Почему «Аврора» – это крейсер с секретами

В следующем году исполнится 100 лет с тех пор, как было принято решение о восстановлении «Авроры» в качестве учебного корабля

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Для одних она – яркий символ революции. Для других – живое напоминание о Цусимской трагедии. Многие видят в этом корабле защитника блокадного Ленинграда. Немало и тех, для кого важны все три «ипостаси» легендарного крейсера. «Петербургский дневник» изучил историческую литературу и архивные данные и выяснил, что, оказывается, «Аврору» с полным правом можно считать еще и уникальным памятником… противоречий цивилизации начала ХХ века.

Почему? Ответ содержится в «метриках» корабля. Он был заложен в 1897 году на стапелях Франко-русского (ныне Балтийского) завода. И стал первым в серии быстроходных легких крейсеров, никогда до этого в России не строившихся. В связи с этим «Аврору» называют еще и самым современным для тех лет кораблем на русском флоте.

И это так. Но подвох заключается как раз в слове «легкий».

Мечта корсара

Борта крейсера не имеют брони: толщина обшивки выше ватерлинии всего 11 миллиметров, ниже – 16 миллиметров. Это нужно для того, чтобы максимально снизить вес корпуса, так как кораблю предстояло нести огромный запас угля ради возможности совершать сверхдальние по тем временам походы (свыше 6 тысяч миль). И хотя боевая и запасная кормовая рубки имели броню толщиной соответственно в 152 и 76 миллиметров (а жизненно важные «органы» крейсера прикрывала специальная внутренняя броневая палуба в 38 миллиметров), все равно этот боевой корабль не был предназначен для «нормального» морского сражения.

Для чего же тогда была нужна «Аврора» и другие крейсера этой серии, которые можно было пробить тяжелым снарядом буквально насквозь? А исключительно для… пиратских действий на дальних морских коммуникациях противника, где они должны были захватывать или топить транспорты. И идею эту (а также саму технологию постройки) наше Адмиралтейство позаимствовало от английских коллег, которые в то время собирались бороться с Германией за передел заморских владений.

Но у России не было колоний в других частях света! К тому же основная часть русского флота в силу политических и географических причин имела ограниченный район действия (что и показала Первая мировая война).

«Думается, свою роль тут сыграла мода, – рассказывает «Петербургскому дневнику» реставратор и исследователь истории флота Петр Португальский. – Если Англия, общепризнанная владычица морей, располагает такими передовыми крейсерами, то и для России возможность иметь их становится вопросом престижа. Тут то же самое, что произошло с гигантскими линкорами, которыми были увлечены все морские державы в начале ХХ века. Построить-то их построили, затратив на это огромные средства, но никакой особой роли эти сверхмощные корабли не сыграли. А у нас линкоры стали еще и рассадниками радикальных революционных настроений».

На пороховой бочке

Ради стремления «заложить» в крейсер все наиболее передовые военные достижения тех лет его решили оснастить еще и торпедными аппаратами, установив сразу три штуки: один на носу, прямо на форштевне, и два по бортам ниже ватерлинии. Одна беда: поскольку торпеды несли небольшой заряд взрывчатого вещества, были тихоходными и дальность их действия не превышала 5 километров, то этим чудом военной техники на «Авроре» не воспользовались ни разу.

Но при этом службу моряков-торпедистов беспечной назвать было нельзя. К примеру, им приходилось откачивать воду, просачивавшуюся через люки торпедных аппаратов. А кроме того, обеспечивать безопасность корабля, ведь торпеды были очень чувствительны к ударам. Кстати, именно по этой причине погиб в Порт-Артуре броненосец «Петропавловск» (на борту которого находились вице-адмирал Макаров и художник Верещагин), тоже оснащенный торпедными аппаратами. Корабль, столкнувшийся с японской миной, в принципе имел неплохие шансы остаться на плаву, но от взрыва сдетонировали сразу 50 торпед и он буквально за несколько минут ушел на дно.

Сомнительное наследство

Но самое любопытное, что наисовременнейший корабль при этом имел «родовые черты» парусных фрегатов XIX века. Это касается формы его корпуса, который в поперечном сечении слегка напоминает бочку. Для парусников выпуклые борта были жизненно необходимы, поскольку это могло предотвратить абордаж. Но для крейсера с дальнобойной артиллерией?! Тем более что такая форма корпуса снижала остойчивость и ходовые качества корабля.

«Особо удивляться этому не стоит, – поясняет Петр Португальский. – Так в то время делали во всех морских державах. Уж слишком силен был многовековой опыт. Ведь железные корабли с мощными паровыми машинами стали строить к тому времени всего-то лет 30-40».

Более того, «Аврора» имела рудимент, доставшийся ей и от… античных триер – выступающий вперед подводный таран, который был продолжением киля. А вдруг пригодится в ближнем бою? Ведь сделан он теперь из литой бронзы, обшитой сталью, – древние греки бы обзавидовались такому прогрессу. Но надо ли пояснять, что и этим «девайсом» крейсер ни разу не воспользовался?

В качестве своеобразного наследства досталась «Авроре» и давняя проблема: обрастание днища водорослями и ракушками. Поскольку крейсер строили по английской технологии, то наши мастера сделали все так, как «у них», по новейшей методике. То есть на стальной корпус ниже ватерлинии наложили тиковые доски (эта древесина не гниет), а поверх них – листы меди, скрепив все элементы латунными болтами. И все бы ничего, но между латунью и сталью возникает так называемая электрохимическая пара, в результате чего обшивка быстро приходит в полную негодность.

Чтобы этого избежать, англичане придумали изолировать болты резиной и гуммированной бумагой, закрыв глаза на то, что долговечность такой гидроизоляции при постоянном контакте с соленой водой была крайне сомнительной. Между прочим, наши инженеры придумали свой способ крепления медных листов к стальной обшивке, который позволил бы вообще обойтись без латунных болтов. Но это ноу-хау у нас положили под сукно: мол, в Англии больше в этом деле разбираются, нечего умничать. Кстати, через 10 лет после спуска «Авроры» кораблестроители навсегда отказались от подобных «сэндвичей», создав более простой и надежный способ защиты от водорослей – специальную краску.

В отставке

Поэтому, когда крейсер в 1938 году поставили на капремонт, выяснилось, что ниже ватерлинии корпус у него дышит на ладан и в походы корабль выпускать опасно (тем более что и паровые машины оказались крайне изношенными).

Кстати, судя по документам, которые хранятся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, на эти дефекты обращено особое внимание, когда после войны решался вопрос о том, что делать с «уставшим» крейсером. Если он будет передан Нахимовскому училищу в качестве учебной базы (и заодно превратится в памятник славному революционному прошлому), то его следует притопить и «посадить» килем на грунт. В противном случае корабль следует без всяких сантиментов отправить на слом.

Выбрали в итоге первый вариант, но оставили «Аврору» на плаву. В 1948 году, перед тем как поставить ее на вечную стоянку, днище и переборки у нее изнутри заключили в сплошную, толщиной до 100 миллиметров бетонную «скорлупу» на арматуре (и этот факт потом послужил основой для мифа, что корабль чуть ли не наполовину внутри заполнен раствором). Но со временем и эта защита пришла в негодность.

Поэтому в 1984 году при очередном ремонте крейсера было принято решение полностью срезать корпус ниже ватерлинии, приварив на его место новый фрагмент, ничем не отличающийся по форме от старого (что привело к появлению слухов о том, будто у крейсера вообще нет днища и он стоит только благодаря специальным подпоркам). Эти работы были выполнены настолько качественно, что обследование корпуса в 2014 году показало практически полное отсутствие коррозии.

Вся эта скрытая от глаз простых людей биография крейсера делает его не менее привлекательным, чем все его исторические заслуги.

«В России это единственный металлический корабль, построенный на грани веков, который сохранился почти в первозданном виде, – отмечает Петр Португальский. – Поэтому его можно считать настоящим памятником нашей цивилизации и ее заблуждений. Тем более что от кораблей этого класса в России отказались спустя всего лет 10 после спуска «Авроры» – их заменили эсминцы».

Можно ли тогда считать «Аврору» своеобразным чемоданом без ручки? Сказать так – значит погрешить против истины. Ведь крейсер, несмотря на все свои противоречия, совершал дальние походы, участвовал в трех войнах. И на нем были воспитаны несколько поколений высокопрофессиональных моряков. Да он и до сих пор является для нахимовцев морской «партой».

Крейсер «Аврора» 🔥 подробный обзор биографии корабля

Низкое серое небо над притихшим северным городом и стройный силуэт военного корабля, ожидающего чего-то…

Более 100 лет многих представителей буржуазии и правящих кругов бросает в холодный пот от данной картины. На берегу стоит бронепалубный крейсер «Аврора», рожденный в начале 20 века, который получил интересную биографию.

Крейсер «Аврора» воевал совсем немного, но при этом наблюдал три войны, а победы за кораблем числятся такие, которых хватило бы на целый флот. Именно крейсер «Аврора» — корабль, который одним выстрелом пробил дорогу в жизнь новой исторической эпохи.

Содержание

  1. «Аврора», наследница «Авроры»
  2. Строительство корабля
  3. Технические характеристики и недостатки корабля
  4. Описание конструкции
  5. Корпус
  6. Бронирование
  7. Энергетическая установка и ходовые качества
  8. Вспомогательное оборудование
  9. Экипаж и обитаемость
  10. Вооружение
  11. Артиллерийское вооружение
  12. Минно-торпедное вооружение
  13. Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
  14. Модернизации и переоборудования
  15. Бой при Цусиме
  16. Участие корабля в Первой мировой войне
  17. Февральская революция
  18. Октябрьская революция: исторический залп
  19. Где находится крейсер сейчас
  20. Источники

«Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет.

В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.

Строительство корабля

К постройке крейсера «Авроры» приступили в 1896 году. Он был последним кораблём, из серии трёх бронепалубных крейсеров для Тихого океана. Первый корабль назывался «Паллада», а второй — «Диана». Примечательно, что проект был назван не в честь первого судна, как это принято, а в честь второго — «Диана». Оно более звучное и лаконичное. Обустройство верфей началось в 1985 году:

  • Галерный островок оборудовался для корпусов кораблей «Паллады» и «Дианы».
  • Новое Адмиралтейство подготовило площадку для «Авроры».

Все корпуса были торжественно заложены одним днём, 23 мая 1987 года. Обострение отношений с Германией на Балтике внесло коррективы в программу, и сроки изготовления судов были максимально сжаты. 11 мая 1900 года корпус «Авроры» последним был спущен на воду под аплодисменты царской семьи. Далее на крейсере производились надстройки и установка силовой машины. А спустя три года, 17 июля, корабль введён в эксплуатацию.

Целый год третий крейсер не имел названия. В документации он упоминался как «Крейсер водоизмещением 6 630 т, типа «Диана». Лишь в 1987 году Николаю II предоставили перечень названий: «Аскольд», «Аврора», «Богатырь», «Боярин», «Варяг», «Гелиона», «Наяда», «Нептун», «Психея», «Полкан» и «Юнона».

Больше всего царю понравилось «Аврора», имя древнеримской богини.

Проект корабля «Аврора» предполагал, что крейсер стает достойным соперником вражеским кораблям. Описание его характеристик выглядело для своего времени убедительно:

  1. Размеры: осадка – 6,2-6,4 м; ширина – 16,8 м; длина – 126,7 м.
  2. Водоизмещение нормальное – 6731 тонна, полное – 7130 тонн.
  3. Личный состав – 570 человек (включая 20 офицеров). Численность экипажа в ходе службы немного варьировалась.
  4. Силовая установка включала в себя три паровые машины, каждая из которых работала на свой гребной винт. Суммарная мощность составляла почти 12 тыс. л.с.
  5. Проектная скорость предполагалась до 20 узлов, фактически крейсер не развивал больше 19,2 узла.
  6. Изначальное вооружение крейсера состояло из восьми орудий 152 мм/45 системы Канэ, 24 противоминных пушек Канэ калибра 75 мм (длина ствола 50 калибров), вспомогательной артиллерии (восемь 37 мм пушек). Для поддержки десанта на борту имелись две 63,5 мм пушки Барановского на колесных лафетах. Дополнительно были установлены три торпедных аппарата калибра 381 мм (один в носу и по одному на каждом борту). В 1904 году крейсер оснастили парой 7,62 мм пулеметов системы Максим.
  7. Защита корабля состояла из броневой палубы толщиной от 38 до 63,5 мм. Утолщения листов располагались над ответственными участками конструкции. Командный пост располагался в боевой рубке, имевшей защиту толщиной 152 мм. Установленные позднее щиты на главном калибре имели толщину 25,4 мм.
  8. Дальность плавания на экономичном режиме – 4000 миль.

Но в этих красивых числах затаились подвохи. Скорость в 20 узлов была на то время недостаточной для крейсера (тот же «Варяг» по проекту должен был выдавать 23 узла, а «Аскольд» показал на испытаниях 24,5 узла). Испытания показали, что корабль не вытягивает даже этот показатель – скорость выше 19,2 узлов не фиксировалась.

Орудия крейсера были лишены броневой защиты. Этот недостаток, однако, исправили до вступления корабля в первый бой – были сделаны выводы из несчастливой судьбы того же «Варяга».

Во время постройки и службы крейсера в его систему вооружений вносились изменения. Например, количество торпедных аппаратов было изменено еще в процессе строительства – их стало три вместо одного. Значительные изменения были проведены во время Первой мировой войны.

Описание конструкции

Корпус

Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку. На всём периметре броневой палубы, которая называлась жилой, расположена платформа, ещё две ― на оконечностях корабля.

Главные поперечные переборки (ниже броневой палубы) делят внутреннее пространство трюма на тринадцать отсеков. Четыре отсека (носовой, котельных отделений, машинных отделений, кормовой) занимают пространство между броневой и батарейной палубами и обеспечивают непотопляемость корабля.

Наружная стальная обшивка имела длину 6,4 м и толщину до 16 мм и крепилась к набору двумя рядами заклёпок. В подводной части корпуса стальные листы крепились внакрой, в надводной ― встык на подкладных планках. Толщина листов обшивки фальшбортов достигала 3 мм.

Подводная часть корпуса и его надводная часть на 840 мм выше ватерлинии имели миллиметровую медную обшивку, которая, чтобы избежать электрохимической коррозии и обрастания, крепилась на деревянную обшивку из тика, закреплённую на корпусе с помощью бронзовых болтов.

В диаметральной плоскости на горизонтальном киле был установлен фальшкиль, имевший два слоя и изготовленный из двух пород деревьев (верхний ряд ― из тика, нижний ― из дуба).

На крейсере имелось две мачты, основания которых крепились к броневой палубе. Высота фок-мачты ― 23,8 м; грот-мачты ― 21,6 м.

Бронирование

Конструкция бронепалубного крейсера предполагает наличие сплошной карапасной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов). Её горизонтальная часть на «Авроре» имеет толщину 38 мм, которая увеличивается до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям.

Боевая рубка защищена спереди, по бокам и сзади бронелистами толщиной 152 мм, что позволяло защитить её даже с кормовых курсовых углов; сверху ― бронелистом толщиной 51 мм из маломагнитной стали.

Вертикальное бронирование толщиной в 38 мм имеют снарядные элеваторы и приводы управления там, где нет броневой палубы.

Энергетическая установка и ходовые качества

Котельная установка состояла из 24 котлов системы Бельвиля образца 1894 г., которые были расположены в трёх отсеках (носовом, кормовом и среднем котельном). По бортам крейсера были проложены трубы магистрали главного паропровода к главным паровым машинам. Вспомогательных котлов «Аврора», как и прочие корабли типа, не имела. Ввиду этого подача пара к вспомогательным механизмам осуществлялась через паропровод от главных котлов.

Над всеми тремя котельными отделениями стояла дымовая труба высотой 27,4 м. Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга, суммарная производительность которых доходила до 60 т воды в сутки.

Для размещения угля на «Авроре» имелись 24 угольные ямы, расположенных в межбортовом пространстве у котельных отделений, а также 8 угольных ям запасного топлива, находившихся между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений. Эти 32 ямы могли вмещать до 965 т угля; нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.

Главными двигателями являлись три паровых машины тройного расширения (суммарная мощность ― 11600 л.с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость (в ходе испытаний «Аврора» достигла максимальной скорости в 19,2 уз, что в целом превысило максимальную скорость «Дианы» и «Паллады» на испытаниях). Конденсация отработанного пара осуществлялась тремя холодильниками; имелся также конденсатор пара вспомогательных машин и механизмов.

Движители крейсера ― три трёхлопастных бронзовых гребных винта. Средний винт был винтом левого вращения, правый вращался против часовой стрелки, левый ― по часовой стрелке (вид с кормы на нос).

Вспомогательное оборудование

  • Водоотливная система

Задача системы: откачивать основную массу воды из отсеков корабля после заделки пробоины. Для этого автономно использовались по одной турбине (подача воды ― 250 т/ч) в оконечностях, в МКО ― циркуляционные помпы холодильников и шесть турбиной подачей воды по 400 т/ч.

  • Осушительная система

Задача системы: удаление воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб. Для этого на корабле имелась магистральная труба из красной меди, имевшей 31 приёмный отросток и 21 разобщительный вентиль. Само осушение осуществлялось тремя насосами системы Вортингтона.

  • Балластная система

На «Авроре» имелось по одному кингстону системы затопления в оконечностях и по два в средних водонепроницаемых отсеках, управление которыми осуществлялось с батарейной палубы. Приводы кингстонов затопления были выведены в жилую палубу.

  • Пожарная система

Под броневой палубой вдоль правого борта была проложена красномедная труба пожарной магистрали. Для подачи воды использовались два насоса Вортингтона. Отводы от магистральной трубы находились на верхней палубе, переходя в медные поворотные рожки для присоединения пожарных шлангов.

  • Шлюпочное вооружение
  1. два 30-футовых паровых катера;
  2. один 16-весельный барказ;
  3. один 18-весельный барказ;
  4. один 14-весельный катер;
  5. один 12-весельный катер;
  6. два 6-весельных вельбота;
  7. два яла.

Все гребные суда обслуживались поворотными шлюпбалками, а паровые катера — заваливающимися.

Экипаж и обитаемость

Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа (20 офицеров и 550 кондукторов и нижних чинов) и на размещение флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля, 10 кондукторов располагались в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы — в помещениях в кормовой части корабля. Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.

На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минно-торпедное вооружение

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.

В минное вооружение включались также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены с плотиков или шлюпок и катеров корабля. По бортам «Авроры» вывешивались на специальных трубчатых шестах противоминные сети заграждения, если крейсер находился на якоре на открытом рейде.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.

Наблюдение осуществлялось с помощью зрительных труб и биноклей.

Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.

Модернизации и переоборудования

ГодСуть модернизации
1915До 10 шт. увеличено число 152-мм орудий, затем — до 14 шт. 75-мм орудия демонтированы. Минное вооружение усилено с 35 до 150 мин.
1916Установлены зенитные орудия.
1923Установлено 10 130-мм орудий вместо прежних 152-мм орудий.

Бой при Цусиме

Накалившаяся военно-политическая ситуация на дальнем Востоке требовала незамедлительного укрепления Тихоокеанского флота. Из балтийских кораблей образовали отряд, куда включили «Аврору», урезав сроки её испытания. 25 сентября 1903 года крейсер снялся с якорей Большого Кронштадтского рейда. На протяжении всего пути постоянно проявлялись недочёты корабля, которые команда устраняла на ходу.

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра выступила от берегов Вьетнама в направлении Владивостока. «Авроре» досталось второе место в порядке построения кораблей и надлежало идти по кильватерному следу крейсера «Олега». Спустя две недели далеко за полночь 14 мая российская эскадра вошла в воды Корейского пролива. Там их уже поджидали японские корабли, которые были обнаружены в 6:30. С 10:30 завязался бой с головными военными судами.

«Аврора» вступила в сражение в 11:14. Сначала молодой корабль поддерживал огнём крейсер «Владимир Мономах», который доминировал в перестрелке с японским бронепалубным крейсером «Идзуми». На протяжении часа японцы усилились подкреплением, и вся мощь вражеского огня досталась «Авроре». Особенно тяжко пришлось к 15:00.

Кораблю удавалось лавировать от вражеских торпед. Но не удалось избежать множественных повреждений от вражеских артиллерийских залпов. Один снаряд угодил в рубку, где осколками посекло всех находившихся. Смертельно ранило в голову капитана. Носовой отсек затопило. Мачта с флагом сбивалась и поднималась 6 раз.

К 19:00 уцелевшие российские суда отряда адмирала Энквиста: «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», отступали в хаотичном порядке на юго-запад, покидая Корейский пролив. Поражение стало очевидным. Путь на Владивосток был закрыт. Японцы планировали добить остатки эскадры в ночи. Но российским судам удалось оторваться. На «Авроре» погибли: 1 офицер (командир судна капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев) и 8 членов команды. Отремонтированный в Маниле крейсер возвратился на Балтийское море в 1906 году.

Участие корабля в Первой мировой войне

Крейсер «Аврора», как боевой корабль, не мог не принять участия в Первой мировой войне. Однако показать свою боевую мощь удалось лишь в середине военного конфликта в 1916 году. 75 мм корабельные орудия были модернизированы для эффективного поражения низколетящих самолётов. Несением боевого дежурства «Авроры» был определён квадрат в Рижском заливе, где крейсер успешно пресекал налёты авиации на боевые и гражданские суда.

Февральская революция

После перемещения фронта «Аврору» отправили на техническое обслуживание. 27 февраля 1917 года на ремонтных заводах Адмиралтейский и Франко-Русский произошла стачка рабочих. Команда крейсера захотела присоединиться к бастующим, но командир корабля М. И. Никольский решил успокоить взбунтовавшийся экипаж, стреляя по уходящим матросам из револьвера. Моряки арестовали командира и расстреляли его. После бунта командиров на «Авроре» назначал судовой комитет.

Октябрьская революция: исторический залп

После Февральской революции крейсер подчинялся Временному революционному комитету. 24 октября 1917 г. командиру корабля была поставлена задача подняться по Неве к Николаевскому мосту, который развели юнкера. Механикам-энергетикам «Авроры» удалось свести мост, воссоединив Васильевский остров и центр города. К вечеру готовился штурм Зимнего дворца. В качестве сигнала для взятия решили применить пушечный выстрел. В 21:54 «Аврора» произвела холостой залп из носового орудия, который прославил военный корабль.

Где находится крейсер сейчас

В современной истории корабля последним событием стал ремонт 2014 года. 21 сентября крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге был отбуксирован в ремонтный док Кронштадтского завода. Первый этап ремонта завершился 26 ноября, после чего к достроечной стенке его отбуксировали для продолжения работ.

На свой пост судно вернулось 26 ноября 2016, где и сейчас находится крейсер «Аврора». Выступает легендарная машина в виде музея и памятника кровопролитным событиям человеческой истории в целом и российской в частности.

Источники

  • https://histrf.ru/biblioteka/b/nastoiashchaia-istoriia-avrory-diesiat-faktov-o-lieghiendarnom-krieisierie
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ca6ead92b3ad600b22b8086/kreiser-avrora-vekovaia-istoriia-legendarnogo-korablia-5cf003978302dc271be33a53
  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/avrora/
  • https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Аврора_(1900)
  • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/kreiser-avrora/

Cruiser Aurora — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 63 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Крейсер «Аврора» (Крейсер «Аврора») — описание, фото, на карте

    Войти как ресторатор

    Забыли пароль?


    Нет учетной записи?

    Добавить свой ресторан

    Сбросить пароль

    5 фото

    Музеи и выставки • Другие места • Памятники архитектуры

    Направления

    Делиться

    Крейсер «Аврора» известен многим главным образом как «колыбель революции»: именно с этого крейсера шли залпы после штурма Зимнего дворца в октябре 1917 года. Между тем, крейсер «Аврора», который впервые был спущен на воду в 1900 г., принимал участие в русско-японской и Первой мировой войнах, находился в Бангкоке в 1911 в рамках торжеств в честь коронации короля Сиама, защищал Ленинград у ворот города в годы Великой Отечественной войны, был учебной базой Нахимовского военно-морского училища, а также «засветился» как крейсер «Варяг». » в одноименном фильме. В настоящее время на крейсере «Аврора» несут непрерывную боевую службу моряки Военно-морского флота.

    Крейсер «Аврора», прошедший капитальный ремонт в 2014-2016 годах, в настоящее время является филиалом Центрального военно-морского музея и объектом культурного наследия России. В музее представлены машинное и котельное отделения, обновленная флагманская кабина, экспозиция с радиостанцией, фотографии и оружие ХХ века, а также личные вещи и документы экипажа.

    Делиться Направления

    Вы были здесь?
    Оцените Крейсер «Аврора»:

    12345

    Рядом

    Все

    250 м

    Беринг

    Ресторан • Гостиница • Банкетный зал • Кейтеринг

    400 м

    БАШНЯ

    Ресторан • Бар • Паб

    400 м

    FermA

    Семейный ресторан • Кондитерская • Банкетный зал • Кейтеринг

    400 м

    Волна

    Ресторан • Кальянная • Банкетный зал

    Адрес

    Петроградская наб.