Содержание

Потоплен первый авианосец. Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями]

Потоплен первый авианосец

Таково было плачевное состояние Воздушных Сил Флота, когда в первый же день войны немецкая подводная лодка потопила английский лайнер «Атения». 9 сентября, через 6 дней после этого события, авианосцы «Арк Ройял», «Корейджес» и «Гермес», каждый в сопровождении нескольких эсминцев, вышли в море на поиск подводных лодок. Первые 5 дней противолодочного патрулирования прошли спокойно. Но 14 сентября группа «Арк Ройяла» получила сообщение, что подводная лодка атаковала торговое судно всего в 200 милях от авианосца. «Арк Ройял» развернулся против ветра, увеличил скорость и приготовился поднять в воздух 3 истребителя-бомбардировщика «Скуа». Внезапно лейтенант Д. Винсент-Джонс, стоя на корме авианосца, заметил след торпеды, идущей прямо на корабль. Он кинулся к ближайшему телефону, чтобы сообщить на мостик о торпеде, однако телефон не работал. Почти в это же время старший сигнальщик Дж.Э. Холл, стоящий на мостике, тоже заметил пенистый след.

Он поднял тревогу, и «Арк Ройял» успел развернуться навстречу приближающимся торпедам, чтобы представлять собой как можно меньшую цель. 2 торпеды прошли мимо, одна из них взорвалась в кильватерной струе авианосца.

3 английских эсминца бросились в атаку на невидимую подводную лодку. Они начали сбрасывать глубинные бомбы. Первая же серия серьезно повредила субмарину, а вторая выбросила ее на поверхность. Когда поврежденная лодка появилась на поверхности, ее встретил шквал снарядов с эсминцев. Едва немецкие моряки успели покинуть свой корабль, как U-39 быстро затонула. Эсминцы подобрали 43 человека ее экипажа. Это была первая немецкая подводная лодка, потопленная во Второй Мировой войне.

Примерно в это же время 3 истребителя-бомбардировщика «Скуа» с «Арк Ройяла» заметили на поверхности другую подводную лодку. Она пыталась потопить брошенное экипажем торговое судно, которое ранее вызывало помощь. Когда самолеты приблизились, лодка погрузилась. «Скуа» сбросили бомбы на место погружения субмарины.

Однако бомбы взорвались раньше, чем низколетящие самолеты успели выйти из опасной зоны. 2 «Скуа» получили серьезные повреждения и были вынуждены сесть на воду. Третий самолет около 20 минут кружил над покинутым торговым судном, пока подводная лодка снова не показалась на поверхности. Тогда «Скуа» обстрелял ее из пулеметов, но вскоре был вынужден прекратить бой, так как у него кончался бензин. Когда самолет улетел, U-30 подобрала 4 человека экипажей сбитых «Скуа» и снова погрузилась. 6 «Суордфишей» «Арк Ройяла» прилетели как раз вовремя, чтобы проследить, как она добивает торпедой транспорт. Самолеты сбросили бомбы на подводную лодку, но безрезультатно.

Казалось бы, что с потоплением одной из 2 обнаруженных подводных лодок противолодочный поиск больших авианосцев увенчался успехом. Но через 3 дня все переменилось. 17 сентября авианосец «Корейджес», вышедший в свой второй противолодочный поход, находился в 350 милях от мыса Лендз Энд. В 18.00 авианосец был замечен подводной лодкой U-29.

В этот момент 2 из 4 эсминцев сопровождения отделились, чтобы помочь торговому судну. Только через 2 часа подводная лодка сумела выйти в атаку, и то лишь потому, что авианосец развернулся против ветра, чтобы принять самолет. U-29 выпустила в него 3 торпеды, 2 из них попали в цель. Через 15 минут «Корейджес» затонул, унеся с собой 519 офицеров и матросов из 1260 человек экипажа. «Корейджес» стал первым авианосцем, потопленным в этой войне, который погиб всего через 2 недели после начала военных действий.

После гибели «Корейджеса» «Арк Ройял» и «Гермес» прекратили противолодочное патрулирование. Было решено, что большие авианосцы слишком уязвимы, чтобы рисковать ими в такой охоте.

Следующий поход «Арк Ройял» совершил в Северное море, к берегам Норвегии. Вместе с 2 линейными крейсерами и группой эсминцев он должен был прикрыть возвращение поврежденной подводной лодки, которая не могла погружаться. Утром 26 сентября патрульный «Суордфиш» заметил 3 больших немецких летающих лодки. «Арк Ройял» немедленно поднял 9 истребителей «Скуа». Ни один из английских кораблей не имел радара, и прошло некоторое время, прежде чем истребители сумели обнаружить самолеты противника. Когда показались истребители, летающие лодки немедленно повернули назад, сопровождаемые ливнем пуль. Одна из них была вынуждена снизиться, а затем сесть на воду. Ее экипаж замахал белыми комбинезонами в знак капитуляции. Позднее английский эсминец подобрал всех 4 человек. Это был первый немецкий самолет, сбитый в ходе войны.

Но теперь противник знал координаты английского соединения, и вскоре с аэродромов взлетели 9 Не-111 и 4 Ju-88, чтобы атаковать английские корабли. Бомбардировщик Ju-88 имел скорость 270 миль/час и мог нести 4000 фунтов бомб. Атака «Арк Ройяла» стала боевым дебютом этого самолета.

Немецкие самолеты были замечены, когда подходили на высоте 6000 футов. На этом театре военных действий теперь будет часто повторяться такая странная картина: чтобы отбить воздушную атаку, английский авианосец опускает все самолеты, включая истребители, в ангар. С них сливают топливо, чтобы уменьшить опасность пожаров. Лишь зенитные орудия авианосца и кораблей сопровождения обеспечивали защиту от вражеских бомбардировщиков. Было более чем сомнительно, что «Скуа» сумеют остановить Не-111, который имел скорость на 30 миль/час больше. Про Ju-88 говорить вообще не приходилось.

Десятки зенитных орудий открыли огонь по приближающимся бомбардировщикам. Строй немецких самолетов рассыпался. По английским донесениям, они поспешно сбросили бомбы и ушли, так и не атаковав корабли. Исключением был один Ju-88, который все-таки спикировал на «Арк Ройял» и сбросил бомбу с высоты 1200 футов. Большой авианосец резко накренился, разворачиваясь на полном ходу, чтобы уклониться от бомбы.

Она взорвалась в 30 ярдах от борта авианосца, не причинив никаких повреждений, за исключением нескольких разбитых тарелок и других хрупких предметов. Затем бомбардировщик совершил еще один заход и обстрелял авианосец из пулеметов. Все орудия, какие могли стрелять, обрушились на Ju-88, и он тоже улетел прочь.

Немецкие источники утверждают, что самолеты атаковали несколько кораблей (одна бомба попала в линейный крейсер «Худ», но не взорвалась и повреждений не нанесла). Ju-88, атаковавший «Арк Ройял», пилотировал капрал Адольф Франке, бывший авиаинженер. Тучи вынудили его прервать первый заход на цель, но во время второго пике он сбросил две 1000-фн бомбы. Вернувшись за базу, Франке сообщил, что сбросил бомбы на авианосец. Он добавил, что, кажется, добился прямого попадания, но не уверен в этом. Но уж совершенно точно – он не утверждал, что потопил авианосец. Немецкое министерство пропаганды сделало это за него. Газеты и журналы в огромных заголовках немедленно объявили о потоплении «Арк Ройяла». Была даже напечатана детская книжка «Как я потопил «Арк Ройял», вероятно, написанная Франке. Главнокомандующий Люфтваффе Герман Геринг прислал ошарашенному пилоту телеграмму с поздравлениями, произвел его в обер-лейтенанты и наградил Железным Крестом.

Немецкое радио теперь часто задавало ехидный вопрос: «Где теперь «Арк Ройял»?» Сначала Адмиралтейство просто игнорировало эту шумиху, но в одно из воскресений, после того как «Арк Ройял» вернулся в порт, американский морской атташе в Лондоне получил приглашение посетить богослужение на корабле.

Он написал в своем рапорте, что «Арк Ройял» совершенно невредим.

В Германии часть офицеров, в основном товарищи Франке, сообразили, что именно произошло, и продолжали относиться к пилоту все так же тепло. Другие обвиняли злополучного летчика в намеренном обмане. Через 2 года Франке покончил с собой.

Однако Королевский Флот еще не подозревал, что решительная атака Франке была провозвестником страшных ударов, которые Х авиакорпус еще обрушит на английские авианосцы. В Германии межведомственную борьбу за контроль над морской авиацией выиграл Герман Геринг и включил ее в состав своих Люфтваффе. Когда Германия начала войну, 10-я авиадивизия генерал-лейтенанта Фердинанда Гейслера была единственным соединением Люфтваффе, специально обученным действиям против вражеских кораблей. Сам Гейслер ранее был морским офицером и перешел в авиацию лишь в 1935 году. В сентябре 1939 года в распоряжении генерала Гейслера имелись только 2 авиаполка, насчитывающие около 60 бомбардировщиков Не-111 и несколько новейших Ju-88.

Именно самолеты 10-й авиадивизии атаковали «Арк Ройял».

В конце месяца соединение Гейслера получило статус авиакорпуса, и уже в следующем году сыграло огромную роль в ходе военных действий.

После этого «Арк Ройял» направился в Южную Атлантику на поиски немецкого карманного линкора «Адмирал граф Шпее», который угрожал британскому торговому судоходству. К поискам рейдера были подключены авианосцы «Глориес», «Гермес», «Игл» и даже маленький «Аргус», а также множество других кораблей. «Арк Ройял» и линейный крейсер «Ринаун» покинули отечественные воды 2 октября 1939 года и взяли курс на юг, чтобы присоединиться к другим охотникам. Так как кораблям предстояло пройти большое расстояние на высокой скорости, чтобы попасть в район действий немецкого рейдера, с «Арк Ройялом» и «Ринауном» не было эсминцев. Лишь в Южной Атлантике к ним должны были присоединиться 3 эсминца из Кейптауна.

Отсутствие эсминцев сыграло с англичанами злую шутку. 19 октября самолет «Арк Ройяла» заметил неизвестное судно, которое было опознано как американский сухогруз. Два больших корабля не могли останавливаться для досмотра из опасения подвергнуться атаке подводных лодок, и незнакомцу было позволено проследовать своим путем. Позднее выяснилось, что на самом деле это было немецкое судно снабжения «Альтмарк», с которого несколько раз заправлялся «Граф Шпее». (Позднее «Альтмарк» был взят на абордаж в норвежских водах английским эсминцем «Коссак» капитана 1 ранга Филиппа Л. Вайэна, о котором мы еще услышим.)

На следующий день было встречено греческое торговое судно, которое отказалось остановиться для досмотра даже после того, как самолет сбросил бомбу у него прямо по курсу. 21 октября к «Арк Ройялу» и «Ринауну» присоединились 3 эсминца. Иногда в состав Соединения К, как теперь называлась эскадра, входили другие корабли. Авианосные самолеты продолжали прочесывать тысячи квадратных миль океана.

Патрульные полеты над пустынным океаном, когда не видишь ничего, кроме моря и неба, крайне занудны и утомительны. Но однажды скука была прервана трагедией. Во время совместного полета 2 «Суордфиша» попали в тучу. Самолеты слишком сблизились, и пропеллер одного из них отрубил хвост другого. Пилот пострадавшего торпедоносца сначала подумал, что у него заело управление. Он огляделся вокруг и обнаружил, что его самолет лишился хвостового оперения. Летчики на этих самолетах обычно не надевали парашюты, а держали рядом, чтобы надеть только в случае необходимости прыгать. После того как самолеты столкнулись, один пулеметчик выпрыгнул из кабины, забыв про парашют. Он упал в воду с высоты 3000 футов, но остался жив. Из экипажей двух самолетов погибли 2 человека.

Соединение К патрулировало в Южной Атлантике в течение октября, ноября и начала декабря с короткими заходами во Фритаун и Кейптаун для дозаправки. В конце ноября Соединение К и «Граф Шпее» разошлись на встречных курсах вне радиуса действия воздушного патруля авианосца.

13 декабря стало несчастливым днем для немецкого рейдера. В 18.14 он был замечен соединением из 3 английских крейсеров. Хотя немецкий карманный линкор превосходил по огневой мощи всю английскую эскадру, английский адмирал принял бой. Рейдер был поврежден, и ему пришлось искать убежища в Монтевидео. Однако английские крейсера тоже серьезно пострадали и остались почти без боеприпасов. «Арк Ройял» и «Ринаун» находились в 2000 миль и 3 днях пути от места боя. Оба корабля сразу же на полной скорости помчались к Монтевидео. Но на высокой скорости топливо расходовалось очень быстро, а корабли находились в море уже 2 недели, когда «Граф Шпее» был загнан в ловушку. Английские корабли были вынуждены сделать остановку на 12 часов в Рио-де-Жанейро, чтобы принять топливо. В это время немецкий рейдер мог попытаться прорваться в море, а английские крейсера, которые его караулили, просто не могли принять бой. В Рио-де-Жанейро большая немецкая колония просто не поверила своим глазам, когда увидела, что «Арк Ройял» вошел в порт и принимает топливо. Берлинская пропаганда убедила их, что авианосец потоплен лейтенантом Франке. Одна из газет Рио даже сообщила, что порт посетила самая большая в мире подводная лодка!

Командир немецкого рейдера получил сообщение, что «Арк Ройял» и «Ринаун» идут к Монтевидео. Хотя английские корабли еще находились в пути, был пущен слух, что они подошли к порту и скрываются за горизонтом, ожидая выхода «Графа Шпее» в море. Чтобы не вести свою команду на убой в безнадежном бою с превосходящими силами, немецкий капитан затопил карманный линкор на внешнем рейде. Таким образом, самолеты «Арк Ройяла» потеряли возможность атаковать линкор, хотя бы и карманный.

Осенью 1939 года «Фьюриес» был единственным авианосцем в составе Флота Метрополии. Днем 13 октября он стоял на якоре в северной части гавани Скапа Флоу, главной базы британского флота, находящейся на Оркнейских островах. Рядом с ним стоял линкор «Ройял Оук» (29150 тонн). Завершив погрузку припасов, авианосец перешел на другую якорную стоянку, а вечером вместе с главными силами флота вышел в море. Ночью около 1.00 немецкая подводная лодка U-47 незаметно проникла в гавань и выпустила 3 торпеды в «Ройял Оук». Старый линкор перевернулся и через 13 минут затонул, унеся с собой 883 офицера и матроса.

Днем 14 октября «Фьюриес» вместе с другими кораблями занимался бесплодными поисками этой подводной лодки. Авианосец имел на борту 6 «Суордфишей», и хотя имелись 6 пилотов, нехватка летного состава вынудила старшего помощника командира авианосца и лейтенанта резерва ВМФ, который никогда ранее не летал, подняться в воздух в качестве наблюдателей. Вот таким было состояние английской авианосной авиации в начале войны.

Флот Метрополии временно покинул базу Скапа Флоу, пока не будет обеспечена защита якорной стоянки от вражеских самолетов и подводных лодок. «Фьюриес» находился в море в составе соединения, которое должно было перехватить немецкий карманный линкор «Дойчланд», если тот попытается прорваться в Атлантику, что англичане считали вполне возможным. После этого «Фьюриес» и линейный крейсер «Рипалс» образовали Соединение L, сопровождавшее конвой в Галифакс. Потом до середины декабря 1939 года оба корабля действовали у берегов Ньюфаундленда и Канады. В результате Флот Метрополии на 6 недель остался вообще без авианосцев.

Соединение L вышло из Галифакса 10 декабря, сопровождая первый конвой с канадскими войсками, направляющийся в Великобританию. На переходе «Фьюриес» и один из войсковых транспортов едва не столкнулись с одиночным торговым судном, совершавшим переход через океан в обратном направлении. Судно в ночной темноте прошло так близко от борта «Фьюриеса», что половина радиомачт авианосца, находившихся в горизонтальном положении, была снесена. Ни один из кораблей не имел радара, и опасность столкновения преследовала конвой на всем его пути, так как по соображениям безопасности командованию базы в Ливерпуле не было сообщено о графике следования канадского конвоя.

После прибытия в Англию «Фьюриес» оставался в порту до конца февраля, после чего был отправлен на верфь ВМФ в Плимут на ремонт. Пожилой авианосец снова вошел в состав действующего флота 26 марта 1940 года.

«Сталин» потоплен?

«Сталин» потоплен? Зимой 1942 г. немецкие бомбардировщики продолжали периодически появляться над Беломорьем. 11 января они внезапно атаковали сторожевой корабль СКР-80, несший дозорную службу в полярной мгле в районе горла Белого моря. Первая бомба взорвалась в 40–50 метрах

Первый американский авианосец

Первый американский авианосец В течение Первой Мировой войны американский флот с интересом наблюдал за развитием английских авианосцев. Когда в апреле 1917 года Соединенные Штаты вступили в войну, их морская авиация состояла всего лишь из 54 самолетов. Когда через 19

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise)

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,

Его величество авианосец

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)Владимир ЩербаковПродолжение. Начало см. в ТиВ № 9-12/2004 г., № 2–6,8,10,11/2005 г., № 1,3,4/2006 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАКогда враг невидим30 сентября 2003 г. «Энтерпрайз» с кораблями

Его величество авианосец

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС США«Большой пожар»Следует заметить, что война во Вьетнаме причинила много хлопот

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise)

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 —

Его величество авианосец

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)Владимир ЩербаковПродолжение. Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г.В статье использованы фото ВМС н ВВС СШАФото на заставке: АВМА — Энтерпрайз» (вверху) и АВМА «Карл Винсон» — два рукотворных

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической

Его величество авианосец

Его величество авианосец В статье использованы фото ВМС

Его величество авианосец

Его величество авианосец Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9/2004 г. В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПредыстория создания атомного авианосного флотаПосле окончания Второй мировой войны военно-политическое руководство США основываясь на

Его величество авианосец

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise)Владимир ЩербаковВ статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2–6,8,10/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАГодовщина «дня позора»7 декабря

Гибель авианосца «Корейджес»: как охотник стал жертвой

Группы из авианосцев и эсминцев должны были охотиться за немецкими подлодками. Топить «стальных акул» и защищать британские суда. Но вышло наоборот: тонул «охотник» — огромный, грозный авианосец. А рядом, на глубине, затаилась его победительница — подводная лодка. Так 80 лет назад встретил свой конец авианосец «Корейджес».

В годы Первой мировой Великобритания недооценила угрозу со стороны немецких подводных лодок, что привело к катастрофе. До войны важные лорды Адмиралтейства, уповавшие на мощь эскадр линкоров и крейсеров, считали субмарину нечестным и небританским оружием. А подводников называли пиратами и хотели вешать их на рее.

По другую же сторону Северного моря, в Германии, на подлодки смотрели совершенно иначе. С началом войны на море развернулась бойня. Кайзеровские подводники топили военные корабли и торговые суда, усеивая морское дно железом.

И хотя немцы войну проиграли, ужас подводной угрозы надолго поселился в сердцах гордых британцев. Они решили избавиться от угрозы, запретив субмарины везде и повсюду с помощью договоров на конференциях.

Но ничего не получилось. Лодки остались, хотя теперь их действия оказались строго зажаты в тиски международного права. Впрочем, Великобритания готовилась к борьбе с ними не только законами. К примеру, подводным лодкам должна была противодействовать морская авиация.

Авианосцы-охотники

Во время Первой мировой действия британских противолодочных кораблей не имели большого успеха. Но теперь в Королевском флоте были авианосцы. Считалось, что они в сопровождении флотилии современных эсминцев, имеющих «асдики» (активный гидролокатор), станут грозным противником подлодок.

Выйдя в море, авианосец мог контролировать огромную территорию, заменив собой много кораблей ПЛО. Палубные самолёты патрулировали бы окрестные воды и искали бы вражеские субмарины. При их обнаружении пилоты могли или сами атаковать, или вызвать эсминцы.

Авианосец «Корейджес»

Но у этой замечательной теории были недостатки.

Великобритания имела в составе своего флота всего четыре авианосца, а её палубная авиация находилась в весьма ущербном состоянии. Причина этого крылась в том, что англичане пренебрегли развитием палубников в пользу истребителей и бомбардировщиков берегового действия. В итоге Королевский флот имел менее двухсот самолётов корабельного базирования, 150 из которых были устаревшими бипланами‑торпедоносцами.

Парадоксально, но факт. Сознавая, какую важную роль могут сыграть палубные самолёты в противолодочной обороне, Адмиралтейство не готовило их к этой роли. Приоритет в подготовке пилотов отдавался нападению на вражеские линкоры, а к атакам подлодок их не готовили вовсе.

Морское ведомство выдвинуло другую идею — создавать небольшие противолодочные авианосцы с десятком самолётов на борту. Они должны будут патрулировать воды и защищать судоходство от нападения подводных лодок. Считалось, что для создания таких мини-авианесущих кораблей можно использовать танкеры, надстроив на них взлётную палубу.

Верхняя палуба авианосца «Фьюриес», 1918

Идея была хорошая. Но до начала Второй мировой оставалась не более чем теорией.

Все силы в бой

С началом новой войны выяснилось, что Британия к ней совершенно не готова. Немецкие подлодки активно действовали. Борьбу с ними начал новый глава Адмиралтейства — Уинстон Черчилль. Как человек кипучей энергии, он использовал все имевшиеся средства, которых было немного.

Черчилль решил бросить в бой авианосцы, создав из них вместе с эсминцами поисковые группы ПЛО. По сути это был акт отчаяния, ведь риск потери ценных кораблей был велик. Но у Черчилля не было выбора — судоходству требовалась защита.

Выведенные заранее в море немецкие субмарины уже перехватывали и топили британские суда. Для поиска и уничтожения «стальных акул» морское ведомство отправило авианосцы «Арк Ройал» и «Корейджес».

«Арк Ройал», 1939

«Арк Ройал» вышел в море из Скапа-Флоу 3 сентября 1939-го. Вечером того же дня из Плимута в поход отправился «Корейджес». Уже 14 сентября прозвенел тревожный звонок — «Арк Ройал» атаковала подлодка U-39. Но немецкие торпеды в цель не попали, а сама субмарина вскоре была потоплена эсминцами.

В Адмиралтействе ликовали — тактика авианосных групп себя оправдала. Однако там никого не насторожила мысль, что лодка первой атаковала «Арк Ройал». То есть охотник на ПЛ может поменяться местами с жертвой, став ею сам.

Увы, это и произошло с «Корейджесом» спустя три дня.

Гибель охотника

17 сентября авианосец с эскортом возвращался на базу. Внезапно поступил сигнал бедствия с торгового судна, атакованного подлодкой. На помощь были отправлены самолёты и два эсминца. «Корейджес» остался с двумя эскортами.

Когда командир U-29 Отто Шухарт заметил в перископ летящий биплан, он понял, что рядом — авианосец. Вскоре немцы обнаружили «Корейджес», но догнать корабль и сблизиться для атаки им не удавалось. Всплыть мешали самолёты, а движение под водой было медленным.

U-29

Преследуя цель, Шухарт упрямо расходовал батарею полтора часа. И вдруг случилось чудо.

Авианосец резко изменил курс, чтобы принять самолёты. Теперь он шёл прямо на U-29.

Но условия для атаки всё ещё были плохими. Солнце светило в перископ, мешая Шухарту. Поэтому тот решил стрелять «на глазок».

U-29 выпустила три «угря» и сразу ушла на глубину. Немцы не видели результата атаки, но слышали его. Взрывы были такой силы, что подводники решили: их собственная лодка повреждена. В победе над авианосцем они и не сомневались .

«Корейджес» получил две торпеды, окутался взрывами, пламенем и стал заваливаться на левый борт. Эту картину наблюдали пассажиры голландского лайнера «Вендам», проходившего рядом. Спустя 20 минут корабль затонул. На нём погибло 518 из 1260 человек экипажа.

Тонущий «Корейджес»

Эсминцы начали охоту на субмарину. U-29 крепко трясло от взрывов глубинных бомб, но она сумела уцелеть. Переждав опасность на глубине, Шухарт всплыл и отправил донесение о своём успехе.

«Корейджес» стал первой жертвой британского флота. Ценой, которую островитяне заплатили за недальновидность довоенной политики Адмиралтейства. Гибель авианосца показала, что субмарина продолжает оставаться грозным противником для любого надводного корабля. Британцам было над чем задуматься. Впереди были трудные времена.

Авианосец США прибыл в Южную Корею в качестве предупреждения Северной Корее в демонстрации силы, предназначенной для отправки сообщения Северной Корее.

Военный корабль США «Рональд Рейган» и корабли сопровождающей его ударной группы пришвартовались к военно-морской базе в южном портовом городе Пусан перед совместными учениями с южнокорейскими силами.

Его прибытие знаменует собой наиболее значительное развертывание в рамках новой инициативы, направленной на то, чтобы больше американских «стратегических активов» действовало в этом районе для сдерживания Северной Кореи.

Командир ударной группы контр-адмирал Майкл Доннелли сообщил журналистам на борту корабля, что визит был направлен на установление союзнических отношений и повышение оперативной совместимости между военно-морскими силами.

«Мы оставляем обмен сообщениями дипломатам», — сказал он, когда его спросили о каком-либо сигнале в Северную Корею, но добавил, что совместные учения гарантируют, что союзники смогут реагировать на все угрозы.

«Это возможность для нас попрактиковаться в тактике и операциях», — сказал Доннелли.

Президент Южной Кореи Юн Сук Ёль настаивал на проведении дополнительных совместных учений и других демонстраций военной мощи в качестве предупреждения Северной Корее, которая в этом году провела рекордное количество ракетных испытаний и, похоже, готовится возобновить ядерные испытания в первый раз. время с 2017 года.

Северная Корея осудила предыдущие военные развертывания США и совместные учения как репетиции войны и доказательство враждебной политики Вашингтона и Сеула. Учения также вызвали протесты борцов за мир, которые говорят, что они усиливают напряженность в регионе.

На прошлой неделе Соединенные Штаты заявили, что визит авианосца был «четкой демонстрацией» их приверженности развертыванию и применению стратегических средств для сдерживания Пхеньяна и укрепления региональной безопасности.

[1/4]  Авианосец ВМС США «Рональд Рейган» стоит на якоре в порту Пусана, Южная Корея, 23 сентября 2022 г. упоминание о Северной Корее, имея в виду только «регулярное посещение порта» и подчеркивая, что члены экипажа посещают Пусан, чтобы стать волонтерами в детских домах и исследовать музыкальную сцену K-pop.

Официальные лица отказались предоставить информацию о предстоящих совместных учениях, но сказали, что авианосец будет находиться в порту «несколько дней». Всего через несколько часов после того, как корабль пришвартовался, выстроились длинные очереди членов экипажа, которые сдавали тесты на COVID-19, прежде чем их отвезли в город на автобусе.

Один из членов экипажа, попросивший не называть его имени, поскольку он не уполномочен общаться со СМИ, сказал, что они с нетерпением ждут перерыва, но геополитическая напряженность присутствует постоянно.

900:30 «Вы никогда не сможете забыть, для чего мы все здесь», — сказал Рейтер член экипажа.

Это первый визит американского авианосца в Южную Корею с 2018 года. С тех пор многие учения были сокращены или отменены из-за дипломатических усилий с Северной Кореей или из-за пандемии COVID-19.

Визит авианосца полезен для подачи политических сигналов, успокоения Сеула и обучения южнокорейских сил, но, вероятно, мало что делает для дальнейшего сдерживания Северной Кореи, сказал Мэйсон Ричи, профессор Ханкукского университета иностранных языков в Сеуле.

«Визит авианосной группы, конечно, мало что дает — на самом деле, он, скорее всего, наоборот — отбивает у Пхеньяна охоту разрабатывать новые ядерные вооружения и системы доставки, а также обычные средства», — сказал он.

Тем не менее это подчеркивает, что при Юне союзники рассматривают более тесную военную координацию и оперативную совместимость как лучший способ иметь дело с Северной Кореей, добавил Ричи.

Возникло множество вопросов по поводу роли примерно 28 500 военнослужащих США, дислоцированных в Южной Корее, в случае возникновения конфликта из-за Тайваня.

Доннелли сказал, что такие вопросы предназначены для вышестоящих политиков, но добавил, что сотрудничество с союзниками-единомышленниками, такими как Южная Корея, является ключевой частью усилий ВМС США по поддержанию региональной безопасности и стабильности, которые существуют уже более семи десятилетий.

Отчет Джоша Смита; Под редакцией Линкольна Фиста и Джерри Дойла

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Покупка F-35A вызывает вопросы по программе южнокорейских авианосцев

Покупка F-35A вызывает вопросы по программе южнокорейских авианосцев — USNI News

«,»sameAs»:[]}]}

Главная » Авиация » Покупка F-35A вызывает вопросы по программе южнокорейских авианосцев



Автор: Тим Фиш

Концепция авианосца CVX ВМС Республики Корея. RoK Navy Image

Ожидается, что Южная Корея закупит 20 новых истребителей-невидимок F-35A Block 4 Lightning II для ВВС Республики Корея (RoKAF), что вызывает вопросы о будущем программы южнокорейских авианосцев.

Ожидается, что решение будет объявлено позже в этом месяце, согласно сообщениям местных СМИ, а самолет планируется представить не ранее середины 2020-х годов. Но эти планы указывают на более широкий сдвиг в оборонной позиции Южной Кореи и сигнализируют об изменении приоритетов угроз с точки зрения Сеула.

Есть предположение, что продвижение проекта F-35A будет происходить за счет планов ВМС Республики Корея (РКН) по закупке легкого авианосца водоизмещением 30 000 тонн, получившего название CVX, и аналогичного сопутствующего количества около 20 самолетов. Вариант F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Малозаметные истребители F-35A для Королевских ВВС предназначены для использования в качестве средства упреждающего удара и контрудара по северокорейским военным объектам, пусковым установкам и местам хранения ядерного оружия. Это привлекает внимание к потенциальным угрозам непосредственно на Корейском полуострове и нестабильном соседе Южной Кореи. Королевские ВВС уже имеют на вооружении 40 самолетов F-35A Block 3.

Между тем, легкий авианосец предназначен для действий против более удаленных угроз в поддержку экспедиционных операций дальше от Южной Кореи. Решение о покупке F-35A, скорее всего, будет означать задержку с закупкой CVX. Стоимость обоих комплектов самолетов оценивается примерно в 3 миллиарда долларов.

Изменение приоритетов связано с недавней сменой правительства в Сеуле, где после мартовских выборов президент Юн Сук Ёль от партии «Народная власть» сменил бывшего президента Мун Чжэ Ина от Демократической партии. Кореи.

Ким Джэ Ёп, старший научный сотрудник Института глобальной стратегии Сонгьюн (SIGS) Университета Сонгюнгван, рассказал USNI News, что CVX был «знаменательным проектом» для Муна, «который активно стремился расширить фокус модернизации обороны Кореи за пределы угроз из Пхеньяна».

Два F-35A Lightning II из 354-го истребительного авиаполка, база ВВС Эйлсон, Аляска, вылетают из стратотанкера KC-135, приписанного к 117-й воздушной заправочной эскадрилье, авиабаза Национальной гвардии Форбс-Филд, штат Канзас, над Индо-Тихоокеанским регионом , 10 марта 2022 г. Фотография ВВС США

Ким объяснил, что одной из движущих сил этого расширения было предоставление РК возможности противостоять Японии после торговых споров и морского столкновения в Восточном море в 2019 году. Мун хотел, чтобы военно-морскому флоту иметь собственный авианосец, чтобы противостоять военно-морской мощи Японии после того, как она решила преобразовать два своих вертолетоносца класса «Идзумо» в легкие авианосцы.

В результате за последние два десятилетия Южная Корея вложила средства в эсминцы с системой «Иджис», новые классы подводных лодок и пару десантных кораблей Landing Platform Helicopter (LPH).

Похоже, у Юна совсем другие приоритеты в оборонной модернизации.

«Его правительство считает, что усиление сдерживания растущего арсенала оружия массового уничтожения Пхеньяна, включая ядерное оружие и баллистические ракеты, является более важным и безотлагательным», — сказал Ким.

Это означает, что решение F-35A является лучшим вариантом, сказал Ким. Однако RoKAF ограничен более старыми самолетами.

В арсенале Королевских ВВС более 400 самолетов, включая более 100 истребителей F-4 Phantom и F-5 1970-х и 1980-х годов.

«Эти истребители обвиняют в гибели пилотов ВВС из-за ряда летных происшествий», — сказал Ким.

По его словам, они будут заменены самолетами отечественного производства KF-21 с 2026 года и легким боевым истребителем FA-50, а также F-35.

Решение CVX вызвало споры с момента его объявления в Среднесрочном плане обороны (MTDP) на 2021–2025 годы, опубликованном в 2020 году. Это центральный элемент стремления РК стать военно-морским флотом открытого моря. Ему не удалось обеспечить финансирование, несмотря на подписанный в октябре 2021 года меморандум о взаимопонимании между Korean Aerospace Industries и Hyundai Heavy Industries по проектированию и разработке CVX.

Ким сказал, что, по его мнению, поскольку предполагалось, что CVX будет проводить операции на Корейском полуострове и вокруг него, например, вдоль побережья Северной Кореи или рядом со спорными островами, такими как Токто (или скалы Лианкур), это не лучшее использование дорогой актив, когда были доступны альтернативы.