Почему русским солдатам нельзя было носить каски во время Первой мировой?

С приходом Первой мировой в 1914 году никто даже не задумывался о практичности металлического головного убора на поле боя. Что у русских, что у англичан и французов на голове красовалась простая матерчатая фуражка, а у немцев знаменитый остроконечный шлем Пикельхельм, сделанный из мягкой кожи, который без намека на сопротивление принимал на себя пули противников. А его высокая пика и другие блестящие металлические элементы сильно демаскировали солдата.

Сейчас не время рыцарей, закованных в железо, которое не сможет остановить пулю, выпущенную из винтовки, или осколок от снаряда. В таком духе рассуждали военные деятели той эпохи. Но что в результате?

Все мы помним, что Первая Мировая известна как окопное сражение — все сидели «в домике» и лишь изредка выглядывали, чтобы пострелять. Как итог — пуля в лоб. А вот если была бы каска, шансы отделаться царапиной увеличивались. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Европейцы быстро просекли эту тему и где-то через полгода после начала боя покрыли головы своих солдат металлическими «тазиками».

Именно Франция стала первой, и в 1915 году Огюст-Луи Адриан разработал пехотную каску, которая гордо стала носить его имя. Что из себя представляла «Адрианка»:

  • свод в виде полусферы;

  • спереди и сзади козырьки, защищающие глаза от попадания земли при взрыве;

  • верх оснащен гребешком, призванным усилить защитные свойства шлема, а также прикрывающим отверстия, обеспечивающие вентиляцию.

Масса каски составляла 0,75 кг, а толщина стенок — 0,7 мм, что не позволяло надеяться на серьезную защиту. Но все же лучше, чем тряпочка, согласитесь, и голова всегда в чистоте. За Францией подтянулась Великобритания и выпустила собственную похожую каску, но уже из стали потолще и с полями пошире. США не стали выпендриваться и просто «слизали» дизайн английской каски. А почему бы и нет. 

Германия, пусть и с запозданием, но в 1916 году произвела на свет самый знаменитый, эффективный и прочный Штальхельм — стальную каску с загнутыми краями и отличительными «рогами», придающие противнику злобный вид, которые служили для вентиляции. Также к ним должна была крепиться специальная налобная пластина, усиливающая защиту лобной части, что облегчило бы жизнь часовых и пулеметчиков. Но идея была так себе, из-за своей тяжести и непрактичности она использовалась редко. 

Почему Россия была против касок? 

А что Россия, спросите вы? Российская империя во главе с Николаем II решила выделиться и наотрез отказалась снабжать солдат металлическими защитными головными уборами. 

Что в итоге имеем: французская армия сократила количество ранений в голову на четверть, в России же в сентябре 1915 года из Москвы эвакуировали более 33 тысяч раненых, из которых 70% были поражены пулями, шрапнелью — 19,1%, осколками — 10,3% и холодным оружием — 0,6%. Вопрос: какого черта? 

Николай II считал, что каска не к лицу русскому воину. В ней он выглядит как-то обыденно, а должен внушать страх. Мол, с этим головным убором пропадает всякая воинственность. И ничто не могло повлиять на мнение царствующей особы, несмотря на все доводы в виде статистических исследований, проведенных англичанами и французами, которые доказывали высокую эффективность касок. Их ношение, по мнению экспертов, позволяло снизить вероятность ранений головы на 75%.

Но чудом и с божьей помощью в апреле 1916 года каски Адриана надел на себя личный состав частей, отправленный во Францию как помощь союзникам. А после этого военный агент России во Франции, коим являлся на тот момент Алексей Игнатьев, по собственной инициативе и на свои кровные закупил 15 000 французских касок и отправил их вскоре в Россию. Игнатьев попросил французов создать каски не с французскими знаками отличия спереди, а с русским орлом, не меняя при этом цвет: что у французов, что у русских каска была синего цвета. Но если французам оттенок каски подходил под цвет формы, то с зеленой униформой Императорской Российской армии сочеталось не очень. Пришлось в итоге перекрашивать. Но тут вмешался Николай II, жестко раскритиковал нововведение и застопорил процесс оснащения армии касками на неопределенный срок. 

Многие военные генералы из министерства с весны 1916 года начали давить на императора, пытаясь убедить его разрешить поставки французских касок на восточный фронт, глядя на позитивные результаты ношения касок европейскими армиями. Николай II был непреклонен и наотрез отказывался от закупок касок. Как именно это вышло, увы, нам неизвестно, но генералам удалось все таки дожать императора. Уже ближе к лету 1916 года заказ на поставку касок был сразу же направлен Игнатьеву, который заключил с французами соглашение о покупке двух миллионов касок.

В начале октября 1916 года часть русских солдат уже вышагивала в новых головных уборах. В общей сложности около 1 900 000 шлемов Адриана было всего отправлено из Франции в Россию во время Первой Мировой. Но больше половины из них так не дошли до солдат: одна партия была уничтожена взрывом боеприпасов в порту города Романове-на-Мурмане, другие 160 000 касок были потоплены немецкими подводными лодками. А 180 000 касок, предназначенных для России так и не покинули порт Франции из-за начала большевистской революции.Но на одной Адриане свет клином не сошелся. К 1917 году была разработана собственная российская модель Сольберг, она же М17. Изготавливалась эта модель по упрощенной схеме от французского шлема, из листовой стали, и весила 850 грамм. Свое неформальное название ведет от финской фирмы Sohlberg-Oy, где их серийно выпускали. Но и тут революция внесла свои коррективы, до фронта отечественные шлемы, увы, так и не дошли. А 1918 году, когда Финляндия объявила независимость, большая часть произведенных русских касок Сольберг (М17) досталась Силам обороны Финляндии.

Так или иначе, но в первые годы Первой Мировой свыше 25% российских солдат погибли из-за paнeний в голову, хотя это явно можно было предотвратить.

Русские шлемы времён Первой мировой войны

Ушедший в прошлое XX-й век был поистине эпохальным. Он оказался богат на события в плане научно-технического прогресса и кардинально изменил политическую карту мира. Эти перемены принесли две мировые войны, которые остались в памяти не только из-за огромных человеческих жертв, но и как давшие ощутимый импульс развитию средств вооружения и индивидуальной защиты. Одним из таких средств были шлемы, или каски, ставшие своего рода приветом тогдашним современникам из далёкого средневекового прошлого.

В фондах МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» есть несколько касок начала XX века.

К началу Первой мировой войны головы солдат и офицеров практически всех армий мира не были должным образом защищены от пуль или осколков снарядов. Конечно, в конце XIX – начале XX века в странах Европы и в России был распространён пикельхельм – остроконечный шлем германского образца, прототипом для которого послужила каска пожарных частей. Пикельхельм носили военнослужащие, полицейские, жандармы. Однако в условиях войны этот вид шлема оказался недостаточно надёжен. Следовало либо усовершенствовать его, либо заменить на более подходящее средство защиты.

В России до 1914 г. каски типа пикельхельма сохранились в Роте Дворцовых гренадёр (у офицеров роты вне строя), как парадный головной убор в Пажеском Его Императорского Величества корпусе и в кирасирских полках Императорской гвардии и жандармерии[1].

 

Германский пикельхельм образца 1895 г. резервиста с крестом на орле.
Размер 25 × 24 см.
Из фондов МУ КМК.

В разгар Первой мировой войны, в 1916 г., царь Николай II, верный своему союзническому долгу в борьбе против имперской Германии Вильгельма II, по соглашению с президентом Франции Пуанкаре, направил на Западный фронт русский экспедиционный корпус, состоявший из двух бригад по два полка в каждой. Униформа у них была русской, а вооружение и амуницию предоставила французская сторона.

Летом 1916 г. Петербург заказал во Франции 2 млн. касок Адриана, но лишь немногим более 300 тыс. единиц были доставлены в Россию к концу 1916 г. В России эти шлемы были известны под маркировкой М1916.

Французская каска Адриана (первый вариант М1915) была разработана генералом армии Огюстом Луи Адрианом в 1915 г. Она защищала бойцов как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700—800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6—7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи. Каски, поставляемые в Россию, имели только два отличия от своего французского аналога: фронтальная эмблема (в данном случае российский двуглавый орёл) и цвет – светлая охра. Вес шлема, подшлемник и подбородочный ремень были такими же, как и у касок, поставляемых французской армии[2]. В период войны ими снаряжались в основном ударные части, т.к. тыловые производства не справлялись с нуждами фронта.

Впервые такие шлемы были использованы в ходе масштабного наступления русской армии под командованием генерала Алексея Брусилова[3] на юго-западном направлении, приведшего к разгрому австро-венгерских войск.

После революции Каски Адриана (с заменой орла на большую жестяную красную звезду) применялись в Красной Армии до 1939 г.

 

Русская »Каска Адриана» образца 1916 г.
Размер 30 × 18 см. Из фондов МУ КМК.

В свою очередь, разработка первого русского стального шлема, по решению Генерального Штаба, началась ещё в 1915 г. Прототипом для него послужила каска Адриана образца 1915 г. В 1917 г. заказ на производство шлемов был размещён в Финляндии на заводах Solhberg-Oy и Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введён[4].

Этому помешали революционные события 1917 г. На заводе  Sohlberg-Oy успели изготовить только 500 тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100 тысяч. В русскую армию была отправлена лишь незначительная часть. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России[5].

Согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено.  28 декабря 1917 г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства. Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, получившей эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года[6]. К тому же полмиллиона шлемов, выпущенных для русской армии, остались в ведении финского правительства.

Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Шлем имел три размера купола и шесть размеров подтулейного устройства (53 см., 55 см., 57 см., 59 см., 60 см., 62 см). Окрашивался шлем в цвет хаки. Вес составлял 800-850 гр., толщина стали — 1,2 мм[7]. Внешне он имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путём штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикреплённой к поверхности шлема тремя клёпками. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикреплённых к поверхности шлема с помощью восьми клёпок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикреплённых к полям шлема двумя парами клёпок[8].

 

Каска М 17 (Sohlberg) образца 1917 г.
Размер 30 × 18 см. Из фондов МУ КМК.

В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов, получивших маркировку «Стальной шлем 1936» или «СШ36» по году поставки шлемов в армию. Это был новый шлем советского производства, соответствовавший духу времени, заменивший предыдущие модели «каску Адриана» и М1917, и унаследовавший от них только самое лучшее.

Сотрудник отдела хранения МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
Емелин Е. В.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пикельхельм

https://ru.wikipedia.org/wiki/Каска_Адриана

[3] Clawson Robert W. Russian helmets: from Kaska to Stalshlyem. 1916-2001. San Jose, R. James Bender Publishing, 2002. P. 9.

http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=62011

[5] http://www.helmets.ru/cat_rus.htm

http://feldgrau.info/forum/index.php?topic=1063.0

[7] Там же.

[8] http://www.helmets.ru/cat_rus.htm

Боевой шлем времен Первой мировой войны, использовавшийся 93-й пехотной дивизией

Этот носитель находится в общественном достоянии (без ограничений авторского права). Вы можете копировать, изменять и распространять эту работу, не связываясь со Смитсоновским институтом. Для получения дополнительной информации посетите страницу открытого доступа Смитсоновского института.

IIIF предоставляет исследователям обширные метаданные и возможности просмотра мультимедиа для сравнения произведений из коллекций культурного наследия.

Посетите страницу IIF, чтобы узнать больше.

На просмотре
Галерея сегрегации
Карты музеев
Объекты в этом месте
Выставка
Защита свободы, определение свободы: эпоха сегрегации, 1876-1968 гг.
Создано
Армия США, американская, основана в 1775 году
Используется
93-я пехотная дивизия, американская, 1917-1919 гг.
Дата
1914-1918
Средний
кожа, искусственная кожа, металл, ткань, хлопок, краска, пластик, растительное волокно
Размеры
На голове: 9 1/2 × 11 × 11 дюймов (24,1 × 27,9 × 27,9 см)
Описание
Боевой шлем времен Первой мировой войны. Внешний вид шлема оливково-зеленого цвета с окрашенной версией нашивки 93-го пехотного полка спереди. Символ состоит из порошково-голубого шлема на черном круге. Внутренняя часть дополнена хлопком и слоем чего-то похожего на волокнистый растительный материал. Вокруг ткани регулируемая сетка. Сетка соединена с куском мешковины с искусственной черной кожей сверху. На внешней стороне внутренней обивки есть слой искусственной красной кожи с чем-то вроде цилиндрических кусочков пластика, застрявших между прорезями, которые проходят по всей окружности. Есть кожаный подбородочный ремешок.
Классификация
Одежда-Историческая
Тип
шлемы
Тема
Одежда и платье
Военный
Первая мировая война
Кредитная линия
Коллекция Смитсоновского национального музея истории и культуры афроамериканцев
Номер объекта
2011. 155.298
Ограничения и права
Нет известных ограничений авторского права
Ответственность за правильное использование лежит на пользователе.
GUID
http://n2t.net/ark:/65665/fd5fda43715-ef7f-4e25-bac6-a6aa3ae9a59b

Каталогизация — это непрерывный процесс, и мы можем обновлять эту запись по мере проведения дополнительных исследований и обзоров. Если у вас есть дополнительная информация об этом объекте, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Поделиться этой страницей

Шлем М-1917




Квартирмейстерский корпус

M-1917

ШЛЕМ




Выдержка из его книги

Боевые шлемы США 20-го века ; перепечатано с разрешения.


Шлем США образца 1917 года

Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в апреле 1917 года, в это время армия Соединенных Штатов не имела шлемов для своих войск. Принятие шлема французской, британской и немецкой армиями убедило армию Соединенных Штатов в том, что шлем необходим как стандартная часть снаряжения. В июне 1917 года армия Соединенных Штатов выбрала для использования стандартный британский шлем. Это был британский Mk. Я стальной шлем. Было три основных причины для выбора британского Mk. I конструкция шлема: «немедленная доступность 400 000 готовых шлемов из Англии, простота изготовления из твердого металла и превосходные баллистические свойства».

Когда британский Mk. Я был выбран армией Соединенных Штатов, его производственная версия в Соединенных Штатах была обозначена и стандартизирована как Шлем, М-19.17. До начала производства M-1917 в США армия США закупила 400 000 имевшихся в наличии британских Mk. Я каски в Англии и выдал их американским экспедиционным войскам уже в Европе. Производство шлемов М-1917 было начато осенью 1917 года. К концу ноября 1917 года большое количество шлемов М-1917 стало доступно для армии Соединенных Штатов.

Шлем М-1917 был очень похож на британский Mk. я шлем. Шлем представлял собой в основном перевернутую чашу, отштампованную из цельного куска марганцевого сплава, который состоял из 13 процентов марганца и имел толщину 0,036 дюйма. Это отличалось от британского шлема, так как шлем Mk. I состоял из 12 марганца.Таким образом, баллистически М-1917 увеличил защиту владельца на 10 процентов по сравнению с британским Mk.

I шлем и мог выдержать пулю из пистолета 45-го калибра, летящую со скоростью 600 футов в секунду, выпущенную с расстояния 10 футов. К краю стальной чаши точечной сваркой был приварен обод с торцами встык, а не внахлест, как на британском Mk. я шлем. К стальной чаше были приклепаны две гибкие направляющие петли для подбородочного ремня. Здесь снова американский шлем M-1917 отличался от британского Mk. я шлем. На американском шлеме петли крепились цельными механически обработанными заклепками, тогда как на британском Mk. В шлеме использовались разрезные заклепки. Регулируемый кожаный подбородочный ремень был приклепан к стальной чаше и состоял из двух половинок, каждая из которых соединялась металлическими петлями, которые крепились к концам кожаных половинок стальными разрезными заклепками. Также к стальной чаше была приклепана подкладка шлема. Подкладка также была аналогична британской Mk. I шлем и состоял из ряда элементов, описанных ниже:

Подкладка была соткана из хлопчатобумажной бечевки с ячейками в три восьмых квадратного дюйма. Эта паутина, плотно облегавшая голову владельца, равномерно распределяла вес двухфунтового шлема и точно так же распределяла силу любого удара по шлему. Сетка вместе с небольшими кусочками резины по краю подкладки удерживала шлем от головы, так что даже относительно большая вмятина не могла достать до черепа владельца.
Подкладки американского шлема М-1917 производились 10 обувными компаниями. Подкладка, как упоминалось выше, состояла из хлопчатобумажной бечевки-сетки, окруженной круглым куском кожи, на котором держались трубчатые кусочки резины, а сетка была покрыта куском черной клеенки. Между подкладкой и стальной чашей был также зажат кусок войлока.

Сталь для шлема М-1917 прокатывала компания American Sheet and Tin Plate Company. Затем сталь прессовали и штамповали в форме чаши семью компаниями, а именно: Edward G. Budd Manufacturing Company, Филадельфия, Пенсильвания; Sparks, Withington Company, Джексон, Мичиган; Crosby Company, Буффало, Нью-Йорк; Bossett Corporation, Ютика, Нью-Йорк; Columbian Enameling & Stamping Company, Терре-Хот, Индиана; Worchester Pressed Steel Company, Ворчестер, Массачусетс; и Benjamin Electric Company, Дес-Плейнс, Иллинойс. На стали клеймили номер плавки аустенита и номер партии, которые использовались для идентификации качества стали и партий партии. Металлические шлемы и тканые накладки были доставлены на завод Ford Motor Company в Филадельфии, штат Пенсильвания, где их покрасили и собрали. Чтобы сделать внешнюю поверхность шлема антибликовой, каски сначала красили, затем на влажную краску надували мелкие опилки, и, наконец, шлем снова красили. Для повышения защитных свойств шлемы были окрашены в оливково-серый оттенок.

Мальчики в шлемах получают награды

M-1917 ЗАКУПКА ШЛЕМА И ИТОГО

Осенью 1917 года было начато производство шлемов М-1917. К концу ноября 1917 года в армию Соединенных Штатов шли первые поставки большого количества касок М-1917. На 17 февраля 1918 г. было выпущено около 700 000 касок М-1917. По мере того как участие Соединенных Штатов в Первой мировой войне увеличивалось, армия США размещала дополнительные заказы на М-19.17 шлем. К июлю 1918 года заказы на шлем М-1917 достигли 3 000 000, в августе 6 000 000, а в сентябре 7 000 000. В ноябре 1918 года, когда закончились боевые действия и было приказано прекратить американское производство, производители США произвели в общей сложности 2 707 237 шлемов M-1917. Данные о производстве штампованных и штампованных стальных шлемов во время Первой мировой войны были следующими:

Эдвард Г. Бадд Мануфактуринг Ко. 1 150 775
Спаркс, Витингтон Ко. 473 469
Кросби Ко. 469 968
Боссет Корпорейшн 116 735
Columbian Enameling &
      Stamping Co.
268 850
Вучестер прессованная сталь Co.