Клещёв Иван Иванович — советский военный летчик, Герой Советского Союза — Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914

Иван Клещёв родился 26 января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области, в шахтёрской семье. В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума, работал слесарем. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил военную школу лётчиков, служил в 31-м ИАП.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сбил один самолёт противника. Был награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года капитан И. И. Клещёв на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1941 года служил в составе 199-го истребительного авиаполка. С октября 1941 года по апрель 1942 года — в 521-м авиаполку. С апреля по октябрь 1942 года — в составе 434-го (32-го Гвардейского) авиаполка. С ноября 1942 года — в Инспекции ВВС РККА, а с декабря 1942 года — в Управлении 269-й истребительной авиационной дивизии.

В свои 20 с небольшим лет этот крепко сколоченный, энергичный, с волевым лицом и непокорной шевелюрой лётчик уже успел много повоевать. 14 декабря 1941 года, в ходе наступления на Клин, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка 43-й авиадивизии капитан И. И. Клещёв уничтожил на аэродроме 3 вражеских самолёта Ju-87. Затем он встретил в воздухе 7 истребителей противника Ме-109. Смело вступил с ними в бой, 2 сбил и вернулся на повреждённом самолёте на свой аэродром. Вскоре был награждён вторым орденом Красного Знамени.

К середине марта 1942 года майор И. И. Клещёв совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 13 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вскоре, в 24-летнем возрасте, он стал командиром 434-го авиаполка, «Шефом» которого был начальник Инспекции ВВС РККА Василий Сталин. Этот полк был первым в Советских ВВС превращён в элитный по своему составу. В него отбирались лётчики не просто уже повоевавшие и имеющие на «лицевом счету» несколько сбитых вражеских самолётов, но и опытные инструкторы из училищ (в основном из Качинского).

В июне 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои в районе Краматорска. Несмотря на сложность обстановки и трудности со снабжением горючим, воевали они превосходно. Однажды группа из 10 истребителей Як-1, возглавляемая Клещёвым, вылетела в район Ново-Александровки на прикрытие наших войск. Неожиданно со стороны солнца появилось 15 «Мессершмиттов». Обнаружив нашу группу они, действуя неторопливо и самоуверенно, пошли на сближение с ней. Но на этот раз они нарвались не на тех… Майор Клещёв решительно направил свой самолёт навстречу врагам.

За ним последовали остальные. С первой же атаки удалось сбить 3-х «Мессеров». Противник не ожидал такой дерзости и поспешил ретироваться.

15 июня лётчики 434-го авиаполка впервые встретились с немецкими асами из Берлинской школы воздушных снайперов. В тот день группа из 17 «Яков» вылетела на прикрытие наших наземных войск и уже достигла заданного района, когда на неё внезапно напали сверху 19 «Мессеров». Затем на помощь противнику подоспели ещё 9 истребителей. Завязался ожесточённый бой. Немцы, имея преимущество в количестве самолётов, в скорости и высоте, вели себя очень агрессивно. Наши лётчики оказались в трудном положении, но уйти из — под удара не могли — им строжайше запрещалось покидать район барражирования…


И. И. Клещёв у своего истребителя Як-7Б.  Сталинград, 1942 год.

Пришлось в основном обороняться и лишь в редких случаях — контратаковать. В итоге боя наша группа недосчиталась 3 самолётов. Правда, майор Клещёв, лейтенанты Котов, Баклан и Карначёнок тоже сбили по «Мессеру». Однако это слабым утешением. На сей раз и эти победы не радовали: каждый сознавал, что противнику удалось навязать нашим лётчикам свою волю и заставить их драться в невыгодных условиях. Лишь мужество, самоотверженность и взаимная выручка наших пилотов позволили избежать более значительных потерь.

В середине сентября 1942 года, после очередного переформирования, лётчики 434-го истребительного авиаполка в 3-й раз перебазировались под Сталинград. К тому времени обстановка ещё более осложнилась — на улицах и площадях города кипели жаркие бои. Не легче было и в воздухе. О степени напряжённости достаточно красноречиво говорят такие цифры: с 16 по 28 сентября лётчики 434-го ИАП сбили 74 немецких самолёта, а сами потеряли 15 боевых машин.

Первый боевой вылет 16 сентября возглавил майор Клещёв. 11 машин под его командованием получили задачу прикрыть наземные войска в районе станции Котлубань. На подходе к станции они встретили до 30 «Юнкерсов», изготовившихся для бомбометания. Выше кружило несколько пар «Мессеров».

Клещёв быстро оценил обстановку: истребители противника находятся на значительном удалении от своих подопечных, у нашей группы скорость максимальная, за спиной — солнце. Это позволяло нанести внезапный удар по «Юнкерсам». Помешать ему сразу «Мессера» не могли. А потом следовало уходить на вертикаль и разделиться на две группы, одна из которых свяжет боем «Мессера», а другая нанесёт повторный удар по «Юнкерсам».


Истребитель Як-7Б из состава 434-го ИАП, сентябрь 1942 года. Судя по
количеству победных звёздочек, на машине летал кто — из результативных
лётчиков полка. Бортовой номер «1» может указывать на то, что это самолёт
командира части майора И. И. Клещёва   ( или же — одного из комэсков ).

Приняв такое решение, командир полка повёл группу в атаку. Самому ему и Долгушину удалось сбить по «Юнкерсу». Остальные вражеские бомбардировщики нарушили строй и стали поспешно освобождаться от бомб. Разделившись на две группы, «Яки» снова ринулись на противника. Завязался воздушный бой с «Мессерами». Клещёв и Якимов подожгли при этом 2 немецких истребителя. Но и один наш «Як» был подбит, после чего вражеские истребители удалились вслед за своими бомбардировщиками. В тот же день лётчики полка участвовали ещё в нескольких воздушных схватках. Особенно успешно действовал в них майор В. П. Бабков, увеличивший свой боевой счёт.

Накал боёв нарастал… Во второй половине дня 19 сентября 1942 года вражеские истребители подожгли самолёт майора И. И. Клещёва. Попытка сбить пламя не удалась. Командир полка выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь.

Командование полком временно было возложено на Героя Советского Союза А. Ф. Семёнова. Вспоминая о тех днях, Александр Фёдорович пишет:

«Заменить такого командира, как Иван Клещёв, было непросто. У всего личного состава полка он пользовался безграничным авторитетом. Во всём чувствовалась его твёрдая рука. Клещёв смело брал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво претворял их в жизнь.

У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь — ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полёты и личное участие в воздушных боях — сразу утратишь моральное право называться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. Установка эта, может быть, была и спорная, однако она не лишена истины.

В своей командирской деятельности И. И. Клещёв неизменно проявлял новаторство, инициативу, особенно в области управления истребителями и совершенствовании приёмов борьбы с вражеской авиацией.

Одним из первых он наладил надёжную связь между самолётами и землёй, всегда обнаруживал деловую заинтересованность в организации пунктов наведения.

Ему же в первую очередь принадлежит инициатива эшелонирования боевых порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия лётчиков в паре.

Командуя полком, Клещёв с аэродрома отдавал приказы по радио. Однако, если обстановка в воздухе того требовала и противник нажимал, Клещёв немедленно садился в свой самолёт, и его появление в воздухе и участие в бою, как правило, приводили к победе. Был случай когда майор Клещёв на своём «Яке» вступил в бой с 7 «Мессерами». В этом бою он сбил 2 самолёта и выиграл сражение. В другом вылете он сбил сразу 3 немецких самолёта.

Истребитель Як-9 И. И. Клещёва.

Выход из строя Героя Советского Союза Ивана Клещёва глубоко опечалил весь полк. Но это был крепко сколоченный боевой коллектив, и уже на следующий день он дрался так же, как и при Клещёве. К 3 октября в полку осталось лишь около трети штатной численности лётчиков и боевых машин. Люди безмерно устали, а самолётный парк требовал серьёзного ремонта.

Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на отдых и пополнение в тыл. Лишь за 3 недели боёв лётчиками было уничтожено 83 вражеских самолёта. В ноябре 1942 года 434-й истребительный авиаполк был преобразован в 32-й Гвардейский».

Иван Клещёв, бесстрашный боец, выходивший победителем из самых горячих боёв, погиб в авиационной катастрофе 31 декабря 1942 года.

К тому времени он совершил уже около 380 боевых вылетов и уничтожил лично и в составе группы около 50 самолётов противника (во многих изданиях число побед приводится разное — от 35 до 54 !   Наиболее часто встречается цифра — 16 лично и 32 в группе, а в одном из источников указаны 22 личные победы. Если прибавить к ним 32 групповые, то получится как раз 54 !?   [ М. Ю. Быков указывает на 16 личных и 15 групповых побед лётчика. ]

Однако, точных данных пока нет. Вот, к примеру, что рассказывает известный советский лётчик Герой Советского Союза С. А. Микоян:

«Я слышал, что после гибели И. И. Клещёва были предложения переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещёво, но этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя после Сталинграда на его счету было уже 24 сбитых лично самолёта и 32 в группе. Я думаю, что если бы он не погиб, то превзошёл бы и Покрышкина и Кожедуба».

За период своей боевой деятельности Иван Клещёв освоил самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б и Як-9.

Похоронен он в городе Рассказово Тамбовской области. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14 звёздочками на борту, отметками о личных победах, в настоящее время хранится в «Музее Техники» Вадима Задорожного.




*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. И. Клещёва:
(Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов».  Издательство «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.10.1941 г.1  Ju-88станция МещерскаяИ-16, ЛаГГ-3,
Як-1, Як-7, Як-9.
210.10.1941 г.1  Ju-88  (в группе — 1/5)Калининский фронт
31  Ме-109  (в группе — 1/5)
414.12.1941 г.1  Ме-109аэродром Ватулино
513.01.1942 г.2  «Хе-113»  (в группе — 2/5)северо-западнее Медыни
610. 02.1942 г.1  Ju-88севернее Мончалово
711.02.1942 г.1  FW-189  (в группе — 1/3)южная окраина Жуково
813.02.1942 г.3  Ju-87  (в группе — 3/5)Калининский фронт
913.06.1942 г.1  Ме-109Шиповатое
101  Ме-109  (в группе — 1/14)
1127.06.1942 г.1  Ju-88Червона Зирка — Кутьковка
1218.07.1942 г.1  R-5 (?)  (в паре — 1/2)«Принужден к посадке на свой аэродром»
1326.07.1942 г.1  Ме-109Калач
1429. 07.1942 г.2  Ju-87Камыши
1514.09.1942 г.1  FW-189Сталинград
1616.09.1942 г.1  Ме-109
171  Ju-87
1819.09.1942 г.1  Ме-109станция Котлубань
191  FW-189

      Сбитых самолётов — 16 + 15  [13 + 10];  боевых вылетов — около 380;  воздушных боёв — около 50.

О том, как ростовчане отметили 100-летие Героя Советского Союза Ивана Ивановича Клещёва, пишет газета Ростовской области «Наше время», наш коллективный корреспондент

Каждое утро, спеша на работу, электровозостроители видят на здании заводоуправления Новочеркасского электровозостроительного завода мраморную мемориальную доску. На ней – лаконичная надпись о том, что в строительстве завода принимал участие Герой Советского Союза гвардии майор Иван Иванович Клещёв.

Исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного лётчика-истребителя, выходившего победителем из самых горячих воздушных боёв.

В музее истории завода состоялась встреча, посвящённая памяти героя. Гости музея – учащиеся 5″а» школы № 31 познакомились с биографией и военными подвигами Ивана Ивановича Клещёва, узнали, как много он успел сделать для Родины, для всех нас за свою короткую, но очень яркую жизнь. Украшением музейного урока стало выступление школьницы Василисы Середы, прочитавшей стихотворение заводского поэта В. Обухова «Встреча», посвященное Клещёву. 

А дальше, словно перелистывая страницы истории нашей страны, школьники слушали рассказ о событиях Великой Отечественной войны, о воинах-заводчанах, принимавших в них героическое участие, рассматривали фронтовые фотографии ветеранов и, конечно, знакомились с их воспоминаниями. Бережно из рук в руки передавали друг другу боевые награды заводчан: орден Отечественной войны I степени А. Ф. Вологина, орден Красной Звезды Н. Ф. Овчинникова, орден Славы III степени А. Н. Мирошниченко. А потом все слушали настоящий патефон. Звучание старой пластинки как будто перенесло ребят в далёкие сороковые…

Этот урок в музее ребятам запомнится. И они будут гордиться тем, что в их родном городе жили и живут настоящие герои, освободившие Родину от фашизма.

Галина Захарова, газета Ростовской области «Наше время», № 39 от 26 января 2018 года

*  *  *

Из Википедии

Иван Иванович Клещёв (26 января 1918, с. Курячёвка, Харьковская губерния — 31 декабря 1942, Рассказово, Тамбовская область) — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка Калининского фронта, майор. Герой Советского Союза (1942).

Родился 26 января 1918 года в селе Курячовка (ныне — Марковского района Луганской области Украины) в семье рабочего. Украинец.

В 1933 году окончил один курс педагогического техникума в Ворошиловграде.

Работал слесарем на паровозостроительном заводе в г. Новочеркасске (ныне Новочеркасский электровозостроительный завод).

С детства мечтал стать лётчиком и вступил в ростовский аэроклуб. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков-истребителей. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Член ВКП (б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир эскадрильи истребительного авиационного полка майор Иван Клещёв к середине марта 1942 года совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолётов противника.

ROCKAIRCRAFT: Иван Клещев: O às soviético

ИВАН ИВАНОВИЧ КЛЕЩЕВ

Иван Иванович Клещев alcançaria famaглавный комо или comandante do grupo 434.1AP altamente bem sucedido, o полк ao qual Владимир Орехов pertencia. Ветеран конфликта на Халхин-Голе, но инициированный Геррой, Клещев, де 23 лет назад, начал сражение с Калинина из группы 521.1AP, был рекомендован к медали HSU в марте 1942 года, как результат доблести. Nas comemorações do primeiro de maio de 1942, Kleshchev foi lançado aos olhos do público, como resultado de um apelo emocionante por maiores recursos para licenser que, os полков де бойцов repelissem os bombardeiros alemães. A essa altura, ele tinha 6 vitórias e seu grupo 13 vitórias.


         Imediatamente após o discurso de Kleshchev, ele foi transferido para Moscou para formar o grupo 434.1AP, este regimento foi uma reposição de alguns dos melhores pilotos de caça que sobreviveram à defesa da capital no inverno anterior. Após o treinamento, o 434.1AP participou da defesa de Сталинград, com Seus Як-1s, o grupo foi bem sucedido durante o início do verão. No entanto, em julho, sofreu grandes perdas enquanto seus pilotos lutavam para tentar vencer os superiores Bf 109Г.

Як-1

Confrontados com uma possível perda de todo or grupo, o полк для быстрого переоборудования с Як-7s, que immediatamente voltou a ter igualdade de fighte, já em 15 de Julho или grupo de Kleshchev reivindicou 32 aeronaves inimigas destruidas pela perda de 3 de seus próprios pilotos e 7 aeronaves эм конфронтос sobre о Рио Дон. Нет момента, который был 434.1AP для окончательного удаления от линии фронта для восстановления и оборудования для Як-9, зараза майора Клещева во время дефеса де Сталинград havia aumentado para 32 mortes, embora a divisão entre mortes do grupo não seja certa.

Як-7

Як-9

O grupo 434.1AP voltou à ação em 16 de setembro de 1942, mas foigravemente afetado apenas três dias depois, quando cinco pilotos foram perdidos e oito aeronaves abatidas, embora os soviéticos afirmassem ter destruído 19 aeronaves inimigas. Kleschchev estava pilotando um dos Yak´s perdidosnesta ocasião, embora tenha escapado sem ferimentos. No entanto, ele não teve tanta sorte no dia 23 de setembro, pois foi forçado a quitar seu avião depois de ser ferido em fighte.

         Em novembro de 1942, o grupo 434.1AP havia se tornado parte do 32.Gv.1AP, embora nesse estágio Kleschchev tivesse sido temporaria substituído devos por Semyonov. Клещёв finalmente retornou ao comando do 32.Gv.1AP no mês seguinte, mas seu retorno durou pouco. Na véspera de ano novo, ele morreu em um acidente aéreo por causa do mau tempo, enquanto tenava voar para Moscou.

Хью Морган
Перевод и адаптация для Rock & Aircraft.

Генералы из Советского Союза

Кладовой, генерал-майор танковых войск Николай Григорьевич (1903-1960)

Клазер, майор милиции Леонкард Карлович (-)

Клебанов, генерал-майор интендантской службы Карл Моисеевич (1901-1962)

Клейн-Бурзин, Комбриг Владимир Александрович (1898-1939)

Клементьев, генерал-майор Николай Николаевич (1897-1954)

Клементьев, генерал-майор Василий Григорьевич (1883-1967)

Кленов, генерал-лейтенант Петр Семенович (1894-1942)

Клепов, генерал-майор Сергей Алексеевич (1900-1972)

Клещев, генерал-майор Алексей Ефимович (1905-1968)

Клешнин, генерал-майор Михаил Никитович (1902-1919 гг.