Третье поколение «Сообразительных». Зачем России корветы

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Сегодня, 31 марта 2010 года, в Санкт-Петербурге спущен на воду очередной боевой корабль для ВМФ России: корвет «Сообразительный», вторая по счету боевая единица проекта 20380. Новый корабль получил название по старой русской/советской традиции называть небольшие боевые корабли именем прилагательным. До нынешнего «Сообразительного» так же назывался советский большой противолодочный корабль проекта 61, а до него – легендарный эсминец проекта 7 времен Великой Отечественной войны.

Пополнение флота новыми боевыми кораблями пока, к сожалению, случается не слишком часто, и спуск на воду нового корвета стал заметным событием. Тем не менее, «Сообразительный» и сам по себе заслуживает отдельного обсуждения, будучи представителем одного из самых перспективных в мире проектов боевых кораблей.

Разработка нового корабля для ВМФ России началась в 90-х годах, и трудное время наложило свой отпечаток. Стремясь сократить расходы на строительство, избежав постройки нескольких серий кораблей разных типов, разработчики сделали проект 20380 универсальным, способным, в отличие от специализированных предшественников советской постройки, бороться с целями практически всех типов: подводными, надводными, воздушными, наземными…

Такая универсальность определила и классификацию: вместо привычного для российских боевых единиц третьего ранга обозначений МПК (малый противолодочный корабль) МРК (малый ракетный корабль) и пр., новый корабль классифицировали как корвет, по западным стандартам являющийся универсальным боевым кораблем.

Однако, примерно соответствуя этой классификации по размерам (2000 тонн водоизмещения), перспективный российский корабль значительно перерос ее по огневой мощи. Наличие восьми противокорабельных ракет, палубного вертолета, широкого набора гидроакустических средств и противолодочного вооружения, 100-миллиметровой артустановки и довольно внушительного комплекта систем ПВО ближнего боя заставили ряд специалистов отнести этот корабль к более высокому классу фрегатов.

Особенно оправданным такое «повышение» является для «Сообразительного» и следующих за ним боевых единиц. Их вооружение еще более усилено: вместо зенитного ракетно-артиллерийского модуля «Кортик» на этих кораблях будет размещаться универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК), на 8 загрузочных мест, в каждом из которых можно разметить от 1 до 4 ракет в зависимости от типа. В результате, скажем, с боезапасом из 32 зенитных ракет средней дальности, в сочетании с остальным вооружением, корвет проекта 20380 по боевой мощи будет превосходить многие западные фрегаты водоизмещением 4 и более тысячи тонн. По своим ТТХ и универсальности комплекс УКСК на сегодня является, по мнению многих специалистов, лучшим в мире изделием подобного рода.

Не менее важной характеристикой новых корветов является наличие на них современной боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Сигма». Она обеспечивает одновременное слежение и поражение целей на суше, воде, под водой и в воздухе, подобно американской системе «Иджис», позволяя организовывать коллективную оборону соединения, обмениваясь информацией, передавая целеуказание и управляя оружием соединения в реальном режиме времени. Отряд кораблей, оснащенных подобной системой, приобретает возможности, немыслимые для боевых единиц прежнего поколения.

Нужно отметить, что за время, прошедшее с распада СССР, российский флот значительно отстал от оппонентов в деле внедрения систем нового поколения, и теперь наверстывает упущенное. Зачастую это наверстывание превращается в серьезный прорыв. Так, сегодня Россия фактически пришла к созданию унифицированного семейства боевых кораблей классов от корвета до эсминца, совместимых по большей части основных систем и отличающихся в основном количеством установленного вооружения. Сквозная унификация БИУС на всех перспективных проектах 1-3 ранга должна обеспечить российскому флоту в перспективе возможности координации действий и управления имеющимися силами более серьезные, чем у многих ведущих флотов мира.

В настоящее время Россия ведет малосерийную постройку кораблей новых классов. «Сообразительный» стал, как уже сказано, всего лишь второй боевой единицей своего проекта, в котором строится еще три корабля. Увеличить масштабы строительства боевых кораблей планируется после того, как будет набрана достаточная информация обо всех достоинствах и недостатках новых проектов, позволяющая внести нужные исправления. С учетом того, что головной «Стерегущий» проходит испытания уже два года – ждать осталось недолго. В ближайшие 10 лет Россия должна получить не менее 20 корветов нового проекта. Задачи для них найдутся – от патрулирования своих вод до поддержки крупных боевых кораблей, включая универсальные десантные корабли, эсминцы, крейсеры и, наконец, авианосцы, строительство которых для российского флота планируется в наступающем десятилетии.

Для такого широкого круга задач 20 корветов может элементарно не хватить, в связи с чем, уже сейчас периодически появляются мнения о необходимости увеличить расходы на постройку новых кораблей. Они действительно необходимы России – протяженные морские границы в сочетании с удаленностью друг от друга основных театров военных действий, требуют поддержания достаточно сильного флота, способного выдержать бой с любым противником на своем ТВД.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

какой корабль строят для Военно-морских сил?

Турция активно ведет работы по строительству первого корвета класса Ada для Военно-морских сил Украины. Эту информацию подтвердил министр обороны Андрей Таран. Сооружение корвета разделят на два этапа ‒ корпус соберут в Турции, а доводить до полной готовности планируют уже на предприятии в Украине. Государственные испытания корвета, который сможет уничтожать корабли, боевые самолеты и подводные лодки противника, должны начать в 2023 году. Всего же в украинском военном командовании заявляют о необходимости в четырех кораблях такого класса. Что это за техника, как она может изменить ситуацию в Черном море и почему решение Минобороны об их закупке часть экспертов считают ошибкой?

Хотя первый корвет класса Ada в составе отечественных ВМС должен появиться только через несколько лет, украинские моряки уже могли оценить возможности турецкой разработки. Корабли не раз принимали участие в совместных учениях двух стран в Черном море. Всего в составе ВМС Турции есть четыре таких корабля. Последний был спущен на воду в 2017 году.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Крым.Реалии запустили обновленное новостное приложение

Главное вооружение на борту корвета ‒ восемь американских противокорабельных ракет Harpoon. Смогут установить на корабль и украинскую разработку «Нептун», если будет доработана ее морская версия. Сейчас ракета способна поражать цели на расстоянии до 280 километров.

Пуск противокорабельной ракеты Harpoon с борта турецкого корвета Heybeliada класса Ada

Корветы для Украины будут иметь возможность адаптироваться под все имеющиеся сейчас виды противокорабельных ракет

Олег Катков

«Корветы ‒ это корабли, которые будут нести службу в течение нескольких десятков лет. И за это время, конечно, появятся другие противокорабельные ракеты, поэтому такие корабли не проектируются под конкретный главный калибр в виде противокорабельной ракеты.

Речь идет об универсальности. Корветы для Украины будут иметь возможность адаптироваться под все имеющиеся сейчас виды противокорабельных ракет», ‒ объясняет эксперт-обозреватель информационного агентства Defense Express Олег Катков.

Кроме этого, на вооружении корвета ‒ два торпедных аппарата, 76-миллиметровая артиллерийская установка, два боевых модуля с крупнокалиберными пулеметами и зенитно-ракетный комплекс.

Работа зенитно-ракетного комплекса турецкого корвета Buyukada класса Ada

Россия нашпиговала Крым авиацией. То есть нам нужна очень мощная противовоздушная и противоракетная оборона

Михаил Самусь

«Черноморский театр военных действий очень маленький, а насыщенность авиацией оккупированного Крыма чрезвычайно высокая. Россия нашпиговала Крым авиацией. И, опять же, у россиян около 300 ракет в одном залпе сейчас. То есть нам нужна очень мощная противовоздушная и противоракетная оборона. Даже один корвет сможет обеспечить куполом противовоздушным и противоракетным всю остальную группировку», ‒ говорит заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Михаил Самусь.

В ответе на запрос «Донбасс.Реалии», в Министерстве обороны Украины отметили, что корвет класса Ada для ВМСУ будет оснащен:

  • противокорабельным ракетным комплексом Harpoon (CША)
  • зенитно-ракетным комплексом VL MIKA
  • артиллерийским вооружением: среднего калибра ‒ OTO Melara Super Rapid (76-мм), малого калибра ‒ Millennium (35-мм), дистанционно-управляемыми стабилизированными пулеметами (12,7 мм) Aselsan STAMP
  • торпедными аппаратами (324-мм) с противолодочными торпедами Murene 90 Impact
  • РЛС с 3D-обзором Aselsan (Thales)
  • навигацией Vision Master FT, SCOUT

Длина корабля ‒ почти сто метров. На палубе корвета есть площадка для посадки вертолета. Создали проект для работы в Черном и Средиземном морях, где он может непрерывно выполнять задачи в течение 21 дня.

Посадка вертолета S70 Seahawk на палубу турецкого корвета Büyükada класса Ada

Обороняться надо в море от военно-морских баз противника

Михаил Самусь

«Черное море не велико. Нельзя стоять в своих территориальных водах, смотреть как россияне блокируют нам выход к Черному морю для Одесского хаба портового и надеяться, что мы что-то сделаем. Это совершенно неправильный подход. Обороняться надо в море от военно-морских баз противника. То есть сделать так, чтобы противник чувствовал от нас угрозу. А без таких кораблей, как корвет, мы этого не сможем сделать», ‒ добавляет Самусь.

Новости без блокировки и цензуры! Установить приложение Крым.Реалии для iOS і Android.

В то же время, согласно стратегии Военно-морских сил Украины, в ближайшие пять лет главным приоритетом на море должна быть прибрежная зона, где нет необходимости в применении корветов.

Мы стараемся, не имея базовых возможностей, купить что-то сложное и дорогое

Тарас Чмут

«В нашем случае корветы нужны как один из инструментов в будущем, в том числе для контроля, для дальних походов, для участия в совместных операциях со странами-партнерами и НАТО, но не в 2021 году, когда у нас нет ни одного зенитно-ракетного комплекса на флоте, ни противокорабельного комплекса, ни гидроакустического комплекса и торпедных аппаратов. Мы стараемся, не имея базовых возможностей, купить что-то сложное и дорогое», ‒ считает председатель правления «Украинского милитарного центра»

Тарас Чмут.

Стратегия ВМС на первом этапе предусматривает развитие так называемого «москитного флота». В случае Украины его основой должны стать патрульные катера Island. Их количество уже в 2021 увеличится до 5 единиц. Ударные Mark VI, первый из которых ожидают к концу следующего года, а также британские ракетные катера.

Патрульный катер Mark VI ВМФ США

Четыре ракетных катера могут нести по восемь противокорабельных ракет, а корвет ‒ восемь. 32 ракеты в залпе против восьми

Тарас Чмут

«За один корвет вы получаете два-четыре ракетных катера. При потере одного ракетного катера у вас остается еще один-два. А при потере одного корвета у вас не остается ничего. У вас большее количество сил и средств, которые могут нести большее количество вооружения. Четыре ракетных катера могут нести по восемь противокорабельных ракет, а корвет ‒ восемь.

32 ракеты в залпе против восьми», ‒ отмечает Чмут.

Вот как в Министерстве обороны Украины прокомментировали решение о начале строительства корветов уже в 2021 году.

«По мировому опыту срок строительства кораблей класса «корвет» составляет 3-6 лет и требует для освоения его как боевой системы еще 1-2 года и более. Таким образом, полное приобретение способностей первым корветом ожидается не ранее 2026 года. Учитывая сказанное, в соответствии со Стратегией ВМС, для обеспечения поступления корветов во втором этапе (2025-2030 годы ‒ ред.), строительство первого корабля этого класса было начато на I этапе», ‒ указано в письме Минобороны.

Турецкий корвет класса Ada

Стоимость корветов класса Ada для украинских ВМС не разглашают, но, по данным Минобороны, работы по контракту только в этом году должны профинансировать на 3,8 миллиарда гривен.

Это дорогая вещь. Стоимость содержания одного корвета ‒ это 30 миллионов долларов в год

Игорь Кабаненко

«Всегда будет возникать вопрос финансирования. Это дорогая вещь. Стоимость содержания одного корвета ‒ это 30 миллионов долларов в год. На сегодняшний день возможности Украины ‒ это 100 миллионов вообще на Военно-морские силы, на ремонт и развитие. Никто же не говорит, что бюджет Министерства обороны будет увеличен в полтора-два раза. Этого не будет. А москитные группировки это в разы меньше», ‒ убежден экс-заместитель министра обороны Украины Игорь Кабаненко.

Еще одной проблемой будет инфраструктура, считает Кабаненко. Главная военно-морская база ВМС должна появиться в Очакове. Завершить ее строительство в Минобороны планируют в 2024 году.

Празднование Дня военно-морских сил Украины в порту Одессы, 2 июля 2017 года

«Говорят, что может быть для них база в Очакове. Я скажу, что с точки зрения свойств этих корветов, габаритов ‒ это очень ограниченные условия для базирования корветов. Там есть особенности, там есть возможность посадки на мель. Для них надо создавать условия в порту «Южный» или в Одессе, или в «Черноморске».

А там ничего нет на сегодняшний день», ‒ резюмирует Кабаненко.

Полный экипаж турецких корветов насчитывает более ста человек. По данным, озвученным генеральным консулом Украины в Стамбуле, сейчас Киев рассчитывает на два таких корабля.

Мы не можем нормально укомплектовать экипажами даже те катера и корабли, которые у нас сейчас есть

Тарас Чмут

Всего же военные хотели бы получить четыре корвета, но обеспечить их личным составом, по мнению экспертов, также будет непросто.

«Мы не можем нормально укомплектовать экипажами даже те катера и корабли, которые у нас сейчас есть, а должны найти где-то еще плюс двести моряков ‒ квалифицированных, компетентных, мотивированных, готовых работать с западной техникой, с западным вооружением, чтобы эксплуатировать эти корветы. У нас экипажи двух Island недоукомплектованы, а там всего по 20 должностей», ‒ говорит Тарас Чмут.

Строить первый корвет для Украины должны по формуле 50 на 50 в Турции и Украине. Государственные испытания техники планируют начать в 2023 году. Все же последующие корабли этого класса, по словам министра обороны, будут строить исключительно на отечественных предприятиях.

Корвет | военный корабль | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Corvette: что это такое и зачем оно существует?

Анализ возможностей

Приглашенный автор 2 комментария

Вопрос, поставленный в заголовке, тривиален, но без очевидного ответа. Термин корвет первоначально появился в документах французского флота 17 века. В нем корветы определялись как просто корабли меньшего размера, чем фрегаты, и это определение сохранилось до наших дней. Этот класс корабля определен только по размеру.

 

В межвоенные периоды в разных странах подобные корабли назывались шлюпами, канонерскими лодками или авизо. С началом Второй мировой войны название корвет было возрождено Британским Королевским флотом для класса, предназначенного для удовлетворения насущной потребности в дешевых и серийных противолодочных кораблях сопровождения. В результате конструкция на основе китобоя стала, пожалуй, самым известным корветом типа «Цветок» класса , героя романа Николаса Монсеррата « Жестокое море 9».0150 .

 

В 2004 году группа военно-морских специалистов НАТО работала над документом под названием Small Ship Design . Этот документ внес дополнительные различия в классификацию кораблей и сделал важное различие между оффшорными патрульными судами и малыми прибрежными боевыми кораблями. Первый оптимизирует свой вес и объем для выносливости, присутствия и низкой стоимости, второй — для боевой полезной нагрузки и живучести. Однако важно отметить, что мы наблюдаем множество конструкций, которые мы можем назвать «гибридными», либо вооруженные OPV с некоторыми военно-морскими стандартами, реализованными для повышения живучести, либо легковооруженные бойцы, иногда классифицируемые как патрульные корветы или патрульные фрегаты. Полученные конструкции можно лучше понять после прочтения Д.К. Обсуждение Брауном философии проектирования кораблей в его книге 9.0149 Будущее британского надводного флота: варианты для средних военно-морских сил . Автор описывает историю фрегатов Type 23 Duke  , которые изначально задумывались как относительно небольшие корабли, способные буксировать гидроакустические комплексы:

 

«Предполагаемый корабль был слишком дорогим, чтобы его можно было использовать, и все же он не мог защитить себя. Таким образом, вся концепция была философски «нестабильной» и должна была сократиться до уровня затрат, при котором ее потеря могла быть принята, или вырасти до стоимости более 100 миллионов фунтов, чтобы обеспечить некоторое оборонительное вооружение».

Похоже, что корветы, в отличие от ОПВ, находятся в опасной близости от упомянутой выше «неустойчивой» зоны. корветы и прочие корабли «флотилии» тоже страдают от установок, движимых аксиомами современного менеджмента. В мирное время, имея лишь ограниченные средства, мы расставляем приоритеты целей и сосредотачиваемся на, казалось бы, более важной «боевой силе», а не на «флотилии». Последний попадает в категорию «хорошо бы иметь», но это меняется в военное время. Винсент П. О’Хара, У. Дэвид Диксон и Ричард Уорт в своей книге On Seas Contested иллюстрирует усилия по строительству во время Второй мировой войны, предпринятые основными игроками, показывая количество кораблей, построенных во время войны, по категориям. Эти данные, дополненные простым поиском в Интернете и представленные в несколько иной форме, показывают, как растет число мелких комбатантов.

Зачем вообще существуют корветы? Кажется уместным задать такой вопрос, если все определение класса основано только на размере. Попыткой сделать обобщение может быть утверждение, что для крупных флотов военно-морских держав корветы выполняют определенную нишу, специализированные роли, такие как прибрежные противолодочные, патрульные или даже противоминные действия, в то время как для небольших флотов или сухопутных держав они, как правило, являются крупными кораблями. . Для большого флота они обещают относительно низкие затраты и большое количество корпусов. Строгий контроль спецификаций и требований, а также отказ от всего, что не связано с запланированной основной функцией корабля, необходимы для удержания их затрат в рамках бюджета. На противоположной стороне спектра небольшой флот будет движим желанием установить более мощные датчики и вооружение. Также могут представлять интерес мореходные качества и выносливость. Проблема в том, что любые попытки превратить эти небольшие боевые корабли в многоцелевые корабли подталкивают их к «нестабильной» зоне проектирования.

Самым слабым местом корветов, по-видимому, являются их возможности противовоздушной обороны, ограниченные, как правило, самообороной. Это означает, что, по крайней мере теоретически, корветы довольно легко уничтожить крылатыми ракетами или даже боеприпасами прямой наводки, сброшенными с самолетов. Чтобы преодолеть это ограничение, корветы должны действовать под прикрытием боевых сил или береговых оборонительных систем. Они также могли бы использовать тактику, известную из «Внешней воздушной битвы» времен холодной войны, стремясь убить стрелка, а не стрелка. Крылатые ракеты дают корветам непропорциональную мощность по сравнению с их размерами, но для эффективного использования такого оружия информационное превосходство является необходимой и лучшей защитой. Еще одна проблема, которая быстро возникает, — это количество боеприпасов в их распоряжении и их эффективность. Вертолеты и/или вооруженные БПЛА являются ценными активами для корветов, добавляя как огневую мощь, так и информационное превосходство. Еще один путь — обратиться за поддержкой к технологиям. Хорошим примером является шведский корвет Visby, разработанный под девизом 9.0143 Invisible, not Invincible , еще одна ракета CAMM, которая обеспечивает наведение на среднем курсе независимо от радара, что обещает локальную противовоздушную оборону для кораблей меньше, чем фрегат. Или, как уже упоминалось, беспилотные автомобили — это еще один способ, с помощью которого технологии могут обеспечить преимущество.

Разнообразие задач или функций, которые могут выполнять корабли флотилии, такие как корветы, очень велико и довольно часто не ожидалось , как показано ниже в выдержке из описания Википедии HMAS 9 Королевского флота Австралии.0143 Bathurst:  

«Двумя основными целями, для которых предназначались корабли, были траление мин и противолодочное сопровождение. Тем не менее, корветы выполняли широкий спектр задач, включая транспортировку войск и снабжения, бомбардировку, поддержку высадки десанта, обследование и гидрографическое картирование, а также оказание помощи выведенным из строя кораблям».

Так что же делать с кораблем столь широкого толка, удивительно полезным в военное время и в постоянном противоречии между ценностью и характеристиками? Если мы еще раз взглянем на типичные формы морской войны сэра Джулиана Корбетта…

«Для ясности мы можем суммировать все в табличном анализе, таким образом:

1. Методы обеспечения команды:
(a) Путем получения решения.
(b) Блокадой.

2. Способы оспаривания командования:
(а) Принцип «существующего флота».
(b) Незначительные контратаки.

3. Методы осуществления командования:
(a) Защита от вторжения.
(b) Нападение и защита торговли.
(c) Атака, оборона и поддержка военных экспедиций».

Корветы могут участвовать во всех них. Это просто зависит от нескольких факторов, таких как, обладает ли флот превосходством над противником, действует ли он самостоятельно или в составе сил коалиции. Небольшой флот, столкнувшийся с доминирующим противником, все еще может проводить небольшие контратаки, но под прикрытием союзных боевых сил он может переключиться на атаку или защиту торговли или блокаду.