х – и чем мы. И мы отстали на 30 лет», — сказал Аль-Джазире Владислав, который не назвал свою фамилию, потому что опасается преследований на родине.
Лукашенко стал первым белорусским президентом, пост которого еще никто не занимал.
В прошлом году он выиграл шестой срок на спорных выборах, которые испортили отношения Минска с западными правительствами.
Переломный момент
После этого голосования белорусская милиция и спецслужбы напали, арестовали и пытали тысячи протестующих, которые в течение нескольких недель митинговали против его победы на выборах 20 августа 2020 года, по словам свидетелей, деятелей оппозиции и правозащитных групп.
Как и оппозиция, Запад заявил, что выборы были сфальсифицированы.
Соединенные Штаты, Европейский союз и Великобритания теперь не признают Лукашенко законным президентом и ввели санкции, которые затормозили экономику и изолировали давнего правителя, единственным международным сторонником которого остается президент России Владимир Путин.
Но даже будучи загнанным в угол и подвергнутым остракизму, Лукашенко поддерживает свой имидж плохого парня, открыто бросая вызов Западу.
«Мне наплевать, что вы думаете о белорусском президенте в Евросоюзе.Меня избрал не ЕС», — сказал он сети BBC 22 ноября — и добавил, что президент США Джо Байден был избран «незаконно».
В последние недели Запад обвинил его в организации миграционного кризиса, позволив тысячам беженцев, в основном с Ближнего Востока, прибыть в Беларусь для пересечения границы с Польшей или Литвой.
«Его поведение за последний год показало, что политическая изоляция превратила его в бредового, параноидального и мелочного человека», — сказал Ивар Дейл, политический советник Норвежского Хельсинкского комитета, наблюдающего за соблюдением прав человека.
«Вы видите нестабильного и опасного человека, который отчаянно цепляется за власть, власть, которая, как он убежден, может принадлежать только ему лично», — сказал он «Аль-Джазире».
Мини-СССР
Но Лукашенко не в первый раз пытается удержаться на плаву в политической горячке.
Прозванный «последним диктатором Европы» 20 лет назад, когда Путина считали прозападным политическим новичком, Лукашенко привык противостоять западной критике и санкциям.
«Он гениальный тактик — при любых неблагоприятных обстоятельствах он может либо немного отступить, либо тянуть время, пока не прекратится внешнее давление», — сказал «Аль-Джазире» Николай Митрохин, научный сотрудник Бременского университета Германии.
Критикам Лукашенко годами затыкали рот с помощью избиений и арестов, задокументировали правозащитные группы. Кто-то попал в тюрьму, кто-то бежал, а кто-то бесследно исчез.
По словам Митрохина, бороться с преимущественно городскими диссидентами ему помогала когорта сотрудников милиции и спецслужб, набранных в основном из сельских жителей с зарплатой выше средней.
«Создал работающую систему своего правления, основанную на энергии кулачных бывших крестьян, прошедших армию и разведку, ненавидящих «городских пижонов» и поэтому не брезгующих выполнением каждого приказа Лукашенко дает, — сказал он.
При Лукашенко Беларусь оставалась сохранившимся в янтаре мини-СССР, а его правление держалось на трех краеугольных камнях, отмечают наблюдатели.
Во-первых, он скрупулезно контролировал экономику, сохраняя колхозы советских времен, государственные заводы по переработке российской нефти со скидкой, производству машин и удобрений.Контроль предотвратил появление олигархов-миллиардеров, чьи деньги и связи играли огромную роль в России и Украине.
Во-вторых, он сделал все возможное, чтобы замедлить формирование среднего класса — богатого, прозападного и некоторых из его самых больших критиков.
Когда этот зарождающийся средний класс восстал против него во время прошлогодних протестов, он вынудил сотни тысяч людей бежать в Украину и ЕС.
В-третьих, он создал симбиотический политический союз с Кремлем.
Еще в 1997 году Лукашенко подписал соглашение о создании «союзного государства» с Россией, с единым правительством, законодательством и валютой. Он надеялся заменить больного президента России Бориса Ельцина, но затормозил слияние после того, как Путин пришел к власти в 2000 году.
Лукашенко также использовал прозападные восстания в соседней Украине в 2005 и 2014 годах в качестве предлога, чтобы доить Кремль за бесчисленные многомиллиардные кредиты, торговые уступки и политическую поддержку.
‘Нет глубины в его маневрировании’
В эти дни политический запас Лукашенко упал ниже, чем когда-либо, поскольку три краеугольных камня его правления шатаются.
«Кризис Лукашенко вызван аннулированием этих факторов — он по-прежнему контролирует [экономические] активы, но не имеет глубины маневрирования, а появляется креативный средний класс», — Алексей Кущ, столичный аналитик, Киев, сообщает Al Jazeera.
Миграционный кризис и вынужденная посадка в мае этого года пассажирского самолета Ryan Air в белорусской столице Минске для ареста белорусского диссидента ускорили превращение Лукашенко в международное пугало.
«Год назад Лукашенко считался узурпатором, захватившим власть и развязавшим войну против собственного народа», — сказал Александр Опейкин, возглавлявший успешный гандбольный клуб в Минске, прежде чем принять участие в прошлогодних протестах и стать разыскиваемым.
«Сейчас очевидно, что Лукашенко представляет собой угрозу региональной безопасности, человека, которого на основании его действий можно назвать международным террористом», — заявил Al Jazeera бежавший в Украину Опейкин.
Беларусь — Профиль страны
Бизнес и экономика Беларуси
Трактор «Беларус» 3022 из текущего производства Минского тракторного завода, крупного белорусского предприятия по производству сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники.
Изображения: Дгольник
Экономика Беларуси
Экономика Беларуси основана на промышленности, сельском хозяйстве и растущем IT-бизнесе. Главный промышленный центр Беларуси — Минск.
Беларусь определяет свою экономическую систему как рыночный социализм, но она больше напоминает плановую экономику, в которой центральное правительство управляет производством и распределением товаров.
Страна имела относительно хорошо развитую промышленную базу, но сейчас она устарела, неэффективна и зависит от субсидируемой российской энергии и преимущественного доступа к российским рынкам.Российские энергетические субсидии составляли до 10 % ВВП и позволяли правительству субсидировать неэффективные государственные предприятия.
Сельскохозяйственная база Беларуси в значительной степени зависит от государственных субсидий. Без поддержки государства почти все совхозы немедленно разорились бы. [1] На сельское хозяйство приходится около 7% ВВП страны.
Около 80% белорусской промышленности остается в руках государства, а иностранные инвестиции практически исчезли, за исключением значительных китайских инвестиций в агробизнес. [2] Несколько предприятий были ренационализированы. Государственные предприятия составляют 70-75% ВВП, а государственные банки составляют 75% банковского сектора.
Источник: The World Factbook — Беларусь
Что касается сальдо счета текущих операций (CAB) по странам, то Беларусь имеет отрицательное сальдо между Того и Южным Суданом. В 2018 году Беларусь заняла 12-е место в списке беднейших стран европейского континента. [3]
Национальный банк Республики
Беларусь
Центральный банк Республики Беларусь.Главный офис Национального банка находится в Минске.
Белорусская торгово-промышленная палата
Индустрия
Официальные страницы Белорусской ТПП. (на английском и русском языках)
Транспорт
Заправка и посадка Боинга 737 Белавиа в Национальном аэропорту Минск.
Изображение: Vasyatka1 Авиакомпания
Белавиа
Белавиа Белорусские авиалинии — национальный авиаперевозчик Беларуси со штаб-квартирой в Минске.

Авиакомпания ТрансАВИАэкспорт
Белорусская грузовая авиакомпания.
Национальный аэропорт «Минск-2»
Национальный аэропорт «Минск» — основные воздушные ворота Республики Беларусь.
Железная дорога
Белорусская железная дорога
Государственная железнодорожная компания является одним из лидеров национальной экономики. Белорусская железная дорога управляет сетью железнодорожного транспорта в стране. Компания перевозит 75% всех грузов и 45% всех пассажиров в стране.
Основные белорусские компании и бренды
Беларусбанк
Беларусбанк — крупнейший банк в Беларуси.Контрольный пакет акций Беларусбанка принадлежит Госкомимуществу Республики Беларусь.
Парк высоких технологий
ПВТ – ответ Беларуси Силиконовой долине. ПВТ — один из ведущих инновационных ИТ-кластеров в Центральной и Восточной Европе. Среди резидентов ПВТ Беларуси EPAM Systems, IBA Group, Ciklum, Itransition, Intetics, Bell Integrator. World of Tanks (Wargaming. net), Viber, приложения Apalon, MSQRD, Maps.me и Prisma являются продуктами Парка высоких технологий Беларуси. [4]
Белтелеком
Белтелеком — государственная национальная телекоммуникационная компания.
Dana Holdings
Dana Holdings — компания, занимающаяся недвижимостью, инвестициями и девелопментом, с офисами в Невшателе, Лондоне, Москве, Минске и Белграде. Dana Holdings работает в России, Беларуси, Туркменистане, Украине, Сербии и Хорватии. Текущим флагманом портфолио Dana Holdings является «Минск Мир», проект «город в городе» жилых, торговых, развлекательных и офисных помещений в столице Беларуси.
ООО «Газпром трансгаз Беларусь»
ООО «Газпром трансгаз Беларусь» управляет важными транзитными газопроводами через Беларусь, газопроводами «Северное сияние» и «Ямал-Европа». Эти трубопроводы снабжают Европу, особенно Германию, российским природным газом.
Минский тракторный завод
МТЗ (Минский тракторный завод) МТЗ — тракторный завод в Минске, выпускающий сельскохозяйственную и лесохозяйственную технику. Входит в объединение с заводами по всей Беларуси, изготавливающими детали и навесное оборудование для тракторов и другой техники производства МТЗ.
Пивоваренный завод «Аливария»
Пивоваренный завод «Аливария» — старейший из существующих ныне пивоваренных заводов Беларуси. Сейчас Alivaria входит в состав Carlsberg Group, которой принадлежит 67,8% акций пивоварни.
БелАЗ
«Белорусский автомобильный завод» — один из крупнейших в мире производителей больших и особо больших самосвалов и другой тяжелой транспортной техники для горнодобывающей и строительной отрасли.
Луч «Минский часовой завод»
Часы механические из Минска.
Минск Кристалл
Водки белорусские.
М1НСК
Мотоциклы белорусские.
Сталинская архитектура в центре Минска на привокзальной площади.
Изображение: Анна Зеленко
«Последний диктатор Европы» поднимает ставки с Западом
МОСКВА (AP) — На протяжении большей части его 27-летнего пребывания на посту авторитарного президента Беларуси репрессии и резкие заявления Александра Лукашенко часто оскорбляли Запад. В этом году эта воинственность напрямую затрагивает Европу.
Его правительство силой отклонило рейс авиалайнера, летевшего между Грецией и Литвой, на борту которого находился политический противник.Когда Европейский Союз ввел санкции за это действие, Беларусь отреагировала, ослабив пограничный контроль для мигрантов с Ближнего Востока и Африки, позволив им направиться к границе ЕС.
Это вынудило Польшу, Латвию и Литву объявить чрезвычайное положение в своих приграничных зонах, чтобы остановить незаконное пересечение границы. Варшава направила тысячи спецназовцев и военнослужащих для усиления безопасности, что привело к напряженным столкновениям.
С тех пор Лукашенко поднял ставки, пригрозив прекратить поставки природного газа из России, который идет транзитом через Беларусь, что может стать серьезным ударом по Европе с наступлением зимы.
Переезды представляют собой драматическую эскалацию для Лукашенко, который стал президентом в 1994 году, когда Беларусь была малоизвестной страной, просуществовавшей менее трех лет.
Его пренебрежительное отношение к демократическим нормам и плачевное положение с правами человека в стране сделали Беларусь изгоем на Западе, что принесло ему прозвище «последний диктатор Европы».
67-летний Лукашенко предпочитает, чтобы его называли «батька» — «отец» или «папа» — строгий, но мудрый патриарх.
Хотя Лукашенко время от времени делал шаги к сближению с Западом, Лукашенко отказался от примирения после массовых демонстраций, вспыхнувших против него в 2020 году после выборов на шестой президентский срок.Оппозиция и многие на Западе отвергли результат как сфальсифицированный.
Десятки тысяч протестующих были арестованы, многие из них избиты полицией; главные деятели оппозиции либо бежали из страны, либо были заключены в тюрьму; иностранных журналистов выгнали; а рядовых граждан, как сообщается, арестовывали за «несанкционированные массовые мероприятия», включая даже дни рождения.
Подавляя оппозицию такими жесткими действиями, а также удерживая большую часть экономики под контролем государства, Беларусь стала неосоветским аутсайдером, настороженно относящимся к своим процветающим соседям по НАТО и ЕС. Он попеременно ссорился и сближался с Россией.
Он известен переменчивыми действиями и провокационными заявлениями, которые в просочившейся дипломатической телеграмме США были оценены как откровенно «странные».
В 2006 году он угрожал протестующим, говоря, что «свернет им шею, как утке». В этом году он также привлек к себе внимание в рождественском телеинтервью, когда позволил своей пушистой собачке прогуляться по столу среди праздничных блюд.
Его драконовские драмы резко возросли в мае, когда он приказал направить в Минск лайнер Ryanair, направлявшийся в Литву, и арестовал находящегося на борту оппозиционного журналиста Рамана Пратасевича, который находился в изгнании.Белорусские власти заявили, что действия были предприняты после того, как в адрес самолета поступила угроза заложить бомбу, но западные официальные лица отвергли это как нелепую попытку замаскировать то, что они назвали актом пиратства.
Решительный Лукашенко создает образ крутого парня, часто играя в хоккей, в том числе весной 2020 года, когда он отверг коронавирус, спросив тележурналистку, не видела ли она какие-либо вирусы, «летающие вокруг» на арене. Он также посоветовал белорусам «убивать вирус водкой», ходить в сауны и работать в поле, чтобы не заразиться, говоря: «Тракторы всех вылечат!»
Лукашенко, которого когда-то уважали его соотечественники как лидера по борьбе с коррупцией, потерял их доверие из-за десятилетий тюремного заключения оппонентов, подавления независимых СМИ и проведения выборов, которые давали ему срок за сроком пребывания у власти.
Протесты вспыхнули после нескольких голосований, но они не были достаточно значительными и длительными, чтобы долго противостоять размахивающей дубинками полиции и массовым задержаниям. Только после голосования 2020 года его оппоненты, похоже, смогли справиться с недовольством: экономический спад и бесцеремонный отказ Лукашенко действовать против COVID-19 усилили их давнюю тревогу.
Протесты длились несколько месяцев и прекратились только с наступлением зимы. Но власти не сдавались, как сообщается, арестовывая людей без видимой причины или под предлогом, например, за ношение одежды красно-белых цветов оппозиции.
Лукашенко родился в белорусской деревне и прошел обычный путь амбициозного провинциального Совета. После окончания сельскохозяйственной академии он стал политруком пограничной службы и со временем дослужился до директора колхоза. В 1990 году стал депутатом Верховного Совета Белоруссии, парламентом республики.
В 1991 году он был единственным ее членом, проголосовавшим против распада Советского Союза. Когда три года спустя он победил на первых президентских выборах в новой стране, он во многом застрял во времени, сохранив Беларусь как жуткий и дисфункциональный советский пережиток.
В то время как соседние бывшие советские республики адаптировались к капитализму, Лукашенко держал большую часть белорусской экономики под контролем государства. Это изначально принесло ему поддержку, потому что белорусы не пострадали от «шоковой терапии» реструктуризации экономики.
Но закоснелый государственный контроль над промышленностью не мог поспевать за энергией и гибкостью рынка; белорусский рубль подвергался неоднократной девальвации, и по состоянию на 2020 год среднемесячная заработная плата составляла жалкие 480 долларов.
Главное силовое ведомство страны сохранило символически зловещую аббревиатуру КГБ.Он также провел референдум, в результате которого новый национальный флаг был почти идентичен тому, который Беларусь использовала как советская республика.
В Беларуси до сих пор существует смертная казнь, в отличие от любой другой страны Европы, даже повторяющая советские показательные казни, которые длятся всего около двух минут: заключенного, как сообщается, приводят в комнату, говорят, что все апелляции отклонены, заставляют встать на колени и затем выстрелили в затылок.
Когда Лукашенко стал президентом, у Беларуси было мало опыта независимой страны; будучи советской республикой, она была частью других империй, и после Первой мировой войны у них была лишь короткая попытка суверенитета.Зажатая между Россией с востока и реформистской, западно-ориентированной Польшей, Литвой и Латвией, Беларусь занимала стратегическое положение.
Лукашенко сильно наклонился на восток. В 1997 году он подписал соглашение с Россией об образовании «союзного государства» тесных экономических, военных и политических связей, но не дошел до полного слияния.
Соглашение укрепило экономику Беларуси, которая сильно зависит от российской нефти по ценам ниже рыночных. Но Лукашенко питал убеждение, что Россия стремится в конечном итоге полностью захватить Беларусь, и он все чаще открыто говорил об этом.
Поскольку в 2020 году страну охватили протесты и усилилось давление Запада, Лукашенко некуда было обратиться за помощью, кроме Москвы. Путин сказал, что готов направить в Беларусь полицию, если демонстрации перейдут в насилие, но так и не сделал этого шага.
В этом году Лукашенко и Путин объявили о широком спектре соглашений по укреплению союзного государства, включая совместную военную доктрину. Хотя соглашения существенно увеличивают влияние России в Беларуси, Лукашенко также получает уверенность в поддержке.
Беларусь — Страны — Офис историка
Резюме
Оккупирована Российской империей с конца 18 века, Беларусь
провозгласила недолговечную Национальную республику 25 марта 1918 г. только для того, чтобы быть насильственно
поглощен большевиками и превратился в Советский Союз. Оккупирован нацистами
Германия, Белоруссия была отвоевана сталинской Россией в 1944 году и осталась под
Советский контроль до провозглашения своего суверенитета 27 июля 1990 г. и независимости
из СССР 25 августа 1991 года.Им управляют авторитарные
Президент Александр Лукашенко с 1994 года.
Лукашенко американо-белорусские отношения остаются на низком уровне, несмотря
усилия с Европейским союзом по установлению ориентиров для улучшения человеческого
права и избирательная практика.
Современный флаг Беларуси
Признание
У.С. Признание Беларуси, 1991.
США признали независимость Беларуси на
25 декабря 1991 года, когда президент Джордж Буш-старший куст
объявил о решении в обращении к нации о роспуске
Советского Союза. Беларусь ранее была
республика в составе СССР.
Дипломатические отношения
Установление дипломатических отношений, 1991 г.
Дипломатические отношения установлены 25 декабря 1991 года, когда Президент Джордж Х.В. Буш объявил об этом решении в Обращение к нации по поводу распада Советского Союза.
Открытие посольства США в Минске, 1992 г.
Посольство США в Минске было основана 31 января 1992 года с Джоном Фордом в качестве временный поверенный в делах.
Отзыв американского посла, 2008 г.
Посол Карен Б.
Стюарт был отозван 12 марта 2008 г. из-за угрозы
выдворение белорусскими властями и отзыв посла Беларуси в
Соединенные Штаты. Впоследствии Беларусь добровольно сократила штат своих сотрудников.
миссии США, не считая миссии в ООН, до пяти человек и требовали
У.С. ответил взаимностью, сократив посольство США в Минске до пяти дипломатов. Когда США отказались подчиниться,
Белорусские власти выслали нескольких американских дипломатов, чтобы уменьшить влияние США.
Штат посольства до пяти дипломатов.
Ресурсы
- Информационный бюллетень Государственного департамента по стране: Беларусь
- Государственный департамент Информация о стране: Беларусь
Refworld | У.

и/или страна
Все countriesAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Virgin IslandsBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral Африканский RepublicChadChileChinaCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCyprusCzech RepublicCôte d’IvoireDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHoly Престол (Ватикан) HondurasHong Kong (Специальный административный район Китая)ВенгрияИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияI sraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Корейская Народно-Демократическая Республика ofKorea, Демократическая RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacau Республика ofKuwaitKyrgyzstanLao Народная (Специальный административный район Китая) MadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldova, Республика ofMonacoMongoliaMontenegroMontserrat MoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorth MacedoniaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRomaniaRussian FederationRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжный Юг anИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-Лешти (Восточный Тимор)ТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуU. Южные Виргинские островаУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыСоединенное Королевство Великобритании и Северной ИрландииСоединенные Штаты АмерикиУругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Приказ о блокировании имущества дополнительных лиц, содействующих ситуации в Беларуси
Полномочиями, предоставленными мне как Президенту Конституцией и законами Соединенных Штатов Америки, включая Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (50 U.SC 1701 и след. ) (IEEPA), Национальный закон о чрезвычайных ситуациях (50 USC 1601 et seq. ) (NEA), раздел 212(f) Закона об иммиграции и гражданстве 1952 года (8 USC 1182(f)), и раздел 301 заголовок 3, Код США,
Я, ДЖОЗЕФ Р. БАЙДЕН-МЛАДШИЙ, Президент Соединенных Штатов Америки, настоящим расширяю масштабы чрезвычайного положения в стране, объявленного Указом Президента № 13405 от 16 июня 2006 г. (Блокирование собственности определенных лиц, подрывающих демократические процессы или институты в Беларуси). , установив, что вредоносная деятельность и давние нарушения белорусского режима, направленные на подавление демократии и осуществление прав человека и основных свобод в Беларуси, включая незаконные и репрессивные действия, вытекающие из фальсификации президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 г. и их последствий, такие как ликвидация политической оппозиции и организаций гражданского общества, а также подрыв режима и создание угрозы для международных гражданских авиаперевозок, представляют собой необычную и исключительную угрозу национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов.
Соответственно, я заказываю:
Раздел 1.
(a) Все имущество и интересы в имуществе, которые находятся в Соединенных Штатах, которые впоследствии перейдут в пределы Соединенных Штатов или которые находятся или в будущем перейдут во владение или контроль любого лица Соединенных Штатов, следующих лиц, заблокированы и могут не может быть передано, оплачено, экспортировано, отозвано или иным образом использовано: любому лицу, определенному министром финансов после консультации с государственным секретарем:
(i) быть или являться руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров:
(A) юридическое лицо, которое занимается или члены которого занимаются какой-либо деятельностью, описанной в подразделах (v)(A)–(E) настоящего раздела или в разделе 1(a)(ii)(A)–( C) Распоряжения № 13405; или
(B) юридическое лицо, чье имущество и интересы в собственности заблокированы в соответствии с настоящим приказом или Исполнительным указом 13405;
(ii) быть политическим подразделением, агентством или инструментом Правительства Беларуси;
(iii) быть или являться руководителем или должностным лицом правительства Беларуси;
(iv) работать или работать в секторе обороны и связанных с ним материальных средств, секторе безопасности, энергетическом секторе, секторе хлористого калия (калий), секторе табачных изделий, строительном секторе или транспортном секторе экономики Беларуси или любом другом секторе экономики Беларуси, как это может быть определено министром финансов по согласованию с государственным секретарем;
(v) быть ответственным или соучастником, или прямо или косвенно участвовать или пытаться участвовать в любом из следующего:
(A) действия или политика, которые угрожают миру, безопасности, стабильности или территориальной целостности Беларуси;
(B) действия или политика, которые запрещают, ограничивают или наказывают за осуществление прав человека и основных свобод (включая свободу выражения мнений, мирных собраний, ассоциаций, религии или убеждений и передвижения) отдельными лицами в Беларуси или которые ограничивают доступ к Интернет или печатные, онлайновые или вещательные СМИ в Беларуси;
(C) мошенничество на выборах или иные действия или политика, которые подорвали избирательный процесс на выборах в Республике Беларусь;
(D) вводящие в заблуждение или структурированные операции или сделки, направленные на обход любых санкций Соединенных Штатов, совершенные, от имени, от имени или в интересах, прямо или косвенно, правительства Беларуси или любого лица, чья собственность и интересы в собственности заблокированы в соответствии с к настоящему приказу или Правительственному распоряжению 13405; или
(E) публичная коррупция, связанная с Беларусью.
(vi) оказывать материальную помощь, спонсировать или предоставлять финансовую, материальную или технологическую поддержку, товары или услуги для или в поддержку любой деятельности, описанной в подразделах (v)(A)-(E) настоящего раздела или любое лицо, чье имущество и имущественные интересы заблокированы в соответствии с настоящим приказом; или
(vii) находиться в собственности или под контролем, или действовать или намереваться действовать от имени или от имени, прямо или косвенно, правительства Беларуси или любого лица, чья собственность и интересы в собственности заблокированы в соответствии с настоящим приказом.
(b) Запреты, изложенные в подразделе (а) настоящего раздела, применяются, за исключением случаев, предусмотренных законами или постановлениями, приказами, директивами или лицензиями, которые могут быть изданы в соответствии с этим приказом, и независимо от заключенного контракта или любого лицензия или разрешение, выданное до даты настоящего приказа.
сек. 2. Запреты в разделе 1 этого приказа включают:
(a) внесение любого вклада или предоставление денежных средств, товаров или услуг любым лицом или в его пользу, чья собственность и интересы в собственности заблокированы в соответствии с настоящим распоряжением; и
(b) получение любого взноса или предоставления денежных средств, товаров или услуг от любого такого лица.
сек. 3. Настоящим я определяю, что пожертвования типов предметов, указанных в разделе 203(b)(2) IEEPA (50 USC 1702(b)(2)) любым лицом, в пользу или в пользу любого лица, чье имущество и интересы в собственности заблокированы в соответствии с разделом 1(a) настоящего приказа, что серьезно ограничит мою способность справляться с чрезвычайным положением в стране, объявленным Исполнительным указом 13405 и расширенным в соответствии с этим распоряжением, и настоящим я запрещаю такие пожертвования, как предусмотрено разделом 1. этого порядка.
сек. 4.
(a) Неограниченный иммигрантский и неиммигрантский въезд в Соединенные Штаты неграждан, признанных отвечающими одному или нескольким критериям, изложенным в разделе l настоящего указа, нанесет ущерб интересам Соединенных Штатов, и въезд таких лиц в Соединенных Штатов, как иммигрантов или неиммигрантов, настоящим приостанавливается, за исключением случаев, когда государственный секретарь или министр внутренней безопасности, в зависимости от обстоятельств, определяют, что въезд лица не будет противоречить интересам Соединенных Штатов, в том числе когда министр Штат или министр внутренней безопасности, в зависимости от обстоятельств, определяют, основываясь на рекомендации Генерального прокурора, что въезд человека будет способствовать достижению важных целей правоохранительных органов Соединенных Штатов.
(b) Государственный секретарь должен выполнять настоящий приказ в отношении виз в соответствии с такими процедурами, которые могут быть установлены Государственным секретарем после консультации с министром внутренней безопасности.
(c) Секретарь внутренней безопасности должен выполнить этот приказ, поскольку он применяется к въезду неграждан в соответствии с такими процедурами, которые могут быть установлены министром внутренней безопасности после консультации с государственным секретарем.
(d) К таким лицам применяется настоящий раздел так же, как к лицам, подпадающим под действие раздела 1 Постановления 8693 от 24 июля 2011 г. (Приостановление въезда иностранцев, подпадающих под действие Закона Совета Безопасности ООН о запретах на поездки и международных чрезвычайных экономических полномочиях). Санкции).
сек. 5.
(a) Запрещена любая транзакция, направленная на уклонение или уклонение, направленная на уклонение или уклонение, вызывающая нарушение или пытающаяся нарушить любой из запретов, изложенных в настоящем приказе.
(b) Запрещается любой сговор, созданный с целью нарушения любого из запретов, изложенных в этом приказе.
сек. 6. Для целей настоящего заказа:
(a) термин «организация» означает товарищество, ассоциацию, траст, совместное предприятие, корпорацию, группу, подгруппу или другую организацию;
(b) Термин «Правительство Республики Беларусь» означает Правительство Республики Беларусь, любое политическое подразделение, агентство или его орган, включая Национальный банк Республики Беларусь, а также любое лицо, находящееся в собственности, контролируемое или направляемое им или действующее для или от имени правительства Беларуси;
(c) термин «негражданин» означает любое лицо, не являющееся гражданином или негражданином Соединенных Штатов;
(d) термин «лицо» означает физическое или юридическое лицо; и
(e) термин «лицо Соединенных Штатов» означает любого гражданина Соединенных Штатов, законного постоянного жителя, юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Соединенных Штатов или любой юрисдикции в пределах Соединенных Штатов (включая иностранные филиалы), или любое лицо в Соединенных Штатах. .
сек. 7. Для тех лиц, чье имущество и интересы в собственности заблокированы в соответствии с настоящим приказом, которые могут иметь конституционное присутствие в Соединенных Штатах, я считаю, что из-за возможности мгновенного перевода средств или других активов предварительное уведомление таких лиц о мерах которые будут приняты в соответствии с этим приказом, сделают эти меры неэффективными. Поэтому я определяю, что для того, чтобы эти меры были эффективными в отношении чрезвычайного положения в стране, объявленного в Исполнительном указе 13405 и расширенного в соответствии с этим распоряжением, не требуется предварительного уведомления о включении в список или определении, принятом в соответствии с этим распоряжением.
сек. 8. Секретарь Казначейства, по согласованию с Государственным секретарем, настоящим уполномочен предпринимать такие действия, включая обнародование правил и положений, и использовать все полномочия, предоставленные Президенту IEEPA, которые могут быть необходимы для выполнения цели настоящего приказа. Министр финансов может, в соответствии с действующим законодательством, передать любую из этих функций Министерству финансов. Все исполнительные департаменты и агентства Соединенных Штатов должны принять все соответствующие меры в рамках своих полномочий для выполнения этого приказа.
сек. 9. Ничто в настоящем приказе не запрещает сделки для ведения официальных дел Федерального правительства его служащими, получателями грантов или подрядчиками.
сек. 10.
(a) Ничто в этом приказе не может быть истолковано как нанесение ущерба или иное влияние на:
(i) полномочия, предоставленные законом исполнительному департаменту или агентству или их руководителю; или
(ii) функции Директора Управления управления и бюджета, связанные с бюджетными, административными или законодательными предложениями.
(b) Этот приказ должен быть реализован в соответствии с применимым законодательством и при наличии ассигнований.