«Сталин сказал: “Не трогать!” Гитлер написал: “Повесить!”»
Знаменитый советский карикатурист Борис Ефимович Ефимов прожил 108 лет и стал свидетелем всех важнейших событий своего времени: отречения царя, Революции, Великой Отечественной войны, перестройки… А многие из его антивоенных шаржей кажутся актуальными и в наши дни. Портал «История.РФ» расспросил о непростой судьбе Ефимова его внука, писателя Виктора Фрадкина.
«Карикатура была частью идеологии»
– Раннее творчество Бориса Ефимовича пришлось на 1920-е годы. В это время прежняя социальная иерархия уже не работала, а новая еще не была выстроена. Какие возможности были у политической сатиры в это время?
– В это время Борис Ефимович находился в Киеве. Если я не ошибаюсь, тогда в городе произошло четырнадцать или двенадцать смен власти. Когда у власти находился гетман Скоропадский, то там, как и в царской России, была демократия – можно было рисовать на любую тему. Когда пришла советская власть, рисунки приобрели антиимпериалистический характер. Хотя тогда Борис Ефимович опубликовал достаточно злой шарж на Троцкого и Ленина…
– Ваш дедушка разделял ценности коммунистического общества?
– Конечно! Он был человеком своего времени. Он разделял идеи, которые тогда провозглашались: равенство, справедливость и так далее. Кстати, в этих идеях нет ничего плохого! Это хорошие идеи! Библейские! Но то, как они потом были воплощены в жизнь, – совсем другое дело.
– Советский Союз был провозглашен бесклассовым обществом. Была ли у политической сатиры особая социальная роль в новом государстве?
– Это была пропаганда. Политическая сатира возникла не при советской власти. Она появилась в царское время и была достаточно злой. Несмотря на то, что цензура не пропускала изображений на самого императора, карикатуристы находили другой выход: они изображали царя в виде шишки.
В Советском Союзе карикатура была идеологической. Она была направлена против власти международного капитала. Сначала это были антинемецкие рисунки, потом антифранцузские и антианглийские…
В СССР не поощрялись карикатуры на членов правительства. Например, в 1920-х годах Борис Ефимович хотел опубликовать дружеский шарж на Сталина, но тот ему не разрешил.
«Сталин ценил Ефимова»
– С приходом к власти Сталина возможности политической сатиры резко изменились?
– И да и нет. Если в предыдущий период можно было рисовать шаржи на Ленина и Троцкого, то при Сталине это уже было невозможно. Сталин не любил публичности. Другое дело, что направленность сатиры по-прежнему оставалась антикапиталистической. Этому придавалось большое значение, потому что практически в каждой газете на первой полосе печатались антикапиталистические карикатуры. Тот же Сталин в 1947 году, в самом начале холодной войны, лично заказал у Ефимова карикатуру на командующего союзной армией и будущего президента США Эйзенхауэра.
– Каким было отношение Бориса Ефимовича к Сталину?
– К Сталину у него было двоякое отношение. С одной стороны, он понимал, что это был жесткий, совершенно непредсказуемый человек. С другой – Сталин ведь арестовал его брата, и обычно за арестом одного брата следовал арест второго. Однако этого не произошло. Человек из ЦК рассказывал, что, когда Берия показал Сталину записку о необходимости ареста Ефимова, тот ответил: «Не трогать!» Он ценил Ефимова как карикатуриста.
– Известно, что в годы Великой Отечественной войны Гитлер был знаком с карикатурами Бориса Ефимовича. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?
– Гитлер еще до войны издал большой альбом карикатур на него. В этот альбом вошли и карикатуры моего деда. Кроме того, Гитлер интересовался советской прессой и, естественно, в каждом издании натыкался на антинацистские карикатуры. Он даже выписал записку про Ефимова: «При взятии Москвы найти и повесить». Бориса Ефимовича считали врагом нацистской Германии. Он относился к этому с юмором. Можно было гордиться тем, что его записали в личные враги рейха.
«При любой власти всегда есть хорошее»
– Карикатуры в принципе имеют свойство устаревать, но шаржи Ефимова кажутся актуальными и в наше время…
– Дело в том, что сохранилась прежняя проблема: противостояние с Западом. Просто в то время противостояние имело идеологические причины, а в наше время – причины экономические и политические. Да и тема фашизма так до конца и не исчезла из нашей жизни. Вот на Украине сейчас активно действуют националистические группы…
– Работы Бориса Ефимовича зависели в большей степени от повестки дня или от внутренней творческой эволюции?
– Ефимов был политическим карикатуристом, поэтому его работы шли в русле советской политики. Сначала это были антифашистские, гитлеровские карикатуры. После подписания мирного договора предметом сатиры стали страны Запада… При этом он много раз бывал за границей и видел, что наша пропаганда говорила не всю правду. Но он считал нужным это делать, потому что жил в нашей стране.
– Но разве возможно так талантливо делать то, во что хотя бы отчасти не веришь?
– Как раз это возможно! Понимаете, ведь это все условно. При любой власти всегда есть хорошее. А у людей немного циничный взгляд на все это.
– Как Борис Ефимович относился к перестройке?
– К перестройке он очень хорошо отнесся. Ему очень нравилось, что появлялись новые статьи в том же «Огоньке» и литературных журналах. Он рисовал шаржи и на Горбачева, и на Ельцина… Горбачева он очень любил. А потом не стало заказов на рисунки: в 90-х исчезли газеты, в которых они могли появляться.
– Борис Ефимович рисовал что-то помимо политической сатиры?
– Да, конечно. Иногда он просто делал натюрморты. Он иллюстрировал много книг: сказочника Гауфа, Салтыкова-Щедрина, Гашека. Он очень любил эти рисунки, потому что в них не было никакой политики. Можно было рисовать в свое удовольствие.
Зарубежные карикатуры на Сталина / Назад в СССР / Back in USSR
Иностранные карикатуры, на которых изображен Иосиф Сталин.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ
Зарубежные карикатуристы очень живо откликнулись на подписание советско-германского пакта Молотова-Риббентропа, который в числе прочего включал в себя и раздел сфер влияния в Восточной Европе и Прибалтике. Этот рисунок, стал, пожалуй одной из самых растиражированных карикатур, на которых когда-либо был изображен Сталин.
ПО МОТИВАМ ВСЕ ТОГО ЖЕ ПАКТА
Внезапное «потепление» отношений между Германией и СССР не могло не вызвать негодования как в Европе, так и за океаном. Вот, например, художник из США увидел советско-германское сближение таким странным образом. И даже подпись внизу сделал «Как долго продлиться медовый месяц?», выражая сомнения по поводу того, что страны-подписанты пакта о ненападении будут придерживаться всех его пунктов.
НОТКИ ВЗАИМНОГО НЕДОВЕРИЯ
И снова карикатуристы изображают Сталина вместе с Адольфом Гитлером. Оба персонажа рисунка прогуливаются вдоль границы, как закадычные друзья. Тем не менее, за спиной каждый из них «на всякий случай» держит пистолет. То, что ноги их связаны, символизирует, видимо, все тот же пакт о ненападении.
УДАР В СПИНУ
Ну а здесь и добавить нечего. Рисунок сделан вскоре после нападения Германии на СССР. Если абстрагироваться от карикатуры и просто поразмышлять, то Иосифу Виссарионовичу следовало бы быть более дальновидным и не надеяться на то, что подписанный с нацистской Германией документ станет гарантией ненападения. Будь СССР готов к войне, возможно, немецкие войска не задержались бы на его территории и потери среди советской армии и мирных граждан были бы куда меньшими.
А это – единственная найденная нами карикатура, где Иосиф Виссарионович, не был бы изображен в негативном контексте. На рисунке мы видим сильно пострадавший от кровопролитной войны земной шар и троих глав стран-победительниц нацизма – Иосифа Сталина, Гарри Трумэна и Уинстона Черчилля. Они как бы интересуются у Земли ее состоянием, задавая вопрос «Как ты себя сегодня чувствуешь?»
ВЕДРО С ПРОПАГАНДОЙ
После победы над общим врагом бывшие союзники по антигитлеровской коалиции очень быстро потеряли все точки соприкосновения и перешли к идеологической конфронтации. На этом рисунке мы видим, как Сталин поливает из ведра Землю «Красной пропагандой», тем самым распространяя по миру идеи коммунизма и расширяя сферу советского влияния.
Таким вот образом кто-то из западных художников изобразил вхождение в состав Страны Советов трех прибалтийских государств. Автор этой карикатуры пытался донести до читателей мнение, что Латвия, Литва и Эстония вошли в состав Советского Союза под угрозой военной мощи последнего. Историки до сих пор спорят о том, было ли это присоединение добровольным или же эти события следует рассматривать как оккупацию с последующей аннексией.
КОММУНИЗМ ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ!
Ну а здесь Сталин изображен в компании министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. Вместе они решают, какую бы еще страну освободить из лап капитализма, где бы еще устроить «народную революцию».
Это, пожалуй, наиболее жесткая карикатура как на самого Сталина, так и на идеи коммунизма вообще. Художник почему-то посчитал, что коммунизм несет лишь только рабство, войны и голод. Ну тут служитель сатиры явно преувеличил, слишком уж усердно отработал пропагандистский заказ. Достаточно обратиться к истории и взглянуть на «золотой век СССР» – 60-70-е годы. Что-то не было в ту пору ни войн (опосредованные конфликты не в счет), ни голода, ни рабства…
ГОЛУБЬ МИРА И КИСТЕНЬ
Таким вот странным Сталина изобразил французский карикатурист. В одной руке у советского правителя табличка с призывом к миру, вокруг талии обвязана веревка в которой привязан символ этого самого мира – белый голубь, в другой же руке Иосиф Виссарионович держит кистень. Что хотел этим сказать художник?..
нацистских карикатур на Иосифа Сталина
Нацистские карикатуры на Иосифа СталинаПредыстория: Нацисты считали Англию, Францию и Соединенные Штаты выродившимися странами, хотя и с некоторыми положительными моментами. С другой стороны, Советский Союз и его лидер Иосиф Сталин были воплощением зла (за исключением периода междуцарствия германо-советского союза). Карикатуры 1930-х представляли Сталина палачом собственного народа. Как только немцы напали, он стал мясником Европы, даже мира.
Источник: Взято из моей собственной коллекции или из онлайн-коллекций Гейдельбергского университета. Они доступны по лицензии Creative Commons.
Нацистские карикатуры на Иосифа Сталина
Надпись: «Товарищ. ..» Надпись гласит: «Под красным отцом!» За исключением периода с августа 1939 г. по июнь 1941 г. Сталин был постоянным персонажем нацистской карикатуры. Он стал довольно легкой мишенью, так как список его жертв был длинным. Источник: Brennessel , № 22/1936. Моя коллекция. | |
Надпись: «Приближаются выборы в Советы». Сталин собирается представить двух головорезов для избиения советского гражданина на заднем плане. Источник: Brennessel , № 36/1937. Моя коллекция. | |
Надпись: «Военный совет в Кремле». Внизу: «Сталин среди своих генералов». Продолжались Великие чистки, которые с точки зрения нацистов служили отличной пропагандой. Источник: | |
Надпись: «Триумф технологий». Сталин с удовлетворением наблюдает, как на конвейере убивают советских граждан. Источник: Brennessel, #38/1937. Моя коллекция. | |
| |
| |
| |
| |
|
[Авторские права на страницу © 2015, Randall L. Bytwerk. Нет несанкционированного воспроизведения. Мой адрес электронной почты доступен на Страница часто задаваемых вопросов.]
Вернуться к страница с карикатурами.
Перейти к 1933-45 страница.
Перейти к Немецкий Домашняя страница пропаганды.
Делим Польшу, карикатуры на Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина (Сталина)
[]
Ваш текущий выбор
Актив(ы) Ресурсы
модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >
актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >
Разделение Польши, карикатуры Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина (Сталин) — в «Европе после Версаля», Дэвид Лоу, Нью-Йорк, 1940.
{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}
{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»LSE4403106″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»неопределенное_авторское право»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»американская_школа_20-го_века»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»sharing_poland_caricatures_by_adolf_hitler_and_joseph_stalin_stalin_in_europe_since_versailles_by_da»,»item_variant»:»undefined»}]}}
Весь контентИзображенияВидео
Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.
Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие им детали.
Выберите свой цвет
Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию
Добавить цветовой блок
Фильтры
Добавьте ключевые слова для уточнения результатов
Введите ключевые слова и нажмите Enter
Поиск
Текст
Заголовок
Художник
Средний
Местонахождение произведения искусства
Права ТипСтандарт
Премиум
Золото
Год
до
Век
до
Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве
Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя
Размер результатов306090
- Изображение число
- ЛСЭ4403106
- Титул
- Делить Польшу, карикатуры Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина (Сталина) — в «Европе после Версаля», Дэвида Лоу, Нью-Йорк, 1940.
- Художник
- Американская школа (20 век) / американский
- Фотограф
- Леонард де Сельва
- Местоположение
- Частная коллекция
- Средний
- рисунок
- Дата
- 1940 г. н.э. (C20-й н.э.)
- Описание
Разделение Польши, карикатуры Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина (Сталина) — в «Европе после Версаля», Дэвида Лоу, Нью-Йорк, 1940.
- Фото кредит
- Фото © Leonard de Selva / Bridgeman Images
Хотите загрузить это изображение прямо сейчас?
Персональное использование £20.00
Личные принты, открытки, подарки, ссылки. Не для коммерческого использования, не для публичного показа, не для перепродажи.
Презентация £25.00
Использование в презентации. Все языки, 3 года. Использование для личных презентаций или некоммерческое, непубличное использование только внутри компании или организации.
Веб-сайт или социальные сети £30.00
Веб-дисплей, социальные сети, приложения или блоги. Только для частных лиц (без коммерческого использования). Все языки. 5 лет. Нет рекламы.
Журналы и журналы £50.