Истребитель Белл P-63 «Кингкобра»
Истребитель Белл P-63 «Кингкобра» |
Белл P-63 Кингкобра (английское Bell P-63 Kingcobra) — американский истребитель-бомбардировщик. Являлся развитием самолёта Белл P-39 Эйракобра (Bell P-39 Airacobra) от которого унаследовал фюзеляж, к которому было добавлено новое крыло с ламинарным обтеканием, имевшее квадратные законцовки. Был запущен в серию в сентябре 1942 года. За время производства, окончившегося в 1945 году, было построено более чем 3300 самолётов Кингкобра нескольких модификаций.
«Белл» Р-63 «Кингкобра» был истребителем новой конструкции, с использованием основных идей, реализованных на военном самолете «Аэрокобра» Р-39, и введением крыла с ламинарным обтеканием и высокого киля, испытанных на ХР-39Е. ВВС США заказали два прототипа ХР-63 (41-19511/19512) в июне 1941 года. На них устанавливался двигатель «Аллисон» V-1710-47 мощностью 1325 л.с, расположенный за пилотом и вращающий длинный вал.
Этот вариант стал самым быстрым из всех построенных «Кингкобр», достигая скорости 685 км/ч на боевом режиме мощности на высоте 6096 м, но воздушный бой не был стихией этого типа самолета. «Кингкобра» предназначалась для атак наземных целей и на экспорт, в основном в СССР. Производство Р-63А (построено 1825 машин в многочисленных подвариантах с незначительными отличиями в вооружении и бронировании) было продолжено вариантом Р-63С, оснащенным двигателем «Аллисон» V-1716-117 мощностью 1800 л.с., с впрыском воды.
«Bell» P-63 «Kingcobra» вид сбоку на Американский самолет
Один Р-63А был испытан RAF как «Кингкобра» Мк.
1 (FR 408). Первый Р-63С (43-11718) имел небольшой форкиль для улучшения путевой устойчивости. Единственный экземпляр P-63D (43-11718) был оснащен выпуклым фонарем и крылом увеличенного размаха.Вид сверху на военный самолет «Bell» P-63 «Kingcobra»
За первым Р-63Е (43-11720), имевшим незначительные усовершенствования, последовала постройка еще двенадцати, а затем контракт на 2930 штук, который был аннулирован по окончании войны. Один P-63F (43-11719) с двигателем V-1710-135 принял участие в Кливлендских воздушных гонках в 1947 году под гражданским обозначением NX1719.
Вид на фюзеляж истребителя «Bell» P-63 «Kingcobra»
Перегоняемые в СССР через Аляску или Иран Р-63 оказались эффективными штурмовиками и истребителями танков. Р-63 также использовались ВВС «Свободной Франции». Некоторое количество использовали ВВС США, в основном для тренировок, и никогда не применяли в боях.
Основные серийные модификации как истребителя
- P-63A с мотором V-1710-93, вооружение 1×37+4×12,7, с серии А-6 — бомбодержатели и подвесные баки, с A-10 — подвеска НУРС;
- P-63C с мотором V-1710-117, подфюзеляжный киль, с С-5 введены подвески аналогично A-10.
В боевых действиях в период Второй мировой войны P-63 применялся только в СССР. Около 200 P-63 и P-63C использовались в операциях советских ВВС на Дальнем Востоке в августе 1945 года. — в Манчжурии, Северном Китае, на Курилах. Самолет снят с производства осенью 1945 года. Снят с вооружения в США в 1946 года, в СССР — в 1952-1953 годов., во Франции — в 1956 году.
Документальное фото Американского истребителя Р-63 «Кингкобра»
В 1945 году и позже «Кингкобры» использовались как пилотируемые летающие мишени, выкрашенные в ярко-красный цвет, которые обстреливались другими истребителями, использовавшими специальные хрупкие пули. Такие «роботы», как RP-63А и RP-63G, были оборудованы защитными покрытиями из дюралюминиевых сплавов, пулезащитным остеклением фонаря, стальной решеткой на входе воздухозаборника двигателя, стальной защитой выхлопных патрубков и тонкостенными пустотелыми пропеллерами. Когда выстрел атакующего самолета был удачным, красная вспышка подтверждала попадание.
Модель Американского самолета периода Второй мировой войны
Один самолет RP-63A (42-69654) даже получил прозвище «Пинболл». Более 25 лет самолет RP-63G (45-57295) демонстрировался на открытой стоянке на авиабазе Лэклэнд, Техас. Эта уникальная пилотируемая мишень получила в 1948 году новое обозначение QF-63G, хотя буква Q обычно используется при обозначении беспилотных мишеней.
Фотография Американского истребителя Р-63 «Кингкобра»
Единственный экземпляр ХР-63Н был переделан из Р-63Е для испытаний новых внутренних систем. Два Американских истребителя Р-63 без специальных обозначений были модифицированы для испытаний V-образного оперения, похожего на оперение самолета «Бичкрафт» «Бонанза». Один Р-63 был оснащен стреловидным крылом и испытывался ВМС под обозначением L-39. ВМС использовали также несколько стандартных Р-63, но обозначение F2L, зарезервированное для них, принято не было. Хотя общее количество произведенных «Кингкобр» было велико — 3362 самолета (2456 из них были поставлены в СССР), этот тип может быть включен лишь во второй разряд истребителей военного периода, и запомнился только как последний большой успех фирмы «Белл» в области создания истребителей.
Модель |
P-63A |
Экипаж, человек |
1 |
Длина, метров |
9,96 |
Размах крыла, метров |
11,62 |
Высота, метров |
3,21 |
Площадь крыла, м2 |
20,8 |
Масса пустого, кг |
2892 |
Масса снаряжённого, кг |
3992 |
Максимальная взлётная масса, кг |
4763 |
Силовая установка |
V-12 «Allison» V-1710-117 |
Мощность, л. с., кВт |
1х1800 (1х1340 ) |
Макс. скорость на высоте м-км/ч |
7620-657 |
Макс. скорость у земли, км/ч |
514 |
Крейсерская скорость, км/ч |
608 |
Боевой радиус, км |
870 |
Перегоночная дальность, км |
4144 |
Практический потолок, м |
11900 |
Скороподъёмность, м/с |
12,7 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 |
173,91 |
Тяговооружённость, Вт/кг |
340 |
Вооружение, пулеметы, мм |
Browning M2 4х12,7 |
Вооружение, пушки, мм |
1х37 M4 58 снарядов |
Бомбовая нагрузка, кг |
3х227 |
Источники:
- Бакурский В. Королевская кобра.
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- М.Райдер «Пылающее небо Кохинхины».
- William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighter.
< Назад | Вперед > |
---|
Центральный музей Военно-воздушных сил | Самолет Р-63 «Кингкобра»
Р-63 «Кингкобра» – истребитель КБ фирмы «Белл». Первый полёт совершил 7 декабря 1942 года.
Экипаж 1 человек, максимальная скорость 655 км/час, потолок практический 11900 м.
Один двигатель жидкостного охлаждения V-12 Allison V-1710-117. Мощность 1800 л.с.
Максимальная взлётная масса 4 763 кг.
Вооружение: 2-4 пулемета 12.7 мм, 1 пушка 37 мм, бомбовая нагрузка 700 кг.
Произведено 3303 единиц. Р-63 “Кингкобра” был истребителем новой конструкции, с использованием основных идей, реализованных на военном самолете “Аэрокобра” Р-39, и введением крыла с ламинарным обтеканием и высокого киля.
В феврале 1944 года в США командировали представителей НИИ ВВС летчика А.Г. Кочеткова и инженера Ф.П. Супруна. Перед ними поставили задачу испытать Р-63А раньше, чем массовый поток этих самолетов хлынет в Советский Союз.
Предшественница ее «Аэрокобра» имела свойство при допущении ошибки со стороны летчика и предельно задней центровке, то есть когда комплект снарядов был израсходован (он располагался в носу, возле пушки), а центр тяжести при этом сдвигался назад, входить в плоский штопор и не выходить из него. Именно с такой центровкой Кочеткову надо было провести испытание «Кингкобры», чтобы убедиться в том, что новая машина, по заявлению фирмы, в плоский штопор не входит. Главный программный испытательный полёт истребителя Bell P-63 Kingcobra был назначен на утро 24 апреля 1944 года. Удалась лишь первая часть программы. Выйти из штопора, несмотря на свой огромный опыт и следование всем инструкциям на этот случай, Кочетков не смог. На высоте около 1000м ему удалось выбраться из штопорящей «Кингкобры». Он приземлился с парашютом недалеко от обломков самолёта. Ожидая нагоняя за разбитую машину. Кочетков, как ни странно, получил лишь благодарности и памятный значок от фирмы «Ирвинг» (Золотую гусеницу), производящей парашюты, один из которых его спас. Удалось установить, что «благополучной» в отношении штопора «Кингкобра» остается только при нормальной центровке. После этого полёта Ларри Белл пригласил Кочеткова к себе, чтобы услышать личные впечатления заслуженного испытателя об этом происшествии. Затем он предложил ему облетать юбилейную десятитысячную серийную «Эйркобру». Полёт «юбиляра» был успешно проведён. Работы на самолёте P-63 «Кингкобра» по результатам анализа испытательного полёта Кочеткова шли полным ходом. В начале лета 44-го американские перегонщики доставили в Фэрбенкс (на Аляску) первые доработанные «Кингкобры» и начали учить на них наших летчиков. На Аляске готовили только командиров эскадрилий перегоночной дивизии. Практически все «Кингкобры» перегонялись через Аляску до конца 1945 года. Внедрение нового истребителя в боевой строй несколько затянулось.Успели получить 2400 «Кингкобр» из 2450 заказанных советской стороной. Из них 2397 прибыли через Аляску и только три привезли морем через Мурманск. Последнюю «Кингкобру» доставили 29 сентября 1945 года. В боевых действиях Второй мировой войны P-63 применялся только в СССР. Около 200
P-63 и P-63C использовались в операциях советских ВВС на Дальнем Востоке в августе 1945 года в Манчжурии, Северном Китае, на Курилах. Самолет снят с производства осенью 1945 года. Снят с вооружения в СССР – в 1952-1953 гг. Произведено 3303 единиц.
Известные летчики, воевавшие на Аэрокобрах и Кингкобрах: А.И. Покрышкин, И.Д. Гулаев, Г. Г. Речкалов, Д. Б. Глинка, Б.Б. Глинка, А.Ф. Клубов, Г., Голубев и другие.
Покрышкин Александр Иванович в числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 гола. Всего сбил 59 самолетов. Особо отличился во время боёв на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А.И. 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4-ой Воздушной армией генерала К.А.Вершинина сбил четыре «Me-109». В этот же день сбил ещё 3 самолёта.
Успешно сражались на Р-39 братья Борис Борисович и Дмитрий Борисович Глинки. Старший брат Борис совершил около 200 боевых вылетов, сбил лично 27 и в группе 2 самолета противника, младший Дмитрий – выполнил примерно на 100 боевых вылетов больше, одержав в воздухе ровно 50 побед. За март – апрель 1943 г. браться сбили по 10 вражеских самолетов каждый, преимущественно типа «мессершмитт». В июле 1944 г. судьба приготовила обоим суровые испытания: Борис был сбит в воздушном бою, получил тяжелую травму при покидании кабины с парашютом и в боях больше не участвовал, а Дмитрий попал в тяжелое летное происшествие при перелете пассажиром на транспортном самолете и едва остался жив.
Государственные награды: Герой Советского Союза Б.Б. Глинка награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды. Дважды Герой Советского Союза Д.Б. Глинка награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1 степени.
Сейчас в нашей стране имеется одна подобная машина. Собрана из обломков нескольких самолетов, разбившихся на сибирской трассе. Восстановлен в г. Новосибирске и передан в музей в 1992 году.
американских истребителей P-63 Kingcobra над Ниагарским водопадом
Применяются условия использования Загрузки- Местоположение
- В настоящее время не просматривается
- Имя объекта
- Серебряно-желатиновая печать
- дата изготовления
- ок 1945
- с изображением
- Ниагарский водопад
- Физическое описание
- бумага (общий материал)
- Измерения
- Идентификационный номер
- 2013. 0327.0986
- регистрационный номер
- 2013.0327
- каталожный номер
- 2013.0327.0986
- предмет
- Вторая мировая война
- Посмотреть больше товаров в
- Работа и промышленность: история фотографии
- Фотография
- Источник данных
- Национальный музей американской истории
Номинировать этот объект для фотографирования.
Наша база данных коллекций находится в стадии разработки. Мы можем обновить эту запись на основе дальнейших исследований и обзоров. Узнайте больше о нашем подходе к публикации нашей коллекции в Интернете.
Если вы хотите узнать, как вы можете использовать контент на этой странице, ознакомьтесь с Условиями использования Смитсоновского института. Если вам нужно запросить изображение для публикации или другого использования, посетите страницу Права и репродукции.
Примечание. Отправка комментариев временно недоступна, пока мы работаем над улучшением сайта. Приносим извинения за прерывание. Если у вас есть вопрос, касающийся коллекций музея, сначала ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами о коллекциях. Если вам нужен личный ответ, воспользуйтесь нашей контактной страницей.
Советский Союз | Ленд-лизинг | Факты | Форум | Германия | Япония | Р А Ф | США А А Ф | Другое | Фото | |||||||||||||
Самолет | Боевое применение | Белл | Боинг | Брюстер | Консолидированный | Кертисс | Дуглас | Дженерал Моторс | Грумман | Локхид Мартин | Североамериканский | Нортроп | Республика | Воут | Люди и самолеты | Фотографии и рисунки | | |||||||||||||
Многоцелевой истребительЗвонокХотя самолет Р-63 выглядит как увеличенный истребитель «Аэрокобра», на самом деле это абсолютно новая конструкция, обладающая отличными скоростными качествами на всех высотах. По прозвищу «Кингкобра» истребитель многое взял от самолета ХР-39Е. Тем не менее, в отличие от прошлой конструкции Р-63 был больше, чем «Аэрокобра» с новым крылом, отличался двигателем В-1710-9.3 «Эллисон» (на модификации Р-63А), с режимом «форсирование» увеличена мощность до 1500л.с. Хотя было построено около 3300 самолетов различных модификаций, но к моменту, когда первые серийные экземпляры попали в ВВС США в октябре 1943 г., самолеты Р-51В, Р-38Н и Р-47С удовлетворяли требованиям ВВС для фронтового истребителя. Таким образом, большинство самолетов Р-63 стали доступны для покупки по ленд-лизу. Всего в СССР по ленд-лизу поставлено 2400 самолетов Р-63 «Кингкобра».
|