КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ | Наука и жизнь

Катастрофа, о которой идет речь, произошла на космодроме Байконур 24 октября 1960 года при подготовке к пуску первой боевой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Один из непосредственных участников тех трагических событий Ким Ефремович Хачатурян повествует о последствиях взрыва, не оставляя за скобками технических подробностей и авторской версии случившегося.

Через десять лет после катастрофы участники подготовки первого пуска ракеты Р-16 собрались у мемориала в Солдатском парке города Ленинска. Байконур, 24 октября 1970 года.

Основатель школы военных испытателей Второго управления космодрома Байконур, начальник отдела комплексных испытаний и пуска А. С. Матренин. 1961 год.

В честь первого пуска боевой межконтинентальной баллистической ракеты на полигоне Байконур воздвигнут обелиск — устремленная ввысь ракета Р-16.

Группа создателей ракетно-космической техники.

Открыть в полном размере

ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ПУСКА

Анализируя все, что произошло на космодроме Байконур вечером 24 октября 1960 года, невольно начинаешь верить в фатальность рока, в то, что каждому предначертана своя судьба. Из страшного пожара, который охватил стартовую площадку за несколько минут до старта первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, некоторым посчастливилось выйти живыми. Рассказы очевидцев легли в основу этой главы.

Перед стартом предстояло проверить точность настройки редуктора высокого давления, который подает сжатый газ на борт ракеты. Только инженер К. Луарсабов закончил работу, как заметил вверху, на второй ступени, вспышку и услышал хлопок: «Как мне показалось, огонь вырывался из обтекателя, где расположены камеры рулевых двигателей. Я решил, что запустился один из них, и мгновенно сообразил, что спасение в ногах, и мы «чухнули» вместе с Н.

Мягковым со скоростью метеоров». Они успели преодолеть не больше десяти метров, прежде чем огонь из двигателя второй ступени прожег бак окислителя первой ступени и раздался мощный взрыв. Воздушная волна огромной силы повалила бегущих, придавила их к земле, и оба потеряли сознание.

«С земли поднялся как ни в чем не бывало, - продолжает свой рассказ Луарсабов, — стал озираться вокруг: темно, во всполохах пламени видны искореженные части горящих топливных баков, пожарные из брандспойтов тушат огонь, слышны какие-то команды, подъезжают и отъезжают машины. Впереди, из рва, что окаймляет стартовую площадку, раздаются крики о помощи. Я пошел в направлении голосов, прыгнул в ров и неожиданно наткнулся на Мягкова. Оказалось, что он быстрее меня пришел в сознание и тоже попал в ров. Тут какой-то солдат спрашивает: «Скажите, что с моим лицом?» А на лице живого места нет, все обожжено. Мы помогли ему вылезти из рва и повели в гостиницу.

По дороге нас подхватила какая-то машина и подвезла. В вестибюле «люксовской» гостиницы уже был врач, он предлагал всем выпить концентрированное молоко. Я взглянул на свои руки — они были в желто-красных волдырях, схватился за голову, и с нее посыпалось то, что еще недавно называлось шевелюрой… В медпункте, сплошь набитом обгоревшими, стонущими людьми, нам с Мягковым показалось, что мы пострадали меньше других, и хотели уходить. Но нас усадили в машину и отвезли в госпиталь». Луарсабов пролежал в госпитале месяц, а Мягков полгода. У него была обожжена треть тела, и ему делали пересадку кожи.

В момент аварии рядом с ракетой находились два специалиста по системе прицеливания. Один из них, инженер Е. И. Павленко с завода «Арсенал», сидел, склонившись над прибором, лицом к ракете. После взрыва он так и остался на месте. Другой, инженер А. С. Хоменя из ОКБ, стоял рядом с ним спиной к ракете.

Когда загрохотало, среагировал мгновенно и, не оглядываясь, рванул с места. Если бы он поднял голову и посмотрел назад, то без сомнения разделил бы участь своего товарища. Что было дальше, как преодолел ограждение из колючей проволоки, как оказался в гостинице — ничего не помнит. Ясно одно: инстинкт самосохранения, автоматические, единственно правильные действия помогли ему вырваться из огня с минимальными потерями. Обнаружили Хоменю в шоковом состоянии в гостиничном номере. Оказывается, он совершенно автоматически вбежал в свою комнату, разделся, лег в постель и с головой накрылся одеялом.

Невероятную историю рассказал Б. Александров. Он видел, как один офицер спрыгнул с верхней площадки обслуживания на стоявшую внизу машину с брезентовым тентом. В это время произошел взрыв, воздушная волна подхватила его, отбросила в сторону и положила на землю.

Другой случай. За несколько секунд до взрыва дежурный по стартовой площадке подошел к стоявшему рядом с Главкомом М. И. Неделиным командиру войсковой части полковнику А. А. Кабанову и доложил, что его вызывают на аппарат дальней связи. Тот спустился вниз и едва успел закрыть за собой дверь, как запустился двигатель второй ступени и начался пожар.

Чудом остался жив и сам М. К. Янгель, который в этот день почти неотлучно находился на стартовой площадке. «Мне захотелось покурить, — вспоминал он впоследствии, — но, подумав о том, какой пример я подам подчиненным, не стал это делать на площадке, как позволяли себе некоторые начальники, а направился в курилку. Проходя мимо Главкома, подумал пригласить и его, но не решился и пошел в курилку один. Когда зажег спичку, то удивился, как от нее все вокруг озарилось. Но тут донесся грохот, я обернулся и увидел всю эту жуткую картину…».

Едва придя в себя, Михаил Кузьмич бросился навстречу взрыву. Он срывал с выбегавших из огня людей горящую одежду, тушил ее, как мог, обжег себе руки, но не ушел до тех пор, пока генерал А. Г. Мрыкин и еще кто-то из военных насильно не отвезли его в гостиницу. Как только врач перебинтовал ему руки, Янгель снова вернулся к горящей ракете.

27 октября 1960 года в Солдатском парке города Ленинска хоронили погибших военнослужащих, а цинковые гробы с телами гражданских специалистов самолетами отправили на их родину: в Днепропетровск, Харьков, Киев, Москву, Химки и Загорск. В конце октября разъехались по домам и оставшиеся в живых участники трагедии.

День пуска первой боевой межконтинентальной ракеты Р-16 стал черным днем в истории Байконура. С тех пор 24 октября на полигоне не планируются и не проводятся не только пуски ракет, но и любые значительные работы на стартовых позициях. И все же ровно через три года, в тот же день, здесь произошла еще одна трагедия. При подготовке к пуску из шахты учебной ракеты Р-9А по неосторожности во время заправки пролилось горючее, и шахта оказалась сильно загазованной. Чуть позже, при замене перегоревшей лампочки, от искры в электропатроне произошла вспышка, и начался пожар, приведший к гибели восьми ракетчиков -испытателей.

ДВЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ

Комиссия по расследованию причин катастрофы образовала три рабочие группы: по двигательным установкам — во главе с их главным конструктором В. П. Глушко, по конструкции ракеты в целом — во главе с первым заместителем М. К. Янгеля В. С. Будником и «легендарную» — для описания хода испытаний Р-16 на технической и стартовой позициях, всех выявленных замечаний и принятых по ним решений — во главе с руководителем испытаний А. С. Матрениным и ведущим конструктором по электроиспытаниям К. Е. Хачатуряном. Однако всем трем группам поработать практически не пришлось и вот почему.

Утром 25 октября мы сидели в служебной комнате первого отдела и анализировали комплексную электрическую схему системы управления.

Детально прослеживая каждый ее элемент, я вдруг обнаружил, что при подготовке системы управления к пуску образовалась незапланированная команда на запуск двигательной установки второй ступени.

Схема показывала, что при выполнении операции «переустановка шаговых двигателей в исходное состояние» в момент замыкания контактов программного токораспределителя напряжение с шины, появившееся при подключении к бортовой кабельной сети автономно задействованной ампульной батареи второй ступени, беспрепятственно поступает на запуск пиростартера двигателя второй ступени и на электропневмоклапан наддува пусковых бачков.

Весть о выдаче преждевременной команды мигом распространилась по всему МИКу. Группа двигателистов тут же выехала на стартовую позицию и, осмотрев уцелевшие части ракеты, подтвердила факт запуска и выхода на режим двигательной установки второй ступени. Основная причина пожара была очевидна.

В этот же день состоялось техническое совещание с участием академиков А. Ю. Ишлинского и А. Г. Иосифьяна, некоторых членов правительственной комиссии и представителей Министерства обороны. Инженер В. Кукушкин дал объяснения по заложенной в ракете схеме запуска двигателей первой и второй ступеней, а мне пришлось на самодельной схеме, начерченной на листе ватмана, показать, как при проведении предпусковых операций от системы управления поступила преждевременная команда на запуск маршевого двигателя второй ступени.

Как же появилась эта злосчастная операция в технологическом графике подготовки и пуска ракеты?

Проблемы начались еще во время автономных испытаний штатной гироплатформы. Тогда было обнаружено, что на шаговый двигатель потенциометра по каналу тангажа (этим термином называется угол наклона продольной оси ракеты к горизонту) от блока усиления программируемых импульсов (БУПИ) хаотически поступали импульсы напряжения.

Они проворачивали потенциометр, и на выходе гироплатформы появлялась ложная команда. Причину появления этих импульсов искали долго. Совершенно случайно обнаружили, что они возникают на выходе БУПИ в момент включения или выключения обычного бытового вентилятора. Так выяснилось, что помехозащищенность прибора недостаточна. Для того, чтобы избавиться от электромагнитных помех, решили приостановить работу всех сильноточных потребителей (портальных кранов, сварочного оборудования, других приборов) и запретить движение автотранспорта в радиусе одного километра от МИКа. Такие чрезвычайные меры позволили закончить автономные испытания гироплатформы. Прибор установили на борт ракеты и провели заключительные операции перед ее транспортировкой на стартовую позицию.

Чтобы исключить всякую возможность появления ложной команды по каналу тангажа при пуске ракеты, представитель главного конструктора гироприборов А. И. Минаев предложил ввести в технологический график операцию по переустановке в исходное состояние шаговых двигателей со штатного наземного пульта системы управления. Здесь следует уточнить один важный момент: схема подключения БУПИ при автономных испытаниях гироплатформы существенно отличалась от схемы подключения прибора на борту ракеты. При автономных испытаниях выход БУПИ напрямую подключался к шаговому двигателю, а в схеме изделия выход БУПИ подключался к шаговому двигателю только при замыкании контакта подъема ракеты. Из этого следует, что до замыкания контакта подъема никакой команды по каналу тангажа быть не могло. Это подтверждали и результаты многократных комплексных испытаний ракеты в МИКе, при которых ложных команд зафиксировано не было.

Техническое руководство испытаний все же одобрило предложение А. И. Минаева, и это было роковой ошибкой! Дело в том, что еще раньше те же руководители приняли решение задействовать ампульную батарею второй ступени вне ракеты (ее нужно было держать в теплом помещении) и ставить на борт по часовой готовности к пуску. Так приходилось поступать из-за того, что разработчик ампульных батарей -Всесоюзный научно-исследовательский институт источников тока к началу испытаний не успел освоить выпуск корпусов батарей с обогревательны ми секциями, как требовалось по техническому заданию. Поэтому на стартовую позицию поставили специальную машину с обогреваемым кунгом, в котором держали задействованную батарею. За час до старта ее извлекали, поднимали на верхнюю площадку обслуживания и устанавливали на борт.

Таким образом, преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени спровоцировали три фактора: во-первых, заблаговременно автономно были подорваны разделительные пиромембраны второй ступени, и пусковые бачки заполнились компонентами топлива; во-вторых, тоже заблаговременно была задействована бортовая ампульная батарея второй ступени, в результате чего на бортовой шине второй ступени появилось напряжение; в-третьих, была проведена незапланированная операция по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние.

Каждый из этих факторов в отдельности не мог повлиять на нормальный процесс подготовки ракеты к пуску, но их сочетание привело к катастрофе. Пожар произошел бы и при наличии только двух последних факторов. В этом случае неизбежно запустился бы пиростартер маршевого двигателя второй ступени, турбина пошла бы вразнос, разрушила баки ракеты, и последствия были бы не менее трагичными.

И все-таки влияние всех трех факторов на исход первого пуска Р-16 можно было обнаружить. Для этого нужно было глубоко проанализировать электрическую схему (ведь нигде и никогда раньше операция по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние не была опробована) либо проверить набор схемы к пуску с учетом всех принятых изменений на стенде системы управления в ОКБ-692. Но, к сожалению, ни того, ни другого сделано не было.

Заключительное заседание Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы состоялось 26 октября. Его открыл тогда еще молодой и энергичный Л. И. Брежнев. От имени Правительства, ЦК КПСС и лично Н. С. Хрущева он выразил соболезнование в связи с гибелью специалистов промышленности и испытателей полигона и заверил, что будут приняты все меры по оказанию помощи пострадавшим и членам семей погибших. Брежнев сообщил, что, поскольку за допущенные ошибки и просчеты спросить не с кого, так как все руководители, ответственные за техническую сторону и за безопасность работ, за исключением М. К. Янгеля и А. М. Мрыкина, погибли, руководство страны приняло решение специального расследования по этому факту не проводить.

Вторым выступил М. К. Янгель. Дословно доклад его я не помню, но суть, продуманность каждого слова, точность и убедительность аргументов остались в памяти на всю жизнь. Янгель заявил, что, как Главный конструктор комплекса и технический руководитель испытаний, он несет полную ответственность за все случившееся. По его мнению, количество жертв и пострадавших оказалось таким большим потому, что с ракетой мы все были «на ты», тогда как с такой сложной техникой необходимо всегда обращаться только «на Вы». Проанализировав ход событий, Янгель утверждал, что если бы этого не случилось здесь, на полигоне, то все равно произошло бы в другом месте и в другой обстановке, но уже с ядерной боевой головной частью. Масштабы разрушений и жертвы были бы тогда немыслимыми.

В этот же день, после совещания, были составлены два важнейших совершенно секретных документа, которые хранятся в архиве Президента России: доклад Правительственной комиссии Центральному Комитету КПСС и Техническое заключение по выяснению причин катастрофы. Оба эти документа были рассекречены только в 1995 году.

Из доклада Центральному Комитету КПСС: «В соответствии с поручением ЦК КПСС комиссией рассмотрены на месте обстоятельства катастрофы при испытаниях ракеты Р-16, имевшей место 24 октября 1960 года в НИИП Министерства обороны СССР.

Выяснением причин катастрофы с участием ведущих специалистов установлено следующее.

Ракета Р-16 с 26 сентября с.г. находилась на полигоне в монтажно-испытательном корпусе. В процессе технической подготовки ракеты выявлялись отдельные недостатки в аппаратуре системы управления и кабельной сети, которые устранялись силами специалистов промышленности и военнослужащих полигона…

При подготовке ракеты к пуску было допущено отступление от утвержденной технологии… В результате этого произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени…, что и привело к мощному пожару и полному разрушению ракеты на старте.

Руководители испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа возможных последствий.

При подготовке ракеты к пуску также имели место серьезные недостатки в организации работы и режиме. На стартовой площадке при часовой готовности ракеты, кроме необходимых для работы 100 специалистов, присутствовало еще до 150 человек…»

Некоторые выводы Технического заключения: «1. В процессе подготовки пуска изделия имел место ряд случаев, указывающих на наличие ненормальностей и дефектов в кабельной сети, бортовых батареях, пульте подрыва пиромембран и распределителе системы управления.

Руководство испытаниями не придало этому должного значения и … без достаточной проработки и анализа последствий допустило ряд отклонений от установленного порядка подготовки к пуску…

2. Непосредственной причиной катастрофы явился недостаток комплексной схемы системы управления, допускающий несвоевременный запуск маршевого двигателя второй ступени при проведении предстартовой подготовки. Этот недостаток не был выявлен при проведении всех предшествующих испытаний…»

Совершенно очевидно, что в выводах Технического заключения второй пункт противоречит первому. На самом деле непосредственной причиной катастрофы стало включение в «Технологический график подготовки и пуска ракеты Р-16» технически необоснованной операции по переустановке шаговых двигателей системы управления в исходное состояние.

ПАРИТЕТ ДОСТИГНУТ

В первых числах ноября 1960 года в Харькове прошло расширенное техническое совещание специалистов по системе управления ракеты Р-16. В нем участвовали председатель Государственного комитета по радиоэлектронике В. Д. Калмыков, разработчики систем управления других ракет во главе с Н. А. Пилюгиным, заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР Г. Г. Пашков, председатель Госкомитета по оборонной технике К. Н. Руднев и главные конструкторы М. К. Янгель, В. И. Кузнецов, А. Г. Иосифьян, Н. С. Лидоренко. Они определили сроки доработки бортовых приборов и наземного испытательного комплекса системы управления, план подготовки второго летного изделия, сроки корректировки документации и возобновления летно-конструкторских испытаний.

В середине ноября на завод отправили вторую летную ракету, через месяц пришли новые бортовые приборы. После полного цикла заводских испытаний с доработанным наземным комплексом системы управления изделие погрузили в специальные вагоны, и железнодорожный состав вновь отправился на полигон. Этим же поездом в Тюра-Там выехала бригада испытателей во главе с Главным конструктором М. К. Янгелем. Это было в последних числах декабря 1960 года.

Вечером 31 декабря Михаил Кузьмич пригласил нас в свой вагон-салон на встречу Нового, 1961, года. Ровно в полночь машинист на пару минут остановил состав — то ли об этом позаботился Кузьмич, то ли на железной дороге такая добрая традиция, — и мы подняли бокалы с шампанским. Утром 1 января поезд прибыл на Байконур, и началась подготовка к испытаниям второй летной ракеты Р-16.

Председателем Государственной комиссии по испытаниям был назначен начальник Научно-исследовательского института ракетных войск Министерства обороны генерал-лейтенант А. И. Соколов. Техническое руководство по-прежнему осуществлял М. К. Янгель. По его предложению начальником Второго управления был назначен инженер-полковник А. А. Курушин, бывший в то время начальником отдела на полигоне Капустин Яр. Заместителем главного конструктора по испытаниям стал ведущий конструктор ракеты Р-12 В. В. Грачев. Среди тех, кто готовил к старту вторую ракету, были и участники первого пуска 24 октября 1960 года, но никаких признаков психологического груза катастрофы, боязни или неуверенности в их действиях не было. Главный конструктор бортовых электромеханических приборов А. Г. Иосифьян возглавил рабочую группу, которая должна была заниматься тщательной проверкой и анализом надежности системы управления в случае отклонения от технической документации.

Работы на стартовой позиции на сей раз проводились особенно тщательно, при строгом соблюдении всех требований инструкции по безопасности. Во время заправки и после нее около ракеты находилось не больше двадцати человек.

Пуск состоялся 2 февраля 1961 года. На этот раз по часовой готовности все были эвакуированы от старта на безопасное расстояние. В бункере наблюдательного пункта кроме боевого расчета оставались только М. К. Янгель и главные конструкторы некоторых систем на случай принятия экстренных решений.

Старт второй ракеты Р-16 прошел гладко, без каких-либо ЧП. Но и после удачного первого запуска предстояло преодолеть еще много трудностей. Были и аварийные пуски, причины которых могли выявить только натурные испытания. Но главное — ракету научили летать.

Результаты каждого пуска докладывались первым делом лично Н. С. Хрущеву, причем, если пуск был успешным, ему звонил председатель Госкомиссии А. И. Соколов, а если нет, то со словами: «Это по твоей части» — он передавал эту обязанность М. К. Янгелю.

Успешные старты ракеты Р-16 позволили приступить к серийному изготовлению всего комплекса, включая наземное оборудование пусковых установок, еще до завершения программы летно-конструкторских испытаний. Ответственность за такое решение безоговорочно взял на себя Михаил Кузьмич Янгель. В этом проявились его высочайшая мера ответственности за судьбу Отечества и безграничная вера в создаваемые образцы ракетной техники. Уже в октябре 1961 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 была принята на вооружение Советской Армии.

Пуск ракеты с наземного старта навсегда остался в памяти как необыкновенно красивое зрелище. В полной боевой готовности заправленная компонентами топлива белоснежная ракета стоит на пусковом столе, все коммуникации, кроме кабелей, отсоединены, вспомогательные агрегаты убраны. Через три секунды после нажатия кнопки «Пуск» из раструбов камер вначале рулевого двигателя, а затем и маршевой двигательной установки первой ступени вырываются мощные струи-факелы огня. Они поднимают над пусковым столом и бетонной площадкой буровато-желтое облако пыли, дыма и огня, которое охватывает половину ракеты. На несколько мгновений возникает опасение: пожар! Но вот еще секунда, и ракета, словно нехотя, отделяется от вихревого облака и, подгоняемая реактивной силой мощного огненного факела, стремительно набирает высоту. Через несколько секунд вертикального полета она медленно наклоняется, ложится на курс, а грохот постепенно слабеет и переходит в негромкий рокот.

В ясную погоду светящийся факел ракеты хорошо виден. Через некоторое время он разрывается, и образуется белое облачко — это выключается двигатель первой ступени. Через 2-3 секунды факел возникает вновь, но он уже менее яркий — это запустился двигатель второй ступени. Еще через несколько секунд доносится хлопок — срабатывают тормозные двигатели первой ступени. Иногда бывает видно, как первая ступень, отделившись от ракеты, еще некоторое время продолжает полет, а затем, медленно переворачиваясь, начинает снижаться.

Выключение двигательной установки второй ступени и отделение от нее головной части можно увидеть только с помощью специальных оптических приборов, потому что к этому моменту ракета успевает удалиться от старта по дальности и высоте на сотни километров. В момент выключения двигателя второй ступени заканчивается активный участок траектории полета, дальше головная часть ракеты летит по законам баллистики.

Вслед за наземными стартами в июле 1962 года состоялся первый пуск Р-16 из шахты, а уже через год шахтная пусковая установка с ракетой Р-16У также была принята на вооружение. Так был создан ракетно-ядерный щит Советского Союза. США и их союзники стали «считаться» с нами, как с равным по военной мощи государством.

Вспоминая те далекие дни, один из руководителей испытаний ракет Р-16 и Р-16У генерал-лейтенант А. А. Курушин, ставший впоследствии начальником космодрома Байконур, написал: «Это был триумф Михаила Кузьмича Янгеля, триумф талантливого ученого, конструктора, инженера, испытателя и руководителя».

За свою полувековую историю ракетная техника не только стала одним из мощных сдерживающих факторов, предотвративших развязывание третьей мировой войны, но и создала фундамент для развития космических носителей. Они вывели человека в космос. Но на пути познания тайн Вселенной были жертвы. Вероятно, это неизбежная плата за покорение космического пространства и стремление использовать его на пользу людям. А посему имена всех погибших при испытаниях боевых ракетных комплексов достойны такой же памяти, как и имена тех, кто отдал свои жизни при освоении космоса.

Крупнейшая катастрофа в истории ракетной техники

Развитие ракетной техники не всегда шло гладко, а порой сопровождалось значительными людскими потерями. Такой катастрофой, сопровождавшейся многочисленными человеческими жертвами стали испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на космодроме Байконур 24 октября 1960 года, за полгода до триумфального полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

В конце пятидесятых годов 20-ого века полным ходом развивалась гонка вооружений между недавними партнерами по антигитлеровской коалиции, двумя крупнейшими мировыми державами – СССР и США. Параллельно шли разработки космических программ, как в мирной, так и в военной областях. В стремлении «догнать и перегнать Америку» в области наступательных вооружений 17 декабря 1956 года в СССР было принято правительственное постановление «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16».

Первый испытательный запуск назначили на 23 октября 1960 года. Испытания должны были состояться на полигоне «Тюратам», позднее его стали называть «Байконур». Руководила подготовкой ракеты к запуску правительственная комиссия, председателем которой был назначен заместитель министра обороны СССР Главком РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин, а техническим руководителем испытаний Главный конструктор ОКБ-586 и создатель ракеты М. К. Янгель.

Впервые в истории конструирования жидкостных баллистических ракет создатели Р-16 применили в качестве топлива высококипящие компоненты, что позволило значительно увеличить дальность боевого применения и время нахождения заправленной топливом ракеты на стартовой позиции. В тоже время данные вещества являлись чрезвычайно агрессивными в химическом плане и ядовитыми для человека, требовали высокотехнологичных решений в процессе применения в качестве ракетного горючего.

Важнейшей из технических проблем при использовании долго хранимых самовоспламеняющихся компонентов топлива была герметичность топливной системы на заправленной ракете. Герметичность топливных баков и подводящих трубопроводов обеспечивалась цельносварной конструкцией. В самом же двигателе сделать это было затруднительно. Поэтому было принято решение отделить внутренние полости двигателя от подводящих трубопроводов с помощью специальных металлических мембран. На входе в турбонасосные агрегаты двигателей устанавливались пиро-мембраны, прорыв которых происходил во время предстартовых операций по команде с земли.

Работоспособность системы пиро-мембран к моменту запуска еще не была полностью отработана и проверена. Вечером 23 октября в ходе подготовки к пуску был зафиксирован несанкционированный подрыв мембран топливных магистралей и пиропатронов отсечных клапанов газогенератора 1-го блока маршевого двигателя. Работы были остановлены до выяснения причин случившегося. По техническим условиям ракета с прорванными мембранами могла находиться на старте не более 24 часов. После этого необходимо было сливать компоненты топлива и возвращать ракету на завод для прочистки баков, магистралей и переборки двигателей. Подготовка к старту новой лётной машины заняла бы не менее месяца.

Первую половину 24 октября техники устраняли обнаруженные дефекты, но для устранения некоторых из них требовалось очень много времени. На заседании комиссии было решено произвести пуск без доработок, а прорыв оставшихся пиро-мембран произвести вручную. Для исключения ложных срабатываний, по объявлению 30-минутной готовности было предложено произвести переустановку в нулевое положение шаговых двигателей системы управления. Кроме нескольких возражавших специалистов, все высказались за продолжение работ. Замечания об опасности проведения доработок на заправленной ракете были отброшены. Все решил временной фактор и страх вызвать срывом сроков испытаний крайнее неудовольствие руководства страны.

Работы были продолжены. Подавая пример бесстрашия, маршал Неделин сидел на стуле на так называемой «нулевой отметке», примерно в семнадцати метрах от подножия ракеты. Рядом с ним находились заместитель министра общего машиностроения, главные конструкторы систем ракеты и их заместители, многочисленные военные представители, командование полигона. Всего, кроме необходимых для производства работ 100 человек, на стартовой площадке присутствовало ещё до 150 человек, никто из них в присутствии Главкома РВСН не посмел укрыться в убежище.

Примерно за час до пуска были прорваны разделительные пиро-мембраны топливных баков второй ступени. Около 18:45 была объявлена 30-минутная готовность к пуску . В этот момент при выставление в «ноль» программного токораспределителя шаговых двигателей системы управления, произошёл несанкционированный запуск маршевого двигателя второй ступени. Раскаленная реактивная струя ударила в конструкции первой ступени, разрушив топливные баки и вызвав взрыв компонентов ракетного топлива. Расходившиеся от ракеты концентрические волны пламени распространялись с огромной скоростью и поглощали всё на своём пути. Из огня выскакивали и бежали во все стороны горящие люди. Лавинообразное взрывное горение продолжалось около 20 секунд, остатки агрегатов и сооружений догорали ещё два часа. Только после этого появилась возможность приступить к аварийно-спасательным работам на пусковом комплексе.

В бушующем пламени погибли все, кто находился вблизи стартового стола, включая самого маршала Неделина. По разным данным, число погибших составило от 74 до 126 человек, а в общей сложности от травм, ожогов и отравлений компонентами ракетного топлива пострадало свыше 300 человек. Чудом спаслась группа инженеров – членов государственной комиссии, находившихся в момент взрыва в курилке на значительном расстоянии от стартовой позиции, в их числе был Главный конструктор ОКБ-586, создатель ракеты Р-16 Михаил Янгель. Именно он сразу после случившегося отправил в Кремль телефонограмму с докладом о происшествии и просьбой об оказании помощи пострадавшим.

Вскоре к 41-й площадке полигона прибыли медики и пожарные. Началась медицинская эвакуация выживших, трупы погибших складывали в специальном помещении. Их было очень трудно опознать, так как тела обгорели до неузнаваемости, маршала Неделина опознали по звезде Героя Советского Союза и именным наручным часам. В ту же ночь на полигон вылетела правительственная комиссия. В результате расследования основной причиной аварии было признано грубое нарушение мер безопасности. Никто не понес за это наказания, так как сами виновные все погибли при взрыве. Не пострадал и Михаил Янгель, за которого вступился сам Сергей Королев.

Кинооператор Валентин Анохин сумел заснять момент трагедии с помощью автоматических камер фиксации момента запуска, но эти документальные кадры, как и материалы расследования причин катастрофы стали достоянием общественности спустя многие десятилетия. В Советском Союзе все данные о катастрофе были строжайшим образом засекречены. Маршал Митрофан Иванович Неделин был объявлен трагически погибшим в авиационной авиакатастрофе. Похороны остальных погибших также проходили в обстановке секретности, родным и близким покойных причины гибели не назывались и было рекомендовано молчать о трагедии. В зарубежную прессу информация о взрыве на стартовой позиции, все равно вскоре просочилась, но в Советском Союзе первая публикация о взрыве Р-16 вышла только во времена перестройки – в 1989 году в журнале «Огонек».

Катастрофа на стартовой площадке №41 стала самой крупной в истории развития ракетной техники. В 1999 году приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения 24 октября в РВСН объявлено Днем памяти ракетчиков.

На снимках: ракета р-16 на стартовой позиции, документальные кадры момента катастрофы и последствий взрыва, портрет маршала артиллерии М.И.Неделина, вахта памяти у мемориала на месте стартовой площадки №41.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/8803/ (Наука и жизнь, КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ)

вспомнили

российских космических катастроф | AP News

ВЛАДИМИР ИСАЧЕНКОВ, 24 октября 2000 г. , GMT

МОСКВА (AP) _ Космодром Байконур в бывшей советской республике Казахстан во вторник приостановил работу в связи с днем ​​траура по жертвам двух советских взрывов на стартовой площадке, в результате которых погибло около 100 человек.

Ежегодные поминки прервали подготовку к запланированному запуску первого постоянного экипажа на Международную космическую станцию.

900:04 Американский астронавт Билл Шепард и российские космонавты Сергей Крикалёв и Юрий Гидзенко должны стартовать с Байконура 31 октября, чтобы стать первыми постоянными жителями аванпоста.

В Москве первые лица космонавтики почтили память жертв стихийных бедствий, возложив цветы к Кремлевской стене. Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал Владимир Яковлев сказал, что уроки, извлеченные из аварий, помогли разработать более безопасные ракетные технологии.

24 октября 1960 г. перед испытательным пуском взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16, погибло 9 человек. 2 человека и около 30 получили ранения в результате крупнейшей в мире космической катастрофы. Среди погибших был маршал Митрофан Неделин, командующий советскими Ракетными войсками стратегического назначения.

Скрытное советское правительство тогда заявило, что Неделин погиб в авиакатастрофе, а подробности катастрофы стали известны только после распада СССР в 1991 году.

Расследование показало, что Неделин, спеша ускорить запуск, призвал рабочих устранить проблему в электрических цепях ракеты, хотя топливные баки уже были заправлены. Он сидел в раскладном кресле рядом с ракетой в окружении помощников и техников, отдавая приказы. Электрический сигнал преждевременно зажег вторую ступень ракеты, превратив ее в гигантский огненный шар.

Ровно в тот же день, три года спустя, восемь человек погибли, когда другая баллистическая ракета Р-9А взорвалась на стартовой площадке из-за утечки кислорода. С тех пор космические инженеры прекратили все работы на Байконуре 24 октября.

В советское время космодром использовался как для военных, так и для гражданских запусков. Участок в пустыне был назван в честь казахской деревни в сотнях миль отсюда, чтобы обмануть западную разведку в отношении ее истинного местонахождения.

После распада СССР Россия арендовала космодром у Казахстана на 20 лет. Сейчас Москва использует его для пилотируемых космических полетов и коммерческих запусков иностранных спутников.

Другой космодром, Плесецк на севере России, используется для регулярных запусков военных и гражданских спутников. У Плесецка есть свой черный день _ 18 марта, в ознаменование аварии 1980 года, когда советская ракета-носитель Восток-2М взорвалась на стартовой площадке и унесла жизни 48 человек.

В пилотируемой космической программе России было всего два несчастных случая со смертельным исходом с 1961 года, когда она запустила в космос Юрия Гагарина. В 1971 году три космонавта погибли, когда клапан, предназначенный для открытия непосредственно перед приземлением для выравнивания давления, открылся на большой высоте, в результате чего погибли люди. Еще один космонавт погиб в 1967, когда парашютная система не смогла замедлить его посадочную капсулу.

Сбор разведданных США и Неделинская катастрофа 1960 года

В октябре 1960 года на стартовой площадке в Казахстане взорвалась новая межконтинентальная баллистическая ракета, в результате чего погибли десятки людей, в том числе командующий Советскими ракетными войсками стратегического назначения. Информация о взрыве стала достоянием общественности к декабрю. Пять лет спустя ЦРУ подготовило отчет, в котором обобщил все, что было известно агентству об этом событии. (кредит: российские архивные кадры)

Дуэйн А. День


Понедельник, 14 ноября 2022 г.

В октябре 1960 года на космодроме Байконур в Казахстане взорвалась ракета. Это был эффектный взрыв, в результате которого погибли десятки человек, в том числе командующий советскими ракетными войсками Митрофан Неделин. Западные разведывательные службы узнали об этой катастрофе, но потребовалось много лет, прежде чем они смогли оценить ее важность и влияние на ракетные программы Советского Союза. Недавно рассекреченный отчет ЦРУ от 1965 дает представление о том, что, по мнению разведывательного сообщества США, произошло, и почему они считают это важным.

25 октября 1960 года информационная служба правительства СССР ТАСС сообщила, что главный маршал артиллерии Митрофан Неделин погиб «в результате авиакатастрофы 24 октября». Его похороны прошли на Красной площади в Москве 27 октября. Но у ЦРУ не было доказательств авиакатастрофы в Советском Союзе 24 октября.

Советское правительство сообщило о смерти Неделина вскоре после того, как она произошла. Они утверждали, что он погиб в авиакатастрофе. К декабрю итальянская служба новостей связала его смерть со взрывом ракеты. (кредит: Нью-Йорк Таймс)

После сообщения о смерти в ЦРУ начали поступать другие истории о том, как умер Неделин. В одном сообщении говорилось, что Неделин и другие специалисты находились на полигоне для испытаний нового ядерного двигателя для ракеты. После того, как ракета не запустилась, он и другие покинули подземное убежище. Ракета взорвалась неожиданно, в результате пожара погибло до 300 военнослужащих и гражданских ученых.

После того, как ракета не запустилась, он и другие покинули подземное убежище. Ракета взорвалась неожиданно, в результате пожара погибло до 300 военнослужащих и гражданских ученых.

ЦРУ также получило информацию от другого информатора о том, что Неделин погиб в результате аварии межконтинентальной баллистической ракеты в сентябре или октябре. Информатор сообщил, что авиазавод получил заказ на 60 или 70 алюминиевых гробов якобы для пострадавших в этой аварии. Были и другие сообщения о большом взрыве в «Средней Азии» осенью 1960 года. В декабре 1960 года итальянское информационное агентство Continentale сообщило, что 100 человек погибли в результате взрыва ракеты в Советском Союзе. Нью-Йорк Таймс .

В октябре 1965 года в британской газете The Guardian появилась статья о событии 1960 года. ЦРУ было предложено подготовить совершенно секретный отчет, в котором резюмируются все, что было известно агентству об этом событии и его влиянии.

Пересмотр улик пять лет спустя

В октябрьском 1965 г. совершенно секретном «Специальном отчете», подготовленном ЦРУ и озаглавленном «Советская ракетная катастрофа в 1960 г.», ЦРУ заявило: «Существо этих отчетов представляется достоверным, за исключением того, что нет никаких доказательств каких-либо экспериментов с ядерным двигателем». У ЦРУ имелись доказательства (скорее всего, перехваты сообщений), свидетельствующие о том, что «23 и 24 октября 19 октября была длительная и безуспешная попытка запуска ракеты-носителя МБР».60».

Хотя многие детали остаются засекреченными, ЦРУ, Агентство национальной безопасности и другие разведывательные службы начали публиковать информацию, свидетельствующую о масштабах и размахе усилий по наблюдению за различными советскими ракетными пусковыми площадками, в частности, за обширным комплексом на Балконуре, который ЦРУ назвало « Тюратамский ракетный полигон». Средства наблюдения в Турции и Иране, а также авиация, действовавшая у советской границы, использовали различные методы для обнаружения сигналов советских ракетных и космических пусков. Часто точки наблюдения получали предупреждения о том, что должны произойти запуски, иногда за много часов до того, как самолеты наблюдения могли занять позицию. (См. «Линия фронта холодной войны TELINT: миссии Tell Two по сбору ракетных и спутниковых телеметрических данных во время 1960-е годы», The Space Review, 21 февраля 2022 г. и «Кража секретов из эфира: перехват ракет и спутниковой телеметрии во время холодной войны», The Space Review, 17 января 2022 г.) Но в 1960 г. способность разведывательного сообщества США сбор информации о пусках советских ракет был еще в зачаточном состоянии.

У ЦРУ был и другой источник информации о том, что что-то произошло. Источник по-прежнему удален в отчете 1965 года, но «отметил возможный взрыв в районе Аральского моря 24 октября 1919 года».60, вскоре после [удалено] времени запуска». Этот источник, вероятно, был либо системой сейсмических датчиков, либо датчиками инфразвука, которые могут обнаруживать громкие шумы в атмосфере. Такие датчики до сих пор используются в разведывательных целях.

ЦРУ также зафиксировало большой приток самолетов на полигон после 24 октября. «В течение недели 25 числа полеты между Тюратамом и Днепропетровском — местом расположения крупного завода по производству баллистических ракет — были на самом высоком уровне за всю историю». — добавил отчет.

Используя силу дедукции, которой Шерлок Холмс мог бы гордиться, в заключительном разделе, озаглавленном «Возможные последствия», аналитики ЦРУ, составившие отчет 1965 года, тщательно исключили маловероятные сценарии.

У ЦРУ была аэрофотосъемка этого района, которая показала, что к октябрю 1960 года на Байконуре было построено два стартовых комплекса и строился третий. Фотография также показала кое-что важное о двух завершенных комплексах: после выхода из бункеров управления, чтобы добраться до базы, персонал должен был пройти через стартовую площадку. Любой взрыв на площадке, который произошел, когда люди покидали бункеры, «почти наверняка привел бы к большому количеству жертв».

После неудачной попытки в конце октября «дальнейших попыток запуска МБР с Тюратама не предпринималось до двенадцати недель спустя, в середине января 1961 года, когда впервые с июля 1960 года была запущена МБР первого поколения». говорится в отчете. «Примерно через шесть недель после 24 октября там был запущен спутник Земли», — говорится в сообщении. («МБР первого поколения» была почтенная Р-7, которая на долгие годы стала основной космической ракетой-носителем Советского Союза.)

Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 использовала керосин и жидкий кислород и требовала длительной подготовки перед запуском. Он имел лишь ограниченное применение в качестве межконтинентальной баллистической ракеты, но использовался для запуска спутника, Юрия Гагарина, и его потомки до сих пор эксплуатируются, запуская спутники. В Р-16 использовалось хранимое топливо. (кредит: FAS.org)

Восстановление после аварии

Используя дедуктивные способности, которыми Шерлок Холмс мог бы гордиться, в заключительном разделе, озаглавленном «Возможные последствия», аналитики ЦРУ, написавшие 1965 тщательно исключил маловероятные сценарии: трудности с запуском и поездка персонала в Днепропетровск, вероятно, исключали аварию с одной из МБР «высоконадежного «старого»» типа — типа, использовавшегося для запуска спутника. Также казалось маловероятным, что проблемы связаны только с новой стартовой площадкой, потому что ее можно было исправить быстро, а не четыре месяца, которые потребовались для запуска новой ракеты.

В сообщении добавлено, что следующая попытка пуска новой ракеты произошла 2 февраля 19 года.61, но потерпел неудачу. Предположительно, это была первая ракета, которая затем «интенсивно стреляла» по полигону в течение 1961 года. Еще одна новая ракета была запущена по Байконуру в апреле 1961 года. В зависимости от того, была ли попытка в октябре 1960 года той же самой ракетой, что и февральская или апрельская ракет, Советам потребовалось четыре или шесть месяцев, чтобы устранить проблемы, возникшие в результате октябрьского взрыва. Если в октябрьском взрыве была задействована совершенно другая ракета, то «проблема еще не устранена» пять лет спустя, говорится в отчете.

Обломки после взрыва МБР Р-16. Советскому Союзу потребовалось несколько месяцев, чтобы оправиться от аварии. Позже Р-16 поступила на вооружение как действующая межконтинентальная баллистическая ракета большой дальности. (источник: российские архивные кадры)

Несмотря на неубедительность вывода отчета, в отчете в сноске говорилось, что «ракета, которая взорвалась и убила Неделина, считается первой СС-7, двухступенчатой ​​баллистической ракетой на жидком топливе, которая в настоящее время является самой мощной ракетой Советского Союза». широко развернутая межконтинентальная баллистическая ракета». Это примечание было на самом деле правильным, и в огненной аварии произошел SS-7, обозначенный в Советском Союзе как R-16.

В декабре 1960 года на авиабазе Ванденберг в Калифорнии взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета «Титан-1». Несмотря на сильный взрыв и последующие обломки, никто не пострадал. (кредит: ВВС США)

Ракеты и взрывы

В середине октября 1965 года британская газета The Guardian написала о катастрофе 1960 года. Газета The Guardian сообщила, что Олег Пеньковский, который шпионил в пользу ЦРУ, пока не был схвачен и казнен, утверждал, что в результате взрыва погибло 300 человек. Статью подхватили The New York Times от 17 октября. Эти статьи почти наверняка побудили ЦРУ провести внутреннюю сверхсекретную переоценку взрыва, информируя высокопоставленных американских политиков о том, что агентство стало известно спустя столько времени.

В отличие от сдержанного отчета ЦРУ, фильм показал, что взрыв был таким, как если бы врата ада открылись на стартовой площадке в Казахстане и поглотили в ярости десятки людей.

Соединенные Штаты потерпели много ракетных и ракетных аварий в 19-м50-х и в начале 1960-х годов, включая взрывы межконтинентальных баллистических ракет на стартовых площадках. В декабре 1960 года, всего через несколько недель после взрыва в Казахстане, межконтинентальная баллистическая ракета Titan I ВВС США взорвалась при опускании в шахту на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии. В том взрыве никто не пострадал. В результате взрыва образовалась огромная яма, которая сегодня заполнена солоноватой водой и разрушенным бетоном. Но ВВС США ограничили, кто может находиться рядом с заправленными ракетами. В Советском Союзе стандарты безопасности были намного слабее.

В 1981 году Джеймс Оберг опубликовал книгу Red Star in Orbit , в которой обсуждалась авария в октябре 1960 года. В то время многие детали оставались неизвестными. Даже сегодня точное число убитых неясно, по оценкам от 60 до 150.

Точное число людей, погибших в результате взрыва Неделина, остается неизвестным, и оценки колеблются от 60 до 150 человек.