Цвета – символы Гражданской войны » Симферопольский художественный музей
К столетию окончания Гражданской войны в Крыму
«БЕЙ БЕЛЫХ, ПОКА НЕ ПОКРАСНЕЮТ,
БЕЙ КРАСНЫХ, ПОКА НЕ ПОБЕЛЕЮТ».
ЦВЕТА – СИМВОЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В ноябре 2020 года исполнится сто лет со дня окончания Гражданской войны в Крыму. Интерес к «Русскому землетрясению», как назвал эту братоубийственную войну генерал А. Деникин, не утихает и сейчас, но особенно популярна данная тема была во времена Советского Союза. При создании «героической поэмы о великой эпохе» использовали легко узнаваемые устоявшиеся символы и образы, что было важным инструментом влияния на общественное сознание, одним из самых действенных и простых способов обозначить время и события.
Одна из самых древних – символика цвета. Издавна у разных народов для определения добра и зла использовали цвета или их контрасты. Вспомним пословицы: Говорит бело, а делает чёрно (русская), Чёрная земля родит белый хлеб (крымскокараимская), Чем нива чернее, тем хлеб белее (украинская) и др. Символика цвета понятна и эффектна. В Гражданскую войну цвет фигурировал даже в названии главных противостоящих сил – Красной армии и Белого движения. Обыгрывал такую ситуацию лозунг батьки Н. Махно: «Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют». Кроме них, на военной арене действовали ещё и «зелёные», но значимым в творениях о гражданской зелёный не стал. Может, потому что и так было много зелёного в одежде воюющих сторон. А может, потому что зелёный – цвет весны и надежды и плохо сочетается с войной.
Ещё не сорваны погоны
И не расстреляны полки.
Ещё не красным, а зелёным
Восходит поле у реки.
(З. Ященко. Генералы Гражданской войны)
Красно-белая палитра отразилась в поэтических произведениях и тех лет, и более поздних. Н. Асеев в «Марше Будённого» (1923) «всегда хранит обоймы для белых черепов». И. Савин сетует, что «была белою вера, но краснеет песок», С. Бехтеев (Офицер, 1942) упоминает красную разбойничью личину.
Добавлю к этой палитре чёрный, традиционно обозначающий тёмные силы и всё нехорошее. Г. Гончаренко (Ю. Галич) в стихотворении «Встаёт над Россией кровавый рассвет…» (1938/39) называет революционные силы чёрно-красными птицами, а в «Чапаевской походной» 1930-х годов поётся:
На седых уральских кручах
Вороны кричат.
По Заволжью чёрной тучей
Стелется Колчак.
Шаг за шагом наступая/вар-т: Чёрной кровью путь отмечен
До БелОй реки,
На Уфу ведёт Чапаев
Красные полки. (А. Сурков)
Далее упоминаются белый волк (по степи рыщет), чёрный адмирал и красная звезда.
М. Цветаева тоже использует цветовую гамму:
…Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твоё – в песок. (цикл «Дон», 1918)
М. Волошин в 1920 в стихотворении «Бойня» о красном терроре в Феодосии «сгущает краски», добавляя к белому, красному и чёрному (девушки в белых повязках, чёрные улицы, чёрное точило, зачервленелый терновник) жёлтую плоть.
Красный прочно ассоциируется как с кровью, так и с праздником. Яркий и эмоциональный, он фигурирует везде: красное знамя, звёзды, шарфики, ленты на папахах, лозунги, «разговоры» на шинелях, банты, лампасы на галифе, красная гвоздика, темляк, галстук В. Ленина…
В Симферопольском художественном музее с Гражданской войной связаны произведения советских художников. «Наши» в них – красные, а враги – белые. Во многих работах красный фигурирует в униформе красноармейцев. Действительно, какое-то время они выделялись либо красным бантом на груди и/или головном уборе, либо повязками красного цвета, либо пришитыми красными лентами на головном уборе.
Введённая официально в 1919 году форма предусматривала определённые цвета «разговоров» и других элементов, которые должны были соответствовать звезде на будённовке: оранжевый, малиновый, голубой и т. д., но не красный. Казалось бы, что использование художниками красного в обмундировании военных Рабоче-крестьянской армии – лишь художественный приём. Тем более, что приказом реввоенсовета оговаривалось, что в походе нашивки, хлястики и планки цветные должны заменяться на детали цветов обмундирования. Но это не выполнялось, а для отличительных элементов использовали ткани любых оттенков красного.
Владимир Путейко (Красная гвоздика, 1967) рисует галифе солдата оранжевым, клапаны и звезду алым. Возможно ли это было в действительности? Вероятно, да. Ведь знаменитые «красные штаны», которыми награждали красноармейцев, бывали малинового цвета и других отдалённо напоминающих красный цветов и оттенков, в зависимости от того, какая ткань, или остатки формы подразделений царской армии удавалось раздобыть.
Современники Гражданской красным не злоупотребляли. Доброволец Первой конной армии Митрофан Греков в своей картине «Пленный белогвардеец» «нашего» обозначил красным шарфом. Николай Самокиш на полотне «Преследование врангелевцев в Крыму» красным пишет звёзды и петлицы красноармейцев Южного фронта, а ещё погоны и околышки врангелевцев.
Легко узнаваем один из главных символов того времени – Красное знамя. Как знак революции и борьбы он не нов – был распространён ещё во времена Великой французской революции. В сочетании с всадником – это отсылка к ещё более давнему духовному опыту русского народа – красный плащ развевается, как флаг у Георгия Победоносца. Встречаются его изображения и с красным флажком на пике.
Для усиления впечатления Иван Селиванов выделил красным ленту на папахе и лозунг «Вся власть советам!» при чёрно-белой гамме на одноимённой линогравюре.
Борис Малуев в иллюстрации известной песни «Орлёнок» разместил на красном фоне тёмных человека и коня.
Орлёнок, орлёнок – могучая птица,
К востоку стреми свой полёт,
Взлети над Москвою, над красной столицей,
Где Ленин любимый живёт! (В. Шведов, 1936)
Конечно, в «белогвардейских вариантах» песни красного цвета нет.
Красного и его оттенков иногда так много, что он становится чуть ли не главным в художественных произведениях.
При карикатурном изображении белогвардейцев господствуют чёрный и белый. Негативное отношение к персонажам Юрий Северин и Валентин Чернуха Выражают, рисуя тёмными, чёрными тонами гетмана Скоропадского, его соратников, Врангеля (1958). Ну, а каким ещё? Ведь в песне поётся:
Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон. (П. Григорьев, 1920)
Сравните с «цветными» строками из поэмы «Хорошо» В. Маяковского (1927):
…Глядя
на ноги,
шагом
резким
шел
Врангель
в чёрной черкеске.
…
И над белым тленом,
как от пули падающий,
на оба
колена
упал главнокомандующий.
На линогравюре «Их освободители» из серии «Гражданская война на Украине» приметы «врагов» подчёркнуто-белые: каски, лицо гимназиста, платье и рубашка буржуев. Но использование белого цвета в отрицательном плане затруднительно, так как он ассоциируется с чистотой и непорочностью. Разве что аналогия белый – смерть, кость, череп, бескровие:
С его дрожащих, побелевших уст
Последние срывались содроганья. (Рюрик Ивнев. Петроград, 1918)
Советские художники Ю. Северин и В. Чернуха приметой царской России сделали золотой цвет. Врангель у них с золотыми кортиком, крестом, погонами, значком и газырями. Почти как по М. Волошину:
В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей. (Гражданская война, 1919)
Не зная биографий мастеров и названий, ряд чёрно-белых графических произведений, лишённых цветных «подсказок» и символов, можно по-разному трактовать, как, например, ксилографии Соломона Юдовина из серии «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича». Да и не только графические. Лишь по предпочтениям автора и названиям работ Николая Самокиша можно сказать, что речь идёт о красных в картинах «Тачанка» (их использовали и махновцы) и «Красноармеец у ворот».
Создавая образы Гражданской войны, художники используют весь спектр цветов, но привычный глаз реагирует на ставшие маркерами эпохи красные знамёна и звёзды, косынки и штаны… Цветные осколки «окаянных дней» осели в фондах музеев, напоминая о страшных событиях, не обошедших стороною и наш Крым.
Над Чёрным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летело горе и гибель с севера.
(В. Смоленский. Над Чёрным морем, над белым Крымом…, 1957)
Старший научный сотрудник А. Полканова
Красные и белые: за кого сегодня?
В Архангельском краеведческом музее готовится выставка, посвященная военной истории Севера от XII до XX века. Небольшой раздел в ней будет посвящен Гражданской войне на Севере
Считается, что Гражданская война «выдохлась» в 1920 году. Как считает Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории музея, на Севере Гражданская война в действительности закончилась раньше – к новому, 1920 году, когда прекратились боестолкновения.
Таким образом, можно считать, что в конце нынешнего года – столетие окончания боевых действий в Гражданской войне на Севере. Об этом мы и поговорили с Игорем Гостевым.
Объективный взгляд
– Игорь Михайлович, долгое время Гражданской войне в нашей стране давали однозначную оценку. Сейчас что‑то изменилось?
– Изменилось. Вот ждем с нетерпением выхода четырехтомника профессора САФУ Владислава Голдина, посвященного Гражданской войне, где, как я считаю, будет представлен достаточно объективный взгляд на этот период истории нашей страны. До того выходило множество книг и брошюр, но все они имели или субъективный взгляд автора, или публиковались под политический заказ. Труд Владислава Ивановича – первая попытка объективного научного написания истории Гражданской войны.
– Конечно, авторы предыдущих монографий могли ошибаться, чего‑то не знать и где‑то лукавить. Но военные карты тех лет не могут обмануть…
– Военные карты и карты, опубликованные в мемуарах и учебниках до 1929 года и после, – это не то, что две больших разницы, как говорят в Одессе, а десять больших разниц. История Гражданской войны в России переписывалась многократно и трудно, порой невозможно найти преемственность в книгах, изданных, например, в двадцатые годы и сразу после 1931 года. Там даже статистика по численности народа изменилась на порядок, а порой и не на один порядок!
У нас, как, впрочем, и везде, сплошной линии фронта не было. Существовали стратегические направления, где велись боевые действия, а где войск не было, там было местное самоуправление. Боевые действия, которые велись по берегам реки – это Двинской фронт, вдоль железной дороги – Железнодорожный фронт. Карты красных показывают продвижение белых вдоль Двины до Емецка, Березника или Шенкурска, в зависимости от целей повествования, а по железной дороге до станции Обозерской. Карты Белого движения, например, по Ваге – до Усть-Паденьги, а по железной дороге до разъезда 373 версты, что между Плесецкой и Лепшей. А это уже Няндомский район.
Единой карты боевых действий, к примеру, Мезенского района или Пинежья, вообще не существует. В тех местах действовали отдельные мобильные группы бойцов.
– Красных или белых?
– Зеленых. Это мужики, защищавшие свои земли. Это потом их назвали красными или белыми – в зависимости от того, кого они побили и кого в итоге признали. У тех идеология была проста – «бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют».
Жаркое лето 1919‑го
Военачальник Александр Самойло командовал 6‑й армией, действовавшей в составе Северного фронта. Войска под его командованием провели Шенкурскую операцию, вели бои по освобождению железнодорожной линии Вологда – Архангельск, а после вывода английских войск провели операции по овладению городами Архангельск и Онега– Можете назвать самые активные боестолкновения на Севере?
– Самые кровавые весной и летом 1919 года случились на дороге, которая вела от Емецка в сторону станции Плесецкая и соединяла Двинской и Железнодорожный фронты. Сейчас вся эта территория находится под юрисдикцией космодрома. Насколько жестокие бои там были, видно до сих пор по состоянию сохранившихся окопов и мест жестоких боев, где свалены кучи железа и стреляных гильз.
– А археологические раскопки там не велись?
– Нет, это режимная территория.
– Чем же так важен был этот участок фронта?
– Прежде всего тем, что продвижение войск там опережало события, происходившие вдоль железной дороги, что позволяло белым действовать в тылу красных.
В результате главным стало железнодорожное направление, которое вело в центр России и обеспечивало возможное соединение с Северо-Западным фронтом белых, но там белым дальше Гатчины продвинуться не удалось.
– А если бы соединение фронтов состоялось, что бы могло случиться?
– Мы не фантасты, мы историки. Соединение не состоялось. А самостоятельно Северная область продержаться не могла.
– Почему?
– Потому что Лондон прекратил все поставки и отозвал свои части. В сентябре 1919 года иностранные союзники эвакуировались из Архангельска. Белые остались без поддержки, их силы иссякали, закончилось топливо и хлебные запасы. А Красная армия окрепла, получив новое готовое обмундирование с еще царских складов и продовольствие. Это население в те годы могло голодать, а в Красной армии голода не было. В знаменитые буденовки и шинели планировалось переодеть царскую армию в Первую мировую войну. К слову, к дизайну новой военной формы приложил руку художник Васнецов.
Где наши, где враги?..
– И всё закончилось в феврале 1920 года с бегством на ледоколе генерал-губернатора Северного края Миллера?
– Раньше, поскольку морозы зимой 1919–20 годов стояли лютые, все разбрелись по избам. Вообще, окопного сидения как такового в Гражданскую не было – начинали стрелять с утра, к вечеру наступало негласное перемирие. Спать уходили в тыловые деревни, оставляя на ночь редкие дозоры. Но мы с вами говорим про активные боевые действия.
А вот как таковое противостояние в мозгах у людей, как я считаю, продолжается до сих пор. И потому каждый учитель, преподаватель и историк норовит толковать историю Гражданской войны согласно своим убеждениям или «как меня учили». Вообще, к согласию или единой оценке той войны мы так и не пришли.
– Почему, как считаете?
– Потому что это должно быть осуществлено на государственном уровне. А чтобы так сесть за стол и дать правовую оценку событиям столетней давности и последующих событий, того не случилось. Пока. Может, должно пройти еще какое‑то время, когда весь раздор осядет, как муть в воде…
– А может, и не надо нам об этом вообще помнить?
– Как я уже сказал, мы в некотором отношении живем в продолжении Гражданской войны, она сидит у нас внутри. И разбираться с этим рано или поздно придется. А делить Гражданскую войну на свои представления – или благородная белая гвардия, или комиссары в пыльных шлемах – не получится. Надо осознать, наконец, все последствия братоубийственной войны…
Лики гражданской войны в России
ДелитьсяБольшевистская революция 1917 года вызвала гражданскую войну, которая длилась более пяти лет и унесла жизни миллионов россиян. известная как Белая Армия, сражающаяся либо за восстановление российской монархии, либо, по крайней мере, за предотвращение коммунистического захвата страны.
Статуя русского царя Александра III в центре Москвы демонтируется летом 1918 года после того, как большевики Владимира Ленина захватили власть в России. Командир Красной Армии Лев Троцкий салютует солдатам под сегодняшним Санкт-Петербургом в 1919 году. Артиллерийский снаряд взрывается рядом с коммунистическими истребителями во время наступления Красной Армии на Казань в 1918 году.Фотографии в этой галерее, которая включает в себя единственные существующие изображения реальных боевых действий во время войны, взяты с сайта russiainphoto.ru — сайт, целью которого является создание «единой фотолетописи России» из музеев и частных коллекций.
Иван Калмыков, казак-истребитель, союзник белых во время войны, ведет огонь по вражеским позициям на Дальнем Востоке России. Беженцы садятся в вагон двухэтажного поезда, спасаясь от боевых действий в 1919 году. Большинство из миллионов жертв войны были мирными жителями. Открыточный портрет красноармейца Михаила Аборина. В сообщении говорится: «Привет из Красной Армии!» Андрей Шкуро (сидит) позирует с членами пропагандистской организации Белой армии в 1919.Андрей Шкуро, старший командующий войсками Белой армии, бежал из России вскоре после того, как был сделан этот снимок. После многих лет изгнания он взялся за оружие как союзник нацистской Германии в надежде избавить Россию от коммунизма.
Новые красноармейцы поклялись бы: «…во имя социализма и братства народов не жалеть ни сил своих, ни самой жизни».
Бойцы Красной Армии собираются на обед у костра в 1919 году. Солдаты Белой армии в окопе, 1919 год. Раздача хлеба для красноармейцев под портретами Ленина и Карла Маркса. Французский контрольно-пропускной пункт в Одессе, УкраинаЗападные союзники пытались помочь Белым силам во время гражданской войны. Первоначально интервенции были предприняты в надежде вернуть Россию в Первую мировую войну на стороне союзников.
Рабочие висят на проходной завода в Одессе в конце 1918 или начало 1919 года. Сообщается, что мужчины были убиты французскими войсками. Корректировщик Красной Армии на Украине в 1919 г. Войска Красной Армии переходят замерзший Финский залив, чтобы атаковать моряков Кронштадта, недалеко от сегодняшнего Санкт-Петербурга, в марте 1921 года.Нападение произошло после того, как матросы публично выступили против политического курса большевиков. Тысячам моряков удалось бежать в Финляндию во время боя, но более 1000 сдавшихся были казнены большевиками. Это было последнее крупное восстание, с которым большевики столкнулись на российской земле перед установлением полной коммунистической диктатуры.
Болезни роста венгерской двухвостой собаки
100 лет со дня окончания Гражданской войны в России, Эллиот Казинс, историк из Манчестера
Гражданская война в России (1917-1922 гг.) началась после захвата власти большевиками большевистской Красной армией и антибольшевистскими белыми армиями. Победа в Гражданской войне ознаменовала подлинную консолидацию революции, которая позволила большевистскому государству творить историю. Однако миллионы людей погибли во время Гражданской войны, от голода, болезней, самой войны и красного террора.
Угроза, с которой новый режим столкнулся в Гражданской войне, побудила к радикальному пересмотру экономического планирования, что нашло отражение в политике военного коммунизма (1918-1921). Ленин провел строгую национализацию промышленности с полным запрещением частной торговли. Для рабочих устанавливалась трудовая дисциплина, запрещались забастовки, устанавливались суровые меры наказания за нерадивость, опоздания и прогулы. Возможно, наиболее заметной чертой военного коммунизма была реквизиция зерна, когда солдаты или тайная полиция изымали зерно и другие припасы у крестьян, оставляя им едва ли достаточно средств для жизни. Кулаки (более богатые крестьяне) подвергались доносам, а иногда и конфисковывались все их запасы. Между государственной властью и крестьянами вспыхнули серьезные конфликты. Революционер Виктор Серж описывал, как «дикие крестьяне вспарывали комиссару живот, набивали его зерном и оставляли на обочине в качестве урока для всех», — так погиб один из его товарищей. Условия стали настолько тяжелыми, что в Тамбовской области длилось год восстания, во время которого 70 000 крестьян столкнулись со 100 000 красноармейцами, которые жестоко подавили восстание.
Основой военного коммунизма был красный террор, интенсивная кампания арестов, заключений и казней. Террор частично был направлен против политических противников, хотя его жертвами были все слои общества, в том числе рабочие и крестьяне всех возрастов. Большевики создали сложную систему исправительно-трудовых лагерей, хотя и не такую упорядоченную, как сталинская система ГУЛАГа, но, безусловно, предшественницу им. По оценкам, было казнено полмиллиона человек. Таким образом, Гражданская война продемонстрировала, что Террор прочно укоренился в советской системе.
С точки зрения культурного и интеллектуального воздействия войны Эль Лисицкий «Бей белых красным клином» (1919) — увлекательное изображение влияния Гражданской войны на советское конструктивистское искусство. На изделии изображен красный треугольник (клин), пронизывающий белый круг, гладкие стенки которого пронизаны острыми концами красных треугольников. Использование цветов и форм здесь символизирует название произведения. Произведение сыграло важную роль в развитии творчества Лисицкого как более ранняя попытка пропагандистского искусства. Работа демонстрирует важность Гражданской войны для социалистического конструктивизма и художественной пропаганды, хотя при Сталине советское искусство переориентировалось на соцреализм.
Пожалуй, самая популярная канонизация Гражданской войны представлена в фильме Бориса Пастернака «
В апреле 2020 года в Севастополе открыли новый памятник «павшим героям» Гражданской войны. В произведении изображена женская фигура, образ России, как матери, призывающей к примирению своих сыновей, представляющей Красную и Белую армию. Этот памятник отражает противоречивый характер советской истории в постсоветскую эпоху. Гражданская война сложна, потому что она может противоречить путинскому представлению об исключительном единстве и силе России. Этот памятник предназначен для того, чтобы люди учились на «трагических событиях» российской истории. С другой стороны, Великая Отечественная война (Вторая мировая война) занимает гораздо большее место в постсоветском дискурсе, поскольку путинский режим может использовать ее для демонстрации важности силы и централизации для российских лидеров. Великая Отечественная война отражает единство и силу России против иностранного гнета и, таким образом, имеет гораздо больший политический капитал в постсоветский период.