Как сбили американский самолет U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург).

Это был далеко не первый полет, совершенный U-2 над территорией СССР. Этот самолет, высота полета которого составляла 20-24 километра, идеально подходил для шпионских целей, поскольку был недосягаем ни для истребителей, ни для зенитчиков.

Летая на такой высоте в стратосфере, такие самолеты могли фотографировать интересующие их объекты, причем качество фотографий позволяло разглядеть даже номера на самолетах, стоящих на аэродромах.

Техническое превосходство этого высотного разведчика над всеми другими машинами подобного типа позволило американцам в течение нескольких лет безнаказанно совершать полеты над особо важными объектами на территории СССР. За неуязвимость для средств противовоздушной обороны в Соединенных Штатах U-2 нарекли Dragon Lady («Леди Дракон»).

Пилоты, участвовавшие в разведывательных полетах, выступали в качестве «гражданских» лиц без каких-либо документов, сами же самолеты, отправлявшиеся на «дело», не имели опознавательных знаков.

Попытки перехвата американских высотных разведчиков, нарушавших воздушное пространство СССР, предпринимались неоднократно советскими истребителями МиГ-19, но разница в высоте полета не позволяла им сбить нарушителя.

Сбитый самолет и рухнувшие надежды. Шпионский полет Пауэрса 1960 года. Видео

Ситуация изменилась 1 мая 1960 года. Рано утром в этот праздничный для советских граждан день самолет-разведчик U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Пауэрса вылетел с базы Пешавар (Пакистан) в сторону границы СССР с очередным разведывательным заданием — операция «Оверфлайт» (Overflight — «Перелет»), целью которой была фотосъёмка военных и промышленных объектов и запись сигналов советских радиолокационных станций.

Маршрут полета пролегал через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР — Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк — и завершался на авиабазе Будё в Норвегии.

Чтобы не выдать себя, пилоту строжайше запретили поддерживать радиосвязь и с аэродромом в Пешаваре, и с американской базой в Инджирлике (Турция). Пауэрс пересек советскую границу в 5.36 по московскому времени юго-восточнее города Пянджа (с 1963 года — Кировабад, Таджикистан) и с этого момента постоянно сопровождался радиолокационными станциями (РЛС) войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР. Но раз за разом попытки перехватить U-2 заканчивались неудачей. Пауэрс уже миновал Тюратам (полигон Байконур, Казахстан), прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9, у которого практический потолок до 20 километров. Но у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Поэтому пилоту было приказано уничтожить американский самолет-разведчик тараном. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой радиолокационной станции таран не состоялся. Летчик смог сделать только одну попытку из-за нехватки топлива, так как на такую высоту Су-9 мог подняться только на полном форсаже.

После неудачной попытки тарана с аэродрома под Свердловском были подняты на перехват два МиГ-19 под управлением капитана Бориса Айвазяна и старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Американский самолет-шпион уже пробыл в воздушном пространстве Советского Союза больше трех часов, зайдя на глубину 2,1 тысячи километров от границы. Он сфотографировал закрытый «атомный» город Челябинск-40. На расстоянии 30 километров к юго-востоку от Свердловска Пауэрс изменил курс, повернув на 90 градусов. Его следующей целью был Плесецк.

В это время U-2 вошел в зону действия ракетного дивизиона, на вооружении которого стояли зенитные ракетные комплексы С-75, принятые на вооружение в конце 1950-х годов и способные поражать цели на высоте более 25 километров.

В 8.53 первая выпущенная ракета ЗРК С-75 подошла к U-2 сзади, но радио-взрыватель сработал преждевременно. Взрыв оторвал хвостовую часть самолета, и машина, клюнув носом, стала падать. Пилот Пауэрс не стал использовать катапультное кресло.

Позже он утверждал, что в нем находилось взрывное устройство, которое должно было сработать при катапультировании, чтобы самолет не попал в руки противника. Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом.

После того, как U-2 рассыпался в воздухе, оператор РЛС принял отвалившиеся обломки за выпущенные противником радиолокационные помехи. В горячке боя никто не мог понять, попала ракета в цель или у нее сработал самоликвидатор, уничтожен нарушитель или нет, и сколько вообще целей в воздухе. Потому было решено работать по U-2 дальше, и соседний дивизион ЗРК С-75 дал залп по цели. Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9.

Под этот же ракетный залп попали два истребителя МиГ-19, преследовавшие нарушителя. Машину Сергея Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику, успевшему заметить идущую к его самолету ракету, в пикировании удалось выйти из-под удара.

Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его и взяли в плен местные жители. Позже летчика доставили вертолетом на аэродром под Свердловском, а затем отправили в Москву.

Обломки U-2 были разбросаны на огромной площади, но почти все собраны — в том числе найдены относительно хорошо сохранившиеся передняя часть фюзеляжа с центропланом и кабиной летчика с оборудованием, турбореактивный двигатель и хвостовая часть фюзеляжа с килем. Почти на всех узлах и агрегатах стояла маркировка американских фирм, а разведаппаратура, блок подрыва самолета и личное оружие пилота неопровержимо свидетельствовали о военном предназначении самолета. Позднее в московском Парке культуры и отдыха имени Горького была организована выставка трофеев.

После распространения информации об уничтожении U-2 американцы, думая, что никаких улик не сохранилось, вообще отрицали сам факт преднамеренного нарушения границы. Затем было заявлено, что пилот заблудился. Но советская сторона опровергла это заявление, предоставив доказательства в виде обломков самолета и показаний самого пилота.

Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал). В результате не состоялся саммит в Париже (Франция), на котором планировалось обсудить ситуацию в разделенной Германии, возможность контроля над вооружениями, запрещения ядерных испытаний и ослабление напряженности между СССР и США. Был отменен намеченный на июнь 1960 года визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в Москву.

Военнослужащие, отличившиеся в операции по уничтожению самолета-шпиона, были награждены. Ордена и медали получил 21 человек, ордена Красного Знамени были удостоены старший лейтенант Сергей Сафронов и командиры зенитных ракетных дивизионов.

Военная коллегия Верховного суда СССР в августе 1960 года приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме по статье «шпионаж», но в заключении американский летчик провел всего 108 дней. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер) — согласно достигнутой правительствами СССР и США договоренности.

После возвращения в США пилота подвергли тщательному допросу в следственной комиссии, проверке на детекторе лжи. Он был полностью реабилитирован. В октябре 1962 года Пауэрс закончил свою карьеру в Центральном разведывательном управлении и перешел на работу в фирму Lockheed, где проводил летные испытания U-2. В 1970 году после того, как он написал книгу воспоминаний «Операция «Оверфлайт», вызвавшую неудовольствие многих руководителей разведки США, летчика уволили. После этого он начал летать на вертолете, сначала в качестве «зеленого патруля», а затем в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В августе 1977 года он погиб при крушении пилотируемого им вертолета, когда возвращался со съемок тушения пожара в Санта-Барбаре.

В 2011 году ВВС США посмертно наградили Фрэнсиса Пауэрса Серебряной звездой за «мужество, проявленное им во время жестоких допросов советскими следователями» и несгибаемость перед лицом «обманов, интриг, оскорблений и угрозы смерти». С прошением о рассмотрении возможности награждения Пауэрса в ВВС обратился сын летчика, основатель музея «холодной войны» в штате Виргиния (США).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ракетчик рассказал, как сбил самолет шпиона Пауэрса над Свердловском

https://ria.ru/20200501/1570869145.html

Ракетчик рассказал, как сбил самолет шпиона Пауэрса над Свердловском

Ракетчик рассказал, как сбил самолет шпиона Пауэрса над Свердловском — РИА Новости, 02.05.2020

Ракетчик рассказал, как сбил самолет шпиона Пауэрса над Свердловском

Советский ракетчик Михаил Воронов рассказал телеканалу «Звезда», как сбил самолет американского шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса, пролетавшего над Свердловском… РИА Новости, 02.05.2020

2020-05-01T16:58

2020-05-01T16:58

2020-05-02T10:43

общество

ссср

екатеринбург

фрэнсис пауэрс

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e4/04/1e/1570783314_0:475:2048:1627_1920x0_80_0_0_d5b46882eaedf37fe1e9823c896fa905.jpg

МОСКВА, 1 мая — РИА Новости. Советский ракетчик Михаил Воронов рассказал телеканалу «Звезда», как сбил самолет американского шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса, пролетавшего над Свердловском (Екатеринбургом).Инцидент произошел 1 мая 1960 года. Ветеран, которому в ноябре прошлого года исполнился 101 год, запомнил последовательность событий поминутно: как на радарах приближался самолет Пауэрса U-2, как он попал в зону поражения его дивизиона, а затем уже купол раскрывшегося парашюта и силуэт летчика-шпиона.Ракета, выпущенная из ЗРК С-75, сбила самолет единственным выстрелом.»Я повторяю — пуск! Он нажимает кнопку. Ракета взлетает», — рассказал Воронов.За этот поступок Воронова наградили орденом Боевого Красного Знамени. Сейчас ветеран живет в Туапсе, за ним ухаживают дочь и зять.В августе 1960 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы. В феврале 1962-го шпиона обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля).В 1977 году Паурс погиб в вертолетной катастрофе.

https://ria.ru/20200501/1570490113.html

ссср

екатеринбург

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e4/04/1e/1570783314_0:122:2048:1658_1920x0_80_0_0_1ba84b2b6146dd8bc6d73ab71b973969.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, ссср, екатеринбург, фрэнсис пауэрс

Общество, СССР, Екатеринбург, Фрэнсис Пауэрс

МОСКВА, 1 мая — РИА Новости. Советский ракетчик Михаил Воронов рассказал телеканалу «Звезда», как сбил самолет американского шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса, пролетавшего над Свердловском (Екатеринбургом).

Инцидент произошел 1 мая 1960 года. Ветеран, которому в ноябре прошлого года исполнился 101 год, запомнил последовательность событий поминутно: как на радарах приближался самолет Пауэрса U-2, как он попал в зону поражения его дивизиона, а затем уже купол раскрывшегося парашюта и силуэт летчика-шпиона.

Ракета, выпущенная из ЗРК С-75, сбила самолет единственным выстрелом.

«Я повторяю — пуск! Он нажимает кнопку. Ракета взлетает», — рассказал Воронов.

За этот поступок Воронова наградили орденом Боевого Красного Знамени. Сейчас ветеран живет в Туапсе, за ним ухаживают дочь и зять.

В августе 1960 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы. В феврале 1962-го шпиона обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля).

В 1977 году Паурс погиб в вертолетной катастрофе.

Сын американского шпиона объяснил, почему тот сдался властям СССР живым

1 мая 2020, 09:45

Вехи: 1953–1960 гг. — Офис историка

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
«Вехи истории международных отношений США» был выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

1 мая 1960 года пилот американского U-2 самолет-разведчик был сбит во время полета в советском воздушном пространстве. Последствия над инцидент привел к отмене парижского саммита, запланированного для обсуждения продолжающаяся ситуация в разделенной Германии, возможность контроля над вооружениями или договор о запрещении ядерных испытаний и ослабление напряженности между СССР и США.

Фрэнсис Гэри Пауэрс с моделью самолета У-2

Уже в 1955 г. Вашингтон начал беспокоиться о родственнике ядерный потенциал СССР и США. Учитывая угрозу что гонка ядерных вооружений ставит под угрозу национальную безопасность, лидерство как в страны отдавали приоритет информации о прогрессе другой стороны. В конференция в Женеве в 1955 лет, президент США Дуайт. Эйзенхауэр предложил план «открытого неба», согласно которому каждая страна будет разрешено совершать облеты друг друга для проведения взаимных воздушных инспекции ядерных установок и стартовых площадок.

советский лидер Никита Хрущев отказался от этого предложения, продолжая установившуюся Советская политика отказа от международных инспекций в любой форме. Тем временем, Хрущев также утверждал, что Советский Союз разработал многочисленные межконтинентальные баллистические ракеты, что только мотивировало США Правительство будет искать новые способы проверки достижений советской ядерной энергетики. программа.

Из этих соображений выросла программа создания самолетов-шпионов U-2. У-2 был особенным. высотный самолет, который летел на высоте 70 000 футов. Потому что он летал на на таких высотах считалось, что самолеты смогут пролететь над Советский Союз незамеченный радаром на земле. Было важно, чтобы пролеты остаются незамеченными, потому что обычно несанкционированное вторжение в другую воздушное пространство страны считалось актом войны. Работает через США Центральное разведывательное управление (ЦРУ), первый полет над Москвой и Ленинград (Санкт-Петербург) состоялось 4 июля 1956. Полеты продолжались периодически в течение следующих четырех лет. Позже выяснилось, что советские зафиксировали полеты на радаре, и Соединенные Штаты потеряли самолет над СССР в 1959 году, но до тех пор, пока не было точных доказательств, связывающих полеты в Соединенные Штаты не имели никакого преимущества для Советов, чтобы поднять вопрос публично, чтобы не привлечь внимание к неспособности СССР сбить оскорбительные полеты.

Испытание Пауэрса

1 мая 1960 года ситуация изменилась. Накануне Парижского саммита и во время Первомайский праздник, пилот ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс вылетел с базы в Пакистане и направился на другую базу в Норвегия, с его запланированной траекторией полета, пересекающей 2900 миль советского воздушное пространство.

Недалеко от города Свердловской области на Урале, Пауэрса. самолет был сбит советской зенитной ракетой. Полномочия изгнаны и благополучно спрыгнул с парашютом на землю, где был схвачен КГБ, и задержан для допроса. Самолет разбился, но его части удалось восстановить и выставлены на всеобщее обозрение в Москве как свидетельство американского обмана.

Хотя захват Пауэрса предоставил Советам конкретное доказательство того, что Соединенные Штаты выполняли полеты, было не сразу ясно, что воздействие будет для парижского саммита. Сначала и до того, как они подтверждение того, что Пауэрс выжил, официальные лица США заявили, что U-2 был выполнял обычный погодный полет, но столкнулся с неисправностью его система подачи кислорода, из-за которой пилот потерял сознание и дрейфовал над Советское воздушное пространство.

Однако 7 мая Хрущев сообщил, что Пауэрс жив. и невредим, и явно не потерял сознание от кислородного голодания. Более того, Советы вернули самолет почти целым, включая воздушную часть. система камеры. Сразу стало ясно, что история с обзором погоды была прикрытие для шпионской программы. Хрущев публично обязался идея «мирного сосуществования» с США и стремление разрядки, поэтому, с его точки зрения, если бы президент США Дуайт Эйзенхауэр отрицал какую-либо зная о шпионской программе, и Соединенные Штаты извинились, он бы продолжил саммит. Шпионаж был обычным явлением, и, конечно, в Советском Союзе были свои собственные агенты сообщают о событиях в Соединенных Штатах. Эйзенхауэр, однако отказался принести официальные извинения Советскому Союзу; он взял большое личный интерес к программе самолетов-шпионов и считал нарушением Советское воздушное пространство и разведка советских ядерных объектов серьезно достаточно, чтобы лично одобрить каждый полет.
11 мая Эйзенхауэр наконец признал, что полностью осведомлен обо всей программе и о полете Пауэрса. в частности. При этом он пояснил, что в отсутствие «открытого неба» соглашения, такие шпионские полеты были необходимым элементом поддержания национальной обороны, и что он планировал продолжать их.

Обломки разбившегося самолета У-2

Заявление Эйзенхауэра поставило Хрущева в затруднительное положение. Если бы он сделал ничего, что было бы равносильно безоговорочному признанию права США для шпионажа. Но любое действие, предпринятое Хрущевым, могло привести к сорвать предстоящую конференцию и его более крупные планы относительно советско-американского разрядка. В конечном итоге он потребовал от Эйзенхауэра извинений за прошлые полеты. и обещают прекратить их в качестве предварительного условия для вступления в запланированный переговоры по Германии. Отказ Эйзенхауэра заставил советскую делегацию уехать. Париж как раз перед началом саммита.

После продолжительного допроса в КГБ Пауэрс был признан виновным в шпионаже и приговорен к трем годам лишения свободы и еще семи каторжным работам. В феврале, Однако в 1962 году его и задержанного американского студента обменяли на захваченного советский разведчик Рудольф Абель. Хотя Эйзенхауэр отказался прекратить программы U-2, ее быстро обогнали новые технологии, так как спутниковые снимки заменены аэрофотоснимки. Со своей стороны, Хрущев отказался от своих попыток сотрудничать с Эйзенхауэром, предпочитая вместо этого дождаться инаугурации новый президент США Джон Ф. Кеннеди, избранный на должность в 19 ноября60.

Когда над СССР был сбит самолет-разведчик США

В 1960 году началась одна из самых печально известных глав холодной войны после того, как пилот американского U-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс был сбит и взят в плен во время шпионской миссии над Советский Союз.

Автор: Эван Эндрюс

Обновлено: | Оригинал:

Getty Images / Bettmann / Contributor

С момента своего первого полета в 1956 году U-2 стал самым эффективным инструментом Соединенных Штатов для наблюдения за железным занавесом. Сверхсекретный самолет-шпион мог летать вдоль границы атмосферы на высоте более 70 000 футов — выше, чем любой другой самолет того времени. С этой выгодной позиции он мог проскользнуть в советское воздушное пространство и с помощью современных камер сфотографировать военные объекты на земле. Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр и ЦРУ уже 23 раза использовали U-2 для совершения «полетов» над Советским Союзом. Российский лидер Никита Хрущев направил дипломатические жалобы на эти миссии, но мало что мог сделать, чтобы их остановить. Американские летчики просто летели слишком высоко, чтобы их могли сбить наземные ракеты или истребители. Что касается Советов, то У-2 был фантомом.

Фрэнсис Гэри Пауэрс пристегнулся к U-2 и взлетел с секретной базы в Пакистане 1 мая 1960 года. Сын шахтера из Вирджинии, Пауэрс был уволен из ВВС США в 1956 году и зачислен ЦРУ в качестве пилот разведывательного самолета. Имея за плечами около 600 часов налета, он был самым опытным пилотом в программе. Пауэрс привык к экстремальным условиям марафонских полетов на U-2 — разреженный воздух, изоляция и до боли тесные летные костюмы — и знал о рисках. В кармане у него был серебряный доллар, в котором была спрятана игла, смоченная ядом. Если его поймают и подвергнут пыткам, он может покончить с собой.

Пауэрс совершил девятичасовую прогулку в советское воздушное пространство, чтобы сфотографировать ракетные и ядерные объекты. Это была рутинная миссия — его 28-я на U-2, — но она также должна была стать его последней. Хотя ни он, ни ЦРУ не знали об этом, угроза самолетов-шпионов побудила русских разработать более эффективные ракеты класса «земля-воздух». Пауэрс находился в 1300 милях от советской территории, когда один из них зафиксировался и взорвался достаточно близко, чтобы нанести смертельный удар его самолету.

«Вдруг раздался глухой «стук», — писал он позже в мемуарах, — самолет рванул вперед, и огромная оранжевая вспышка осветила кабину и небо». U-2 развалился на части и начал мчаться к земле. У самолета был переключатель самоуничтожения, но он не мог до него дотянуться, прежде чем сломал фонарь и выпрыгнул. Его парашют оставил его в поле за пределами Уральского города Свердловска, где он был задержан российскими гражданами. Через несколько часов лучший летчик-разведчик Соединенных Штатов оказался под стражей советского правительства.

Пауэрс находился далеко за пределами радиодиапазона, когда его самолет разбился, и именно после того, как он не смог прибыть на запланированную посадочную площадку в Бодо, Норвегия, администрация Эйзенхауэра поняла, что что-то не так. Через несколько дней, 5 мая, Никита Хрущев выступил с речью и официально подтвердил их худшие опасения: в небе над Россией был взорван американский самолет У-2.

Что случилось с пилотом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом?

Getty Images / Раздаточный материал

Пилот ВВС США Фрэнсис Гэри Пауэрс.

В речи Хрущева не упоминалась судьба пилота, но у американцев были все основания полагать, что Пауэрс погиб. У-2 были хлипкими самолетами и имели тенденцию распадаться при ударе. Шансы пилота выжить при попадании ракеты «земля-воздух» были ничтожно малы. Имея это в виду, администрация Эйзенхауэра придумала легенду о том, что метеорологический самолет НАСА испытал проблемы с кислородом над Турцией и сбился с курса. Они даже наспех раскрасили еще один U-2 с символикой НАСА и показали репортерам. Сотрудник пресс-службы Госдепартамента недвусмысленно отрицал шпионаж. По его словам, «преднамеренной попытки нарушить советское воздушное пространство не было и никогда не было».

Пока правительство США пыталось замести следы, Пауэрс сидел в Москве, выдерживая первый из 61 дня допросов в советском КГБ. «Я был совершенно не готов», — писал он позже. «Я полагал, что как только станет известно, что я пропал без вести, будет опубликована история для прикрытия. К сожалению, никто так и не удосужился сообщить нам, пилотам, что это будет». Вспоминая, что офицер ЦРУ однажды сказал: «Вы можете рассказать им все, потому что они все равно из вас все вытянут», Пауэрс выбрал стратегию расчетливой честности. Он признался в намеренном нарушении советского воздушного пространства, но отказался назвать кого-либо из своих товарищей-пилотов и сослался на незнание характера своей миссии.

В сочетании с обнаруженными обломками его U-2, включая его шпионские фотографии, признание Пауэрса предоставило Советам более чем достаточно боеприпасов, чтобы разоблачить легенду Эйзенхауэра. 7 мая Хрущев обратился к советским чиновникам и произвел эффект разорвавшейся бомбы. «Товарищи, — сказал он, — я должен открыть вам один секрет. Когда два дня назад я делал свой доклад, я намеренно не упомянул, что у нас есть остатки самолета — и у нас есть еще пилот, который вполне жив и здоров!» Хрущев провел остаток своей речи, разоблачая американское прикрытие.

В качестве дополнительного унижения он также выставил обломки сбитого U-2 на публичной выставке в Москве.

Эйзенхауэр был ошеломлен. Он попал в ловушку — и совершенно не в то время. Через несколько дней президент должен был встретиться с Хрущевым на важном дипломатическом саммите в Париже. Обе стороны надеялись, что конференция приведет к возобновлению диалога и, возможно, даже к соглашению о начале разоружения и заключению договора о запрещении ядерных испытаний. Катастрофа U-2 поставила все под угрозу. Директор ЦРУ Аллен Даллес предложил взять на себя вину за скандал и уйти в отставку, но Эйзенхауэр отказался создавать впечатление, что он не контролирует свою администрацию. Вместо этого он сделал немыслимое: признался. 11 мая Эйзенхауэр публично признал, что санкционировал полеты U-2, заявив, что шпионаж был «неприятной, но жизненной необходимостью», вызванной «фетишем секретности» в Советском Союзе. «Никто не хочет еще одного Перл-Харбора, — заявил он.

Getty Images / Bettmann / Contributor

Фрэнсис Гэри Пауэрс держит модель самолета-разведчика U-2 во время дачи показаний перед сенатским комитетом по вооруженным силам.  

Признание президента поставило Хрущева в затруднительное положение место. Обращение к этому вопросу поставило под угрозу исход мирного саммита, но игнорирование этого вопроса заставило бы его показаться слабым перед своим правительством. «У нас уже не было возможности щадить президента», — признал позднее Хрущев. «Он, так сказать, предложил нам свой зад, и мы в долгу перед ним пинали его изо всех сил».

Когда в середине мая собралась парижская конференция, Хрущев открыл заседание, пустившись в бранную тираду и потребовав, чтобы Эйзенхауэр осудил полеты U-2 и принес личные извинения. Эйзенхауэр категорически отказался и даже представил файл со списком доказательств шпионской деятельности Советов в Соединенных Штатах. В ярости Хрущев выбежал из комнаты и покинул собрание.

С провалом парижского саммита шансы на оттепель в холодной войне ускользнули. Эйзенхауэр приостановил наблюдательные полеты над Россией, но остался верен своей философии шпионажа в целях обороны.