Какими бывают виды кораблей: названия с фото

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них – доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Виды парусных кораблей нашим современникам известны мало, но кое-какие из них все же знакомы по регулярно проходящим парадам и международным регатам. В России сохранены барки «Седов» и «Крузенштерн». Эти корабли не только демонстрируют всему миру свою красоту, но и способствуют воспитанию молодых моряков, проходящих на них практику, в традициях Флота Российского.

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки – суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два гребных винта постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века – доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все виды кораблей различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение – среднее для того времени, примерно 800-1000 т. Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» — поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные – с латинскими (косыми) парусами.

Назначение – дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды кораблей. Названия судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то — одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один – «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на морских котиков именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад – всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

В новой морской доктрине России допустили строительство авианесущих кораблей

Владимир Путин утвердил новую концепцию развития Военно-морского флота России / Пресс-служба президента России

Новая морская доктрина России впервые за 30 лет с распада СССР предполагает обеспечение возможности строительства современных авианесущих боевых кораблей. Об этом говорится в документе, подписанном российским президентом Владимиром Путиным на день ВМФ 31 июля 2022 г.

В предыдущей версии морской доктрины от 2015 г. речь шла только о разработке технологий, которые бы позволяли разрабатывать «принципиально новые» образцы военно-морской техники, обладающие «ранее недостижимыми возможностями». В правительственной стратегии развития судостроения до 2035 г. (утверждена в 2019 г.) авианесущие боевые корабли для ВМФ России также не упоминаются. В то же время на 2022–2025 гг. намечено «создание головных образцов надводных кораблей».

В мае 2019 г. тогдашний вице-премьер Юрий Борисов, курировавший оборонно-промышленный комплекс (ныне – глава «Роскосмоса»), заявил ТАСС, что создание нового российского авианосца «давно в планах есть», не уточняя технических деталей и возможных сроков закладки. Опытно-конструкторские разработки в направлении строительства атомного авианосца водоизмещением 70 000 т, согласно источнику агентства, должны были начаться в 2023 г.

Масштабная модель подобного многоцелевого авианосца проекта 23000 «Шторм» была представлена в 2013 г. на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Однако после 2016 г. проект в публичной сфере более не упоминался.

За все постсоветское 30-летие для российского ВМФ не было построено ни одного крупного авианесущего корабля – авианосца, авианесущего крейсера или десантного вертолетоносца. Лишь в июле 2020 г. на заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля-вертолетоносца «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» проекта 23900 взамен близких по типу, но не поставленных французских вертолетоносцев «Мистраль».

«Российский гособоронзаказ за последние годы значительно не увеличивается, а в текущей программе вооружений авианосцев нет, да и в новой программе вероятность их появления невелика», – считает эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Фролов. О том, что России они нужны, последние 20–25 лет регулярно говорят высокопоставленные профильные чиновники.

Что еще говорится в морской доктрине России

Документ предусматривает укрепление группировки Черноморского флота в Крыму. Также Россия, согласно документу, будет в целом укреплять геополитические позиции в Черном море и восточной части Средиземного с созданием постоянной группировки в Сирии.
Доктрина также предусматривает наличие пунктов материально-технического обеспечения в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Красном море, строительство новых портовых комплексов в Балтийском море и обеспечение транспортной доступности Калининграда.
Планируются «диверсификация и активизация морской деятельности на архипелагах Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и острове Врангеля», контроль за иностранной военной активностью на Севморпути, развитие спутниковой связи и навигации в Антарктике.
Курс США и НАТО на доминирование объявлен угрозой национальной безопасности России в Мировом океане. В свою очередь, зонами, влияющими на экономику страны, национальную и стратегическую безопасность, названы побережье России, Курильские и Балтийские проливы, Черное море, восточная часть Средиземноморья и территории прохождения мировых морских транспортных коммуникаций.

Однако, по словам Фролова, сейчас с единственным таким кораблем – «Адмиралом Кузнецовым» на ремонте – фактически у России нет ни одного. Десантные вертолетоносцы, строящиеся в Керчи, на самом деле фактически не являются авианосцами, считает эксперт РСМД.

«Понадобится модернизировать весь судпром, чтобы он мог строить корабли любых размеров и водоизмещений. В данном контексте авианосец не является самоцелью, а скорее говорит о возможности строить на расширенных верфях такой класс кораблей. Речь идет скорее о заявке на то, что Россия – великая морская держава, что уже не исключает и авианосцев», – резюмировал Фролов.

В доктрине довольно обтекаемо сказано о необходимости обеспечения возможностей по строительству авианесущих кораблей, такие производственные возможности в целом есть и сейчас, если не сосредотачиваться на «суперавианосцах» типа «Нимиц», указывает научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник. Относительно небольшой авианесущий корабль может быть в России построен прямо сейчас – это легкий авианосец, близкий к индийской «Викрамадитья» (бывший советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»), считает эксперт.

Главный вопрос, по его словам, не в корабле, а в авиационной технике: нужно новое семейство палубной авиации, самолетов и вертолетов, продолжает Крамник. Если о создании таких вертолетов сообщения есть, то о самолетах – пока нет. Асимметричный выход из положения возможен – через комплектование ударными и разведывательными беспилотниками, причем с возможностью оснащения ими и подводных аппаратов, в этом направлении уже идет ряд стран, включая Турцию (надводный носитель БПЛА – десантный корабль «Анадолу») и Южную Корею, почти все новые проекты боевых кораблей там подразумевают возможность их использования как носителей летающих дронов, говорит эксперт.

Помимо нового авиакрыла и судна самого по себе нужны новые эскортные корабли, системы управления соединениями, отмечает Крамник. То есть авианосец должен венчать собой усилия по созданию образа оптимальной авианосной группировки, чего пока тоже нет.

Говоря об уязвимости авианосцев для противокорабельных ракет, в том числе береговых, Крамник напомнил, что в целом такой корабль должен нести мощную систему ПВО и/или корабли эскорта с надлежащей системой управления такими системами. В России сегодня есть верфи, инженерно-технические мощности которых позволяют строить такие суда, уверен Крамник.

Корветы, ракеты и «Байрактары»: какой флот строит Украина

  • Павел Аксенов, Святослав Хоменко
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Dmitry Teleorov/TASS

Подпись к фото,

Флагман украинского флота фрегат «Гетман Сагайдачный» достался Украине после распада СССР

Украина представила план развития военно-морских сил к 2025 году. В стране понимают, что построить собственный флот, который был бы способен противостоять российскому Черноморскому флоту, вряд ли получится. Украинские военные в итоге решили подготовить «асимметричный» ответ, размещая крылатые ракеты на берегу и ракетные катера и корветы на воде. Как это будет работать?

На этой неделе командующий ВМС Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа представил на форуме «Украина 30. Безопасность страны» концепцию развития военно-морских сил. Их собираются модернизировать уже к 2025 году. Министр обороны страны Андрей Таран сказал, что Украина сможет «значительно» восстановить ВМС в течение двух-трех лет за счет «реализации уже заложенных проектов».

Этот план, как пояснил в интервью Би-би-си руководитель общественной организации «Украинский военный центр» Тарас Чмут, во многом схож со cтратегией военно-морских сил Украины 2035, опубликованной в начале 2019 года, хотя имеет некоторые отличия. «Стратегия-2035» охватывала больший период времени, чем тот план, положения которого изложил главнокомандующий.

  • «Москитный флот» или фрегаты: какие корабли строит Украина?

Украинское руководство представило свои планы на фоне обострения ситуации на востоке страны. В конце апреля Россия объявила, что закрывает три района Черного моря у берегов Крыма для судоходства до конца октября.

Ранее в апреле в Черное море были стянуты значительные десантные средства трех российских флотов — Северного, Балтийского и Каспийской флотилии. Они участвовали в больших учениях в Южном военном округе, куда входит аннексированный Россией полуостров Крым. В ходе учений репетировалась высадка крупного морского и воздушного десантов.

Ситуация вызвала беспокойство со стороны стран Запада — в частности, прекратить наращивание сил на границе Россию призвали США, Евросоюз и НАТО.

  • Глава СБУ: угроза российского вторжения на Украину никуда не делась

По окончании учений, по сообщениям различных источников, Россия оставила у границ с Украиной в разных районах несколько десятков тысяч военных. Сообщений в прессе о возвращении десантных кораблей к местам постоянной дислокации тоже не было.

Автор фото, Mikhail Palinchak/TASS

Подпись к фото,

Катера класса «Айленд» были переданы американцами Украине в 2018 году

Украина продолжает считать Крым своим регионом, оккупированным Россией в 2014 году. Соответственно, страна отсчитывает свои прибрежные воды от крымского побережья. Это оспаривается Россией.

По словам командующего ВМС ВСУ, перед украинским флотом сейчас стоит задача — возобновить в среднесрочной перспективе деятельность в ближней морской зоне, то есть на расстоянии 200 морских миль от берега (360 километров). Украина собирается добиться непрерывного присутствия на море, «чтобы обеспечить национальные интересы», сказал он.

Русская служба Би-би-си рассказывает, как выглядит план, с помощью которого Украина собирается добиться реализации своих «национальных интересов».

Асимметричный ответ России

По словам Неижпапы, украинские военные понимают, что добиться паритета в вооружениях с Россией им не удастся, и поэтому строить ВМС необходимо по асимметричному принципу. Украина не будет пытаться создать флот, равный по числу вымпелов российскому, а постарается подобрать менее дорогие средства, способные нейтрализовать угрозу со стороны Черноморского флота.

Командующий ВМС считает, что морской театр боевых действий не будет основным в случае начала войны. «Если руководством России будет принято такое решение, то, конечно, она [агрессия] начнется с воздушной операции, наземной. Высадка морского десанта будет уже поддерживающим мероприятием вторжения», — сказал контр-адмирал.

Поэтому он рассчитывает, что принятые асимметричные меры будут вполне эффективными: оборона Украины с моря будет опираться на береговые ракетные комплексы и небольшие корабли и катера на море, а также на помощь со стороны ВВС страны.

Корабли

В настоящее время корабельный состав ВМС Украины состоит из одного фрегата «Гетман Сагайдачный», тральщика «Геническ» и десантного корабля «Юрий Олефиренко». Кроме них в его составе малые ракетные и артиллерийские корабли, по сути — катера.

В плавсоставе украинских ВМС также семь катеров проекта 58150 «Гюрза», два из которых были захвачены российскими моряками во время инцидента в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Тогда корабли российского флота и береговой охраны задержали украинские корабли, которые попытались пройти из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив. США передали Украине два патрульных катера береговой охраны класса «Айленд», а позднее в 2021 году планируется передать еще три.

Сейчас Украина собирается увеличивать корабельный состав своего флота, развивая его по трем направлениям.

  • Во-первых, это корабли, которые контр-адмирал назвал «ударными» — ракетные катера и корветы. Их Украина получит за счет закупки за границей и собственной постройки.
  • Вторым направлением будут тральщики, причем не только корабли, но и роботизированные комплексы.
  • Третье направление развития корабельной группировки — патрульные корабли «для защиты национальных интересов в мирное время».

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Как рассказал Би-би-си Тарас Чмут, главным отличием нового плана от ранее утвержденой «Стратегии-2035» являются корветы. Их появление, по его словам, в стратегии было предусмотрено только на третьем, заключительном этапе, тогда как сейчас их планируют получить на флоте уже к 2025 году.

«Стратегия-2035» предусматривала три этапа строительства ВМС — до 2025 года, 2030-го и 2035-го. Задача первого этапа — добиться гарантированной защиты национальных интересов в пределах 12-мильной прибрежной зоны; на втором этапе зона ответственности распространится до 200-мильной исключительной экономической зоны; третий этап предусматривает действия флота за пределами Черного моря.

«Стоимость одного корвета — это, условно говоря, стоимость двух-трех ракетных катеров. Количество противокорабельных ракет, которые несет корвет и ракетный катер, одинаковое, обычно это восемь. Да, у корвета есть ряд своих преимуществ, но у корвета есть ряд своих недостатков. И ключевой недостаток для нас — это его стоимость и что он будет приоритетной целью для России. В то же время ракетных катеров было бы больше, и чтобы их уничтожить, нужно было бы больше напрягаться», — объясняет Чмут.

В декабре 2020 года Украина заключила соглашение о покупке в Турции четырех корветов класса «Ада», причем часть работ будет выполнена на украинском заводе «Океан» в Николаеве.

Сухопутный «Нептун»

Основным сдерживающим фактором на море, согласно новому плану, должно стать ракетное оружие, которое уже сейчас будет поступать в ВМС, сказал контр-адмирал.

Речь идет о наземных ракетных комплексах «Нептун», вооруженных противокорабельной крылатой ракетой РК-360МЦ дальностью более 250 километров. Она была разработана на основе советской ракеты Х-35, однако украинские конструкторы значительно увеличили дальность действия и улучшили систему наведения.

В настоящее время в ВМС уже передали учебный образец ракетного комплекса, но в 2021 году в войска должен поступить первый дивизион «Нептунов».

«В дальнейшем, до 2025 года, мы планируем иметь три таких дивизиона, которые будут способны уничтожить надводные цели как в Азовской, так и в Черноморской операционной зоне», — сказал командующий ВМС.

Как считает Тарас Чмут, минимальное количество дивизионов, необходимых ВМС ВСУ — два на Черном море и один на Азовском.

«В перспективе это может быть пять дивизионов — два на Азовском, три на Черном с перекрытием всех береговых потребностей. Но тут вопрос к цене и к способности самого комплекса, потому что то, что он летает и попадает, не означает, что российские корабли не имеют противовоздушных систем, противоракетных систем, предназначенных для перехвата более сложных целей», — сказал эксперт.

«Байрактары» над морем

Как заявил Алексей Неижпапа, «морская авиация должна приобрести способность изучения надводной обстановки и использования моря в том числе совместно с кораблями военно-морских сил». Другими словами, главной задачей морской авиации станет «патрулирование».

  • Война будущего. Как конфликт в Карабахе повлияет на развитие военных беспилотников

В настоящее время морская авиация состоит из нескольких транспортных и патрульных самолетов, а также вертолетов еще советской постройки, однако в будущем она получит транспортные Ан-178, а также некоторое количество беспилотников.

Среди беспилотных систем — турецкий ударный и разведывательный беспилотник Bayraktar TB2, который получил известность после операций в Сирии, Ливии и особенно — после войны в Нагорном Карабахе в 2020 году.

«Конечно, ВМС, как и другие виды и роды вооруженных сил и вообще весь цивилизованный мир, переходят на беспилотные технологии. Это шаг вперед. И в этом году в составе ВМС мы будем иметь первый комплект беспилотного комплекса Bayraktar, который будет применяться как в Черном, так и в Азовском морях в интересах как надводных сил, так и морской пехоты», — сказал командующий ВМС. Кроме того, Украина намерена закупать противоминные беспилотные системы.

Когда Алексей Неижпапа рассказывал об этом, за его спиной на экране демонстрировался слайд презентации, на котором были показаны дрон Bayraktar, подводные противоминные системы, беспилотный катер, а также небольшой дистанционно управляемый надводный аппарат.

Базы и контроль

По словам контр-адмирала, министерство обороны получило участки земли для строительства новых военно-морских баз на Азовском и Черном морях. Речь идет о двух базах вблизи Очакова и в Бердянске. Очаковская база будет основной для ВМС. Сейчас главный пункт базирования военно-морских сил Украины — Одесса.

Наконец, еще один важный пункт плана, о котором рассказал контр-адмирал, — контроль над ситуацией на море: «Чтобы применять те силы и средства, которые я сейчас перечислил, нам нужно иметь ситуационную осведомленность на море, мы должны знать, где находится противник в любое время суток».

По его словам, Украина собирается объединить все средства контроля, которые имеются в нескольких государственных ведомствах.

«В Украине есть много институтов, которые имеют свои системы выявления надводных целей. Это и министерство инфраструктуры, и госпогранслужба. […] Кабинетом министров принято решение относительно утверждения концепции программы единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки. На данное время эта программа проходит внешнее согласование [другими] министерствами, я прогнозирую на протяжении следующих двух месяцев принятие этой программы», — сказал командующий ВМС Украины.

корабль | Определение, типы, старые и факты

пассажирское судно

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Сэр Марк Изамбард Брюнель Сэр Джон Грэм Керр Уильям Фруд Дэвид Уотсон Тейлор
Похожие темы:
военный корабль подводная лодка крейсер круизное судно военный корабль

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

судно , любое большое плавучее судно, способное пересекать открытые воды, в отличие от лодки, которая, как правило, представляет собой меньшее судно. Раньше этот термин применялся к парусным судам с тремя и более мачтами; в наше время обычно обозначает судно водоизмещением более 500 тонн. Подводные корабли обычно называют лодками независимо от их размера.

При проектировании кораблей используется множество технологий и инженерных разработок, которые также используются на берегу, но императивы эффективной и безопасной эксплуатации в море требуют надзора со стороны уникальной дисциплины. Эта дисциплина правильно называется морской инженерией, но термин военно-морская архитектура обычно используется в том же смысле. В этом разделе последний термин используется для обозначения гидростатических и эстетических аспектов морской техники.

Размеры кораблей даны по длине, ширине и глубине. Длина между перпендикулярами — это расстояние по летней (максимальной) грузовой ватерлинии от носовой стороны форштевня в крайней носовой части судна до кормовой стороны рудерпоста в крайней задней части или до центра баллер руля, если нет рудерпоста. Ширина – это наибольшая ширина корабля. Глубина измеряется посередине длины, от вершины киля до вершины палубной балки со стороны самой верхней сплошной палубы. Осадка измеряется от киля до ватерлинии, а надводный борт измеряется от ватерлинии до кромки палубы. Эти термины вместе с некоторыми другими, важными для конструкции корабля, приведены на рисунке.

В основе кораблестроения лежит принцип Архимеда, который гласит, что вес статически плавающего тела должен равняться весу вытесняемого им объема воды. Этот закон плавучести определяет не только осадку, при которой судно будет плавать, но и углы, которые оно примет, находясь в равновесии с водой.

Викторина по Британике

Путешествия и навигация

Возможно, вы знакомы с GPS-устройствами, активируемыми голосом, но как насчет полузаминки? Альтиметр? Путешествуйте за пределы автомагистралей между штатами и скоростных поездов и ответьте на вопросы этой викторины.

Судно может быть спроектировано для перевозки определенного веса груза, а также таких необходимых материалов, как топливо, смазочное масло, экипаж и средства жизнеобеспечения экипажа).

Они объединяются, чтобы сформировать общую сумму, известную как мертвый груз. К дедвейту следует добавить вес конструкции корабля, двигательных установок, корпусной техники (недвижительные механизмы) и оборудования (стационарные предметы, имеющие отношение к жизнеобеспечению экипажа). Эти категории веса вместе известны как вес порожнего. Сумма дедвейта и веса корабля порожнем составляет водоизмещение, то есть вес, который должен быть равен весу вытесненной воды, если корабль должен плавать. Конечно, объем воды, вытесняемый кораблем, является функцией размера этого корабля, но, в свою очередь, вес воды, который должен соответствовать водоизмещению, также является функцией размера корабля. Таким образом, на ранних стадиях проектирования корабля трудно предсказать размер корабля, который потребуется для суммы всех весов. Ресурсы военно-морского архитектора включают основанные на опыте формулы, которые обеспечивают приблизительные значения для таких прогнозов. Последующие уточнения обычно дают точные предсказания осадки корабля, то есть глубины воды, на которой будет плавать готовый корабль.

В некоторых случаях судно может быть предназначено для перевозки грузов с таким высоким коэффициентом загрузки (т. е. объемом на единицу веса), что обеспечение требуемого внутреннего объема является большей проблемой, чем обеспечение конкретного дедвейта. Тем не менее, проблема проектирования под водоизмещение, соответствующее весу корабля, по сути та же.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Статическая остойчивость

Точное предсказание осадки судна является необходимым результатом правильного применения гидростатических принципов, но далеко не достаточным. Если многие элементы веса на корабле не распределены с достаточной точностью, судно будет плавать под нежелательными углами крена (боковой наклон) и дифферента (поперечный наклон). Ненулевые углы дифферента могут приподнять концы лопастей гребного винта над поверхностью или увеличить вероятность того, что носовая часть врежется в волны в плохую погоду. Ненулевые углы крена (которые, как правило, намного больше, чем углы дифферента) могут затруднить любую деятельность человека на борту; более того, они опасны тем, что уменьшают запас прочности на опрокидывание. В общем, чтобы избежать таких наклонностей, необходимо распространить принцип Архимеда на первые моменты весов и объемов: совокупный первый момент всех весов должен равняться первому моменту веса вытесненной воды.

На рисунке показано поперечное сечение корабля, плавающего под углом крена θ, вызванным размещением груза ( w ) на определенном расстоянии ( d ) от осевой линии. При этом угле опрокидывающий момент, вычисляемый как w × d × cos θ, равен восстанавливающему моменту Δ × G Z , (Δ – обозначение смещения, а G Z — расстояние от центра тяжести [ G ] до центра плавучести [ Z ]). В этих условиях говорят, что корабль находится в статическом равновесии. Если w убрать, опрокидывающий момент станет равным нулю, а восстанавливающий момент вернет корабль в вертикальное положение. Таким образом, судно оценивается как стабильное. Момент будет действовать в стабильном направлении только до тех пор, пока точка M («метацентр», точка пересечения выталкивающей силы с средней плоскостью) находится выше G (центр тяжести корабля и его содержимого). . Если M ниже G , силы веса и плавучести будут стремиться увеличить угол крена, и равновесие будет неустойчивым. Расстояние от G до M , принимаемое за положительное, если M выше G , называется поперечной метацентрической высотой.

Значение метацентрической высоты обычно находится только для условия нулевого крена; следовательно, это точная мера устойчивости только для небольших возмущений, например таких, которые вызывают крен не более чем на 10 °. Для больших углов «выпрямляющий рычаг» G Z используется для измерения стабильности. При любом анализе устойчивости значение G Z наносится на весь диапазон углов крена, для которых оно является положительным или восстанавливающим. Полученная кривая статической остойчивости показывает, таким образом, угол, за которым судно не может вернуться в вертикальное положение, и угол, при котором восстанавливающий момент максимален. Площадь кривой между ее началом и любым заданным углом пропорциональна энергии, необходимой для крена корабля на этот угол.

корабль | Определение, типы, старые и факты

пассажирское судно

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Сэр Марк Изамбард Брюнель Сэр Джон Грэм Керр Уильям Фруд Дэвид Уотсон Тейлор
Похожие темы:
военный корабль подводная лодка крейсер круизное судно военный корабль

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

судно , любое большое плавучее судно, способное пересекать открытые воды, в отличие от лодки, которая, как правило, представляет собой меньшее судно. Раньше этот термин применялся к парусным судам с тремя и более мачтами; в наше время обычно обозначает судно водоизмещением более 500 тонн. Подводные корабли обычно называют лодками независимо от их размера.

При проектировании кораблей используется множество технологий и инженерных разработок, которые также используются на берегу, но императивы эффективной и безопасной эксплуатации в море требуют надзора со стороны уникальной дисциплины. Эта дисциплина правильно называется морской инженерией, но термин военно-морская архитектура обычно используется в том же смысле. В этом разделе последний термин используется для обозначения гидростатических и эстетических аспектов морской техники.

Размеры кораблей даны по длине, ширине и глубине. Длина между перпендикулярами — это расстояние по летней (максимальной) грузовой ватерлинии от носовой стороны форштевня в крайней носовой части судна до кормовой стороны рудерпоста в крайней задней части или до центра баллер руля, если нет рудерпоста. Ширина – это наибольшая ширина корабля. Глубина измеряется посередине длины, от вершины киля до вершины палубной балки со стороны самой верхней сплошной палубы. Осадка измеряется от киля до ватерлинии, а надводный борт измеряется от ватерлинии до кромки палубы. Эти термины вместе с некоторыми другими, важными для конструкции корабля, приведены на рисунке.

В основе кораблестроения лежит принцип Архимеда, который гласит, что вес статически плавающего тела должен равняться весу вытесняемого им объема воды. Этот закон плавучести определяет не только осадку, при которой судно будет плавать, но и углы, которые оно примет, находясь в равновесии с водой.

Викторина «Британника»

Подводные лодки, корабли и другие плавсредства: правда или вымысел?

Военный корабль достиг глубины более 10 000 метров? Первая атомная подводная лодка была спущена на воду в 1945? Проверьте глубину своих знаний в этой викторине о подводных лодках, кораблях и других плавсредствах.

Судно может быть спроектировано для перевозки определенного веса груза, а также таких необходимых материалов, как топливо, смазочное масло, экипаж и средства жизнеобеспечения экипажа).

Они объединяются, чтобы сформировать общую сумму, известную как мертвый груз. К дедвейту следует добавить вес конструкции корабля, двигательных установок, корпусной техники (недвижительные механизмы) и оборудования (стационарные предметы, имеющие отношение к жизнеобеспечению экипажа). Эти категории веса вместе известны как вес порожнего. Сумма дедвейта и веса корабля порожнем составляет водоизмещение, то есть вес, который должен быть равен весу вытесненной воды, если корабль должен плавать. Конечно, объем воды, вытесняемый кораблем, является функцией размера этого корабля, но, в свою очередь, вес воды, который должен соответствовать водоизмещению, также является функцией размера корабля. Таким образом, на ранних стадиях проектирования корабля трудно предсказать размер корабля, который потребуется для суммы всех весов. Ресурсы военно-морского архитектора включают основанные на опыте формулы, которые обеспечивают приблизительные значения для таких прогнозов. Последующие уточнения обычно дают точные предсказания осадки корабля, то есть глубины воды, на которой будет плавать готовый корабль.

В некоторых случаях судно может быть предназначено для перевозки грузов с таким высоким коэффициентом загрузки (т. е. объемом на единицу веса), что обеспечение требуемого внутреннего объема является большей проблемой, чем обеспечение конкретного дедвейта. Тем не менее, проблема проектирования под водоизмещение, соответствующее весу корабля, по сути та же.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Статическая остойчивость

Точное предсказание осадки судна является необходимым результатом правильного применения гидростатических принципов, но далеко не достаточным. Если многие элементы веса на корабле не распределены с достаточной точностью, судно будет плавать под нежелательными углами крена (боковой наклон) и дифферента (поперечный наклон). Ненулевые углы дифферента могут приподнять концы лопастей гребного винта над поверхностью или увеличить вероятность того, что носовая часть врежется в волны в плохую погоду. Ненулевые углы крена (которые, как правило, намного больше, чем углы дифферента) могут затруднить любую деятельность человека на борту; более того, они опасны тем, что уменьшают запас прочности на опрокидывание. В общем, чтобы избежать таких наклонностей, необходимо распространить принцип Архимеда на первые моменты весов и объемов: совокупный первый момент всех весов должен равняться первому моменту веса вытесненной воды.

На рисунке показано поперечное сечение корабля, плавающего под углом крена θ, вызванным размещением груза ( w ) на определенном расстоянии ( d ) от осевой линии. При этом угле опрокидывающий момент, вычисляемый как w × d × cos θ, равен восстанавливающему моменту Δ × G Z , (Δ – обозначение смещения, а G Z — расстояние от центра тяжести [ G ] до центра плавучести [ Z ]). В этих условиях говорят, что корабль находится в статическом равновесии. Если w убрать, опрокидывающий момент станет равным нулю, а восстанавливающий момент вернет корабль в вертикальное положение. Таким образом, судно оценивается как стабильное. Момент будет действовать в стабильном направлении только до тех пор, пока точка M («метацентр», точка пересечения выталкивающей силы с средней плоскостью) находится выше G (центр тяжести корабля и его содержимого). . Если M ниже G , силы веса и плавучести будут стремиться увеличить угол крена, и равновесие будет неустойчивым. Расстояние от G до M , принимаемое за положительное, если M выше G , называется поперечной метацентрической высотой.

Значение метацентрической высоты обычно находится только для условия нулевого крена; следовательно, это точная мера устойчивости только для небольших возмущений, например таких, которые вызывают крен не более чем на 10 °. Для больших углов «выпрямляющий рычаг» G Z используется для измерения стабильности. При любом анализе устойчивости значение G Z наносится на весь диапазон углов крена, для которых оно является положительным или восстанавливающим. Полученная кривая статической остойчивости показывает, таким образом, угол, за которым судно не может вернуться в вертикальное положение, и угол, при котором восстанавливающий момент максимален. Площадь кривой между ее началом и любым заданным углом пропорциональна энергии, необходимой для крена корабля на этот угол.

Какие существуют типы кораблей? (с картинками)

`;

Джессика Ф. Блэк

Существует бесчисленное множество типов кораблей, которые служат множеству целей — от развлечения до боя. Наиболее распространенными типами судов являются рыболовные суда, грузовые суда, военные корабли, авианосцы, круизные лайнеры и личные катера. Каждый корабль уникален и создан индивидуально для своего конкретного использования. Корабли обычно используются для открытий, развлечений, транспортировки, сражений и торговли. Спрос на суда неуклонно растет из-за способности перевозить большие грузоподъемности через большие водоемы.

Типы кораблей прошли долгий путь с тех пор, как маленькие лодки были впервые построены из деревьев, кустарников и лиан. Большинство первых построенных лодок представляли собой плоские плоты, которые легко перевозили несколько человек к местным берегам и обратно. В конце концов, более крупные корабли были созданы путем выдалбливания огромных кусков дерева и вертикального прикрепления высоких деревянных столбов, на которых можно было подвешивать паруса. Парусная лодка доминировала в судостроении в течение тысяч лет, прежде чем технология смогла улучшить и модернизировать водный транспорт.

Рыболовные суда в основном относятся к одному из двух типов: ремесленное, маленькое судно, часто используемое для личного рыболовства в местных водах; и коммерческий, который обычно используется для вылова большого количества рыбы в океанах с целью получения прибыли. Лодки Artisan — это небольшие классические рыбацкие лодки, способные вместить небольшое количество людей и снаряжения. Коммерческие лодки, как правило, большие и имеют электронное оборудование, спальные помещения и место для размещения большой команды.

Грузовые корабли значительно крупнее рыболовецких. Длина корабля может превышать 1300 футов (390,62 м). Эти корабли могут содержать широкий спектр продуктов, включая мебель, транспортные средства, продукты питания, электронику и другие товары.

Авианосцы — это тип военно-морских кораблей, и они схожи по назначению, потому что оба они используют боевые стратегии. Военно-морской корабль оснащен множеством оружия и обычно сконструирован таким образом, чтобы противостоять повреждениям во время боя. Авианосцы обычно используются для запуска и приема различных военных самолетов на большинстве водоемов. Эти корабли чрезвычайно велики по размеру, учитывая их использование, и часто могут вмещать тысячи военнослужащих.

Многие суда используются для отдыха. Круизный лайнер — это роскошное судно для отдыха, которое обычно делает несколько остановок в экзотических местах. На большинстве круизных лайнеров есть бассейны, теннисные корты, бары, рестораны, роскошные спальные помещения и многие другие развлечения, доступные для пассажиров. Другие типы прогулочных судов включают плавучие дома, скоростные катера, яхты, лодки для спортивной рыбалки, понтонные катера, парусные лодки и многие другие, построенные для личного удовольствия.