Содержание

«Я не освящаю оружие, я благословляю людей, чтобы в их сердцах оставался Бог». Интервью с капелланом из Украины

«Я не комбатант, я священник, который служит в армии без оружия»,- рассказывает ведущему Delfi Дмитрию Семенову о своей службе, о том, как изменилась с 2014 года Украинская армия, как часто шутят на фронте, Сергей Дмитриев, священник в прошлом Московского патриархата, который первым во время войны перешел в непризнанный тогда Киевский патриархат.

— Объясните, пожалуйста, для всех наших зрителей, чем занимается в Украине капеллан.

— Капеллан в Украине — это священник, который служит, например, в воинской части, университете, медицинском учреждении, пенитенциарном заведении.

До российско-украинской войны у нас было небольшое количество капелланов в армии, до семи человек. Так как Украина стремится к стандартам НАТО, в армии должны быть священнослужители, представляющие разные конфессии. Поскольку в армии Украины в основном православные, то и православных священников там больше.

Сейчас в разных подразделениях вооруженных сил Украины находится более 500 капелланов.

Есть капелланы протестантских церквей, имамы, раввины — в зависимости от количества военнослужащих разных конфессий. Капеллан — это священник в армии.

Sergijus Dmitrijevas

© DELFI / Kiril Čachovskij

— Что побудило вас стать капелланом, когда вы приняли это решение?

— В 2014-м году в феврале началась агрессия Российской Федерации в отношении Украины, аннексия Крыма. На тот момент я служил священником в Херсонской области, и прямо на границе этой области началось вооруженное вторжение, а наши воинские части, подразделения стали у границы с Крымом, чтобы остановить продвижение в глубь Украины российских частей и наёмников.

Я добровольно сразу присоединился к одной из бригад – это 30-я отдельная бригада Новоград-Волынская, где и служу до сих пор как штатный капеллан.

— Главный вопрос в международных новостях последнее время — будет ли война.

Каковы последние сводки с фронта, как вы видите ситуацию как капеллан, который непосредственно общается с людьми на линии фронта?

— Я всегда отвечаю на этот вопрос так: война у нас началась в 2014 году, и она не прекращалась. К сожалению, когда я приезжаю в европейские страны, меня часто спрашивают: у вас там война ещё идёт?

И сейчас, когда у меня спрашивают, будет ли война, я отвечаю, что война была, есть, и она продолжается.

Будет ли эскалация конфликта, более масштабное наступление, — я считаю, что нет. По всем законам здравого смысла оно не должно начаться, хотя мы понимаем что Российскую Федерацию как раз не останавливает здравый смысл. И поэтому мы всегда готовы, хочешь мира — готовься к войне.

На Донбассе эскалации сейчас нет. В отдельных районах, скажем в Луганской области участились бои, в районе несения службы нашей бригады есть перестрелки, которые были всегда, они не участились и не сократились. С нашей стороны там потерь нет, со стороны врага потери есть.

Возможно, я могу себе это представить, что всё, что может быть, — это эскалация на Донбассе.

Я не являюсь военным экспертом, но поскольку уже восьмой год в армии, хочу сказать что Российская Федерация не готова к этому наступлению. Но это не значит, что не надо ничего делать и не реагировать.

Представьте, что сейчас сюда позвонят и скажут, что студия заминирована, ну просто кто-то пошутил по телефону. Какие инструкции будут исполнять ваши журналисты и вы? Конечно, вы эвакуируетесь, даже если вы знаете, что это был звонок человека, который просто пошутил.

Вот этот звонок в Украину со стороны Российской Федерации постоянно поступает. У нас реально минируют школы, у нас минируют торговые центры, сейчас у границы сосредоточено большое количество военнослужащих. И этот шантажирующий звонок в Украину звучит каждую минуту, каждый день. И, конечно, и мы, и международное сообщество должны реагировать на происходящее. Потому что ненормально собирать такое количество военнослужащих, техники, угрожать, делать различные политические заявления по отношению к нашей стране.

© AP / Scanpix

— Вы говорите, что вряд ли будет какая-то эскалация, но у нас, судя по последним событиям, тут второй фронт открывается — российские войска сейчас концентрируется в Беларуси, на территории у украинских границ. Приходилось ли вам там бывать?

— У нас в той части достаточно наших военнослужащих. Военные к этому готовы, у нас нет паники какой-то, мы не вывозим своих детей в другую страну и живём обычной жизнью. То есть паники нет.

Прогнозы тяжело давать, и, повторю, что я не являюсь военным экспертом. Я выступаю за то, чтобы не сеять панику, готовиться, продолжать жить в Украине, потому что любая паника плохо влияет на экономическую ситуацию, на всё. Сейчас бензин подорожал, где-то самолёт перестал летать — и люди начинают паниковать сразу.

— Хотелось бы обсудить сейчас вашу личную историю. Как изменилась ваша жизнь после того, как Православная церковь Украины получила от Константинопольского патриархата Томос о предоставлении ей автокефалии?

— Сегодня в Украине ситуация следующая. Существует Украинская православная церковь Московского патриархата, мы ее называем Русская церковь в Украине. И существует Православная церковь Украины. До войны Русская церковь пользовалась всеми благами и привилегиями со стороны чиновников, украинских священников называли раскольниками, их не признавал как бы такой православный мир, и всё равно Украинская церковь существовала. Она развивалась, и службы проходили на украинском языке, и это такой же обряд. Но, скажем так, это церковь отверженных (я так называю) в своей стране.

Но на момент начала войны, оккупации Крыма, время Майдана всё стало свои места — кто за кого. Например, священники Московского патриархата призывали к тому, чтобы наши военные сложили оружие, говорили, что Украины нет, помогали сепаратистам, коллаборационистам. Еще пример — священник в Севастополе топором перерубил кабеля штабу ВМС Украины. Война показала кто есть кто.

Если я проповедую и живу в Украине, я служу в том числе народу Украины. Для меня находиться в Московском патриархате было равнозначно участию в убийстве украинских граждан, и понятно, что это не моя церковь. В 2014-м году вместе со своими прихожанами (это около 2000 человек) и вместе со своим храмом в городе Херсоне — мы перешли в Украинскую церковь. Немного тогда священников перешло.

В 2019 году мы получили Томос — признание других православных церквей, и мы сейчас строим новую открытую к людям церковь, не ожидая, разрешат нам из Москвы делать что-то хорошее или не разрешат. Абсолютно самостоятельно. Это такая, знаете ли, я бы сказал религиозная независимость.

— Позиция Московского патриархата за эти восемь лет — с 2014 года — как-то эволюционировала? Наверняка среди военнослужащих армии Украины есть люди, которые являются прихожанами храмов, оставшихся в ведении Московского патриархата?

— Это очень маленький процент, и священников Московского патриархата в армии нет совсем.

Кроме того, полмиллиона мужчин, которые побывали в армии, перестали ходить в церковь, связанную с Московским патриархатом, они никогда туда не придут. Московский патриархат за восемь лет, по социологическим опросам, из шестнадцатимиллионного стал трехмиллионным.

© AP / Scanpix

— Говорят, что не бывает атеистов лишь в окопах под огнём. Как капеллан с вашим опытом вы согласны с таким утверждением?

— Не соглашусь. Чувства обостряются, есть и атеисты на войне. Украинцы в общем религиозная нация, это в культуре украинцев. Но я так шучу – например, если Польша поставляет католических священников всему миру, то Украина поставляет православных священников на постсоветское пространство даже.

Атеисты есть. Есть те, кто разочаровался в боге после утраты. Есть те, кто становится более верующим. Есть те, кто ходят на службу, пока в армии, но, когда возвращаются домой, они не ходят никуда, потому что они готовы ходить к капеллану, но не в церковь. По-разному бывает. Да, на войне люди больше ценят отношения, ценят каждую минуту, дружбу ценят, любовь ценят, чувства обостряются.

— Война — это всегда как минимум душевная травма для тех, кто непосредственно в ней участвует, а как максимум — это потери. Кто-то теряет друзей, сослуживцев, кто-то возвращается инвалидом, а кто-то не возвращается вообще.

Эти раны время лечит или, может быть, лечит религия, или это неизлечимые раны?

— Ты просто с этим живёшь. Это ещё один опыт, травма остается на всю жизнь. Если вы даже просто сильно порезали себе руку, шрам остаётся, шрам навсегда остаётся после больших операций, и ты просто с этим живёшь.

У нас есть люди с хроническими заболеваниями, которым постоянно приходится пить лекарства, этих людей можно лечить, но не вылечить. И душевные травмы остаются навсегда. То есть с потерей ты можешь смириться, но ты будешь вспоминать время от времени.

Знаете, есть триггеры войны. Когда ты возвращаешься в мирную жизнь, приезжаешь с фронта домой, идешь просто по полю, и пахнет соломой, а ты начинаешь думать – по этому полю можно идти спокойно или там мины есть. Или если пьёшь растворимый кофе, я вспоминаю с кем я его пил. Запах сигарет дешёвых. Запах костра, солярки. У каждого свои воспоминания и ассоциации с тем, что происходит вокруг.

Я, например, после войны перестал ездить в метро. Не могу ездить в метро. Мой знакомый не летает самолётами, его приглашают в Америку, но он не готов лететь, потому что он просто не может лететь на самолёте. И у каждого свои истории.

© AP / Scanpix

— У журналистов, врачей, бывает профессиональная деформация из-за того, что многим из них изо дня в день приходится делать то, что сильно влияет на психику. Вы, как человек наверняка насмотревшийся на ужасы войны, ощущаете профессиональную деформацию?

— Война меняет людей. Да, у нас есть свой юмор, что-то еще, что не поймут другие люди. По-разному бывает. Для этого есть психологи, психотерапевты, священники, есть друзья, которые помогают. Но часто, знаете, меня спасает вера в Бога и юмор, друзья, семья.

— Часто ли шутят на фронте?

— Ну, это постоянно. Последний раз я собирал ребят на Рождество. У нас такая традиция — после рождественской молитвы мы садимся за стол, у нас небольшая вечеря, и за столом мы рассказываем анекдоты. Это всегда новые анекдоты, их уже, наверное, больше тысячи, и да, священник рассказывает анекдоты.

— Анекдоты на какую тему — больше на военную или наоборот совсем о другом?

— Церковные, военные, разные.

— Неоднократно приходилось видеть фотографии, на которых российские православные священники окропляют святой водой военных, наставляют их на путь истинный, в том числе военнослужащих, находящихся на границе с Украиной, участвующих в боевых действиях. Готовы ли вы в какой-то критической ситуации взять в руки оружие или это абсолютно исключено?

— Я не комбатант, я священник, который служит в армии без оружия. Это принципиально. Я не знаю, как я поведу себя в критической ситуации, как и любой человек, которой нас сейчас слушает. Каждый должен задать себе вопрос, — будете ли вы защищать своих детей и близких, семью у себя дома в какой-то ситуации, если у вас будет возможность с оружием в руках. Я бы не хотел сейчас фантазировать. Жизнь показывает, что может над нами пошутить.

Наше правило, цель присутствия в армии капеллана — чтобы военнослужащие оставались людьми, чтобы у них оставалась любовь друг к другу, достоинство. Если берут пленных – чтобы над ними не издевались. И так далее.

Я, например, в своей практике категорически не освящаю оружие, я благословляю людей, чтобы они защищали других людей, чтобы они не забывали что у них есть семьи, чтобы их душевные раны заживали, чтобы в их сердцах оставался бог. Если бог есть любовь, — чтобы в их сердце оставалась любовь.

Война — это самое страшное, что может быть, ее ничем нельзя оправдать. Я сейчас не призываю к пацифизму, хотя самые завзятые пацифисты — это военнослужащие, потому что мы знаем цену жизни.

И у нас священник – это об этом.

— Когда военные действия начались в 2014 году большую роль играли различные добровольческие объединения — батальон «Восток», батальон «Донбасс», батальон «Азов» и другие. Насколько велика роль добровольческих формирований сейчас на приграничных территориях, велика ли их численность?

Большую роль сыграли Вооруженные силы Украины. Добровольцы сделали своё дело, и они вошли в состав Вооружённых сил Украины. И мы показали такую модель — если возникнет необходимость, люди готовы объединяться в добровольческие формирования, чтобы защищать нашу страну.

Если говорить о роли добровольческих формирований в начале войны, то они шли за Вооруженными силами Украины, оставались в городах или действовали совместно, но основную роль выполняли профессиональные военные.

Sergijus Dmitrijevas

© DELFI / Karolina Pansevič

— Можно ли коротко сказать, как изменилась Украина за эти восемь лет, и каков боевой и моральный дух офицеров и военнослужащих?

— Армия стала молодой. Это мотивированные люди, родившиеся уже в независимой Украине, которые говорят на украинском языке, знают английский язык, пользуются разными гаджетами, их мотивация — не зарплата, а защита своей страны.

Если нужно объяснить коротко, то я недавно спросил у наших офицеров, которые воюют с 2014 года: в армию пришли молодые ребята, как они? И мне ответили: они воюют гораздо лучше, чем мы. Средний возраст военнослужащих — 25 лет.

У нас на одной из точек пять человек живёт, у них прекрасные человеческие отношения, они все мотивированные, с боевым духом, и пошутить могут. Среди них есть девушка, военный медик, ей 23 года, родом из Черниговской области. Она вывозит ребят прямо из-под обстрела.

КАПЕЛЛАН

[лат. cappellanus, capellanus], в Римско-католической Церкви и некоторых протестант. церквах и деноминациях священник, которому поручается пастырское попечение (полное или частичное) о к.-л. общине или особой группе верующих (в вооруженных силах, учебных заведениях, больницах, органах власти, исправительных учреждениях и др.). Считается, что термином «капеллан» первоначально обозначали клириков, хранивших часть плаща (лат. cappa) св. Мартина Турского, к-рая с VII в. находилась в дворцовой капелле франк. королей. Однако первое упоминание о К. встречается в грамоте майордома Карла Мартелла аббатству св. Дионисия (Сен-Дени), изданной в 741 г., среди свидетелей назван «капеллан Аудоен» (Audoenus cappellanus — MGH. Dipl. T. 1. P. 102). Наименование «архикапеллан» (archicapellanus) применительно к старшему из клириков-К. встречается в позднем (X в.) Житии св. Бетария, еп. Карнутского (Шартрского) (BHL, N 1318), но скорее всего является анахронизмом.

О клириках франк. королевской капеллы в сер. VIII в. известно благодаря канонам т. н. Германского Собора (Concilium Germanicum), изданным в виде капитулярия майордома Карломана (21 апр. 742 — MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 1-4). Священнослужителям запрещалось носить оружие и жить при войске. Исключение составляли находившиеся при «государе» (princeps) для совершения богослужений и хранения реликвий «один или два епископа с пресвитерами-капелланами» (unum uel duos episcopos cum cappellanis presbiteris), а также пресвитер при военачальнике (praefectus) для совершения таинства исповеди. Эта формулировка дословно повторяется в капитулярии Карла Великого (ок. 770). Отсутствие упоминаний термина «капеллан» в сходном контексте в постановлениях Соборов эпохи Меровингов заставляет предположить, что он вошел в употребление не ранее 1-й пол. VIII в. Валафрид Страбон († 849) впервые связал происхождение термина «капеллан» с плащом св. Мартина (Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 25 // MGH. Capit. T. 2. P. 515). При Каролингах глава клириков дворцовой капеллы аббат Фульрад († 784) носил титул архипресвитера, его преемниками были архиепископы Ангильрамн Мецский († 791) и Хильдебольд Кёльнский († 818). Преемник Хильдебольда Гилдуин, аббат Сен-Дени († ок. 840), впервые получил титул архикапеллана. В подчинении главы капеллы состояли младшие К. (cappellani minores), к-рые могли быть пресвитерами или клириками низших степеней. Существовала также особая капелла королевы.

Постепенно круг обязанностей К. расширился: в частности, в их ведение перешли хранение дворцового архива (впервые об этом упом. в 794) и б-ки, ведение текущей документации, они служили королевскими посланниками (missi), осуществляли инспекции мон-рей. При имп. Людовике Благочестивом сформировалась придворная канцелярия, отдельная от дворцовой капеллы, аналогичное положение долгое время сохранялось в Западнофранкском королевстве. О формальном разделении должностей главного канцлера (summus cancellarius) и К. (очевидно, архикапеллана) писал архиеп. Гинкмар Реймсский в трактате «Об устройстве двора» (De ordine palatii; ок. 882). Гинкмар называл К. апокрисиарием и «хранителем дворца» (custos palatii), а также главой всего придворного клира (Hinkmar von Reims. De ordine palatii / Hrsg. Th. Gross, R. Schieffer. Hannover, 1980. S. 62). По свидетельству Валафрида Страбона, глава королевской капеллы должен был разрешать споры церковных иерархов (Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 25 // MGH. Capit. T. 2. P. 515). К эпохе Каролингов относятся запреты принимать в королевскую капеллу пресвитеров и младших клириков без благословения епископов, в юрисдикции которых находились кандидаты на должность К. (Парижский Собор (839), Ахенские Соборы (836/7)).

При Капетингах в клире дворцовой капеллы состояли архикапеллан, неск. К. и субкапелланов, почетное звание придворного К. могло присваиваться др. ординариям (напр., епископу Ангулемскому и аббату мон-ря св. Маглория в Париже). С XIV в. королевский архикапеллан во Франции носил титул главного королевского раздателя милостыни (с XVI в.- главного раздателя милостыни Франции (grand aumônier de France)) и считался одним из высших прелатов королевства (титул упразднен в 1791, восстанавливался в 1804-1844 и 1857-1871). Он также являлся главой всех военных К. франц. армии.

В Восточнофранкском королевстве уже в 854 г. кор. Людовик Немецкий назначил главой канцелярии архикапеллана Гримоальда, аббата Санкт-Галлена. В дальнейшем совмещение этих постов на германских землях стало традиционным; после 965 г. их обычно занимал архиепископ Майнца. В Римско-Германской империи капелла была одним из важных институтов управления разрозненными регионами страны и долгое время рассматривалась исследователями как ключевое звено в системе т. н. имперской Церкви. В ходе реформы, проведенной Кёльнским архиеп. Бруно, состав имп. капеллы был расширен за счет членов соборных капитулов важнейших еп-ств. При императорах Оттоне III (996-1002) и Генрихе II (1014-1024) число соборных каноников в составе капеллы еще более увеличилось. По данным Й. Флеккенштайна, в это время в капеллу входили каноники более половины еп-ств, имперскими К. были более 2/3 герм. епископов (Fleckenstein. 1966). Члены капеллы исполняли многочисленные поручения правителя, составляли его свиту в путешествиях, участвовали в гос. управлении, возглавляли дипломатические миссии (представляли императора при избрании епископов, выступали посредниками в решении конфликтов между иерархами, выполняли поручения за пределами империи и т. п.).

На рубеже VIII и IX вв. капеллами назывались специально оборудованные богослужебные помещения не только в Ахене, но и на нек-рых крупных королевских виллах. Постепенно наименование «капелла» стало распространяться и на другие сооружения, где хранились особо почитаемые реликвии, и шире на небольшие богослужебные здания, особенно при дворцах и домах светских и духовных сеньоров (примеры такого употребления встречаются уже в IX в.). Служившие при этих капеллах клирики назывались К. Вероятно, в подражание практике королевского двора должность К. учреждали у себя и др. представители Каролингской династии, и некоторые др. властители. У герцога Баварии Тассилона III (748-788) был по крайней мере один придворный К., выполнявший, в частности, обязанности секретаря (Fleckenstein. 1959. Bd. 1. S. 23-24). При дворе англосакс. королей К. появились не позднее кон. IX в., о них упоминал Ассер в «Жизнеописании короля Альфреда» (Asser’s Life of King Alfred, together with the Annals of Saint Neots Erroneously Ascribed to Asser / Ed. W. H. Stevenson. Oxf., 1904. P. 104). До конца средневековья практически во всех странах Зап. Европы королевские К. играли важную роль в гос. управлении, из их числа чаще всего избирали епископов.

С XI-XII вв. в источниках регулярно упоминается о К. не только монархов, но и светских и церковных правителей меньшего ранга; как правило, помимо совершения богослужений они выполняли также обязанности секретарей. Позднее появились должности К. при городских цехах и гильдиях, больницах, учебных заведениях, исправительных учреждениях, дипломатических миссиях. К. стали называть также священников, окормлявших жен. религ. общины, и военных священнослужителей.

С кон. XI в. известно о К. папы Римского. По-видимому, первоначально у папы был один К., затем их число начало расти, особенно при Пасхалии II (1099-1118), когда к К. перешли функции папского писца (scrinarius). На рубеже XII и XIII вв. папская капелла стала одним из главных институтов Римской курии. Число папских К. достигло примерно 50 (к сер. XIII в. возросло до 240), возникло четкое разделение обязанностей внутри капеллы. Так, выделилась должность пенитенциария, в состав капеллы вошел папский камерарий (казначей). К. состояли в папской канцелярии, выполняли функции посланников и судей, что способствовало формированию апелляционного трибунала (позднее — Rota Romana). В папскую капеллу входили гл. обр. младшие клирики (преимущественно субдиаконы), впосл. многие из них становились епископами и кардиналами. Литургические реформы папы Римского Иннокентия III (1198-1216) способствовали росту значения частных папских богослужений по сравнению со стациональными службами. К., до того игравшие заметную роль в «городской» литургии Римских пап, теперь все больше совершали богослужения в капеллах. Не позднее 1278 г. возникла должность К.-кантора, вероятно руководившего певцами. В 1334 г. папа Бенедикт XII учредил «внутреннюю капеллу» (capella intrinseca) из 12 К. (capellani capellae), к-рые должны были в первую очередь совершать богослужения, однако на практике исполняли также адм. обязанности. Старая капелла стала называться capella magna, а ее члены — capellani commensales. С XIII в. титул папского К., по-видимому, стали давать клирикам и как почетную награду. Почетные папские К. (capellani honoris) не имели определенных обязанностей, но пользовались рядом привилегий: в частности, они исключались из юрисдикции местного ординария.

После Тридентского Собора (1545-1563) оформилось разделение на тайных К. (cappellani secreti), служивших в личной канцелярии Римского папы и участвовавших в богослужениях в его личной капелле, и ординарных К. (cappellani communes). Титул ординарных К. был введен папой Римским Александром VII (1655-1667). Ординарные К. назначались пожизненно и сохраняли должность после смерти папы. Буллой папы Александра VII от 10 июня 1657 г. им были переданы функции аколитов и свеченосцев во время богослужений в папских капеллах, по указанию папы Римского Пия IX (1846-1878) за ординарными К. был закреплен титул «монсеньор». Их число менялось от 4 до 7, для помощи им обычно назначались 12 сверхштатных ординарных К., к-рые имели право унаследовать должность действительного ординарного К. в случае вакансии. Главой ординарных К. был старейшина (декан), являвшийся также вице-вестиарием папы. Среди ординарных К. традиционно были аудиторы Римской Роты. Тайные К. носили титул «монсеньор» и назначались путем оформления «билета», составлявшегося папским майордомом. Со смертью папы они утрачивали полномочия. Глава тайных К.- каудатарий (caudatarius), следующим по достоинству был носитель креста, который шел перед папой с Распятием. Папа Римский Климент XII (1730-1740) учредил почетных тайных К. , также имевших титул «монсеньор». Папа Пий VII (1800-1823) приравнял почетных К. extra urbem, которые теоретически могли участвовать в папских богослужениях вне Рима. В ходе реформы папского двора, осуществленной в соответствии с motu proprio папы Римского Павла VI «Pontificalis Domus» (28 марта 1968), должности ординарных, тайных и почетных тайных папских К. упразднялись, одновременно был создан почетный титул «капеллан Его Святейшества» (Cappellanus Sanctitatis Suae — AAS. 1968. T. 60. P. 305-315).

По мере развития приходских структур в Римско-католической Церкви в крупных приходах примерно с XII в. для окормления отдаленных или труднодоступных районов создавались вспомогательные церкви (ecclesiae succursales), служивших в них священников также называли К. Как правило, таких К. назначал настоятель прихода с одобрения местного ординария (Avril. 1993).

С кон. XII-XIII в. получила широкое распространение практика посмертных вкладов с условием совершения (в течение определенного периода или бессрочно) поминальных месс и др. богоугодных дел. Размер пожертвований и формы поминовения варьировались. В случае, если выделявшаяся для этих целей собственность являлась полноценным церковным бенефицием, она называлась «церковное капелланство» и ее мог получить лишь священнослужитель — бенефицированный К., к-рый пользовался бенефицием пожизненно. Если завещанное имущество не было полноценным церковным бенефицием, оно называлось «секулярное капелланство». В этом случае его получателем мог быть и мирянин, к-рый нанимал К. для совершения требуемых богослужений. В завещании нередко определялись конкретная церковь или алтарь, где должны были совершаться поминальные мессы. Если К. должен был служить не в частной капелле, он находился в юрисдикции настоятеля прихода и должен был при необходимости оказывать ему содействие.

В Римско-католической Церкви, согласно действующему Кодексу канонического права (1983), К. определяется как священник, к-рому поручается пастырское попечение, хотя бы частичное, о к.-л. общине или особой группе верных Христу, осуществляемое по нормам универсального и партикулярного права. Если правом не предусмотрено иного и если кому-либо не принадлежат законно особые права, то К. назначает местный ординарий, он также правомочен вводить в должность представленного к ней кандидата или утверждать избранного (CIC. 564-565). К. в монашескую общину назначается ординарием после совета с настоятелем, и тот вправе отклонить предложенную кандидатуру или предложить собственную. К. не должен вмешиваться во внутреннее управление общиной (CIC. 567). Статус военных К. определяется особыми нормативными документами (CIC. 569). Как правило, они находятся в юрисдикции военных ординариатов — особых территориальных единиц, приравненных к епархии и подчиненных напрямую папе Римскому (возникли в XVII-XVIII вв.). Юрисдикция военного ординария является ординарной (собственной, но совокупной с юрисдикцией диоцезального ординария) и персональной (распространяется не на территорию, но на определенных лиц). Военные ординариаты организованы на основе норм апостольской конституции «Spirituali militum curae» от 21 апр. 1986 г. (до этого существовали военные викариаты), а также на основе особых норм, содержащихся в статутах каждого ординариата, утверждаемых Папским престолом (AAS. 1986. T. 78. P. 481-486). На 2012 г. в разных странах действует 36 военных ординариатов. Понятие «капеллан» используется также в правосл. военном ординариате Войска Польского.

В результате Реформации в протестант. странах поминальные капеллы и связанные с ними капелланства были ликвидированы, однако практика назначения К. в армию, различные гос. и общественные учреждения сохранилась, так же как и институт придворных К. В англикан. Церкви до 1840 г. офиц. статус имели домашние К., к-рые пользовались привилегией одновременно держать 2 бенефиция (Gibson. 1997).

С развитием многоконфессиональности и политики религ. терпимости в армиях мн. стран стали сосуществовать К., представлявшие различные христ. конфессии и деноминации (в вооруженных силах Российской империи К. называли только католич. священников). Со 2-й пол. ХХ в. К. называют не только христ. священнослужителей, но и раввинов, а также представителей мусульм. и буддийского духовенства, выполняющих сходные функции. В нач. XXI в. в нек-рых странах возник институт «гуманистических» К., призванных оказывать моральную поддержку лицам, не придерживающимся к.-л. религ. убеждений. В наст. время в большинстве стран военные К. имеют статус кадровых офицеров и входят в особые структуры в составе вооруженных сил. Как правило, они не носят оружие и, согласно Женевским конвенциям, относятся к нонкомбатантам.

В XX-XXI вв. в связи с увеличением численности армий и повышением мобильности населения роль К. возросла. Однако прежняя модель, когда верующий на протяжении всей жизни принадлежал к одному и тому же церковному приходу, стала неактуальной. Развиваются формы служения К. в гос. учреждениях (К. палаты представителей и К. сената в конгрессе США, англикан. К. спикера палаты общин в парламенте Великобритании) и в социальных организациях (больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д.).

Лит.: Lüders W. Capella: Die Hofkapelle der Karolinger bis zur Mitte des 9. Jh.: Capellae auf Königs- und Privatgut // Archiv für Urkundenforschung. Lpz.; B., 1909. Bd. 2. S. 1-100; Villien A., Leclerq H. Chapelain // DACL. T. 3. Pt. 1. Col. 390-399; Cerchiari E. Capellani Papae et Apostolicae Sedis auditores causarum sacri palatii apostolici seu Sacra Romana Rota ab origine ad diem usque 20 sept. 1870. R., 1919-1921. 4 t.; Aebischer P. Esquisse du processus de dissémination de Capella en Italie // Archivum Latinitis Medii Aevi. Gen., 1929/1930. T. 5. P. 7-44; Klewitz H. W. Königtum, Hofkapelle und Domkapitel im 10. und 11. Jh. // Archiv für Urkundenforschung. 1939. Bd. 16. S. 102-156; Elze R. Die päpstliche Kapelle im 12. und 13. Jh. // ZSRG.K. 1950. Bd. 36. S. 145-204; Guillemain B. Les chapelains d’honneur des papes d’Avignon // Mélanges d’archéologie et d’histoire. P., 1952. T. 64. P. 217-238; Fleckenstein J. Die Hofkapelle der deutschen Könige. Stuttg., 1959-1966. 2 Bde; Wood-Legh K. L. Perpetual Chantries in Britain. Camb., 1965; Bériou N. Les chapellenies dans la province ecclésiastique de Reims // Revue d’histoire de l’Église de France. P., 1971. Vol. 57. P. 227-240; Schimmelpfennig B. Die Organisation der päpstlichen Kapelle in Avignon // QFIAB. 1971. Bd. 50. S. 80-111; Taylor G. C. The Sea Chaplains: A History of the Chaplains of the Royal Navy. Oxf., 1978; Haider S. Zu den Anfängen der päpstlichen Kapelle // MIÖG. 1979. Bd. 87. S. 38-70; Holst L. E. Hospital Ministry: The Role of the Chaplain Today / Ed. L. E. Holst. N. Y., 1985; Tomasello A. Ritual, Tradition, and Polyphony at the Court of Rome // J. of Musicology. St. Joseph (Mich.), 1985/1986. Vol. 4. N 4. P. 447-471; Roth A. Zur «Reform» der päpstlichen Kapelle unter dem Pontifikat Sixtus IV. (1471-1484) // Zusammenhänge, Einflüsse, Wirkungen: Kongressakten / Hrsg. J. O. Fichte, K. H. Göller. B., 1986. S. 168-195; DeRevere D. W. et al. Chaplaincy in Law Enforcement: What It Is and How To Do It. Springfield (Ill. ), 1989; Avril J. En marge du clergé paroissial: Les chapelains de chapellenies (fin XIIe-XIII siècles) // Le clerc séculier au Moyen Âge. P., 1993. P. 121-133; Gibson W. A Social History of the Domestic Chaplain: 1530-1840. L., 1997; Beckford J. A., Gilliat S. Religion in Prison: Equal Rights in a Multi-Faith Society. Camb., 1998; Chaplaincy: The Church’s Sector Ministries / Ed. G. Legood. L., 1999; Colvin H. The Origin of Chantries // J. of Medieval History. 2000. Vol. 26. P. 163-173; Crouch D. The Origin of Chantries: Some Further Anglo-Norman Evidence // Ibid. 2001. Vol. 27. P. 159-180; Budd R. M. Serving Two Masters: The Development of American Military Chaplaincy, 1860-1920. Lincoln, 2002; Bachrach D. Military Chaplains and the Religion of War in Ottonian Germany, 919-1024 // Religion, State and Society. Abingdon, 2011. Vol. 39. N 1. P. 13-31.

С. Г. Мереминский

Интервью: четыре капеллана – об обеспечении свободы вероисповедания в вооруженных силах

В феврале этого года румынское Председательство Форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ) пригласило четырех военных священников из Австрии, Боснии и Герцеговины, Румынии и Соединенных Штатов выступить перед делегациями ОБСЕ. Ниже приводятся некоторые из высказанных ими мнений.

Каково Ваше положение как военного капеллана в вооруженных силах?

Ион Илинка, военный священник из департамента религиозного обеспечения министерства национальной обороны Румынии. Мы занимаем офицерские должности, но воинского звания не имеем. Гораздо проще разговаривать с солдатом или генералом, будучи капелланом, нежели, скажем, офицером.

Полковник Джордж Юстра, начальник капелланской службы ВВС США. В Соединенных Штатах у нас есть звание, лично я – полковник. По мере повышения в звании происходит карьерный рост. Чем ниже твоя должность, тем больший объем религиозной работы ты выполняешь, включая отправление религиозных обрядов, церковные службы, душеспасительные беседы. С каждым повышением в чине ты все больше обретаешь качество «стратегического советника», поскольку работаешь с офицерами более высокого ранга.

Штефан Гюгерель, военный капеллан, директор Института религии и мира Военной ординатуры (Австрия). В Австрии капелланская служба организована так же, как и медицинская или психологическая службы. Капелланы носят соответствующие званию знаки различия, а также символику их конкретной службы. В моем случае это крест.

Несиб Хаджич, главный имам вооруженных сил Боснии и Герцеговины. При создании вооруженных сил Боснии и Герцеговины на военную службу были взяты имамы, капелланы и православные священники. Капелланы не носят оружия, но имеют звания и носят соответствующие знаки различия.

Обычное ли это дело для капеллана проходить военную подготовку?

Хаджич. Военные имамы и капелланы должны находиться с солдатами. И подготовку мы проходим вместе с ними – я, например, совершал прыжки с парашютом с самолета. Прошел обучение в училище спецназа, а также подготовку на всех курсах повышения квалификации, на которых обучаются офицеры армии. Вместе с тем я прошел и обучение в качестве капеллана.

Гюгерель. В Австрии в соответствии с нашей системой призыва на военную службу военные капелланы проходят как призывники службу в течение шести месяцев. Помимо этого они обучаются на специальных курсах для военных священников. Затем, получая назначение в соответствующую часть, они проходят подготовку вместе с военнослужащими этой части как и другие представители командного состава вооруженных сил.

Илинка. В Румынии существуют два курса для капелланов – базовой и продвинутой подготовки. Кроме того, прежде чем военный священник получит свое первое назначение в военную часть, он проходит обучение воинскому делу.

Каким образом работа капелланов способствует свободе вероисповедания в вооруженных силах?

Юстра. Самое важное, чем мы, военные капелланы, располагаем, это то, что можно назвать «канал доверительного общения». Подобного нет ни у кого другого в вооруженных силах США – ни у врачей, ни у юристов. Если вы приходите исповедаться ко мне как к священнику, никто не в силах заставить меня поделиться с ним тем, что вы мне расскажете. И это очень важно. В ВВС, например, если пилот находится в состоянии депрессии, он обратится ко мне, но не к врачу, поскольку последний может отстранить его от полетов, и он будет лишен возможности подниматься в воздух. А со мной, его духовником, он может поговорить без опасений, поскольку знает, что я ничего не скажу его командиру. Полагаю, что это – важная особенность нашей работы, и гарантирование свободы вероисповедания подразумевает в том числе и гарантию тайны исповеди, то есть права разговаривать со мной в сугубо конфиденциальном порядке.

Хаджич. Хотел бы кое‑что сказать о работе с военнослужащими, принадлежащими к другим религиозным конфессиям. Будучи имамом, я не стану рассказывать представителю какой-либо иной религии о том, как хорош ислам. Вместо этого я постараюсь ему помочь, чем могу. Самое важное – это общение и терпимое отношение к религиозным различиям. Так, например, я всегда организую празднество по случаю окончания нашего священного месяца Рамадан, на которое мы также приглашаем сербов и хорватов. В свою очередь мы вместе с ними отмечаем их праздники. Другой пример: православные священники прочитали курс лекций мусульманам о самых важных аспектах православных церковных обрядов, с тем чтобы ознакомить с ними представителей другой веры. А я прочитал лекцию об исламе в аудитории, где не было ни одного мусульманина.

В 2007 году, когда мы приступили к строительству национальной армии, некоторые высказывали опасения в связи с тем, что в армию мы набираем людей, которые до этого воевали друг с другом. Однако сегодня, в результате десяти лет напряженного труда, мы получили поистине удивительный контингент. У нас не было никаких проблем на религиозной почве. Так, например, командиры-мусульмане более чутко относятся к военнослужащим, исповедующим православие и католицизм, а православные командиры, наоборот, с большим вниманием подходят к мусульманам, поскольку опасаются поступить как‑то неправильно по отношению к ним. И это хорошо.

Илинка. Думаю, что самое большое преимущество военно-пастырского служения, или капелланства заключается в том, что мы находимся не дома. Вести межконфессиональный диалог здесь гораздо проще, поскольку речь идет не о защите «своей территории», прихода или мечети. Мы все – военнослужащие, носим одинаковую форму, едим одно и то же или почти одно и то же в одной и той же столовой, в одно и то же время и спим в одних и тех же бараках. Это позволяет нам сообща, во взаимодействии преодолевать предубеждения.

Что в Вашей работе капелланом самое трудное?

Хаджич. Самое трудное это, пожалуй, когда при исполнении служебных обязанностей погибает военнослужащий. В таком случае обязанность имама – прийти в семью и рассказать им о гибели их близкого.

Юстра. Да, Вы абсолютно правы. С точки зрения пастырской службы самое тяжелое, что приходится делать, это сообщать членам семьи об их погибшем родственнике. Это очень нелегко. В личном же плане самое трудное – и это то, к чему мы призываем всех, – заботиться о самих себе и своих семьях. Мы бываем в госпиталях в зоне боевых действий, видим ампутации конечностей, гибель людей, агонию умирающих и мы тратим так много времени и сил, стремясь максимально позаботиться о вверенных нам солдатах и летчиках, что у нас подчас не очень‑то хорошо получается позаботиться о самих себе.

Капелланы на рабочем месте и услуги капелланов

общее благополучие ваших сотрудников

сотрудник связывается с одним из наших капелланов

капелланов для сотрудников

и бригады капелланов, принадлежащих к этнически разнообразным группам

Круглосуточно 7 дней в неделю, Служба поддержки по всей стране

Участие и культура

Некоторые компании, которыми мы гордимся:

Белая книга – Здоровье сотрудников: психическое здоровье и капелланство на рабочем месте

В этой Белой книге представлены данные о текущем состоянии психического здоровья сотрудников и последствиях проблем психического здоровья на рабочем месте. В нем обсуждается, что компании в настоящее время делают, чтобы помочь своим сотрудникам, и исследуются статистические данные, отзывы и реальные истории эффективной помощи, оказываемой сотрудникам с депрессией, тревогой, безнадежностью, выгоранием, посттравматическим стрессовым расстройством, суицидальными мыслями, одиночеством, горем и многим другим. Чтобы запросить печатную копию Белой книги, сообщите нам свой адрес в разделе «Контакты».

Загрузите нашу техническую документацию

Служба заботы о сотрудниках

Капелланы Marketplace обеспечивают персонализированную и упреждающую помощь сотрудникам посредством использования специальных команд капелланов для каждой компании. Использование капелланов является добровольным, они нейтральны по отношению к деятельности компании, и разговоры с ними строго конфиденциальны.

Капелланы мужского и женского пола, а также представители различных этнических групп работают либо полный рабочий день, либо по заданию, в зависимости от местонахождения компании и количества обслуживаемых сотрудников. Наши капелланы регулярно посещают рабочие места по расписанию.

Уход за работниками НЕ является видео, веб-сайтом, электронной книгой или буклетом!

Как это работает





Фокс Бизнес

Заявление о миссии

Marketplace Chaplains существует для того, чтобы делиться Божьей любовью на рабочем месте, предоставляя услуги по уходу за сотрудниками через команды капелланов.

  • Отличные капелланы
  • Исключительный уход
  • Каждый сотрудник

 

Людям все равно, кто решает их личные проблемы, они просто хотят, чтобы их проблемы были решены!

Священник на рабочем месте

/Chaplen/
сущ.

  1. Член специальной бригады по уходу за работниками
  2. Доступен 24/7 для помощи в жизненных проблемах и кризисных ситуациях
    • отдельно от компании
    • конфиденциально
    • сотрудники выбирают, говорить ли, когда, где и о чем им говорить
    • доступно всем, независимо от происхождения

Основные значения

Люди с исключительным уходом

Трансформация С Божьей Любовь

Рынок с командами капеллана

Расширение с качественным обучением

Наши разнообразные, опытные, обученные, призванные и профессиональные капелланы имеют значение!

Познакомьтесь с некоторыми из наших 2000 капелланов по всей стране:

Капеллан Генри Хэммонс

Постоянный тренер капелланов Линн Прессон

Линн Прессон начала свой путь в качестве капелланов Marketplace почти десять лет назад. Она последовала за своим мужем в этом уникальном призвании, и бок о бок они много лет служили тысячам сотрудников по всему штату Техас. Он скончался, но вместе они разделили любовь, которая растянулась на 37 лет и подарила Линн четверых прекрасных детей. До того, как появились дети, она работала в сфере радио и связи. После рождения детей она использовала свои растущие знания и любовь к воспитанию детей, чтобы помочь развить дошкольное служение в своей поместной церкви. В свои 20 и 30 лет она работала в детском и женском служении. Ее страсть к любви и пониманию людей всех возрастов и типов продолжала расти, поэтому она взяла на себя новую роль координатора мероприятий для пожилых людей в сообществе престарелых. Получив этот опыт, Линн осознала, что ее радость в жизни усиливается благодаря поддержке ВСЕХ типов людей всех возрастов, уровней и слоев общества. Вот почему она действительно чувствовала себя призванной и подготовленной к тому, чтобы идти вместе с сотрудниками всех возрастов и слоев общества на рынке. Ежедневно проявляет заботу и сострадание к своим клиентам. Линн присоединилась к нам в качестве капеллана на неполный рабочий день, служила руководителем региональной группы, перешла на должность капеллана на полную ставку и в настоящее время является тренером капеллана в Далласе/Форт-Уэрте.

Тренер-капеллан Чери Эшберн

Инструктор-капеллан на постоянной основе Хулио Ба-Гонсалес

Капеллан Джон Салас

11 лет в качестве пастора/преподавателя Библии в Мехико
1-1/2 года в капелланах Marketplace в Мексике
7 лет на двух должностях пастырское служение в Далласе
13 лет в качестве координатора Consolidated Freightways
Социальный работник проблемной молодежи Bethany Family Services
Бакалавр христианского служения Баптистского университета Далласа
Двуязычный
С капелланами Marketplace с 2003 г.

Тренер капелланов Рик Купер

Капеллан Анита Пикельхаймер

Степень магистра в области психиатрического ухода
Клиническая медсестра Специалист в течение 24 лет в двух крупных медицинских центрах в Чикаго
Ее страсть — нести Божью целостность людям чаще всего через открытую дверь жизненных борений.
С капелланами Marketplace с 2006 г.

Капеллан К.Т. Томас

Капеллан Тера Макфарланд

Бакалавр делового администрирования, бухгалтерский учет
Masters, DTS
Профессиональное консультирование по семейным и семейным вопросам
С 2013 г. работает капелланом Marketplace

Капеллан Рик Аллен

Капеллан Данин Андерсон

Ларри Ярбро

Академия профессионального обучения капелланов

Узнайте, как мы обучаем профессиональных капелланов на рабочем месте.

Капелланы – Служба колледжей Клермонта

Перейти к содержимому

Капелланы2022-10-04T15:31:05-07:00

Загрузка…

Связаться с капелланом

Телефон | (909) 621-8685
Электронная почта  | [email protected]
Часы работы | Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00

Офис капелланов
Центр религиозной деятельности Макалистера
919 North Columbia Avenue
Claremont, CA 91711

Офис капелланов Информационный бюллетень 0 Claremont 0 0 0 The Mailing List 0 Колледжи, капелланы служат конфиденциальными духовными советниками, эмоциональными лидерами и обеспечивают этическое лидерство для сообщества кампуса в целом. На месте находятся четыре капеллана: протестантский пастор, католический священник, раввин и мусульманский капеллан. Хотя каждый капеллан придерживается определенной веры, они поощряют и поддерживают все религиозные и духовные студенческие группы и сообщества на территории кампуса. Целью капелланов является укрепление индивидуальной веры и развитие межконфессиональных отношений. Капелланы предлагают религиозную поддержку, возможности для участия и создают религиозное сообщество для студентов, пока они продолжают свое образование.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает встроенные видео.

Our Chaplains

Chaplain Services

Staff & Affiliates

Chaplain Information