Андрей Туполев — биография, факты, фото

Андрей Николаевич Туполев (1888-1972) – советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер и доктор технических наук. Академик АН СССР, Герой Труда, трижды Герой Соцтруда, и заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат ряда самых престижных государственных премий СССР.

Туполев разработал и спроектировал более 100 типов самолетов, 70 из которых производились серийно. На его воздушных суднах было установлено 78 мировых рекордов и выполнено до 30 выдающихся перелетов.

В биографии Туполева есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Туполева.

Биография Туполева

Андрей Туполев появился на свет 29 октября (10 ноября) 1888 года в деревне Пустомазово Тверской губернии. Он рос и воспитывался в семье провинциального нотариуса Николая Ивановича и его жены Анны Васильевны. У своих родителей он был одним из 7 детей.

Детство и юность

Анна Васильевна родила Андрея в 38-летнем возрасте. Любопытно, что после этого женщина родила еще одного ребенка, который стал последним в семье Туполевых. Чтобы свести концы с концами родители будущего авиаконструктора приобрели небольшое имение, для занятия сельскохозяйственной деятельностью.

В результате, Андрей с самого детства был приучен к труду, научившись столярному делу и получив навыки в металлообработке. В юности он поступил в Тверскую гимназию, где у него проявился живой интерес к точным наукам и технике.

В возрасте 20 лет Туполев успешно сдал экзамены в Московское высшее училище. В данный период биографии он всерьез увлекся аэродинамикой. Это привело к тому, что студент вступил в ряды Воздухоплавательного кружка.

В скором времени Андрей принял участие в постройке планера. Когда проект был окончен, именно он выполнил на данном планере первый полет. Тогда же он заинтересовался революционной деятельностью, примкнув к эсерам. В итоге, за распространение подпольной литературы он был задержан правоохранителями.

После этого Андрея Туполева выдворили из Москвы на родину, где он находился под негласным надзором полиции. По этим и другим причинам, окончить московское училище ему удалось только в 30-летнем возрасте.

Авиастроение

В период биографии 1916-1918 гг. Туполев трудился в первом в России авиационном расчетном бюро, где разрабатывал первые аэродинамические трубы. К тому моменту он уже имел репутацию подающего большие надежды авиаконструктора, в связи с чем на него обратил внимание основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский.

Совместно с Жуковским Николай начал моделировать различные авиационные механизмы, а также искать способы повышения КПД самолетов. Тогда же Туполева избрали на пост замначальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.

Парень смог научно обосновать, что для постройки воздушных суден дюралюминий служит прекрасной альтернативой непрочной древесине, с одной стороны, и тяжелому железу – с другой. В 1925 г. Андрей Туполев сконструировал 2-моторный самолет «ТБ-1», который был признан одним из лучших бомбардировщиков в мире.

Через несколько лет молодой ученый усовершенствовал свой аппарат, который начал производиться под маркой «ТБ-3» («АНТ-6»). Интересен факт, что именно на данном самолете в 1937 г. произошла успешная высадка экспедиции на Северном полюсе.

Одновременно с этим, Туполев продолжал руководить различными проектами, по производству и усовершенствованию самолетов. В результате, увеличилась пассажировместимость, повысилась скорость и полезная площадь.

Летом 1935 г. была совершена безуспешная попытка беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – Сан-Франциско на судне Андрея – «АНТ-25». Во время полета командир экипажа, Сигизмунд Леваневский, заметил протекающее в его кабину масло, по причине чего был вынужден возвратиться в Россию.

Когда Леваневский посетил совещание у Сталина, он в присутствии авиаконструктора заявил, что Туполев намеренно производит «плохие самолеты». Такое смелое заявление не могло остаться без внимания, в связи с чем осенью 1937 г. Андрея задержали и осудили на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Мужчину обвинили в антисоветской деятельности и проведении диверсионной работы. Помимо этого, его обвинили в пособничестве французской разведке и передаче за рубеж секретной информации.

Андрея Николаевича и остальных авиаинженеров перевели из Бутырской тюрьмы в так называемую «шаражку». Он работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, получая хорошее питание и все необходимое для работы. С началом Великой Отечественной войны (1941-1945), его досрочно освободили, а в 1955 г. полностью реабилитировали.

За годы научной биографии Туполев достиг больших высот в авиастроении. Весной 1939 г. он сконструировал 2-моторный советский высокоскоростной бомбардировщик «Ту-2», серийный выпуск которого в разных модификациях продолжался до 1952 г.

В период войны было произведено 800 самолетов, которые внесли свой вклад в достижение победы над фашистской Германией. После окончания военных действий Андрей Туполев сконструировал реактивный бомбардировщик «Ту-16», скорость которого превышала 1000 км/ч. Одновременно с этим он разработал 1-й в СССР реактивный гражданский самолёт – «Ту-104».

Туполев не останавливался на достигнутом, продолжая модернизировать свои воздушные судна. В 1957 г. он спроектировал межконтинентальный пассажирский самолет «Ту-114». Через 11 лет он построил первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет «Ту-144».

Личная жизнь

Женой Андрея Туполева была медсестра Юлия Николаевна. В этом браке у пары родились мальчик Алексей и девочка Юлия. Любопытно, что в будущем его сын также станет знаменитым авиаконструктором, тогда как дочь удостоится звания заслуженного врача России.

Андрей Туполев и жена Юлия

Помимо самолетостроения, Андрей Николаевич увлекался садоводством и охотой на перепелок. Он никогда не состоял в КПСС, при этом неоднократно избирался депутатом Советов разных уровней.

Смерть

Еще в начале 20-х годов у конструктора обнаружили туберкулезную пневмонию, вследствие чего ему было удалено одно легкое. Содержание в тюремных условиях негативно сказались на болезни, вызвав рецидив. Андрей Туполев умер 23 декабря 1972 года, в возрасте 84 лет.

Фото Туполева

Ту-16Ту-134

Андрей Туполев в юности

Если вам понравилась краткая биография Туполева – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Андрей Туполев — биография авиаконструктора и ученого

Фото Все
Видео Все

Андрей Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством создано более 100 типов самолетов, на которых установлено около 80 мировых рекордов.

Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов.

Детство и юность

Гениальный конструктор родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии. Его родное село, которого сейчас нет на карте России, находилось в Кимрском районе и носило название Пустомазово. Андрей рос в многодетной семье сельского нотариуса с казацкими корнями и дворянки. Мальчик был шестым ребенком из семерых братьев и сестер.

Чтобы прокормить многочисленное семейство, отец, Николай Иванович Туполев, занимался сельским хозяйством. Сидеть без дела он не позволял никому – все дети были приобщены к труду. Как вспоминал сам авиаконструктор, с малых лет он ходил за плугом, учился столярничать и обрабатывать металлы.

Андрей Туполев в юности

Навыки, приобретенные в детстве, пригодились парню и во время обучения в Тверской гимназии, и в высшем Императорском техническом училище Москвы, куда он поступил в 1908 году.

Интересный факт из биографии Туполева: будучи гимназистом, он не смог поехать вместе с одноклассниками на экскурсию по российским городам — у родителей не было денег. Тогда смышленый юноша принес в кабинет директора гимназии модели кораблей, изготовленные своими руками и предложил их в обмен на поездку. Руководитель изыскал средства для оплаты экскурсии, воспользовавшись связями в Обществе любителей естествознания.

Во время учебы в московском техническом училище талантливого студента заметил основоположник гидро– и аэродинамики Николай Егорович Жуковский. Он доверил молодому Туполеву аэродинамическую лабораторию.

В 1910 году начинающий конструктор в первый раз сел за штурвал построенного с друзьями планера, пересек Яузу и осуществил посадку в Лефортово.

Андрей Туполев в молодости

Студенческие годы Андрея пришлись на начало 20 века. Тогда, исполненный патриотизма, он увлекся революционными идеями и пополнил ряды эсеров. Туполев был арестован по обвинению в распространении запрещенной литературы. Из-под стражи его освободили, когда скончался отец, но принудительно выслали в родное село. Завершить обучение и получить диплом о высшем образовании авиаконструктор смог лишь в 30-летнем возрасте.

Конструкторская работа

Андрей Туполев совместно со своим учителем Николаем Жуковским достучались до руководства молодой советской страны и убедили его в необходимости развивать отечественную авиационную промышленность. Кроме того, они привели доводы, подтверждающие целесообразность использования цельнометаллических конструкций в производстве авиационных судов. С тех пор самолеты стали строить из легкого, но прочного дюралюминия, а дерево и тяжелое железо остались в прошлом.

Первый самолет Андрея Туполева

В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова по маршрутам Москва – Северный Полюс – США и Москва – остров Удд состоялись именно на самолете АНТ-25, разработанном Туполевым.

В 1935 году с самолетом той же серии случился казус. Летчик Сигизмунд Леваневский должен был совершить громко анонсированный перелет Москва – Северный полюс — Сан-Франциско, в честь которого даже была выпущена почтовая марка.

Однако, на 2000-м километре обнаружилась протечка масла и пилотам пришлось прервать полет, сев под Новгородом. В кабинете Сталина Леваневский обвинил Туполева во вредительстве и в том, что тот сознательно строит плохие самолеты.

Андрея Николаевича вместе с женой арестовали в 1937 году. К обвинениям во вредительстве добавилось подозрение в тесном сотрудничестве с разведкой Франции и создании антисоветского движения. В заключении Туполева не избивали, но издевались, заставляя стоять по несколько часов.

Поначалу конструктор согласился со всеми выдвинутыми обвинениями, но вскоре подал на их обжалование. Советский суд назначил Туполеву 15 лет лишения свободы, но через некоторое время условия содержания стали помягче. Андрея Николаевича и других специалистов, отбывавших срок в Бутырской тюрьме, перевели в шарашку. В этих заведениях содержались ученые, научные работники, технические специалисты, которые должны были искупать вину перед Родиной инженерным трудом. Здесь заключенных довольно хорошо кормили, но с семьями видеться не позволяли. В начале Великой Отечественной войны Туполев был освобожден, а в 1955 году полностью реабилитирован.

самолет Ту-2

Плод инженерной мысли Туполева и его КБ — пикирующий бомбардировщик Ту-2 стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе. Около 750 самолетов этой серии сражались за долгожданную победу в этой страшной войне. После окончания ВОВ конструкторское бюро под руководством А.Н. Туполева создало еще один бомбардировщик – самолет Ту-4.

Андрей Туполев

Вклад Андрея Николаевича в гражданское авиастроение не менее существенный, чем в военное. Реактивный гражданский самолет Ту-104 стал первым воздушным судном подобного класса в Советском Союзе. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, изображение которого красовалось на почтовой марке 1969 года, также является результатом разработок гениального конструктора.

Андрей Туполев рядом с Ту-144

В 1970-х годах КБ, основанное Туполевым, но уже под началом конструктора Валентина Близнюка, представило разработку Ту-160 – бомбардировщика-ракетоносца с регулируемой геометрией крыла.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Во время Первой мировой войны Туполев работал в госпитале медбратом, там он и познакомился с будущей супругой Юлией. Вскоре влюбленные подали заявление и ЗАГС, и молодой зять переехал в квартиру тещи. Мать Юлии имела дворянские корни, и поначалу отнеслась к избраннику дочери настороженно. Ее сердце постепенно оттаяло, когда Андрей решил вопрос с горячим водоснабжением и построил печку.

Андрей Туполев с женой

Супруга стала надежным тылом в личной жизни Туполева: она помогала ему с переводами, занималась внутренним дизайном самолетов серии Ту, подбирала осветительные приборы и обивку салона. В более зрелом возрасте она была верным спутником мужа в заграничных командировках. В честь Юлии Николаевны конструктор назвал дочку и внучку.

В круг общения талантливого изобретателя входили такие известные личности, как министр авиапрома Петр Дементьев, министр обороны Дмитрий Устинов, поэт Сергей Михалков. Благодаря дружбе с автором слов Гимна СССР в детской библиотеке внуков Туполева были книги про трех поросят и самого высокого милиционера с автографами Михалкова.

В свободное время Андрей Николаевич занимался садом и выбирался на охоту. Любил мастерить деревянные игрушки, которыми с удовольствием играли его дети и внуки.

Андрей Туполев с семьей

Многие из потомков Туполева связали свою карьеру с авиастроительной отраслью. Сын Алексей с юношеских лет трудился в конструкторском бюро отца, занимался разработкой хвостовой части законцовки фюзеляжа самолета Ту-2. Перед распадом СССР работал в МАИ на должности руководителя кафедры аэродинамики, где участвовал в создании сверхзвукового гражданского самолета.

Внук конструктора, дедушкин тезка, сейчас работает в ОАО «Туполев», где руководит центром маркетинговых исследований.

Смерть

Еще в далеких 20-х годах прошлого века Туполев, переболевший туберкулезом, перенес операцию по удалению легкого. Доктора сообщили, что жить с одним легким можно, но необходимо беречь себя от перегрузок. Содержание в тюремных условиях негативно сказались на болезни, вызвав рецидив.

Памятники Андрею Туполеву

Андрей Николаевич умер в ночь на 23 декабря 1972 года. Накануне он был в хорошем настроении, шутил и планировал поездку в Крым.

Великий советский авиаконструктор похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Память

  • В фильме-биографии «Крылья» Даниила Храбровицкого, вышедшего на экраны в 1979 году, роль Туполева сыграл актер Владислав Стржельчик.
  • В честь конструктора назван КАИ имени Туполева в г. Казань.
  • В 2018 году аэропорт Москвы «Внуково» стал носить имя Андрея Николаевича.
  • Улицы, названные в честь советского конструктора, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ, Праге и Амстердаме.
  • В рамках проекта «Великие умы России» в 2020 году вышла книга «Андрей Туполев», авторства Адели Нурмухаметовой.

Интересные факты

  • Туполев – почетный гражданин Жуковского, Нью-Йорка и Парижа.
  • Конструктор был владельцем трофейного автомобиля «фюрерваген», который был подарен ему маршалом СССР Рокоссовским.
  • Андрей Николаевич руководил КБ, избирался в депутаты Верховного Совета Советского Союза, при этом не являясь членом коммунистической партии.
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

95 лет со дня рождения Алексея Туполева

20 мая 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения советского авиаконструктора, Героя Социалистического Труда, академика АН СССР Алексея Туполева.

Алексей Андреевич Туполев родился в семье Андрея Николаевича Туполева, выдающегося ученого и авиаконструктора. В 17 лет пришел работать в ОКБ Туполева. В 1949 году окончил Московский авиационный институт и продолжил работу в конструкторском бюро. Принимал участие в конструкторских работах по созданию Ту-16, Ту-9.5 и другие стратегически важные самолеты Туполева.

Во второй половине 1950-х годов в ОКБ Туполева было сформировано подразделение «К», где Алексей Туполев руководил принципиально новой разработкой семейства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения. Благодаря его системному инженерному мышлению были доведены до серии и приняты на вооружение сверхзвуковой БПЛА Ту-123 «Ястреб», полностью ремонтопригодные многоразовые БПЛА Ту-141, Ту-143 и системы разведки на их основе.
Одним из знаковых проектов Алексея стало участие в создании первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.
31 декабря 1968 года самолет совершил свой первый полет.

В 1973 году генеральным конструктором ОКБ стал Алексей Андреевич Туполев. Руководил работами по военным проектам Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-142М, Ту-95МС, решал вопросы ввода в эксплуатацию пассажирского Ту-154, организовывал работы по его дальнейшему развитию.

Особо следует отметить блестящую организацию работ по созданию стратегической авиасистемы Ту-160, не имеющей аналогов в мире и сейчас, коллективом ОКБ имени Туполева под руководством Алексея Туполева, по запуску самолета в серийное производство и для передачи его на вооружение ВВС России.

В 1980-1990-е годы Алексей Туполев успешно реализовал технический опыт, накопленный ОКБ Туполева при создании перспективной пассажирской авиации для семейства самолетов Ту-204/214. Самолет Ту-214 выпускается и в настоящее время. Под руководством Алексея велись проектные работы по гиперзвуковым приложениям и экспериментальные работы по внедрению в авиацию альтернативных источников топлива. На базе самолета Ту-154 созданы опытные образцы Ту-155, работающие на жидком водороде и сжиженном природном газе.

Помимо работы в ОКБ, Алексей Алексеевич Туполев в значительной степени занимался преподавательской и научной деятельностью; он был профессором и заведующим кафедрой Московского авиационно-технологического института.

Алексей Андреевич Туполев был талантливым авиаинженером и конструктором, внес неоценимый вклад в развитие отечественной пассажирской авиации и боевых авиационных комплексов дальней авиации.


Туполев История компании и модели самолетов

Авиатор 98 Просмотров Компания, ТУ154, ТУ204, Туполев 3 min read

Существует множество важных компаний, которые оказали значительное влияние на авиацию. От Boeing до Airbus, каждый из них внес свой вклад в развитие отрасли. Однако есть также много компаний, о которых мы не часто слышим. Но они также заслуживают нашего внимания из-за невероятного позитивного вклада, который они внесли. Одно из таких предприятий — «Туполев» с вековой историей.

Это очень крупная аэрокосмическая компания, в которой в настоящее время работает более 3500 человек. Хотя компания в основном производит коммерческие авиалайнеры, она также строит и военные самолеты. Штаб-квартира Туполева, как очень примечательной российской компании, находится в Москве, Россия. Поскольку это компания, которая производит много хорошо спроектированных самолетов и оказала большое влияние на авиационную промышленность, о ней, безусловно, стоит узнать. Итак, давайте приступим к делу и узнаем больше об истории компании «Туполев» и ее наиболее заметных продуктах.

Краткая история компании «Туполев»

Андрей Туполев, советский авиационный инженер, основал компанию 22 октября 1922 года. приблизиться к конструкции самолета. Компания произвела много военных самолетов во время Второй мировой войны, в том числе такие продукты, как бомбардировщики Ту-2 и Ту-16.

После первоначального успеха компания продолжала расти и производить больше самолетов в более позднюю советскую эпоху. Со временем внимание Туполева сместилось в сторону гражданской авиации. После распада Советского Союза акцент на гражданские самолеты усилился. Компания провела свои последние годы, опираясь на более ранние модели. Сегодня это очень успешный производитель самолетов.

Туполев ТУ-154

Знакомство с известной продукцией компании

За почти столетнюю историю компания Туполев произвела множество различных самолетов, которые успели стать очень популярными. Среди многих моделей самолетов Туполева есть и весьма примечательные. Вот некоторые из продуктов Туполева и их краткие описания:

Туполев Ту-154 : Узкофюзеляжный авиалайнер, разработанный в 60-х годах, мог достигать 850 км. в час. Выпускался с 1968 до 2013 года, а затем снята с производства. Всего за время его производства было построено 1026 единиц.

Туполев Ту-204 : Первый полет совершил 2 января 1989 года. Затем он был представлен на рынке в 1996 году и до сих пор производится компанией. Всего выпущено 89 единиц узкофюзеляжного реактивного авиалайнера. Существует несколько различных вариантов этой модели, и многие характеристики, такие как количество мест, различаются в зависимости от варианта.

Туполев АНТ-1 : Это был первый самолет, построенный компанией. Самолет совершил свой первый полет 20 октября 1923 года.

Боевые стратегические бомбардировщики : Помимо производства гражданских самолетов, компания также производит продукцию военного назначения. Некоторые из примеров включают Ту-14 «Боцман», Ту-160 «Блэкджек» и Ту-22 «Блиндер».

Туполев Ту-28/Ту-128 «Скрипач» (Военный перехватчик) : Дальний перехватчик, совершивший свой первый полет 18 от марта 1961 года.