Цвета – символы Гражданской войны » Симферопольский художественный музей

К столетию окончания Гражданской войны в Крыму

«БЕЙ БЕЛЫХ, ПОКА НЕ ПОКРАСНЕЮТ,
БЕЙ КРАСНЫХ, ПОКА НЕ ПОБЕЛЕЮТ».
ЦВЕТА – СИМВОЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ


В ноябре 2020 года исполнится сто лет со дня окончания Гражданской войны в Крыму. Интерес к «Русскому землетрясению», как назвал эту братоубийственную войну генерал А. Деникин, не утихает и сейчас, но особенно популярна данная тема была во времена Советского Союза. При создании «героической поэмы о великой эпохе» использовали легко узнаваемые устоявшиеся символы и образы, что было важным инструментом влияния на общественное сознание, одним из самых действенных и простых способов обозначить время и события.

Одна из самых древних – символика цвета. Издавна у разных народов для определения добра и зла использовали цвета или их контрасты. Вспомним пословицы: Говорит бело, а делает чёрно (русская), Чёрная земля родит белый хлеб (крымскокараимская), Чем нива чернее, тем хлеб белее (украинская) и др. Символика цвета понятна и эффектна. В Гражданскую войну цвет фигурировал даже в названии главных противостоящих сил – Красной армии и Белого движения. Обыгрывал такую ситуацию лозунг батьки Н. Махно: «Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют». Кроме них, на военной арене действовали ещё и «зелёные», но значимым в творениях о гражданской зелёный не стал. Может, потому что и так было много зелёного в одежде воюющих сторон. А может, потому что зелёный – цвет весны и надежды и плохо сочетается с войной.

Ещё не сорваны погоны
И не расстреляны полки.
Ещё не красным, а зелёным
Восходит поле у реки.
(З. Ященко. Генералы Гражданской войны)


Красно-белая палитра отразилась в поэтических произведениях и тех лет, и более поздних. Н. Асеев в «Марше Будённого» (1923) «всегда хранит обоймы для белых черепов». И. Савин сетует, что «была белою вера, но краснеет песок», С. Бехтеев (Офицер, 1942) упоминает красную разбойничью личину.

Добавлю к этой палитре чёрный, традиционно обозначающий тёмные силы и всё нехорошее. Г. Гончаренко (Ю. Галич) в стихотворении «Встаёт над Россией кровавый рассвет…» (1938/39) называет революционные силы чёрно-красными птицами, а в «Чапаевской походной» 1930-х годов поётся:

На седых уральских кручах
Вороны кричат.
По Заволжью чёрной тучей
Стелется Колчак.
Шаг за шагом наступая/вар-т: Чёрной кровью путь отмечен
До БелОй реки,
На Уфу ведёт Чапаев
Красные полки. (А. Сурков)

Далее упоминаются белый волк (по степи рыщет), чёрный адмирал и красная звезда.
М. Цветаева тоже использует цветовую гамму:

…Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твоё – в песок. (цикл «Дон», 1918)


М. Волошин в 1920 в стихотворении «Бойня» о красном терроре в Феодосии «сгущает краски», добавляя к белому, красному и чёрному (девушки в белых повязках, чёрные улицы, чёрное точило, зачервленелый терновник) жёлтую плоть.

Красный прочно ассоциируется как с кровью, так и с праздником. Яркий и эмоциональный, он фигурирует везде: красное знамя, звёзды, шарфики, ленты на папахах, лозунги, «разговоры» на шинелях, банты, лампасы на галифе, красная гвоздика, темляк, галстук В. Ленина…

В Симферопольском художественном музее с Гражданской войной связаны произведения советских художников. «Наши» в них – красные, а враги – белые. Во многих работах красный фигурирует в униформе красноармейцев. Действительно, какое-то время они выделялись либо красным бантом на груди и/или головном уборе, либо повязками красного цвета, либо пришитыми красными лентами на головном уборе.

Введённая официально в 1919 году форма предусматривала определённые цвета «разговоров» и других элементов, которые должны были соответствовать звезде на будённовке: оранжевый, малиновый, голубой и т. д., но не красный. Казалось бы, что использование художниками красного в обмундировании военных Рабоче-крестьянской армии – лишь художественный приём. Тем более, что приказом реввоенсовета оговаривалось, что в походе нашивки, хлястики и планки цветные должны заменяться на детали цветов обмундирования. Но это не выполнялось, а для отличительных элементов использовали ткани любых оттенков красного.

Владимир Путейко (Красная гвоздика, 1967) рисует галифе солдата оранжевым, клапаны и звезду алым. Возможно ли это было в действительности? Вероятно, да. Ведь знаменитые «красные штаны», которыми награждали красноармейцев, бывали малинового цвета и других отдалённо напоминающих красный цветов и оттенков, в зависимости от того, какая ткань, или остатки формы подразделений царской армии удавалось раздобыть.

Современники Гражданской красным не злоупотребляли. Доброволец Первой конной армии Митрофан Греков в своей картине «Пленный белогвардеец» «нашего» обозначил красным шарфом. Николай Самокиш на полотне «Преследование врангелевцев в Крыму» красным пишет звёзды и петлицы красноармейцев Южного фронта, а ещё погоны и околышки врангелевцев.

Легко узнаваем один из главных символов того времени – Красное знамя. Как знак революции и борьбы он не нов – был распространён ещё во времена Великой французской революции. В сочетании с всадником – это отсылка к ещё более давнему духовному опыту русского народа – красный плащ развевается, как флаг у Георгия Победоносца. Встречаются его изображения и с красным флажком на пике.

Для усиления впечатления Иван Селиванов выделил красным ленту на папахе и лозунг «Вся власть советам!» при чёрно-белой гамме на одноимённой линогравюре.

Борис Малуев в иллюстрации известной песни «Орлёнок» разместил на красном фоне тёмных человека и коня.

Орлёнок, орлёнок – могучая птица,
К востоку стреми свой полёт,
Взлети над Москвою, над красной столицей,
Где Ленин любимый живёт! (В. Шведов, 1936)

Конечно, в «белогвардейских вариантах» песни красного цвета нет.
Красного и его оттенков иногда так много, что он становится чуть ли не главным в художественных произведениях.

При карикатурном изображении белогвардейцев господствуют чёрный и белый. Негативное отношение к персонажам Юрий Северин и Валентин Чернуха Выражают, рисуя тёмными, чёрными тонами гетмана Скоропадского, его соратников, Врангеля (1958). Ну, а каким ещё? Ведь в песне поётся:


Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон. (П. Григорьев, 1920)

Сравните с «цветными» строками из поэмы «Хорошо» В. Маяковского (1927):

…Глядя
на ноги,
шагом
резким
шел
Врангель
в чёрной черкеске.

И над белым тленом,
как от пули падающий,
на оба
колена
упал главнокомандующий.

На линогравюре «Их освободители» из серии «Гражданская война на Украине» приметы «врагов» подчёркнуто-белые: каски, лицо гимназиста, платье и рубашка буржуев. Но использование белого цвета в отрицательном плане затруднительно, так как он ассоциируется с чистотой и непорочностью. Разве что аналогия белый – смерть, кость, череп, бескровие:

С его дрожащих, побелевших уст
Последние срывались содроганья. (Рюрик Ивнев. Петроград, 1918)

Советские художники Ю. Северин и В. Чернуха приметой царской России сделали золотой цвет. Врангель у них с золотыми кортиком, крестом, погонами, значком и газырями. Почти как по М. Волошину:

В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей. (Гражданская война, 1919)

Не зная биографий мастеров и названий, ряд чёрно-белых графических произведений, лишённых цветных «подсказок» и символов, можно по-разному трактовать, как, например, ксилографии Соломона Юдовина из серии «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича». Да и не только графические. Лишь по предпочтениям автора и названиям работ Николая Самокиша можно сказать, что речь идёт о красных в картинах «Тачанка» (их использовали и махновцы) и «Красноармеец у ворот».

Создавая образы Гражданской войны, художники используют весь спектр цветов, но привычный глаз реагирует на ставшие маркерами эпохи красные знамёна и звёзды, косынки и штаны… Цветные осколки «окаянных дней» осели в фондах музеев, напоминая о страшных событиях, не обошедших стороною и наш Крым.

Над Чёрным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летело горе и гибель с севера.
(В. Смоленский. Над Чёрным морем, над белым Крымом…, 1957)

Старший научный сотрудник А. Полканова

Красные и белые: за кого сегодня?

В Архангельском краеведческом музее готовится выставка, посвященная военной истории Севера от XII до XX века. Небольшой раздел в ней будет посвящен Гражданской войне на Севере

Считается, что Гражданская война «выдохлась» в 1920 году. Как считает Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории музея, на Севере Гражданская война в действительности закончилась раньше – к новому, 1920 году, когда прекратились боестолкновения.

Таким образом, можно считать, что в конце нынешнего года – столетие окончания боевых действий в Гражданской войне на Севере. Об этом мы и поговорили с Игорем Гостевым.

Объективный взгляд

– Игорь Михайлович, долгое время Гражданской войне в нашей стране давали однозначную оценку. Сейчас что‑то изменилось?

– Изменилось. Вот ждем с нетерпением выхода четырехтомника профессора САФУ Владислава Голдина, посвященного Гражданской войне, где, как я считаю, будет представлен достаточно объективный взгляд на этот период истории нашей страны. До того выходило множество книг и брошюр, но все они имели или субъективный взгляд автора, или публиковались под политический заказ. Труд Владислава Ивановича – первая попытка объективного научного написания истории Гражданской войны.

– Конечно, авторы предыдущих монографий могли ошибаться, чего‑то не знать и где‑то лукавить. Но военные карты тех лет не могут обмануть…

– Военные карты и карты, опубликованные в мемуарах и учебниках до 1929 года и после, – это не то, что две больших разницы, как говорят в Одессе, а десять больших разниц. История Гражданской войны в России переписывалась многократно и трудно, порой невозможно найти преемственность в книгах, изданных, например, в двадцатые годы и сразу после 1931 года. Там даже статистика по численности народа изменилась на порядок, а порой и не на один порядок!

У нас, как, впрочем, и везде, сплошной линии фронта не было. Существовали стратегические направления, где велись боевые действия, а где войск не было, там было местное самоуправление. Боевые действия, которые велись по берегам реки – это Двинской фронт, вдоль железной дороги – Железнодорожный фронт. Карты красных показывают продвижение белых вдоль Двины до Емецка, Березника или Шенкурска, в зависимости от целей повествования, а по железной дороге до станции Обозерской. Карты Белого движения, например, по Ваге – до Усть-Паденьги, а по железной дороге до разъезда 373 версты, что между Плесецкой и Лепшей. А это уже Няндомский район.

Единой карты боевых действий, к примеру, Мезенского района или Пинежья, вообще не существует. В тех местах действовали отдельные мобильные группы бойцов.

– Красных или белых?

– Зеленых. Это мужики, защищавшие свои земли. Это потом их назвали красными или белыми – в зависимости от того, кого они побили и кого в итоге признали. У тех идеология была проста – «бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют».

Жаркое лето 1919‑го

Военачальник Александр Самойло командовал 6‑й армией, действовавшей в составе Северного фронта. Войска под его командованием провели Шенкурскую операцию, вели бои по освобождению железнодорожной линии Вологда – Архангельск, а после вывода английских войск провели операции по овладению городами Архангельск и Онега– Можете назвать самые активные боестолкновения на Севере?

– Самые кровавые весной и летом 1919 года случились на дороге, которая вела от Емецка в сторону станции Плесецкая и соединяла Двинской и Железнодорожный фронты. Сейчас вся эта территория находится под юрисдикцией космодрома. Насколько жестокие бои там были, видно до сих пор по состоянию сохранившихся окопов и мест жестоких боев, где свалены кучи железа и стреляных гильз.

– А археологические раскопки там не велись?

– Нет, это режимная территория.

– Чем же так важен был этот участок фронта?

– Прежде всего тем, что продвижение войск там опережало события, происходившие вдоль железной дороги, что позволяло белым действовать в тылу красных.

Продвижение белых вдоль железной дороги задерживалось у каждого разъезда, где были укрепления, построенные еще в годы Первой мировой войны и которые активно использовались Красной армией. Первоначально важнейшим направлением был Двинской фронт, который напрямую выводил к Котласу, где планировалось соединение с фронтом белых в Поволжье, что привело бы к объединению сил Миллера и Колчака. И контакт, надо сказать, состоялся – встретились передовые отряды разведки. Но Колчак к тому времени уже отдал приказ об отступлении и соединение фронтов не состоялось. Каждый побежал в свою сторону.

В результате главным стало железнодорожное направление, которое вело в центр России и обеспечивало возможное соединение с Северо-Западным фронтом белых, но там белым дальше Гатчины продвинуться не удалось.

– А если бы соединение фронтов состоялось, что бы могло случиться?

– Мы не фантасты, мы историки. Соединение не состоялось. А самостоятельно Северная область продержаться не могла.

– Почему?

– Потому что Лондон прекратил все поставки и отозвал свои части. В сентябре 1919 года иностранные союзники эвакуировались из Архангельска. Белые остались без поддержки, их силы иссякали, закончилось топливо и хлебные запасы. А Красная армия окрепла, получив новое готовое обмундирование с еще царских складов и продовольствие. Это население в те годы могло голодать, а в Красной армии голода не было. В знаменитые буденовки и шинели планировалось переодеть царскую армию в Первую мировую войну. К слову, к дизайну новой военной формы приложил руку художник Васнецов.

Где наши, где враги?..

– И всё закончилось в феврале 1920 года с бегством на ледоколе генерал-губернатора Северного края Миллера?

– Раньше, поскольку морозы зимой 1919–20 годов стояли лютые, все разбрелись по избам. Вообще, окопного сидения как такового в Гражданскую не было – начинали стрелять с утра, к вечеру наступало негласное перемирие. Спать уходили в тыловые деревни, оставляя на ночь редкие дозоры. Но мы с вами говорим про активные боевые действия.

А вот как таковое противостояние в мозгах у людей, как я считаю, продолжается до сих пор. И потому каждый учитель, преподаватель и историк норовит толковать историю Гражданской войны согласно своим убеждениям или «как меня учили». Вообще, к согласию или единой оценке той войны мы так и не пришли.

– Почему, как считаете?

– Потому что это должно быть осуществлено на государственном уровне. А чтобы так сесть за стол и дать правовую оценку событиям столетней давности и последующих событий, того не случилось. Пока. Может, должно пройти еще какое‑то время, когда весь раздор осядет, как муть в воде…

– А может, и не надо нам об этом вообще помнить?

– Как я уже сказал, мы в некотором отношении живем в продолжении Гражданской войны, она сидит у нас внутри. И разбираться с этим рано или поздно придется. А делить Гражданскую войну на свои представления – или благородная белая гвардия, или комиссары в пыльных шлемах – не получится. Надо осознать, наконец, все последствия братоубийственной войны…

Лики гражданской войны в России

Делиться

Редкие фотографии из российского архива запечатлели реальность войны, которая бушевала в России 100 лет назад.

Большевистская революция 1917 года вызвала гражданскую войну, которая длилась более пяти лет и унесла жизни миллионов россиян. известная как Белая Армия, сражающаяся либо за восстановление российской монархии, либо, по крайней мере, за предотвращение коммунистического захвата страны.

Статуя русского царя Александра III в центре Москвы демонтируется летом 1918 года после того, как большевики Владимира Ленина захватили власть в России. Командир Красной Армии Лев Троцкий салютует солдатам под сегодняшним Санкт-Петербургом в 1919 году. Артиллерийский снаряд взрывается рядом с коммунистическими истребителями во время наступления Красной Армии на Казань в 1918 году.

Фотографии в этой галерее, которая включает в себя единственные существующие изображения реальных боевых действий во время войны, взяты с сайта

russiainphoto.ru — сайт, целью которого является создание «единой фотолетописи России» из музеев и частных коллекций.

Иван Калмыков, казак-истребитель, союзник белых во время войны, ведет огонь по вражеским позициям на Дальнем Востоке России. Беженцы садятся в вагон двухэтажного поезда, спасаясь от боевых действий в 1919 году. Большинство из миллионов жертв войны были мирными жителями. Открыточный портрет красноармейца Михаила Аборина. В сообщении говорится: «Привет из Красной Армии!» Андрей Шкуро (сидит) позирует с членами пропагандистской организации Белой армии в 1919.

Андрей Шкуро, старший командующий войсками Белой армии, бежал из России вскоре после того, как был сделан этот снимок. После многих лет изгнания он взялся за оружие как союзник нацистской Германии в надежде избавить Россию от коммунизма.

В 1945 году он был захвачен британскими войсками и передан Советам. Расстрелян в 1947 году.

Медицинское освидетельствование мужчин, призванных в Красную Армию в 1918 году. Новобранцы дают залп в воздух после присяги на верность Красной Армии.

Новые красноармейцы поклялись бы: «…во имя социализма и братства народов не жалеть ни сил своих, ни самой жизни».

Бойцы Красной Армии собираются на обед у костра в 1919 году. Солдаты Белой армии в окопе, 1919 год. Раздача хлеба для красноармейцев под портретами Ленина и Карла Маркса. Французский контрольно-пропускной пункт в Одессе, Украина

Западные союзники пытались помочь Белым силам во время гражданской войны. Первоначально интервенции были предприняты в надежде вернуть Россию в Первую мировую войну на стороне союзников.

Рабочие висят на проходной завода в Одессе в конце 1918 или начало 1919 года. Сообщается, что мужчины были убиты французскими войсками. Корректировщик Красной Армии на Украине в 1919 г. Войска Красной Армии переходят замерзший Финский залив, чтобы атаковать моряков Кронштадта, недалеко от сегодняшнего Санкт-Петербурга, в марте 1921 года.

Нападение произошло после того, как матросы публично выступили против политического курса большевиков. Тысячам моряков удалось бежать в Финляндию во время боя, но более 1000 сдавшихся были казнены большевиками. Это было последнее крупное восстание, с которым большевики столкнулись на российской земле перед установлением полной коммунистической диктатуры.

  • Болезни роста венгерской двухвостой собаки

100 лет со дня окончания Гражданской войны в России, Эллиот Казинс, историк из Манчестера

Гражданская война в России (1917-1922 гг.) началась после захвата власти большевиками большевистской Красной армией и антибольшевистскими белыми армиями. Победа в Гражданской войне ознаменовала подлинную консолидацию революции, которая позволила большевистскому государству творить историю. Однако миллионы людей погибли во время Гражданской войны, от голода, болезней, самой войны и красного террора.

Население России, которое составляло 170,9миллионов в 1913 году, упало до 130,9 миллионов к 1921 году, поскольку страна была окружена постоянными войнами и разрушениями. Угроза, которую он испытал в этот период, имела мрачные последствия в определении политической организации Советского Союза.

Угроза, с которой новый режим столкнулся в Гражданской войне, побудила к радикальному пересмотру экономического планирования, что нашло отражение в политике военного коммунизма (1918-1921). Ленин провел строгую национализацию промышленности с полным запрещением частной торговли. Для рабочих устанавливалась трудовая дисциплина, запрещались забастовки, устанавливались суровые меры наказания за нерадивость, опоздания и прогулы. Возможно, наиболее заметной чертой военного коммунизма была реквизиция зерна, когда солдаты или тайная полиция изымали зерно и другие припасы у крестьян, оставляя им едва ли достаточно средств для жизни.

Кулаки (более богатые крестьяне) подвергались доносам, а иногда и конфисковывались все их запасы. Между государственной властью и крестьянами вспыхнули серьезные конфликты. Революционер Виктор Серж описывал, как «дикие крестьяне вспарывали комиссару живот, набивали его зерном и оставляли на обочине в качестве урока для всех», — так погиб один из его товарищей. Условия стали настолько тяжелыми, что в Тамбовской области длилось год восстания, во время которого 70 000 крестьян столкнулись со 100 000 красноармейцами, которые жестоко подавили восстание.

Основой военного коммунизма был красный террор, интенсивная кампания арестов, заключений и казней. Террор частично был направлен против политических противников, хотя его жертвами были все слои общества, в том числе рабочие и крестьяне всех возрастов. Большевики создали сложную систему исправительно-трудовых лагерей, хотя и не такую ​​упорядоченную, как сталинская система ГУЛАГа, но, безусловно, предшественницу им. По оценкам, было казнено полмиллиона человек. Таким образом, Гражданская война продемонстрировала, что Террор прочно укоренился в советской системе.

В свои 19В «секретной речи», разоблачающей сталинский культ личности, Никита Хрущев утверждал, что «Ленин учил, что применение революционного насилия необходимо при сопротивлении эксплуататорских классов», тем самым представляя красный террор оправданным условиями того времени. Согласны ли вы с Хрущевым или нет, безусловно верно, что Ленин установил готовность режима использовать Террор как инструмент для обеспечения собственного выживания.

С точки зрения культурного и интеллектуального воздействия войны Эль Лисицкий «Бей белых красным клином» (1919) — увлекательное изображение влияния Гражданской войны на советское конструктивистское искусство. На изделии изображен красный треугольник (клин), пронизывающий белый круг, гладкие стенки которого пронизаны острыми концами красных треугольников. Использование цветов и форм здесь символизирует название произведения. Произведение сыграло важную роль в развитии творчества Лисицкого как более ранняя попытка пропагандистского искусства. Работа демонстрирует важность Гражданской войны для социалистического конструктивизма и художественной пропаганды, хотя при Сталине советское искусство переориентировалось на соцреализм.

Пожалуй, самая популярная канонизация Гражданской войны представлена ​​в фильме Бориса Пастернака «

Доктор Живаго » (1957). Роман представляет собой интенсивное романтическое повествование на фоне революции и войны. Пастернак сформулировал, что «война была искусственным перерывом в жизни», и ее разрушительный характер отражен в сюжете романа, поскольку Живаго прерывается в его кампании по признанию в любви к Ларе Антиповой, когда он попадает в плен и вынужден работать медиком. в Белой армии. Пастернак описал «две революции», «революцию личную и революцию общую». Это отражает интенсивные личные переживания этого бурного периода. Однако роман был отвергнут журналом Новый Мир из-за его безоговорочного неприятия социалистического реализма. В конце концов, Пастернак проявлял больше интереса к отдельным людям, чем к благополучию общества, и тонко критиковал советское государство. Книга была запрещена в России и читалась только как самиздат до 1988 года, когда она была окончательно издана под номером Новый мир .

В апреле 2020 года в Севастополе открыли новый памятник «павшим героям» Гражданской войны. В произведении изображена женская фигура, образ России, как матери, призывающей к примирению своих сыновей, представляющей Красную и Белую армию. Этот памятник отражает противоречивый характер советской истории в постсоветскую эпоху. Гражданская война сложна, потому что она может противоречить путинскому представлению об исключительном единстве и силе России. Этот памятник предназначен для того, чтобы люди учились на «трагических событиях» российской истории. С другой стороны, Великая Отечественная война (Вторая мировая война) занимает гораздо большее место в постсоветском дискурсе, поскольку путинский режим может использовать ее для демонстрации важности силы и централизации для российских лидеров. Великая Отечественная война отражает единство и силу России против иностранного гнета и, таким образом, имеет гораздо больший политический капитал в постсоветский период.