Оглавление
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт транспорта
Кафедра: «Сервис автомобилей и технологических машин»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «КамАЗ-4310 амортизаторная жидкость»
по дисциплине: Эксплуатационные материалы
Выполнил ст. гр.: АТХбзс 11-1
Козинов В.А.
Проверил: к.т.н доцент
Ильиных В.
Тюмень 2014
1. Исходные данные
2. Химмотологическая карта смазки автомобиля
3. Таблица заправочных емкостей
4. Физико-химические свойства эксплуатационных материалов
5. Список использованных литературных источников
Исходные данные
Марка автомобиля: КамАЗ-4310
Эксплуатационный материал: амортизаторная жидкость.
2. Химмотологическая карта смазки автомобиля
Позиция | Точка смазки | Кол-во смазки | Наименование смазки; ГОСТ | аналогичные смазки SAE\API | Кол-во точек | Периодичность | Объем | ||||||||
10т | 20т | 30т | 40т | 50т | |||||||||||
1 | Картер Двигателя | 24,5л | М-10Г2к | SAE 30 API CC | 1 | х | Сменить масло и фильтрующий элемент масляного фильтра. | ||||||||
2 | Картер коробки передач | 8.5л | Трансмиссионное ТМ-3-18, | Ь SAE 90 API GL-3 | 1 | x | Заменить масло | ||||||||
3 | Картер заднего моста | 7 л | 1 | x | Заменить масло | ||||||||||
4 | Картер среднего моста | 7 л | 1 | x | Заменить масло | ||||||||||
5 | Картер переднего моста | 4. 8л | 1 | х | Заменить масло | ||||||||||
6 | Раздаточная коробка | 5.4л | 1 | Заменить масло | |||||||||||
7 | Передние амортизаторы | 0,475 л | Амортизаторная жидкость АЖ-12Т | 2 | x | Проверить состояние амортизаторов | |||||||||
8 | Муфта ОВГ | 0,16 л | М-10Г2к | 1 | х | Заменить масло | |||||||||
9 | Полость шаровых опор | 6 л | Литол-24 | ШРУС-4 и ШРУС-4М | 2 | х | Заменить смазку | ||||||||
10 | Подшипники шкворней | 2 л | Литол-24 | ШРУС-4М и ШРУС-4 | 2 | х | Заменить смазку, до появления из зазоров | ||||||||
11 | Гидроусилитель | 4,2л | Масло Марки «Р» | Castrol ATF Dex II Multivehicle | 1 | х | Проверить уровень и при необходимости долить | ||||||||
12 | Система охлаждения двигателя | 35л | Тосол-А40 | SPECTROL ANTI-FREEZE | 1 | х | Проверить уровень и при необходимости долить | ||||||||
13 | Гидропривод выключения сцепления | 0,28л | Жидкость ГТЖ-22м | DOT-4 | 1 | х | Проверить уровень и при необходимости долить | ||||||||
14 | Опоры тяг управления КП | 0,5кг | Смазка Литол-24 | ФИОЛ-1 | 3 | х | Смазать тонким слоем. | ||||||||
15 | Шарнир основного карданного вала | 0,08кг | Смазка Литол-24 | ШРУС-4М и ШРУС-4 | 8 | х | Проверить состояние колпачков при необходимости заменить и набить шарнир смазкой | ||||||||
16 | Шарнир переднего карданного вала | 0,064кг | Смазка Литол-24 | ШРУС-4М и ШРУС-4 | 8 | х | Смазать тонким слоем. | ||||||||
17 | Шарнир среднего карданного вала | 0,096кг | Смазка Литол-24 | ШРУС-4М и ШРУС-4 | 8 | х | Смазать тонким слоем. | ||||||||
18 | Шарнир заднего карданного вала | 0,05кг | Смазка Литол-24 | ШРУС-4М и ШРУС-4 | 2 | х | Смазать тонким слоем. | ||||||||
19 | Шарниры реактивных штанг задней подвески | 0,6кг | Смазка Литол-24 | ШРУС-4 и Смазка №158 АЗМОЛ | 12 | х | Смазать тонким слоем. | ||||||||
20 | Подшипники ступиц колес | 5,1кг | Смазка Литол-24 | CASTROL MOLY GREASE | 6 | х | Заменить смазку на свежую | ||||||||
21 | Шарниры рулевых тяг | 0,05кг | Смазка Литол-24 | ШРУС-4М и CASTROL MOLY GREASE | 4 | х | Заменить смазку на свежую | ||||||||
22 | Регулировочные рычаги тормозных механизмов | 0,27кг | Смазка Литол-24 | ФИОЛ-1 | 6 | х | Заменить смазку на свежую | ||||||||
Втулки валов разжимных механизмов | х | Заменить смазку на свежую |
23 | Передний кронштейн | 0,15кг | Смазка Литол-24 | CASTROL MOLY GREASE | 2 | х | Смазать тонким слоем | |||||||||||||||||
24 | Задний кронштейн | 0,30кг | Смазка Литол-24 | CASTROL MOLY GREASE | 4 | х | Смазать тонким слоем | |||||||||||||||||
25 | Передние опоры кабины | 0,035кг | Смазка Литол-24 | Смазка №158 АЗМОЛ | 2 | х | Смазать тонким слоем | |||||||||||||||||
26 | Ходовой винт лебедки | 0,2кг | Смазка Литол-24 | ШРУС-4 и ШРУС-4М | 1 | х | Регулярно проверять и при необходимости смазывать | |||||||||||||||||
27 | Гидравлический подъемник | 1,2л | Масло МГЕ-10А | МГЕ-6В
| 1 | х | Проверить уровень масла и при необходимости долить |
Устройство, техническое обслуживание и ремонт системы смазки грузового автомобиля КамАЗ 4310
Похожие презентации:
Грузоподъемные машины. (Лекция 4.1.2)
Зубчатые передачи
Гидравлический домкрат в быту
Детали машин и основы конструирования
Газораспределительный механизм
Свайные фундаменты. Классификация. (Лекция 6)
Ременные передачи
Редукторы
Техническая механика. Червячные передачи
Фрезерные станки. (Тема 6)
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт системы смазки
грузового автомобиля КамАЗ 4310»
Выполнил: обучающийся группы АМ-31
Лутай Александр Анатольевич.
Проверил: преподаватель Каминский А.Д.
2016 год
2. Система смазки грузового автомобиля КамАЗ — 4310
3. Система смазки была придумана за долго до появления первых автомобилей.
Восемнадцатом веке смазывались колеса и другие деталилошадиных экипажах.назначения система смазки
Система смазки двигателя служит для обеспечения подачи масла
ко всем трущимся деталям двигателя при его работе, вследствие
чего снижаются потери мощности на трение между деталями, и
уменьшается износ трущихся поверхностей.
устройства система смазки КамАЗ двигателя 740
компрессор; насос топливный высокого давления;
включатель
гидромуфты;
гидромуфта; клапаны предохранительные; клапан
системы смазывания; насос масляный;
клапан перепускной
центробежного фильтра; клапан сливной центробежного фильтра;
кран включения масляного радиатора; фильтр центробежный; лампа
сигнальная засоренности фильтра очистки масла; клапан перепускной
фильтра очистки масла; фильтр очистки масла; маслоприемник;
картер; магистраль главная; радиатор.
Масляный насос
Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает
масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос
шестеренчатый, двухсекционный, с приводом от шестерни коленчатого вала.
Центробежный фильтр очистки масла
подвижной контакт сигнализатора,
Полно-поточный фильтр
прокладки
корпус фильтра
втулка
винт сигнализатора
фильтр
стержень
колпак
Работа системы смазки двигателя
Неисправности системы смазки
Отсутствие давления масла в системе смазки
Повышение давление в системе смазки
Пониженное давления масла в системе смазки
Попадания охлаждающей жидкости в систему смазки
Причинами отсутствие давления могут быть: низкий уровень масла в картере,
заедания редукционного клапана или неисправность привода масляного
насоса.
Возможные причины пониженного давления масла: низкий уровень масла,
повышенная температура масла, засорения маслоприемника, ослабление
пружины редукционного клапана, износ вкладышей, подшипников и
коленчатого вала.
Причинами повышение давления масла является: густое масло или заедание
редукционного клапана.
Причины попадания охлаждающей жидкости в систему смазки: подтекания
через уплотнения гильз блока цилиндров или повреждение прокладок
головок блока
Инструменты и приспособления для ремонта
системы смазки
Масленый съёмник
Стандартный набор инструментов
Манометр для проверки давления масла
Ремонт обслуживание системы
смазки
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) – уборочномоечные работы, заправочные, контрольно-смотровые.
Техническое обслуживание — I (ТО-I) – выполняют после
4000км пробега. В нее входят работы ЕТО, контрольнодиагностические
работы,
крепежные,
регулировочные,
смазочные и очистительные работы.
Техническое обслуживание – II (ТО-II) – выполняю через
16000км пробега. В нее входят все работы ТО-I, дополнительно
смазывают все узлы и агрегаты, проверяют и регулируют
зазоры.
Сезонное обслуживание (СО) – проводят 2 раза в год при
подготовке автомобиля к холодному и теплому временам года.
СО совмещают с очередным ТО-II
Проверить уровень масла
Проверить, нет ли течи масла.
ТО-I
При необходимости устранить неисправности.
Проверить уровень масла в картере двигателя и при
необходимости долить его.
ТО-II
Заменить масло в картере двигателя
заменяют фильтрующие элементы
15. Ремонт системы смазки
Отсутствие давления масла в системе смазкиПричина неисправности
метод устранения
низкий уровень масла в картере
необходимо долить масла в картер
заедания редукционного клапана
разобрать и промыть редукционный
клапан
неисправность привода масляного
насоса
устранить неисправность в приводе
масляного насоса
попадание охлаждающей жидкости в система смазки
подтекания через уплотнения гильз
блока цилиндров или повреждение
прокладок головок блока
Неисправные уплотнения
необходимо заменить
Повышение давление в системе смазки
Причина
низкий уровень масла
метод устранения
долить масло
Причина неисправности
повышенная температура масла
засорения маслоприемника
ослабление пружины
редукционного клапана
износ вкладышей, подшипников и
коленчатого вала
метод устранения
охладить масло и устранить
неисправность в системе его
охлаждения
снять поддон и промыть
маслоприемник
промыть редукционный клапан
при необходимости заменить
вкладыши подшипников коленчатого
вала
Пониженное давления масла в системе смазки
Причина неисправности
метод устранения
густое масло
Необходимо проверить вязкость
масла и при необходимости
заменить его
заедание редукционного клапана
отключить масленый радиатор,
проверить клапан и устранить
заедания
Техника безопасности при ремонте
автомобилей
Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию
автомобилей:
Рабочий должен переодеться в рабочую форму одежды. На ноги одеты
ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или
деталей.
Перед началом работы под автомобилем:
На видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать,
работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить
на низшую передачу.
Во время работы
Не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля.
Находясь под автомобилем, не курить, не зажигать и не пользоваться открытым огня.
Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче смазочные материалы необходимо
сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками, после
чего его удаляют.
Пожарная безопасность
В помещениях для ремонта и технического обслуживания автомобилей должны быть
установлены огнетушители. Помещение должно оборудоваться пожарными щитами,
на котором находится ведро, багор, топор. Кроме того, должны быть предусмотрены
ящики с сухим песком, у каждого ящика должна находиться лопата.
20. Спасибо за внимания
English Русский Правила
Система смазки КАМАЗ
Система смазки обеспечивает подачу масла на трущиеся поверхности деталей, что снижает трение между ними и их износ, а также снижает потери мощности двигателя на преодоление сил трения
При работе двигателя масло, введенное между деталями, циркулирует непрерывно; в то же время охлаждает детали, защищает их от коррозии и уносит продукты износа.
Тонкий слой масла на поршнях, поршневых кольцах и цилиндрах не только снижает износ, но и улучшает компрессию двигателя.
Система смазки автомобиля КамАЗ комбинированная. Это означает, что масло подается к трущимся частям несколькими способами: под давлением, разбрызгиванием и самотеком.
Масло под давлением нагнетают в зазоры между наиболее нагруженными трущимися деталями:
- — в коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, подшипники распределительного вала;
- — к втулкам коромысла и верхним наконечникам тяг толкателей;
- — к подшипникам ТНВД, компрессора воздушного тормоза и турбокомпрессоров.
Система смазки состоит из масляного насоса, установленного на нижней плоскости картера внутри поддона 14 (рис. 1.), полнопоточного масляного фильтра 22, центробежного масляного фильтра (центрифуги) 4, масляного линия 23 с каналами, радиатор 16, маслозаливная горловина, указатель уровня масла.
Масляный поддон — это резервуар для масла.
В него заливается масло через горловину до уровня верхней метки на указателе уровня (щупе). Нижняя отметка указывает на минимально допустимое количество масла.
Глубокая часть картера автомобилей КамАЗ с колесной формулой 6Х4 расположена в задней части двигателя, на автомобилях КамАЗ-4310, -43105 — в передней части двигателя. Это связано с компоновкой вагонов.
При работе двигателя масло из поддона 14 через сетчатый маслоприемник 17 засасывается двухсекционным насосом. Отсюда меньшая часть масла по каналам картера и передней крышки блока постоянно перекачивается секцией радиатора в центрифугу 4.
Очищенное центрифугой масло поступает в радиатор 16 через вентиль 3, где охлаждается и затем сливается в поддон.
При закрытии крана 3 или повышении давления масла в радиаторе до 50…70 кПа оно из центрифуги через открытый сливной кран стекает в поддон, минуя радиатор.
Большая часть масла поступает во всасывающую полость напорной части маслонасоса из поддона и подается его шестернями на полнопоточный фильтр 22, где очищается, проходя через два фильтроэлемента, соединенных параллельно, а затем поступает магистраль 23 через канал в блоке.
Из этой магистрали по каналам в перегородках и стенках блока цилиндров масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительных валов и втулкам коромысел газораспределительного механизма.
Из кольцевых канавок на вкладышах коренных подшипников через каналы в коренных шейках и щеках коленчатого вала масло поступает в грязеулавливающие полости шатунных шеек, где подвергается дополнительной центробежной очистке, после чего поступает в смазка шатунных подшипников.
Выдавливаемое из зазоров масло разбрызгивается вращающимися частями кривошипно-шатунного механизма, при этом образуется масляный туман, который оседает на поверхности гильз цилиндров, поршней, толкателей и других деталей и таким образом смазывает их.
Масло, удаляемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, поступает в поршень и смазывает подшипники поршневого пальца в бобышках и шатунный подшипник.
Через каналы в коротких плечах коромысел газораспределительного механизма и в регулировочных винтах масло подается к верхним наконечникам тяг.
Стекая по тягам, она смазывает их нижние наконечники, толкатели, а затем попадает в поддон.
Носки коромысел и стержни клапанов смазываются маслом, которое вытекает из зазоров втулок коромысел и разбрызгивается движущимися частями, затем отводится по наклонным каналам в полость для штоков и далее в поддон картера.
Часть масла из магистрали по каналу в блоке цилиндров и трубке подается в полость топливного насоса высокого давления, смазывает его подшипники и детали регулятора скорости, а затем поступает в картер двигателя через дренажная трубка.
Из магистрали масло подается как к подшипникам турбонагнетателей, так и к коленчатому валу компрессоров пневматических тормозов.
Также имеется постоянная подача масла под давлением на переключатель 12 гидромуфты привода вентилятора.
При разомкнутом выключателе масло поступает в рабочую полость гидромуфты 13, откуда стекает в поддон картера.
Давление масла в системе контролируется манометром 9 на панели приборов в кабине.
Кроме того, имеется аварийная сигнализация давления. Когда оно становится меньше 70 кПа, на манометре загорается красная лампочка 8. В этом случае необходимо заглушить двигатель и выявить причину неисправности.
Лампа 7 служит для сигнализации о максимальном засорении фильтрующих элементов масляного фильтра 22.
Постоянное свечение этой лампы свидетельствует об открытии перепускного клапана и попадании сырой нефти в магистраль в обход фильтрующих элементов.
Допускается кратковременное (пока двигатель не прогреется) горение сигнальной лампы 7, при постоянном ее свечении необходима замена фильтрующих элементов.
Клапаны системы смазки. Масло к трущимся частям подается под определенным давлением. Если его недостаточно, то из-за снижения скорости потока в зазорах ухудшается вымывание из них продуктов износа и охлаждение деталей.
Избыточное давление увеличивает нагрузку на сборочные единицы системы смазки и энергоемкость привода масляного насоса.
Давление масла в магистрали зависит от частоты вращения коленчатого вала, температуры масла, степени износа деталей, сопротивления масляных фильтров, радиатора и т. д.
Чтобы нормальная работа не нарушалась при изменении этих факторов, система оснащен автоматически работающими плунжерными клапанами.
Всего их шесть: три у масляного насоса — предохранительный и 2 (рис. 2.) соответственно радиаторной и напорной секций и клапана 7; центрифуга имеет сливной 12 и перепускной 11 клапаны и один перепускной клапан 5 полнопоточного масляного фильтра.
Клапан 7 необходим для поддержания нормального давления (400. ..550 кПа) масла в магистрали прогретого двигателя.
По принципу работы дифференциальный клапан представляет собой плунжер с кольцевой канавкой А.
С одной стороны нагружен силой давления масла от магистрали, а с другой — пружиной .
При этом сила давления, передаваемая непосредственно от нагнетательной секции масляного насоса по каналу Б в канавку А, не нарушает равновесия, так как действует на равные по площади торцевые поверхности канавки.
При превышении давления в магистрали допустимого клапан, преодолевая сопротивление пружины, сместится и канавка А соединит каналы Б и Б , в результате чего масло из насоса будет свободно стекать по каналу В в поддон.
Перепускной клапан 5 срабатывает при засорении фильтроэлементов полнопоточного фильтра 4.
С одной стороны на клапан 5 действует сила давления сырой нефти, а с другой стороны сила давления очищенной нефти и сила пружины, скорректированная на разность (разность) в давление до и после фильтра, равное 250. ..300 кПа.
Когда сопротивление фильтра превышает значение перепада давления, клапан открывается и часть масла перепускается в магистраль в обход фильтра.
Таким образом, при срабатывании перепускного клапана предотвращается случайное повреждение двигателя, но при этом увеличивается износ деталей из-за подачи к ним сырой нефти.
Для того, чтобы водитель знал об этом, в перепускном клапане имеется контактное устройство, включающее лампу 6 на панели приборов в кабине, сигнализирующую о том, что двигатель работает на нерафинированном масле.
Предохранительные клапаны 2 и 9 предотвращают создание избыточного давления, создаваемого секциями масляного насоса, размеры которых завышены для работы на пониженных оборотах, горячего масла и определенного износа двигателя.
Со стороны нагнетательной полости на клапан действует сила давления масла, а с противоположной стороны — сила пружины.
Когда усилие нажима превышает сопротивление пружины (например, при подкачке холодного масла при запуске холодного двигателя), клапан открывается и перебрасывает избыток масла во всасывающую полость, снижая нагрузку на детали насоса.
Для обеспечения нормальной работы центрифуги требуется достаточно высокое давление поступающего в нее масла, поэтому перепускной клапан 11 настраивают на давление открытия 600…650 кПа.
Для предотвращения разрушения тонкостенных трубок маслорадиатора давление масла в его магистрали должно быть значительно ниже, поэтому сливной кран 12 открывается при давлении 50-70кПа.
1:43 Элекон Камаз — 4310 Rallye Objectiv Sud
34 года назад команда «Камаз» одержала 15-ю победу на внедорожном марафоне «Дакар». Сегодня мало кто помнит, с чего начиналась эпопея с подиумами. По крайней мере, до того момента, когда команду стали называть «КАМАЗ-мастер».
Польский дебют
Спортивная эпопея команды Камского автозавода началась с дебюта на польском Елчском ралли в сентябре 1988 года. В окрестности города Вроцлав ребята с берегов Камы приехали на двух КамАЗ-4310С (спортивная), подготовленная за предыдущие два месяца под крышей Научно-технического центра, директором которого был С. С. Якубов. Именно поэтому июль был взят за точку отсчета для рождения коллектива. Это были серийные бортовые грузовики с колесной формулой 6х6 и постоянным приводом. Под крышей СТК их оснастили каркасами безопасности, более жесткими пружинами и дополнительными амортизаторами. Двигатель был форсирован до 290 л.с. за счет увеличения подачи топлива и настройки турбокомпрессора. Для повышения надежности применен гаситель крутильных колебаний, модернизированы системы смазки и охлаждения.
Советские грузовики российского производства
Первое знакомство с африканским континентом состоялось в мае 1989 года на ралли Objectif Sud. Маршрут протяженностью 9500 км пересекал Марокко, Мавританию, Сенегал, Гвинею-Бисау, Гвинею и Сьерра-Леоне. Команда Якубова за полгода подготовила два гоночных грузовика и один техподдержки. Это были все те же серийные автомобили, но с форсированной до 310 л.с. Двигатели КамАЗ-740. Усилился и состав команды: помимо многократного чемпиона СССР по ралли и трековым гонкам Владимира Гольцова, ее цвета защищали эстонские профи Джоэл Таммека, Антс Кулгевее, Энно Пирсалу. Все-таки нам ведь приходилось мериться силами с асами ралли-рейдов, прекрасно знавшими особенности барханов, солончаков и джунглей. Тогда даже для испанских таможенников загадкой было само слово «КамАЗ», которое иногда трактовали как КАМА-3, поэтому в документах появилась обтекаемая формулировка — «три автомобиля российского происхождения». Тем не менее, в соревнованиях с Mercedes-Benz, MAN, Renault, Tatra и IVECO экипажи КамАЗа показали II и III результаты! Это не замедлило сказаться на активизации внешнеэкономической деятельности завода. Но Якубов настроил свою команду на участие в «Дакаре».
Первое выступление на марафоне «Париж — Триполи — Дакар 1990» закончилось, как и положено «первому блину». Вскоре после старта ушли все три грузовика, на которых решили опробовать экспериментальные 10-цилиндровые двигатели. Увы, они не оправдали ожиданий: у одной машины лопнул коленвал, у второй оторвался поршень, а у третьей начал крошиться маховик. Однако уже осенью 1990 г. на Rallye des Pharaons («Гонке фараонов») в Египте экипаж Ж. Таммека — Ю. Анупыльда — Э. Пирсалу показал четвертый результат, а В. Марченков — А. Кузьмин — Е. Харламов, ассистировавший ему, финишировал шестым. В том же 1990 на Rallye des Pharaons впервые отметился двухосный прототип КамАЗ-49145 с серийным двигателем КамАЗ-7403 мощностью 280 л.с. Работа завода была не совсем удачной, и на некоторое время наступило затишье в использовании двухосных машин. К 13-му «Дакару» команда подготовила 3-осный грузовик, оснащенный 8-цилиндровым двигателем КамАЗ-7482 (мощность 430 л.с.), оригинальной коробкой передач на базе модифицированной коробки передач КамАЗ-53215, раздаточной коробкой КамАЗ-43114 и диафрагмой Сцепление 2-дисковое с применением ведомых металлокерамических дисков фирмы AP (Англия). Автомобиль имел улучшенный гидроусилитель руля и систему подкачки шин, а в подвеске использовались 1800-мм пружины.
Тогда упор делался на надежность (нагруженные детали изготавливались с запасом), соответственно увеличивался и вес грузовика. Результат превзошел ожидания: на 9186-километровом маршруте Африканского марафона два КамАЗ-43101 заняли второе (экипаж № 509: пилот — Гольцов В. , штурман — Кабиров Ф., механик — Страхов Н.) и третье место ( экипаж № 510: пилот — Ю. Таммека, штурман — Ю. Анупылд, механик — Э. Пирсалу), оставляя впереди только двухосный Perlini 105F 4×4. Экипажи В. Марченкова — А. Кузьмина — Е. Харламова, В. Московских — В. Петухова — А. Блинова и Е. Доронина — В. Белова — В. Чагина также финишировали в зачете (соответственно 6, 11 и 12 места). Как писала тогда пресса: «Семен Якубов и его команда прорубили окно в Африку», а на самом деле это был прорыв на мировой рынок. В 19В 92 году «Дакар» впервые завершился не в столице Сенегала, а в Кейптауне и впервые широко освещался центральным телевидением на всей территории бывшего СССР. Проехав 12 427 км по бездорожью в 10 африканских странах, 3 экипажа вездеходов КАМАЗ (Гольцов — Кабиров — Страхов, Московский — Петухов — Каблуков и Марченков — Кузьмин — Виноградов) финишировали в самой южной точке Африканского континента. При подготовке к сезону 1992 года компоновка гоночных грузовиков была усовершенствована: в кузове разместили запасные колеса и баки, а для снижения общего веса автомобиля применили легкие алюминиевые платформы. Параллельно велись работы над аэродинамикой автомобилей. И все же обойти двухосные грузовики не удалось.
«Эту гонку мы проехали на плечах механиков», — скажет после финиша руководитель команды С. Якубов. И действительно, первый африканский этап Мисурат – Сирт (Ливия) мог стать судьбоносным для экипажа Владимира Марченкова. В сплошной пыли его грузовик на полном ходу протаранил заторможенный ЛИАЗ — порванная кабина, сломанная тяга акселератора, заблокированная рулевая колонка. Всю ночь механики колдовали над поврежденной машиной. Экипажи встретили Новый год в Нигере, отремонтировав коробку передач на грузовике Виктора Московского. Ближе к Камеруну такая же проблема возникла с машиной Евгения Доронина. 16 000 километров по трассам и бездорожью в 11 странах Европы и Азии континентального супермарафона «Париж – Москва – Пекин» были не легче. Помимо 5 спорткаров нового поколения – КамАЗ-43101, в нем приняли участие еще 11 автомобилей «Кама», обслуживающих гонку, перевозящих запчасти и топливо, эвакуирующих с трассы сломанную технику. Организатор самого длинного марафона века Рене Мец так прокомментировал свой выбор: «За последние три года КАМАЗ стремительно ворвался в большой спорт. И продолжает нас удивлять, показывая стабильные результаты на всех престижных соревнованиях. Это лучшее подтверждение не только мастерства водителей, но и надежности автомобилей КАМАЗ».
Модели.
Пока у меня два Камаза — 4310 Rallye Objectiv Sud. Обе модели сегодня редкость. Первая модель изготовлена в начале Советского Союза компанией Arek в масштабе 1:43. На коробке наклеена карта с маршрутом ралли, в котором участвовал этот грузовик. Под коробкой также есть интересные подробности о грузовике, написанные по-французски.
Масса снаряженного грузовика: 8700 кг.
Нагрузка: 6000 кг.
Максимальная скорость: 140 км/ч.
Мощность двигателя: 300 л.с.
Следующая модель производится Elekon, той же маркой, которая сменила название с Arek.