Содержание

Какие новые спутники создаются в России

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

23.03.2023 / 08:49

текст:

Наталия Ячменникова

#Просто космос

В России развернуты работы по созданию малых космических аппаратов дистанционного зондирования в рамках федерального проекта «Сфера». Так, в их числе «Пиксель-ВР» с пространственным разрешением 0,5 м. Головной разработчик космической системы со спутниками «Пиксель-ВР» — холдинг «Российские космические системы», разработчик и изготовитель аппарата — НПО имени С.А. Лавочкина (входят в Роскосмос). Первый такой аппарат планируется сделать к 2025 году. Об этом специалисты рассказали с трибуны всероссийского совещания по ДЗЗ, которое проводит «Роскосмос».

Кроме того, готовится к запуску в 2023 году первый радиолокационный космический аппарат ДЗЗ «Кондор-ФКА». Он сможет проводить всепогодный и круглосуточный мониторинг Земли, в том числе Арктического региона. Выведение на орбиту второго спутника намечается в 2024 году, еще двух — к 2029-2030 годах. Если говорить о космических аппаратах этой серии, то сейчас ведется разработка конструкторской документации по «Кондору-ФКА-М» с улучшенными характеристиками. Его запуск намечается после 2030 года.

В этом году также ожидается отправка на работу в космос еще нескольких «новичков». Среди них — первый радиолокационный спутник ДЗЗ «Обзор-Р». Его изготовление завершается. Намечается запуск «Ресурса-П» № 4, в следующем — «Ресурс-П» № 5. Дальнейшее развитие этих спутников высокодетальной съемки связано с разработкой спутника «Ресурс-ПМ» с улучшенными характеристиками.

А вот в будущем году планируется запуск двух малых спутников «Аист-2Т» для стереоскопического наблюдения Земли. В планах Госкорпорации «Роскосмос» с 2024 года начать создание четырех космических аппаратов ДЗЗ «Канопус-В-О» с инфракрасными сканерами.

В 2025 году специалисты планируют вывести на орбиту геостационарный гидрометеоспутник «Электро-Л» № 5. Затем на смену «Электро-Л» придет аппарат «Электро-М» — с улучшенным разрешением и увеличенным числом спектральных каналов. Запуск первого спутника «Электро-М» ожидается после 2030 года.

Кстати, в 2023 году планируется запуск высокоэллиптического гидрометеорологического спутника «Арктика-М» № 2. А до 2030 года — еще четырех таких аппаратов. Как ранее сообщалось, это позволит вдвое сократить периодичность съемки полярной области, детализировать сверхкраткосрочные прогнозы погоды, повысить оперативность обнаружения и мониторинга опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе. Есть еще важный момент: четыре космических аппарата дадут возможность делать одновременную съемку Земли с двух ракурсов — с западного и восточного витков орбиты. А это в разы увеличение точности.

Важно, что космическая система «Арктика-М» предназначена не только для мониторинга гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановки высоких широт, а также для работы международной спутниковой поисково-спасательной системы «КОСПАС-САРСАТ», сообщает «Роскосмос». На смену «Арктике-М» придет спутник «Арктика-МП» с улучшенными характеристикам, который по составу целевой аппаратуры будет унифицирован с «Электро-М».

Также в ближайшие годы намечаются запуски четырех низкоорбитальных гидрометеорологических космических аппаратов «Метеор-М». В будущем они начнут заменяться на спутники «Метеор-МП»: по составу целевой аппаратуры они будут унифицированы с перспективным океанографическим спутником «Океан». Последний будет оснащен радиолокатором обзорного наблюдения для оценки ледового покрова.

В 2023 году намечается начать изготовление российско-белорусского космического аппарата для высокодетальной съемки Земли с пространственным разрешением 0,35 м. Уже завершено эскизное проектирование. Запуск ожидается в 2028 году. В дальнейшем на его основе намечается создать совместную группировку высокодетальной съемки.

Для мониторинга космической погоды ожидается выведение на орбиту четырех спутников «Ионосфера-М». Планируется создание космического аппарата «Зонд-М» для наблюдения Солнца.

Поделиться

Проекты создания студенческих спутников | МКЦ

Проекты создания студенческих спутников


В последние годы технологии создания студенческих спутников набирают обороты по всему миру. Все началось в 2000 году, когда студенты Стэнфордского университета запустили созданный ими малоразмерный спутник. Вдохновившись этим опытом, «эстафету» переняли вузы и других стран. Ведь студенческие спутники — это возможность получения практических навыков инженерных профессий на ранних стадиях обучения.

Первый спутник МГТУ им. Н. Э. Баумана — «Бауманец» — был создан в 2003–2006 гг. под патронажем Федерального космического агентства с привлечением специалистов из космической промышленности. Научно-образовательная программа малоразмерных космических аппаратов изначально нацелена на совершенствование подготовки высококвалифицированных специалистов для космической промышленности.  Спутник создавали смешанные целевые коллективы, состоящие из студентов и профессионалов. Уникальность проекта состоит в создании особой образовательной среды для студентов, позволяющей получить практические навыки и профессиональные знания на всех стадиях жизненного цикла изделия ракетно-космической техники. Вся полезная нагрузка для  микроспутника «Бауманец» была разработана и создана студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана. Фактически, была создана научная лаборатория для проведения научно-образовательных экспериментов. Масса космического аппарата — 85,5 кг. Спутник «Бауманец» выводился на орбиту на ракете-носителе «Днепр» 28 июля 2006 года, но в связи с аварийным запуском ракеты-носителя космический аппарат был потерян.

«Бауманец»

В течение 2013–2016 гг. студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана спроектировали и создали на промышленной базе  микроспутник «Бауманец-2», запуск которого был осуществлен 28 ноября 2017 года с космодрома «Восточный» на ракете-носителе «Союз». Однако, из-за неполадок разгонного блока космический аппарат не был выведен на расчетную орбиту.  За время работы в проекте приняли участие более 50 студентов. Большая часть приборов для проведения запланированных экспериментов создана в лабораториях научно-исследовательских центров Университета.

 На базе МКЦ студенты разрабатывают также  нано- и пикоспутники  весом до 10 и 1 кг соответственно. Эти сверхмалые космические аппараты с серьезными функциями могут превзойти по некоторым параметрам большие космические аппараты.

Примером такого проекта является разработка пикоспутника «Парус-МГТУ». Этот  проект реализуется  в рамках программы «Выполнение долгосрочных космических экспериментов на борту Международной космической станции». Базовым предприятием является ОАО «РКК «Энергия» Космический аппарат «Парус — МГТУ» оснащен двумя ленточными парусами, которые должны развернуться в космосе, чтобы под давлением солнечного ветра аппарат смог улететь в дальний космос без дополнительной энергии двигателя. Такие спутники — редкость из-за сложного механизма развертывания.

 

 Более подробная информация о проекте КА «Парус-МГТУ» представлена на сайте: https://bsail.ru/?page_id=343

SpaceLogistics — Northrop Grumman

Этот веб-сайт лучше всего просматривать в таких браузерах, как: Edge, Firefox, Chrome или Safari. Мы рекомендуем вам использовать один из этих браузеров для получения наилучших результатов.

Перейти к содержимому

Обслуживание спутников на орбите стало реальностью. Это определение возможного.

Что такое SpaceLogistics?

SpaceLogistics, дочерняя компания, находящаяся в полной собственности Northrop Grumman, обеспечивает совместную космическую логистику и обслуживание спутников на орбите операторам геостационарных спутников, используя свой парк коммерческих транспортных средств для обслуживания — Mission Extension Vehicle, Mission Robotic Vehicle и Mission Extension Pods.

Новаторство на новом космическом рынке

В настоящее время SpaceLogistics предоставляет обслуживание спутников на орбите операторам геостационарных спутников, используя Mission Extension Vehicle (MEV)™, который стыкуется с существующими спутниками клиентов, обеспечивая движение и управление ориентацией, необходимые для расширения их жизни. Это позволяет спутниковым операторам осваивать новые рынки, повышать стоимость активов и защищать свои франшизы.

Наши услуги по продлению жизни

Mission Extension Vehicle

Mission Extension Vehicle-1 (MEV-1), первый в отрасли аппарат продления жизни спутников, завершил свою первую стыковку с клиентским спутником Intelsat IS-901 25 февраля 2020 г. MEV разработан для стыковки с геостационарными спутниками, топливо которых почти исчерпано. После подключения к своему клиентскому спутнику MEV использует собственные двигатели и запас топлива, чтобы продлить срок службы спутника. Когда заказчику больше не нужны услуги MEV, космический корабль отстыкуется и перейдет к следующему клиентскому спутнику. Второй корабль расширения миссии (MEV-2) был запущен 15 августа 2020 года со спутником Galaxy 30, построенным Northrop Grumman. МЭВ-2 состыковался со спутником Intelsat IS-1002 12 апреля 2021 г.

Миссионерский роботизированный аппарат

MRV — это космический аппарат нового поколения SpaceLogistics для обслуживания на орбите. Планируемый к запуску в 2024 году MRV использует унаследованную систему Rendezvous Proximity Operations and Docking (RPOD) MEV, но включает в себя полезную нагрузку робота-манипулятора, разработанного и интегрированного Исследовательской лабораторией ВМС США и предоставленного Агентством перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США. вместо стыковочной системы MEV. Сложная робототехника MRV расширит преимущества, которые MEV в настоящее время предлагает нашим клиентам, включая детальную роботизированную инспекцию, аугментацию, перемещение, ремонт, активное удаление мусора и стыковку с нестандартными клиентскими интерфейсами космического корабля.

 В видео ниже система Flight Robotic Arm System 1 (RAS-1) выполняет упражнение под названием «Перчатка», в котором рука перемещается в серии поз, в которых задействованы все семь степеней свободы. РАС-1 завершил интеграцию и сейчас готовится к термовакуумным испытаниям на уровне блока.

Блоки расширения миссии

Наша система следующего поколения, блоки расширения миссии, представляет собой меньшую и менее дорогую услугу продления срока службы, которая выполняет только управление орбитой. Новые блоки дополняют двигательную установку стареющих спутников и продлевают срок службы на шесть лет. Роботизированный автомобиль Mission будет использоваться для установки этих модулей на существующие на орбите коммерческие и правительственные спутники.

Испытания роботизированного манипулятора MRV № 1 Комплексная траектория «Gauntlet»

MRV И MEP

Будущие возможности

Наше видение заключается в создании парк коммерческих транспортных средств в GEO, которые могут удовлетворить большинство любая потребность в обслуживании. Northrop Grumman продолжает вкладывать значительные средства в обслуживание на орбите и тесно сотрудничает с правительственными учреждениями США для разработки технологий космической логистики следующего поколения. Эти технологии включают в себя робототехнику и мощные солнечные электродвигатели, чтобы обеспечить будущие услуги, основанные на нашем простом подходе к продлению срока службы спутников. Ожидается, что эти будущие услуги будут включать: 9И роботизированная сборка космических конструкций на орбите

Мы поддерживаем стандартные для отрасли архитектуры, чтобы максимизировать количество космических аппаратов, которые можно обслуживать в будущем.

См. инфографику

Программа роботизированного обслуживания геосинхронных спутников

Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) выбрало SpaceLogistics в качестве коммерческого партнера для программы агентства по роботизированному обслуживанию геосинхронных спутников (RSGS). Инновационная миссия будет включать в себя первый в истории коммерческий роботизированный космический аппарат для обслуживания и расширит рынок спутникового обслуживания как коммерческих, так и правительственных спутников с помощью передовых технологий робототехники. Расширенные возможности включают в себя ремонт на орбите, модернизацию, сборку, детальную проверку и перемещение клиентских спутников.

Подробнее

SpaceLogistics объявляет о соглашении о запуске со SpaceX и о контракте с Optus на первую капсулу расширения миссии. Корабль-1 назван спутниковой технологией …

Узнать больше

Northrop Grumman и Intelsat вошли в историю со стыковкой второго корабля-расширителя миссии для продления срока службы спутника

Успешная стыковка прокладывает путь к будущим услугам на орбите и продлению жизни с помощью робототехники

Подробнее

MEV-1 получает награду журнала Popular Science «Лучшее из новинок» и спутник Galaxy 30 начинают подготовку к запуску во Французской Гвиане

Подробнее

Транспортное средство расширения миссии: вдохнем жизнь в орбитальные спутники

Подробнее

Дочерняя компания Northrop Grumman, SpaceLogistics, выбрана DARPA в качестве коммерческого партнера для миссии по обслуживанию роботов

Узнать большеСвязаться с нами

Пластиковые материалы для космических кораблей и спутников

Пластиковые материалы для использования в космических аппаратах, спутниках и приборах космических аппаратов

Космические ракеты-носители, спутники и приборы для космических кораблей — все это часть быстрорастущей индустрии космических технологий. Пластмассы чрезвычайно важны для космических кораблей, в первую очередь из-за экономии веса, которую можно достичь с помощью этих материалов.

Термопласты и термопластичные композиты используются для широкого спектра применений космических аппаратов, включая подшипники, центрирующие кольца оптических линз, компоненты клапанов и регуляторов, электрические изоляторы, обтекатели и компоненты магнитометров.

При выборе пластика для космических кораблей учитывается ряд соображений, характерных только для космической среды. Конструктивные соображения включают устойчивость к атомарному кислороду и радиации, воспламеняемость, включая совместимость с жидким кислородом (LOX) и газообразным кислородом (GOX), а также характеристики дегазации, трения и износа в условиях вакуума. Также важно учитывать поведение пластмасс при экстремальных температурах, связанных с запуском и при работе в космосе.

Curbell Plastics поставляет ряд высокоэффективных полимеров, включая Ultem®, PCTFE, PTFE и полиимид DuPont™ Vespel®, которые часто выбирают разработчики космических аппаратов.

Преимущества пластмасс для сложных космических аппаратов:
  • Низкое выделение газов в вакууме
  • Низкое трение, долгий срок службы и низкий износ сопрягаемых металлических поверхностей в вакууме
  • Хорошие уплотнительные характеристики и стабильный момент срабатывания при использовании в клапанах космических аппаратов
  • Стойкость к растворителям, пропеллентам и другим агрессивным химическим веществам
  • Стойкость к радиации от источников, как внутренних, так и внешних по отношению к космическому аппарату
  • Стойкость к эрозии от атомарного кислорода
  • Способность надежно работать в космической среде в диапазоне температур от -150 °С до 130 °С
  • Способность работать при повышенных температурах при использовании в ракетных двигателях
  • Отличные характеристики воспламеняемости, включая совместимость с LOX (жидкий кислород) и GOX (газообразный кислород)
  • Низкое влагопоглощение перед полетом
  • Превосходная стабильность размеров, включая низкий и постоянный коэффициент теплового расширения
  • Достаточные механические свойства, чтобы выдерживать нагрузки, связанные с запуском
  • Малый вес/высокая удельная прочность и высокий удельный модуль
  • Превосходная усталостная прочность, включая способность выдерживать вибрацию и термоциклирование
  • Низкая диэлектрическая проницаемость и низкий коэффициент рассеяния в широком диапазоне температур и частот при использовании в обтекателях антенн космических аппаратов
  • Высокая диэлектрическая прочность для электрических изоляторов
  • Низкая теплопроводность для теплоизоляторов
  • Характеристики гашения вибрации для чувствительной оптики и электроники

ПЛАСТИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОСМИЧЕСКИХ КАНАЛАХ

ABS

Превосходный ударопрочный недорогой пластик, легко поддающийся механической обработке и термоформовке.

Ацеталь

Высокопрочный, жесткий, инженерный пластик с низким коэффициентом трения и хорошей износостойкостью.

DuPont™ Vespel® Polyimide

Пластик, устойчивый к ползучести при чрезвычайно высоких температурах, с превосходными характеристиками трения и износа.

DuPont™ Vespel® SP-1

DuPont™ Vespel® Polyimide SP-1 не содержит наполнителя и обладает превосходными электрическими и теплоизоляционными свойствами.

DuPont™ Vespel® SP-21

DuPont™ Vespel® Polyimide SP-21 — марка с улучшенным графитом и низким коэффициентом трения.

DuPont™ Vespel® SP-211

DuPont™ Vespel® Polyimide SP-211 имеет более низкий коэффициент трения, чем SP-21 без смазки.

DuPont™ Vespel® SP-3

DuPont™ Vespel® Polyimide SP-3 для уплотнения без смазки и низкого износа в вакууме или сухой среде с низким газовыделением.

ECTFE

Фторполимер с выдающимися механическими свойствами и стабильностью размеров.

ETFE

Пластмасса с превосходной механической прочностью, жесткостью и стойкостью к истиранию.

FEP

Гибкий фторполимер с превосходной химической стойкостью и электрическими свойствами.

Noryl®

Инженерный пластик с исключительной прочностью, жесткостью и электроизоляционными свойствами.

Нейлон

Прочный, жесткий инженерный пластик, часто используемый для замены металлических подшипников и втулок.

PAI

Чрезвычайно прочный, жесткий, стабильный по размерам пластиковый материал, часто используемый в условиях повышенных температур.

PCTFE

Фторполимер с выдающейся размерной стабильностью, механическими свойствами и температурным диапазоном.

PEEK

Прочный, жесткий пластик с превосходной химической стойкостью; работает в широком диапазоне температур.

PFA

Гибкий фторполимер, хорошо работающий при экстремальных температурах и агрессивных химических средах.

Поликарбонат

Прозрачный, прочный и жесткий термопласт с исключительной ударопрочностью.

Полиэфирная пленка

Прозрачный пластик с выдающейся прочностью, стабильностью размеров и химической стойкостью.

PPS

Пластмасса с отличной химической и коррозионной стойкостью при повышенных температурах.

ПТФЭ

Инженерный пластик с низким коэффициентом трения, обладающий исключительной устойчивостью к химическим веществам, высоким температурам и атмосферным воздействиям.

PVDF

Инженерный пластик высокой чистоты с превосходной химической стойкостью, стойкостью к истиранию и огнестойкости.

Ultem®

Высокопрочный пластик с превосходными электрическими характеристиками и свойствами при высоких температурах эксплуатации.

Пластиковые изделия для космических аппаратов:

  • Компоненты антенн, включая подшипники, электрические изоляторы и обтекатели
  • Подшипники и втулки
  • Центрирующие кольца для оптических линз
  • Электрические разъемы
  • Электрические изоляторы
  • Компоненты магнитометра
  • Полимерные запорные элементы для запорных застежек
  • Тарелки
  • Уплотнения
  • Шлицевые муфты
  • Теплоизоляторы
  • Седла клапанов
  • Компоненты клапана, соленоида, привода и регулятора
  • Колеса и ролики

Получить предложение &правая стрелка;

Поддельный товар Dupont™ Vespel® может заземлить ваш продукт и поставить вашу компанию под угрозу
Варианты, соответствующие требованиям по пожаробезопасности, дымообразованию и токсичности

Продолжайте свои исследования

Не уверены, какие материалы лучше всего подходят для ваших нужд?

Наши опытные специалисты по продажам и техническим специалистам готовы помочь вам с выбором материалов.

Спросите эксперта по пластику &правая стрелка;

Какие пластмассы лучше всего работают в вакууме?
Какие пластмассы могут надежно работать при криогенных температурах?
Какие пластики обладают наилучшей стойкостью к эрозии под воздействием атомарного кислорода?
Какие пластики можно использовать для работы при экстремально высоких температурах?
Какие пластмассы обладают лучшими герметизирующими характеристиками при использовании для работы с жидкостями?

Работа с пластмассами

Применение пластмасс

Откройте для себя пластмассы с характеристиками, важными для вашей области применения.

Узнать больше

Условия эксплуатации

Пластмассовые материалы предназначены для работы в самых сложных условиях, включая температуру, химические вещества и многое другое.