Стратегический «Медведь». К 70-летию первого полета Ту-95

Атомный вызов

Основной предпосылкой создания первого советского стратегического бомбардировщика стали события, произошедшие в августе 1945 года, когда США сбросили атомные заряды на Хиросиму и Нагасаки. В Кремле опасались, что американцы могут применить подобное оружие и против СССР, поэтому Сталин решил форсировать создание отечественной ядерной бомбы, работы над которой уже велись в то время под руководством физика Игоря Курчатова. Одновременно в Союзе начались работы над созданием самолета, который смог бы доставить заряд на территорию потенциального противника.

Создать новую машину поручили конструктору Андрею Туполеву — главному специалисту в области тяжелых бомбардировщиков. За основу для будущего самолета дальней авиации Сталин поручил взять американский B-29, с которого и были сброшены ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. 

Стратегический бомбардировщик Ту-4

© Ольга Ратькова/ ТАСС

Так появился Ту-4, совершивший первый полет весной 1947 года. Позднее этот поршневой стратегический бомбардировщик был принят на вооружение, но межконтинентальным «стратегом» так и не стал. Максимальной дальностью полета Ту-4 были 5 100 км, и до Америки он бы попросту не долетел. 

Следующий самолет Туполева, выпущенный в 1951 году под индексом 85, мог преодолеть уже 12 тыс. км, однако к тому времени на вооружении ВВС США уже появились реактивные истребители-перехватчики, для которых поршневой гигант был бы легкой мишенью.     

В итоге были разработаны новые требования: первый советский межконтинентальный бомбардировщик должен летать с максимальной скоростью 900–950 км/ч, брать на борт до 20 т заряда и преодолевать не менее 14–15 тыс. км на высоте 13–14 тыс. м.

Рождение «Медведя»

Для создания будущей грозы НАТО и одного из ключевых элементов отечественной ядерной триады в ОКБ Туполева решили применить новую аэродинамическую схему, внедрить мощную и легкую силовую установку, которая, кроме всего прочего, обеспечивала бы и низкий расход топлива.  

Cтратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95

© Марина Лысцева/ ТАСС

Предварительные проработки будущей машины начались весной 1950 года. За исключением стреловидного крыла, компоновка фюзеляжа была заимствована у Ту-85. Силовую установку туполевцы видели сразу в нескольких вариантах с различными типами турбореактивных и турбовинтовых двигателей (ТРД и ТВД). В итоге решено было установить на будущего «стратега» четыре ТВД мощностью 12 тыс. э.л.с. (эквивалентных лошадиных сил).    

Одним из главных туполевских ноу-хау, использованных в создании двигателей Ту-95, стал уникальный планетарный редуктор и винт с чрезвычайно высоким КПД на всех режимах работы силовой установки. Это техническое решение легендарного конструктора остается непревзойденным в мире винтовых самолетов и по сей день.   

© Минобороны России/YouTube

В сентябре 1952 года ОКБ Туполева доложило советскому руководству о готовности первой опытной машины с индексом 95. Основными задачами инженеров на этом этапе были проверка успешности выбранной концепции межконтинентального стратегического бомбардировщика, а также испытание всех его систем и оборудования в условиях реального полета. На роль летчика-испытателя первого отечественного «стратега» назначили Алексея Перелета — одного из самых опытных пилотов ОКБ Туполева. В начале Великой Отечественной войны Перелет готовил военных летчиков в Балашовской, а затем в Омской военных авиационных школах. С 1943 года испытывал машины Туполева, подняв в небо около десяти опытных самолетов, включая Ту-95. 

Первые полеты и работа над ошибками

12 ноября 1952 года Алексей Перелет впервые поднял «Медведя» в небо. Полет продолжался 50 мин. и проходил на высоте около 1 км, после чего машина c маркировкой «95-1» благополучно приземлилась на аэродроме в подмосковном Жуковском. 

В следующие полгода Алексей Перелет успел выполнить еще 16 успешных полетов на стратегическом бомбардировщике. Во время 17-го случилась катастрофа, стоившая жизни трем членам экипажа.    

11 мая 1953 года Перелет доложил на землю о возгорании в одном из двигателей. Пожар быстро распространился на фюзеляж самолета, и машина потеряла управление. Понимая, что катастрофы не миновать, Алексей Перелет приказал остальным членам экипажа покинуть машину, а сам остался за штурвалом и увел горящего «Медведя» подальше от жилых кварталов (в тот момент полет проходил над Ногинском). В итоге спастись удалось четверым летчикам, трое, включая командира воздушного судна Алексея Перелета, погибли. 

Авария, произошедшая из-за отказа двигателя, едва не поставила крест на проекте инженеров Туполева. Руководство страны требовало отстранить от работы главного конструктора Ту-95 Николая Кузнецова, но Туполеву впоследствии все же удалось его отстоять. Вскоре ошибки, допущенные при строительстве силовой установки, были исправлены и 16 февраля 1955 года в небо поднялся Ту-95М (модернизированный), который затем был принят на вооружение советских ВВС.     

Летно-технические характеристики Ту-95М

  • длина — 46,17 м 
  • высота — 12,5 м 
  • размах крыла — 50,04 м 
  • максимальная взлетная масса — 182 т 
  • максимальная скорость — 880 км/ч 
  • дальность полета — 14 960 км
  • оборонительное вооружение — шесть 23-миллиметровых пушек АМ-23
  • бомбовая нагрузка — 12 т 
  • экипаж — девять человек 

 

Первый советский межконтинентальный стратегический бомбардировщик получил самое современное на то время оборудование: радиосистемы дальней навигации, магнитный и астрономический компасы, а также систему посадки «вслепую» и специальный радиолокационный прицел «Рубидий», который позволял с высокой точностью сбрасывать бомбы даже в густых облаках и в полной темноте. Кроме этого, на Ту-95М была установлена система воздушной аэросъемки. На более поздних модификациях «Медведя» появилась модернизированная система управления, которая помогала пилотам в аварийных режимах, например при отказе одного из двигателей.       

Основным вооружением первых Ту-95 была ракета Х-20 класса «воздух — поверхность». Боеприпас с ядерным зарядом, принятый на вооружение в начале 1960-х, мог поражать цели на расстоянии до 600 км и наводился на цель по лучу радара. Более поздние модификации получили ракеты типа Х-55 с дальностью полета до 2,5 тыс. км. Кроме этого, ракетоносцы могут брать на подвеску, расположенную под фюзеляжем, два контейнера для малокалиберных бомб.

 «Медведь» с царь-бомбой

За несколько десятилетий на базе Ту-95 было выпущено более 20 различных модификаций бомбардировщика. Среди них пассажирские самолеты Ту-114 и Ту-116, дальний противолодочный самолет Ту-142, а также летающая лаборатория с ядерными установками Ту-119. 

Дальний противолодочный самолет Ту-142

©  Александр Демьянчук/ ТАСС

В 1961 году Ту-95В был выбран в качестве носителя советской термоядерной бомбы, которая была сброшена с самолета в районе одного из островов архипелага Новая Земля. Последствия этого взрыва оказались настолько разрушительными, что дальнейшие испытания решено было свернуть. 

«У него чертовски мощный удар»

Сегодня Ту-95 — одна из самых узнаваемых и уважаемых боевых машин в мире. Российскому «Медведю» принадлежит свыше 50 мировых рекордов, в частности мировой рекорд скорости для винтовых самолетов — 945 км/ч и рекорд беспосадочного полета для серийных самолетов — 30 тыс. км. 

Впервые свои боевые качества Ту-95МС продемонстрировал в Сирии в 2015 году, нанеся ракетно-бомбовый удар по позициям террористов «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ). Применение «Медведя» против игиловцев доказало, что Ту-95 может использоваться не только для ядерного сдерживания, но и как эффективное оружие для современных локальных конфликтов.

Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС

© Вадим Савицкий/ Пресс-служба Минобороны РФ/ ТАСС

   
 В том же году известный американский военный эксперт и журналист Пол Хьюард на страницах издания The National Interest опубликовал статью под названием «Взрыв России из прошлого: берегитесь стратегического бомбардировщика Ту-95 «Медведь».  

«У него (Ту-95 — прим. ТАСС) чертовски мощный удар. Поскольку он был разработан для перевозки ядерных гравитационных бомб 1950-х годов, то имеет большой бомбоотсек и достаточно места на крыльях для размещения нового оружия», — отметил Хьюард в своем материале о знаменитом российском самолете.

Василий Кучушев

Ту-95 (бомбардировщик-ракетоносец) — технические характеристики и особенности

Фото: Getty Images

Российские войска часто применяют самолет Ту-95 для бомбардировки украинских городов.

Что известно о российском самолете Ту-95 и какие ракеты он может нести — узнавали Факты ICTV.

Самолет Ту-95: история

Это стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Разработали и приняли на вооружение его в 1950-х годах.

Сейчас смотрят

Именно в то время в СССР настаивали на необходимости иметь собственный стратегический межконтинентальный бомбардировщик.

Дело в том, что США уже имели на вооружении Convair B-36, который мог достичь границ СССР, что ставило под угрозу существование Советского Союза. Поэтому было принято решение разработать аналог американского бомбардировщика.

Первые серийные самолеты начали поступать на вооружение в 1956 году на аэродром в Узине, Украина.

Ту-95 стал одним из символов Холодной войны, кстати, он застал еще Сталина. Именно этот самолет до сих пор остается основным стратегическим ракетоносцем Воздушно-космических сил РФ.

Особенности и использование Ту-95

Фото: Getty Images

Главное назначение самолета — уничтожение стратегических объектов в тылу врага, при любых погодных условиях и в любое время суток.

Другая основная роль, которая была отведена Ту-95 — ракетоносец. Самолет может нести до шести ракет во внутренней барабанной установке.

Бомбардировщик оборудован мощнейшими в мире турбовинтовыми двигателями НК-12. Турбина и редуктор этого мотора имеют рекордно высокий коэффициент полезного действия.

Четыре таких двигателя делают Ту-95 одним из самых громких самолетов в мире, поэтому его очень легко заметить.

Ту-95 имеет множество модификаций, однако сейчас российская армия имеет на своем вооружении Ту-95МС и Ту-95МСМ.

Какие ракеты несет Ту-95:

  • Ту-95МСМ могут нести более современную крылатую ракету Х-101.
  • Все остальные модели способны нести лишь советские ракеты Х-55 или Х-555.

Кстати, ракета Х-101 не умещается во внутренний отсек с барабанной пусковой установкой, поэтому Ту-95МСМ может нести эти ракеты исключительно на внешней подвеске.

Тактико-технические характеристики Ту-95

Фото: Getty Images

  • Длина самолета — 49 м.
  • Высота — 13 м.
  • Площадь крыла — 310 м2.
  • Стреловидность крыла — 35°.
  • Максимальная скорость полета — 1 000 км/ч.
  • Стартовая масса — 160 тыс. кг.
  • Дальность полета — 15 тыс. км.

Характеристики Ту-95МС

  • Экипаж — 7 человек.
  • Длина — 49,09 м.
  • Размах крыльев — 50,04 м.
  • Максимальная взлетная масса — 185 тыс.
  • Максимальная скорость — 830 км/ч.
  • Боевая нагрузка — до шести крылатых ракет Х-55/555 во внутренней барабанной установке.

В свою очередь самолеты Ту-95МСМ могут нести более современную крылатую ракету Х-101, но на внешней подвеске.

Применение в войне против Украины

11 марта 2022 года около шести самолетов Ту-95МС осуществили пуск десяти крылатых ракет по Днепру, Ивано-Франковске и Луцке.

Днем 23 апреля 2022 года самолетами ТУ-95 из акватории Каспийского моря было запущено несколько крылатых ракет (предварительно Х-555 или Х-101). Две из них были сбиты подразделениями ПВО Украины.

К сожалению, не все ракеты удалось уничтожить. Запущенные ракеты с Ту-95 поразили один военный объект и жилой дом в Одессе. Известно по меньшей мере о пяти погибших.

5 декабря 2022 года глава Николаевской областной военной администрации Виталий Ким сообщил, что русские подняли в воздух 14 бомбардировщиков Ту-95.

— 14 пеТУхів-95 в воздухе (я так понимаю на 6-8 меньше, чем планировали), – написал он в Telegram.

Ким призвал украинцев сохранять спокойствие и не паниковать.

Утром 10 февраля 2023 года Россия подняла в воздух стратегические бомбардировщики Ту-95. Самолеты могут нести на борту крылатые ракеты. Поэтому есть большая угроза ракетного удара.

Теги: Война в Украине, літаки РФ, Летальное оружие

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

ОАК :: Ту-95МС

Разработка Ту-95 началась еще в конце 1940-х годов, когда А. Туполеву и некоторым другим конструкторам была поставлена ​​задача создать в СССР бомбардировщик, способный взлетать, достигать Соединенные Штаты Америки, а затем вернуться. ОКБ Туполева (обозначаемое как ОКБ-156) предложило оснастить первый самолет турбовинтовыми двигателями, более эффективными, чем турбореактивные.

ОКБ Туполева приступило к созданию стратегического бомбардировщика межконтинентальной дальности в начале 19 века.50-е годы. Координацию инженерных работ по этому проекту осуществлял Николай Базенков, заместитель А. Туполева, главный конструктор самолета Ту-95.

Летчик-испытатель ОКБ А. Перелет совершил первый полет на самолете 12 ноября 1952 г. Производство Ту-95 начато на Куйбышевском авиазаводе (ныне — Самарский авиазавод) в 1955 г. Всего количество выпущенных самолетов превысило 500. Ту-95 поступил на вооружение и был принят в части дальней авиации 19 сентября57.

Особенностью нового самолета было использование крыла обратной стреловидности и, самое главное, турбовинтовых двигателей, которые впервые устанавливались на самолеты такого класса. Уникальный турбовинтовой двигатель НК-12 конструкции Н. Кузнецова с оппозитными многолопастными винтами конструкции К. Жданова не имел себе равных по мощности и экономичности на всем диапазоне полета.

Главный калибр новой версии «Медведя» (как у Ту-95) представлял собой ракету Х-20 с ядерной боевой частью, способную поражать цели на дальности до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20 (самолет мог нести только одну такую ​​ракету) и умеренную точность оружия, самолеты выпуска 1958-1962 годов оставались на вооружении до конца 1980-х годов и претерпели несколько модернизаций.

Ту-95 дислоцировались не только в СССР, но и на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это позволяло Стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любой район мира. Все Ту-95 были выведены с зарубежных баз к началу 1990-х годов.

Разработка усовершенствованных модификаций Ту-95, оснащенных более совершенным бортовым оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без входа в зону ПВО противника, началась с самого начала его производства.

Ту-95К был первым ракетоносцем семейства Ту-95, и его производство началось в 1958 году.60-х годов, после чего получили обозначение Ту-95КМ. Самолеты получили усовершенствованные крылатые ракеты Х-20М с максимальной дальностью пуска 600 км. Ту-95М, дальнейшее развитие Ту-95 с усовершенствованными двигателями НК-12М, совершил свой первый полет в 1957 году.

Всего на производственной площадке в Куйбышеве с 1955 по 1958 год было построено 31 Ту-95 и 19 Ту-95М. Позже все бомбардировщики Ту-95 будут доработаны до версии Ту-95М. Эти самолеты оставались на вооружении до середины 1980-х годов, после чего некоторые из них были переоборудованы в учебно-боевые Ту-95У и эксплуатировались до начала 1990-х годов.

На базе Ту-95 в 1960-х годах было создано несколько самолетов специального назначения: океанский разведчик Ту-95РТЦ, самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126, дальний противолодочный самолет Ту-142. Стратегический разведывательный самолет Ту-95РА с аппаратурой радиотехнической и фоторазведки был разработан в 1964 году. Самолет первым из семейства «девять пятых» был оснащен системой дозаправки в полете тормозно-зондового типа.

Работы по разработке и производству малогабаритной стратегической крылатой ракеты авиационного базирования Х-55 были начаты Конструкторским бюро машиностроения «Радуга» под руководством генерального конструктора И.Селезнева в начале 1970-х годов. В качестве платформы для этого нового оружия была предложена модернизированная версия Ту-142М, получившая обозначение Ту-142МС. В разработке концепции этого самолета участвовали инженеры Центрального института аэрогидродинамики (ЦАГИ). Ту-142МС изначально рассматривался как альтернатива более сложному и дорогостоящему многоцелевому бомбардировщику Ту-160, также оснащенному крылатыми ракетами. Позже было принято решение продолжить работу по обеим программам в тандеме.

Производственное перевооружение самолета Ту-142М в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и вооружения, начато в июле 1977 г.

и завершено в сентябре 1979 г. Модернизированный самолет совершил первый полет в 31 июля. Самолет, получивший обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 г. на Таганрогском авиационном заводе было начато производство нового ракетоносца. В 1981 г. производство было переведено в Куйбышев (ныне Самара).83.

В 1989 году серийный Ту-95МС установил 60 рекордов скорости и высоты полезной нагрузки. В 1980-е годы в СССР были начаты работы по созданию и производству стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов Ту-95МС. Однако из-за распада Советского Союза, последовавшего за ним экономического кризиса в России и связанного с этим сокращения ассигнований на оборону работы по переоснащению Дальней авиации новыми самолетами замедлились. В таких условиях первоочередное внимание уделялось модернизации существующего парка дальнемагистральных самолетов.

Производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 года. Различные модификации самолета находились на вооружении дальней авиации и ВМФ вплоть до распада СССР. После этого парк Ту-95 был разделен между ВВС России и Украины. В настоящее время ВВС России имеют 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 самолетов Ту-95МС-16. Остальные 23 самолета принадлежат Украине. Однако эти самолеты не нашли применения в Украине и приобрели статус «консервированных».

Благодаря простоте эксплуатации и обслуживания, а также надежности Ту-95 оставался на вооружении даже после поступления на вооружение нового Ту-160, который, хотя и был гораздо более совершенным ракетоносцем, требовал дорогостоящих сервисная инфраструктура, которая должна быть создана для обеспечения его работы.

Туполев Ту-95/Ту-142 Ефим Гордон и Дмитрий Комиссаров


Рекомендуемая производителем розничная цена: $79,95
ISBN: 978-1-85780-310-5
Веб-сайт: www.9specialtypress.com0003 Твердый переплет, 8,5 x 11 дюймов, 416 страниц, 700 цветных и ч/б фотографий
Копия для обзора предоставлена ​​Specialty Press

Ефим Гордон и Дмитрий Комиссаров собрали объемный справочник из серии «Знаменитые самолеты России», на этот раз по Ту-95 и Ту-142. Эти бомбардировщики Туполева летают уже более 50 лет, и хотя они затмили себя как передовые ядерные бомбардировщики, они выполняли другие задачи. Учитывая кодовое название «Медведь», это культовое изображение, особенно для летчиков-истребителей ВМС США, которые упомянули, что более чем в миле от перехвата они могли слышать хриплый рев четырех больших турбовинтовых двигателей Кузнецова и их винтов, вращающихся в противоположных направлениях.


Мидленд опубликовал книгу с четкими, четкими изображениями, цветными, где это возможно, и черно-белыми для более ранних лет; например, первый бой прототипа «95/1» 12 ноября 1952 г. Практически на каждой странице есть фотографии, схемы или рисунки, только на тринадцати страницах из 416 есть только текст. Ту-95/Ту-142 представлен со всех сторон в полете и на земле. Однако это не просто книжка с картинками, текст подробно описывает историю, разработку и боевое применение этих тяжелых бомбардировщиков большой дальности. Распределение глав выглядит следующим образом:
  • Часть 1. Ранние проекты Советы поняли, что когда они разработают свое ядерное оружие, им понадобится способ его доставки, если оно должно быть эффективным оружием. Начали с копирования Boeing B-29 как Ту-4. Требования к большей дальности полета и более высоким скоростям побудили Туполева разработать новые бомбардировщики, отвечающие этим требованиям, в результате чего были созданы Ту-80 и Ту-85.
  • Часть 2. Начало С переходом с поршневых двигателей на турбовинтовые и переделкой крыла на стреловидное Ту-95 родился. Обсуждаются испытания и невзгоды с первым прототипом, первый полет и авария несколько месяцев спустя, а также последующие последствия.
  • Часть 3. Семейство медведей Подробная информация о различных модификациях Ту-95.
  • Часть 4. Ракетоносцы Прогулка по разным Ту-95К, которые были превращены в ракетоносцы и много фотографий на ракетоносцах Ку-20.
  • Часть 5. Самолет специального назначения Ту-95В 100-мегатонный носитель водородной бомбы, Ту-9База 5КМ для несущего корпуса «Спираль» и демонстратора ядерной двигательной установки Ту-95ЛАЛ, совершившая с мая по август 1961 года 34 испытательных полета.
  • Часть 6. Морские медведи Совет Министров призвал к созданию самолета-разведчика/целеуказателя для использования на флоте. Ответом Туполева стал Ту-95РТ, а затем Ту-142 Морской патрульно-противолодочный самолет.
  • Часть 7. Носители крылатых ракет Когда США превратили B-52 в носитель крылатых ракет, Советы решили сделать то же самое, поэтому Ту-9На базе Ку-55 были созданы 5МС и Ту-142МС.
  • Часть 8. История эксплуатации Ту-95 Описания полетов с 60-х по 2007 год, много хороших фотографий и комментариев.
  • Часть 9. Морские «Медведи» в действии Многие дальние миссии описывают поиск групп авианосцев, подводных лодок или полетов с Кубы и на Кубу, а также фотографии всех типов истребителей ВМС США, сопровождающих «Медведей», а также две страницы советских фотографий на американских авианосцах, сделанных Медведи.
  • Часть 10. Список эксплуатантов всех Ту-95 / Ту-142 в составе ВВС и ВМФ СССР/России. Также указано использование Bear ВВС Украины и ВМС Индии.