АТОМОХОД • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. И. Лелеков

АТОМОХО́Д, гра­ж­дан­ское суд­но или во­ен­ный ко­рабль с ядер­ной энер­ге­тической ус­та­нов­кой. По срав­не­нию с су­да­ми, обо­ру­до­ван­ны­ми си­ло­вы­ми ус­та­нов­ка­ми на тра­диц. ор­га­нич. то­п­ли­ве, А. об­ла­да­ют прак­ти­че­ски не­ог­ра­нич. ав­то­ном­но­стью пла­ва­ния, боль­шей мощ­но­стью на ва­лу, спо­соб­но­стью дли­тель­но под­дер­жи­вать вы­со­кую ско­рость хо­да. Впер­вые ядер­ны­ми энер­ге­тич. ус­та­нов­ка­ми в сер. 1950-х гг. бы­ли обо­ру­до­ва­ны под­вод­ные лод­ки, что обес­пе­чи­ло прин­ци­пи­аль­ное улуч­ше­ние их так­ти­ко-тех­нич. ха­рак­те­ри­стик [ско­рость в под­вод­ном по­ло­же­нии – бо­лее 44 уз­лов (80 км/ч), макс. глу­би­на по­гру­же­ния – ок. 1000 м, воз­мож­ность кру­го­свет­но­го под­вод­но­го пла­ва­ния без за­хо­да в пор­ты, в т. ч. по­до льда­ми]. Пер­вое в ми­ре атом­ное суд­но граж­дан­ско­го на­зна­че­ния – ле­до­кол «Ле­нин» (Рос­сия) всту­пил в эк­с­плу­а­та­цию в 1959.

Атомоход «Вайгач» (Россия, 1990).

Си­ло­вая ус­та­нов­ка А. вклю­ча­ет в се­бя ядер­ный ре­ак­тор на те­п­ло­вых или бы­ст­рых ней­тро­нах и па­ро- или га­зо­тур­бин­ную энер­ге­тич. ус­та­нов­ку, пре­об­ра­зую­щую вы­ра­ба­ты­вае­мую в ядер­ном ре­ак­то­ре те­п­ло­ту в ме­ха­нич. или элек­трич. энер­гию, со­от­вет­ст­вен­но греб­ные вин­ты при­во­дят­ся в дей­ст­вие ли­бо от тур­би­ны (че­рез пе­ре­да­точ­ный ме­ха­низм), ли­бо от элек­трич. дви­га­те­лей. Как и обыч­ная АЭС, ядер­ная энер­ге­тич. ус­та­нов­ка А. мо­жет ра­бо­тать по од­но-, двух- или трёх­кон­тур­ной те­п­ло­вой схе­ме. В ка­че­ст­ве те­п­ло­но­си­те­ля и ра­бо­че­го те­ла при­ме­ня­ют­ся во­да, во­дя­ной пар, жид­кие ме­тал­лы и ор­га­нич. ве­ще­ст­ва, га­зы.

Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны на А. двух­кон­тур­ные энер­ге­тич. ус­та­нов­ки с во­до-во­дя­ны­ми ядер­ны­ми ре­ак­то­ра­ми, по­сколь­ку они ком­пакт­ны, про­сты в уп­рав­ле­нии, от­ли­ча­ют­ся по­вы­шен­ной ус­той­чи­во­стью к кач­ке и диф­фе­рен­там. Для дос­ти­же­ния боль­шей ком­пакт­но­сти ядер­но­го ре­ак­то­ра в нём ис­поль­зу­ют толь­ко вы­со­ко­обо­га­щён­ный уран (обо­га­ще­ние по 235U 20–45%). Для обес­пе­че­ния ра­диа­ци­он­ной безо­пас­но­сти ре­ак­тор ок­ру­жа­ют био­ло­гич. за­щи­той (её мас­са дос­ти­га­ет 40% от мас­сы всей ядер­ной энер­ге­тич. ус­та­нов­ки). Сни­же­нию мас­сы и га­ба­рит­ных раз­ме­ров си­ло­вой ус­та­нов­ки А. спо­соб­ст­ву­ет ис­поль­зо­ва­ние кон­ст­рукц. эле­мен­тов пер­во­го кон­ту­ра в ка­че­ст­ве эле­мен­тов био­ло­гич. за­щи­ты. Жид­ко­ме­тал­лич. те­п­ло­но­си­те­ли (напр., сплав сви­нца и вис­мута) по­зво­ля­ют до­пол­ни­тель­но сни­зить мас­сога­ба­рит­ные по­ка­за­те­ли ядер­ных энер­ге­тич. ус­та­но­вок, де­лая их при­год­ны­ми для ис­поль­зо­ва­ния на ко­раб­лях и су­дах с ма­лым во­до­из­ме­ще­ни­ем (до 10 тыс. т и ни­же). Пер­спек­тив­но при­ме­не­ние на А. од­но­кон­тур­ных си­ло­вых ус­та­но­вок с ки­пя­щим ядер­ным ре­ак­то­ром, а так­же ядер­ных га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей (при ис­поль­зо­ва­нии од­но­кон­тур­ной те­п­ло­вой схе­мы и ге­лие­во­го те­п­ло­но­си­те­ля), что ещё бо­лее сни­зит мас­со­га­ба­рит­ные по­ка­за­те­ли и даст воз­мож­ность стро­ить А. с но­вы­ми прин­ци­па­ми под­дер­жа­ния пла­ву­че­сти (ко­раб­ли и су­да на воз­душ­ной по­душ­ке, эк­ра­но­пла­ны и др.).

Сня­тие А. с экс­плуа­та­ции яв­ля­ет­ся слож­ной на­уч.-тех­нич. и эко­но­мич. про­бле­мой, ре­ше­ние ко­то­рой свя­за­но с не­об­хо­ди­мо­стью обес­пе­че­ния вы­со­кой сте­пе­ни ра­диа­ци­он­ной безо­пас­но­сти пер­со­на­ла и ок­ру­жаю­щей сре­ды при де­мон­та­же ре­ак­то­ра и пр. обо­ру­до­ва­ния ядер­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки и ути­ли­за­ции не­при­год­ных для даль­ней­ше­го ис­поль­зо­ва­ния сня­тых уз­лов и ме­ха­низ­мов.

Т. к. ядер­ные энер­ге­тич. ус­та­нов­ки зна­чи­тель­но эф­фек­тив­нее тра­диц. па­ро­тур­бин­ных, чис­ло А. в ми­ре по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся. Ядер­ны­ми си­ло­вы­ми ус­та­нов­ка­ми обо­ру­ду­ют ле­до­ко­лы, гру­зо­вые и гру­зо­пас­са­жир­ские су­да, кон­тей­не­ро­во­зы, лих­те­ро­во­зы, бук­си­ры, океа­но­гра­фич. и н.-и. су­да, под­вод­ные су­да, тан­ке­ры. В Рос­сии атом­ные ле­до­ко­лы («Арк­ти­ка», «Си­бирь», «Рос­сия» и др. ) обес­пе­чи­ва­ют круг­ло­го­дич­ную на­ви­га­цию по Се­вер­но­му мор­ско­му пу­ти.

Самый большой атомный корабль СССР: легендарный «Урал»

В судьбе этого пусть бездушного, но все же построенного руками человека объекта как в линзе сфокусировался весь трагизм недавней переходной эпохи. Большой разведывательный корабль «Урал» – самая крупная надводная атомная боевая единица нашего ВМФ – тихо угас вдали от назначенных ему океанских просторов. Но его помнят и им гордятся.

Олег Макаров

Нет особого смысла подробно описывать столь недавнюю историю: еще на памяти живущих, в конце 1970-х — начале 1980-х произошел рост напряженности в отношениях между СССР и США. Америка грозила новым поколением стратегических ядерных ракет, системой ПРО космического базирования, и СССР, приняв вызов, в последний раз напряг железные мышцы своего оборонпрома.

Атолл Кваджалейн — скопище из сотни коралловых островов в 3900 км к югу от Гонолулу — был для нашей разведки вожделенной целью.

Это место, на тысячи километров удаленное от любой цивилизации, американские военные использовали и для управления ядерными испытаниями на Маршалловых островах, и для тестирования систем ПРО, и как полигон, по которому уже в 1980-х велись стрельбы новейшими МБР MX Peacekeeper (стартовали они с базы Vandenberg в Калифорнии).

«Урал» для «Коралла»

Чтобы иметь свои глаза и уши поближе к американским берегам и к тестовым площадкам на атоллах, в начале 1970-х советское руководство решило снарядить в океан корабль, который стал бы плавучей платформой для многофункциональной радиоэлектронной разведки. Ну а поскольку ни единой базы ВМФ ни в Северной Америке, ни на островах Океании у СССР не было, платформа эта должна была обладать высокой степенью автономности и, соответственно, большим запасом хода. Отсюда естественно следовал вывод: кораблю быть атомным.

Работы над многоцелевым информационно-разведывательным комплексом морского базирования «Коралл» начались в 1975 году.

Головным предприятием по теме стал ЦНПО «Вымпел» — предприятие в системе Минрадиопрома. Главным конструктором проекта назначили известного специалиста в области РЛС Михаила Архарова. «Архаровцам» предстояло создать аппаратуру наблюдения, которая могла бы отслеживать ракетные пуски и фиксировать максимум информации, включая тип ракеты-носителя, дальность стрельбы, координаты старта, вес и количество боевых частей, излучаемую передатчиками телеметрическую информацию и даже, по некоторым сведениям, химический состав ракетного топлива. Кроме того, оборудование будущего океанского разведчика предназначалось для обнаружения различных воздушных, надводных и подводных целей, перехвата каналов связи, а также для слежения за объектами на околоземной орбите. В состав «Коралла» входила, в частности, многоканальная корабельная РЛС «Атолл» сантиметрового диапазона и оптико-электронный комплекс «Лебедь», который мог вести наблюдение в видимом и ИК-диапазоне. Есть сведения, что для камеры оптического наблюдения применялось зеркало диаметром 1,5 м.

Радиоэлектронщики поработали на славу, создав комплекс с огромным количеством функций, на базе новейших достижений советской вычислительной техники (в частности, ЭВМ типа «Эльбрус»). Но… они создавали его, что называется, на берегу, и найти общий язык с судостроителями оказалось непросто.

Безразмерные запросы

Старт проекту 1941 (эти цифры потом будут не раз вспоминать в связи с несчастной судьбой корабля) был дан в 1974 году: тогда к проектированию атомохода для «Коралла» приступило ленинградское ЦКБ «Айсберг», известное, в частности, разработкой советских атомных ледоколов. Первым главным конструктором корабля, который позже будет назван ССВ-33 «Урал», стал Александр Василевский. В 1978 году Василевский ушел из жизни, и его сменил Владимир Тарасов. Представители ЦКБ «Айсберг» вспоминают, что первоначально Михаил Архаров затребовал для своей аппаратуры корабль длиной 400 м. Это примерно на 70 м длиннее американского атомного авианосца класса Nimitz и на 58 м короче самого длинного в истории судна — супертанкера Seawise Giant.

Опыта строительства таких монстров, тем более военного назначения, у отечественной промышленности не было, и корабелы стали отвоевывать у «радистов» длину. Сговорились на 265 м, но и это была колоссальная цифра. Когда уже спущенный на воду «Урал» потребовалось поместить в Кронштадтский док, выяснилось, что батопорт дока за ним попросту не закроется. И тогда был сделан новый батопорт, слегка выгнутой формы, чтобы создать для «Урала» дополнительное пространство.

«Сложность рабочего проектирования заключалась в том, — вспоминает руководитель службы стандартизации ОАО » ЦКБ «Айсберг» А. Г. Амосов –  что основной радиоэлектронный комплекс «Коралл», для которого создавался корабль проекта 1941, разрабатывался Минрадиопромом одновременно и параллельно с ним. При этом разработчики комплекса не всегда осознавали проблемы, связанные с существенными переделками в рабочем проекте, и их возможное негативное влияние на мореходные и иные качества уже спроектированного корабля.

Изменения в системе «Коралл» шли нескончаемым потоком, при этом они зачастую касались не только документации. Нередко приходилось переделывать конструкции, уже воплощенные в металле и прошедшие этап закрытия построечных документов. Это крайне негативно сказывалось на взаимоотношениях проектантов с заводом-строителем. Тем не менее, надо отдать должное корабелам за то, что ни конструктивный, ни архитектурный облик  заказа от этих изменений не пострадал».

Стальной муравейник

«Урал» был заложен на стапеле «А» Балтийского завода в 1981 году. Спуск на воду состоялся в 1983-м, но еще три года шла достройка, а физический пуск атомной энергетической установки произошел в 1987 году. И лишь 30 декабря 1988 года был подписан акт о передаче корабля ВМФ СССР.

На Балтийском заводе шутили: если постороннего человека завести на «Урал» и оставить во внутренних помещениях, он будет выбираться оттуда несколько дней. И правда, корабль не только был огромен, но и заключал в себе чрезвычайно сложную систему размещения служб и оборудования, состоявшую из 1500 помещений. Организация монтажных работ внутри этих лабиринтов представляла собой непростую управленческую проблему. Говорят, что лишь тогдашний директор Балтийского завода Виктор Шершнев свободно ориентировался внутри строившегося корабля.

Когда «Урал» вышел на испытания, к 930 постоянным членам экипажа добавилось около полутора тысяч представителей предприятий-смежников, каждый из которых «окучивал» свой участок. В каютах, рассчитанных на три-четыре человека, спали по семь-восемь, а камбуз не справлялся с приготовлением пищи для этого человеческого муравейника.

Атомные приключения

Не стоит забывать и о том, что «Урал» был атомоходом. ЦКБ «Айсберг» спроектировало его под свою классическую атомную энергетическую установку, применявшуюся на ледоколах, добавив лишь некоторое свойственное военной продукции добавочное резервирование. Не всегда все шло гладко. В период вывода на физический пуск одного из двух реакторов типа ОК-900 выяснилось, что одна из решеток, которая используется для его глушения, не работает в режиме самохода, то есть в случае аварии она не смогла бы автоматически заглушить реактор, как это случилось, например, во время катастрофы «Курска». Тогда было принято решение разобрать ядерный реактор прямо на Балтийском заводе, который находится на Васильевском острове, в пределах исторического центра Ленинграда. К тому же на дворе стоял 1987 год, и память о чернобыльском кошмаре была еще очень свежа.

Неудивительно, что решение о разборке реактора далось нелегко и принималось на самом высоком уровне. Разборка велась методом гидроподрыва: внутрь реактора под большим давлением подавалась вода, и его крышка ступенчатыми движениями отрывалась от корпуса. К счастью, поскольку реактор еще не выходил на МКУ (минимальную контролируемую мощность), излучение от него было небольшим. Вскрытый реактор обследовали представители проектной организации — Горьковского КБ (ныне ОАО «ОКБМ Африкантов»), но причины дефекта не обнаружили. Несмотря на тяжелейшие условия проведения этой операции и ее технологическую сложность, решетка в режиме самохода так и не срабатывала — ее можно было опускать лишь принудительно, с помощью двигателя. В конце концов было принято решение позволить кораблю ходить в море с этим дефектом, пусть он несколько и снижал ядерную безопасность «Урала».

Другая история произошла, когда «Урал» находился на Кронштадтском рейде: внезапно вышел из строя циркуляционный насос одного из реакторов. Испытания были в разгаре, на заводе присутствовало множество представителей смежников, и руководство Балтийского завода не без оснований опасалось, что если корабль придет в Ленинград с аварийной ядерной установкой, то те же смежники откажутся на «Урале» работать. И тогда родилось решение поменять циркуляционный насос прямо на рейде. Ленинградские корабелы с этой задачей справились, хотя заменить восьмитонный узел при морской качке было невероятно тяжело. После этого случая никаких серьезных «ядерных» неприятностей с «Уралом» уже не случалось.

Политика и менеджмент

Все инциденты, происходившие во время строительства и испытаний корабля, легко объясняются «болезнями роста».

«Урал» был уникальным творением, не имевшим аналогов или прототипов. Наверняка при строительстве его систершипа проблем было бы меньше. На Балтийском заводе «Урал» имел номер заказа 810. Был и заказ 811 — на второй большой разведывательный корабль, предназначенный, видимо, для дежурства в водах Атлантики. Они могли бы работать на пару — например, наблюдая в непрерывном режиме вращающиеся вокруг Земли спутники. Для заказа 811 была собрана лишь одна секция, но этим все и закончилось: наступило время, когда и уже построенному «Уралу» дел практически не нашлось.

Дальнейшая судьба «Урала» неплохо известна по появившимся в последние годы публикациям. После принятия на вооружение, корабль совершил двухмесячный переход к месту дислокации на Дальнем Востоке – в Фокино (Приморский край), да так навсегда там и остался. Инфраструктуры (хотя бы в виде причальной стенки) для океанского гиганта не нашлось, и его держали фактически на рейде, без энергетического обеспечения с берега (вода, пар, электричество). Корабль постепенно вырабатывал ресурс своих энергоустановок и деградировал: происходили аварии, последствия которых не устранялись. В 1992 году были заглушены ядерные реакторы. Страна была больше не готова эксплуатировать и поддерживать в боевом состояния гигантов «холодной войны». И дело не только в деньгах и политической воле: собрать в поход корабль с таким колоссальным экипажем, часть которого должны составлять высококвалифицированные специалисты, оказалось уже неподъемной управленческой задачей. 

«Урал» утилизировали. Что-то пошло на металлолом, однако некоторые узлы (в виду того, что корабль почти не ходил в море) имеют еще приличный невыработанный ресурс. В частности, «Атомфлот», базирующийся в Мурманске, очень интересуется трубными системами парогенераторной установки (парогенератор «Урала» ПГ-28 аналогичен парогенераторам, используемым в ледоколах типа «Арктика»).

Возможно, через несколько лет со стапелей Балтийского завода сойдет атомный ледокол нового поколения: двухосадочное (с возможностью захода в относительно мелкие устья рек) судно мощностью 60 МВт. Но это если у знаменитого питерского предприятия, строившего некогда ледоколы, тяжелые атомные крейсеры и «Урал», все пойдет по плану.

Ядерный флот

Ядерный флот

Старшина инженерного отдела регулирует клапан в силовой установке атомного авианосца ВМС США USS Дуайт Д. Эйзенхауэр (CVN-69) в Средиземном море , 1 апреля 1988 г. Идентификатор Национального архива, 6440718.


Ядерный флот — это термин, придуманный для описания судов, работающих на ядерных реакторах. Использование ядерной энергии на военных кораблях произвело революцию в морской войне. Общая идея атомных кораблей заключалась в том, что им не нужно было бы делать регулярные остановки для топлива, как обычным судам, что делало их ограниченными только запасами и выносливостью экипажа. Военно-морской флот осознал преимущества использования ядерной энергии в двигательных целях и начал исследования. С момента своего скромного начала ВМФ построил множество первых в мире кораблей с ядерными двигателями, от авианосцев до подводных лодок.

Вскоре после Второй мировой войны военно-морской флот стремился разработать вторичное использование ядерной энергии и реакторов. Капитан ВМС Хайман Риковер, инженер-электрик и сторонник исследования, стремился использовать ядерные реакторы для производства электроэнергии. Риковер возглавил разработку и производство первой атомной подводной лодки USS Nautilus (SSN-571). В июне 1952 года началось строительство Nautilus , а 17 января 1955 года Nautilus стала первой подводной лодкой, работающей на атомной энергии. Наутилус позже станет первым, совершившим полностью погруженный транзит под Северным полюсом в рамках операции «Солнечный свет».

После успеха Nautilus начались исследования надводных кораблей с атомными двигателями. Строительство первого атомного авианосца USS Enterprise (CVN-65) началось в 1954 году, и корабль был сдан в эксплуатацию 25 ноября 1961 года. За 51 год службы Enterprise совершил 25 развертываний. Сегодня все подводные лодки и авианосцы имеют ядерную силовую установку. Учебное командование ядерной энергетики ВМС в Гуз-Крик, Южная Каролина, готовит сегодняшних операторов ядерной энергетики.

Рекомендуемая литература

  • Ядерный флот и военный корабль США Nautilus Празднование 60-летия
  • Технологии силовых установок кораблей ВМФ
  • «Больше выгоды:» Ядерная стратегия США и разработка ракет, 1945–1965
  • Военно-морской флот Trident Программа переоборудования подводных лодок (ПЛАРК): предыстория и вопросы для Конгресса
  • Navy Columbia Class (Замена Огайо) Подводная лодка с баллистическими ракетами (SSBN [X]) Программа
  • Сила флота
  • Наутилус  (SSN-571)
  • Поверхностный флот
  • Подводные силы
  • ВМС США в эпоху холодной войны, 1945–1991 
  • Наступательный флот после Второй мировой войны: насколько он велик и почему, краткое изложение
  • Технологии силовых установок кораблей ВМФ

Избранные изображения


Спуск на воду USS Nautilus (SSN-571) в компании Electric Boat Company, Гротон, Коннектикут, 21 января 1954 года. Фотография Командования военно-морской истории и наследия, UA 475.05.02.



Командир-лейтенант. Роберт Дж. Лабрек, старший офицер, слева, президент Джимми Картер и адмирал Хайман Дж. Риковер, в отставке, директор отдела военно-морских реакторов Управления энергетических исследований и разработок США и заместитель командующего ядерными двигателями, находятся в диспетчерской на борту корабля. Атомная подводная лодка USS Los Angeles (SSN-688) во время круиза у мыса Канаверал, Флорида, 27 мая 1977 года. Фотография ВМС США, сделанная старшим главным журналистом Арчи Н. Галлоуэем.



USS Enterprise (CVN-65) На стадии реализации, вероятно, в 1990-х годах. Эта фотография была получена в 1998 году. Официальная фотография ВМС США из коллекции Командования военно-морской истории и наследия, NH 106551-KN.



Атомная подводная лодка USS Nautilus (SSN-571) во время ходовых испытаний у Гротона, Коннектикут. Фотография Национального управления архивов и документации, USN 1161144.



Вид с воздуха на корму правого борта первого атомного крейсера и первого большого боевого корабля, ракетного крейсера ВМС США (атомного), USS Лонг-Бич (CGN-9), на ходу в море, 21 июня 1989 г. Фотография Национального архива, 6655686.



Пожарный Маккензи Ф. Далтон (слева) и пожарный Стивен А. Каро, курсанты Учебного командования ядерной энергетики ВМС (NNPTC), расчет уравнений во время лабораторных занятий по базовой теории жидкости в NNPTC, 10 апреля 2020 г. Задача NNPTC — обучать офицеров и рядовых студентов научным и инженерным наукам, основным принципам проектирования, эксплуатации и технического обслуживания морских ядерных силовых установок. Фотография ВМС США, сделанная специалистом по массовым коммуникациям 1-го класса Дарреном М. Муром, 200410-N-ME9.88-2061.



Footnotes

Опубликовано: Чт, 22 июля, 07:50:52 по восточному поясному времени 2021

Международная морская судоходная отрасль рассматривает ядерную силовую установку уменьшить свой углеродный след — они уже планировали это сделать.

NS (Атомный корабль) Savannah, первое коммерческое грузовое судно с ядерной установкой, на пути к … [+] Всемирная выставка в Сиэтле в 1962.

U.S. План управления энергоэффективностью судов (SEEMP).

ИМО ставит перед собой цель сократить углеродоемкость международного судоходства не менее чем на 40% к 2030 году по сравнению с уровнями 2008 года и на 70% к 2050 году. ИМО предприняла это действие в поддержку Цели 13 в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций, принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.

На долю международной судоходной отрасли приходится около 90% мировой торговли товарами, и в настоящее время в океанах работает более 53 000 торговых судов. На их долю приходится более 6% мирового потребления нефти, или около 5 млрд баррелей в год.

IMO рассматривает ряд долгосрочных топливных решений с нулевым выбросом углерода, таких как аммиак и водород, но именно атомная энергетика обеспечивает наибольшую перспективу с точки зрения стоимости топлива и производительности.

БОЛЬШЕ ОТ FORBES ADVISOR

Как и ожидалось, ИМО рассматривает возможность создания малых ядерных реакторов, подобных тем, которые сделали наш ядерный флот таким успешным. Так же, как военно-морской флот, у крупных транспортных флотов есть очень большие корабли, которым требуется огромное количество ископаемого топлива.

Новый контейнеровоз OOCL Hong Kong имеет длину 1300 футов (400 м), что больше любого авианосца. И есть еще много таких размеров в судоходном флоте.

Примечание: OOCL спроектирован так, чтобы быть сверхэнергоэффективным, как и все новые корабли. Он использует всего 21 000 галлонов топлива в день и выделяет на 60% меньше парниковых газов, чем традиционные суда. IMO считает, что наибольшая экономия выбросов в ближайшие десять лет будет достигнута за счет усовершенствования конструкции такого типа.

Уменьшение выбросов углекислого газа при использовании кораблей с ядерными двигателями лучше всего видно при сравнении кораблей аналогичного размера. У нас есть большой опыт работы как с судами, работающими на обычном топливе, так и с судами с атомными двигателями. Только ВМС США имеют более сотни ядерных реакторов, которые питают 86 подводных лодок и авианосцев, производя электроэнергию, тепло и двигательные установки.

Соединенные Штаты построили два авианосца одинакового размера с разницей в несколько лет: военный корабль США «Джон Ф. Кеннеди» [CV-67, общая длина 1052 фута (321 м)] и военный корабль США «Дуайт Д. Эйзенхауэр» [CVN-69]., 1092 фута (332,8 м в целом). Ike оснащен атомной установкой, а Kennedy работал на нефти.

Авианосец USS John F. Kennedy, работающий на нефтяном топливе, показан здесь в 2003 году, отправляющимся с военно-морской базы … [+] Мэйпорт. Сейчас

Помощник фотографа 1-го класса Грег Карри

Как отмечает Гэри Хо, когда все четыре винта пропаривают все вперед, запуская самолеты со всех трех паровых катапульт, готовят 4500 блюд. на обед и опреснения морской воды в пресную, Кеннеди получал 13 дюймов на галлон морского дистиллятного мазута. 0005

Это означало, что 1000 галлонов было сожжено для Кеннеди только для того, чтобы пройти его собственную длину. Или более 125 миллионов галлонов, чтобы один раз обогнуть Тихий океан.

Айк почти не использует топливо для выполнения той же миссии. Айк работал 20 лет на куске урана размером с грейпфрут и действует до сих пор. Кеннеди законсервирован.

Атомный авианосец USS Dwight D. Eisenhower показан здесь в 2006 году, выполняя … [+] разворот в Атлантическом океане по пути к выполнению обычных авианосных операций. «Айк» плыл 20 лет на куске урана размером с грейпфрут. Помощник фотографа 2-го класса Мигель А. Контрерас

Помощник фотографа 2-го класса Мигель А. Контрерас

Помимо экономии топлива, корабли с ядерными двигателями идут примерно на 50% быстрее, чем корабли того же размера, работающие на жидком топливе. Согласно анализу, проведенному исследователями из Penn State, для судоходной отрасли увеличение количества рейсов в год и увеличение прибыли, по-видимому, более чем компенсируют увеличение эксплуатационных расходов на атомную энергетику.

По словам Мэтта Мюнстера, старшего менеджера по прикладным знаниям в компании Breakthrough, 2020 год был бурным для морского судоходства и международной торговли. Хотя в течение нескольких месяцев ситуация могла выглядеть мрачно, международная торговля восстановилась во многих регионах и принесла с собой самый оживленный пиковый сезон в Северной Америке.

Региональные темпы роста могут навсегда измениться из-за пандемии. Ожидается, что импорт в США останется намного выше по сравнению с прошлым годом, но замедлится к концу 2020 года и началу 2021 года. Некоторые моменты, о которых следует помнить:

— Ограничения на поездки и закрытие границ были движущими силами первоначальной политической реакции на пандемию COVID-19, и эти меры напрямую повлияли на международную торговлю.

— В основных портах Западного побережья Лос-Анджелес и Лонг-Бич объемы импорта выросли более чем на 20% по сравнению с предыдущим месяцем с июня по июль, что стало началом пикового сезона этого года. Порт Окленда сообщил, что объем импорта вырос почти на 2% в июне, резко увеличившись в июле почти на 6,5%.

— Структура международной торговли не вернулась к норме после первоначального снижения, вызванного распространением COVID-19 и введением режима самоизоляции.

Хотя мы думаем о малых модульных ядерных реакторах как о чем-то новом, что поднимет ядерную энергетику на новый уровень, и это правда, реакторы Ядерного флота на самом деле являются оригинальными ММР.

Работа над ядерной морской силовой установкой началась в 1940-х годах. В 1955 году в море вышла первая атомная подводная лодка USS Nautilus. Это превратило подводные лодки из медленных подводных сигарных трубок в боевые корабли, способные выдерживать 20-25 узлов под водой в течение нескольких месяцев подряд. К 1962, ВМС США имели 26 действующих атомных подводных лодок, еще 30 находились в стадии строительства.

Ранее мы экспериментировали с торговыми судами с ядерными двигателями. Первым торговым судном с атомной установкой был NS Savannah, в первую очередь как демонстрационный корабль, введенный в эксплуатацию в 1964 году и выведенный из эксплуатации в 1972 году (фото вверху). Россия (а ранее Советский Союз) добилась наибольших успехов, построив дюжину атомных ледоколов.

Действующее законодательство ИМО для атомных судов. Глава VIII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 приведены основные требования к атомоходам, особенно связанные с радиационной опасностью.

Этот свод правил относится к подробному и всеобъемлющему Кодексу безопасности для атомных торговых судов, который был принят Ассамблеей ИМО в 1981 году. Его необходимо обновить, чтобы отразить новые технологии, но он должен охватывать их в целом.

В то время как те, кто не знаком с кораблями с ядерными двигателями, могут беспокоиться о безопасности, ядерный флот Америки имеет лучшие в мире показатели безопасности в любой отрасли. С точки зрения производственных рисков, помимо боевых действий, безопаснее работать на атомной подводной лодке или авианосце США, чем сидеть за столом, торгуя акциями.

Тысячи и тысячи людей, 22 000 тысяч человек одновременно жили, работали, ели и спали в непосредственной близости от этих ядерных реакторов в течение 60 лет без каких-либо побочных эффектов от радиации. На самом деле у моряков-атомщиков уровень смертности от рака ниже, чем у их возрастной группы в общей популяции. меньше, чем федеральные 5 бэр в год, разрешенные для радработников. Нормальный радиационный фон в США колеблется от 100 мбэр/год до более 1000 мбэр/год.

Ядерный флот зарегистрировал более 5400 реакторо-лет безаварийной работы и преодолел более 130 миллионов миль на ядерной энергии, чего достаточно, чтобы совершить 3500 оборотов вокруг Земли.

Со времен USS Nautilus в 1954 году и по настоящее время ни один гражданский или военный персонал на этих кораблях никогда не превышал какой-либо федеральный предел радиации. И никто из этих более ста тысяч человек никогда не пострадал от радиации реакторов или объектов, с которыми они так тесно контактировали.

Многочисленные отчеты Управления ядерных силовых установок ВМФ содержат подробную информацию об облучении персонала при проживании и работе на атомных подводных лодках и атомных кораблях, а также при работе на береговых объектах, производящих топливо и материалы для атомного флота, таких как ядерные силовые установки и заводы по производству ядерных компонентов.