В 2018 году количество авиапассажиров в России выросло на 10,6%
28.01.2019
Росавиация подвела итоги года по внутренним и международным авиаперевозкам. Определен ТОП-5 авиакомпаний-лидеров по объемам перевозки, которые вместе перевезли почти две трети всех пассажиров. Российские чартерные авиакомпании – лидеры по загрузке рейсов.
КАК ВЫРОС ПАССАЖИРОПОТОК НА РЕГУЛЯРНЫХ И ЧАРТЕРНЫХ РЕЙСАХ
В 2018 году российские авиакомпании перевезли на регулярных и чартерных рейсах почти 116,2 млн человек, сообщают в Росавиации. Это на 10,6% больше, чем годом ранее.
Всего за 2018 год регулярными рейсами на внутренних и международных маршрутах были перевезены 99,3 млн человек – это на 11,1% больше, чем в 2017 году.
Количество чартерных пассажиров на внутренних и международных рейсах выросло в сравнении с прошлым годом на 7,6% и достигло 16,9 млн человек.
Процент занятости пассажирских кресел в 2018 году практически не изменился по сравнению с 2017-м, и составил 83,8% (плюс 0,6%).
ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ АВИАПЕРЕВОЗКИ
Международными рейсами российских авиакомпаний в 2018 году воспользовались почти 47,4 млн человек, что на 11,5% больше, чем в 2017 году. Большинство из них (33,2 млн) выбрали регулярные международные рейсы, годовой прирост составил 12,4%.
Чартеры в прошлом году перевезли за границу 14,2 млн человек, что на 9,5% больше, чем в 2017 году. Однако здесь стоит отметить, что эти цифры, по всей видимости, должна быть больше: многие туристические (по факту чартерные) перевозки выполняются в статусе регулярных рейсов. Такие программы, в частности, есть у авиакомпаний «Россия», AZUR Air, PEGAS Fly, Royal Flight и т.д.
Общий процент загрузки кресел на международных рейсах немного уменьшился (84,6%, минус 0,6%) из-за снижения этого показателя на регулярных рейсах (81%, минус 0,9%). Загрузка международных чартерных рейсов в 2018 году была практически полной (92,8%, + 0,4% к 2017 году).
НА ВНУТРЕННИХ РЕЙСАХ ПЕРЕВЕЗЛИ 68,87 МЛН ЧЕЛОВЕК
Количество пассажиров, путешествующих на внутренних рейсах, в 2018 году выросло на 10% в годовом выражении и составило 68,8 млн человек. Абсолютное большинство из них – пассажиры регулярных рейсов (66,1 млн, +10,5% к 2017 г.).
Количество внутренних пассажиров на внутренних чартерных (целевых) рейсах снизилось на 1,4% и составило в 2018 году всего 2,7 млн человек. На внутренних направлениях чартерные рейсы в 2018 году были в среднем загружены на 69,6% (минус 1,9% к 2017 году).
ТОП-5 АВИАКОМПАНИЙ ПО ОБЪЕМУ ПЕРЕВОЗОК В 2018 ГОДУ
В ТОП-5 авиакомпаний, перевезших в 2018 году наибольшее число пассажиров, вошли «Аэрофлот» (35,8 млн человек, плюс 8,9%), S7 Airlines(11,6 млн, плюс 16,6%), «Россия» (11,1 млн, минус 0,1%), «Уральские авиалинии» (9 млн, плюс 12,5%) и «ЮТэйр» (7,7 млн, плюс 4,8%). Всего на долю этих пяти авиакомпаний пришлось 64,7% от общего числа перевезенных пассажиров. Напомним, что по итогам 2017 года их доля составляла 65,9%.
Далее в рейтинге авиакомпаний следуют «Победа» (7,2 млн), Nord Wind (4,9 млн), «Глобус» (4,4 млн), AZUR Air (4,2 млн), Red Wings (2,6 млн), PEGAS Fly (2 млн), «Ямал» (чуть менее 2 млн), Royal Flight (1,7 млн), «Аврора» (1,6 млн), Nordstar (1,4 млн).
Все эти авиакомпании показали рост количества перевезенных пассажиров в 2018 году. Наибольшие показатели годового прироста – у авиакомпаний «Победа» (+56,8%), Nord Wind (+38,7%), Red Wings (+62%), PEGAS Fly (+46,3%), RoyalFligh t(+15,2%), AZUR Air (+13,1%).
На долю ТОП-15 авиакомпаний пришлось в 2018 году 92,3% перевезенных пассажиров. В 2017 году их доля составляла 90,1%.
ЧАРТЕРНЫЕ АВИАКОМПАНИИ – В ЛИДЕРАХ ПО ЗАГРУЗКЕ РЕЙСОВ
Самый высокий процент загрузки рейсов по итогам 2018 года – у авиакомпании AZUR Air (95,9%).
Более 90% кресел в среднем в 2018 году было загружено у авиакомпаний: «Победа» (94,1%), Royal Flight (94,1%), IFly (90,4%).
Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс. Дзен.
Получать новости «Вестника АТОР» также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале «Академия АТОР»
Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.
.
Россия
Новости | Aeroflot
27-03-2018
Москва, 27 марта 2018 г. – ПАО «Аэрофлот» (тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня публикует операционные результаты Группы «Аэрофлот» (далее «Группа») и авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее «Компания») за февраль и два месяца 2018 года[1].
Основные операционные показатели в январе – феврале 2018 года
За два месяца 2018 года Группа «Аэрофлот» перевезла 7,1 млн пассажиров, что на 6,1% превышает результат аналогичного периода прошлого года. За этот же период авиакомпания «Аэрофлот» перевезла 4,7 млн пассажиров, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пассажирооборот Группы увеличился на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пассажирооборот Компании — на 4,1%. Предельный пассажирооборот Группы увеличился на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, предельный пассажирооборот Компании – на 5,9%. Процент занятости пассажирских кресел по Группе «Аэрофлот» увеличился на 0,5 процентных пункта (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 77,7%, по Компании показатель снизился на 1,3 п.п. до 75,5%.
Основные операционные показатели в феврале 2018 года
В феврале 2018 года Группа «Аэрофлот» перевезла 3,4 млн пассажиров, что на 4,3% превышает результат за февраль 2017 года. Количество перевезенных пассажиров авиакомпанией «Аэрофлот» составило 2,3 млн человек, увеличившись на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Пассажирооборот Группы «Аэрофлот» в феврале 2018 года увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пассажирооборот авиакомпании «Аэрофлот» – на 3,0%. Рост предельного пассажирооборота составил 4,5% для Группы и 5,1% для Компании.
На внутренних авиалиниях количество перевезенных пассажиров Группы в феврале 2018 года увеличилось на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пассажирооборот – на 5,8%. Предельный пассажирооборот Группы увеличился на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество пассажиров Компании на внутренних авиалиниях увеличилось на 4,8%, пассажирооборот – на 4,5%, предельный пассажирооборот – на 3,4%. Процент занятости пассажирских кресел на внутренних авиалиниях увеличился на 3,9 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 80,0% для Группы «Аэрофлот» и на 0,9 п.п. до 79,3% для авиакомпании «Аэрофлот».
На международных авиалиниях в феврале 2018 года количество перевезенных пассажиров Группы увеличилось на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пассажирооборот увеличился на 4,4%. Рост провозных мощностей за указанный период составил 7,1%. Количество перевезенных пассажиров авиакомпании «Аэрофлот» на международных авиалиниях увеличилось на 1,3%, пассажирооборот увеличился на 2,3%, предельный пассажирооборот – на 5,9%. Процент занятости пассажирских кресел на международных авиалиниях снизился на 2,0 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 77,0% для Группы «Аэрофлот» и на 2,6 п.п. до 74,6% для авиакомпании «Аэрофлот».
Динамика процента занятости кресел на международных авиалиниях обусловлена увеличением частотности полетов по ряду направлений (преимущественно в европейском и американском регионах), а также значительным ростом показателя в сопоставимом периоде прошлого года на фоне укрепления курса рубля, что формирует высокую базу сравнения и объясняет незначительную нормализацию показателя в отчетном периоде (рост занятости пассажирских кресел в феврале 2017 года против февраля 2016 года составил 4,4 п.п. для Группы и 3,3 п.п. для Компании).
Парк воздушных судов
Группа «Аэрофлот» в феврале 2018 года ввела в эксплуатацию пять лайнеров: два Airbus A321, два Boeing 737-800 и один SSJ100. Из парка был выведен один Airbus A320 и один Airbus A321. По состоянию на 28 февраля 2018 года парк Группы насчитывал 332 воздушных судна.
Авиакомпания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию четыре лайнера: два Airbus A321, один Boeing 737-800 и один SSJ100. Из парка был выведен один Airbus A320 и один Airbus A321. По состоянию на 28 февраля 2018 года парк авиакомпании «Аэрофлот» насчитывал 230 воздушных судов.
Изменение парка ВС, нетто | Количество ВС[2] на 28.02.2018 | ||
---|---|---|---|
Февраль 2018 г. | 2 мес. 2018 г. | ||
Группа «Аэрофлот» | +3 | +7 | 332 |
Авиакомпания «Аэрофлот» | +2 | +6 | 230 |
Операционные показатели Группы «Аэрофлот»
Показатель | Февраль 2018 г. | Февраль 2017 г. | Изм. | 2 мес. 2018 г. | 2 мес. 2017 г. | Изм. |
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажиропоток, тыс. чел. | 3 369,4 | 3 229,6 | 4,3% | 7 055,0 | 6 650,4 | 6,1% |
— международные перевозки | 1 476,4 | 1 415,6 | 4,3% | 3 143,3 | 2 974,1 | 5,7% |
— внутренние перевозки | 1 893,0 | 1 814,0 | 4,4% | 3 911,8 | 3 676,2 | 6,4% |
Пассажирооборот, млн пкм | 8 772,3 | 8 358,6 | 4,9% | 18 553,0 | 17 456,2 | 6,3% |
— международные перевозки | 5 317,0 | 5 093,7 | 4,4% | 11 369,7 | 10 759,1 | 5,7% |
— внутренние перевозки | 3 455,3 | 3 265,0 | 5,8% | 7 183,3 | 6 696,9 | 7,3% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 11 228,0 | 10 740,2 | 4,5% | 23 888,6 | 22 621,3 | 5,6% |
— международные перевозки | 6 908,3 | 6 450,9 | 7,1% | 14 739,2 | 13 681,1 | 7,7% |
— внутренние перевозки | 4 319,8 | 4 289,2 | 0,7% | 9 149,5 | 8 940,2 | 2,3% |
Занятость кресел, % | 78,1% | 77,8% | 0,3 п. п. | 77,7% | 77,2% | 0,5 п.п. |
— международные перевозки | 77,0% | 79,0% | (2,0 п.п.) | 77,1% | 78,6% | (1,5 п.п.) |
— внутренние перевозки | 80,0% | 76,1% | 3,9 п.п. | 78,5% | 74,9% | 3,6 п.п. |
Перевезено грузов и почты, т | 18 147,3 | 16 944,8 | 7,1% | 39 527,4 | 33 757,5 | 17,1% |
— международные перевозки | 9 568,0 | 9 371,8 | 2,1% | 22 638,4 | 19 326,4 | 17,1% |
— внутренние перевозки | 8 579,3 | 7 572,9 | 13,3% | 16 889,1 | 14 431,1 | 17,0% |
Грузооборот, млн ткм | 77,7 | 76,0 | 2,2% | 170,4 | 153,0 | 11,4% |
— международные перевозки | 45,0 | 46,3 | (2,7%) | 107,4 | 95,9 | 12,0% |
— внутренние перевозки | 32,7 | 29,7 | 9,9% | 63,0 | 57,1 | 10,5% |
Тоннокилометраж, млн ткм | 867,2 | 828,3 | 4,7% | 1 840,2 | 1 724,0 | 6,7% |
— международные перевозки | 523,6 | 504,7 | 3,7% | 1 130,7 | 1 064,1 | 6,3% |
— внутренние перевозки | 343,7 | 323,7 | 6,2% | 709,5 | 659,8 | 7,5% |
Предельный тоннокилометраж, млн ткм | 1 326,2 | 1 314,1 | 0,9% | 2 825,8 | 2 772,6 | 1,9% |
— международные перевозки | 823,9 | 794,7 | 3,7% | 1 758,6 | 1 688,0 | 4,2% |
— внутренние перевозки | 502,4 | 519,6 | (3,3%) | 1 067,2 | 1 084,6 | (1,6%) |
Коммерческая загрузка, % | 65,4% | 63,0% | 2,4 п. п. | 65,1% | 62,2% | 2,9 п.п. |
— международные перевозки | 63,5% | 63,5% | — | 64,3% | 63,0% | 1,2 п.п. |
— внутренние перевозки | 68,4% | 62,3% | 6,1 п.п. | 66,5% | 60,8% | 5,6 п.п. |
Количество рейсов | 27 242 | 25 868 | 5,3% | 57 510 | 53 466 | 7,6% |
— международные перевозки | 11 285 | 10 496 | 7,5% | 24 003 | 21 986 | 9,2% |
— внутренние перевозки | 15 957 | 15 372 | 3,8% | 33 507 | 31 480 | 6,4% |
Налет по парку, часов | 74 091 | 70 462 | 5,2% | 157 502 | 146 785 | 7,3% |
Операционные показатели авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии»
Показатель | Февраль 2018 г. | Февраль 2017 г. | Изм. | 2 мес. 2018 г. | 2 мес. 2017 г. | Изм. |
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажиропоток, тыс. чел. | 2 271,9 | 2 206,8 | 2,9% | 4 726,6 | 4 509,6 | 4,8% |
— международные перевозки | 1 185,5 | 1 170,2 | 1,3% | 2 506,6 | 2 440,1 | 2,7% |
— внутренние перевозки | 1 086,4 | 1 036,6 | 4,8% | 2 220,0 | 2 069,5 | 7,3% |
Пассажирооборот, млн пкм | 6 437,9 | 6 247,9 | 3,0% | 13 478,4 | 12 942,2 | 4,1% |
— международные перевозки | 4 368,9 | 4 268,6 | 2,3% | 9 237,1 | 8 943,0 | 3,3% |
— внутренние перевозки | 2 069,1 | 1 979,3 | 4,5% | 4 241,4 | 3 999,2 | 6,1% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 8 465,8 | 8 051,2 | 5,1% | 17 851,1 | 16 856,7 | 5,9% |
— международные перевозки | 5 856,3 | 5 527,6 | 5,9% | 12 371,3 | 11 634,7 | 6,3% |
— внутренние перевозки | 2 609,5 | 2 523,6 | 3,4% | 5 479,8 | 5 222,0 | 4,9% |
Занятость кресел, % | 76,0% | 77,6% | (1,6 п. п.) | 75,5% | 76,8% | (1,3 п.п.) |
— международные перевозки | 74,6% | (2,6 п.п) | 74,7% | 76,9% | (2,2 п.п.) | |
— внутренние перевозки | 79,3% | 78,4% | 0,9 п.п. | 77,4% | 76,6% | 0,8 п.п. |
Перевезено грузов и почты, т | 13 412,3 | 14 230,8 | (5,8%) | 29 857,6 | 28 622,1 | 4,3% |
— международные перевозки | 8 631,0 | 9 182,2 | (6,0%) | 20 581,8 | 19 014,3 | 8,2% |
— внутренние перевозки | 4 781,3 | 5 048,6 | (5,3%) | 9 275,8 | 9 607,8 | (3,5%) |
Грузооборот, млн ткм | 63,1 | 65,1 | (3,0%) | 141,2 | 132,2 | 6,8% |
— международные перевозки | 42,4 | 45,4 | (6,7%) | 101,6 | 94,6 | 7,4% |
— внутренние перевозки | 20,8 | 19,7 | 5,5% | 39,6 | 37,6 | 5,3% |
Тоннокилометраж, млн ткм | 642,6 | 627,4 | 2,4% | 1 354,3 | 1 297,0 | 4,4% |
— международные перевозки | 435,6 | 429,5 | 1,4% | 933,0 | 899,5 | 3,7% |
— внутренние перевозки | 207,0 | 197,9 | 4,6% | 421,3 | 397,5 | 6,0% |
Предельный тоннокилометраж, млн ткм | 1 015,4 | 998,3 | 1,7% | 2 144,3 | 2 095,0 | 2,4% |
— международные перевозки | 710,4 | 693,9 | 2,4% | 1 503,4 | 1 463,8 | 2,7% |
— внутренние перевозки | 305,1 | 304,4 | 0,2% | 640,9 | 631,2 | 1,5% |
Коммерческая загрузка, % | 63,3% | 62,8% | 0,5 п. | 63,2% | 61,9% | 1,3 п.п. |
— международные перевозки | 61,3% | 61,9% | (0,6 п.п.) | 62,1% | 61,4% | 0,7 п.п. |
— внутренние перевозки | 67,9% | 65,0% | 2,9 п.п. | 65,7% | 63,0% | 2,7 п.п. |
Количество рейсов | 18 513 | 17 525 | 5,6% | 39 107 | 36 021 | 8,6% |
— международные перевозки | 9 313 | 8 789 | 6,0% | 19 735 | 18 293 | 7,9% |
— внутренние перевозки | 9 200 | 8 736 | 5,3% | 19 372 | 17 728 | 9,3% |
Налет по парку, часов | 53 619 | 50 966 | 5,2% | 113 599 | 105 637 | 7,5% |
[1] По данным управленческого учета.
[2] Без учета воздушных судов, переданных в аренду и субаренду.
Exclusive: Пассажирский самолет «Сделано в России» нашел единственного покупателя, «Аэрофлот»
Глеб Столяров Airbus, Bombardier и Embraer, не имеет подтвержденных заказов в этом году, помимо давней сделки с государственным перевозчиком Aeroflot ALTR.MM, сообщили Рейтер два источника.
ФОТОГРАФИЯ: Региональный самолет Sukhoi Superjet 100 выполняет демонстрационный полет на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском, Подмосковье, Россия, 18 июля 2017 г. REUTERS/Сергей Карпухин/Фото из архива
Самолет, введенный в эксплуатацию в 2011 году и ставший первым пассажирским самолетом, построенным в России после распада Советского Союза, имеет непростую историю, несмотря на то, что государство вложило в его разработку миллиарды долларов. В прошлом году в Москве разбился суперджет, погиб 41 человек.
Компания «Гражданские самолеты Сухого», которая контролируется российским государственным холдингом «Ростех», надеялась продать сотни самолетов. Но вялый спрос, проблемы с обслуживанием и задержки с поиском запасных частей означают, что только 142 самолета находятся в эксплуатации.
Аэрофлот, который в настоящее время имеет в своем парке 54 самолета «Суперджет», как ожидается, получит еще до 17 самолетов в этом году, сообщили агентству Reuters в Минпромторге России. В 2018 году перевозчик подписал долгосрочный контракт на аренду 100 самолетов «Суперджет» в период с 2019 по 2026 год. ) зависит от решения правительства о господдержке, потому что пока не работает на коммерческой основе», — сказал один из двух источников.
Суперджет в основном эксплуатируется внутри России региональными авиакомпаниями, корпорациями и государственными структурами. Он имел неоднозначный успех у иностранных перевозчиков.
Ирландская авиакомпания CityJet в прошлом году прекратила эксплуатацию семи самолетов Superjet, а мексиканская Interjet заявила в прошлом году, что планирует продать свои 22 самолета Superjet.
Сухой в своем заявлении отказался раскрыть свой портфель клиентов.
«Компания работает над выполнением контрактов в интересах эксплуатантов и заказчиков воздушных судов, основным из которых является российский перевозчик «Аэрофлот», — говорится в сообщении.
На вопрос, планируют ли они купить или арендовать «Суперджеты» в этом году, представители трех крупнейших частных авиакомпаний России — S7, «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» — ответили отрицательно.
Пять других российских авиакомпаний, в парке которых есть «Суперджеты», не ответили на запросы о комментариях.
Авиакомпания «ИрАэро», базирующаяся на Дальнем Востоке России, которая ранее требовала от «Сухого» компенсацию за плохие технические характеристики «Суперджета», сообщила Reuters, что у самолетов были проблемы с использованием самолетов и что «условия контракта далеко не самые выгодные для пользователей».
«Сухой» заявил в прошлом году, что продаст клиентам 16 самолетов. Однако он не достиг этой цели и в итоге поставил всего восемь самолетов, пять из которых были сданы в аренду Аэрофлоту.
На данный момент «Аэрофлот» арендовал пять из 100 самолетов «Суперджеты», которые он обязался использовать по контракту с «Сухим» на 2018 год.
Данные сделки финансировались российским государственным банком развития ВЭБ. Но договоренность была заключена на разовой основе, и решение о том, как будут финансироваться следующие 95 самолетов, еще не принято, сказал третий источник, работающий в компании, которая работает с Сухим.
ВЭБ сообщил Рейтер, что рассматривает возможность финансирования будущих поставок Superjet и готов финансировать поставки и для других покупателей.
Аэрофлот заявил, что не может комментировать коммерческие сделки. В «Гражданских самолетах Сухого» отказались комментировать дальнейшие возможные лизинговые соглашения с «Аэрофлотом».
Доп. отчет Дарьи Корсунской; Письмо Полины Ивановой; Под редакцией Эндрю Осборна и Дэвида Эванса
Акции «Аэрофлота» взлетели после того, как Россия разгромила конкурентов из-за коронавируса
Глеб Столяров, Том Балмфорт
3 минуты чтения
МОСКВА (Рейтер) — Акции российского государственного перевозчика Аэрофлот AFLT. MM выросли на 10% после того, как власти Москвы приостановили коммерческие рейсы в Китай его российских конкурентов, чтобы предотвратить распространение коронавируса.
ФОТОГРАФИЯ: Логотип флагманской авиакомпании России «Аэрофлот» виден на самолете Airbus A320, который приземлился после первого рейса в аэропорту Марсель-Прованс в Мариньяне, Франция, 1 июня 2019 года. REUTERS/Jean-Paul Pelissier/Фото из файла
Аэрофлот в настоящее время фактически является монополистом на внутренних рейсах Россия-Китай и, вероятно, получит дополнительные объемы пассажиров, следующих через Москву в Европу, считают аналитики. Несколько конкурентов прекратили полеты в Китай.
По состоянию на пятницу только Аэрофлот и четыре китайские авиакомпании имеют право выполнять коммерческие рейсы между Россией и Китаем. Эти рейсы проходят через отдельный терминал в аэропорту базирования «Аэрофлота» для проверки пассажиров на наличие инфекции.
Китай стал важным рынком сбыта для российских перевозчиков по мере роста китайского среднего класса. В прошлом году страну посетили более 2 миллионов китайских отдыхающих.
«Аэрофлот стал практически единственным перевозчиком пассажиров в Китай, а значит, даже при падении общего пассажиропотока может увеличиться его загруженность рейсами», — говорит авиационный эксперт «Атона» Михаил Ганелин.
(Графика: акции Аэрофлота опережают Московскую биржу в 2020 г., )
Полеты России с Китаем регулируются двусторонним соглашением, и Аэрофлот не может увеличить количество своих рейсов в Китай или размер самолетов, выполняющих рейсы по этим маршрутам, без подписания Россией новая сделка.
«Максимум, что можно извлечь из этой ситуации, — это завалить имеющиеся у них рейсы», — заявил руководитель консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
Аэрофлот отказался комментировать свои рейсы в Китай.
Связи между Москвой и Пекином стали более тесными после того, как президент Владимир Путин объявил о повороте в сторону Китая, поскольку в 2014 году отношения с Западом резко ухудшились из-за аннексии Крыма Москвой.