Проект 11661 — сторожевые корабли типа Гепард, ракетное вооружение СКР, история, описание и ТТХ, модификации корвета

Корабли прибрежной или ближней морской зоны в российском Военно-Морском Флоте на сегодняшний день представлены целой когортой современные боевых судов, располагающих могучими и мощными средствами вооружения. Сторожевики сегодня не только достойно представляют Андреевский флаг на морских просторах в акваториях Черного и Балтийского морей, но и осуществляют огромный объем работы на закрытом морском театре. Сторожевые корабли проект 11661«Татарстан» и «Дагестан» составляют сегодня основу боевой мощи Каспийской военной флотилии, являясь самыми мощными боевыми единицами на Каспии.

Этот тип судов создавался в течение длительного времени и был только в начале нового тысячелетия реализован в металле. Соответственно, новые сторожевики вобрали в себя все лучшее, чем располагало отечественное кораблестроение. СКР, по новой классификации – корвет, проекта 11661 на полном основании могут считаться самыми современными и боеспособными кораблями в отечественном ВМФ.

Концепция создания современных сторожевых кораблей

Класс сторожевых кораблей наибольшее свое развитие получил в Советском Союзе. В отличие от зарубежных аналогов, в СССР сторожевики превратились в полноценные боевые корабли, способные выполнять огромный объем работы. По количеству и разновидности средств вооруженной борьбы, техническому оснащению и мореходности советские сторожевики почти сравнялись с эсминцами. Благодаря своей универсальности, сторожевые корабли считались самыми массовыми судами советского ВМФ, неся боевую службу на всех морских театрах.

Советские кораблестроители сумели достигнуть высокого технологического уровня проектирования и строительства судов этого класса. Что соответственно отразилось на их количестве и на боевых возможностях. Однако наметившаяся в середине 70-х и в начале 80-х годов тенденция к строительству сторожевиков крупных размеров, стремление к гигантомании были пересмотрены. Окончательно было решено начать проектирование сторожевых кораблей в своем традиционном виде. Это должны были быть суда небольшого водоизмещения, обладающей хорошей мореходностью и оснащенные самыми современными средствами вооружения.

Первым шагом в этом направлении стал проект 11611, работы по которому начались еще в 1985 году. Возобладала концепция строительства сторожевиков, специально предназначенных для оперирования в ближней морской зоне на закрытых морских театрах. В качестве базовой точки были выбраны малые противолодочные корабли проекта 1124, которые массово строились в 70-е годы. В этом контексте прослеживается стремление снова создать универсальный корабль, в котором будут сочетаться разнообразные функции. В техническом задании для нового проекта были прописаны цели и задачи, которые будут решать новые корабли. Сторожевые корабли должны будут выполнять следующие функции:

  • обеспечение патрулирования прибрежной акватории, включая 200 мильную экономическую зону;
  • защита прибрежных морских коммуникаций и объектов береговой инфраструктуры от противодействия со стороны сил флота и авиации вероятного противника;
  • поиск и борьба с подводными лодками вероятного противника;
  • обеспечение конвоирования морских транспортных перевозок.

Для выполнения соответствующих функций, корабль должен иметь высокие мореходные качества, достаточную автономность плавания и необходимый набор средств вооружений. Навигационное и радиолокационное оборудование, сосредоточенное на борту судна, должно обеспечивать выполнение поставленной боевой задачи в полном объеме.

В итоге, перед кораблестроителями была поставлена задача – создать мощный боевой корабль. Другими словами, на небольшую мореходную платформу следует установить весь имеющийся комплекс вооружений, включающий артиллерийские установки, ракетное и противолодочное оружие, средства противовоздушной обороны.

История с проектом 11611

Одно из условий, которое было поставлено военными моряками, заключалось в постройке судна на судостроительных предприятиях, расположенных на Волге. Предполагалось, что при удачном завершении проектных работ, вновь построенные корабли могут быть переведены по Волге на Балтику или в Черноморский регион. К тому же производственные мощности и богатый опыт конструирования малых военных кораблей был у коллектива Зеленодольского Проектно-Конструкторского Бюро (Республика Татарстан).

Проектные работы начались в 1982 году на базе противолодочных кораблей проекта 1124М с более устойчивой энерговооруженностью и повышенной мореходностью. В техническом описании к проекту новый корабль теперь назывался сторожевым кораблем ближней морской зоны. Первоначально проект получил шифр 11660. Предусматривалось создание и экспортной версии нового сторожевика 11660Э. В дальнейшем проект претерпел изменения. На сторожевой корабль должен был быть установлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран», разработка которого к тому времени находилась на завершающей стадии.

В связи с этим пришлось начинать работы над более мощным и совершенным в боевом оснащении кораблем. После того, как высокому военно-морскому руководству был представлен эскиз нового сторожевого корабля, в декабре 1984 года Постановлением Совмина проектным работам по созданию нового СКР был дан старт. В 1986 году первый корабль был закончен на 80% и после проведенной унификации с проектом 11660, выбран в качестве базовой платформы для нового семейства кораблей.

Окончательно, готовый во всех технических деталях проект был утвержден в 1987 году, после чего на Зеленодольском ПКБ начата разработка производственно-конструкторской документации. Параллельно на производственных мощностях судостроительного завода осуществлялась подготовка к закладке головного корабля проекта. На все бюрократические мероприятия и проволочки ушло 2,5 года. Только в конце весны 1990 года состоялась официальная церемония закладки головного корабля. Первенец получил заводской номер 953. В технической документации фигурировали данные – сторожевой корабль проекта 11661 под шифром «Гепард».

Следует отметить, что первоначально был заложен корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник». Практически сражу же был заложен второй корабль, только уже в рамках экспортного проекта 11611Э, который заказала Индия для своих ВМС. Третий сторожевик заложили в 1991 году, используя созданный конструктивный и технический задел, полученный в ходе конструирования первых двух кораблей.

Строительство СКР «Буревестник» планировалось завершить в 1993 году. Аналогичным образом должна была сложиться судьба и двух других судов этого проекта, однако развал Советского Союза внес существенные коррективы в последующие планы строительства. Из-за недостатка финансирования постройка кораблей была приостановлена. В тяжелых экономических условиях строить новые корабли для молодого российского флота было обременительным занятием. В 1993 году было решено закончить работы в рамках проекта 11660, переориентировать всю техническую документацию и производство для того, чтобы строить уже корабль проекта 11611.

Корабли были с горем пополам спущены на воду. Строительство судов то возобновлялось, то приостанавливалось. В 1995 году головной корабль «Буревестник» был разобран. Оставшиеся два судна стали достраиваться в рамках реализации проекта 11611К уже для нужд отечественного флота. Второй корабль, который был уже спущен на воду, в 1996 году получил новое название, став СКР «Татарстан». В соответствии с классификацией НАТО новый российский сторожевой корабль проекта 11661К «Гепард» классифицировали как корвет. Что касается зарубежного контракта, то в конце 90-х был специально разработан новый проект сторожевых кораблей «Гепард – 3.9». Однако ничего существенного в дальнейшей судьбе кораблей проекта 11611 не происходило. Суда в разной степени готовности продолжали оставаться на стапелях Зеленодольского судостроительного завода. Только в 2001 году корабль с заводским номером 951 под названием «Татарстан»было решено достроить. Сторожевик должен был войти в состав Каспийской военной флотилии.

На следующий год были завершены последние доковые работы, началось освоение корабля экипажем. Летом 2002 года новый СКР «Татарстан» был переведен на Каспий, где начались комплексные испытания. Спустя год, в августе 2003 года сторожевой корабль был зачислен в состав Каспийской военной флотилии, став флагманом флотского соединения.

Второе судно под заводским номером 952 наконец-то дождалось того момента, когда на него обратили внимание. Корабль также решили достроить для пополнения корабельного состава Каспийской военной флотилии. Соответственно месту службы и название, которое получил корабль – «Дагестан».

В 2012 году новый корабль отправился на Каспий для прохождения комплекса испытаний. В отличие от своего старшего брата СКР «Татарстан», новый корабль получил ударное вооружение. На нем вместо ПКР «Уран» был установлен тактический противокорабельный ракетный комплекс «Калибр-НК». Осенью 2012 года корабль был зачислен с состав Каспийской военной флотилии. Ввиду того, что на втором корабле изменился комплекс вооружений, изменилась его назначение. Это уже был не сторожевик, это был ракетный корабль «Дагестан». В целях унификации плавсостава Каспийской военной флотилии – флагманское судно «Татарстан» также перевели в разряд ракетных кораблей.

Особенности конструкции ракетных кораблей проекта 11661

После ввода в строй ракетного корабля «Дагестан» дальнейшее строительство других судов в рамках реализации проекта 11661К признано нецелесообразным. Что касается построенных кораблей, их конструкция имеет ряд любопытных и интересных особенностей. В тактическом плане характеристики кораблей выглядят следующим образом:

  • водоизмещение стандартное 1500 тонн;
  • длина корабля 102 м. при ширине 13,2 м;
  • осадка корабля 3,6 м;
  • суммарная мощность двух газотурбинных энергетических установок – 29 тыс. л/с.;
  • максимальная скорость хода 28 узлов;
  • максимальная дальность плавания при экономичном ходе в 14 узлов составляет 3500 миль;
  • экипаж корабля насчитывает 93 матросов и офицеров;
  • автономность плавания составляет 15-20 суток.

При таких относительно скромных параметрах корабли обладают высокими мореходными характеристиками и мощным вооружением. На платформе водоизмещением 1500 тонн корабелы установили ракетные комплексы «Уран» и «Калибр-НК». Эти системы являются основным вооружением кораблей. Ракетный корабль проекта 11661К «Гепард» «Татарстан» остался с первоначальным комплексом вооружений. Его основное оружие – ПКР «Уран». Младший брат «Татарстана» оснащен уже универсальным ПКР «Калибр-НК», крылатые ракеты которого могут поражать любые наземные и надводные цели.

Наличие на борту совершенного противолодочного вооружения и средств ПВО делает эти суда серьезными и грозными боевыми единицами. Противовоздушную оборону кораблей обеспечивает артиллерийский комплекс АК-630М и ЗРК «Оса-МА-2. На более новом корабле стоит уже стационарный артиллерийско-ракетный комплекс «Палаш». В дополнение к ним имеются переносные ЗРК «Игла-М».

На кораблях проекта 11661К отсутствуют противолодочные средства борьбы. На обоих кораблях установлено современное навигационное и радиолокационное оборудование. Впервые на кораблях Каспийской военной флотилии в состав технических средств включен поисково-спасательный вертолет Ка-27, базирующийся на открытой взлетно-посадочной площадке.

Удачной можно назвать конструкцию корабля. Основная часть корпуса выполнена из стали. Надстройка корабля изготовлена из специального алюминиево-магниевого сплава, благодаря которому основная часть надпалубной части корабля устойчива к коррозии.

Набор корпуса кораблей построен с учетом технических новшеств. При затоплении двух смежных отсеков новые российские корабли могут не только сохранить плавучесть, но и оставаться боеспособными единицами флота.

Корветы проекта 11661 сегодня

В 2017 года место флагмана Каспийской военной флотилии занял более новый и совершенный корабль «Дагестан». По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются кораблям этого класса. Ссылка на свое прошлое, в котором корабли планировалось строить обычными сторожевиками, будет сегодня не уместна. Комплекс вооружений делает эти корабли полноценными боевыми судами, способными противостоять на море любому противнику. В акватории Каспийского моря новые российские корветы проекта 11661К «Гепард» не имеют себе равных, как по водоизмещению, так и по огневой мощи.

Вооружение ракетных кораблей проекта 11661 ждет качественное усиление

ТАСС | Егор Алеев

Вооружение ракетных кораблей проекта 11661 в варианте «Гепард 3.9» планируется качественно усилить. Сообщение об этом, со ссылкой на генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова, 16 сентября опубликовали российские СМИ.

С высокой степенью вероятности, заявление Мистахова свидетельствует о стремлении «Ак Барса» вернуться к постройке «Гепардов» для иностранных заказчиков. Почему — не для ВМ РФ? Давайте поговорим об этом, а также о том, что будет собой представлять переработанный проект 11661.

Приключения «Гепарда»

Еще с советских времен Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский завод имени Горького (ныне входящий в состав «Ак Барса») занимались проектированием и постройкой сторожевых кораблей проекта 11661, шифр «Гепард», в процессе своей эволюции превратившихся в ракетные корабли, вооруженные дозвуковыми противокорабельными ракетами (ПКР) Х-35 комплекса «Уран».

Четыре вымпела проекта 11661 были поставлены Вьетнаму, где они классифицировались как корветы. 2 вымпела проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан» — были достроены для ВМФ РФ, причем ракетный корабль «Дагестан» вместо «Урана» получил универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) 3С14 на восемь ячеек, теоретически позволяющий использовать не только все семейство ракет комплекса «Калибр-НК», включая ПКР, крылатые ракеты для поражения наземных целей и даже ракеты-торпеды для уничтожения подводных лодок, но и сверхзвуковые ПКР «Оникс», а также перспективные гиперзвуковые ПКР «Циркон». Таким образом, «Дагестан» стал первым «калиброносцем» нашего флота.

Продолжения строительства ракетных кораблей проекта 11661 в их первоначальном варианте не последовало. Одной из вероятных причин этого, по всей видимости, стали устанавливаемые на «Гепардах» судовые дизели. Исходно они были украинского производства, так что после известных событий 2014 года доступ к данным дизелям был Россией утрачен. Идеи о перепроектировании «Гепардов» под немецкие судовые дизели MTU «умерли» из-за присоединения Берлина к инициированным Вашингтоном антироссийским санкциям. Реализация импортозамещения, то есть создание АО «Коломенский завод» дизельных двигателей российского производства, требовала времени.

Остановив строительство «Гепардов», зеленодольцы переключились на продолжение строительства «калиброносцев» в виде малых ракетных кораблей проекта 21631, шифр «Буян-М» и малых ракетных кораблей проекта 22800, шифр «Каракурт». Одновременно зеленодольцы строили патрульные корабли проекта 22160, в отличие от отличных «Буянов-М» и «Каракуртов» получившиеся весьма неоднозначными единицами, по факту лишенными как ПКР, так и вменяемой ПВО.

Не для российского заказчика

Вероятно слухи о возможном отказе ВМФ РФ от продолжения строительства «патрульников» проекта 22160, актуализировали для «Ак Барса» идею предложить иностранным заказчикам проект серьезно переработанного «Гепарда», тем более, что у коломенцев уже имелось, что предложить взамен немецких «MTU».

Почему именно иностранным заказчикам, а не ВМФ РФ? Потому что ниша корветов в нашем флоте к этому моменту уже успешно заполнялась корветами проектов 20380 и 20385 разработки Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», а также близкими к корветам по размерам и стоимости (но не по комплексу вооружения) патрульными кораблями проекта 22160. Одновременная постройка отечественным ОПК для Российского ВМФ корветов и «почти корветов» по трем (а точнее, с учетом не отмененной постройки головного корвета проекта 20386 – по четырем!) проектам шла вразрез с требованиями унификации, а потому вызывала в России вполне обоснованную критику. «Украшать» эту картину еще и закладкой для ВМФ РФ корветов переработанного проекта 11661 Минобороны России вряд ли бы согласилось…

Многоцелевой корвет

Исходя из заявления Мистахова, а также из информации, размещенной на сайте корпорации «Ак Барс», можно отметить следующие новации экспортноориентированного «Гепарда 3.9»:

— Полное водоизмещение корабля проекта 11661 увеличивается с 2200 тонн до 2500 тонн;

— Вместо восьми ПКР Х-35 комплекса «Уран» устанавливается УКСК на 24 ячейки, позволяющий использовать ПКР 3М-54ТЭ1 со сверхзвуковой боевой ступенью и дозвуковые крылатые ракеты 3М-14ТЭ, предназначенные для поражения наземных целей.

Литера «Э» в названии ракет, равно как фигурирующее вместо «Калибра-НК» экспортное название этого комплекса Club, подтверждают, что «Гепард 3.9» предназначен для иностранных покупателей;

— Вместо созданного еще в первой половине 1980-х двухбалочного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Оса-МА-2» устанавливается новейший ЗРК «Полимент-Редут» в своей экспортной версии «Ресурс» с восемью установками вертикального пуска;

— Качественно переработанный Зеленодольским ПКБ корабль проекта 11661 в варианте «Гепард 3.9» классифицируется уже не как ракетный корабль, а как корвет (Мистахов) и даже фрегат (сайт корпорации «Ак Барс»). Последнее выглядит как рекламное преувеличение, так как, например, нижняя планка полного водоизмещения современных российских фрегатов — 4035 тонн. А вот на корвет обновленный корабль проекта 11661 тянет вполне.

Главное же, это то, что в своем новом варианте корабль проекта 11661 из единицы, ориентированной, прежде всего, на борьбу с надводными целями, превращается в по-настоящему многоцелевой вымпел. И эта «фишка» действительно может сделать обновленный «11661-й» привлекательным для иностранных заказчиков.

Поделиться:

Андрей Союстов

Подписаться

Фрегаты проекта 11661 типа «Гепард»

Строящийся фрегат типа «Гепард 3.9».

Gepard Class оснащен 7,62-мм пушкой АК-176М.

Корабельный ракетный комплекс «Уран-Э» на борту корабля класса «Гепард» может вести огонь противокорабельными ракетами Х-35Э.

Класс Gepard имеет вертолетную площадку для морского вертолета Ка-28 или Ка-31 Helix.

Легкие фрегаты проекта 11661 типа «Гепард» разработаны и построены Зеленодольским судостроительным заводом для экспорта. Для продажи за границу планировалось пять вариантов. Фрегат типа «Гепард», предназначенный для выполнения задач сопровождения и патрулирования, может поражать надводные корабли, подводные лодки и воздушные цели. Корабль может быть развернут самостоятельно или в составе оперативной группы.

Закладка первого судна класса «Татарстан» (бывш. «Ястреб») состоялась на Зеленодольском заводе в Татарстане в 1991 году. Строительство было приостановлено в 1995 году из-за проблем с финансированием. Окончательно «Татарстан» был спущен на воду в июле 2001 г. и сдан в состав ВМФ России в августе 2002 г.

Второй корабль «Дагестан» (ранее известный как «Альбатрос») был заложен в 1993 г. и спущен на воду в апреле 2011 г. для ввода в строй до конца 2011 г.

В декабре 2006 года Вьетнам подписал с Россией контракт на поставку двух самолетов «Гепард 3.9».Класс фрегатов. Первый фрегат Dinh Tien Hoang был заложен в июле 2007 г. Он был спущен на воду в декабре 2009 г. и сдан в состав ВМС Вьетнама в марте 2011 г. Второй безымянный фрегат был заложен в ноябре 2007 г. и спущен на воду в марте 2011 г.

Конструкция и особенности класса «Гепард»

Корпус, изготовленный из низколегированной стали, разделен на десять водонепроницаемых отсеков. В верхней надстройке используется алюминиево-магниевый сплав. Корабль спроектирован таким образом, чтобы оставаться на плаву даже при затоплении двух расположенных рядом отсеков. Фрегат может применять вооружение при волнении моря до 5,9.0003

«Легкие фрегаты проекта 11661 «Гепард» разработаны и построены Зеленодольским судостроительным заводом для экспорта.»

Подводный шум убран, чтобы не влиять на работу гидролокатора. Также были уменьшены вторичная радиолокация, тепловые поля, магнитные и электромагнитные поля, создаваемые корабельными системами.

На фрегате имеется кормовая вертолетная палуба для размещения морского вертолета Ка-28 или Ка-31 «Хеликс». Система кондиционирования воздуха создает комфортные условия для работы экипажа на всех участках.

Этот класс имеет общую длину 102 м, ширину 13 м и осадку 5,3 м. Водоизмещение судна 2100 тонн. Фрегат может укомплектовать экипаж из 103 человек.

Ракеты

Класс «Гепард» вооружен корабельным ракетным комплексом «Уран-Э», стреляющим противокорабельными ракетами Х-35Э. Х-35Э может поражать ракетные корабли, торпедные и артиллерийские катера, а также надводные корабли водоизмещением до 5000 тонн.

Корабельные орудия

Основное орудие, установленное вперед, представляет собой 76,2-мм орудие АК-176М. Он может стрелять со скоростью 120 выстрелов в минуту на дальность 10 км. Фрегат также вооружен двумя 30-мм артустановками АК-630М.

ПВО ближнего боя обеспечивает зенитно-артиллерийский комплекс «Пальма», оснащенный ЗРК «Сосна-Р» и системой управления огнем малокалиберной или средней пушки 3В-89. Пальма может защитить корабль от противокорабельных крылатых ракет и управляемых авиабомб. Его можно использовать против самолетов и вертолетов, небольших судов и наземных целей.

Противолодочный комплекс класса «Гепард»

Противолодочный комплекс состоит из двух спаренных 533-мм торпедных аппаратов, стреляющих противолодочными торпедами, и 12-ствольной противолодочной ракетной установки РБУ-6000. Около 12-20 мин размещены в двух минных ограждениях.

Датчики, радары и средства противодействия

Радары включают радар надводного и воздушного поиска Cross Dome и радар управления огнем Pop Group SA-N-4. Гидролокатор «Зарница» включает в себя гидролокатор, установленный на корпусе MF, и гидролокатор переменной глубины (VDS).

«Фрегат класса «Гепард» может поражать надводные корабли, подводные лодки и воздушные цели.»

Фрегат также оснащен целеуказателем крылатой ракеты Bass Stand и детектором лазерного излучения «Спектр-ФН».

Средства радиоэлектронной борьбы включают РЭБ ASOR-11661 (система радиоэлектронного противодействия), буксируемую систему гидроакустического противодействия Zmei, пассивный перехватчик Bell Shroud и два глушителя Bell Squat.

Четыре стационарных ложных ракетных установки ПК-16 на 16 выстрелов предназначены для противокорабельных ракет.

Двигательная установка класса Gepard

Модель Gepard класса оснащена комбинированной дизельной или газовой силовой установкой (CODOG), состоящей из двух газовых турбин и дизельного двигателя Type 61D. Энергия на борту вырабатывается тремя дизельными генераторами мощностью 600 кВт.

Вьетнамские суда оснащены малым носовым подруливающим устройством. Силовая установка обеспечивает максимальную скорость 28 узлов и дальность плавания 5000 миль при скорости 10 узлов.

Другие проекты

Посмотреть больше

Сторожевые корабли — пр.11661

     
 

Сторожевые корабли 900 80

Проект 11660
Проект 11661 Гепард
Проект 11661

Ракетные корабли


пр.1166Э Гепард 3.9

Пограничные корабли


пр.11662

НАТО: Класс Гепард

Завершено

6 + 3 единицы


Корабли

пр. 11660 — ССЗ им. А.М.Горького, г. Зеленодольск — 0+1 единица

Наименование

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

Ястреб

901

1990

по лом 1993

пр.11661 — ССЗ им.А.М.Горького, Зеленодольск — 0+1 кв.

Имя

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

953

строящийся

Пр. 11661К — ССЗ им. А.М.Горького, г. Зеленодольск — 2 шт.

Наименование

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

СКР-200

951

05.1990

1993

31.08.2003

от 3.10.1996 — Татарстан

СКР-201

952

1.04.2011

28.11.2012

тогда — Дагестан

пр.11661К в 2003 году реклассифицирован в ракетные корабли класса

проекта 11661Э — Судостроительный завод им. А.М.Горького, Зеленодольск — 4 шт.

Наименование

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

954

10.07.2007

12.12.2009

5.03.2011

 

9 0069

955

27.11.2007

16.03.2010

2011

 

956

24.09.2013

27.04.2016

1.04.2017

 

9 0069

957

24.09. 2013

26.05.2016

4.09.2017

 

пр.11662 — ССЗ им. А.М.Горького, г. Зеленодольск — 0+1 единица

Имя

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

971

не заполнен

Общие характеристики — пр.11661К

Водоизмещение (т):
Стандарт: 1500
Полная загрузка:

1930 (СКР-201 1805, пр. 11661Э 2100)

Размеры (м):
Длина: 102,2 (СКР-201 102,1)
Балка: 13,76 (СКР-201 13,2)
Осадка: 3,7 (СКР-201 3,5 )
Скорость (узлы): 28
Дальность: 5000 морских миль (10 уз), 3800 миль (14 уз), 1750 миль (22 уз), 950 миль (27 уз)
Автономность (дней): 15 (пр.11661Э — 20)
Ходовая часть: 1×38000 ДГТА М-44 (2х15000 л.с. ГТУ, 1х8000 л.с. дизель 86Б), 2 ВФШ, 1 носовое подруливающее устройство (от 952)
Вооружение:

2х4 КТ-184 ПУ ПКР 3К24 «Уран» (ПКР 3М24, затем — 3М24УД) (пр.11661Э — ПКР «Уран-Э» (ПКР 3М24Э ракет), на СКР-201 1х8 ВЛС 3С14 УКСК 3К14 (комплекс управляемых ракет «Калибр-НК» (ЗУР 3М14Т)) СУ 3Р14Н)
1х2 ЗИФ-122 4К33АМ Оса-МА2 ПУ ЗРК (20 ЗУР 9М33М3) — СУ 4Р-33АМ — не включена Проект 11661Э и Дагестан
1 Модуль 3М89Э «Пальма» — 8 ПУ ЗУР 9М340Э, 2х6 30 мм — на пр. 11661Э
1х1 76 мм АК-176 (314 выстрелов) — МР-123 Вымпел-А СУ
2х6 30 мм АК-630М — 4000 выстрелов (пр.11661Э — 1х6 30 мм АК-630, Дагестан — 1 орудийный модуль Палаш- 2х6 30 мм)
2х1 14,5 мм МТПУ — на Дагестане
2х2 533 мм торпедных аппарата — пр.11660, 11661, 956, 957
1х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (РГБ-60) — СУ «Буря» (нет на пр.11661К, на пр.11661Э — 1х12 ПУ РПК-8Э — ПУ «Пурга-МЭ») (956, 957 Пурга-3.9))
20 мин
1 вертолет К-27 — пр.11661Э
1 К-226 вертолет пр.11662

Электроника:

Пр.11661К: РЛК 34К1 «Монолит», МР-352 «Позитив» воздушного/надводного поиска РЛС, НРЛС МР-212 Вайгач, ГАС Зарница (РЛС Дагестан Минерал-М комплекс, РЛС воздушного и надводного обнаружения «Позитив-М1», РЛС ТК-25, боевая информационная «Сигма» система управления)
Пр.11661Э: РЛС воздушного и надводного поиска «Позитив-МЭ1», ТК-25Э РЛС РЛС, станция лазерного обнаружения Спектр-Ф4, ГАС МГК-335ЭМ-03, Сигма-Э боевая информационно-управляющая система
ПК-10 Смелый ложный РЛ (4 ПУ КТ-216) Выстрелы АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50, АЗ-СК-50, АЗ-СМЗ-50 (пр.