Какие новые спутники создаются в России
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
23.03.2023 / 08:49
текст:
Наталия Ячменникова
#Просто космос
В России развернуты работы по созданию малых космических аппаратов дистанционного зондирования в рамках федерального проекта «Сфера». Так, в их числе «Пиксель-ВР» с пространственным разрешением 0,5 м. Головной разработчик космической системы со спутниками «Пиксель-ВР» — холдинг «Российские космические системы», разработчик и изготовитель аппарата — НПО имени С.А. Лавочкина (входят в Роскосмос). Первый такой аппарат планируется сделать к 2025 году. Об этом специалисты рассказали с трибуны всероссийского совещания по ДЗЗ, которое проводит «Роскосмос».
Кроме того, готовится к запуску в 2023 году первый радиолокационный космический аппарат ДЗЗ «Кондор-ФКА». Он сможет проводить всепогодный и круглосуточный мониторинг Земли, в том числе Арктического региона. Выведение на орбиту второго спутника намечается в 2024 году, еще двух — к 2029-2030 годах. Если говорить о космических аппаратах этой серии, то сейчас ведется разработка конструкторской документации по «Кондору-ФКА-М» с улучшенными характеристиками. Его запуск намечается после 2030 года.
В этом году также ожидается отправка на работу в космос еще нескольких «новичков». Среди них — первый радиолокационный спутник ДЗЗ «Обзор-Р». Его изготовление завершается. Намечается запуск «Ресурса-П» № 4, в следующем — «Ресурс-П» № 5. Дальнейшее развитие этих спутников высокодетальной съемки связано с разработкой спутника «Ресурс-ПМ» с улучшенными характеристиками.
А вот в будущем году планируется запуск двух малых спутников «Аист-2Т» для стереоскопического наблюдения Земли. В планах Госкорпорации «Роскосмос» с 2024 года начать создание четырех космических аппаратов ДЗЗ «Канопус-В-О» с инфракрасными сканерами.
В 2025 году специалисты планируют вывести на орбиту геостационарный гидрометеоспутник «Электро-Л» № 5. Затем на смену «Электро-Л» придет аппарат «Электро-М» — с улучшенным разрешением и увеличенным числом спектральных каналов. Запуск первого спутника «Электро-М» ожидается после 2030 года.
Кстати, в 2023 году планируется запуск высокоэллиптического гидрометеорологического спутника «Арктика-М» № 2. А до 2030 года — еще четырех таких аппаратов. Как ранее сообщалось, это позволит вдвое сократить периодичность съемки полярной области, детализировать сверхкраткосрочные прогнозы погоды, повысить оперативность обнаружения и мониторинга опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе. Есть еще важный момент: четыре космических аппарата дадут возможность делать одновременную съемку Земли с двух ракурсов — с западного и восточного витков орбиты. А это в разы увеличение точности.
Важно, что космическая система «Арктика-М» предназначена не только для мониторинга гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановки высоких широт, а также для работы международной спутниковой поисково-спасательной системы «КОСПАС-САРСАТ», сообщает «Роскосмос». На смену «Арктике-М» придет спутник «Арктика-МП» с улучшенными характеристикам, который по составу целевой аппаратуры будет унифицирован с «Электро-М».
Также в ближайшие годы намечаются запуски четырех низкоорбитальных гидрометеорологических космических аппаратов «Метеор-М». В будущем они начнут заменяться на спутники «Метеор-МП»: по составу целевой аппаратуры они будут унифицированы с перспективным океанографическим спутником «Океан». Последний будет оснащен радиолокатором обзорного наблюдения для оценки ледового покрова.
В 2023 году намечается начать изготовление российско-белорусского космического аппарата для высокодетальной съемки Земли с пространственным разрешением 0,35 м. Уже завершено эскизное проектирование. Запуск ожидается в 2028 году. В дальнейшем на его основе намечается создать совместную группировку высокодетальной съемки.
Для мониторинга космической погоды ожидается выведение на орбиту четырех спутников «Ионосфера-М». Планируется создание космического аппарата «Зонд-М» для наблюдения Солнца.
Поделиться
Проекты создания студенческих спутников | МКЦ
Проекты создания студенческих спутников
В последние годы технологии создания студенческих спутников набирают обороты по всему миру. Все началось в 2000 году, когда студенты Стэнфордского университета запустили созданный ими малоразмерный спутник. Вдохновившись этим опытом, «эстафету» переняли вузы и других стран. Ведь студенческие спутники — это возможность получения практических навыков инженерных профессий на ранних стадиях обучения.
Первый спутник МГТУ им. Н. Э. Баумана — «Бауманец» — был создан в 2003–2006 гг. под патронажем Федерального космического агентства с привлечением специалистов из космической промышленности. Научно-образовательная программа малоразмерных космических аппаратов изначально нацелена на совершенствование подготовки высококвалифицированных специалистов для космической промышленности. Спутник создавали смешанные целевые коллективы, состоящие из студентов и профессионалов. Уникальность проекта состоит в создании особой образовательной среды для студентов, позволяющей получить практические навыки и профессиональные знания на всех стадиях жизненного цикла изделия ракетно-космической техники. Вся полезная нагрузка для микроспутника «Бауманец» была разработана и создана студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана. Фактически, была создана научная лаборатория для проведения научно-образовательных экспериментов. Масса космического аппарата — 85,5 кг. Спутник «Бауманец» выводился на орбиту на ракете-носителе «Днепр» 28 июля 2006 года, но в связи с аварийным запуском ракеты-носителя космический аппарат был потерян.
«Бауманец»
В течение 2013–2016 гг. студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана спроектировали и создали на промышленной базе микроспутник «Бауманец-2», запуск которого был осуществлен 28 ноября 2017 года с космодрома «Восточный» на ракете-носителе «Союз». Однако, из-за неполадок разгонного блока космический аппарат не был выведен на расчетную орбиту. За время работы в проекте приняли участие более 50 студентов. Большая часть приборов для проведения запланированных экспериментов создана в лабораториях научно-исследовательских центров Университета.
На базе МКЦ студенты разрабатывают также нано- и пикоспутники весом до 10 и 1 кг соответственно. Эти сверхмалые космические аппараты с серьезными функциями могут превзойти по некоторым параметрам большие космические аппараты.
Примером такого проекта является разработка пикоспутника «Парус-МГТУ». Этот проект реализуется в рамках программы «Выполнение долгосрочных космических экспериментов на борту Международной космической станции». Базовым предприятием является ОАО «РКК «Энергия» Космический аппарат «Парус — МГТУ» оснащен двумя ленточными парусами, которые должны развернуться в космосе, чтобы под давлением солнечного ветра аппарат смог улететь в дальний космос без дополнительной энергии двигателя. Такие спутники — редкость из-за сложного механизма развертывания.
Более подробная информация о проекте КА «Парус-МГТУ» представлена на сайте: https://bsail.ru/?page_id=343
SpaceLogistics — Northrop Grumman
Этот веб-сайт лучше всего просматривать в таких браузерах, как: Edge, Firefox, Chrome или Safari. Мы рекомендуем вам использовать один из этих браузеров для получения наилучших результатов.
Перейти к содержимому
Обслуживание спутников на орбите стало реальностью. Это определение возможного.
Что такое SpaceLogistics?
SpaceLogistics, дочерняя компания, находящаяся в полной собственности Northrop Grumman, обеспечивает совместную космическую логистику и обслуживание спутников на орбите операторам геостационарных спутников, используя свой парк коммерческих транспортных средств для обслуживания — Mission Extension Vehicle, Mission Robotic Vehicle и Mission Extension Pods.
В настоящее время SpaceLogistics предоставляет обслуживание спутников на орбите операторам геостационарных спутников, используя Mission Extension Vehicle (MEV)™, который стыкуется с существующими спутниками клиентов, обеспечивая движение и управление ориентацией, необходимые для расширения их жизни. Это позволяет спутниковым операторам осваивать новые рынки, повышать стоимость активов и защищать свои франшизы.
Наши услуги по продлению жизни
Mission Extension Vehicle
Mission Extension Vehicle-1 (MEV-1), первый в отрасли аппарат продления жизни спутников, завершил свою первую стыковку с клиентским спутником Intelsat IS-901 25 февраля 2020 г. MEV разработан для стыковки с геостационарными спутниками, топливо которых почти исчерпано. После подключения к своему клиентскому спутнику MEV использует собственные двигатели и запас топлива, чтобы продлить срок службы спутника. Когда заказчику больше не нужны услуги MEV, космический корабль отстыкуется и перейдет к следующему клиентскому спутнику. Второй корабль расширения миссии (MEV-2) был запущен 15 августа 2020 года со спутником Galaxy 30, построенным Northrop Grumman. МЭВ-2 состыковался со спутником Intelsat IS-1002 12 апреля 2021 г.
Миссионерский роботизированный аппарат
MRV — это космический аппарат нового поколения SpaceLogistics для обслуживания на орбите. Планируемый к запуску в 2024 году MRV использует унаследованную систему Rendezvous Proximity Operations and Docking (RPOD) MEV, но включает в себя полезную нагрузку робота-манипулятора, разработанного и интегрированного Исследовательской лабораторией ВМС США и предоставленного Агентством перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США. вместо стыковочной системы MEV. Сложная робототехника MRV расширит преимущества, которые MEV в настоящее время предлагает нашим клиентам, включая детальную роботизированную инспекцию, аугментацию, перемещение, ремонт, активное удаление мусора и стыковку с нестандартными клиентскими интерфейсами космического корабля.
В видео ниже система Flight Robotic Arm System 1 (RAS-1) выполняет упражнение под названием «Перчатка», в котором рука перемещается в серии поз, в которых задействованы все семь степеней свободы. РАС-1 завершил интеграцию и сейчас готовится к термовакуумным испытаниям на уровне блока.
Блоки расширения миссии Наша система следующего поколения, блоки расширения миссии, представляет собой меньшую и менее дорогую услугу продления срока службы, которая выполняет только управление орбитой. Новые блоки дополняют двигательную установку стареющих спутников и продлевают срок службы на шесть лет. Роботизированный автомобиль Mission будет использоваться для установки этих модулей на существующие на орбите коммерческие и правительственные спутники.
Испытания роботизированного манипулятора MRV № 1 Комплексная траектория «Gauntlet»
MRV И MEP
Будущие возможности Наше видение заключается в создании парк коммерческих транспортных средств в GEO, которые могут удовлетворить большинство любая потребность в обслуживании. Northrop Grumman продолжает вкладывать значительные средства в обслуживание на орбите и тесно сотрудничает с правительственными учреждениями США для разработки технологий космической логистики следующего поколения. Эти технологии включают в себя робототехнику и мощные солнечные электродвигатели, чтобы обеспечить будущие услуги, основанные на нашем простом подходе к продлению срока службы спутников. Ожидается, что эти будущие услуги будут включать: 9И роботизированная сборка космических конструкций на орбите
Мы поддерживаем стандартные для отрасли архитектуры, чтобы максимизировать количество космических аппаратов, которые можно обслуживать в будущем.
См. инфографику Программа роботизированного обслуживания геосинхронных спутников Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) выбрало SpaceLogistics в качестве коммерческого партнера для программы агентства по роботизированному обслуживанию геосинхронных спутников (RSGS). Инновационная миссия будет включать в себя первый в истории коммерческий роботизированный космический аппарат для обслуживания и расширит рынок спутникового обслуживания как коммерческих, так и правительственных спутников с помощью передовых технологий робототехники. Расширенные возможности включают в себя ремонт на орбите, модернизацию, сборку, детальную проверку и перемещение клиентских спутников.
SpaceLogistics объявляет о соглашении о запуске со SpaceX и о контракте с Optus на первую капсулу расширения миссии. Корабль-1 назван спутниковой технологией …
Узнать большеNorthrop Grumman и Intelsat вошли в историю со стыковкой второго корабля-расширителя миссии для продления срока службы спутника
Успешная стыковка прокладывает путь к будущим услугам на орбите и продлению жизни с помощью робототехники
ПодробнееMEV-1 получает награду журнала Popular Science «Лучшее из новинок» и спутник Galaxy 30 начинают подготовку к запуску во Французской Гвиане
ПодробнееТранспортное средство расширения миссии: вдохнем жизнь в орбитальные спутники
ПодробнееДочерняя компания Northrop Grumman, SpaceLogistics, выбрана DARPA в качестве коммерческого партнера для миссии по обслуживанию роботов
Узнать большеСвязаться с намиПластиковые материалы для космических кораблей и спутников
Пластиковые материалы для использования в космических аппаратах, спутниках и приборах космических аппаратов
Космические ракеты-носители, спутники и приборы для космических кораблей — все это часть быстрорастущей индустрии космических технологий. Пластмассы чрезвычайно важны для космических кораблей, в первую очередь из-за экономии веса, которую можно достичь с помощью этих материалов.
Термопласты и термопластичные композиты используются для широкого спектра применений космических аппаратов, включая подшипники, центрирующие кольца оптических линз, компоненты клапанов и регуляторов, электрические изоляторы, обтекатели и компоненты магнитометров.
При выборе пластика для космических кораблей учитывается ряд соображений, характерных только для космической среды. Конструктивные соображения включают устойчивость к атомарному кислороду и радиации, воспламеняемость, включая совместимость с жидким кислородом (LOX) и газообразным кислородом (GOX), а также характеристики дегазации, трения и износа в условиях вакуума. Также важно учитывать поведение пластмасс при экстремальных температурах, связанных с запуском и при работе в космосе.
Curbell Plastics поставляет ряд высокоэффективных полимеров, включая Ultem®, PCTFE, PTFE и полиимид DuPont™ Vespel®, которые часто выбирают разработчики космических аппаратов.
- Низкое выделение газов в вакууме
- Низкое трение, долгий срок службы и низкий износ сопрягаемых металлических поверхностей в вакууме
- Хорошие уплотнительные характеристики и стабильный момент срабатывания при использовании в клапанах космических аппаратов
- Стойкость к растворителям, пропеллентам и другим агрессивным химическим веществам
- Стойкость к радиации от источников, как внутренних, так и внешних по отношению к космическому аппарату
- Стойкость к эрозии от атомарного кислорода
- Способность надежно работать в космической среде в диапазоне температур от -150 °С до 130 °С
- Способность работать при повышенных температурах при использовании в ракетных двигателях
- Отличные характеристики воспламеняемости, включая совместимость с LOX (жидкий кислород) и GOX (газообразный кислород)
- Низкое влагопоглощение перед полетом
- Превосходная стабильность размеров, включая низкий и постоянный коэффициент теплового расширения
- Достаточные механические свойства, чтобы выдерживать нагрузки, связанные с запуском
- Малый вес/высокая удельная прочность и высокий удельный модуль
- Превосходная усталостная прочность, включая способность выдерживать вибрацию и термоциклирование
- Низкая диэлектрическая проницаемость и низкий коэффициент рассеяния в широком диапазоне температур и частот при использовании в обтекателях антенн космических аппаратов
- Высокая диэлектрическая прочность для электрических изоляторов
- Низкая теплопроводность для теплоизоляторов
- Характеристики гашения вибрации для чувствительной оптики и электроники
ПЛАСТИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОСМИЧЕСКИХ КАНАЛАХ
ABS
Превосходный ударопрочный недорогой пластик, легко поддающийся механической обработке и термоформовке.
Ацеталь
Высокопрочный, жесткий, инженерный пластик с низким коэффициентом трения и хорошей износостойкостью.
DuPont™ Vespel® Polyimide
Пластик, устойчивый к ползучести при чрезвычайно высоких температурах, с превосходными характеристиками трения и износа.
DuPont™ Vespel® SP-1
DuPont™ Vespel® Polyimide SP-1 не содержит наполнителя и обладает превосходными электрическими и теплоизоляционными свойствами.
DuPont™ Vespel® SP-21
DuPont™ Vespel® Polyimide SP-21 — марка с улучшенным графитом и низким коэффициентом трения.
DuPont™ Vespel® SP-211
DuPont™ Vespel® Polyimide SP-211 имеет более низкий коэффициент трения, чем SP-21 без смазки.
DuPont™ Vespel® SP-3
DuPont™ Vespel® Polyimide SP-3 для уплотнения без смазки и низкого износа в вакууме или сухой среде с низким газовыделением.
ECTFE
Фторполимер с выдающимися механическими свойствами и стабильностью размеров.
ETFE
Пластмасса с превосходной механической прочностью, жесткостью и стойкостью к истиранию.
FEP
Гибкий фторполимер с превосходной химической стойкостью и электрическими свойствами.
Noryl®
Нейлон
Прочный, жесткий инженерный пластик, часто используемый для замены металлических подшипников и втулок.
PAI
Чрезвычайно прочный, жесткий, стабильный по размерам пластиковый материал, часто используемый в условиях повышенных температур.
PCTFE
Фторполимер с выдающейся размерной стабильностью, механическими свойствами и температурным диапазоном.
PEEK
Прочный, жесткий пластик с превосходной химической стойкостью; работает в широком диапазоне температур.
PFA
Гибкий фторполимер, хорошо работающий при экстремальных температурах и агрессивных химических средах.
Поликарбонат
Прозрачный, прочный и жесткий термопласт с исключительной ударопрочностью.
Полиэфирная пленка
Прозрачный пластик с выдающейся прочностью, стабильностью размеров и химической стойкостью.
PPS
Пластмасса с отличной химической и коррозионной стойкостью при повышенных температурах.
ПТФЭ
Инженерный пластик с низким коэффициентом трения, обладающий исключительной устойчивостью к химическим веществам, высоким температурам и атмосферным воздействиям.
PVDF
Инженерный пластик высокой чистоты с превосходной химической стойкостью, стойкостью к истиранию и огнестойкости.
Ultem®
Высокопрочный пластик с превосходными электрическими характеристиками и свойствами при высоких температурах эксплуатации.
Пластиковые изделия для космических аппаратов:
- Компоненты антенн, включая подшипники, электрические изоляторы и обтекатели
- Подшипники и втулки
- Центрирующие кольца для оптических линз
- Электрические разъемы
- Электрические изоляторы
- Компоненты магнитометра
- Полимерные запорные элементы для запорных застежек
- Тарелки
- Уплотнения
- Шлицевые муфты
- Теплоизоляторы
- Седла клапанов
- Компоненты клапана, соленоида, привода и регулятора
- Колеса и ролики
Получить предложение &правая стрелка;
Поддельный товар Dupont™ Vespel® может заземлить ваш продукт и поставить вашу компанию под угрозу
Варианты, соответствующие требованиям по пожаробезопасности, дымообразованию и токсичности
Продолжайте свои исследования
Не уверены, какие материалы лучше всего подходят для ваших нужд?
Наши опытные специалисты по продажам и техническим специалистам готовы помочь вам с выбором материалов.
Спросите эксперта по пластику &правая стрелка;
Какие пластмассы лучше всего работают в вакууме?
Какие пластмассы могут надежно работать при криогенных температурах?
Какие пластики обладают наилучшей стойкостью к эрозии под воздействием атомарного кислорода?
Какие пластики можно использовать для работы при экстремально высоких температурах?
Какие пластмассы обладают лучшими герметизирующими характеристиками при использовании для работы с жидкостями?
Работа с пластмассами
Применение пластмасс
Откройте для себя пластмассы с характеристиками, важными для вашей области применения.
Узнать больше
Условия эксплуатации
Пластмассовые материалы предназначены для работы в самых сложных условиях, включая температуру, химические вещества и многое другое.