Содержание

Появились подробности смерти второго за год лидера террористического ИГИЛ

Политика 1861

Поделиться

Второй за этот год главарь «Исламского государства» (ИГИЛ, ИГ – запрещенная в России террористическая организация) убит, сообщила джихадистская группировка, действующая в Сирии и Ираке.

Как утверждается, Абу аль-Хасан аль-Хашими аль-Курайши погиб в бою. Американские военные подтвердили смерть аль-Курайши в октябре, но не пояснили, почему объявление о его смерти было сделано более чем через месяц.

Фото: AP

Террористическая группировка, запрещенная в России и других странах, объявила, что лидер «Исламского государства» погиб в бою. Абу аль-Хасан аль-Хашими аль-Курайши — второй лидер ИГ, убитый в 2022 году, в то время как экстремистская группировка снова пытается оправиться от полученных ранее тяжелых ударов. Всего же, отмечает The Guaridan, это третий глава группировки воинствующих экстремистов, погибший насильственной смертью.

После стремительного подъема в Ираке и Сирии в 2014 году, когда «Исламское государство» завоевало обширные территории, самопровозглашенный «халифат» джихадистской группировки рухнул под волной наступления контртеррористических сил.

В итоге ИГИЛ потерпело поражение, потеряв почти все контролировавшиеся территории, но, как отмечает Sky News, игиловские спящие ячейки (небольшие группы, которые бездействуют до тех пор, пока не получат указание действовать) совершают смертоносные нападения в Ираке и Сирии, а филиал «Исламского государства» в Афганистане (так называемый «вилайет Хорасан») также взял на себя ответственность за нападения, в результате которых за последние месяцы погибли десятки человек.

Как сказал представитель ИГ Абу Омар аль-Мухаджер, Абу аль-Хасан аль-Хашими аль-Курайши погиб в бою, «убив некоторых» из врагов, прежде чем был убит сам.

Американские военные заявили, что аль-Курайши был убит в середине октября, добавив, что операция против вожака ИГИЛ проводилась сирийскими повстанцами из так называемой «Свободной сирийской армии» в южной провинции Дараа. Как пишет The Guardian, провинция Даръа в основном контролируется сирийскими правительственными войсками и повстанцами, которые достигли договоренности с властями САР.

В середине октября Дамаск заявил, что начал совместную операцию против ИГ с бывшими повстанцами на юге провинции.

Непонятно, почему это заявление было сделано в среду — более чем через месяц после убийства аль-Курайши, отмечает Sky News.

«Мы, безусловно, приветствуем известие о смерти еще одного лидера ИГ. В настоящее время у меня нет никаких дополнительных оперативных подробностей, которые я мог бы предоставить», — заявил координатор Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джон Кирби.

Базирующаяся в Великобритании «Сирийская обсерватория по правам человека», наблюдающая за военными действиями оппозиции, сообщила в середине октября, что сирийские повстанцы убили группу боевиков ИГ в провинции Даръа.

Среди них были командир, идентифицированный как гражданин Ирака, а также ливанский боевик и другие, сообщили наблюдатели. Сообщалось также, что один из боевиков ИГ привел в действие пояс со взрывчаткой, который был на нем во время столкновения.

Не подтверждено, было ли это нападение, в результате которого был убит аль Курайши. Хассан Хассан, автор книги об ИГИЛ, предположил, что один «беспрецедентный», но возможный сценарий заключался в том, что главарь террористов «был убит «случайно» во время рейда или боя, и тот, кто его убил, не знал об этом».

В октябре этого года силы США убили некоего «высокопоставленного» члена ИГ в ходе предрассветного рейда на северо-востоке Сирии, сообщило тогда Центральное командование вооруженных сил США. В сообщении говорится, что в результате более позднего авиаудара были убиты еще два высокопоставленных члена ИГ.

В сентябре Турция заявила, что ее силы безопасности арестовали «высокопоставленного руководителя» ИГ, известного как Абу Зейд, настоящее имя которого Башар Хаттаб Газаль ас-Сумайдай. Турецкие СМИ сообщали, что есть некоторые признаки того, что Сумайдай мог быть лидером ИГИЛ.

Об аль-Курайши, который взял на себя руководство группой после смерти своего предшественника Абу Ибрагима аль-Хашими аль-Курайши, убитого в ходе рейда США в феврале на северо-западе Сирии, известно не очень много.

Считается, что эти двое мужчин не связаны между собой родством (несмотря на схожесть имен), и вообще Аль-Курайши не является их настоящим именем.

Аль-Курайши стал третьим лидером ИГИЛ, убитым с тех пор, как его основатель Абу Бакр аль-Багдади был ликвидирован в ходе рейда американских спецназовцев в октябре 2019 года.

Выступая с аудиосообщением о гибели главаря ИГИЛ, представитель группировки назвал имя нового лидера – Абу аль-Хусейн аль-Хусейни аль-Курайши.

Как поясняет The Guardian, имя «Курайши» относится к племени пророка Мухаммеда. Представитель не сообщил подробностей о новом лидере, но сказал, что он является «ветераном» джихада, и призвал все группировки, лояльные ИГ, присягнуть на верность.

Подписаться

Авторы:

ИГИЛ Армия Россия Ирак Сирия США Афганистан Великобритания Турция

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • В Рязани из трудового рабства спасли 25-летнюю девушку с грудным ребёнком

    Фото 47518

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • В Новосибирске ученики третьего класса устроили забастовку и не пришли в школу

    27455

    Новосибирск

    Елена Балуева

  • Глава ЧВК «Вагнер» пожаловался на Ярославскую область

    Фото 25495

    Ярославль
  • Севастополь снова атаковали дроны утром 24 апреля

    21279

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В США представили снаряд, который поможет Украине бить по Крыму

    13205

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Власти Украины пообещали новые атаки на Черноморский флот

    6617

    Крым

    фото: МК в Крыму

В регионах:Ещё материалы

«ИГИЛ выиграло информационную войну как с «Аль-Каидой», так и с «Имаратом Кавказ»» – Власть – Коммерсантъ

Четыре года назад в Сирии началась гражданская война. За это время на части ее территории возникло самопровозглашенное и не признающее никаких границ «Исламское государство», постепенно прибирающее к рукам радикальные исламистские группировки по всему миру — от Нигерии до СНГ. Востоковед, сотрудник Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Кямал Гасымов рассказал спецкорреспонденту ИД «Коммерсантъ» Ольге Алленовой о том, как долго может продлиться война в Сирии, чем ИГИЛ отличается от «Аль-Каиды» и почему ближневосточный конфликт угрожает России и остальному миру.

Предыдущая фотография

Фото: фото из личного архива Кямала Гасымова

Бойцы ИГИЛ на обломках истребителя правительственной Сирийской арабской армии после боев за авиабазу Табка в провинции Ракка

Фото: AP

Следующая фотография

1 / 2

Фото: фото из личного архива Кямала Гасымова

Бойцы ИГИЛ на обломках истребителя правительственной Сирийской арабской армии после боев за авиабазу Табка в провинции Ракка

Фото: AP

«Сегодня материальные возможности ИГИЛ намного превосходят возможности «Аль-Каиды»»

Что ждет мир, если ИГИЛ захватит власть в Сирии?

Такое развитие событий мне кажется маловероятным. Честно говоря, я не думаю, что в планы ИГИЛ или ИГ («Исламского государства») на данный момент входит борьба с режимом Башара Асада и захват власти в Сирии. ИГИЛ сейчас старается удержать территории, на которых оно создало так называемый исламский халифат. Кстати, именно за пассивность в борьбе с режимом эту организацию и критикуют все остальные силы, ведущие войну против Асада.

Если эта ультрарадикальная организация все-таки захватит власть, это будет такая новая «Аль-Каида»?

Нет, ИГИЛ — это совершенно новая форма транснациональной джихадистской организации. Эта организация сильно отличается от «Аль-Каиды» как своей идеологией, так и политическими целями. Давайте я попробую объяснить отличия между ними. В основе ИГИЛ лежит организация, созданная знаменитым джихадистом, ветераном афганской войны Абу Мусабом аз-Заркауи. В 2003 году, после того как американцы вторглись в Ирак, он основал организацию «Ат-Таухид валь-Джихад». Эта организация не имела связей с «Аль-Каидой», и только в 2004 году аз-Заркауи принял решение присягнуть бен Ладену. После этого он стал официальным представителем «Аль-Каиды» в Ираке. Группа аз-Заркауи отличалась особой жестокостью. Она принадлежит к той школе «салафитского джихадизма», которая призывает прежде всего бороться с «ближним врагом» — с вероотступниками, то есть с «неправильными», с их точки зрения, мусульманами, с правительствами мусульманских стран, которые не желают устанавливать шариат, с шиитами и представителями иных религий, которые не хотят подчиняться нормам исламского права (разумеется, в интерпретации этой «школы»). В своей борьбе «школа» поощряет теракты с участием смертников, отрубание голов, использование рядовых мусульман в качестве живых щитов для достижения военной цели. Теоретиком этой формы джихада является мусульманский законовед Абу Абдаллах аль-Мухаджир — у него в Афганистане и учился аз-Заркауи.

Известно, кстати, что руководству «Аль-Каиды», например бен Ладену, не нравились методы аз-Заркауи, которые он считал «чрезмерными» и вредными для долгосрочных целей джихада. В 2006 году аз-Заркауи был убит, но именно из его организации возникло сначала «Исламское государство Ирака», а затем и ИГИЛ. Во главе «Исламского государства Ирака» встал соратник аз-Заркауи — сейчас он известен под именем Абу Бакр аль-Багдади.

Идеологические противоречия между организацией, основанной аль-Заркауи, и «Аль-Каидой» в итоге привели к их окончательному размежеванию в апреле 2013 года, когда аль-Багдади объявил о создании ИГИЛ. Серьезный конфликт возник после того, как аль-Багдади стал требовать от Мухаммеда аль-Джулани, одного из лидеров сирийского отделения «Аль-Каиды», полного подчинения. Аль-Джулани отказался от присяги и решил остаться верным лидеру «Аль-Каиды» Айману аз-Завахири. После этого конфликта наиболее известные идеологи «Аль-Каиды» издали фетвы и обращения, осуждающие решение аль-Багдади о провозглашении «халифата» и его давление на лидера «Джебхат ан-Нусры». Лидер «Аль-Каиды» аз-Завахири вообще заявил, что в условиях войны с режимом Асада не время создавать исламское государство.

Значит, ИГИЛ и «Аль-Каида» не поделили сферу влияния?

Причин конфликта несколько: это и борьба за гегемонию над джихадистским движением, и разногласия из-за территорий в Сирии. Например, аль-Багдади стремился овладеть территориями, которые уже освободили отряды «Аль-Каиды» («Джебхат ан-Нусра») и сирийской оппозиции. Он вытеснял эти отряды из таких стратегически важных провинций, как Идлиб и Ракка. Ну и конечно же их идеологические разногласия были очень серьезными. Аль-Багдади главным считал пропаганду идеи исламского государства и установление исламской системы управления в Сирии и Ираке. А другие военно-политические группы, воюющие в Сирии (в том числе и «Аль-Каида», «Джебхат ан-Нусра»), предпочитали не затрагивать эту тему, сойдясь на том, что вопрос о государственном устройстве Сирии будет решен всеми представителями сирийской оппозиции после окончательной победы над Асадом. Аль-Багдади открыто заявлял, что создал исламское государство, и жестко критиковал остальные отряды повстанцев за нерешительность «в деле установления шариата». ИГИЛ вообще очень жестко подходит к этому вопросу: фактически все, кто не признает власть этой организации, объявляются неверующими (такфир) или вероотступниками. Разумеется, остальным группам это совсем не нравится.

Из других отличий ИГИЛ от «Аль-Каиды» я бы назвал еще информационный подход: если лидеры «Аль-Каиды» избегали публичности и делали видеообращения только при необходимости, то ИГИЛ очень активно в виртуальном пространстве, и его лидеры открыто выступают с лекциями и обращениями. К тому же ИГИЛ издает качественные журналы на арабском и английском языках, которые описывают военные успехи этой организации и искусно призывают мусульман по всему миру присоединиться к строительству халифата. С помощью соцсетей и сайтов на различных языках ИГИЛ успешно вербует бойцов по всему миру.

То есть там воюет интернациональный состав?

Да, тут как раз нужно отметить еще одну их особенность: активное использование дискурса исламского государства и шариата. Это привлекло на сторону аль-Багдади множество иностранных бойцов, так как идея исламского халифата уже много лет проповедуется некоторыми исламскими богословами и очень популярна у части верующих. Так что большое количество иностранных бойцов переселилось на территорию Сирии именно ради построения, как они считают, «правильного исламского общества, живущего на основе законов шариата». Фактически ИГИЛ сумело воплотить в жизнь теорию интернационального джихада — собрать моджахедов разных национальностей со всего мира, провозгласить некое государство и установить шариат в таком виде, в каком он описывается в работах его идеологов. До этого «Аль-Каида» сражалась то в Афганистане, то в Сомали, то в Йемене — а здесь уже провозглашено государство в центре арабского мира. Все это очень важно для радикально настроенной молодежи.

А в самой Сирии как относятся к «Исламскому государству»?

Часть населения в Сирии разочаровалась в «светской оппозиции», в их арабских и западных союзниках. К сожалению, пассивность мирового сообщества в вопросе урегулирования конфликта в Сирии способствует тому, что «Исламскому государству» сочувствуют все больше простых сирийцев.

Откуда у ИГИЛ деньги?

Летом 2014 года ИГИЛ вторглось в Ирак и захватило большое количество материальных ценностей. Например, при захвате древнего города Мосула 10 июня 2014-го ИГИЛ забрало из центрального банка около $425 млн. Кроме того, ИГИЛ отвоевала у других военных отрядов («Свободной сирийской армии», «Исламского фронта» и «Аль-Каиды») восточные регионы Сирии, имеющие нефтяные скважины (например, в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор). Помимо торговли сырой нефтью, приобретения военных трофеев и изъятия имущества у всех, кого ИГИЛ считает предателями или вероотступниками, эта организация собирает налоги на территориях, где установлена ее власть. Сегодня материальные возможности ИГИЛ намного превосходят возможности «Аль-Каиды».

Рост влияния ИГИЛ в Сирии опасен для других государств? Например, для России?

Эта организация, несомненно, представляет опасность для любого государства. Большинство бойцов из России и постсоветских стран, уехавших в Сирию, воюют именно в составе отрядов ИГИЛ или «Аль-Каиды». То есть они присоединяются к наиболее радикальным группировкам, которые отрицают само понятие «национальное государство». По острым дискуссиям и видеообращениям, которые публикуют основные ресурсы северокавказских джихадистов, можно наблюдать за конфликтом между «Имаратом Кавказ» и ИГИЛ. Это неудивительно: ИГИЛ, обладая огромными ресурсами, постепенно захватывает власть и расширяет свое влияние на остальные исламские джихадистские группировки, дискредитируя при этом их руководство. Интересно, что амир «Имарата Кавказ» Абу Мухаммад в своем выступлении жаловался на то, что присягнувшие аль-Багдади кавказские моджахеды укоряют его за то, что он (в отличие от ИГИЛ) «ничего не контролирует». ИГИЛ выиграло информационную войну как с «Аль-Каидой», так и с «Имаратом Кавказ». А выиграв ее, оно выиграло и войну за людские ресурсы и спонсоров. И в этом контексте нахождение вооруженных отрядов, признавших власть ИГИЛ, на территории любого государства, несомненно, является угрозой для безопасности этого государства.

Боевики ИГИЛ продолжают разрушать древние храмы и монастыри, которые находятся под защитой международных структур? Чего они этим добиваются?

Вспоминая разрушение экспонатов музея города Мосул, я могу предположить, что это делается в демонстративных целях. «Исламское государство» часто обвиняли в том, что его бойцы торгуют дорогим антиквариатом, а это в своих фетвах запрещают многие мусульманские богословы, в том числе и «теоретики мирового джихада». Средства массовой информации, арабские и западные эксперты утверждали, что такая торговля — один из основных доходов ИГ. Возможно, разрушая древние памятники, сторонники ИГ хотят показать, что они не зарабатывают деньги подобной торговлей. Кроме того, такие публичные разрушения памятников культуры — это эффективный пропагандистский ход: разрушители древних статуй пытаются имитировать действия пророков, разрушающих статуи языческих идолов. Политика демонстративного «установления законов шариата», разрушения и публичные казни привлекают радикально настроенную молодежь по всему миру. Различные богословы много лет учили мусульманскую молодежь тому, каким должно быть «исламское государство». Разумеется, я имею в виду радикальных богословов, теоретиков джихада, которые отрицают национальное государство и призывают с помощью оружия создать интернациональный халифат. Именно такие богословы через возникшее в интернете «публичное пространство» долгие годы проповедуют эти идеи и в определенной степени влияют на молодежь. Их вытеснили из мечетей и медресе, поэтому социальные сети и сайты стали для них виртуальными трибунами. А теперь нашлась группа, которая их теорию применяет на практике.

«Сложно себе представить, как такие разные группы смогут договориться»

Многие сирийцы говорят, что у истоков нынешнего конфликта в Сирии стояли США. Насколько это справедливое утверждение? Кто на самом деле виноват в развязывании войны?

Действительно, вокруг феномена так называемой арабской весны существует масса теорий заговора. Однако многие арабские политологи и эксперты говорят, что в основе конфликта лежат и объективные причины. Это кризис национального арабского государства и баасистской идеологии, неспособность государства создать программы по преодолению коррупции, по защите прав и удовлетворению интересов представителей различных религиозных общин. Неумение государства приспособиться к новому времени, неспособность удовлетворить запрос молодежи. Попытка решать любые проблемы, даже социальные, с помощью силы.

Насколько затяжным может оказаться конфликт в Сирии и каковы перспективы у режима Асада — он устоит?

Этот конфликт может быть довольно продолжительным. Ни сирийское правительство, ни оппозиция не могут договориться ни по одному из ключевых вопросов, и это наглядно показали женевские переговоры. Правительство Башара Асада говорит о войне с терроризмом и обвиняет прозападную Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил в сотрудничестве с террористическими группами, в то время как Нацкоалиция требует создания переходного правительства, в состав которого не должны входить люди, связанные с нынешним режимом. И также абсолютно по-разному стороны видят роль и место президента Асада в переходном правительстве. Кроме того, нет единогласия и на внешнеполитическом пространстве — Россия, Иран, США, Турция, Саудовская Аравия и Катар имеют очевидные разногласия по вопросу урегулирования сирийского конфликта. Более того, как мне кажется, у стран, которые поддерживают сирийскую оппозицию, нет ясного представления и консенсуса о том, кто способен взять власть и обустроить страну в случае, если режим Асада будет свергнут. В стране идет гражданская война. Правительство Асада на данный момент превосходит оппозиционные группы по военной и экономической силе. И большая часть населения все еще живет на территории, подконтрольной сирийскому правительству. Однако война идет уже пять лет, и за это время нынешняя власть потеряла множество материальных и человеческих ресурсов. Кроме разрушенной инфраструктуры есть серьезные проблемы с электроэнергией и продовольствием. Трубопроводы, которые идут от нефтяных месторождений в северо-восточных провинциях Дейр-эз-Зор и Хасеке на НПЗ в Хомсе и Баниясе, находятся в совершенно негодном состоянии, а сами месторождения были захвачены вооруженными группами — «Исламским государством» (в Дейр-эз-Зор) и курдами (в Хасеке). США и их союзники во время нанесения авиаударов по ИГИЛ наносят удары и по нефтяным скважинам, и газоперерабатывающим заводам. Кроме того, правительственная Сирийская арабская армия потеряла контроль над многими городами севера и юга страны. В марте различные отряды «Южного фронта» повстанческой Свободной сирийской армии (ССА) и других союзных им «исламистских объединений» захватили приграничные городки Насиб и Джумрук-аль-Кадим на юге страны, на границе с Иорданией (в Насибе находится пограничный КПП). На востоке страны ИГИЛ контролирует стратегически важный район Абу-Кемаль, который находится на границе с Ираком. На северной, сирийско-турецкой границе, в провинции Идлиб (город Баб-аль-Хава) и в провинции Алеппо (город Баб-ас-Салам), ситуацию контролируют вооруженные отряды ССА и других исламистских объединений. В конце марта войска оппозиции взяли второй по величине (после Алеппо) северный город Сирии — Идлиб. Это можно считать одним из серьезных поражений армии Башара Асада. Вообще ожесточенные бои армии Асада с различными отрядами ССА, «Джебхат ан-Нусры», «Исламского фронта», «Армии муджахидов», «Исламского союза войск Леванта» идут в большинстве южных, северных и восточных городов и деревень страны. Все это, понятное дело, истощает режим.

Таким образом, экономика и инфраструктура страны полуразрушены; наблюдается сильная межрелигиозная поляризация — противостояние шиитов и суннитов. В результате войны Сирия получила более 200 тыс. погибших и 3 млн беженцев. И даже если предположить, что Асаду удастся одержать победу над повстанцами, трудно представить себе, каким образом он в такой ситуации сможет остаться у власти и управлять страной.

А каковы шансы оппозиции?

То же самое, что о правительстве Асада, я могу сказать и о сирийской оппозиции, прежде всего о Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил. Во-первых, существуют противоречия внутри самой оппозиции. В нее входят люди с разными политическими целями и идеологиями (либералы-западники, умеренные «исламисты», арабские националисты). Во-вторых, из-за противоречий или разногласий между странами, которые оказывают сирийской оппозиции финансовую и политическую поддержку, Нацкоалиция не может создать единую большую армию и эффективное командование. В-третьих, руководство Свободной сирийской армии (ССА), поддерживавшей Нацкоалицию, уже не раз критиковало ее за неэффективность в управлении, в оказании финансовой помощи, за отсутствие четкой политической программы и так далее. По словам президента Нацкоалиции Халеда Ходжи, одна из главных задач этой структуры — убедить «мировое сообщество» в том, что сирийская оппозиция контролирует ситуацию в Сирии и способна эффективно наладить государственное управление в период после Асада. Однако, как мы видим, пока у Нацкоалиции это очень плохо получается. Хотя сами члены сирийской оппозиции обвиняют в своей неэффективности именно Асада: мол, «мы вышли из общества, где полностью отсутствовала свобода собраний и культура политического участия,— отсюда и наши неудачи в управлении». Но это уже другая тема.

Также существуют сильные разногласия между Нацкоалицией и лидерами других крупных военных объединений. Большое количество отрядов, которые ранее ассоциировали себя с прозападной ССА, отмежевались от нее после того, как в 2013 году возник «Исламский фронт». «Исламский фронт», который включает в себя семь больших военных групп, был создан, с одной стороны, в качестве политической и идеологической альтернативы радикальным джихадистам — ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусре» (подразделение «Аль-Каиды» в Сирии), а с другой — в качестве замены «прозападной» ССА. Лидеры «Исламского фронта» резко критикуют Национальную коалицию за неэффективность, за сотрудничество с Западом и за то, что она так и не выработала четкой политической программы, основанной на ценностях и законах исламского права. Кроме этого, «Исламский фронт» бескомпромиссно считает, что в будущей Сирии Башару Асаду не место. «Исламский фронт» вообще не признает в качестве своего политического представителя Нацкоалицию, хотя и осуществляет военные операции совместно с отрядами подконтрольной ей ССА. Отмечу также, что «Исламской фронт» создал еще более крупное объединение — «Левантийский фронт» («аль-Джебха аш-Шамийа»), который сегодня является значительной военной силой. Отряды из этого объединения недавно сформировали военный союз с «Джебхат ан-Нусрой», который получил название «Джейш-аль-Фатх» («Армия победы»). Этот союз позволил им провести успешную военную операцию против правительственных войск и взять под контроль город Идлиб.

Что вообще в идеологическом плане представляет собой вооруженная оппозиция Сирии?

Это многочисленные военные объединения, которые можно условно разделить на три части. Первая — «светские группы» — они называют себя бригадами ССА и в качестве своего политического представителя признают «прозападную» Нацкоалицию. Они говорят о создании демократического общества, парламентской системы и о том, что в будущем правительстве Сирии будут представлены все этнические и религиозные меньшинства. Вторая — «умеренные исламисты». Они не ассоциируют себя с ССА и не признают Нацкоалицию. Эти группы не отрицают национальное государство, но в то же время говорят, что демократическая система в западном понимании противоречит шариату. Их лидеры в своих интервью избегают употреблять слова «демократия», «парламент», они говорят, что политическая и законодательная система страны будет построена на основе законов шариата. В то же время они не приемлют идею парламента, в котором могут быть представлены иные религии. Их идеология — салафизм, но надо учесть, что сирийские салафитские военно-политические движения (как, например, «Ахрар аш-Шам», одна из основных и самых крупных армий «Исламского фронта») — это группы, которые объединяют местных сирийских салафитов. То есть они представляют определенную часть сирийского общества, и их убеждения и поведение не являются для сирийцев чем-то необычным, не противоречат их обычаям. Это такой сирийский салафизм, впитавший в себя сирийский социальный контекст. В вопросах установления шариата они принимают во внимание социальное положение и не идут против общепринятых норм и кодов поведения сирийского общества. Поэтому они пользуются определенной поддержкой населения тех районов, которые контролируют или на территории которых ведут бои. И наконец, третья часть — транснациональные джихадистские группы. Они отрицают национальное государство и говорят о построении халифата или эмирата. В отличие от «умеренных исламистов» они являются сторонниками более жесткой политики установления законов шариата. Речь идет прежде всего о ИГИЛ и частично о «Джебхат ан-Нусре».

То есть даже если они добьются свержения Асада, договориться им будет трудно?

Совершенно верно. Мне очень сложно себе представить, как такие разные в политическом и идеологическом плане группы, ведущие постоянную борьбу за человеческие и материальные ресурсы, смогут договориться. Более того, сейчас мы видим, что военные столкновения происходят даже между союзными отрядами. Особенно острые противоречия существуют между Свободной сирийской армией и «Джебхат ан-Нусрой». Сегодня различные отряды вынужденно объединились ради совместных действий против армии Асада или войск ИГИЛ. Но как они собираются преодолевать разногласия потом?

Струны по всему миру Тува

Струны по всему миру


Путешествие в Туву

Струнные инструменты в основном изготавливались из дерева или других легко портящихся материалов, поэтому их история до письменной документации почти неизвестна, однако многие музыковеды сходятся во мнении, что первые струнные инструменты появились в Средней Азии и оттуда распространились по миру.

Как скрипач, я изучал музыку разных культур, изучая их традиционные струнные инструменты. Мой интерес к взаимосвязям между струнными инструментами разных культур в итоге привел меня к проведению исследований в Туве, автономной республике в Средней Азии.

Мое знакомство со струнными инструментами началось со скрипки, но с годами я стал все больше интересоваться традиционными струнными инструментами со всего мира. Богатая музыкальная культура Турции – культура, в которой я вырос, – послужила мне отправной точкой. Изучая турецкую традиционную музыку и музыкальные инструменты, я столкнулся с турецким ребабом.

Ребаб имеет корни, которые можно проследить до девятого века, и в некоторых источниках говорится, что это первый смычковый струнный инструмент, появившийся в Центральной Азии после его раннего развития уйгурами, тюркской этнической группой. Со временем ребаб широко распространился по Северной Африке, Ближнему и Дальнему Востоку, Европе, Ближнему и Дальнему Востоку, принимая разные формы и получая разные названия по мере своего путешествия. Обыскивая регионы, в которых были инструменты, связанные с турецким ребабом, я наткнулся на Туву, которая сразу же привлекла мое внимание своим уникальным музыкальным стилем, а также своей связью с моими культурными корнями и корнями моих инструментов.


Автономная республика в самом сердце Азии, Тува, является родиной тюркского тувинского народа, владеющего музыкальным стилем, который включает в себя особые приемы и тесную связь с природой. Более того, тувинский струнный инструмент игил относится к тому же семейству инструментов, что и ребаб.

Заинтересовавшись, я отправился в Туву. Моя подготовка включала в себя установление связей с людьми из Тувы, а также изучение тувинского языка, который является тюркским языком с влиянием монгольского, тибетского и русского языков, и на нем говорят всего около 280 000 человек в мире. Мое месячное путешествие началось с перелета из Стамбула в Москву, а затем продолжилось на поезде «Сибирского экспресса» в течение трех дней, чтобы добраться до Красноярска, откуда я сел на микроавтобус в Кызыл, столицу Тувы, прибыв после 14-часового рейса. часовая езда.

Play Video

Facebook

Twitter

Pinterest

Tumblr

Скопировать ссылку

Скопировать ссылку

Во время своей поездки я взял интервью у многих людей, в том числе музыкантов, шаманов, музыковедов. Это дало мне большое знание и понимание их культуры и музыки. Я играл с местными музыкантами и делал полевые записи. Я присутствовал на шаманских ритуалах и расспрашивал шаманов об использовании ими музыки в качестве целительного инструмента. Я брал интервью у музыковедов об истории и структуре их музыки. Я провел презентацию о турецких струнных инструментах в Тувинском культурном центре. Ежегодный конкурс горлового пения открылся моим выступлением, которое собрало очень много зрителей, и телеканал Тувы, присутствовавший на конкурсе, взял у меня интервью.

 

На концерте, посвященном Национальному дню горлового певца, который три года назад был объявлен национальным праздником, тувинские музыканты пригласили меня присоединиться к ним на сцене и попросили сыграть турецкую пьесу перед той, которую мы собирались сыграть вместе . Пройдя такой долгий путь до Тувы, первое, что пришло мне в голову, это «Узун Индже Бир Йолдайым» Асика Вейсела, а значит, мне предстоит длинная тонкая дорога. После этого мы вместе сыграли тувинскую пьесу «Эзир кара», что означает «черный орел».

 

Попросил одного из лучших приборостроителей Тувы изготовить для меня игил. Я ежедневно посещал его студию, чтобы наблюдать за процессом. После этого я отнес свой игил в музей инструментов в Измире, Турция, где производители инструментов измерили игил, чтобы сделать копию для музея.

 

Эта поездка позволила мне установить много хороших связей, которые, я надеюсь, приведут к совместному культурному проекту между Турцией и Тувой в будущем. Имея общие корни и предков, тувинский и турецкий народы имеют много общего, поэтому я стремлюсь к укреплению нашей связи и сближению культур.

Морин хуур (Игил, Товшуур, Цуур)

Практикуя кочевое скотоводство на протяжении сотен лет, монгольские общины очень почитали и увековечивали лошадь в своих гербах и музыкальных произведениях. Одним из проявлений этого уважения является скрипка с конской головой. Термин «морин хуур» означает «игра с конской головой». Морин хуур имеет две струны. Струны и лук сделаны из конского волоса. Это инструмент с широким музыкальным диапазоном, прекрасным звуковым выражением и идеальной гармонизацией мелодии. Известный монгольский поэт Цедендорж Мишиг воспел очарование и силу скрипки с конской головой и ее исполнителя в стихотворении, написав:

Только две его строки выражают
Все события мира.

Истоки скрипки с конской головой восходят к древним временам. В исторических записях династии Тан упоминается, что гунны, жившие на монгольской территории около третьего века до нашей эры, и люди дунху, жившие там около первого века до нашей эры, использовали скрипку, называемую Хун-хуур (кун-хэу) или скрипку из гунны. Более того, обилие упоминаний о конноголовой скрипке и музыкантах встречается в устных и письменных источниках, относящихся к Великой Монгольской империи XIII-XIV вв., а также в дневнике французского миссионера Гийома де Рубрука, посетившего Монголию. между 1253-1255 гг.

Древняя легенда о происхождении скрипки с конской головой гласит: «Жил-был человек в дальнем путешествии. По дороге его лошадь умерла. Наблюдая за своей лошадью, скорбящий путник заметил, что грива и хвост его лошади свистят на сильном дуновении ветра. Вдохновленный этим, путешественник вылепил голову своей лошади из дерева и обтянул звуковую коробку тонкой кожей паха своей лошади и снабдил ее волосами из конского хвоста в качестве струн. Он гладил инструмент тетивным смычком и мелодично описывал ржание, шаги, рысь и галоп своей лошади, и утешал свое сердце. Так возникла скрипка с конской головой»

Предком скрипки с конской головой является «шанаган хуур» или скрипка-ковш. Считается, что монголы нанизали на свой деревянный ковш айраг (ковш, которым подавали перебродившее кобылье молоко) и создали ковш-скрипку. С древних времен скрипки были названы в соответствии с изображением головы животного на его шее, например, скрипка лебедя, скрипка крокодила, скрипка дракона, скрипка льва и так далее. В западной Монголии есть скрипка под названием экил. Экил характеризуется символом чандмани на голове.

Очень древней формой скрипки с конской головой является цуух хуур или давсган хуур (мочевая скрипка), которая имеет единственную струну и простой, скромный дизайн. Его звуковой ящик покрыт перепонкой лопасти быка или перепонкой плаценты только что родившейся коровы. Скрипка-пузырь была популярна у древних лесных жителей, но теперь это практически забытый инструмент. Морин хуур — инструмент, органично воплощающий культурно-бытовые традиции монголов, на котором играют во время праздничных мероприятий, общественных собраний, церемоний и различных обрядов, связанных с животноводством. Вот почему каждая монгольская семья предпочитает иметь в своем доме морин хуур и ставит его на самое почетное место. Независимо от того, умеете ли вы играть на морин хууре, посетители семейного юрта должны прикоснуться к скрипке в знак уважения.

Весна начинается с монгольского традиционного праздника Цагаан Сар или «Белая Луна» (Лунный Новый год), во время которого люди приветствуют друг друга традиционными способами. На скрипке с изображением лошадиной головы также играют, чтобы «изгнать домашний мороз», а также как символ добра каждой семье в новом году без боли, бед, ссор и драк.

Эта традиция нашла отражение в государственной церемониальной практике. В соответствии с Указом Президента Монголии, во время каждого Цагаан Сар, Великая Государственная Ханская Скрипка играется с ее гимном в Государственном Церемониальном Дворце для могущества Монголии, спокойствия и счастья каждой семьи, а также для богатства и благополучия. благо каждого человека Монголии. Эта практика сопровождается заслуженным исполнением скрипки с изображением лошадиной головы, которое транслируется по радио и телевидению по всей стране. Точно так же на нем играют известные музыканты во время многих праздничных мероприятий, таких как ритуалы задабривания животных, начало дойки кобыл и связанные с ними обряды, которые происходят в конце весны и начале лета, ягнение и молочные сезоны. Интересная традиция до сих пор практикуется среди жителей региона Гоби, когда пастухи используют чарующую мелодию хуура, чтобы помочь животным-матерям принять детенышей, осиротевших или отвергнутых их матерями. Русский поэт Сергей Есенин однажды написал: «Это не басня, что монголы говорят, что мелодией скрипки можно тронуть верблюда». Лето и осень — сезоны айрагов и празднеств в Монголии, и это самое благоприятное время для поощрения и развлечения песнями и музыкой. В течение этого сезона монголы широко празднуют Эриин гурван наадам (часто называемый фестивалем Наадам, фестиваль, на котором организуются три мужских игры: стрельба из лука, скачки и борьба), свадебные церемонии и другие праздники.

В этих праздничных мероприятиях морин хуур и уртиин дуу проявляют значение чести и символизма, и они тщательно практикуются в соответствии с древними обычаями от начала до конца пира. Морин хуур наиболее полно отражает характеристики монгольского традиционного музыкального мышления. Разнообразие музыкальных инструментов, принадлежащих разным монгольским этническим группам, сохраняет некоторые традиционные мелодии, называемые татлагами (короткие композиции), специально предназначенные для скрипки. Мелодия под названием «Джонон хар морини явдал» («Походка княжеского черного коня») широко популярна в районе Центральной Халхи и сохраняет многообразие местных черт. «Хуурийн магнай» (Верхняя скрипка), «Уулган шар атний явдал» (Походка необыкновенного желтого мерина), «Орёолт халтар мори» (Пригвожденная темно-бурая лошадь), «Аргалийн хурга» (Агнец дикого барана), «Дааган немнеэ» (жеребенок) и «Ширгийн шар ат» (походка желтоватого мерина) — вот лишь несколько примеров мелодий с конкретными историями и легендами, которые в изобилии встречаются в районе Гоби.

Скрипач из этнической группы дариганга играет такие мелодии, как «Зеэнии аяз» (мелодия луковицы стрелы), «Могой кхир» (змееподобный гнедой конь), «Шируюн хар мори» (Свирепый черный конь), «Нютсген цавидар». (Светло-каштановый с беловатой гривой и хвостом), «Харцага зеэрд» (Ястребиный каштан) и «Хох нуурийн тогоруу» (Журавль Голубого озера). мелодии. Биелги — традиционный танец тела. Его танцевальные мелодии имеют обычные названия и подходят для танцевальных движений, тогда как экиловые мелодии описывают определенные мелодии, связанные с рассказами, и имитируют движения и походки животных, звуки гор и рек, звуки животных. Эти мелодии также имитируют мелодии, которые пастухи традиционно использовали для задабривания овец, козочек и верблюжьих кобыл, которые отказываются от кормления своих детенышей. Существует большое разнообразие таких напевов, таких как «Сарыг цагаан инге» (Косолапый белый верблюд), «Джороо морини явдал» (Походка иноходца), «Балчин хэрийн домог» (Сказание о гнедой лошади с след уздечки), «Eeven goliin usan» (Вода реки Eeven), «Dörvön Oiradiin uria» (Зов четырех ойрадов), «Öröölt sharga mori» (Пригвожденная лошадь паломино), Beijing shar at (Пекинский желтый мерин ) и «Юйен улан царь» (Горностай-красный район), и это лишь некоторые из них. Помимо воспроизведения этих мелодий, хуур является основным инструментом, используемым для сопровождения пения длинных песен.

Известный монгольский этномузыковед Бадраа Джамц назвал скрипку с конской головой и протяжную песню «двумя золотыми крыльями монгольской национальной музыкальной традиции». Помимо сопровождения длинных песен и народных танцев, и скрипка, и экил сопровождают народные сказки, эпическое пение, панегирик и хвалебные песни. Метафорически каждая ветвь большого кустистого дерева монгольского традиционного народного искусства имеет те же корни, что и скрипка с конской головой. Высоко оценивая вклад монголов в фонд культурного наследия человечества, связанный с созданием хуура и развитием техники его игры в традиционном виде искусства, ЮНЕСКО объявила инструмент «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» в 2003 г. Сегодня значительно увеличивается количество новых музыкальных произведений для хууристов и профессиональных музыкантов, а также иностранцев, заинтересованных в изучении и изучении морин хуур. Самостоятельный ансамбль конских скрипок был создан в 1992 и с тех пор стали широко известны как среди зарубежной, так и среди отечественной публики своим мастерским и совершенным исполнением. Таким образом, морин хуур служит визитной карточкой для продвижения Монголии во всем мире и способствует межкультурному взаимопониманию, миру и гармонии.

Эволюция Морин Хуур

Чингисхан, основатель Монгольской империи, приказал открывать все церемонии с Морин Хуур, который символизировал важность музыкальных инструментов в Монголии. Например, в начале государственных церемоний играли морин хуур для сопровождения национального гимна «Древняя красота».

С XVI века шея Хуура делалась в виде головы дракона, что было связано с занятием маньчжуров Цин, так как народ мачу считал, что желтый цвет обозначает цвет солнца, а дракон характеризует великую державу, как их светлого царя. и мощный, как солнце. Таким образом, морин хуур был музыкальным инструментом как для общин, так и для членов королевской семьи.

Морин Хуур играет важную роль в монгольских музыкальных и танцевальных фестивалях. Например, западно-монгольское национальное «билжэ» невозможно представить без хуура.

Основной фигурой, развившей и модернизировавшей музыкальную традицию морин хуур, является г-н Г.Джамиян. Его называют «Мастером монгольской музыки». Джамиян не только внедрил методологию владения инструментом и аппликатуры нот на струне, но и открыл первые профессиональные классы Морин Хуура в Монголии.

После 1930 года традиционная и фольклорная музыка на морин хууре исполнялась монгольскими музыкантами в разных частях мира; в некоторых влажных, жарких странах было трудно играть какую-либо музыку из-за шероховатости кожи инструмента, которая съеживалась или даже растягивалась.